ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р. ДЕКРЕТ от 8 марта 1926 года ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО БОРЬБЕ С ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ В Р.С.Ф.С.Р. Империалистическая война 1914 - 1919 гг.,
гражданская война 1918 - 1920 гг. и бедствие голода, постигшее в 1921 году
Поволжье, создали огромное количество беспризорных. В настоящее время Советская
власть тратит десятки миллионов рублей на цели борьбы с детской беспризорностью
и предупреждения дальнейшего ее роста. Но борьба с детской беспризорностью может
быть только тогда успешна, если к задачам этой борьбы будет привлечено
достаточное внимание советской общественности как в
центре, так и на местах, и если местные советы и исполнительные комитеты придут
на помощь имеющимися в их распоряжении средствами делу организации плановой,
систематической борьбы с детской беспризорностью и также с условиями, ее
порождающими. В целях организации дела борьбы с детской
беспризорностью, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет
Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют: утвердить и ввести в действие
нижеследующее Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в
Р.С.Ф.С.Р. ПОЛОЖЕНИЕ О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО БОРЬБЕ С ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ В Р.С.Ф.С.Р. Раздел I. Общие
положения 1. В отношении беспризорных, не достигших
шестнадцати лет, находящихся в условиях, опасных для их физического или
общественно-трудового развития, государством принимаются меры охраны, помощи и
воспитания, в соответствии с характером и степенью их беспризорности. 2. Беспризорными, нуждающимися в полном
обеспечении и воспитании, признаются дети: а) круглые сироты, а также не имеющие
братьев и сестер, которые были бы обязаны и могли бы принять на себя заботу о
них; б) потерявшие связь с родителями и
родственниками; в) изъятые постановлением суда или
комиссией по делам о несовершеннолетних из семьи, вследствие преступной или
порочной жизни их родителей или лиц, у которых они воспитывались, или
вследствие злоупотреблений в отношении их родительскими правами; г) подкинутые. 3. Нуждающимися в охране, в мерах
временной или частичной помощи и воспитания признаются дети: а) оказавшиеся
беспризорными вследствие тяжелой болезни или инвалидности, лишающей полной
трудоспособности, родителей или лиц, у которых они воспитывались, в тех
случаях, когда последние не пользуются пособием от государства, а также дети,
находящиеся на попечении одной только матери, лишенной всякого заработка и не
получающей материальной поддержки от мужа, родственников или других лиц; б) оказавшиеся беспризорными вследствие
временного отсутствия их родителей или лиц, на содержании которых они
находились и воспитывались (как-то: лишения их свободы, нахождения в больнице
на излечении и проч.). Примечание. К тем несовершеннолетним,
которые фактически находятся на иждивении родственников или посторонних лиц,
имеющих о них заботу, применяются только меры охраны. Раздел II.
Мероприятия по борьбе с беспризорностью 4. В отношении беспризорных детей, а
также детей, нуждающихся в охране или во временной или частичной помощи и
воспитании, согласно ст. 2 и 3 настоящего Постановления, применяются следующие
меры: а) передача на
попечение родственников или других лиц, в случае их на то согласия, отправка на
родину с соблюдением действующих на этот счет узаконений; б) помещение в семьи трудящихся, в случае
согласия на то последних, с оказанием этим семьям материальной поддержки и с
предоставлением в порядке особых узаконений различных льгот в целях облегчения
им содержания помещаемых детей; в) помещение в учреждения охраны
материнства и младенчества; г) помещение в детские учреждения
различных типов; д) помещение в лечебные или
медико-педагогические учреждения; е) помещение в производственные,
промышленные и сельско-хозяйственные трудовые
учреждения, согласно действующих узаконений; ж) в отношении несовершеннолетних
правонарушителей, не поддающихся медико-педагогическому воздействию, -
помещение в трудовые дома, колонии и другие учреждения Народного Комиссариата
Внутренних Дел; з) временное помещение в
приемно-распределительные пункты; и) направлений в лечебные заведения,
помещение в ясли, детские очаги и сады и т.п.; к) оказание материальной и иной помощи на
дому; л) помещение на работу, устройство в
учебно-производственные мастерские, профессиональные школы и техникумы и
передача в обучение кооперативным объединениям, а также отдельным ремесленникам
и кустарям как в городах, так и в сельских местностях,
согласно действующих узаконений; м) назначение опеки и отдача под
наблюдение обследователя-воспитателя, детского социального инспектора или лица,
выделенного общественными организациями. 5. Меры охраны, помощи и воспитания,
перечисленные в ст. 4, могут применяться как отдельно, так и по совокупности. Раздел III. Органы
по борьбе с беспризорностью 6. Организация, общее руководство и
проведение в жизнь всех мероприятий по борьбе с детской беспризорностью
возлагается на Народный Комиссариат Просвещения Р.С.Ф.С.Р. и на народные
комиссариаты просвещения автономных республик. 7. Органами, ведающими делом борьбы с
детской беспризорностью на местах, являются: в краевых и областных
объединениях, губерниях, округах и уездах подлежащие органы народного
образования, а в сельских местностях - волостные (районные) исполнительные
комитеты и сельские советы. Примечание. Организация учреждений по
охране материнства и младенчества и по охране здоровья детей, руководство их
работой, а также проведение иных мероприятий в этой области осуществляются
Народными Комиссариатами Здравоохранения Р.С.Ф.С.Р. и автономных республик, а
также местными органами здравоохранения. 8. Согласование и
объединение деятельности общественных организаций, ведущих борьбу с детской
беспризорностью, с деятельностью соответствующих государственных органов, а
также содействие работе этих организаций возлагаются на Комиссию по улучшению
жизни детей при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете и на местные
комиссии по улучшению жизни детей при центральных исполнительных комитетах автономных
республик, исполнительных комитетах автономных областей, краевых, областных,
губернских, окружных и уездных исполнительных комитетах. 9. Комиссия по улучшению жизни детей при
Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете организуется в следующем
составе: Председателя и
заместителя его, утверждаемых Президиумом Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета, и членов: двух представителей Президиума
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, двух представителей
Народного Комиссариата Просвещения и по одному от Народного Комиссариата
Юстиции, Народного Комиссариата Здравоохранения, Народного Комиссариата Труда,
Народного Комиссариата Финансов, Народного Комиссариата Внутренних Дел,
Народного Комиссариата Социального Обеспечения, Всесоюзного Центрального Совета
Профессиональных Союзов, Центрального Комитета Российского Ленинского
Коммунистического Союза Молодежи,
Центрального Комитета крестьянской общественной взаимопомощи, Отдела работниц и
крестьянок Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической Партии
(большевиков), Общества "Друг детей", Центральной Комиссии по
организации и распоряжению фондом имени В.И. Ленина помощи беспризорным детям
при Президиуме Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Российского
Общества Красного Креста. Состав комиссий по улучшению жизни детей
в автономных республиках областях, губерниях, округах и уездах определяется
центральными исполнительными комитетами подлежащих автономных республик и
соответствующими исполнительными комитетами. 10. Порядок деятельности и предметы
ведения Комиссии по улучшению жизни детей при Всероссийском Центральном
Исполнительном Комитете предусматривается особым положением, утверждаемым в
законодательном порядке. Раздел IV. Детская
социальная инспекция 11. Детская социальная инспекция
находится в ведении местных органов народного образования или местных органов
Центрального Управления по просвещению на транспорте и является аппаратом,
исполняющим задания этих органов в области борьбы с беспризорностью и правонарушениями
несовершеннолетних, а также защиты прав последних. 12. На должности детских социальных
инспекторов назначаются лица, имеющие достаточную педагогическую подготовку и
общественный стаж. 13. Для осуществления задач детской
социальной инспекции детским социальным инспекторам вменяется в обязанность: а) обследовать семьи, в которых
обнаружатся случаи злоупотребления родительской властью, а равно семьи, в
которых живут чужие дети, в том числе подопечные или патронируемые; б) производить по заданиям отделов
народного образования в детских и иных учреждениях, перечисленных в ст. 4
настоящего Постановления, обследование условий жизни детей; в) направлять, в случае необходимости,
детей в приемный пункт или в другое детское учреждение; г) возбуждать и поддерживать обвинение на
суде против лиц, обвиняемых в преступлениях в отношении детей; д) участвовать в организации советской
общественности для осуществления мероприятий по борьбе с детскими
правонарушениями и беспризорностью и в инструктировании представителей
общественных организаций, принимающих на себя добровольно выполнение тех или
иных функций детской социальной инспекции. 14. Все административные органы обязаны
оказывать содействие детским социальным инспекторам в их работе по борьбе с
детской беспризорностью. Раздел V.
Финансовые мероприятия 15. Борьба с детской
беспризорностью осуществляется за счет местных и государственного бюджетов, за
счет средств Комиссии по улучшению жизни детей при Всероссийском Центральном
Исполнительном Комитете и соответствующих местных комиссий, республиканского и
местных фондов помощи беспризорным детям имени В.И. Ленина, средств
общественных организаций, преследующих цели борьбы с детской беспризорностью и
помощи детям, а также средств, получаемых от предприятий (мастерские, советские
хозяйства), имеющихся и вновь организуемых при детских учреждениях. Примечание. Расходы по осуществлению
мероприятий по борьбе с беспризорностью на транспорте производятся в порядке,
определяемом особыми постановлениями. 16. Средства, отпускаемые на борьбу с
детской беспризорностью по государственному и местным
бюджетам, поступают в распоряжение органов, ведущих борьбу с детской
беспризорностью, по принадлежности и расходуются в общем бюджетном порядке. 17. Средства фонда имени В.И. Ленина и
отдельных общественных организаций расходуются в порядке, установленном
соответствующими законами и положениями, по планам, вырабатываемым подлежащими
организации и утверждаемым по согласованию с органами, ведущими борьбу с
детской беспризорностью. 18. Контроль за
расходованием средств на содержание учреждений, обслуживающих беспризорных
детей, из каких бы источников эти средства не поступали, возлагается на
контрольные органы Народного Комиссариата Финансов Р.С.Ф.С.Р. в
общеустановленном порядке. Примечание. Народному Комиссариату
Просвещения, по соглашению с Народным Комиссариатом Здравоохранения, Народным
Комиссариатом Финансов и Народным Комиссариатом Рабоче-Крестьянской Инспекции
Р.С.Ф.С.Р., поручается издать инструкцию о формах надзора и контроля
за расходованием средств подсобных к детским учреждениям предприятий
(мастерские, советские хозяйства и пр.). 19. Систематическое наблюдение за
расходованием средств, получаемых детскими учреждениями, возлагается на советы
детских учреждений, согласно положения о них. 20. Народному Комиссариату Юстиции
Р.С.Ф.С.Р. поручается в двухнедельный срок представить на утверждение
законодательных органов Р.С.Ф.С.Р. перечень законов, отменяемых с изданием
настоящего Постановления. Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М.И.КАЛИНИН Председатель Совета Народных Комиссаров А.И.РЫКОВ Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета А.КИСЕЛЕВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |