СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р. ДЕКРЕТ от 20 декабря 1924 года О КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА НАЧАЛАХ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА (ТРЕСТАХ), НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ I. Общие положения 1. Коммунальными трестами признаются
подведомственные исполнительным комитетам коммунальные предприятия общего
пользования, обслуживающие благоустройство населенных мест, и подсобные к ним
предприятия, которым предоставляется самостоятельность в производстве их
операций на началах хозяйственного расчета, согласно утвержденному для каждого
из них уставу. Означенные коммунальные тресты
организуются отделом местного (коммунального) хозяйства исполнительного
комитета и несут ответственность по своим обязательствам в пределах состоящего
в их распоряжении имущества (ст. 16). Государственная казна, а равно
соответствующие исполнительные комитеты за долги коммунальных трестов не
отвечают. 2. Коммунальный трест со дня его
регистрации приобретает права юридического лица (Гражданский Кодекс ст. 13 и
1-я часть ст. 19). 3. Каждый коммунальный
трест является единым предприятием, в состав которого могут входить как одна,
так и несколько коммунальных производственных единиц (заведений), как-то:
водопровод, канализация и ассенизация, бани и купальни, прачечные, бойни и
утилизационные заводы, электростанции и газовые заводы, транспорт (трамвай,
пароход и т.п.), телефон, питомники, гостиницы и жилые дома и другие
аналогичные предприятия, а также хозяйственно связанные с ними подсобные
предприятия, как-то: кирпичные, черепичные и лесопильные заводы и т.п.,
перечисленные в уставе треста. 4. Коммунальный трест владеет, пользуется
и распоряжается предоставленным ему государственным имуществом, а равно
производит свои операции на общем основании гражданских законов с теми
изъятиями, которые установлены или будут установлены в особых законах. Равным образом на основании гражданских
законов (ст. 21 Гражданского Кодекса) земля, ее недра, воды и леса
предоставляются коммунальным трестам на праве пользования. 5. Отношения коммунальных трестов к
профессиональным союзам регулируются действующими и специально на этот предмет
издаваемыми постановлениями. 6. Местные и центральные государственные
органы не имеют права вмешиваться в текущую административную и операционную
работу трестов, действующих на основе настоящего декрета. II. Учреждение и
регистрация 7. При учреждении каждого коммунального
треста отделом местного (коммунального) хозяйства составляется особый устав с
точным обозначением: а) наименования (фирмы) треста,
местонахождения его правления, а равно перечня заведений треста и их
местонахождения; б) предмета предприятия; в) срока действия треста, если таковой
установлен; г) размера предоставляемого тресту при
его основании уставного капитала (ст. 14); д) численного состава и полномочий
правления. В означенный устав могут быть включены и
другие, не противоречащие законам, постановления. 8. Исполнительный комитет определяет
состав имущества (уставного капитала), предназначенного для передачи тресту, и
составляет этому имуществу инвентарную опись и оценку по существующим рыночным
ценам. Примечание. Общий порядок составления
инвентарных описей и оценки определяется особой инструкцией Экономического
Совещания Р.С.Ф.С.Р. 9. Уставы всех коммунальных трестов, по одобрении их в соответствующих
случаях местным исполнительным комитетом, представляются на утверждение
губернского исполнительного комитета. 10. По утверждении
устава местный исполнительный комитет, по представлении подлежащего отдела
местного (коммунального) хозяйства (ст. 26), назначает правление треста и
передает ему по особому акту все имущество треста, согласно вышеуказанной описи
и оценке. Правление проверяет опись и оценку и составляет вступительный
баланс, который проверяется ревизионной комиссией, о чем составляется протокол. 11. В двухнедельный срок после приемки
имущества, по заявлению правления, производится регистрация треста теми же
учреждениями и порядком, какие установлены для регистрации смешанных
акционерных обществ, причем правление представляет в заверенных копиях: а) утвержденный устав треста в трех
экземплярах; б) постановление местного исполнительного
комитета о назначении членов правления; в) опись и оценку принятого имущества; г) вступительный баланс; д) протокол ревизионной комиссии о
проверке вступительного баланса. 12. Учреждение, производящее регистрацию,
после совершения таковой, производит за счет треста публикацию в официальном
губернском органе, а если такового нет, то в газете "Экономическая
Жизнь" о состоявшейся регистрации треста. В публикации означается: а) название треста и местонахождение его
правления; б) указанный в уставе треста предмет
предприятия; в) вступительный баланс. Примечание. Учреждение, производящее
регистрацию, посылает один экземпляр устава в Народный Комиссариат Внутренних
Дел Р.С.Ф.С.Р. 13. Последующие изменения в уставе треста
или в его уставном капитале или в личном составе его правления утверждаются,
регистрируются и публикуются тем же порядком. III. Имущество и
порядок ответственности коммунального треста 14. Капитал, передаваемый исполнительным
комитетом тресту и фиксированный в уставе последнего, является уставным
капиталом треста. Примечание. Земля, ее недра, воды и леса
в состав капитала треста не включаются и по балансу не проводятся. Однако, в
уставе треста, его отчете и публикуемых балансах обязательно показывается
особой внебалансовой статьей площадь земли и леса,
коими трест пользуется, со справкой об их средних довоенных ценах, а равно и
связанная с пользованием землей, ее недрами и лесами рента. 15. Уставный капитал треста распадается
на а) основной и б) оборотный. Под основным капиталом понимается все
имущество, которое не уничтожается целиком, в одном акте производства, как-то:
всякого рода строения, машины, оборудование, инструменты, живой и мертвый
инвентарь и т.п. Под оборотным капиталом понимаются деньги, ценные бумаги, а
равно все предметы, которые могут быть только однажды использованы в процессе
производства, как-то: топливо, сырье, разные материалы и т.п. 16. При обращении взыскания на имущество
коммунального треста соблюдаются нижеследующие правила: а) на имущество, относящееся по роду
своему, согласно ст. 15, к оборотному капиталу взыскание обращается таким же
порядком, как на имущество частных лиц. Примечание. Могущие возникнуть при
производстве взыскания споры о принадлежности имущества к оборотному или
основному капиталу разрешаются подлежащим судом по месту нахождения спорного
имущества. б) На имущество, относящееся к основному
капиталу, как переданному тресту при его учреждении, так и приобретенному им
впоследствии, взысканию может быть обращено с соблюдением ст. 22 и примечания к
ней Гражданского Кодекса, а также п. "а" ст. 25 настоящего декрета. IV. Финансы
коммунальных трестов и распределение прибыли 17. Финансирование коммунальных трестов
местным исполнительным комитетом совершается как
правило, в порядке предоставления трестам соответствующих денежных средств.
Замена денежных средств иными ценностями может совершаться лишь по соглашению с
трестами и с обязательным выражением этих ценностей в денежной форме. 18. Все денежные и
материальные средства, предоставляемые исполнительным комитетом тресту до
утверждения его устава в порядке, установленном настоящим декретом, и
находящиеся к моменту утверждения его устава в распоряжении треста, подлежат
оценке и внесению в уставный капитал треста с единовременным особым учетом в
соответствующем финансовом отделе, если средства эти не получены трестом в
порядке ссуды. 19. Все коммунальные тресты в порядке и в
сроки, установленные правилами составления и исполнения местного бюджета,
представляют в соответствующий отдел местного (коммунального) хозяйства свои
финансовые и производственные сметы на предстоящий бюджетный год, а равно и
балансы и отчеты за истекший год. Отделы местного (коммунального) хозяйства
представляют все перечисленные материалы со своими заключениями на рассмотрение
и утверждение подлежащего исполнительного комитета. Примечание. Финансовая и производственная
сметы, их изменения, отчеты и балансы и заключения по ним отделов местного
(коммунального) хозяйства сообщаются в копиях местным финансовым отделам. 20. В составе местного бюджета может быть
образован для финансирования местных коммунальных предприятий специальный
коммунальный фонд, составляемый из процентных отчислений: а) от прибыли местных коммунальных
предприятий; б) от сумм, вырученных при продаже старых
коммунальных предприятий, поскольку таковая продажа допускается законом; в) от арендной платы за сданные в аренду
предприятия, подведомственные отделу местного (коммунального) хозяйства. Примечание. Порядок и правила образования
и расходования коммунального фонда определяются специальной инструкцией,
вырабатываемой Народным Комиссариатом Финансов и Народным Комиссариатом
Внутренних Дел и утверждаемой Экономическим Совещанием Р.С.Ф.С.Р. 21. В случае,
если по заключению годового баланса коммунального треста, за покрытием
амортизации (ст. 40), получится чистая прибыль, то она распределяется следующим
образом: а) процент, определяемый исполнительным комитетом по представлению
отдела местного (коммунального) хозяйства (но не менее двадцати процентов),
отчисляется в резервный капитал треста, пока последний не достигнет половины
уставного капитала; б) процент, определяемый исполнительным
комитетом, по представлению отдела местного (коммунального) хозяйства (но не
свыше десяти процентов), отчисляется на мероприятия по улучшению быта рабочих и
служащих данного треста; в) процент, определяемый исполнительным комитетом по
представлению отдела местного (коммунального) хозяйства, отчисляется в
коммунальный фонд; г) остальная часть прибыли поступает в местный бюджет
исполнительного комитета. 22. Прибыльное сальдо вносится в местный
бюджет; дефицитное же сальдо - лишь по специальному о том постановлению
губернского исполнительного комитета на основании заключения местного
финансового отдела. 23. Тресты могут получать краткосрочные
ссуды, как от государственных, так и иных кредитных учреждений, на общих для
частных предприятий основаниях, с обязательным проведением по своему балансу
соответствующих статей по каждому виду кредита отдельно. Долгосрочные ссуды
трест может получать лишь с разрешения соответствующего исполнительного
комитета. V. Органы
управления и ревизии 24. Органами управления и ревизии
коммунального треста являются: а) отдел местного (коммунального)
хозяйства; б) правление или единоличный управляющий; в) ревизионная комиссия. А. Отдел местного
(коммунального) хозяйства 25. Все права по управлению коммунальными
трестами принадлежат отделу местного (коммунального) хозяйства, поскольку права
эти не ограничены уставом треста, но непременному ведению отдела местного
хозяйства подлежат: а) Разрешение на
приобретение и отдачу в аренду (с соблюдением правил, установленных ст. ст. 152
- 179 Гражданского Кодекса) строений и других частей основного капитала, а
равно расширение предприятий с определением порядка погашения затрат, связанных
с приобретением строений и расширением предприятий, а также на отчуждение и
заклад тех частей основного капитала, отчуждение и заклад коих не запрещен
законом (ст. 22 Гражданского Кодекса и примечания к ней). б) Представление к утверждению и смещение
членов правления, ревизионной и ликвидационной комиссий с соблюдением ст. ст.
26, 38 и 44. в) Утверждение избранного правлением
директора-распорядителя, если таковая должность будет установлена, а равно
утверждение представления правления о назначении и смещении главного
бухгалтера. г) Утверждение и изменение инструкции
правлению, директору распорядителю и главному бухгалтеру в пределах действующих
законов, положений и устава данного треста. д) Рассмотрение, для представления на
утверждение, согласно ст. 19, смет и плана действий, на наступающий год, а
также отчетов и балансов за истекший год. е) Составление плана распределения
прибыли за истекший год с соблюдением правил раздела IV. ж) Рассмотрение вопросов об изменении
устава и размера уставного капитала, а также о ликвидации треста в том же
порядке, в каком проводится и утверждение устава. з) Разрешение расходования резервного
капитала. и) Разрешение правлению вносить
существенные изменения в утвержденный производственный план. к) Разрешение на вступление в
государственные торгово-промышленные объединения. Примечание. Означенные
в п. п. "г", "е", "ж", "з",
"и" обязанности финансового характера осуществляются отделами
местного (коммунального) хозяйства по соглашению с финансовым отделом, решения
же по вопросам, предусмотренным в п. п. "а", "б",
"и", "к", - подлежат утверждению исполнительного комитета. Б. Правление 26. Правление коммунального треста в
количестве трех членов, либо единоличный управляющий и его заместитель
назначаются исполнительным комитетом по представлению соответствующего отдела
местного (коммунального) хозяйства на один год. По заключению отчетного года и
представлению баланса отдел местного (коммунального) хозяйства пересматривает
состав правления и определяет его состав на следующий операционный год
порядком, предусмотренным ст. 25 и примечанием к ней. Тем же порядком пересматривается
вопрос о продлении полномочий и единоличному управляющему. В течение
операционного года председатель правления или единоличный управляющий может
быть смещен с разрешения исполнительного комитета отделом местного
(коммунального) хозяйства при обнаружении ревизионной комиссией или судебными
властями несоответствия возложенным на него обязанностям, бесхозяйственности
или других преступных деяний. Члены правления могут быть с разрешения
исполнительного комитета смещены при тех же условиях, а также и по другим
основаниям. Размер и форма вознаграждения
председателю и членам правления и, в подлежащих случаях, единоличному
управляющему и его заместителю, определяется местным исполнительным комитетом. Из числа членов правления или же
посторонних лиц может быть назначаем правлением, с утверждения подлежащего
отдела местного (коммунального) хозяйства, директор-распорядитель,
вознаграждение которому определяется правлением и утверждается отделом местного
хозяйства. 27. Председатель и члены правления при
исполнении своих обязанностей должны проявлять предусмотрительность заботливого
хозяина и несут дисциплинарную, уголовную и гражданскую ответственность, как за
целость вверенного им имущества, так и за хозяйственное ведение дела. 28. Для действительности решений в
заседании правления должно присутствовать большинство членов. Решение правления постановляется простым
большинством голосов присутствующих членов; в случае разделения голосов
поровну, голос председателя дает перевес. Принятые постановления вступают в
силу немедленно. Примечание. В случае разногласия между
председателем и большинством правления, председатель имеет право проводить свое
решение в жизнь с немедленным доведением о существе разногласия и принятых им
мерах до сведения отдела местного (коммунального) хозяйства, который имеет
право отменить решение председателя. 29. Заседаниям правления ведутся журналы,
которые подписываются председателем правления и утверждаются правлением в его
ближайшем заседании. 30. Обязанности правления и пределы его
прав должны быть точно установлены в уставе треста. В своей деятельности
правление руководствуется инструкцией, утверждаемой и изменяемой отделом
местного (коммунального) хозяйства в соответствии с п. "г" ст. 25
декрета и примечанием к ней. 31. Правление руководит всеми операциями
треста, управляет делами и находящимся в распоряжении треста имуществом и
является представителем треста на суде и вне суда. Правление заключает
все сделки, входящие в круг операций треста, в том числе сдает подряды и
поставки и принимает их на себя, испрашивая предварительное разрешение отдела
местного (коммунального) хозяйства, лишь в тех случаях, которые точно указаны в
настоящем декрете, в уставе треста и соответствующих инструкциях, утверждаемых
Народным Комиссариатом Внутренних Дел или отделом местного хозяйства. Для третьих лиц имеют силу лишь те ограничения полномочий правления
по заключению сделок, которые установлены в законе и уставе треста. Ограничения
же, установленные в инструкциях Народного Комиссариата Внутренних Дел или
отделов местного (коммунального) хозяйства, обязательны для третьих лиц только
в тех случаях, если они были или должны быть им известны. В частности к ведению правления
относятся: а) организация производства и руководство
деятельностью входящих в состав треста производственных единиц (заведений); б) устройство кассы и делопроизводства,
ведение отчетности по системе двойной бухгалтерии, а равно составление отчета,
баланса, сметы и производственного плана; в) приемка и увольнение рабочих и
служащих; г) покупка и продажа имущества, как за
наличные деньги, так и в кредит, с соблюдением ст. 25 настоящего декрета; д) наем складов и помещений; е) страхование имущества треста; ж) выдача и принятие к платежу векселей и
других срочных обязательств; з) дисконт векселей, поступающих на имя
треста; и) выдача доверенностей; к) совершение законных (ст. 22
Гражданского Кодекса) актов на приобретение, отчуждение, отдачу в аренду и
залог строений с соблюдением п. "а" ст. 25 сего декрета; л) участие в съездах и бюро съездов и
разного рода торговых и промышленных объединениях с
соблюдением п. "к" ст. 25 сего декрета; м) прием заказов; н) другие дела, поскольку они не входят
по уставу треста в компетенцию отдела местного (коммунального) хозяйства. 32. В уставе треста указывается, кем
совершаются сделки и юридические действия от имени правления треста. Распределение работ между членами
правления производится постановлениями правления. 33. Правление производит расход по
сметам, утвержденным согласно п. "д" ст. 25. Правление может производить расходы сверх
сметного назначения в случаях, не терпящих отлагательства, с ответственностью
правления перед отделом местного (коммунального) хозяйства за необходимость и
последствия сего расхода. О каждом таком расходе должно быть одновременно
сообщено отделу местного хозяйства. Примечание. Все права и обязанности
правления треста, предусмотренные ст. ст. 27, 30, 31 и 33, относятся и к
единоличному управляющему. 34. Операционный год устанавливается с
1-го октября по 30-ое сентября. Если трест образован до 1-го июля, то первый
отчет и баланс составляется на период до 1-го октября того же года; если трест
образован после 1-го июля, то первый отчет и баланс составляется за
операционный период с момента возникновения треста до 1-го октября следующего
года. Отчет и баланс составляются правлением не
позднее трех месяцев по окончании операционного года и представляются в
соответствующие органы с заключением ревизионной комиссии, в установленном
порядке. По утверждении
отчета (ст. 19), которое должно последовать не позднее как через три месяца по
окончании операционного года, баланс и счета прибылей и убытков одновременно
публикуются в официальных областных или губернских органах и сообщаются в
учреждение, в котором зарегистрирован трест. 35. При составлении годового отчета
обязательно производится инвентарная опись с оценкой всего имущества, согласно
вырабатываемым Народным Комиссариатом Внутренних Дел и Народным Комиссариатом
Финансов правилам составления инвентарных описей, и составляется баланс. Копия
инвентарных описей представляется местному финансовому отделу. 36. При составлении баланса должны быть
соблюдаемы в особенности следующие правила: а) ценные бумаги и товары, имеющие
биржевую или рыночную ценность, показываются в балансе не выше биржевой или
рыночной цены того момента, на который составляется баланс; если, однако, эта
цена превышает покупную или заготовительную цену, то не выше этой последней; б) имущество, не имеющее биржевой или
рыночной цены, показывается не выше покупательной или заготовительной цены; в) имущество,
входящее в состав основного капитала, несмотря на постепенное уменьшение в его
стоимости, показывается по покупательной или заготовительной цене, а в
подлежащих случаях по цене, по которой оно было принято трестом при его
образовании, с тем, однако, условием, что уменьшение его стоимости, вследствие
изнашивания, показывается путем ежегодного отчисления процента его стоимости в
капитал погашения имущества; г) сомнительные требования показываются
по вероятной их стоимости, а безденежные списываются в убыток и не включаются в
актив; д) расходы по организации и управлению не
могут быть показаны в активе баланса и списываются в убыток; е) уставный капитал, резервный капитал,
капитал погашения имущества, а также все предусмотренные уставом треста
специальные капиталы, а равно все долги треста должны быть показаны в пассиве; ж) оказавшиеся из сравнения всего актива
и пассива прибыли и убыток показываются отдельно в
конце баланса. 37. Управление отдельными
производственными единицами (заведениями), входящими в состав треста,
поручается директорам и заведывающим, назначаемым и
увольняемым правлением треста и действующим на началах единоличия
в пределах предоставленных им полномочий. В. Ревизионная
комиссия 38. Для ревизии коммунальных трестов при
отделе местного (коммунального) хозяйства организуется ревизионная комиссия;
состав ревизионной комиссии определяется в три человека. Председатель и один из
членов комиссии назначаются исполнительным комитетом по представлению отдела
местного хозяйства, а другой член делегируется междусоюзным
профессиональным объединением (губернским профессиональным советом или уездным
профессиональным бюро). Вознаграждение всем членам ревизионной
комиссии и смета ее расходов определяется отделом местного (коммунального)
хозяйства, утверждается соответствующим исполнительным комитетом и
оплачивается за счет треста. 39. В обязанности ревизионной комиссии
входят: проверка периодических отчетов и балансов, предусмотренных уставом
треста, дача заключений по проектам сметы и плану работ, а равно по годовому
отчету в целом. Для осуществления этих задач члены
ревизионной комиссии вправе требовать предъявления книг, оправдательных
документов, договоров, переписки, проверять наличность кассы, опрашивать членов
правления и служащих предприятий по возникающим при рассмотрении отчетов и
документов вопросам. По поручению отдела местного
(коммунального) хозяйства, или по своей инициативе, ревизионная комиссия
производит внезапные ревизии и обследования. Ревизионная комиссия не вправе ни
производить предварительный контроль, ни давать правлению по его запросам или
без запроса предварительные заключения по отдельным мероприятиям и предложениям
правления. Ревизионная комиссия может приглашать для
осуществления своих задач сведущих лиц. Члены ревизионной комиссии несут
дисциплинарную и уголовную ответственность за неправильные действия и упущения
при исполнении своих обязанностей, в частности, при даче заключений по отчетам
и балансам. VI. Амортизация и
резервный капитал 40. В каждом коммунальном тресте ежегодно
производится амортизация имущества, входящего в его основной капитал, путем
определенного в уставе треста процентного отчисления с первоначальной стоимости
этого имущества, в капитал погашения имущества, согласно особой инструкции
Народного Комиссариата Внутренних Дел и Народного Комиссариата Финансов
Р.С.Ф.С.Р. 41. Резервный капитал служит, как для
покрытия убытков, так и для расширения предприятий и расходуется на основе
особой инструкции, вырабатываемой Народным Комиссариатом Внутренних Дел по
соглашению с Народным Комиссариатом Финансов Р.С.Ф.С.Р. При достижении резервным капиталом
половины уставного капитала отдел местного (коммунального) хозяйства может
возбудить в порядке изменения устава (ст. 13) вопрос об увеличении уставного
капитала путем перечисления в него части резервного. VII. Тариф на
коммунальные услуги 42. Все коммунальные услуги, оказываемые
потребителям, подлежат оплате по установленному тарифу. Тариф на коммунальные услуги, а также
определение порядка их отпуска потребителям устанавливаются подлежащими
исполнительными комитетами и публикуются во всеобщее сведение. 43. Тарифы на коммунальные услуги не
должны быть в среднем ниже себестоимости предоставляемых предприятием услуг. VIII. Ликвидация 44. Коммунальный трест обращается к
ликвидации по постановлению соответствующего исполнительного комитета. Ликвидация производится в случаях: а) уменьшения уставного капитала на две
пятых, если не будет признано необходимым пополнение капитала из других
источников или соответствующее уменьшение уставного капитала с соблюдением ст.
13; б) недостаточности оборотных средств
треста для покрытия долгов, предъявленных ко
взысканию; в) признания нецелесообразности дальнейшего
существования данного треста. 45. Ликвидация производится назначаемой
исполнительным комитетом по представлению отдела местного (коммунального)
хозяйства ликвидационной комиссией с участием представителя соответствующего
профессионального союза и финансового отдела в срок, определяемый отделом
местного хозяйства с утверждения исполнительного комитета, но не далее полугода
со дня публикации. Постановления о ликвидации и назначении ликвидационной
комиссии публикуются в установленном порядке. Оставшееся по ликвидации
имущество поступает в распоряжение отдела местного (коммунального) хозяйства и
на учет финансового отдела. Примечание. При ликвидации треста по п. б ст. 44 Губернский Суд, по просьбе кредиторов по
местонахождению правления треста, может назначить представителя их интересов в
ликвидационную комиссию. IX. О введении в
действие настоящего декрета 46. Настоящий декрет вводится в действие
со дня его опубликования. С момента опубликования ни один коммунальный трест не
может быть организован иначе, как по правилам настоящего декрета. Все
существующие коммунальные тресты должны быть не позднее года со дня
опубликования настоящего декрета зарегистрированы, а действующие положения о
них должны быть заменены утвержденными, согласно с настоящим законом, уставами. Председатель Совета Народных Комиссаров А.И.РЫКОВ Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров В.СМОЛЬЯНИНОВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |