ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР

 

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 июня 1929 года

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА СОЮЗА ССР

 

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Утвердить устав Государственного Банка Союза ССР.

2. Отменить:

а) Положение о Государственном Банке РСФСР от 13 октября 1921 года (Собр. Узак. РСФСР, 1921, N 75, ст. 615);

б) декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 июля 1922 г. о предоставлении Государственному Банку права выпуска в обращение банковых билетов (Собр. Узак. РСФСР, 1922, N 46, ст. 578);

в) декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 29 мая 1922 г. об изменении ст. 29 Положения о Государственном Банке (Собр. Узак. РСФСР, 1922, N 51, ст. 637);

г) декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 9 ноября 1922 г. об изменении ст. 29 Положения о Государственном Банке РСФСР (Собр. Узак. РСФСР, 1922, N 74, ст. 923);

д) декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 15 декабря 1922 г. об изменении ст. 24 Положения о Государственном Банке РСФСР (Собр. Узак. РСФСР, 1922, N 81, ст. 1042);

е) декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 1 марта 1923 г. об отделе коммунального кредита при Государственном Банке (Собр. Узак. РСФСР, 1923, N 17, ст. 215);

ж) декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24 апреля 1923 г. о дополнении ст. 1 Положения о Государственном Банке РСФСР (Собр. Узак. РСФСР, 1923, N 37, ст. 388);

з) пункт "м" ст. 3 и ст. 14 Положения о Народном Комиссариате Финансов Союза ССР от 12 ноября 1923 г. (Вестник ЦИК, СНК и СТО Союза ССР, 1923, N 10, ст. 309);

и) Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 9 января 1925 г. об увеличении основного капитала Государственного Банка Союза ССР до десяти миллионов червонцев (ста миллионов рублей) (Собр. Зак. Союза ССР, 1925, N 2, ст. 19);

к) Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 мая 1927 г. об увеличении основного капитала Государственного Банка Союза ССР до двадцати пяти миллионов червонцев (двухсот пятидесяти миллионов рублей) (Собр. Зак. Союза ССР, 1927, N 31, ст. 317).

 

Председатель ЦИК Союза ССР

М.КАЛИНИН

 

Заместитель Председателя

СНК Союза ССР

В.ШМИДТ

 

Секретарь ЦИК Союза ССР

А.ЕНУКИДЗЕ

 

 

 

 

 

УСТАВ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА СОЮЗА ССР

 

I. Основные положения

 

1. Учрежденный по Постановлению Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 13 октября 1921 года в качестве Государственного Банка РСФСР и переименованный по Постановлению Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 6 июля 1923 года в Государственный Банк Союза ССР Государственный Банк имеет целью, на основании настоящего устава и в соответствии с общим планом развития народного хозяйства Союза ССР, регулировать денежное обращение и осуществлять краткосрочное кредитование промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и других отраслей хозяйства.

2. Государственный Банк со всеми своими конторами, отделениями, агентствами и кассами представляет собой единый банк Союза ССР, является юридическим лицом и действует на началах коммерческого расчета.

3. Государственный Банк несет ответственность по обязательствам Союза ССР и союзных республик, а также их центральных и местных органов только в тех случаях, когда он принял на себя такую ответственность на основании литеры "е" ст. 25 настоящего устава.

Правительства Союза ССР и союзных республик, а также их центральные и местные органы не несут ответственности по обязательствам Государственного Банка, за исключением случая, предусмотренного ст. 4 настоящего устава.

4. Уставный капитал Государственного Банка служит обеспечением по обязательствам Государственного Банка и не может быть уменьшен. Если убытки по операциям Банка, выведенные по годовому балансу, превысят сумму резервного капитала, то не покрытая резервным капиталом часть убытка покрывается за счет общесоюзного бюджета.

5. Государственный Банк Союза ССР в пределах настоящего устава действует самостоятельно.

Народный Комиссар Финансов Союза ССР утверждает в соответствии с директивами Совета Труда и Обороны предельный размер эмиссии банковых билетов, утверждает по представлению совета Государственного Банка членов правления и утверждает годовые отчеты и балансы Банка, а также наказ о порядке выпуска и изъятия из обращения банковых билетов и инструкцию ревизионной комиссии Банка.

Народный Комиссариат Финансов Союза ССР осуществляет надзор за деятельностью Банка в порядке, установленном для надзора за деятельностью кредитных учреждений общесоюзного значения.

6. Государственному Банку принадлежит монопольное право выпуска банковых билетов. Он осуществляет это право на основаниях, установленных в ст. 17 - 24 настоящего устава в соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 11 октября 1922 г. о предоставлении Государственному Банку права выпуска банковых билетов (Собр. Узак. РСФСР, 1922, N 64, ст. 827).

7. На Государственный Банк возлагается: а) производство на основаниях, установленных особыми узаконениями Союза ССР, операций по кассовому исполнению единого государственного бюджета Союза ССР и местных бюджетов и б) участие на основе особых соглашений с Народным Комиссариатом Финансов Союза ССР в реализации государственных займов Союза ССР и союзных республик и платежных обязательств Народного Комиссариата Финансов Союза ССР.

8. Свободные кассовые резервы всех кредитных учреждений за исключением кредитно-кооперативных организаций подлежат обязательному хранению в Государственном Банке.

Народный Комиссар Финансов Союза ССР может устанавливать изъятия из этого правила для государственных трудовых сберегательных касс и для системы сельско-хозяйственного кредита.

9. Кредитные учреждения могут кредитоваться только в Государственном Банке.

Настоящее правило не распространяется на кредитование системы сельско-хозяйственного кредита, местных коммунальных банков и кредитно-кооперативных организаций, на кредитование советских кредитных учреждений заграничными организациями, а также не исключает установления корреспондентских отношений между кредитными учреждениями.

10. Члены правления, совета, эмиссионного совета, ревизионной комиссии, сотрудники Государственного Банка, а также все должностные лица, получившие соответствующие сведения в служебном порядке, обязаны хранить тайну во всем, касающемся операций и счетов Банка и его клиентов.

Справки о всякого рода операциях и счетах клиентов Банка могут быть выдаваемы лишь самим клиентам, а также судебным и следственным органам с соблюдением в последнем случае порядка, установленного процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик. Кроме того, справки об операциях и счетах государственных предприятий могут быть выдаваемы тем государственным органам, в непосредственном ведении которых эти предприятия находятся.

11. Наложение ареста и обращение взыскания на суммы, находящиеся на текущем или ином счете клиента, а также на принадлежащие ему и находящиеся по тому или иному основанию в Государственном Банке ценные бумаги могут иметь место не иначе как по постановлению судебных или следственных органов.

12. Государственный Банк освобождается от промыслового и подоходного налогов, гербового сбора, нотариального сбора, а также от судебных пошлин и сборов по судебным делам.

13. Государственный Банк имеет печать с изображением государственного герба Союза ССР. Этой печатью могут пользоваться как правление, так и все филиалы Банка.

 

II. Капиталы Государственного Банка

 

14. Государственный Банк имеет капиталы: уставный и резервный.

15. Уставный капитал Государственного Банка определяется в 40 миллионов червонцев. Размер уставного капитала может быть увеличен постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

16. Резервный капитал Государственного Банка образуется путем отчислений из его прибылей (ст. 49) и служит для покрытия могущих оказаться по годовому балансу убытков по операциям Банка. Отчисления в резервный капитал производятся до достижения им размера, равного размеру уставного капитала. Если в каком либо году резервный капитал в части или полностью будет израсходован на покрытие убытков, то отчисление в него возобновляется и производится впредь до достижения им установленной нормы.

 

III. Эмиссия банковых билетов

 

17. Государственный Банк выпускает банковые билеты достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев.

Червонец содержит 7,74234 грамм чистого золота.

Примечание. На банковых билетах, выпускаемых после издания настоящего устава, обозначение билета и купюры должно быть напечатано на языках, общеупотребительных в союзных республиках (ст. 34 Конституции Союза ССР).

 

18. Банковые билеты, выпущенные в обращение Государственным Банком, обеспечиваются полностью, причем не менее чем на 1/4 их сумм по номинальной цене драгоценными металлами и устойчивой иностранной валютой по курсу на золото, а в остальной части - легко реализуемыми товарами, краткосрочными векселями и иными краткосрочными обязательствами.

19. Государственному Банку предоставляется по особому каждый раз постановлению Совета Народных Комиссаров Союза ССР выпускать банковые билеты для выдачи ссуд Народному Комиссариату Финансов Союза ССР, причем ссуды эти должны быть обеспечены золотом в монетах и слитках или иными драгоценными металлами в размере не менее половины их общей суммы, а в остальной части - краткосрочными процентными обязательствами Народного Комиссариата Финансов Союза ССР.

20. Срок начала размена банковых билетов на золото устанавливается особым постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

21. Подделка банковых билетов преследуется законом наравне с подделкой денежных знаков.

22. Для заведывания делами по выпуску в обращение, учету и изъятию из обращения банковых билетов и по учету ценностей, служащих их обеспечением, при правлении Государственного Банка образуется эмиссионный отдел, действующий согласно указаниям правления Банка под руководством одного из членов правления. Эмиссионный отдел публикует два раза в месяц в газете "Экономическая Жизнь" сведения о суммах выпущенных в обращение банковых билетов и их обеспечении (баланс эмиссионного отдела).

23. Для общего наблюдения и контроля за эмиссионной деятельностью Государственного Банка при Банке состоит совет по эмиссионным делам под председательством председателя правления Государственного Банка. Состав совета определяется наказом Государственному Банку о порядке выпуска и изъятия из обращения банковых билетов.

24. На совет по эмиссионным делам возлагается:

а) рассмотрение и утверждение предложений эмиссионного отдела о принадлежащих Государственному Банку ценностях, предназначенных для обеспечения банковых билетов, и об оценке этих ценностей для эмиссионной цели;

б) рассмотрение и утверждение балансов эмиссионного отдела;

в) проверка кладовой эмиссионного отдела не реже одного раза в месяц;

г) установление порядка уничтожения банковых билетов и контроль за соблюдением этого порядка;

д) общий надзор за соблюдением правил выпуска в обращение и изъятия банковых билетов.

 

IV. Операции Государственного Банка

 

25. Для достижения целей, указанных в ст. 1 настоящего устава, Государственный Банк, кроме эмиссии банковых билетов, производит еще нижеследующие операции:

а) покупку и продажу за собственный счет золота и других драгоценных металлов, иностранной валюты, тратт и девиз;

б) учет векселей, а также иных срочных беспроцентных денежных обязательств;

в) выдачу срочных ссуд и открытие кредита в форме специально текущего счета до востребования и контокоррентного счета;

г) аккредитивы под распорядительные товарные документы;

д) выдачу целевых ссуд;

е) поручительство по денежным обязательствам, подлежащим исполнению как в Союзе ССР, так и за-границей, а также акцепт векселей, выписанных с платежей за-границей;

ж) прием денежных вкладов: а) на текущий счет, б) сроком до востребования (бессрочные вклады) и в) на определенный срок (срочные вклады);

з) получение за-границей кредита, в частности, посредством переучета и выдачи векселей, а также перезалога заложенного в Банке имущества;

и) производство по поручениям платежей, денежных аккредитивов и переводов, а также прием по поручениям платежей;

к) производство расчетных операций между клиентами по их поручениям;

л) прием подписки на облигации государственных займов Союза ССР и союзных республик, а также иные, допущенные к обращению на территории Союза ССР, ценные бумаги;

м) покупку и продажу за собственный счет и по поручениям ценных бумаг;

н) покупку и продажу по поручениям золота и других драгоценных металлов, иностранной валюты, тратт и девиз;

о) прием на хранение ценных бумаг и драгоценных металлов, а равно прием на хранение с управлением ценных бумаг;

п) хранение товаров на товарных складах и сдачу в наем кладовых и безопасных ящиков (сейфов);

р) другие операции с разрешения совета Банка.

Для организации взаимных расчетов при Государственном Банке могут открываться расчетные отделы.

26. По векселям и другим обязательствам, принимаемым Государственным Банком к учету, должны быть ответственны не менее двух лиц. До срока платежа по этим векселям и другим обязательствам должно оставаться не более 6 месяцев. Если векселя или обязательства выданы по торговле с отдаленными местностями, до срока платежа по ним должно оставаться не более 9 месяцев, а в случае торговли с отдаленными районами азиатской части Союза ССР - не более 18 месяцев. Векселя и обязательства должны быть основаны на торговых сделках.

27. Кредиты в форме срочных ссуд, специального текущего счета до востребования, контокоррентного счета, акцептов, поручительства, товарных аккредитивов, а также кредиты по комиссионным и платежным поручениям должны быть обеспечены залогом:

а) ценных бумаг, выпущенных в Союзе ССР или за-границей, как то: облигаций государственных займов Союза ССР или союзных республик и иных облигаций или б) драгоценных металлов в слитках и в иностранной монете, а также иностранной валюты или в) товаров и распорядительных товарных документов.

Кредиты в форме специального текущего счета до востребования и контокоррентного счета могут быть также обеспечиваемы залогом векселей и обязательств, удовлетворяющих условиям, указанным в ст. 26.

Кредиты по специальному текущему счету до востребования и контокоррентному счету в пределах лимита, устанавливаемого советом Банка, могут быть предоставляемы под соло-векселя заемщиков без указанных в настоящей статье обеспечений.

28. Размер кредитов, указанных в ст. 27, не должен превышать лимитов, устанавливаемых правлением Государственного Банка в процентном отношении к стоимости заложенного имущества.

29. Кредиты в форме срочных ссуд, товарных аккредитивов, а также кредиты по комиссионным и платежным поручениям могут быть оказываемы Государственным Банком на срок не свыше 6 месяцев.

Кредиты в форме поручительства и акцепта могут быть оказываемы на срок не свыше одного года.

Примечание. В исключительных случаях, по особому постановлению совета Банка, кредиты в форме поручительства и акцепта могут быть оказываемы на срок более одного года.

 

30. По специальному текущему счету Государственный Банк имеет право во всякое время потребовать с предупреждением за установленный правилами Банка срок погашения долга или представления дополнительного обеспечения.

31. Государственный Банк может выдавать целевые ссуды на срок не свыше 12 месяцев. Целевые ссуды обеспечиваются порядком, установленным ст. ст. 27 и 28.

Целевые ссуды в пределах специального лимита, устанавливаемого советом Банка, могут быть выдаваемы и без обеспечения, указанного в части первой настоящей статьи.

32. Государственный Банк имеет право наблюдать за расходованием выданной целевой ссуды по предусмотренному договором назначению, а равно устанавливать наблюдение за ведением дел заемщика, в частности обозревать его делопроизводство и счетоводство. В случае неиспользования заемщиком ссуды по предусмотренному договором назначению, а также в случае уклонения его от контроля Банка, последний в праве потребовать досрочного погашения долга. Если целевая ссуда не обеспечена залогом, Банк имеет право требовать досрочного погашения долга также и в случае значительного ухудшения дел заемщика.

33. Государственный Банк может принимать в залог только имущество, свободное от залога. Принимаемые Банком в залог товары должны быть застрахованы за счет клиента в сумме не менее чем на 10% превышающей сумму ссуды. Товары, принятые в обеспечение кредита в форме срочных ссуд, товарных аккредитивов, а также кредитов по комиссионным и платежным поручениям, должны быть застрахованы на срок, превышающий, по крайней мере, одним месяцем срок ссуды. Товары, принятые в обеспечение кредита в форме специального текущего или контокоррентного счета, должны быть застрахованы на срок не менее трех месяцев, считая со дня поступления их в залог, по истечении же двух месяцев - страхование должно быть продолжено на новый двухмесячный срок, считая со дня истечения срока первоначального страхования.

34. Заложенный в Государственном Банке товар может быть оставлен на ответственном хранении залогодателя на условиях и в порядке, определяемом оперативными правилами Банка.

35. Государственный Банк может по принимаемым в залог облигациям займов Союза ССР и союзных республик, а также по облигациям займов, гарантированных Союзом ССР или союзной республикой, выдавать квитанции как именные, так и на предъявителя. В случае выдачи квитанции на предъявителя, Банк может обращать взыскание только на заложенные облигации. Собственником заложенных бумаг считается предъявитель залоговой квитанции, которому принадлежит также право на получение от Банка суммы излишка, могущего образоваться при реализации заложенных бумаг, в случае неуплаты им долга Банку.

36. Государственный Банк производит реализацию заложенного ему имущества следующим образом:

а) векселя и прочие денежные обязательства Банк предъявляет в соответствующие сроки к платежу обязанным по ним лицам, а в случае неплатежа обращает указанные обязательства ко взысканию;

б) ценные бумаги, драгоценные металлы и иностранную валюту Банк или продает собственным распоряжением или оставляет за собой по курсу дня, следующего за днем просрочки; если указанные ценности не имеют установленного курса, Банк или продает их собственным распоряжением или оставляет за собой в сумме долга;

в) товары Банк продает собственным распоряжением в порядке, определяемом оперативными правилами Банка.

37. При обращении третьим лицом взыскания на товары и ценности, заложенные в Государственном Банке, арест и опись имущества не производятся. Продажа их по такому взысканию может иметь место исключительно с момента, когда они подлежали бы передаче Банком должнику в его распоряжение. При обращении взысканий по претензиям, подлежащим преимущественному перед Банком удовлетворению, Банк приступает к продаже имущества не позднее одного месяца со дня обращения взыскания, причем сумма, вырученная от продажи, за покрытием претензий, подлежащих преимущественному удовлетворению, обращается на досрочное удовлетворение обеспеченного залогом требования Банка.

Банку предоставляется право, не обращая имущества в продажу, удовлетворить полностью претензию, подлежащую преимущественному удовлетворению. В этом случае на соответствующую сумму увеличивается обеспеченная залогом претензия Банка.

38. Очередность удовлетворения претензий Государственного Банка как при обращении им взыскания на заложенное ему имущество, так и при обращении взыскания на остальное имущество должника определяется Постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 6 февраля 1929 г. (Собр. Зак. Союза ССР, 1929, N 11, ст. 98).

39. В полное или частичное погашение вытекающих из операций Государственного Банка требований, срок которым наступил, Банк в праве зачитывать все те денежные суммы должника, которые причитаются последнему от Банка по каким бы то ни было основаниям.

Означенное право зачета может быть осуществлено Государственным Банком в погашение требований, срок которым еще не наступил, если должник приступил к ликвидации своих дел или приостановил платежи по своим обязательствам.

40. Государственному Банку предоставляется право в обеспечение вытекающих из его операций требований, срок которым наступил, при отсутствии достаточного их обеспечения, удерживать всякое имущество должника, которое поступило в Банк по каким бы то ни было основаниям, кроме ценностей, хранящихся в безопасных ящиках (сейфах), и ценных бумаг, принятых на хранение и на хранение с управлением.

Означенное право удержания может быть осуществлено в обеспечение требований, срок которым еще не наступил, если должник приступил к ликвидации своих дел или приостановил платежи по своим обязательствам. Обращение взыскания Банком на удержанное, согласно настоящей статьи, имущество производится в судебном порядке.

41. Документы, выдаваемые Банком на срочные вклады, могут быть как именные, так и на предъявителя, а документы на бессрочные вклады - только именные. Именные документы могут быть передаваемы лишь по именной передаточной надписи с переводом вклада по книгам Банка.

Документы Банка на срочные и бессрочные вклады подлежат приему в залог по договорам с государственными органами в полной сумме вклада.

42. Изменение размера процентов и прочих условий по вкладам на текущий счет и бессрочным вкладам может последовать не иначе как с предупреждением вкладчика за 7 дней до дня вступления в силу новых ставок и условий.

43. Государственный Банк может принимать вклады как в советской, так и в иностранной валюте. По вкладам в иностранной валюте Банк может выплачивать как самый вклад, так и проценты по нему в валюте вклада.

44. Государственный Банк может вступать в корреспондентские отношения с другими кредитными учреждениями, в том числе и иностранными.

 

V. Отчетность Государственного Банка

 

45. Операционный год Государственного Банка считается с 1 октября по 30 сентября следующего года.

46. Отчетность и счетоводство Государственного Банка проверяются ревизионной комиссией на основе инструкции, утвержденной Народным Комиссаром Финансов Союза ССР.

47. Годовой отчет и баланс Государственного Банка представляются ревизионной комиссии правлением не позднее 1 января следующего за операционным года.

По проверке отчета ревизионной комиссией правление Банка не позднее 1 марта представляет отчет и баланс с заключением ревизионной комиссии и со своей объяснительной запиской, а равно проект распределения прибыли или покрытия убытков совету Банка, который представляет отчет и баланс со своим заключением на утверждение Народного Комиссара Финансов Союза ССР.

48. Утвержденный годовой баланс Государственного Банка публикуется в газетах "Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК" и "Экономическая Жизнь". Кроме того, правление Банка обязано публиковать в тех же газетах ежемесячно состояние счетов по всем операциям Банка.

 

VI. Распределение прибылей

 

49. Чистая прибыль Государственного Банка по утверждении годового отчета распределяется следующим образом: а) 50% отчисляются в доход казны; б) 5% отчисляются в фонд улучшения быта рабочих и служащих Банка; в) не свыше 0,25% отчисляется в фонд поощрительного вознаграждения; г) остающаяся часть чистой прибыли зачисляется в резервный капитал Банка.

По достижении резервным капиталом размера уставного капитала остаток прибыли Банка либо направляется на соответственное увеличение уставного и резервного капиталов, либо зачисляется в доход казны. Вопрос о том или ином направлении указанного остатка прибыли решается специальным постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

 

VII. Управление Государственным Банком

 

50. Управление Государственным Банком осуществляется советом и правлением Государственного Банка.

51. Совет Государственного Банка состоит из 40 членов, а именно: из председателя совета, каковым является Народный Комиссар Финансов Союза ССР, председателей правлений Государственного Банка, Центрального Сельско-Хозяйственного Банка Союза ССР, Банка Долгосрочного Кредитования Промышленности и Электрохозяйства Союза ССР, Банка для Внешней Торговли Союза ССР, Всероссийского Кооперативного Банка и Центрального Банка Коммунального Хозяйства и Жилищного Строительства, лиц, назначаемых Советом Народных Комиссаров Союза ССР по представлению нижеуказанных ведомств и организаций - трех от Народного Комиссариата Финансов Союза ССР, одного от государственных трудовых сберегательных касс, одного от Главного Правления Государственного Страхования Союза ССР, по одному от Высшего Совета Народного Хозяйства Союза ССР, Народного Комиссариата Внешней и Внутренней Торговли Союза ССР, Народного Комиссариата Путей Сообщения, Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза ССР, Совета Съездов Государственной Промышленности и Торговли Союза ССР, Центросоюза Союза ССР, Всесоюзного Совета Сельско-Хозяйственной Кооперации, Всесоюзного Совета Промысловой Кооперации, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов и Совета Синдикатов, двенадцати членов, назначаемых Советом Народных Комиссаров Союза ССР из лиц, известных своими знаниями в области денежного обращения и кредита, а также представителей союзных республик по одному от каждой республики.

52. Совет Государственного Банка:

а) заслушивает доклад правления Государственного Банка об общем состоянии денежного обращения и кредита и дает правлению общие руководящие указания о направлении его деятельности;

б) утверждает инструкции, имеющие общепринципиальный характер;

в) разрешает вопрос об открытии и закрытии филиалов Банка в Союзе ССР и за-границей;

г) утверждает смету административно-хозяйственных расходов по содержанию правления и его филиалов;

д) рассматривает годовой отчет и баланс Банка и представляет их на утверждение Народного Комиссара Финансов Союза ССР;

е) намечает членов правления и представляет их на утверждение Народного Комиссара Финансов Союза ССР и выбирает членов ревизионной комиссии;

ж) устанавливает лимит необеспеченного залогом кредита по целевым ссудам, специальным текущим счетам и контокоррентным счетам;

з) производит ревизию наличности кассы и хранилищ правления Банка в день заключения операционного года;

и) разрешает, по представлению правления, производство операций, согласно литеры "р" ст. 25;

к) разрешает в исключительных случаях кредиты в форме поручительства и акцепта на срок более одного года.

Кроме того, рассмотрению и разрешению в совете подлежат все вопросы, вносимые по распоряжению председателя совета или по постановлению правления Банка, а равно вопросы, вносимые председателем правления Государственного Банка, в случае несогласия его с решением большинства правления (ст. 59).

53. Совет Банка созывается председателем совета не реже двух раз в год.

54. Дела в совете разрешаются простым большинством голосов.

55. Правление Государственного Банка состоит из председателя и его заместителя, назначаемых Советом Народных Комиссаров Союза ССР, и не менее семи членов, намечаемых Советом Банка и утверждаемых Народным Комиссаром Финансов Союза ССР.

56. Правление Государственного Банка является распорядительным органом, ведет всю операционную работу Банка и заведует всеми его делами и имуществом, в частности:

а) устанавливает процентные ставки по активным и пассивным операциям;

б) определяет отношение суммы кредита к стоимости заложенного имущества (ст. 28);

в) устанавливает внутреннюю структуру Банка, порядок ведения делопроизводства и отчетности;

г) руководит деятельностью всех филиалов Банка, распределяет между ними оборотные средства и перераспределяет их кассовую наличность;

д) осуществляет представительство интересов Банка в судебных и прочих государственных учреждениях и за-границей;

е) составляет и представляет на рассмотрение совета оперативные инструкции, вопросы об открытии и закрытии филиалов Банка в Союзе ССР и за-границей, сметы административно-хозяйственных расходов по содержанию правления и его филиалов, годовой отчет и баланс Банка, а также вносит на рассмотрение совета и другие вопросы;

ж) устанавливает порядок подписания обязательств и доверенностей от имени Банка;

з) устанавливает порядок назначения и увольнения должностных лиц Банка;

и) разрешает вопросы о приобретении и возведении строений для собственных нужд Банка, в пределах утвержденных смет.

57. Правление распределяет между своими членами наблюдение и руководство отдельными отраслями деятельности Банка. Председателю принадлежит общее наблюдение и руководство.

58. Заседания правления созываются председателем правления не реже одного раза в неделю и считаются действительными при наличии не менее половины общего числа членов правления.

59. Дела в правлении решаются простым большинством голосов. В случае несогласия председателя с решением большинства, вопрос, по распоряжению председателя, может быть перенесен в совет Банка.

60. Совет и правление Банка имеют местопребывание в г. Москве.

 

VIII. Филиалы Государственного Банка

 

61. Филиалами Банка являются республиканские и краевые (областные) конторы, конторы в отдельных крупных торгово-промышленных центрах, отделения, агентства и кассы.

 

Председатель ЦИК Союза ССР

М.КАЛИНИН

 

Заместитель Председателя

СНК Союза ССР

В.ШМИДТ

 

Секретарь ЦИК Союза ССР

А.ЕНУКИДЗЕ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования