ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ РСФСР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 июня 1925 года ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ ПО ПРОМЫШЛЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ В ЧАСТИ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ К ОХРАНЕ ТРУДА На основании ст. 5 Постановления Совета
Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 24 апреля 1924 года о порядке утверждения
проектов по промышленному строительству в части, относящейся к охране труда
(Собр. Узак., 1924, N 49, ст. 463), Экономическое
Совещание Р.С.Ф.С.Р. постановляет: Утвердить прилагаемую Инструкцию по
применению означенного Постановления. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р. ОТ 24 АПРЕЛЯ 1924 ГОДА О ПОРЯДКЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ ПО ПРОМЫШЛЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ В ЧАСТИ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ К ОХРАНЕ ТРУДА I. Общие положения 1. Устанавливаемый настоящей Инструкцией
порядок распространяется на постройку, переустройство и переоборудование
промышленных заведений с числом наемных рабочих не менее пяти человек и на все расположенные на территории таковых вспомогательные
учреждения для рабочих, за исключением случаев, указанных в примечании к ст. 12
настоящей Инструкции. 2. При постройке,
переустройстве и переоборудовании промышленных заведений, не имеющих наемных
рабочих или имеющих общее число наемных рабочих менее пяти человек, а также при
устройстве подсобных заведений в существующих строениях проекты на новое
строительство и капитальное переустройство утверждаются в порядке,
предусмотренном утвержденной Экономическим Совещанием Р.С.Ф.С.Р. 30 июля 1924
года Инструкцией по применению Положения об управлении губернских инженеров
(Собр. Узак., 1924, N 67, ст. 667),
а наблюдение за исполнением правил и требований в части, относящейся к охране
труда, осуществляется соответствующими органами охраны труда в порядке надзора. 3. В автономных
республиках и областях допускаются в соответствии с местными условиями, по
соглашению с Народным Комиссариатом Труда Р.С.Ф.С.Р. отдельные изменения
настоящей Инструкции в части, касающейся охраны труда, в смысле тех или иных
дополнений, изъятий или технических облегчений, но без нарушения общих
устанавливаемых Инструкцией принципов и не иначе, как по постановлениям
соответствующих центральных или областных исполнительных комитетов. Примечание. В дальнейшем изложении в
целях сокращения указываются только названия управления губернских инженеров и
губернского отдела труда губернского исполнительного комитета; все относящееся
к ним распространяется в равной мере на соответствующие органы и учреждения
автономных республик и областей. II. Промышленное
строительство местного значения 4. Проекты по
промышленному строительству местного значения представляются при
соответствующем заявлении строящим учреждением, объединением, предприятием или
лицом в управление губернского инженера в двух экземплярах, причем один экземпляр
чертежей выполняется на плотной бумаге в форматах тридцать три сантиметра на
двадцать сантиметров, а другой - на полотняной кальке, или же оба экземпляра
исполняются на полотняной кальке. 5. Проект нового строительства, понимая
под таковым сооружение новых промышленных заведений и сооружение новых зданий в
существующих промышленных предприятиях (за исключением случаев, указанных в ст.
11), должен состоять из: а) плана прилегающей к территории
предприятия местности на расстояние, определенное в зависимости от сферы
влияния вредности данного производства для окружающего населения и прилегающей
местности, а также в зависимости от сферы влияния вредности прилегающей
местности и окружающих промышленных заведений на проектируемое промышленное
заведение; б) плана территории предприятия; в) чертежей (планы, разрезы, фасады,
детали) промышленных зданий и зданий вспомогательных учреждений для рабочих
(жилые помещения, бани, ясли и проч.); г) подробных проектов отопительных,
вентиляционных и иных специальных установок; д) пояснительной записки. 6. На плане местности должны быть
обозначены: территория предприятия, страны света, направление господствующих
ветров, водоемы, места забора питьевой воды и спуска сточных вод, зеленые
насаждения, населенные места, промышленные заведения, пути сообщения и прочие
характерные для данной местности устройства. План местности должен быть составлен в
масштабе 1/10000 или в масштабе имеющихся в соответствующих учреждениях или в
продаже географических карт или планов населенных мест. 7. На плане территории должны быть
показаны: а) граница участка земли,
предназначенного для строительства, и прилегающая к таковым местность на
расстоянии около пятидесяти метров; б) все проектируемые и существующие
постройки с обозначением рода материалов и назначения построек; в) свободные площади и зеленые
насаждения; г) схема расположения водоемов, плотин,
водопроводов, канализаций, выгребных ям, устройств для
отвода и очистки отработанных производственных вод; д) схема расположения проездов, проходов,
подъездных путей, туннелей, транспортных и погрузочных устройств; е) расположение открытых мест для складов
и работ как в границах используемого участка, так и в
непосредственном соседстве с ним. План территории предприятия должен быть
составлен в масштабе 1/400 или 1/1000 в зависимости от размера участка. 8. На чертежах зданий
промышленного заведения должны быть схематически показаны: размещение паровых и
силовых установок, расположение в производственных помещениях подъемных
устройств, производственных машин, станков, приборов, аппаратов и разного рода
приспособлений для производства, противопожарный водопровод, отопительные,
вентиляционные и иные специальные устройства, помещения для
санитарно-технического обслуживания трудящихся (умывальные, раздевальные, души
и т.д.). Чертежи проектируемых промышленных зданий
и зданий вспомогательных учреждений для рабочих должны быть составлены в
масштабе: а) планы - 1/100, б) разрезы - 1/50, в)
фасады - 1/100 или 1/50 в зависимости от размеров зданий и сложности фасада, г)
детали - в произвольном, более крупном масштабе. 9. Подробные проекты
отопительных и вентиляционных устройств в производственных помещениях, а также
иных специальных установок должны быть представлены в виде особых чертежей,
независимо от указанных в ст. 5 чертежей зданий, причем одновременное представление
на рассмотрение и утверждение чертежей, указанных в настоящей статье, и
чертежей, указанных в ст. ст. 5 - 8, обязательно лишь в случаях значительной
вредности производства или значительности размеров промышленного
заведения; во всех прочих случаях непредставление чертежей, указанных в
настоящей статье, не может служить препятствием к рассмотрению и утверждению
чертежей зданий (ст. 8) с тем, что проекты отопительных, вентиляционных и иных
специальных установок должны быть представлены на утверждение дополнительно и в
определенные сроки. 10. В пояснительной записке, кроме общего
пояснения конструкций, должны быть указаны: а) общая характеристика территории
предприятия и прилегающей местности с точки зрения рельефа, почвы, грунтовых
вод и т.д.; б) описание рода производства с указанием
сырых материалов и особо опасных, вредных и ядовитых веществ, употребляемых в
производстве; общее описание продуктов производства; в) кубатура отдельных помещений и
наибольшее число людей, которые будут находиться в каждом помещении; г) материал, из которого будут сделаны
стены, перекрытия, двери, лестницы, покрытия; д) системы, способы и нормы естественного
и искусственного освещения; е) система и нормы вентиляции и
отопления; ж) перечень противопожарных устройств и
средств (пожарная организация, пожарный водопровод и напор его, приборы и
машины для тушения пожаров, спринклеры и проч.) и данные для суждения об их
достаточности и соответствии с размерами помещения; з) способы удаления и очистки сточных
вод, удаления твердых и жидких отбросов производства, а также нечистот; к) число и система паровых котлов; л) число, род и система машин-двигателей,
мощность их; м) главнейшие производственные машины,
станки, аппараты, приборы; н) сигнализационные устройства для
предупреждения несчастных случаев; о) способы внутреннего передвижения
материалов и товаров; п) другие пояснения к проекту, какие
найдет нужным дать составитель его. Примечание. В случае необходимости
губернский отдел труда имеет право требовать представления технических расчетов
к проекту оборудования и к пояснительной записке. 11. Проекты на новое
строительство промышленных заведений с числом наемных рабочих от пяти до
двадцати пяти человек, производство в коих не может вызывать загрязнения
наружного воздуха пылью, вредными газами и парами, а также проекты
расположенных на территории таковых вспомогательных учреждений для рабочих
представляются применительно к порядку, указанному в ст. ст. 5 - 10 настоящей
Инструкции, но представления плана местности не требуется; равным образом,
не требуется представления особого проекта отопительных и вентиляционных
устройств (ст. 9 настоящей Инструкции) в тех случаях, когда производство не
сопровождается загрязнением воздуха в рабочих помещениях пылью, вредными газами
и парами. 12. Подлежащие
утверждению управления губернского инженера проекты капитального переустройства
существующих промышленных заведений (связанного с переоборудованием или не
связанного с таковыми) и расположенных на территории заведений вспомогательных
учреждений для рабочих представляются применительно к порядку, указанному в ст.
ст. 5 - 10, а также соответственно с правилами ст. 11 настоящей Инструкции, но
с нижеследующими исключениями: а) план местности представляется лишь в
случаях изменения рода производства; б) план территории заведения или выкопировка из такового представляется лишь в тех случаях,
когда переустройство или переоборудование промышленного заведения или
вспомогательного учреждения для рабочих связано с расширением существующих
зданий, и при условии, что в делах управления губернского инженера имеется
полный план территории предприятия; в противном случае план всей территории
представляется при проекте капитального переустройства независимо от того,
связано ли таковое с расширением существующих зданий или нет; в) чертежи существующих зданий и
пояснительная записка к ним могут быть ограничены лишь переоборудываемыми
и переустраиваемыми зданиями или необходимыми частями таковых. Примечание. а) При
капитальном внутреннем переоборудовании, не связанном с капитальным
переустройством или расширением существующих зданий, а также при устройстве
промышленных заведений или расширении производства в существующих зданиях без
капитального переустройства последних проекты представляются применительно к
порядку, указанному в ст. 4 и в настоящей статье, на утверждение в губернский
отдел труда и утверждению управления губернского инженера не подлежат. б) При незначительном переустройстве и
переоборудовании промышленных заведений и вспомогательных учреждений для
рабочих представления проекта не требуется и наблюдение за исполнением правил и
требований в части, относящейся к охране труда, осуществляется в порядке
надзора соответствующими органами охраны труда. 13. Чертежи должны быть отлюминованы общепринятыми красками; все помещения на плане
должны быть снабжены названиями и всеми необходимыми размерами. Чертежи и
пояснительная записка должны быть подписаны их составителем с указанием даты. 14. По получении проекта управление
губернского инженера незамедлительно направляет копию чертежей на кальке и
пояснительную записку губернскому отделу труда на заключение в части,
относящейся к специальным требованиям данного производства в области гигиены
труда, техники безопасности и противопожарных мероприятий. 15. Рассмотрение проектов, за исключением
случаев, оговоренных в примечании к ст. 12, происходит в техническом совещании
при управлении губернского инженера, в каковом губернский отдел труда дает
заключение по проекту, согласованное с органами здравоохранения в части
санитарной охраны населенных мест. Означенное заключение должно быть губернским
отделом труда дано через своего докладчика в следующие сроки со дня получения
проекта: а) по проекту строительства в пределах
территории губернского или областного города - в двухнедельный срок; б) по проекту строительства вне пределов
указанной территории в случае необходимости выезда на место - не позднее чем в
трехнедельный срок, а в случае отсутствия необходимости выезда - в
двухнедельный срок. Примечание. Эти сроки устанавливаются
также для рассмотрения и утверждения проектов в случаях, оговоренных в п.
"а" примечания к ст. 12. 16. При сложности
проекта или значительных размерах проектируемого сооружения губернскому отделу
труда предоставляется право не позднее, как в недельный срок по получении от
управления губернских инженеров копии проекта, затребовать от подателя проекта
представления дополнительных, не указанных в ст. ст. 5 - 10 данных, необходимых
для полного суждения о проекте в части, относящейся к охране труда, с
немедленным уведомлением об этом управления губернского инженера; равным образом губернскому отделу труда предоставляется
право в недельный срок по получении от управления губернского инженера копии
проекта затребовать недостающие данные при несоблюдении требований ст. ст. 5 -
10 настоящей Инструкции; в этих случаях губернский отдел труда дает заключение
в недельный срок со дня получения им означенных дополнительных или недостающих
данных. 17. При непредставлении губернским
отделом труда в техническое совещание при управлении губернского инженера
своего заключения в установленный срок (ст. ст. 15 и 16 настоящей Инструкции)
проект считается согласованным в части, относящейся к охране труда (ст. 14
настоящей Инструкции). 18. При неблагоприятном заключении
губернского отдела труда и при расхождении мнения такового с мнением
большинства членов технического совещания при управлении губернского инженера
губернский инженер докладывает губернскому исполнительному комитету оба мнения
со своим заключением для соответствующего распоряжения. В случае несогласия губернского
исполнительного комитета с заключением губернского отдела труда губернским
исполнительным комитетом передается заключение губернского отдела труда на
отзыв Народного Комиссариата Труда Р.С.Ф.С.Р., которому для рассмотрения и
согласования проекта предоставляется срок не свыше двух недель. Если
неблагоприятное заключение губернского отдела труда касается не всего проекта в
целом, а лишь отдельных, самостоятельных элементов такового или таких элементов
проекта, согласование по которым может быть произведено в процессе постройки
сооружения, то неблагоприятный отзыв не останавливает утверждения проекта и
осуществления постройки в той части, которая не находится в зависимости от
предъявленных губернским отделом труда, но не согласованных с ним требований. III. Промышленное
строительство общереспубликанского значения и относящиеся к нему типовые сооружения 19. Проекты по
промышленному строительству общереспубликанского значения, проекты типовых
промышленных сооружений, а равно проекты по работам, совершенно изъятым из
пределов компетенции управления губернского инженера (§ 4 Инструкции от 30 июля
1924 г.), представляются при соответствующем заявлении строящим народным
комиссариатом или учреждением для согласования в части, относящейся к охране
труда, в Народный Комиссариат Труда Р.С.Ф.С.Р. в двух экземплярах, из
коих один экземпляр выполняется на плотной бумаге в форматах тридцать три на
двадцать сантиметров, а другой - на полотняной кальке, или же оба экземпляра
выполняются на полотняной кальке. 20. Представляемые в Народный Комиссариат
Труда Р.С.Ф.С.Р. проекты должны по своему содержанию отвечать требованиям ст.
ст. 5 - 10 настоящей Инструкции. 21. Для рассмотрения и
согласования проекта Народному Комиссариату Труда Р.С.Ф.С.Р. предоставляется
срок не свыше четырех недель, причем Народный Комиссариат Труда имеет право в
недельный срок со дня поступления к нему проекта затребовать от подателя
проекта представления дополнительных, не указанных в ст. ст. 5 - 10 данных,
необходимых для полного суждения о проекте в части, относящейся к охране труда;
равным образом Народный Комиссариат Труда Р.С.Ф.С.Р. имеет
право в недельный срок затребовать при несоблюдении требований ст. ст. 5 - 10
настоящей Инструкции недостающие данные; в этих случаях для рассмотрения
проекта и согласования устанавливается срок не свыше трех недель со дня
получения Народным Комиссариатом Труда Р.С.Ф.С.Р. означенных дополнительных или
недостающих данных. В части, касающейся санитарной охраны населенных
мест, Народный Комиссариат Труда Р.С.Ф.С.Р. должен согласовать проект с
Народным Комиссариатом Здравоохранения в течение указанных в настоящей Инструкции
сроков. 22. Отказ Народного Комиссариата Труда
Р.С.Ф.С.Р. в согласовании проекта в части, относящейся к охране труда, может
быть обжалован строящим народным комиссариатом или учреждением в Экономическое
Совещание Р.С.Ф.С.Р. в двухнедельный срок со дня получения отказа. 23. О состоявшемся согласовании проектов
по промышленному строительству и относящихся к нему типовых сооружений (ст. 19
настоящей Инструкции) Народный Комиссариат Труда Р.С.Ф.С.Р. уведомляет
соответствующий народный комиссариат или учреждение, а также соответствующий
губернский исполнительный комитет. За Председателя Экономического Совещания ШВЕРНИК Управляющий Делами Экономического Совещания В.СМОЛЬЯНИНОВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |