НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЮСТИЦИИ РСФСР

 

ЦИРКУЛЯР

от 31 января 1925 г. N 37

 

О РАБОТЕ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ В ДЕРЕВНЕ

 

Ближайшей и основной задачей момента в области укрепления союза рабочих и крестьян - основного условия крепости и мощи пролетарской диктатуры - является дальнейшее вовлечение широких масс крестьянства, и именно его бедняцких и середняцких слоев, в управление государством, а в первую очередь в участие в работе низовых органов сов. власти. Задача эта поставлена как ударная XIII съездом партии и конкретизирована последним пленумом ЦК в своей резолюции, наметившим ряд практических мероприятий по работе партии в деревне.

Наряду с этой задачей постановлением последнего же пленума ЦК РКП(б) вновь подчеркнута необходимость проведения строгого соблюдения революционной законности путем усиления систематической борьбы со всякого рода нарушениями ее (бюрократизм, административный произвол, взяточничество и т.п. явления), привлечением виновных к ответственности в судебном и партийном порядках, а также обличением нарушителей в печати.

От органов рабоче-крестьянского суда и прокуратуры выполнение указанных задач требует особо активной работы, так как наш суд, по определению его сущности тов. Лениным, "есть орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению". Прокуратура же имеет своей основной обязанностью охрану революционной законности.

Для выполнения этих задач Народный Комиссариат Юстиции предлагает к руководству и немедленному исполнению нижеследующее:

 

По судам

 

1. В течение ближайшего месяца губсудам подробно разработать и поставить на разрешение исполкомов вопрос о расширении сети народных судов с таким примерно расчетом, чтобы один судебный участок приходился на район или две волости (прежнего административного деления).

2. Развить организацию выездных сессий как губсуда, так и особенно нарсудов, в целях планомерного охвата ими всех населенных пунктов губернии.

3. В целях надлежащего укрепления личного состава судов всемерное использование предстоящих перевыборов, с одной стороны - для замены сомнительных в классовом отношении судей, с другой - для введения в состав судей в уездах с достаточно сильным кадром судработников хотя бы по одному беспартийному крестьянину из наиболее активных и советски настроенных бедняков или середняков.

4. В целях популяризации наиболее важных моментов работы суда использовать те же перевыборы, превратив их в широкую отчетную кампанию настоящего состава судработников и при этом не только перед партийными и профессиональными организациями, но и перед широкими массами трудящихся и особенно крестьян.

5. Для наибольшего вовлечения в работу суда беспартийного крестьянина принять все меры к точному исполнению на предстоящих перевыборах нарзаседателей циркуляра НКЮ за N 168 - 24 г. и к проведению в состав заседателей возможно большего числа беспартийных крестьян из активных и советски настроенных бедняков и середняков, к увеличению процента женщин-крестьянок, а также членов РКП(б).

6. Провести широкую борьбу против проявлений в органах суда бюрократизма, для чего тщательно проверить личный технический состав с этой именно стороны.

7. Всемерно облегчить беднейшему крестьянскому населению ведение судебных дел, для чего широко использовать право отсрочки, рассрочки и полного освобождения неимущих от уплаты судебных сборов и пошлин.

8. Добиться от народных судей проявления инициативы в крестьянских делах и особенно в тех из них, в которых в качестве одной из сторон выступает беднейшее, а следовательно, и наиболее слабое в защите своих прав крестьянство, а также в тех, коими затрагиваются интересы женщины-крестьянки как матери или хозяйки, наиболее слабой стороны в условиях крестьянской действительности.

9. Вменить уполномоченным губсудов и нарсудьям в обязанность особенно внимательно относиться к проведению кампании по борьбе с наиболее затрагивающими интересы широких масс трудящихся явлениями (самогонщина, неплатежи налогов, лесорубки и т.п.), строго придерживаясь и оттеняя классовый подход при разборе дел.

10. Добиться того, чтобы народный судья, наряду с отправлением своих прямых обязанностей, втягивался бы в политпросветительную работу в деревне (работа избы-читальни, справочного юридического стола и т.д.).

11. Вменить в обязанность уполномоченным губсуда и нарсудьям выступление на широких крестьянских собраниях по наиболее интересующим крестьян правовым вопросам и, по возможности, частые беседы с вошедшими в список нарзаседателями, чтобы путем такого ближайшего знакомства с ними можно было выделить для привлечения на постоянную судебную работу тех из активных крестьян, которые проявят интерес к этой работе.

 

По прокуратуре

 

1. Вменить в обязанность участковым помощникам участие во всех наиболее серьезных судебных процессах не только выездных сессий губернского, но и народного судов.

2. Добиться проявления участковыми помощниками максимальнейшей инициативы в области гражданского процесса и особенно в тех случаях, где одна из спорящих сторон принадлежит к беднейшим группам крестьянства или в которых имеются хоть какие-либо указания на кабальный характер правоотношений.

3. Предложить им принять активное участие в агитационной кампании по перевыборам судей и заседателей в соответствии с указаниями п. п. 4 и 5 предыдущего раздела.

4. Усилить надзор за деятельностью районных и волостных исполкомов, особенно в области издания ими обязательных постановлений, за деятельностью налоговых органов, земельных комиссий, органов следствия и дознания и особенно в части применения ими мер пресечения и производства обысков.

5. Вменить в неуклонную обязанность самый внимательный подход ко всякого рода крестьянским жалобам, а особенно на бюрократизм, административный произвол, взяточничество и т.п. явления, установив прием жалоб не только в камере, но и в поездках по деревням, и быстрейшее их рассмотрение по существу.

6. Установить через участковых помощников самую тесную связь с селькором и создать реальную защиту их, реагируя самым решительным образом на всякого рода чинящиеся в отношении их притеснения.

7. Установить через участковых помощников прокурора систематическое общение с крестьянскими комитетами взаимопомощи, имея в виду, что на эти органы новым положением о них возложено, между прочим, и оказание населению юридической помощи.

8. Усилить связь участковых помощников с административными органами в целях содействия им в правильном как с формальной, так и с классовой точки зрения, разрешении переданных им дел бытового характера (лесопорубки, самогонщина, хулиганство и т.п.).

9. Вменить пом. прокурора в обязанность возможно чаще выезжать в деревню, выступая на широких крестьянских собраниях, принимая жалобы и проч.

НКЮ полагает, что органы суда и прокуратуры должны быть использованы для защиты и поддержки экономических мероприятий советской власти по землеустройству, кредитованию, кооперации и т.п., борясь со всеми попытками кулацких элементов деревни извратить эти мероприятия или парализовать их проведение в жизнь.

Намечая, как главные, вышеуказанные мероприятия, НКЮ считает, что важность стоящих перед органами юстиции задач в области работы в деревне будет осознана всеми работниками юстиции и что это даст желательное проведение намеченных мероприятий.

Сведения о работе в деревне согласно данному циркуляру предлагается представлять в очередных отчетах.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования