ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

 

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р.

 

ДЕКРЕТ

от 12 января 1925 года

 

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АРБИТРАЖНЫХ КОМИССИЯХ ПО РАЗРЕШЕНИЮ

ИМУЩЕСТВЕННЫХ СПОРОВ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

И ПРЕДПРИЯТИЯМИ Р.С.Ф.С.Р.

 

1. Разрешением имущественных споров государственных учреждений и предприятий Р.С.Ф.С.Р. ведают: а) Высшая Арбитражная Комиссия при Экономическом Совещании Р.С.Ф.С.Р. и б) арбитражные комиссии при советах народных комиссаров автономных республик, при исполнительных комитетах автономных областей, при областных (краевых) экономических совещаниях или областных (краевых) исполнительных комитетах и при губернских исполнительных комитетах крупных хозяйственных центров.

Примечание. Кроме арбитражных комиссий, предусмотренных настоящей статьей, при губернских исполнительных комитетах в губерниях, в которых означенные арбитражные комиссии не учреждены, могут быть образуемы, на основании специального о том постановления Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р., губернские арбитражные комиссии, которые действуют на основании особого Положения, утверждаемого Экономическим Совещанием Р.С.Ф.С.Р.

 

2. Высшая Арбитражная Комиссия образуется в составе председателя, заместителя председателя, членов и кандидатов к ним, назначаемых Экономическим Совещанием Р.С.Ф.С.Р., которым определяется также число членов и кандидатов.

Назначение членов и кандидатов в члены Высшей Арбитражной Комиссии производится Экономическим Совещанием Р.С.Ф.С.Р. по представлению Высшей Арбитражной Комиссии.

3. Арбитражные комиссии, перечисленные в п. "б" ст. 1 настоящего Положения, образуются в составе председателя, заместителя председателя и не менее пяти членов.

Председатели и заместители председателя арбитражных комиссий, указанных в настоящей статье, назначаются Экономическим Совещанием Р.С.Ф.С.Р. по представлению Высшей Арбитражной Комиссии; члены назначаются из числа лиц, работающих в государственных хозяйственных органах, теми учреждениями, при которых указанные арбитражные комиссии состоят, при чем Высшей Арбитражной Комиссии предоставляется право отвода членов этих комиссий.

4. Список крупных хозяйственных центров, в которых, согласно ст. 1 настоящего Положения, учреждаются арбитражные комиссии, утверждается Экономическим Совещанием Р.С.Ф.С.Р., по представлению Высшей Арбитражной Комиссии.

Район деятельности арбитражных комиссий устанавливается Высшей Арбитражной Комиссией по соглашению с Народным Комиссариатом Внутренних Дел и Народным Комиссариатом по Внутренней Торговле.

5. Арбитражным комиссиям подведомственны всякого рода имущественные споры государственных учреждений и предприятий, из какового бы основания они ни возникали, за исключением:

а) споров между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, если обе спорящие стороны состоят на общегосударственном или местном бюджете;

б) споров, возникающих по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, в случаях, когда Государственный Банк и Главное Правление государственного страхования являются истцом или ответчиком;

в) споров, вытекающих из договоров железнодорожной перевозки, а также споров, регулируемых особыми правилами об ответственности почтово-телеграфного ведомства за почтовые отправления;

г) исков по протестованным векселям, если иски эти не связаны со спором, основанным на иных договорных отношениях;

д) исков, вытекающих из типовых договоров о пользовании муниципализированными помещениями, а равно коммунальными услугами: телефоном, электрическим освещением, водопроводом и т.п.;

е) споров, возникающих по поводу обложения налогами и повинностями всякого рода как общегосударственными, так и местными, а также споров с финансовыми органами по исполнению бюджета.

Примечание. Споры между государственными учреждениями или предприятиями, с одной стороны, и кооперативными организациями не ниже губернского масштаба, или смешанными акционерными обществами, с другой стороны, подсудны арбитражным комиссиям, при согласии указанных кооперативных организаций и акционерных обществ на рассмотрение дела в арбитражной комиссии.

 

6. Высшей Арбитражной Комиссии в качестве первой инстанции подведомственны:

а) споры государственных учреждений и предприятий Р.С.Ф.С.Р. между собой, если хотя бы одной из спорящих сторон является центральное учреждение или предприятие общереспубликанского значения;

б) споры центральных учреждений и предприятий общереспубликанского значения Р.С.Ф.С.Р. с местными органами общесоюзных народных комиссариатов и предприятий общесоюзного значения, при отсутствии требования со стороны руководителя центрального органа соответствующего общесоюзного учреждения или предприятия о передаче спора на рассмотрение Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны;

в) споры центральных учреждений и предприятий общереспубликанского значения Р.С.Ф.С.Р. с центральными учреждениями и предприятиями других союзных республик в том случае, если первые являются ответной стороной в деле, и при отсутствии требования хотя бы одной из сторон о передаче дела на рассмотрение Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны;

г) споры центральных учреждений и предприятий общереспубликанского значения Р.С.Ф.С.Р. с находящимися вне пределов последней местными учреждениями и предприятиями других союзных республик, если учреждения и предприятия Р.С.Ф.С.Р. являются ответной стороной в деле;

д) споры центральных учреждений и предприятий общереспубликанского значения Р.С.Ф.С.Р. с действующими в пределах Р.С.Ф.С.Р. местными органами учреждений и предприятий других союзных республик.

7. В качестве второй инстанции Высшая Арбитражная Комиссия пересматривает решения арбитражных комиссий, перечисленных в п. "б" ст. 1 настоящего Положения, как по жалобам заинтересованных сторон, так и в порядке надзора.

8. Арбитражные комиссии, перечисленные в п. "б" ст. 1 настоящего Положения, разрешают имущественные споры между местными государственными учреждениями и предприятиями.

Подведомственность спора той или иной арбитражной комиссии (п. "б" ст. 1 настоящего Положения) определяется по месту нахождения ответчика или же по согласию сторон, выраженному в договорном соглашении, из которого возник спор.

Примечание. Высшая Арбитражная Комиссия вправе изъять из арбитражной комиссии любое, подлежащее ее разрешению дело, и принять его к своему производству или передать на рассмотрение другой арбитражной комиссии.

 

9. Дела принимаются арбитражными комиссиями к своему рассмотрению по письменному заявлению учреждения или предприятия, считающего свои права нарушенными.

Представление доказательств возлагается на участвующие в деле стороны. Арбитражная комиссия, в случае необходимости, предлагает сторонам представить дополнительные доказательства или собирает таковые по собственной инициативе.

В качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований допускается участие в деле частного лица или предприятия.

10. При постановлении решений арбитражная комиссия разрешает спор о праве, руководствуясь действующими законами и общими началами Советского законодательства, а также экономической политики Советской власти, при чем может, принимая в соображение общегосударственные интересы, постановить:

а) об оторочке или рассрочке исполнения обязательства;

б) о замене предмета исполнения другим предметом или денежным эквивалентом;

в) в исключительных случаях о полном или частичном освобождении от обязательства или ответственности.

11. По просьбе сторон, арбитражной комиссией может быть допущено как обеспечение иска, так и предварительное исполнение решения.

12. В решении или в особом постановлении арбитражная комиссия указывает конкретный способ исполнения или дает общие указания относительно способа исполнения решения.

13. Решения арбитражных комиссий имеют силу судебных решений и должны приводиться в исполнение самими сторонами.

Решения арбитражных комиссий, не исполненные сторонами в определенный комиссией срок, приводятся в исполнение принудительными мерами, согласно особых правил, утверждаемых Экономическим Совещанием Р.С.Ф.С.Р. (ст. 23 настоящего Положения).

14. Решения Высшей Арбитражной Комиссии, постановленные ею в качестве как первой, так и второй инстанции, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

15. Решения арбитражных комиссий, перечисленных в п. "б" ст. 1 настоящего Положения, являются окончательными, если цена иска не превышает тысячи рублей.

Прочие решения указанных в настоящей статье арбитражных комиссий могут быть обжалованы сторонами в Высшую Арбитражную Комиссию в двухнедельный срок.

16. Всякое решение Арбитражной Комиссии (п. "б" ст. 1 настоящего Положения) в течение двухнедельного срока со дня его постановления может быть перенесено учреждением, при котором состоит постановившая решение арбитражная комиссия, на рассмотрение Высшей Арбитражной Комиссии.

17. Обжалованные решения пересматриваются Вышей Арбитражной Комиссией в кассационно-ревизионном порядке, при чем Высшая Арбитражная Комиссия может изменить обжалованное решение, признанное ею неправильным, или отменить таковое, передав дело на новое рассмотрение той же или другой арбитражной комиссии.

18. Высшей Арбитражной Комиссии принадлежит надзор за деятельностью и назначение ревизий арбитражных комиссий, перечисленных в п. "б" ст. 1 настоящего Положения.

19. Пленарным заседаниям Высшей Арбитражной Комиссии принадлежит право отмены или изменения в порядке надзора решений арбитражных комиссий (п. "б" ст. 1 настоящего Положения), а также решений Высшей Арбитражной Комиссии, передаваемых в пленум председателем Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р. или председателем Высшей Арбитражной Комиссии.

Право внесения в пленум вопросов об отмене или изменении решений Высшей Арбитражной комиссии принадлежит также председательствующему в судебном заседании Высшей Арбитражной Комиссии, в случае заявления им особого мнения при постановлении решения.

20. Надзор за деятельностью Высшей Арбитражной Комиссии принадлежит Экономическому Совещанию Р.С.Ф.С.Р., которое может в порядке надзора изменить или отменить любое решение Высшей Арбитражной Комиссии или поручить Высшей Арбитражной Комиссии пересмотреть разрешенное ею дело.

21. Учреждения, имеющие право непосредственного внесения вопросов в Экономическое Совещание Р.С.Ф.С.Р., вправе в течение месячного срока со дня приобщения к делу мотивированного решения Высшей Арбитражной Комиссии, возбудить вопрос о пересмотре решения в порядке надзора.

Председатель Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р. вправе, не передавая вопроса об отмене решения Высшей Арбитражной Комиссии в Экономическое Совещание Р.С.Ф.С.Р., оставить сделанное представление об отмене решения без движения или передать таковое на рассмотрение пленума Высшей Арбитражной Комиссии.

22. Взаимоотношения между арбитражными комиссиями, с одной стороны, и органами Народного Комиссариата Юстиции, с другой стороны, определяются ст. 134 Положения о Судоустройстве Р.С.Ф.С.Р.

23. Правила о производстве дел в арбитражных комиссиях, Правила об исполнении решений арбитражных комиссий, а равно Правила о взимании пошлин и других сборов при производстве дел в арбитражных комиссиях, утверждаются Экономическим Совещанием Р.С.Ф.С.Р.

24. С изданием настоящего Положения теряет силу Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями от 21 сентября 1922 года (Собр. Узак., 1922, N 60, ст. 769), с последующими изменениями к нему от 4 января 1923 года (Собр. Узак., 1923, N 3, ст. 42) и от 25 января 1923 года (Собр. Узак., 1923, N 4, ст. 86).

 

Председатель

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

М.И.КАЛИНИН

 

Заместитель Председателя

Совета Народных Комиссаров

Л.КАМЕНЕВ

 

Секретарь

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

А.КИСЕЛЕВ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования