ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р. ДЕКРЕТ от 18 февраля 1924 года НАКАЗ О РАБОТЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕЩАНИЯ Р.С.Ф.С.Р. В отмену действующего Наказа о работе
Совета Народных Комиссаров и Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р. (Собр. Узак., 1924, N 1, ст. 3), Всероссийский Центральный
Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют
утвердить прилагаемую новую редакцию Наказа. Приложение НАКАЗ О РАБОТЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕЩАНИЯ Р.С.Ф.С.Р. I. О порядке
внесения и прохождения дел в Совете Народных Комиссаров и Экономическом Совещании
Р.С.Ф.С.Р. 1. Вопросы вносятся в Совет Народных
Комиссаров или Экономическое Совещание лишь при наличии одного из следующих
условий: а) в случае, если разрешение их выходит
за пределы компетенции отдельных ведомств, в частности, в случае необходимости
изменения действующих постановлений и директив Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета Совета Народных Комиссаров и
Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р.; б) на основании постановлений
Всероссийского Съезда Советов, Всероссийского Центрального Исполнительного
Комитета, Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. и Р.С.Ф.С.Р., Совета Труда и
Обороны и Экономического Совещания; в) при невозможности достижения
соглашения между ведомствами, что должно быть доказано соответствующими
документальными данными; г) в порядке
обжалований действий и распоряжений должностных лиц и учреждений, указанных в
ст. 2 (п. п. "б", "г", "е", "ж",
"з", "и", "к", "л", "м",
"н" и примечания к ней) настоящего раздела. 2. Право внесения вопросов в Совет
Народных Комиссаров и Экономическое Совещание Р.С.Ф.С.Р. имеют: а) Всероссийский
Центральный Исполнительный Комитет, его Президиум, Председатель Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета и Секретарь Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета; б) Экономическое Совещание Р.С.Ф.С.Р. и
Малый Совет Народных Комиссаров, а равно Председатели Совета Народных
Комиссаров Р.С.Ф.С.Р., Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р., Малого Совета
Народных Комиссаров и их заместители; в) Совет Народных Комиссаров и Совет
Труда и Обороны Союза С.С.Р., Председатели и Заместители Председателей Совета
Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны С.С.С.Р.; г) народные комиссариаты Р.С.Ф.С.Р.; д) постоянные комиссии Совета Народных
Комиссаров и Совета Труда и Обороны Союза С.С.Р., а также Центральное
Статистическое Управление, Государственный Банк и Сельско-Хозяйственный Банк; е) общесоюзные народные комиссариаты
Союза С.С.Р. (через уполномоченных при Совете Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.); ж) Объединенное Государственное
Политическое Управление; з) Всероссийский Центральный Совет
Профессиональных Союзов; и) Всероссийский Центральный Союз
Потребительских Обществ и Всероссийский Союз Сельско-Хозяйственной Кооперации; к) съезды советов, центральные
исполнительные комитеты, советы народных комиссаров и экономические совещания
автономных республик; л) губернские и областные съезды советов,
их исполнительные комитеты, губернские и вышестоящие экономические совещания, а
также губернские (областные) революционные комитеты;, м) Дальне-Восточный революционный комитет
и Сибирский революционный комитет; н) Управляющий делами Совета Народных
Комиссаров и Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р.; о) учреждаемые Советом Народных
Комиссаров временные органы, коим при их учреждении таковое право будет
предоставлено. Примечание. Губернские и вышестоящие
экономические совещания вносят вопросы в Экономическое Совещание Р.С.Ф.С.Р.
через Управление делами Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р. 3. Все предложения вносятся в Совет
Народных Комиссаров и Экономическое Совещание перечисленными в ст. 2 настоящего
раздела должностными лицами или учреждениями за подписью главы учреждения, при чем подписывающие лица ответственны как за содержание
предложений, так и за внесение их в Совет Народных Комиссаров или Экономическое
Совещание. В случае отъезда или болезни указанных должностных лиц, вопросы
вносятся их заместителями. 4. Все предложения, вносимые в Совет
Народных Комиссаров и Экономическое Совещание, должны быть сформулированы в
виде проектов декретов, положений и постановлений, с точным указанием, в
подлежащих случаях, законоположений, отменяемых или изменяемых. Проекты
постановлений должны быть представлены в Управление делами Совета Народных Комиссаров
(или Экономического Совещания) не менее, чем в пяти
экземплярах. 5. Вносимые на рассмотрение Совета
Народных Комиссаров вопросы предварительно рассматриваются Малым Советом
Народных Комиссаров, кроме нижеследующих: а) проектов декретов, касающихся установления
общих норм политической и хозяйственной жизни, а также вносящих коренные
изменения в существующую практику государственных органов; б) отчетов народных комиссариатов об их
деятельности с предварительным заключением Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р.
по отчетам экономических народных комиссариатов; в) вопросов о назначении и утверждении
членов коллегий народных комиссариатов, комиссий Совета Народных Комиссаров,
членов - заместителей Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р. и членов Малого
Совета Народных Комиссаров, Дальне-Восточного и Сибирского революционного
комитета; г) вопросов, поставить которые на свое
непосредственное рассмотрение сочтет нужным Совет Народных Комиссаров. 6. Экономическое Совещание Р.С.Ф.С.Р.
принимает к рассмотрению вопросы, входящие в круг его ведения, согласно ст. 2
Положения об Экономическом Совещании Р.С.Ф.С.Р. (Собр. Узак.,
1923, N 72, ст. 709). 7. Председателю Совета Народных
Комиссаров и Экономического Совещания принадлежит дискреционное право
направлять вопросы на разрешение Совета Народных Комиссаров, Малого Совета
Народных Комиссаров и Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р. 8. Председателю Малого Совета Народных
Комиссаров, а также Управляющему делами Совета Народных Комиссаров и
Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р., с последующим докладом Председателю Совета
Народных Комиссаров и Экономического Совещания, предоставляется право по
принадлежности: а) возвращать или направлять дела, в
согласии со ст. 1 настоящего Постановления, для разрешения в ведомственном
порядке или в порядке соглашения ведомств; б) направлять их в существующие комиссии
для разработки; в) возвращать для разработки внесшему
предложение ведомству, с привлечением в подлежащих случаях, к работе
заинтересованных ведомств; г) требовать представления недостающих
материалов и справок; д) определять очередность рассмотрения
вопросов, признанных подлежащими рассмотрению Совета Народных Комиссаров и
Экономического Совещания; е) определять, в согласии со специальными
законами, направление вопросов в Совет Народных Комиссаров, Малый Совет
Народных Комиссаров, Экономическое Совещание Р.С.Ф.С.Р. и, в подлежащих
случаях, по принадлежности, в законодательные органы Союза С.С.Р. 9. Внесению предложения в Совет Народных
Комиссаров или Экономическое Совещание должно предшествовать согласование их со
всеми заинтересованными ведомствами, каковое должно быть подтверждено главами
последних в форме подписи на проекте или особого письменного отзыва. 10. Если по поводу вносимого проекта не
достигнуто соглашение между заинтересованными ведомствами, то ведомства должны
представить отзывы, подписанные возглавляющими их лицами, с точной
формулировкой и мотивировкой разногласий их с проектом. 11. Если ведомство, с
коим вносимое предложение должно быть предварительно согласовано, в течение семи
дней по получении им проекта положения, не представит ведомству, вносящему
предложение, своего письменного отзыва или контр-проекта,
то предложение может быть внесено в Управление делами Совета Народных
Комиссаров в несогласованном виде и дальнейшее направление дела определяется на
основании ст. 7 и 8 настоящего раздела. На повестку Совета Народных Комиссаров
или Экономического Совещания ставятся вопросы, вносимые ведомствами не позже,
как за семь дней до начала заседания. 12. К каждому заседанию Секретариатом
Совета Народных Комиссаров или Экономического Совещания составляется и
рассылается всем членам Совета Народных Комиссаров или Экономического Совещания
вместе с повесткой, за сорок восемь часов до начала заседания, справка, с
изложением сущности вопросов, проектов постановлений, их мотивировки, поправок
к ним и решений заинтересованных ведомств. 13. Во всех народных
комиссариатах выделяется по указанию народного комиссариата определенное лицо,
персонально ответственное перед Советом Народных Комиссаров и народным
комиссаром за проверку исполнения данным ведомством постановлений Совета
Народных Комиссаров и Экономического Совещания, касающихся последнего, а равно
за соблюдением установленного настоящим Постановлением порядка внесения
вопросов в Совет Народных Комиссаров и Экономическое Совещание Р.С.Ф.С.Р. II. Регламент
заседаний Большого Совета Народных Комиссаров и Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р. 1. Заседание открывается ровно в
указанное в повестке время. 2. Секретариат обязательно регистрирует
неявившихся к началу заседания членов Совета Народных Комиссаров и
Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р., десять минут считается опозданием. 3. Заседание Совета Народных Комиссаров
считается состоявшимся при наличии семи человек членов Совета Народных
Комиссаров с правом решающего голоса, заседание Экономического Совещания - при
наличии четырех членов. 4. По открытии
заседания Председателем дается слово для заявления о внеочередном рассмотрении
вопросов, и устанавливается окончательный порядок заседания. После этого,
внесение дополнительных вопросов в повестку не разрешается. 5. По отдельным вопросам, стоящим в
порядке дня, слово предоставляется докладчику не более пяти минут. При наличии
содокладчиков - таковым предоставляется тоже пять минут. 6. Каждый оратор по каждому вопросу,
стоящему в порядке дня, может получить слово для участия в прениях по существу
вопроса не более двух раз: первый - по три минуты и второй - не более одной
минуты. 7. При обсуждении поправок каждого пункта
проекта постановления дается по одной минуте за и против поправок. 8. По окончании прений докладчику и контр-докладчику может быть дано
для заключительного слова по три минуты. 9. Каждый член Совета Народных Комиссаров
и Экономического Совещания может внести предложение о прекращении прений.
Предложение это ставится немедленно на голосование. 10. При внесении предложения к порядку
обсуждения вопроса, слово предоставляется вне очереди записи, при чем для обоснований предложений и возражений на них
допускается по одному оратору с ограничением времени до одной минуты. 11. Решения принимаются простым
большинством голосов присутствующих на заседании с решающим голосом. 12. Изъятия из применения правил
регламента для отдельных вопросов или отдельных ораторов устанавливаются особым
постановлением Совета Народных Комиссаров (Экономического Совещания) Р.С.Ф.С.Р.
во время заседания. 13. Право решающего голоса в Совете
Народных Комиссаров и Экономическом Совещании Р.С.Ф.С.Р. по всем вопросам имеют
только народные комиссары, а в отсутствии их по болезни или вследствие отъезда,
утвержденные Советом Народных Комиссаров их заместители. III. О лицах,
имеющих право присутствовать на заседаниях Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. 1. На заседаниях Совета Народных Комиссаров
Р.С.Ф.С.Р. имеют право присутствовать следующие лица: а) Председатель Совета Народных
Комиссаров, его заместители и народные комиссары Р.С.Ф.С.Р. - с правом
решающего голоса. б) Заместители народных комиссаров
Р.С.Ф.С.Р. - с правом совещательного голоса в присутствии народного комиссара и
с правом решающего голоса - в случае болезни или отсутствия народного комиссара
из Москвы. в) Члены
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, председатели центральных
исполнительных комитетов и советов народных комиссаров автономных республик,
управляющий Центральным Статистическим Управлением, председатель
Государственной Общеплановой Комиссии, председатель
Комиссии по Внутренней Торговле, председатель Объединенного Государственного
Политического Управления, председатель Всероссийского Центрального Совета
Профессиональных Союзов, председатель Всероссийского Центрального Союза
Потребительских Обществ, председатель правления Государственного Банка,
председатель правления Сельско-хозяйственного Банка, председатель Главного
Концессионного Комитета, председатель и члены
Малого Совета Народных Комиссаров, уполномоченные общесоюзных народных
комиссариатов, Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.,
редактор-консультант Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. и члены коллегий
народных комиссариатов Р.С.Ф.С.Р. - с правом совещательного голоса. г) Секретарь, заместитель секретаря
Совета Народных Комиссаров и редактор "Экономической Жизни".
Указанным в настоящем пункте лицам право совещательного голоса, в случае
необходимости, предоставляется Председателем Совета Народных Комиссаров по его
усмотрению. д) Представители бюро печати и
технический персонал, обслуживающий заседания Совета Народных Комиссаров. е) Прочим должностным лицам может быть в
каждом отдельном случае предоставлено право присутствовать (с совещательным
голосом или без такового) Председателем Совета Народных Комиссаров или его
заместителем. 2. Порядок допущения на заседаниях Совета
Народных Комиссаров докладчиков от центральных ведомств определяется разделом
IV настоящего Наказа. IV. О порядке
докладов в Совете Народных Комиссаров, Малом Совете Народных Комиссаров и Экономическом Совещании Р.С.Ф.С.Р. и участия представителей ведомств в заседаниях 1. По вопросам,
обсуждаемым Советом Народных Комиссаров и Экономическим Совещанием Р.С.Ф.С.Р.,
докладчиками могут быть, кроме членов Совета Народных Комиссаров и
Экономического Совещания, членов Президиума Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета, и иные лица, имеющие право совещательного голоса на
заседаниях Совета Народных Комиссаров и Экономического Совещания, согласно
раздела III сего Наказа, а также члены коллегий народных комиссариатов и
начальники отдельных управлений народных комиссариатов и частей
последних, функционирующих на правах управлений. Примечание. При обсуждении сложных
вопросов, требующих специальных технических справок, на заседания Совета
Народных Комиссаров могут быть допущены докладчики-специалисты. 2. Руководители ведомств и учреждений
ответственны за справки, даваемые их представителями на заседаниях Совета
Народных Комиссаров и Экономического Совещания. Командирование ведомствами
докладчиков-специалистов не освобождает руководителей этих ведомств от личного
присутствия на заседании по вопросам, касающимся их ведомств. Примечание. Больше одного докладчика от
ведомства по одному и тому же вопросу не допускается. 3. В случае необходимости участия при
обсуждении какого-либо вопроса докладчика, ведомства должны сообщить в
Секретариат Совета Народных Комиссаров (или Экономического Совещания) фамилию
докладчика в день получения повестки заседания или, в крайнем случае, накануне
заседания. Докладчики от ведомств, не приславших такого уведомления,
Секретариатом на заседания допускаться не могут. 4. Мандаты докладчиков должны быть
подписаны руководителем ведомства или его заместителем. 5. Докладчики присутствуют на заседаниях
Совета Народных Комиссаров или Экономического Совещания только при обсуждении
тех вопросов, по которым они назначены. 6. Во избежание продолжительного ожидания
докладчика, Секретариат указывает в повестке час, по которому должен явиться
данный докладчик. Вопросы ставятся на рассмотрение заседания только в порядке
повестки. Все дополнительные и вносимые к порядку вопросы слушаются в конце
заседания. 7. Изъятия из этих правил допускаются
лишь по особому каждый раз постановлению Совета Народных Комиссаров (или
Экономического Совещания). V. О
редакторе-консультанте Совета Народных Комиссаров и Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р. 1. На редактора-консультанта Совета
Народных Комиссаров и Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р. возлагается: а) окончательное техническое
редактирование постановлений Совета Народных Комиссаров и Экономического
Совещания в целях уточнения редакции их и согласования с действующим
законодательством; б) дача справок по юридическим вопросам
на заседаниях Совета Народных Комиссаров, Малого Совета Народных Комиссаров и
Экономического Совещания; в) выполнение поручений Совета Народных
Комиссаров, Экономического Совещания и Малого Совета
Народных Комиссаров и их председателей. 2. Редактору-консультанту
предоставляется: а) присутствовать на заседаниях Совета
Народных Комиссаров, Экономического Совещания и Малого Совета
Народных Комиссаров, пользуясь правом совещательного голоса; б) требовать от ведомств необходимые
материалы и справки, а в случае надобности и требовать командирования для
разъяснений и согласования ответственных представителей ведомств. 3. Постановления Совета Народных
Комиссаров и Экономического Совещания, предназначенные к опубликованию,
поступают на подпись Председателю с визой редактора-консультанта, кроме
случаев, когда редактирование особо поручено иному лицу. 4. Редактор-консультант в своей текущей
работе пользуется техническим аппаратом Управления делами Совета Народных
Комиссаров и получает все необходимые материалы как из
Секретариата Совета Народных Комиссаров, так и Народного Комиссариата Юстиции. 5. Редактор-консультант назначается
постановлением Совета Народных Комиссаров. VI. О порядке
информации ведомств и учреждений о постановлениях Совета Народных Комиссаров и Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р. 1. Протоколы заседания Совета Народных
Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. рассылаются по одному экземпляру со всеми приложениями
следующим учреждениям и лицам: 1) Президиуму Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета (три экземпляра). 2) Совету Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.
(три экземпляра). 3) Председателю Совета Народных
Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. 4) Заместителям Председателя Совета
Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. 5) Членам Совета Народных Комиссаров
Р.С.Ф.С.Р. и Председателю Малого Совета Народных Комиссаров. 6) Уполномоченным общесоюзных народных
комиссариатов при Совете Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. 7) Управляющему Центральным
Статистическим Управлением С.С.С.Р. 8) Председателю Объединенного
Государственного Политического Управления. 9) Председателям Государственной Общеплановой Комиссии и Комиссии по Внутренней Торговле
Союза С.С.Р. 10) Председателям советов народных
комиссаров союзных республик. 2. Протоколы заседаний Экономического
Совещания Р.С.Ф.С.Р. рассылаются нижеперечисленным учреждениям и лицам: 1) Президиуму Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета (три экземпляра). 2) Совету Труда и Обороны С.С.С.Р. (три
экземпляра). 3) Председателю Совета Народных
Комиссаров и Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р. 4) Заместителям Председателя Совета Народных
Комиссаров и Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р. 5) Членам Экономического Совещания Совета
Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. 6) Уполномоченным Народного Комиссариата
Внешней Торговли, Революционного Военного Совета Союза С.С.Р. и Народного
Комиссариата Путей Сообщения С.С.С.Р. при Совете Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. 7) Управляющему Центральным
Статистическим Управлением С.С.С.Р. 8) Председателям Государственной Общеплановой Комиссии и Комиссии по Внутренней Торговле
С.С.С.Р. 9) Редактору "Экономической
Жизни". 10) Областным экономическим совещаниям
Р.С.Ф.С.Р. 3. Рассылка протоколов, согласно ст. 1 и
2 настоящего раздела, заменяет рассылку протокольных выписок, касающихся
отдельных ведомств и требующих срочного выполнения. Лица и учреждения,
получающие протоколы, должны выполнить касающееся их постановление на основании
этих протоколов. Примечание. Лицам и учреждениям, не
получающим протоколов, посылаются в подлежащих случаях для исполнения или для
сведения выписки из них. 4. Пункты протоколов, секретность которых
оговорена в самом постановлении, посылаются в секретном порядке только главам
тех ведомств, которых эти пункты касаются, для исполнения. 5. Порядок публикации правительственных
постановлений устанавливается особым законом. Лица и учреждения, получающие
протоколы Совета Народных Комиссаров, не пользуются правом их дальнейшего
оглашения и опубликования. 6. Вся техническая работа по размножению
и рассылке протоколов производится Секретариатом Совета Народных Комиссаров и
Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р., на котором лежит вся ответственность за их
редактирование и размножение. 7. Протоколы рассылаются после подписи их
Председателем Совета Народных Комиссаров (Экономического Совещания) или его
заместителем, при чем отправка по назначению должна быть
произведена не позднее шести часов по подписании протокола. 8. Подписанные Председателем Совета
Народных Комиссаров (Экономического Совещания) или его заместителем и
получившие силу постановления Совета Народных Комиссаров, решения Малого Совета
Народных Комиссаров, - рассылаются заинтересованным учреждениям тотчас же по их
подписании и включаются в протоколы Совета Народных Комиссаров, как сообщение
об утверждении Председателем Совета Народных Комиссаров. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |