Утверждено

2-ой Сессией ЦИК

Союза ССР II созыва

24 октября 1924 года

(Собр. Зак. СССР,

1924, N 19, ст. 183)

 

ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 1923 года

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВЕРХОВНОМ СУДЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

(с изм. и доп., внесенными

Постановлениями Президиума ЦИК СССР

от 14.07.1924 - СЗ СССР, 1924, N 2, ст. 26;

от 24.07.1925 - СЗ СССР, 1926, N 8, ст. 59)

 

I. Об учреждении и компетенции Верховного Суда Союза ССР

 

1. На основании ст. ст. 43 - 48 Конституции Союза ССР, в целях утверждения революционной законности на территории Союза ССР при Центральном Исполнительном Комитете Союза ССР учреждается Верховный Суд Союза ССР.

2. К компетенции Верховного Суда Союза ССР относится:

А. В области общего надзора по наблюдению за законностью:

а) дача верховным судам Союзных Республик руководящих разъяснений и толкований общесоюзного законодательства;

б) дача заключений по требованию Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР о законности с точки зрения Конституции Союза ССР тех или иных постановлений центральных исполнительных комитетов и советов народных комиссаров Союзных Республик, а также Совета Народных Комиссаров Союза ССР;

в) представление в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР о приостановлении и отмене постановлений, действий и распоряжений центральных органов и отдельных Народных Комиссариатов Союза ССР, кроме постановлений Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и его Президиума, по мотивам несогласованности таковых с Конституцией как по предложению центральных органов Союзных Республик, так и по инициативе самого Верховного Суда Союза ССР.

Б. По судебному надзору:

а) рассмотрение и опротестование перед Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР по представлению прокурора Верховного Суда Союза ССР постановлений, решений и приговоров верховных судов Союзных Республик по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству или поскольку ими затрагиваются интересы других Республик;

б) рассмотрение и отмена приговоров, решений и определений коллегий и специальных присутствий Верховного Суда и решений и приговоров иных учреждений Союза ССР, имеющих судебные функции (высшая арбитражная комиссия и т.д.), по их несогласованности с общесоюзным законодательством;

в) рассмотрение и представление к отмене в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР незакономерных распоряжений и постановлений Объединенного Государственного Политического Управления Союза ССР.

Примечание. Надзор за закономерностью действий и распоряжений государственных политических управлений Союзных Республик принадлежит прокурорам этих Республик;

 

г) руководство деятельностью военных судебных учреждений Союза ССР.

В. По осуществлению судебных функций:

а) рассмотрение дел персональной подсудности членов Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР;

б) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза ССР в преступлениях по должности;

в) рассмотрение уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию интересы двух или нескольких Союзных Республик;

г) разрешение судебных споров между Союзными Республиками.

Принятие Верховным Судом Союза ССР к своему производству дел, указанных в п. "В", может иметь место исключительно по особому каждый раз постановлению Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и его Президиума.

3. Вопросы, поименованные в предыдущей статье, подлежат обязательному рассмотрению Верховным Судом Союза ССР, если они направлены на его распоряжение Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР и его Президиумом, Центральными Исполнительными Комитетами Союзных Республик, прокурором Верховного Суда Союза ССР и прокурорами Союзных Республик и Объединенным Государственным Политическим Управлением.

Вопросы, исходящие не от вышеуказанных учреждений, принимаются Верховным Судом к рассмотрению по особому каждый раз его постановлению и могут быть вносимы иными учреждениями не иначе, как через прокурора Верховного Суда Союза ССР или прокуроров Союзных Республик.

4. Постановления и решения Верховного Суда Союза ССР обязательны для всех судов и учреждений Союза ССР и Союзных Республик и могут быть опротестованы в Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР исключительно прокурором Верховного Суда Союза ССР, Советом Народных Комиссаров Союза ССР и центральными исполнительными комитетами Союзных Республик.

 

II. О составе Верховного Суда Союза ССР

 

5. Верховный Суд Союза ССР действует в составе:

а) пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР;

б) гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий Верховного Суда Союза ССР;

в) военной и военно-транспортной коллегий того же суда.

6. Верховный Суд Союза ССР в составе его пленарного заседания образуется из 11 членов, в том числе председателя и его заместителя, 4 председателей верховных судов Союзных Республик, представителя Объединенного Государственного Политического Управления Союза ССР и 4 членов Верховного Суда Союза ССР, председательствующих в заседаниях его коллегий (гражданской, уголовной, военной и военно-транспортной). Все члены Верховного Суда, кроме председателей верховных судов Союзных Республик, входящих в состав Верховного Суда Союза по должности, назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР <1>.

--------------------------------

<1> Настоящая статья требует изменения в связи с вхождением в Союз ССР Туркменской ССР и Узбекской ССР. См.: Конституцию Союза ССР, ст. 45 в редакции III Съезда Советов Союза ССР; число членов Суда теперь 15.

 

Примечание 1. До образования Верховного Суда Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики в Верховный Суд Союза ССР на правах представителя от Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики входит один из председателей верховных судов Грузии, Армении и Азербайджана по назначению Центрального Исполнительного Комитета Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Примечание 2. В случае болезни или отсутствия председателя верховного суда одной из Союзных Республик его замещает заместитель председателя верховного суда данной Республики.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением Президиума ЦИК СССР от 14.07.1924)

Примечание 3. В случае болезни или отсутствия членов Верховного Суда Союза ССР, председательствующих в заседаниях его коллегий (гражданско-судебной, уголовно-судебной, военной и военно-транспортной), их замещают временно председательствующие в коллегиях.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением Президиума ЦИК СССР от 14.07.1924)

 

7. Занятие членами Верховного Суда Союза ССР каких-либо должностей в центральных или местных учреждениях Союза ССР или Союзных Республик, кроме должностей:

а) председателей и членов комиссии законодательных предположений Совета Народных Комиссаров Союза ССР;

б) председателя и членов арбитражной комиссии Союза ССР и таких же комиссий Союзных Республик;

в) председателей верховных судов Союзных Республик - не допускается.

Никто из членов Верховного Суда Союза ССР и его коллегий, равно прокурор Верховного Суда Союза ССР и его помощники, не может быть предан суду или подвергнут личному задержанию, обыску и осмотру без ведома и согласия Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или в экстренных случаях Председателя Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением Президиума ЦИК СССР от 14.07.1924)

 

III. О пленарных заседаниях Верховного Суда Союза ССР

 

8. К компетенции пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР относится:

а) рассмотрение всех вопросов, поименованных в п. п. "а" и "б" ст. 2;

б) назначение членов Верховного Суда Союза ССР в состав судебных коллегий Верховного Суда Союза ССР по уголовным и гражданским делам;

в) составление специальных присутствий Верховного Суда Союза ССР для рассмотрения дел исключительной важности в порядке ст. 48 Конституции Союза ССР;

г) составление и представление на соответствующее распоряжение смет и штатов по содержанию Верховного Суда Союза ССР и разрешение административных и хозяйственных вопросов, касающихся Верховного Суда Союза ССР.

9. Верховный Суд Союза ССР, его пленарные заседания и заседания его коллегий и специальных присутствий действуют на основании наказа, утверждаемого Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

10. Пленарные заседания Верховного Суда Союза ССР бывают очередные и чрезвычайные.

Созыв очередных пленарных заседаний Верховного Суда Союза ССР производится согласно наказу Верховного Суда Союза ССР.

Созыв экстренных заседаний Верховного Суда Союза ССР обязателен по требованию прокурора Верховного Суда Союза ССР, прокурора каждой из Союзных Республик или по требованию не менее трех членов Верховного Суда Союза ССР.

11. Для действительности заседаний Верховного Суда Союза ССР требуется не менее половины членов Верховного Суда Союза ССР.

 

IV. О судебных заседаниях коллегий

и специальных присутствиях Верховного Суда Союза ССР

 

12. Состав судебных (уголовной и гражданской) коллегий Верховного Суда Союза ССР образуется пленарными заседаниями Верховного Суда Союза ССР под председательством одного из членов пленарного заседания в количестве трех членов.

Специальные присутствия Верховного Суда Союза ССР образуются пленарным заседанием Верховного Суда Союза ССР каждый раз по особому постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и только для рассмотрения отдельного дела из состава членов Верховного Суда Союза ССР или его запасных членов в случае назначения таковых Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

13. При рассмотрении гражданских и уголовных дел судебные заседания Верховного Суда Союза ССР руководствуются соответствующими статьями уголовных и гражданских процессуальных и материальных кодексов, действующих на территории Союза ССР, причем применяют статьи кодекса той Союзной Республики, на территории которой совершено рассматриваемое преступление или возникло оспариваемое правоотношение.

Примечание. Условно-досрочное освобождение лиц, осужденных коллегиями Верховного Суда Союза ССР, применяется соответствующей коллегией, по принадлежности, а в отношении лиц, осужденных специальными присутствиями Верховного Суда Союза ССР, - уголовно-судебной коллегией.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением Президиума ЦИК СССР от 24.07.1925)

 

14. Следственное производство по уголовным делам, рассматриваемым Верховным Судом Союза ССР, производится следователями по важнейшим делам при прокурорах Союзных Республик по предложению прокурора Верховного Суда Союза ССР либо особыми следственными комиссиями, назначаемыми прокурором Верховного Суда Союза ССР, если таковые не назначены непосредственно Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

 

V. О военной коллегии Верховного Суда Союза ССР

 

15. Военная коллегия Верховного Суда Союза ССР образуется в составе председателя, заместителя его и четырех членов, назначенных Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, из которых председатель входит в состав пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР.

16. На военную коллегию возлагается:

а) непосредственное руководство деятельностью военных трибуналов, действующих как в военное, так и в мирное время, путем дачи им руководящих указаний, издания соответствующих циркуляров, назначения ревизий и инструктирования их по всем вопросам судебной практики с тем, однако, что все принципиального характера циркулярные распоряжения подлежат обязательному обсуждению в пленарном заседании Верховного Суда Союза ССР;

б) назначение и увольнение председателя и членов военных трибуналов, причем назначение председателей и членов военных трибуналов армий, округов, фронтов, флотов, а также председателей трибуналов корпусов производится согласованно с Революционным Военным Советом Союза ССР с предварительным заключением Народного Комиссариата Юстиции соответствующей Союзной Республики.

Центральным Исполнительным Комитетам Союзных Республик, территория которых совпадает с территорией военного округа, предоставляется право вводить председателя и членов военного трибунала округа в состав верховного суда Союзной Республики с правом решающего или совещательного голоса;

в) организация новых и ликвидация действующих военных трибуналов на территории Союза ССР по представлению Революционного Военного Совета Союза ССР, согласованному с Народным Комиссариатом Юстиции соответствующей Республики;

г) возбуждение перед пленарным заседанием Верховного Суда Союза ССР вопросов об опротестовании перед Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановлений пленарных заседаний верховных судов и определений их уголовно-кассационных коллегий по приговорам военных трибуналов, если, по мнению военной коллегии Верховного Суда Союза ССР, эти определения и постановления не соответствуют направлению карательной политики, необходимой для поддержания дисциплины в Красной армии;

д) изъятие в интересах наиболее полного и беспристрастного рассмотрения из ведения отдельных военных трибуналов отдельных дел, подсудных им, с передачей их на рассмотрение иных военных трибуналов;

е) рассмотрение дел исключительной важности, принимаемых ею к своему производству не иначе, как по постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР, а равно дел по персональной подсудности по особому списку, утвержденному Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

17. В отношении дел, разбираемых военной коллегией и военным трибуналом, действуют те же правила о применении уголовных и уголовно-процессуальных кодексов, что и в отношении иных судебных заседаний Верховного Суда Союза ССР.

 

VI. О военно-транспортной коллегии Верховного Суда Союза ССР

 

18. Военно-транспортная коллегия организуется под председательством одного из членов пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР и двух членов, всех персонально назначаемых Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, по представлению Народного Комиссариата Путей Сообщения.

Примечание. Необходимое число запасных членов военно-транспортной коллегии для обслуживания выездных сессий может быть дополнительно утверждено Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР по представлению Народного Комиссариата Путей Сообщения.

 

19. Военно-транспортной коллегии Верховного Суда Союза ССР подсудны:

а) дела по обвинению в преступлениях по должности высших должностных лиц Народного Комиссариата Путей Сообщения по особому списку, утвержденному Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, по представлению Народного Комиссариата Путей Сообщения;

б) дела исключительной важности, принимаемые военно-транспортными коллегиями к рассмотрению по особым постановлениям Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и постановлениям пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР как по его инициативе, так и по представлению Народного Комиссариата Путей Сообщения.

20. При рассмотрении дел военно-транспортная коллегия руководствуется кодексами, действующими на территории Союза ССР, в том же порядке, что и остальные коллегии Верховного Суда Союза ССР.

 

VII. О прокуратуре

 

21. Прокурор Верховного Суда Союза ССР и его заместитель назначаются согласно статье 46 Конституции Союза ССР Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и состоят при Верховном Суде Союза ССР.

22. Прокурор Верховного Суда Союза ССР и его заместитель имеют право:

а) в области общего надзора за законностью - предлагать на рассмотрение Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и Верховного Суда Союза ССР вопросы, подлежащие компетенции последнего, и опротестовывать решения Верховного Суда Союза ССР и его коллегии, первые - в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, вторые - в пленарные заседания Верховного Суда Союза ССР, причем присутствие прокурора Верховного Суда Союза ССР на заседаниях Верховного Суда Союза ССР является обязательным. В соответствии с этим прокурору Верховного Суда Союза ССР предоставляется право истребования необходимых сведений, данных и справок по вопросам, подлежащим обсуждению Верховного Суда Союза ССР, через прокуроров соответствующих Республик, каковые требования для последних обязательны;

б) в области судебного надзора - истребовать подлежащие опротестованию постановления, решения и приговоры верховных судов Союзных Республик (на основании п. п. "а" и "б" ст. 2), рассматривать их в порядке надзора и представлять для дальнейшего направления в пленарные заседания Верховного Суда Союза ССР, а также истребовать дела из производства судебных учреждений Союзных Республик после приговора или вынесения по ним решения на основании пункта "Б" статьи 2 для просмотра их в порядке надзора и в особо важных случаях просить Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР о приостановлении исполнения приговоров и решений по этим делам впредь до рассмотрения их в порядке надзора;

в) надзор за закономерностью действий Объединенного Государственного Политического Управления Союза ССР осуществляется прокурором Верховного Суда Союза ССР на основе специального постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

23. При прокуроре Верховного Суда Союза ССР в качестве его помощников состоят два помощника: один по надзору за Объединенным Государственным Политическим Управлением и другой - по военной прокуратуре и военной коллегии Верховного Суда Союза ССР, утверждаемые Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР по представлению прокурора Верховного Суда Союза ССР, с соответствующим штатом необходимых должностных лиц. Увольнение и назначение лиц военной прокуратуры производится приказом прокурора Верховного Суда Союза ССР по представлению прокуроров соответствующих Союзных Республик.

Осуществление прокурорских обязанностей по делам военно-транспортных коллегий возлагается на прокуратуру Верховного Суда Союза ССР.

 

VIII. О штатах и смете Верховного Суда Союза ССР

и прокуратуры Верховного Суда Союза ССР

 

24. Штаты и смета Верховного Суда Союза ССР утверждаются для дальнейшего направления в пленарном заседании, а штаты и смета прокуратуры Верховного Суда Союза ССР - непосредственно этой последней и проводятся по союзному бюджету. Штаты и смета по военной прокуратуре и военным трибуналам включаются в смету военного ведомства и финансируются этим последним. Военно-транспортная коллегия и ее выездные сессии проходят по смете Верховного Суда Союза ССР и финансируются Народным Комиссариатом Путей Сообщения.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования