ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р. ДЕКРЕТ от 13 апреля 1925 года ПОЛОЖЕНИЕ О ЗЕМЕЛЬНЫХ РАСПОРЯДКАХ В ГОРОДАХ На основании ст. 147 Земельного Кодекса
Р.С.Ф.С.Р. и в отмену ранее изданных постановлений, касающихся земельных
отношений внутри городской черты, Всероссийский Центральный Исполнительный
Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют утвердить настоящие
правила о земельных распорядках в городах. Глава I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ 1. Все земли, в
пределах городской черты с лесами и зелеными насаждениями, на них находящимися,
недра городских земель, береговая полоса и водные пространства в пределах этой
черты, в чьем бы пользовании они не находились, за исключением земель, изъятых
в порядке ст. ст. 2, 4 и 35 настоящего Положения, находятся в непосредственном
ведении исполнительных комитетов в лице их органов местного хозяйства. 2. Признаются изъятыми из непосредственного
ведения органов исполнительных комитетов, ведающих местным хозяйством,
расположенные в пределах городской черты и фактически находящиеся в
непосредственном ведении соответствующих народных комиссариатов: а) земли, занятые
железнодорожными путями и станционными сооружениями, а также непосредственно
территориально-связанными с этими путями складочными помещениями, мастерскими,
жилыми помещениями и т.п.; б) территории морских торговых портов,
если изъятие таковых произведено на основании специальных на
сей предмет узаконений, а также земли под искусственными сооружениями морского
транспорта, как-то: верфями, маяками и т.п.; в) земли, занятые пристанями,
обслуживающими речное судоходство, находящиеся в непосредственном ведении
Народного Комиссариата Путей Сообщения Союза С.С.Р. в пределах и на основаниях,
определяемых специальными законами о пользовании береговой полосой внутренних
водных путей сообщений; г) земли под постоянными сооружениями
водного междугородского транспорта, как-то: каналами,
шлюзами, затонами, плотинами и другими гидротехническими сооружениями; д) земли, занятые разработками недр,
имеющими общегосударственное значение и производимыми соответственными органами
Высшего Совета Народного Хозяйства по горной промышленности; е) судоходные водные пространства
(речные, морские и озерные), в отношении нужд транзитного транспорта; ж) все земли, занятые сооружениями,
непосредственно связанными с задачами военной и военно-морской обороны по
списку, устанавливаемому по соглашению Народного Комиссариата Внутренних Дел
Р.С.Ф.С.Р. с уполномоченным Революционного Военного Совета Союза С.С.Р. при
Совете Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. Примечание 1. Условия пользования
городскими землями, занятыми оборонительными сооружениями, а также примыкающими
к последним, устанавливаются особыми правилами. Примечание 2. Управление землями,
закрепленными за курортами общегосударственного и местного значения,
регулируется особыми правилами. Примечание 3. Вопросы
общегосударственного благоустройства, связанные с изъятыми из ведения органов
местного хозяйства землями и водными пространствами (противопожарные,
санитарные мероприятия, вопросы планирования, устройства подъездных путей и
т.п.), согласовываются органами, в ведении коих состоят земельные пространства,
поименованные в настоящей статье, с органами исполнительных комитетов,
ведающими местным хозяйством. 3. Разногласия между органами
исполнительных комитетов, ведающими местным хозяйством с одной стороны, и
поименованными в ст. 2 заинтересованными учреждениями с другой, о составе и
границах земель, закрепленных за ведомствами на основании ст. 2 настоящего Положения,
разрешаются по соглашению Народного Комиссариата Внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р. с
заинтересованными народными комиссариатами. 4. Изъятие новых участков городской земли
из ведения органов исполнительных комитетов, ведающих местным хозяйством, может
производиться только по соображениям государственной необходимости особыми
постановлениями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров в порядке, указанном в ст. 35
настоящего Положения. 5. Все городские земли и водные пространства,
в пределах городской черты, не подвергавшиеся изъятию (ст. ст. 2, 4 и 35), или: а) используются органами местного
городского хозяйства непосредственно, или б) предоставляются учреждениям,
предприятиям и организациям государственным и
общественным, кооперативным и частным, а также отдельным лицам, или в) предоставляются в бесплатное
общественное пользование. 6. Городские земельные участки
предоставляются в пользование (ст. 5 "б") не иначе, как на основании
действующих законов и особых постановлений Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров
Р.С.Ф.С.Р., или постановлений местных исполнительных комитетов, или на
основании арендных договоров, заключаемых органами исполнительных комитетов по
местному хозяйству с землепользователями. Примечание. Порядок использования
указанных в ст. 5 земель, в случае вхождения их в округ горно-санитарной охраны
курортов общегосударственного значения, согласуется с нормами и положениями по
горно-санитарной охране. 7. Все земли и водные пространства в
пределах городской черты, в чьем бы ведении они ни находились, подлежат
земельной регистрации, согласно ст. 8 настоящего Положения. 8. Регистрация земель в пределах
городской черты возлагается на органы исполнительных комитетов, ведающие
местным хозяйством. Порядок регистрации
и перечень тех сведений о земельных участках, которые должны быть отмечены при
регистрации, определяются инструкцией, разрабатываемой Народным Комиссариатом
Внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р. совместно с Народным Комиссариатом Земледелия
Р.С.Ф.С.Р. в соответствии с правилами 2-го раздела 3-й части Земельного Кодекса
Р.С.Ф.С.Р. и утверждаемой Экономическим Совещанием Р.С.Ф.С.Р. Глава II. ЗЕМЛИ
СЕЛИТЕБНЫЕ 9. Городская селитебная площадь состоит
из фактически застроенных участков и тех площадей, которые обращаются вновь под
застройку и разбиваются на отдельные участки на следующих основаниях: а) застроенные участки, состоящие из
земель под самыми постройками и земель, предназначенных для их обслуживания,
закрепляются в пределах их фактических границ; б) земли, находящиеся под разрушенными
постройками или обращаемые вновь под застройку, разбиваются на участки, на
основании утвержденного проекта распланирования. 10. В тех же случаях, когда фактически
застроенные участки (вместе с землями, необходимыми для обслуживания
находящихся на таковых построек) по своим размерам превышают не менее, чем на пятьдесят процентов установленную для данного
городского поселения и района норму (ст. 13) (при чем земельная площадь эта
может быть фактически использована под застройку или в целях расширения площади
земель общего пользования); эти излишки по распоряжению соответствующего
исполнительного комитета могут быть изъяты из ведения лиц и учреждений, в
распоряжении которых находятся постройки, расположенные на данном участке, в
порядке ст. ст. 38 и 39 настоящего Положения. Примечание. В отношении участков, занятых
государственными предприятиями и приравниваемыми к таковым учреждениями,
изъятие излишков допускается лишь при условии, что такое изъятие не нарушает
обслуживания специальных целей и производственных интересов этих учреждений и
предприятий. 11. Расширение и исправление расположения
в профилях улиц, площадей и иных мест общественного пользования, а также проложение новых проездов производится в порядке распланирования. 12. Органам исполнительных комитетов,
ведающим местным хозяйством, предоставляется, в порядке распланирования,
исправлять границы застроенных участков или проездов, если эти границы
искривлены, изломаны или представляют иные неудобства в строительном или
санитарном отношении и если таковые исправления охватывают не свыше десяти
процентов площади участка и не сопряжены со сносом или переносом построек.
Споры, возникающие по поводу изменения границ, подлежат разрешению местного
губернского исполнительного комитета. 13. Подробные технические правила распланирования, порядок его проведения, а также основания
для определения норм селитебно-строительных участков
и порядок изъятия излишков (ст. 10) устанавливаются особыми инструкциями,
издаваемыми Народным Комиссариатом Внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р. по
предварительном согласовании с заинтересованными ведомствами. 14. При установлении исполнительным
комитетом нормальных размеров городских селитебно-строительных
участков (ст. 13) принимаются во внимание: а) плотность населения, б) экономический
характер городского поселения, в) характер типичных для данного городского
поселения построек, г) особенности городского района, для которого
устанавливаются нормы, д) наличие зеленых насаждений, а также другие
особенности городских поселений в целом и отдельных районов, е) санитарные
условия поселения. 15. Земельные участки,
обслуживающие находящиеся на них муниципализированные постройки, эксплоатируются или непосредственно органами исполнительных
комитетов, ведающими местным хозяйством, в тех случаях, когда в их
непосредственном пользовании находятся самые постройки, или представляются на
арендных началах фактическим пользователям этих построек (учреждениям, жилищным
товариществам, обществам и отдельным гражданам), или сдаются в установленном
порядке в застройку. Земельные участки, обслуживающие
находящиеся на них национализированные и частновладельческие строения,
предоставляются соответствующим государственным органам и собственникам
строений в пользование с соблюдением законов о земельной ренте и правил
городского благоустройства. Примечание 1. Земельные
участки, указанные во 2 части настоящей статьи, могут сдаваться арендаторами в
пользование учреждениям, обществам и отдельным гражданам в порядке поднайма
(субаренды) не иначе, как с предварительного согласия органов местного
городского хозяйства и под условием внесения договора в реестр, ведущийся на
основании ст. ст. 7 и 8 настоящего Положения, без чего договор поднайма
(субаренды) считается недействительным. Примечание 2. При переходе в законном
порядке от одних лиц к другим арендных прав (перенаем и т.п.) на
муниципализированные строения или права собственности на строения
частновладельческие, все права и обязанности по земельным участкам,
обслуживающим эти строения, тем самым переходят к новым арендаторам и владельцам. Примечание 3. Если
селитебные участки, за невозможностью использовать их по прямому назначению,
сдаются в аренду для сельско-хозяйственной или иной эксплоатации,
аренда должна быть краткосрочной и условия ее должны обеспечивать, чтобы эти
участки по окончании срока аренды не утрачивали своего селитебного назначения и
чтобы такая эксплоатация не имела вредного влияния на
здоровье окружающего населения и не ухудшала бы санитарного состояния данной
местности. 16. В случае разрушения построек от
пожара или других стихийных бедствий, за владельцами этих построек сохраняется
право пользования земельными участками, при условии восстановления постройки в
трехлетний срок. Глава III. ЗЕМЛИ
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 17. К землям общего
пользования в городах относятся: а) земли, используемые, как пути сообщения
(площади, дороги, проезды, набережные); б) земельные участки, предоставляемые
городскому населению для использования в целях отдыха, развлечения, общения и
удовлетворения других гигиенических и культурных потребностей (сады, парки,
скверы, бульвары); в) кладбища; г) свалочные места для вывоза снега, мусора и
нечистот. 18. Расположенные в городской черте реки,
озера и прибрежные морские воды предоставляются также в общее пользование, как
пути сообщения, источники водоснабжения и на другие надобности, поскольку такое
пользование не ограничено местными обязательными постановлениями. 19. Земли, указанные в
п. п. "а" и "б" ст. 17, находятся в непосредственном
управлении органов исполнительных комитетов, ведающих местным хозяйством, и
предоставляются в бесплатное пользование всех граждан, при чем допускается
хозяйственная эксплоатация таковых земель путем сдачи
особо выделенных из них пространств в краткосрочную аренду под торговые
палатки, киоски, буфеты, рекламы и т.п., или для охоты и рыбной ловли с
тем, что таковая сдача в аренду должна происходить без ущерба для общего
пользования и с установлением гарантий соблюдения санитарных правил. Глава IV. ГОРОДСКИЕ
УГОДЬЯ 20. Все земли,
расположенные в пределах городской черты и не относящиеся к вышеуказанным (гл.
II и III) категориям городских земель: леса, торфяники, каменоломни, земли
сельско-хозяйственного назначения (выгоны, луга, пашни, огороды, фруктовые
сады), составляют городские угодья. 21. Городские угодья используются
исполнительными комитетами через органы, ведающие местным хозяйством
непосредственно, или путем предоставления в арендное или бесплатное пользование
другим учреждениям и отдельным лицам на условиях, устанавливаемых
исполнительными комитетами. 22. Городские земельные
угодья, состоящие в фактическом пользовании учреждений, обслуживающих
непосредственно и исключительно надобности народного просвещения, народного
здравия, социального обеспечения и опытно-показательного дела, остаются в
ведении соответствующих учреждений на все время использования их для указанных
целей. 23. Эксплоатация
городских лесов и порядок ведения лесного хозяйства определяется инструкциями,
издаваемыми народными комиссариатами внутренних дел по соглашению с народными
комиссариатами земледелия соответствующих республик (ст. 52 Лесного Кодекса). 24. Эксплоатация
недр в угодиях допускается с соблюдением правил,
предусмотренных Положением о недрах земли. Без разрешения органов Высшего
Совета Народного Хозяйства по горной промышленности могут быть осуществлены
лишь разработки, указанные в п. п. "в" и "г" ст. 20
означенного Положения. 25. Городские земли сельско-хозяйственного
значения разбиваются на участки, размер и формы которых определяются: а)
качеством почвы и родом угодия; б) общими размерами
земельной площади сельско-хозяйственного назначения, находящейся в распоряжении
данного города; в) расположением водных пространств, необходимых для орошения;
д) системами хозяйств, наиболее целесообразными для данной местности и другими
особенностями как городского поселения в целом, так и земель, отводимых на сельско-хозяйственную обработку. Примечание. Разбивка на участки земель,
фактически состоящих в сельско-хозяйственной
эксплуатации частных лиц и учреждений, не подведомственных органам
исполнительных комитетов, ведающим местным городским хозяйством, производится
по правилам распланирования земель. В том же порядке
органами местного городского хозяйства может быть предпринято изменение
разбивки земель в целях разверстывания чрезполосности, округления участков, улучшения дорожной
сети и мелиорации земель. 26. При сдаче в аренду земель сельско-хозяйственного назначения органы исполнительных
комитетов, ведающие местным хозяйством, должны руководствоваться как
соображениями хозяйственного характера (извлечение наибольшего дохода,
мелиорация сдаваемых участков, интенсивность хозяйства и т.д.), так и
интересами городского рабочего населения, предоставляя последнему возможность
путем самостоятельной обработки земельных участков улучшать свое материальное
положение. 27. Порядок сдачи в аренду земель сельско-хозяйственного назначения, предельные сроки аренды,
способы установления размеров арендной платы, контроля над сдачей в аренду,
определяются инструкциями, издаваемыми на основе действующих законов Народным
Комиссариатом Внутренних Дел по соглашению с Народным Комиссариатом Земледелия. 28. На органы исполнительных комитетов,
ведающие местным хозяйством, возлагается обязанность общего регулирования и
наблюдения за наиболее хозяйственным и целесообразным использованием земель сельско-хозяйственного назначения. 29. Органам
исполнительных комитетов, ведающим местным хозяйством, вменяется усиленное
содействие развитию культур высокой интенсивности, как-то: огородов, садов,
молочных хозяйств, рассадников, скота и т.п. Для достижения
означенной цели должны быть, в частности, особо выделены земельные участки, в
почвенном и других отношениях пригодные для разведения указанных культур,
выработаны условия (понижение арендной платы, более продолжительные сроки аренды
и т.д.) для арендаторов этих участков, а также приняты меры к поддержанию и
развитию высоко-интенсивных культур, уже имеющихся на городских землях. 30. Фруктовые сады, находящиеся на
городских землях, не могут быть сведены без предварительного согласия органов
местного городского хозяйства и подлежат отчуждению не иначе, как вместе с
арендными правами на земельные участки, ими занимаемые. Глава V. ОБ ОТВОДЕ
ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ НУЖД ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА 31. Городские земли,
находящиеся под казармами, бараками и иными сооружениями специального
назначения, равно как и земли, обслуживающие их, если они не подпадают под
действие п. "ж" ст. 2 настоящего Положения, предоставляются военному
ведомству в лице его местных органов в бесплатное пользование на все время
нахождения в таковых воинских частей, учреждений и заведений военного
ведомства. 32. В таком же порядке местные
исполнительные комитеты предоставляют военному ведомству отдельные участки
городских земель для специального использования под временное стрельбище,
военное обучение и т.п. временные надобности на сроки, устанавливаемые в
зависимости от фактической потребности в таких участках. 33. По миновании
надобности, или по окончательном уходе воинских частей, земельные участки,
предусмотренные в ст. ст. 31 и 32, поступают в распоряжение исполнительных
комитетов в лице их органов, ведающих местным хозяйством. 34. При предоставлении
военному ведомству земельных участков селитебно-строительного
характера и городских угодий не для надобностей, указанных в ст. ст. 31 и 32, а
для хозяйственной эксплоатации, местные органы
военного ведомства в отношении предоставленных им земель пользуются теми же
правами и несут те же обязанности, что и другие государственные учреждения,
пользующиеся городскими землями. Глава VI. ПОРЯДОК
ИЗЪЯТИЯ ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ 35. Необходимость и
возможность изъятия отдельных участков городской земли из ведения органов
исполнительных комитетов (ст. 4) по соображениям государственной необходимости,
а также местоположение, размеры и условия изъятия устанавливаются в порядке
предварительного соглашения между заинтересованными ведомствами и губернским
исполнительным комитетом, подлежащего представлению Народному Комиссариату
Внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р. и утверждению Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. 36. При изъятии городских земельных
участков из ведения органов исполнительных комитетов, эти последние получают от
подлежащих ведомств возмещение вызванных изъятием убытков и неиспользованных
затрат. Характер и размер такого возмещения определяется ст. 35 настоящего
Положения. 37. Городские земли, изъятые из ведения
органов исполнительных комитетов в порядке ст. ст. 4 и 35 настоящего Положения,
по миновании надобности, для
которой они были изъяты, возвращаются органам исполнительного комитета и поступают
в состав городских земель. 38. Изъятие городских земельных участков
у законных пользователей участков, коим они предоставлены (ст. 5), может
производиться исполнительными комитетами не иначе, как с утверждения Народного
Комиссариата Внутренних Дел. Изъятие допускается: а) в интересах городского
благоустройства, б) в связи с изъятием у города земель, производимым высшими
государственными органами (ст. ст. 4 и 35). Примечание. В случаях, когда изъятие
касается земель, состоящих в пользовании государственных учреждений или
предприятий, таковое изъятие производится в порядке согласования с
заинтересованными ведомствами. 39. При изъятии городских земель,
законные пользователи этих земель получают от местных исполнительных комитетов
возмещение вызванных изъятием убытков и неиспользованных затрат. Характер и
размеры возмещения устанавливаются путем соглашения между органами местного
хозяйства и землепользователем; при отсутствии такого соглашения - определяются
в судебном порядке. Примечание. В развитие ст. ст. 38 и 39
настоящего Положения Народный Комиссариат Внутренних Дел, по соглашению с
Народным Комиссариатом Юстиции, издает инструкцию о порядке изъятия городских
земель у землепользователей. 40. Изменения в Положении о земельных
распорядках в городах, необходимые в целях приспособления его к особым условиям
автономных республик, производятся в порядке, установленном ст. 147 Земельного
Кодекса Р.С.Ф.С.Р. и примечанием к ней, утвержденным Постановлением
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета
Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 29 марта 1923 года "Об изменениях
Земельного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. для автономных социалистических советских
республик и автономных областей" (Собр. Узак.,
1923, N 26, ст. 305). Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М.КАЛИНИН Заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров А.ЛЕЖАВА Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета А.КИСЕЛЕВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |