СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 июля 1926 года ОБ ОБЩЕЙ И ЧАСТНОЙ АВАРИИ И О МОРСКИХ ПРОТЕСТАХ (с изм. и доп., внесенными Постановлением
СНК СССР от 21.12.1926 - СЗ СССР, 1927, N 6, ст. 62) I. Об общей и
частной аварии (с изм. и доп., внесенными Постановлением
СНК СССР от 21.12.1926) 1. Общей аварией признаются намеренно и
разумно, с целью спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей
для них опасности произведенные чрезвычайные расходы
или сделанные чрезвычайные пожертвования. Авария признается общей и в том случае,
когда при указанных выше обстоятельствах на судне не находилось груза. 2. Пожертвования и расходы, признаваемые
общей аварией, ложатся на судно, груз и фрахт соразмерно их стоимости согласно
расчету, именуемому диспашей. 3. Распределение расходов и убытков от
пожертвований, признаваемых общей аварией, производится, поскольку иное не
предусмотрено соглашением сторон, на основании Йорк-Антверпенских правил в
редакции 1924 года. 4. Отменена. - Постановление СНК СССР от
21.12.1926. 5. Расходы и убытки по судну, фрахту и
грузу, не подпадающие под понятие общей аварии или под понятие убытков от
столкновения судов, признаются частной аварией. Означенные убытки и расходы распределению
между судном, грузом и фрахтом не подлежат. 6. Для определения рода аварии,
исчисления размеров общей аварии и составления диспаши (ст. 2) при товарных
биржах состоят диспашеры. 7. Диспашеры состоят на службе товарных
бирж и назначаются биржевыми комитетами последних из числа лиц, выдержавших
испытание в особой испытательной комиссии в знании законов, правил и
постановлений по торговому мореплаванию как Союза ССР,
так и иностранных государств, а равно соответствующих международных обычаев. Диспашерам присваивается печать с
надписью "диспашер... (такой-то) товарной биржи", каковая печать
выдается диспашеру соответствующим биржевым комитетом. Диспашеры могут занимать другие должности
не иначе, как с разрешения подлежащего биржевого комитета. 8. Особые испытательные
комиссии образуются по мере надобности народными комиссариатами торговли
союзных республик в составе: председателя, по назначению народного комиссариата
торговли союзной республики, и членов, по назначению местного биржевого
комитета, уполномоченного Народного Комиссара Путей Сообщения при совете
народных комиссаров данной союзной республики и правления Госстраха союзной
республики, по одному от каждого из указанных органов. Председателю комиссии предоставляется
приглашать сведущих лиц с совещательным голосом. Выдержавшему испытание комиссия выдает соответствующее удостоверение. 9. Правила, определяющие порядок и
размеры вознаграждения диспашеров за составление диспаши, издаются Народным
Комиссариатом Внешней и Внутренней Торговли Союза ССР по соглашению с Народным
Комиссариатом Путей Сообщения. 10. При определении рода аварии,
исчислении размеров общей аварии и составлении диспаши диспашер при неполноте
постановлений закона руководствуется международными обычаями торгового
мореплавания. 11. Диспашер приступает к производству
дела об аварии по заявлению заинтересованных лиц, причем обязан, прежде всего,
составить особое постановление, определяющее род аварии. Заинтересованные лица
вправе оспорить это постановление предъявлением иска в подлежащем народном
суде. В случае предъявления иска производство диспаши продолжается только в том
случае, если об этом состоится особое определение суда. 12. В случае признания аварии общей диспашер
приступает к составлению диспаши, о чем публикует в "Известиях ЦИК Союза
ССР и ВЦИК" и в официальном органе печати по месту составления диспаши.
Подобное же объявление диспашер вывешивает в зале товарной биржи. 13. Диспашер указывает в публикации и вывешиваемом
объявлении, какие документы и сведения должны ему представить заинтересованные
лица для составления диспаши. Заинтересованные лица могут представлять
диспашеру в целях защиты своих интересов, кроме требуемых им документов и
сведений, и другие документы и сведения, какие ими будут признаны необходимыми. 14. Все документы, на основании которых
составляется диспаша, должны быть открыты для обозрения заинтересованных лиц.
По требованию последних диспашер обязан выдавать им засвидетельствованные копии
с этих документов. 15. Вознаграждение, причитающееся
диспашеру, включается им в общий расчет по аварии и взыскивается со всех лиц,
заинтересованных в распределении общей аварии, пропорционально долям их участия
в таковой. 16. Об окончании составления диспаши
диспашер публикует в "Известиях ЦИК Союза ССР и ВЦИК" и в официальном
органе печати по месту составления диспаши. 17. Диспаша подписывается диспашером с
приложением печати. С момента подписи и приложения печати диспаша считается
законченной, имеет силу доказательства и подлежит исполнению по истечении
указанных в ст. 18 сроков на предъявление иска, если таковой не предъявлен.
Предъявление иска приостанавливает исполнение диспаши. По особому постановлению суда диспаша
может быть приведена в исполнение и после предъявления иска. 18. Заинтересованные лица имеют право
заявить спор против диспаши в исковом порядке в течение
месячного срока со дня публикации об окончании составления диспаши,
когда общая авария имела место в малом каботаже, и трехмесячного срока, когда
она имела место в большом каботаже или заграничном плавании. 19. При несомненном
наличии общей аварии, в не терпящих отлагательства случаях начальнику порта
Союза ССР предоставляется право по просьбе одних из заинтересованных в
распределении общей аварии лиц задержать в порте аварийное судно или аварийный
груз до представления другими из заинтересованных в данном деле лиц
соответствующего обеспечения. Распоряжение начальника порта
действительно в течение 48 часов, после чего оно теряет силу, если оно не
подтверждено соответствующим постановлением суда. 20. При согласии стороны, заявившей
просьбу о задержании судна, представление обеспечения может быть заменено
представлением обязательства отвечать по общей аварии в пределах стоимости
судна, фрахта или груза (аварийного реверса). 21. Постановления ст. ст. 19 и 20 не
распространяются на торговые суда, принадлежащие Союзу ССР или союзным
республикам, и на суда мореходных предприятий Союза ССР, в уставах коих,
утвержденных в установленном порядке, указано, что их суда не могут быть
обращаемы на удовлетворение претензий кредиторов. II. О морских
протестах 22. Заявление о наличии
общей или частной аварии или о предполагаемой частной аварии капитан судна
делает одному из местных нотариусов не позднее 24 часов с момента захода в порт
Союза ССР; если же авария имела место во время нахождения в порте Союза ССР, то
не позднее 24 часов с момента аварии. Означенное заявление капитан
делает, не открывая люков. Капитан может приступить к выгрузке груза до
представления означенного выше заявления лишь в случае крайней необходимости. 23. В течение 7-дневного срока с момента
захода в порт или с момента аварии, в зависимости от того, где имела место
авария, капитан в дополнение к указанному в предыдущей статье заявлению
представляет нотариусу судовой журнал или заверенную им выписку из судового
журнала. В случае гибели судового журнала капитан подробно излагает в поданном
нотариусу заявлении все обстоятельства, связанные с аварией. 24. Нотариус на основании заявления
капитана и данных судового журнала, а также опроса самого капитана и, по
возможности, не менее двух лиц командного состава и двух лиц судовой команды
составляет акт о морском протесте. 25. О сделанном капитаном судна заявлении
об аварии нотариус немедленно уведомляет управление порта и местную товарную
биржу, если таковая имеется. Управление порта и товарная биржа вывешивают
сообщение нотариуса на видном месте. 26. В местностях, где нет нотариусов, их
обязанности по принятию заявлений и совершению морских протестов выполняются
органами, на которые законодательством союзных республик согласно ст. 15
Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета
Народных Комиссаров Союза ССР от 14 мая 1926 г. об основных принципах
организации государственного нотариата (Собр. Зак. СССР, 1926, N 35, ст. 252) возложено исполнение нотариальных
функций. 27. Принятие заявлений об аварии от
капитанов иностранных судов и составление актов о морском протесте может
производиться консульскими представителями соответствующих иностранных
государств на территории Союза ССР при условии взаимности. 28. Порядок совершения морских протестов,
предусмотренный ст. ст. 22 - 27 настоящего Постановления, применяется и в
случае подачи капитаном судна заявления о происшедшем столкновении судов. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |