СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 января 1927 года ПРАВИЛА ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГА С ИМУЩЕСТВ, ПЕРЕХОДЯЩИХ ПО НАСЛЕДОВАНИЮ И ДАРЕНИЮ, И ПОРЯДКА ПЕРЕХОДА К ГОСУДАРСТВУ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ИМУЩЕСТВ Общие положения 1. Общее по Р.С.Ф.С.Р. заведывание
налогом с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения, а равно и
переходом наследственных имуществ к государству принадлежит Народному
Комиссариату Финансов Р.С.Ф.С.Р. 2. Исчисление и взимание
и вообще проведение в жизнь налога с имуществ, переходящих в порядке
наследования и дарения, а также осуществление мероприятий по переходу к
государству наследственных имуществ возлагается на народные комиссариаты
финансов автономных республик, не имеющих губернского деления, а также на
областные, губернские, окружные и уездные и соответствующие им финансовые
отделы (ст. 6 Положения о налоге с имуществ, переходящих в порядке
наследования и дарения, от 29 января 1926 года - Собр. Зак.,
1926, N 6, ст. 39). Примечание. В последующих статьях все
финансовые органы, указанные в ст. 2 настоящих Правил, обозначаются общим
названием "местные финансовые органы". А. Обложение
имуществ, переходящих в порядке наследования I. Пределы действия
настоящих Правил 3. Действие настоящих Правил
распространяется на все находящиеся в пределах Р.С.Ф.С.Р. имущества,
переходящие в порядке наследования после лиц, умерших или объявленных умершими
с 1 марта 1926 года, к лицам, указанным в ст. 418 Гражданского Кодекса
Р.С.Ф.С.Р. 4. На находящиеся в пределах Р.С.Ф.С.Р.
имущества, переходящие по наследству от иностранных граждан к гражданам Союза
С.С.Р. или к иностранным гражданам, настоящие Правила распространяются,
поскольку иное не предусмотрено соглашениями Союза С.С.Р. с соответствующими
иностранными государствами. 5. Дела о порядке
обложения имуществ, оставшихся после лиц, умерших до 1 марта 1926 года,
разрешаются на основании декрета Всероссийского Центрального Исполнительного
Комитета от 11 ноября 1922 года о наследственных пошлинах (Собр. Узак., 1922, N 71, ст. 905) и утвержденной Советом Народных
Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. 18 мая 1923 года инструкции о наследственных пошлинах и о
наследственных имуществах, переходящих к государству (Собр. Узак., 1923, N 59, ст. 565). II. Общие начала
обложения наследства 6. Налог с имуществ, переходящих в
порядке наследования, исчисляется по стоимости наследственного имущества на
день открытия наследства. 7. Временем открытия наследства
признается день смерти наследодателя или объявления его умершим ввиду его
безвестного отсутствия в порядке, предусмотренном ст. 12 Гражданского Кодекса. 8. Обложение налогом наследственного
имущества производится тем местным финансовым органом, в районе которого
открылось наследство. Примечание. В случаях
расположения имущества в пределах ведения нескольких местных финансовых
органов, обложение производится тем из них, в районе которого находится большая
часть этого имущества; разногласия по вопросу о порядке обложения между
уездными или соответствующими финансовыми органами разрешаются губернскими или
соответствующими им финансовыми органами, разногласия между последними
названными финансовыми органами разрешаются Народным Комиссариатом Финансов
Р.С.Ф.С.Р. 9. Местом открытия наследства признается: а) место последнего
постоянного жительства наследодателя, согласно ст. 11 Гражданского Кодекса
Р.С.Ф.С.Р., то есть то место, где наследодатель, вследствие своей службы,
постоянных занятий или нахождения своего имущества, имел постоянную или
преимущественную оседлость; б) при неизвестности последнего
местожительства, указанного в п. "а" настоящей статьи, - место
нахождения наследственного имущества; в) для лиц, умерших за границей и не
имевших постоянного жительства в пределах Р.С.Ф.С.Р., - место нахождения наследственного
имущества в пределах Р.С.Ф.С.Р. 10. Время принятия наследства
устанавливается согласно ст. ст. 429 и 430 Гражданского Кодекса, то есть днем
принятия наследства считается: а) для наследников, фактически вступивших
в управление или владение наследственным имуществом, - день вступления в
управление или владение этим имуществом; б) для наследников, присутствующих в
месте открытия наследства, но не вступивших в управление или владение им, -
день окончания трехмесячного срока со времени принятия мер охранения
наследственного имущества, если в течение этого срока не последовало отказа
наследников от имущества; в) для отсутствующих в месте открытия
наследников - день подачи ими заявления о принятии наследства, но не позднее
установленного шестимесячного срока со времени принятия мер охранения
наследственного имущества. III. Меры охранения
наследственных имуществ 11. В случаях
обнаружения имущества, принадлежащего безвестно отсутствующему лицу, местный
финансовый орган обращается в народный суд с ходатайством о признании такого
лица умершим, согласно ст. 12 Гражданского Кодекса и ст. 5 Постановления Совета
Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 17 июня 1918 года о праве получения
содержания из имущества лиц, объявленных отсутствующими, и о судебном признании
пропавших умершими (Собр. Узак., 1918, N 56, ст. 624). 12. Местный финансовый орган, если
считает необходимым, назначает из числа наличных наследников, опекунов или
исполнителей завещания, по соглашению с ними, лицо, которому по описи
передается на хранение наследственное имущество. В случае недостижения
соглашения между наследниками и местным финансовым органом относительно
назначения хранителя имущества, дело обращается к рассмотрению в судебном
порядке. 13. Если после умершего
осталось имущество, требующее управления (предприятия, строения и пр.), и
наследники проживают в месте нахождения его, местный финансовый орган избирает
ответственного попечителя над указанным имуществом из числа наследников,
опекунов или исполнителей завещания, по соглашению с ними, или из числа
служащих наследодателя; в случае недостижения
соглашения с наследниками дело передается в суд. По жалобе наследников или по сообщению
местного финансового органа попечитель, не удовлетворяющий своему назначению,
распоряжением суда может быть заменен другим лицом. Ответственный попечитель за свою работу
получает вознаграждение из доходов от вверенного ему имущества в размере,
утвержденном судом или финансовым органом по принадлежности. Если после смерти наследодателя
предприятие прекращает действие, имущество предприятия передается на хранение в
порядке, указанном в ст. 12 настоящих Правил. 14. Если меры охранения
наследственного имущества не приняты, то сроки, указанные в ст. ст. 429, 430 и
примечании к ст. 434 Гражданского Кодекса, для заявления присутствующих на
месте наследников об отказе от наследства, для явки отсутствующих наследников
для принятия наследства и для предъявления кредиторами наследодателя своих
претензий исчисляются со дня принятия к производству местным финансовым органом
дела о наследстве, т.е. со дня поступления от наследников заявления о
составе и ценности имущества или с момента принятия финансовым органом мер к
привлечению наследников к ответственности за неподачу заявления. IV. Меры выявления
наследственного имущества 15. В каждом случае смерти, если после
умершего осталось наследственное имущество, местные финансовые органы должны
быть уведомлены в трехдневный срок о смерти лица, оставившего наследство.
Таковое уведомление производят в городах домоуправления или заменяющие их лица,
а в сельских местностях - сельские советы, причем те и другие указывают
предполагаемых наследников и их местожительство, если таковое известно, а равно
составляют и представляют тем же органам в двухнедельный срок опись оставшегося
имущества без оценки последнего. Названная опись составляется в
присутствии наследников, если они находятся налицо, а в случае их отсутствия -
при двух свидетелях. 16. Дееспособные
наследники, принимающие наследства, а также опекуны малолетних и вообще
недееспособных наследников и исполнители завещаний обязаны в двухнедельный по
принятии наследства срок подать в подлежащий местный финансовый орган
письменное заявление, согласно установленной форме, о составе и ценности
принятого ими наследственного имущества. 17. Если после подачи
указанного в ст. 16 настоящих Правил первоначального заявления обнаружится, что
к наследнику переходит имущество, которое не имелось в виду при подаче
заявления, или если действительная стоимость какого-либо из перечисленных в
заявлении имуществ окажется выше указанной раньше оценки, то не позднее двух
недель по обнаружении этих обстоятельств наследники, опекуны или исполнители
завещаний обязаны сделать соответствующему местному финансовому органу
дополнительное заявление. 18. Сроки, указанные в ст. ст. 15 и 16
настоящих Правил, могут быть удлиняемы Народным Комиссариатом Финансов
Р.С.Ф.С.Р. для отдельных местностей по представлениям местных финансовых
органов. 19. Все административные и судебные
органы обязаны уведомлять в двухнедельный срок местные финансовые органы обо
всех известных им случаях перехода по наследству имуществ, подлежащих налогу, а
также все данные об охране наследств, подлежащих налогу, как-то: описи
имущества, определения суда и т.п. 20. По требованию местных финансовых органов
все государственные учреждения и предприятия, общественные и частные
организации обязаны в двухнедельный срок по получении требования сообщать
указанным финансовым органам имеющиеся у них данные об имуществах, переходящих
по наследству, а также допускать представителей местных финансовых органов к
обозрению производства дел, касающихся имуществ, переходящих по наследству. V. Состав
наследственного имущества 21. В состав наследственной массы входит
как наличное имущество, так и находящееся в долгу и споре. 22. В состав подлежащего обложению
наследственного имущества не включаются: а) предметы (вещи) обычной домашней
обстановки и обихода (мебель, посуда, платье, белье и т.п.), если налицо
имеются наследники умершего, проживавшие вместе с ним; б) имущество, находящееся в пользовании
или собственности трудового двора (хозяйства), членом которого был умерший,
т.е. права на находящуюся в трудовом пользовании двора землю и строения,
входящие в состав трудового двора, сельско-хозяйственный
живой и мертвый инвентарь (скот, орудия, машины и т.п.), а также продукты
сельского хозяйства и сельско-хозяйственной промышленности; в) страховые суммы, подлежащие выдаче в
силу договоров личного страхования; г) страховые вознаграждения, получаемые
по всякого рода страхованиям от иностранных страховых обществ через посредство
акционерного общества "Кредитбюро"; д) стоимость переходящих к наследникам
автора или изобретателя авторских прав и патентов на изобретения; е) вклады наследодателей в
государственных трудовых сберегательных кассах. 23. Остающиеся после умерших в числе
предметов домашней обстановки и обихода предметы роскоши не исключаются из
облагаемого наследственного имущества независимо от того, имеются ли налицо
проживавшие вместе с умершими наследники. Примечание. Список предметов роскоши, не
исключаемых из облагаемого наследственного имущества, устанавливается Народным
Комиссариатом Финансов Р.С.Ф.С.Р. по соглашению с Народным Комиссариатом
Юстиции. VI. Оценка
наследственного имущества 24. Стоимость переходящих по наследству
строений определяется по наивысшей из нижеследующих
оценок: а) по страховой; б) по последней покупной цене, если
покупка была произведена после опубликования декрета Совета Народных Комиссаров
от 8 августа 1921 года о предоставлении собственникам немуниципализированных
строений права возмездного отчуждения недвижимых имуществ (Собр. Узак., 1921, N 60, ст. 410); в) по оценке для взимания налога со
строений; г) по десятикратной валовой или
двадцатикратной чистой доходности, а при недостаточности такого способа оценки
- по материальной стоимости на основании официальных справочных цен; д) по оценке местного коммунального
органа, производимой при передаче строений в порядке демуниципализации, и е) по оценке наследников. Примечание. Если наивысшая из указанных
оценок окажется явно преувеличенной, она может быть исключена из числа оценок с
надлежащей мотивировкой в постановлении финансового органа, производящего
исчисление налога. 25. Стоимость входящих
в состав наследственного имущества товаров, изделий, сырья, предметов
оборудования и инвентаря торговых и промышленных предприятий определяется по
официальным справочным оптовым ценам местной товарной биржи на день открытия
наследства, а если биржи нет, то коммунальных органов, местных органов
Народного Комиссариата Торговли Р.С.Ф.С.Р., местного статистического бюро, по
заявлениям наследников или же по торговым книгам предприятий, поскольку
показанная в этих книгах стоимость будет признана со стороны финансового органа
соответствующей действительной стоимости указанного имущества, причем
принимается наивысшая из указанных оценок. 26. Стоимость предметов домашней
обстановки и обихода определяется: а) по страховой оценке; б) по оценке сведущих людей (экспертов); в) по средним местным рыночным ценам и г) по оценке наследников, в зависимости
от того, какая из этих оценок выше. Предметы художественной старины и
искусства оцениваются представителями местных музеев, а там, где их нет, -
сведущими в данном деле лицами из числа местных граждан или по заявлениям
наследников, в зависимости от того, какая оценка выше. Примечание. В случае спора, заявленного
наследниками против оценки указанных в настоящей статье предметов, наследникам
предоставляется право требовать продажи этих предметов с аукциона, причем
вырученная сумма (за вычетом расхода на аукцион) признается суммой, переходящей
по наследству. 27. Стоимость денежных капиталов
определяется: а) для капиталов в наличных деньгах - по
их сумме; б) для вкладов в кредитные учреждения и
для долговых денежных обязательств, выданных наследодателю, - по сумме вкладов
и обязательств с начислением наросших на момент открытия наследства процентов; в) для советских и иностранных фондовых
ценностей (процентных и дивидендных бумаг) - по курсу дня открытия наследства,
если изменения курса присущи оцениваемым бумагам, или по номинальной стоимости
их с присоединением процентов, наросших на момент открытия наследства; г) для вкладов в торговые и промышленные
предприятия (товарищества простые, полные и на вере) - по стоимости этих
вкладов, определяемой указанными выше способами. Примечание. Долговые обязательства,
выраженные в натуральных ценностях, оцениваются по официальным справочным ценам
на день открытия наследства. 28. Стоимость неосуществленных
наследодателем по договорам с казной прав определяется суммой платежей,
причитавшихся наследодателю на день его смерти по официальной справке того
учреждения или должностного лица, с которым заключен договор. 29. Стоимость неосуществленных
прав по договорам аренды, концессии и т.п. определяется следующим образом:
средняя чистая годовая доходность за последнее трехлетие (или, в случае более
краткого срока действия договора, за этот последний срок) капитализируется по
числу оставшихся лет действия договора по особой таблице, определяющей
капитализированную из пяти процентов годовых стоимость ежегодных платежей в
размере одного рубля в течение известного числа лет. Примечание. Право застройки без
возведенных на земле строений в стоимость наследства не включается. VII. Вычеты из
стоимости наследственного имущества 30. Из общей стоимости наследственного
имущества исключаются следующие суммы: а) подлежащая выдаче рабочим и служащим
заработная плата, а также задолженность по социальному страхованию; б) неуплаченное наследодателем
вознаграждение за медицинскую помощь и за уход во время предсмертной болезни
наследодателя; в) расходы на погребение наследодателя,
кроме расходов, связанных с отправлением религиозных обрядов; г) суммы, причитающиеся с наследодателя
по налогам с накопившимися пеней и штрафами; д) долги наследодателя в размере
неуплаченной капитальной суммы с наросшими на нее процентами, кроме долгов его
наследникам, а также долгов, возникших до 7 ноября 1917 года. Примечание 1. Задолженность по лит. "а", "г" и
"д" настоящей статьи определяется на день смерти наследодателя. Примечание 2. Суммы,
указанные в настоящей статье, исключаются в размерах, подтвержденных
соответствующими документальными данными; если расходы, указанные в п.
"в" настоящей статьи, не превышают размеры пособия, выдаваемого на
погребение страховой кассой, представление оправдательных документов на них не
требуется. 31. Долги
наследодателя, подлежащие уплате лишь при наступлении каких-либо установленных
долговыми обязательствами обстоятельств, а также долги, установленные по
решению суда, не вступившему в силу, не исключаются из стоимости имущества, но
в случае наступления доказанных наследниками обстоятельств или по вступлении в
силу судебного решения излишне взысканная сумма налога подлежит возврату по
просьбе наследников. Если по уплате таких долгов общая стоимость
наследственной массы не превысит тысячи рублей, то наследникам возвращается
сумма взысканного с них налога. VIII. Исчисление
налога 32. Налог исчисляется по
производству указанных выше вычетов со стоимости всего остального
наследственного имущества в целом независимо от числа наследников со всей
наследственной массы; если наследственная масса превышает тысячу рублей,
исчисление налога производится согласно таблице, приложенной к ст. 5 Положения
о налоге с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения, от 29 января
1926 года (Собр. Узак., 1926, N 6, ст. 39). 33. Распределение оклада налога между
отдельными наследниками производится пропорционально получаемым ими долям из
наследства, причем долги наследников, отказавшихся от наследства, в расчет не
принимаются. 34. Если на наследников
по завещанию возлагается обязанность произвести другим законным наследникам
выдачи имущества (отказы или легаты), то такие выдачи не исключаются при
исчислении налога с тех наследников, на которых эта обязанность возложена:
налог с них исчисляется порядком, указанным в статье 32, с полной завещанной им
доли, включая и отказ, такие наследники имеют право удержать выплаченную ими
часть налога, падающую на отказанное имущество при выдаче такового. 35. Составление расчета не может
последовать ранее принятия наследства кем-либо из наследников (ст. 10). 36. Неподача наследниками заявлений,
требуемых ст. 16 настоящих Правил, не останавливает составления расчета. 37. Расчет налога объявляется в копиях
каждому наследнику под расписки, которые представляются в подлежащий финансовый
орган. IX. Обжалование
расчетов по налогу 38. Наследники или исполнители завещания,
в случае признания ими предъявленных им расчетов налога неправильными, могут в
двухнедельный со дня объявления им расчетов срок подавать против этих расчетов
возражения в финансовый орган, составивший расчет, по принадлежности. Примечание. Подача возражений не
приостанавливает уплату налога. 39. В случае признания подлежащим местным
финансовым органом данного возражения основательным, выносится новое
постановление, и новый расчет объявляется наследникам; в противном случае
производство по делу препровождается на разрешение народного суда по месту
открытия наследства. Обжалование решений суда
как финансовыми органами, так и наследниками производится в общем порядке
обжалования судебных решений по гражданским делам. X. Уплата налога 40. Исчисленный местным финансовым
органом налог уплачивается наследниками пропорционально доле каждого в
наследственном имуществе в течение месяца со дня объявления им расчета (ст.
37). 41. Отсрочка уплаты за пределы срока,
указанного в предшествующей (40) статье настоящих Правил, допускается при
переходе по наследству долгового имущества или имущества, предоставляемого
наследнику при наступлении известного условия или срока, а также при переходе
по наследству исков об имуществе. Налог в таких случаях уплачивается
наследником в месячный срок по фактическом
переходе к нему каждого из указанных имуществ. 42. Обеспечение уплаты налога, падающего
на долговые документы, осуществляется путем надписи о причитающейся к уплате
сумме налога на долговых документах. 43. Указанные в ст. 42 настоящих Правил
надписи делаются подлежащим финансовым органом по заявлениям плательщиков
налога, которые обязаны представить для этого подлинные долговые документы не
позднее срока, установленного для уплаты налога (ст. 40). 44. При неисполнении без уважительных
причин требования, предусмотренного предшествующей статьей (43) настоящих
Правил, налог взимается полностью в общем порядке без предоставления отсрочки. 45. Независимо от указанных выше случаев
льготы по уплате налога разрешаются в порядке Положения о взимании налогов
(Собр. Зак., 1925, N 70, ст. 518). 46. Сумма налога, не уплаченная в срок, неотсроченная или нерассроченная,
перечисляется в недоимку и взыскивается в бесспорном порядке на основании
Положения о взимании налогов. 47. Все
правительственные учреждения, как судебные, так и административные, должностные
лица, общественные учреждения, а равно и частные предприятия обязаны передавать
наследникам капиталы или другое имущество не иначе, как по представлении
наследниками удостоверений соответствующих финансовых органов о том, что это
имущество принято в расчет при исчислении налога с имуществ, переходящих в
порядке наследования. Б. О налоге с
имуществ, переходящих в порядке дарения 48. Налог с имуществ, переходящих в
порядке дарения, взимается применительно к правилам взимания налога с наследств с соблюдением условий, изложенных в следующих статьях. 49. Налог взимается с имуществ,
переходящих по актам дарения, совершенным с 1 марта 1926 года. Примечание. С имуществ, перешедших по
актам дарения, совершенным до 1 марта 1926 года, налог не взимается. 50. Обложение налогом имуществ,
переходящих в порядке дарения, проводится тем местным финансовым органом, в
районе которого совершен акт дарения. 51. Нотариальная контора, в которой
совершен акт дарения, обязана в двухнедельный срок по совершении акта дарения
доставить в соответствующий местный финансовый орган копию этого акта. 52. О каждом имуществе, переходящем по
акту дарения, лицо, принявшее дар, обязано в двухнедельный срок со дня принятия
дара подать письменное заявление в соответствующий местный финансовый орган по
форме, устанавливаемой Народным Комиссариатом Финансов. 53. Местный финансовый орган, если
признает нужным, собирает сведения о составе и ценности имущества, перешедшего
по акту дарения. 54. Налог исчисляется в
половинном размере ставок, указанных в ст. 32 настоящих Правил, со стоимости
всего имущества, переходящего по акту дарения, независимо от числа одаряемых по
этому акту лиц, причем стоимость имущества определяется по времени совершения
акта дарения; из стоимости имущества исключаются долги и неуплаченные налоги
(по день совершения акта дарения), лежащие на имуществе и переходящие на
одаряемого. 55. Переходящие по
актам дарения имущества стоимостью не свыше тысячи рублей и пожертвования в
пользу государства, благотворительных, лечебных, учебных и ученых учреждений и
организаций, а равно пожертвования в пользу общественных организаций, перечни
которых утверждаются Народными Комиссариатами Финансов Союза С.С.Р., Р.С.Ф.С.Р.
и других союзных республик, от налога освобождаются. В. Взыскания за
неисполнение требований закона о налоге 56. Должностные лица правительственных
учреждений и единоличные органы правительственной власти за неисполнение
требований, указанных в ст. ст. 15, 19, 20 и 47 настоящих Правил и ст. 21
Положения о налоге с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения, от
29 января 1926 года, отвечают как за служебные преступления. 57. Все остальные учреждения,
организации, предприятия и лица за несообщение сведений о наследстве и за
неисполнение ст. 47 настоящих Правил и ст. ст. 7, 8 и 22 Положения о налоге с
имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения, от 29 января 1926 года
подвергаются штрафу в размере до трехсот рублей, налагаемому финансовыми
органами, производящими исчисление налога. 58. Сокрытие наследственного имущества
или имущества, переходящего по актам дарения, в целом или в части, а равно
искусственное уменьшение стоимости имущества в целях освобождения от уплаты
налога или для уменьшения оклада налога влечет ответственность по ст. 63
Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года. 59. Постановления
окружных, уездных и соответствующих им финансовых органов о наложении штрафов
по ст. 57 настоящих Правил могут быть обжалуемы в народные комиссариаты
финансов автономных республик, краевые, областные и губернские финансовые
органы, по принадлежности, в двухнедельный со дня получения постановления об оштрафовании срок. Постановления указанных
финансовых органов о наложении штрафа и по жалобам на оштрафование
являются окончательными и могут быть рассматриваемы Народным Комиссариатом
Финансов Р.С.Ф.С.Р. лишь в порядке надзора. Г. О порядке
перехода к государству наследственных имуществ I. Случаи перехода
наследственных имуществ к государству 60. К государству переходит все
наследственное имущество или соответствующая его часть в следующих случаях: а) если оно окажется выморочным за
отсутствием законных наследников (ст. 418 Гражданского Кодекса); б) если все или некоторые законные
наследники отказались от принятия наследства (ст. 429 Гражданского Кодекса); в) если все или некоторые законные
наследники, отсутствующие в месте открытия наследства, в течение шести месяцев
со дня принятия мер охранения наследственного имущества не примут наследства
(ст. 430 Гражданского Кодекса); г) если наследодатель своим завещанием
определенно лишил всех или кого-либо из своих законных наследников права
наследования (прим. к ст. 422 Гражданского Кодекса). 61. В отношении имуществ, из коих часть
должна перейти к государству, по наступлении
сроков, указанных в ст. 62 настоящих Правил, переход осуществляется одним из
следующих порядков: а) путем выкупа наследниками части
наследства, приходящейся на долю государства; б) путем раздела наследственного
имущества в натуре; в) путем продажи наследственного
имущества с торгов с последующим распределением вырученной суммы между государством
и наследниками соответственно долям каждого и г) путем выкупа государством части
наследства, приходящейся на долю наследников, при наличии особо ценного
имущества, с разрешения Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р. II. Время перехода
наследственных имуществ к государству 62. Переход к государству наследственных
имуществ, указанных в ст. ст. 60 и 61 настоящих Правил, происходит по истечении
шести месяцев после принятия мер охранения наследственных имуществ, на
основании определения народного суда или с момента принятия местным финансовым
органом дела о наследстве к производству. 63. Право государства на переходящее к
нему по закону имущество считается возникшим в момент открытия наследства; с
этого момента государство имеет право на доход с переходящего к нему имущества. 64. В случаях
обнаружения неправильностей в отчетах, бесхозяйственного распоряжения
имуществом и расхищения его, местные финансовые органы сообщают суду о
необходимости замены распорядителей наследственным имуществом другими лицами и вместе
с тем устанавливают актами дознания размер убытков, причиненных имуществу
неправильными действиями распорядителей, с тем, чтобы учесть эти убытки в части
имущества, переходящей к государству. III. Порядок
передачи наследственных имуществ государству 65. По наступлении
сроков, указанных в ст. 62 настоящих Правил, по имуществам, целиком переходящим
к государству (ст. 60), местные финансовые органы обращаются в суд о признании,
в порядке ст. 196 Гражданского Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р., таких имуществ
выморочными и подлежащими переходу к государству. 66. В случаях перехода к государству
части наследственного имущества, если не были приняты меры охранения
наследственного имущества, местный финансовый орган предлагает наследникам
произвести раздел наследственного имущества с целью выделения доли,
причитающейся государству. 67. Если кроме совершеннолетних
наследников имеются наследники несовершеннолетние, то в действиях, связанных с
внесудебным разделом, их заменяют их законные представители - родители и
опекуны. 68. При внесудебном разделе в отношении
как времени принятия мер охранения наследственного имущества, так и порядка
назначения хранителя к нему соответственно применяются ст. ст. 12 и 14
настоящих Правил. 69. Проект внесудебного раздела наследственного
имущества составляется местным финансовым органом через его полномочного
представителя совместно с совладельцами имущества (наследниками); в проекте
указываются все подлежащее разделу имущество, как наличное, так и долговое, а
также и лежащие на наследстве долги, и определяется ценность делимого имущества
(актив и пассив). 70. При составлении
проекта внесудебного раздела обязательно участие всех наследников или их
уполномоченных; уклонение наследников от участия в составлении проекта,
выражающееся в неявке без уважительных причин, несмотря на двукратное
предложение представителя местного финансового органа, признается за нежелание
наследниками внесудебного раздела, и дело о разделе в таких случаях передается
местными финансовыми органами в суд. 71. Наследники, участвующие в составлении
проекта внесудебного раздела, имеют право делать мотивированные предложения о
способе раздела, которые обязательно отмечаются в составляемом проекте. 72. Составленный проект
по подписании его представителем местного финансового органа и наследниками,
участвовавшими в составлении проекта, представляется в местный финансовый
орган, который в двухнедельный по получении проекта срок или утверждает
представленный проект раздела и уполномочивает своего представителя на
заключение с наследниками соглашения о внесудебном разделе, или изменяет проект
и для заключения соглашения вызывает наследников. 73. Соглашение о внесудебном разделе,
подписанное всеми наследниками, считается окончательно заключенным и не
подлежит обжалованию со стороны подписавших его. 74. В случае неподписания
соглашения о внесудебном разделе хотя бы одним из наследников, местный
финансовый орган передает дело о разделе имущества в суд. 75. Если после начала принятия мер к
внесудебному разделу со стороны суда последует принятие охранительных мер по
наследственному имуществу, то дело о внесудебном разделе прекращается. 76. На основании состоявшегося
внесудебного соглашения о разделе имущества (ст. 73) или судебного решения по
разделу (ст. ст. 70 и 74), или по установлении
права государства на имущество в целом (ст. 65) производится фактическая
передача имущества государству, которая осуществляется составлением акта и
приложением подробной описи передаваемого имущества. 77. Означенный в предыдущей (76) статье
акт составляется представителем местного финансового органа в присутствии
представителя домоуправления по месту нахождения передаваемого имущества (в
городах) и представителя волостного исполнительного комитета (в сельских
местностях), а также лиц, в управлении коих находится имущество в момент
передачи (наследники, опекуны, исполнители завещания, ответственные хранители и
попечители). IV. Порядок
использования перешедших к государству имуществ 78. Имущество, перешедшее к государству в
порядке, предусмотренном ст. ст. 65 - 77 настоящих Правил, подлежит продаже с
публичных торгов, за исключением: а) драгоценных камней, жемчуга, изделий
из них и изделий из благородных металлов, имеющих стоимость не ниже суммы,
устанавливаемой Народным Комиссариатом Финансов; б) золотой и серебряной монеты
дореволюционной чеканки; в) благородных металлов в слитках
(золота, серебра, платины и металлов платиновой группы); г) иностранной валюты; д) предметов старины и произведений
искусства, подлежащих, на основании особых постановлений, специальному учету (в
том числе изделий из благородных металлов); е) всех видов архивного материала,
подлежащего ведению Центрального Архива; ж) предметов, изъятых из свободного оборота; з) имущества выморочных крестьянских
дворов; и) предметов специального назначения,
использование которых отнесено к исключительному ведению какого-либо народного
комиссариата; перечень этих предметов устанавливается особой инструкцией. 79. Денежные ценности, а равно суммы,
вырученные от продажи имуществ с публичных торгов, подлежат сдаче в ближайшие
кассы Народного Комиссариата Финансов и обращаются в доход казны. 80. Имущества,
указанные в п. п. "а", "б", "в" и "г"
ст. 78 настоящих Правил, подлежат передаче в ближайшие кассы Народного
Комиссариата Финансов для направления в Народный Комиссариат Финансов Союза
С.С.Р., который стоимость означенных имуществ зачисляет по своей оценке или
устанавливаемому им курсу в доход казны по бюджету Р.С.Ф.С.Р. в порядке,
устанавливаемом ст. 79 настоящих Правил. 81. Имущества, указанные в п.
"д" ст. 78 настоящих Правил, передаются безвозмездно в ведение
музейного отдела Народного Комиссариата Просвещения для помещения в одном из
музеев Р.С.Ф.С.Р. 82. Имущества, указанные в п.
"е" ст. 78 настоящих Правил, передаются безвозмездно Центральному
Архиву Р.С.Ф.С.Р. 83. Имущества, указанные в п. п.
"ж" и "и" ст. 78 настоящих Правил, передаются
государственным органам Союза или Р.С.Ф.С.Р., по принадлежности,
непосредственно ведающим использованием имущества данного рода, с оплатой
переданного имущества по оценке, которая производится в порядке,
предусмотренном особой инструкцией, с зачислением полученных сумм в доход
казны. Примечание 1. Предметы вооружения и
специального технического снабжения Рабоче-Крестьянской Красной армии и флота,
подлежащие передаче Народному Комиссариату по военным и морским делам в силу
пункта "ж" ст. 78 настоящих Правил, а также предметы, подлежащие
передаче Народному Комиссариату Социального Обеспечения в силу п. "и"
ст. 78 настоящих Правил, передаются названным Народным Комиссариатам
безвозмездно. Примечание 2. В случае отказа
государственных органов в принятии предметов, указанных в п. п. "ж" и
"и" ст. 78 настоящих Правил, указанные предметы продаются с торгов. 84. Имущество выморочных крестьянских
дворов (п. "з" ст. 78) поступает в распоряжение и пользование
соответствующих крестьянских обществ взаимопомощи, а в
тех местностях, где последних не имеется, - в распоряжение соответствующих
сельских советов. 85. Реализация и распределение имуществ,
указанных в ст. 78 настоящих Правил, производится органами Народного
Комиссариата Финансов. Реализация указанных имуществ может быть производима
органами Народного Комиссариата Финансов как непосредственно, так и через
товарные биржи, ломбарды, аукционный зал и другие соответствующие организации. Примечание. Если в составе переходящего к
государству наследственного имущества имеются предметы, подверженные порче,
реализация таковых производится тем органом, которым принимаются меры охраны
указанного имущества. Д. О расходах,
вызываемых взиманием налогов с имуществ, переходящих в порядке наследования или дарения 86. Расходы, вызываемые производством
торгов по продаже наследственного имущества, покрываются из вырученных от
продажи сумм. 87. Все расходы, соединенные с
произведенными органами фиска или по их требованию действиями, вызываемыми
необходимостью выяснения состава охранения, установления ценности раздела или
ликвидации наследственного имущества, покрываются из особого кредита,
ассигнуемого в бюджетном порядке. 88. Расходы, вызванные неправильными
действиями или заявлениями наследников, возмещаются последними соответствующему
финансовому органу, в противном случае соответствующая сумма подлежит
истребованию от наследников в порядке судебного иска. 89. Расходы, связанные с действиями,
предпринимаемыми исключительно в интересах наследников при принятии мер охраны,
установлении попечительства и т.п., подлежат возмещению в порядке, указанном в
ст. 88 настоящих Правил. Е. Инструкция по
применению настоящих Правил 90. Инструкции по применению настоящих
Правил издаются Народным Комиссариатом Финансов Р.С.Ф.С.Р. по соглашению с
Народным Комиссариатом Юстиции Р.С.Ф.С.Р. Заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров А.СМИРНОВ За Управляющего Делами Совета Народных Комиссаров М.БОЛДЫРЕВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |