ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

 

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р.

 

ДЕКРЕТ

от 14 сентября 1925 года

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВОВОГО

И ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ КРАСНОАРМЕЙЦЕВ И ИХ СЕМЕЙ

 

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:

В развитие ст. 44 Кодекса Законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной армии и Рабоче-Крестьянского Красного флота Союза С.С.Р. и их семей (Собр. Зак., 1924, N 21, ст. ст. 197 - 198) утвердить прилагаемую Инструкцию по осуществлению защиты правового и имущественного положения красноармейцев и их семей.

 

Председатель

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

М.И.КАЛИНИН

 

Председатель

Совета Народных Комиссаров

А.И.РЫКОВ

 

И.о. Секретаря

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

Я.ПОЛУЯН

 

 

 

 

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВОВОГО

И ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ КРАСНОАРМЕЙЦЕВ

И ИХ СЕМЕЙ В АДМИНИСТРАТИВНОМ И СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ,

В СООТВЕТСТВИИ С КОДЕКСОМ ЗАКОНОВ О ЛЬГОТАХ И ПРЕИМУЩЕСТВАХ

ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ

И РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОГО КРАСНОГО ФЛОТА СОЮЗА С.С.Р.

И ИХ СЕМЕЙ

 

Глава первая

 

ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩИЕ

 

1. Соблюдение всех законов, ограждающих права и интересы красноармейцев и их семей, является первейшей обязанностью всех органов Советской власти.

Всем государственным органам вменяется в обязанность уделять особое внимание возникающим в их производстве делам, где затронуты интересы красноармейца или его семьи, имея в особенности в виду, что в отсутствие находящегося на действительной военной службе красноармейца эти интересы не могут получить надлежащей защиты.

2. Под красноармейцами подразумеваются все лица, состоящие на действительной военной службе в частях, управлениях, учреждениях и заведениях Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а именно: а) рядовой состав, б) начальствующий состав (младший, средний, старший и высший), подразделяющийся на составы: командный (командиры Рабоче-Крестьянской Красной Армии), административный, политический (командно-политический, политико-просветительный и юридическо-политический - политические работники Рабоче-Крестьянской Красной Армии), медицинский и ветеринарный, и в) лица, находящиеся в резерве и оставляемые сверх штата.

3. Защита правового и имущественного положения на основаниях, ниже устанавливаемых для красноармейцев и их семей, в полной мере распространяется на краснофлотцев, имеющих те же подразделения, что и красноармейцы (состав рядовой, начальствующий и т.д.), на личный состав войск Объединенного Государственного Политического Управления, конвойной стражи и на их семьи.

4. Защита правового и имущественного положения на тех же основаниях распространяется и на лиц женского пола, по занимаемой должности подходящих под понятие красноармейца, даваемое ст. 2, а равно и на семьи этих лиц.

5. Такою же защитой пользуются лица, упомянутые в ст. ст. 2 - 4, и их семьи по увольнении этих лиц с действительной военной службы вовсе, в запас или в бессрочный отпуск в течение одного года со дня увольнения или в течение времени, необходимого для полного осуществления предоставленной им льготы (например, при получении, согласно ст. 90 Кодекса, лечебной помощи в гражданских учреждениях или протезов).

6. Действие Кодекса и настоящей Инструкции не распространяется на вольнонаемных служащих Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам и их семьи, а равно на переменный состав команд обслуживания.

7. На волостные (районные) исполнительные комитеты (а в подлежащих случаях на городские и поселковые советы) возлагается защита правового и имущественного положения красноармейцев и их семей в случаях:

а) нарушения прав и интересов этих красноармейцев и их семей государственными учреждениями, отдельными должностными лицами или общественными организациями;

б) нарушения указанных выше прав и интересов прочими гражданами и

в) столкновений, возникающих в составе семей красноармейцев, когда таковые столкновения грозят нанести ущерб интересам отсутствующего красноармейца.

Примечание. Волостные исполнительные комитеты осуществляют защиту правового и имущественного положения красноармейцев и их семей под руководством и контролем вышестоящих исполнительных комитетов, причем в случаях, когда волостные исполнительные комитеты по каким-либо причинам медлят с разрешением соответствующего дела или не дают ему надлежащего разрешения или направления, допускается, помимо обращения в прокуратуру, перенесение дела в вышестоящий исполнительный комитет.

 

8. Волостные исполнительные комитеты осуществляют защиту правового и имущественного положения красноармейцев и их семей непосредственно, когда дело подлежит разрешению в административном порядке, а в случаях, требующих судебного разрешения, направляют дело в земельную комиссию или суд по подсудности, совершая все необходимые действия: а) через свои соответствующие органы, б) через уполномоченных ими на то должностных лиц, в) через членов коллегии защитников, назначаемых президиумом коллегии или соответствующей консультацией, и г) через официальных представителей красноармейцев, назначаемых по их просьбе судом.

9. В случае необходимости совершения тех или иных действий, которые должны устанавливать права и обязанности красноармейца, официально уполномоченное для этого лицо (п. "г" ст. 8), а равно избранное красноармейцем или его семьей должно быть снабжено письменною доверенностью, причем во всех случаях достаточно засвидетельствования подписи доверителя-красноармейца воинской частью, где он служит, с приложением гербовой печати.

Засвидетельствование доверенности воинской частью приравнивается к нотариальному засвидетельствованию.

 

Глава вторая

 

ЗАЩИТА ПРАВОВОГО И ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

КРАСНОАРМЕЙЦЕВ И ИХ СЕМЕЙ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ

 

10. В случаях поступления жалоб и заявлений красноармейцев или их семей о нарушении их прав, в частности, о непредоставлении им установленных законом льгот и преимуществ или о нарушениях, касающихся их имущественного положения, волостные исполнительные комитеты обязаны рассмотреть жалобу (заявление) и дать ей направление в трехдневный срок или разрешить ее в пределах своей компетенции в семидневный срок.

11. При рассмотрении жалоб (заявлений) красноармейцев и их семей волостные исполнительные комитеты в интересах наиболее правильного и справедливого разрешения дела обязаны, не ограничиваясь представленными объяснениями и материалами, способствовать выяснению существенных для разрешения дела обстоятельств путем затребования необходимых справок и сведений и оказывать обращающимся красноармейцам и их семьям активное содействие к ограждению их прав и законных интересов для того, чтобы юридическая неосведомленность, малограмотность обращающихся и тому подобные обстоятельства не могли быть использованы им во вред.

12. Волостные исполнительные комитеты обязаны по разрешении дела уведомлять о том заявителя, а в необходимых случаях, когда заявителем является не сам красноармеец, то и последнего.

13. Независимо от поступлений жалоб (заявлений) волостные исполнительные комитеты обязаны по своей инициативе оказывать защиту красноармейцам и их семьям во всех случаях, предусмотренных ст. 7 настоящей Инструкции.

14. Волостные исполнительные комитеты принимают участие в разрешении таких возникших в семье красноармейца столкновений различных интересов, которые грозят нанести ущерб интересам отсутствующего красноармейца, в целях правильности и справедливости такового разрешения.

При этом участии волостные исполнительные комитеты, учитывая требования того или иного члена семьи красноармейца, принимают все меры к миролюбивому разрешению спора, руководствуясь действующими законами, регулирующими взаимоотношения членов семей трудового объединения.

При недостижении миролюбивого окончания спора волостные исполнительные комитеты указывают спорящим законные пути разрешения возникших столкновений.

15. Волостные исполнительные комитеты обязаны иметь особое попечение о том, чтобы несовершеннолетним членам семьи красноармейцев были оказываемы своевременно в пределах имеющихся средств установленные законом льготы, в особенности же в области народного образования и здравоохранения.

16. В необходимых случаях волостные исполнительные комитеты должны: а) принимать меры к назначению опеки над малолетними членами семьи красноармейцев и иметь надзор за осуществлением опекой своих обязанностей, б) приносить жалобы, делать сообщения и получать справки, уведомления отовсюду, откуда это может потребоваться, в) защищать интересы красноармейца на общих собраниях артелей, кооперативов, товариществ, членом которых он состоит, г) вырабатывать условия договоров или соглашений, требовать исполнения таковых и т.д.

17. В целях обеспечения за семьями красноармейцев полноты пользования предоставленными им по закону льготами и преимуществами президиумы центральных исполнительных комитетов автономных республик, губернские, уездные и соответствующие им исполнительные комитеты обязаны:

а) принимать меры к ознакомлению всех подведомственных им отделов, волостных исполнительных комитетов и сельских советов, а также их должностных лиц с Кодексом Законов о льготах и издаваемыми в дополнение и развитие его узаконениями и распоряжениями путем инструктирования указанных органов и должностных лиц;

б) принимать меры к широкому ознакомлению семей красноармейцев со всеми льготами, предоставленными им Кодексом, и с порядком осуществления и охранения этих льгот, а в частности, с порядком обращения в волостные исполнительные комитеты по вопросам защиты интересов красноармейцев и их семей, установленным настоящей Инструкцией;

в) организовать учет семей красноармейцев волостными исполнительными комитетами и сельскими советами;

г) принимать меры к организации юридической помощи семьям красноармейцев в первую очередь и бесплатно.

 

Глава третья

 

ЗАЩИТА ПРАВОВОГО И ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

КРАСНОАРМЕЙЦЕВ И ИХ СЕМЕЙ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

 

18. Волостные исполнительные комитеты по получении известий о нарушающих или существенно затрагивающих интересы красноармейцев и их семей событиях, выражающихся, например: а) в заключении явно невыгодных для них сделок по имуществу двора, в частности, в случае крайней нужды, б) в незакономерном стеснении их землепользования, в) в нарушении их прав на пользование жилой площадью, г) в лишении средств на содержание жены и детей, д) в обращении взыскания или принудительной продаже имущества, не подлежащего описи и аресту, е) в неправильном выделе или семейно-имущественном разделе имущества, ж) в расхищении или присвоении принадлежащего красноармейцу или его семье имущества, з) в предъявлении к ним исков или производстве взысканий и т.п., обязаны, не выжидая поступления чьей-либо просьбы или заявления, принять соответствующие меры для защиты их законных интересов.

19. С этой целью волостные исполнительные комитеты через уполномоченных ими лиц могут: а) возбуждать иски всякого рода и вступать в производящиеся уже судебные дела в порядке ст. 172 Гражданского Процессуального Кодекса, б) сообщать лицам прокурорского надзора просьбы о предъявлении иска, о вступлении в дело или об обжаловании и опротестовании решений и приговоров, вступивших в законную силу, в) просить о приостановлении производства в порядке п. "б" ст. 114 Гражданского Процессуального Кодекса, г) присутствовать при производстве раздела, при исполнении решений судов и т.п.

20. При ведении дел в порядке ст. 44 Кодекса Законов о льготах волостные исполнительные комитеты и действующие по их полномочию органы и должностные лица пользуются всеми правами стороны в процессе, независимо от участия в процессе непосредственно заинтересованных лиц.

21. При всяком взыскании, производимом с красноармейца или его семейства в сельских местностях, исполнитель должен уведомить о том сельский совет, от усмотрения которого зависит либо просить суд о приостановлении исполнения применительно к ст. 114 Гражданского Процессуального Кодекса, либо при отсутствии в семье красноармейца лица, могущего в полной мере защищать его интересы, просить суд о назначении официального представителя по месту исполнения по правилам ст. 259 этого Кодекса, либо принять участие в производстве взыскания на стороне должника через своего представителя.

В городах и поселениях городского типа те же права принадлежат поселковым и городским (районным) советам.

22. Особое внимание волостные исполнительные комитеты должны уделять при рассмотрении в земельных комиссиях (и в подлежащих случаях в судах) спорных дел о трудовой аренде красноармейских хозяйств и о разделах трудовых земледельческих хозяйств, членами коих состоят красноармейцы.

23. По делам, рассматриваемым в земельных комиссиях, с красноармейцев, а также с семейно-трудовых объединений лиц, совместно ведущих сельское хозяйство дворов, в составе которых состоят красноармейцы, судебная пошлина, особый канцелярский сбор и прочие сборы, в том числе гербовый, не взыскиваются.

 

Глава четвертая

 

ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ЖАЛОБ И ЗАЯВЛЕНИЙ

КРАСНОАРМЕЙЦЕВ И ИХ СЕМЕЙ

 

24. Красноармейцы направляют по общему правилу свои жалобы и заявления через подлежащих уполномоченных бюро красноармейских писем.

25. Семьи красноармейцев направляют по общему правилу свои жалобы и заявления через подлежащие комитеты крестьянских обществ взаимопомощи.

26. Жалобы и заявления могут быть направляемы красноармейцами и их семьями и иными способами, представляющими для отправителей большие удобства.

27. Жалобы и ходатайства, для подачи коих законом установлен специальный порядок и, в частности, определенный срок (как то: по налогам, сборам и пр.), направляются с обязательным соблюдением этих порядка и сроков.

 

Глава пятая

 

О НАДЗОРЕ ПРОКУРАТУРЫ ЗА ОХРАНОЙ ПРАВ

КРАСНОАРМЕЙЦЕВ И ИХ СЕМЕЙ

 

28. В соответствии с правилами ст. 7 настоящей Инструкции на прокуратуру возлагается надзор за законностью действий должностных лиц и учреждений, общественных организаций и частных лиц по отношению к красноармейцам и их семьям.

29. Прокуратура обязана иметь постоянное наблюдение за работой уполномоченных по рассмотрению красноармейских писем губернских и уездных исполнительных комитетов, назначаемых согласно циркуляру Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 27 марта 1924 года об организации бюро красноармейских писем.

30. Означенные уполномоченные должны немедленно доводить до сведения подлежащих лиц прокурорского надзора о каждом случае чрезмерной задержки и волокиты в производстве по передаваемым уполномоченными в исполнительные комитеты делам, а также о всех замеченных ими случаях нарушения действующих законов в связи с разрешением этих дел.

31. Все жалобы и заявления, поступающие от семей красноармейцев, прокуратура должна разбирать и расследовать в первую очередь, обязательно составляя о каждом оставлении таких жалоб или заявлений без движения мотивированные постановления.

32. Прокуратуре для защиты интересов красноармейцев и их семей вменяется в обязанность возможно шире использовать права, предоставленные ей ст. ст. 2 и 254 Гражданского Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р.

 

Глава шестая

 

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

ЗА НЕПРИНЯТИЕ МЕР К ЗАЩИТЕ ПРАВ КРАСНОАРМЕЙЦЕВ

 

33. Должностные лица, не принявшие мер к защите справедливых интересов красноармейцев и их семей, привлекаются к ответственности по ст. ст. 107 и 108 Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования