ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ С.С.С.Р.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 1923 года

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ

СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

На основании главы VIII Основного Закона (Конституции) Союза С.С.Р. образуется Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р.

Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской Инспекции является основным органом советской власти по проведению в жизнь мероприятий к усовершенствованию государственного аппарата, полному овладению им и приспособлению его к задачам социалистического строительства.

В соответствии с этим на Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р. возлагаются следующие задачи:

 

Глава II. ЗАДАЧИ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ

 

1. Практическое и теоретическое изучение дела управления; выявление недостатков и достоинств действующих органов управления; устранение первых и закрепление последних; постановка опытов и проведение в жизнь практических мероприятий по рационализации техники управления, делопроизводства и отчетности; выработка наиболее совершенных форм счетоводства, калькуляции и составления балансов; выработка планов изменения структуры государственных органов как в целях улучшения их работы, так и в целях создания нормальных условий, облегчающих возможность наблюдения со стороны государства.

2. Всемерное побуждение государственных, административных и хозяйственных органов к улучшению их аппаратов, оказание им содействия в этом отношении, учет их опыта, согласование и объединение принимаемых ими мер.

3. Общее руководство и объединение деятельности всех учреждений, занятых изучением научной организации труда, производства и техники управления через их представительный орган при Рабоче-Крестьянской Инспекции, действующий на основе особого положения; организация, в отдельных случаях, имеющих государственное значение опытных станций, показательных учреждений и ячеек содействия по улучшению государственного аппарата.

Примечание. Ячейки содействия по улучшению государственного аппарата существуют на основе особого о них положения, разрабатываемого Народным Комиссариатом Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р. и утверждаемого Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р.

 

4. Тщательное изучение бюджета Союза С.С.Р., союзных республик и местных, квартального и годового ориентировочного и учет опыта его исполнения с точки зрения его финансовой реальности и хозяйственной целесообразности; дача заключений по отчетам исполнения росписи государственных расходов и доходов, составляемым Народным Комиссариатом Финансов Союза С.С.Р. и союзных республик; обследование и изучение производственных планов и их выполнения хозяйственными органами, а равно выполнения плановых заданий административных и культурно-просветительных органов; проверка деятельности всех государственных и других указанных в ст. 12 настоящего Положения органов с точки зрения достигнутых на деле результатов и систематическое инспектирование их на основе материалов обследования и научных данных.

5. Оценка и проверка по существу работы руководителей и сотрудников административных и хозяйственных органов Союза С.С.Р., оказание им содействия в подборе личного состава; принятие необходимых мер к практической подготовке рабочих и крестьян на ответственные руководящие должности и оказание поддержки наиболее преданным делу работникам.

6. Обследование и изучение причин преступлений и бесхозяйственности руководителей и сотрудников государственных органов, борьба с системой подкупов и взяточничеством путем установления общих с соответствующими судебными и административными органами директив.

7. Особо тщательное усовершенствование государственных аппаратов и хозяйственных органов в части непосредственного соприкосновения их с населением; систематическое и планомерное использование советской, партийной и профессиональной печати в целях беспощадной борьбы со всеми сотрудниками государственных органов, проявляющими пренебрежительное отношение к нуждам и запросам рабочих и крестьян, особенно неграмотных и малограмотных, а также к трудящимся других национальностей; борьба со всякого рода должностными и хозяйственными преступлениями, разгильдяйством, бюрократизмом и т.п.

8. Изучение постановки счетоводства и отчетности в государственных и общественных органах Союза С.С.Р. и руководство работниками в этой области. Установление методов работ по бухгалтерии, составлению и проверке балансов и калькуляции и проведению в жизнь единообразных счетных единиц. Образование при Народном Комиссариате Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р. кадра специальных государственных бухгалтеров-экспертов.

9. Выполнение отдельных специальных заданий и поручений высших законодательных органов Союза С.С.Р., а также контроль и наблюдение за планомерным проведением в жизнь постановлений и решений этих органов, в первую очередь направленных к усовершенствованию государственного аппарата.

10. Широкая постановка издательско-информационного дела, освещающего вопросы научной организации труда, производства и управления, а также революционно-инспекционных достижений.

11. Руководство работами народных комиссариатов рабоче-крестьянской инспекции союзных республик по проведению в жизнь возложенных на них заданий.

 

Глава III. ПРАВА РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ

 

Для осуществления этих задач Рабоче-Крестьянской Инспекции предоставляются следующее права:

12. Производство полных и частичных ревизионно-инспекционных обследований всех центральных, областных и местных государственных и общественных учреждений и предприятий и их объединений, в том числе кооперативных и профессиональных органов Союза С.С.Р., а равно акционерных компаний, смешанных обществ, концессионных предприятий и всяких общественных организаций, которые субсидируются государством или оперируют при участии государственного капитала или общественных сборов и поступлений.

Примечание. Государственные предприятия, находящиеся в аренде у частных лиц и организаций, а равно и предприятия, находящиеся во владении частных лиц, а также сданные в концессии обследуются Рабоче-Крестьянской Инспекцией в пределах существующих между ними и государством обязательственных отношений.

 

13. Требование от всех государственных учреждений и общественных организаций Союза С.С.Р. сведений, материалов, документов, актов, объяснений, отчетов и иных справок, характеризующих состояние и деятельность учреждений, предприятий и организаций, а равно вызов руководителей и сотрудников обследуемых органов как для дачи личных объяснений, так и на совместные совещания, заседания и в подкомиссии для обсуждения вопросов, возникающих в процессе этих обследований.

14. Предложение всем ревизуемым государственным учреждениям, предприятиям и организациям: а) об устранении установленных недостатков; б) о проведении соответствующих мероприятий по рационализации их аппаратов; в) об устранении и увольнении должностных лиц за серьезные упущения и бесхозяйственность; г) о наложении дисциплинарных взысканий в порядке и пределах, указанных в законе.

Примечание. В случае несогласия с предложениями Рабоче-Крестьянской Инспекции руководители учреждений и предприятий, указанных в ст. 12, обязаны немедленно сообщить Рабоче-Крестьянской Инспекции свои возражения.

 

15. Представление на рассмотрение центральных и местных органов Союза С.С.Р., а также центральных органов союзных республик конкретных предложений, выработанных на основании ревизионных опытов, об упрощении аппаратов управления, устранении параллелизма и бесхозяйственности, о формах согласования деятельности отдельных комиссариатов и их органов на местах, а также о преобразовании всей системы ведения дела в тех или иных учреждениях или отдельных частях.

16. Организация и утверждение непосредственно или через народные комиссариаты рабоче-крестьянской инспекции союзных республик положений об органах рационализации ведомственного аппарата (плановые и организационные бюро, опытные станции, ячейки содействия по улучшению государственного аппарата); утверждение форм постоянной публичной отчетности этих органов о работе и состоянии учреждения, а также отвод руководящего состава этих органов.

17. Закрытие и полная ликвидация как ведомственных органов рационализации государственного аппарата Союза С.С.Р., так и отдельных научно-исследовательских институтов труда и управления, а также контрольных и инспекционных организаций и групп в случаях неудовлетворительности их работы или их состава.

18. Созыв совещаний, конференций и съездов по рассмотрению вопросов научной организации труда, производства и техники управления, по установлению методов хозяйствования и управления, порядка учета и отчетности и т.п.; разработка планов и программ и проведение совместно с органами просвещения и профессиональными союзами подготовки и переподготовки работников различной квалификации по научной организации труда, производства и управленческой техники.

19. Право участия с совещательным голосом в комиссиях и совещаниях, организуемых высшими органами в центре и на местах, в заседаниях коллегий народных комиссариатов, исполнительных комитетов и их президиумов, на всяких иных ведомственных и междуведомственных совещаниях, а равно и на всяких съездах, конференциях, совещаниях, распорядительных заседаниях государственных учреждений, предприятий и их объединений, общественных и кооперативных организаций и т.д.

20. Приостановление явно незаконных распоряжений и действий ревизуемых учреждений и должностных лиц.

Примечание 1. Право приостановления тех или других распоряжений и действий принадлежит Народному Комиссару Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р., народным комиссарам рабоче-крестьянской инспекции союзных республик и заведующим областными и губернскими (окружными) органами рабоче-крестьянской инспекции по принадлежности.

Примечание 2. Приостановления действий и распоряжений учреждений органами Рабоче-Крестьянской Инспекции могут быть аннулированы только высшей инстанцией Рабоче-Крестьянской Инспекции. Приостановления действий и распоряжений учреждений, подтвержденные Народным Комиссариатом Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р., могут аннулироваться только Центральным Исполнительным Комитетом, Советом Народных Комиссаров и Советом Труда и Обороны Союза С.С.Р.

Примечание 3. Означенное право Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р. не распространяется на постановления и распоряжения центральных исполнительных комитетов и советов народных комиссаров союзных республик, народных комиссаров Союза С.С.Р. и союзных республик, за исключением народных комиссаров рабоче-крестьянской инспекции союзных республик, местных исполнительных комитетов и их президиумов, а также на приговоры и решения судебных органов и распоряжения следственных властей и прокуратуры в пределах их ведения.

 

21. Возбуждение в административном и судебном порядке преследований против лиц за преступления и проступки, обнаруженные в процессе работ Рабоче-Крестьянской Инспекции, с предложением судебно-следственным и розыскным органам и прокуратуре о производстве необходимых действий по дальнейшему раскрытию этих преступлений.

22. Предложение (непосредственное или через комиссариаты рабоче-крестьянской инспекции союзных республик) учреждениям и предприятиям о предъявлении гражданских исков об убытках, понесенных государством, а также предъявление этих исков самостоятельно.

23. Объявление в прессе Народным Комиссаром или коллегией Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р. списков должностных лиц, уличенных при ревизии в преступлениях, проступках, бесхозяйственности и пренебрежении к интересам трудящихся, в тех случаях, когда наличие этих обстоятельств не отрицается руководителями ведомств и учреждений.

 

Глава IV. СТРУКТУРА НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА

РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ СОЮЗА С.С.Р.

 

24. Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р. состоит из:

А. Народного Комиссара и коллегии при нем.

Б. Четырех центральных управлений:

а) Оперативного Управления;

б) Управления по улучшению государственного аппарата;

в) Управления по счетоводству и отчетности и

г) Общего Управления.

В. Из трех самостоятельных отделов:

а) Информационно-издательского отдела;

б) Юридического отдела и

в) Центрального бюро жалоб и заявлений.

25. Центральное управление состоит из нижеследующих инспекций, секций и отделов:

А. Оперативное Управление состоит из девяти инспекций:

а) промышленной;

б) торговой;

в) сельско-хозяйственной;

г) финансовой;

д) транспортной и связи;

е) военно-морской;

ж) административной;

з) культурно-просветительной и

и) труда, здравоохранения и социального обеспечения.

Б. Управление по улучшению государственного аппарата состоит из двух секций:

а) труда и производства;

б) управленческой техники.

В. Управление по счетоводству и отчетности состоит из двух секций:

а) бухгалтерии;

б) отчетности.

Г. Общее Управление состоит из трех отделов:

а) общего отдела с секретариатом;

б) организационно-инструкторского;

в) хозяйственно-финансового.

 

Глава V. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ

СОЮЗА С.С.Р.

 

26. На Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской Инспекции по Оперативному Управлению возлагается обязанность руководства всей инспекционно-ревизионной работой входящих в его состав инспекций. Центральные инспекции проводят свою ревизионно-инспекционную работу по своему функциональному делению, имея главным объектом своей деятельности работы соответствующих народных комиссариатов. Точное разграничение компетенции отдельных центральных инспекций определяется Народным Комиссариатом Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р.

27. На Управление по улучшению государственного аппарата возлагается:

По секции труда и производства: а) выработка рациональных приемов трудовых процессов; б) выработка вопросов, связанных с рационализацией техники производства, стандартизацией, повышением производительности труда; в) установление норм выработки и разработка вопросов охраны труда.

По секции управленческой техники: а) выработка рациональных приемов работы администрирующих аппаратов государственных, хозяйственных и общественных учреждений и предприятий; б) установление структуры государственных аппаратов, штатов, делопроизводства и т.п. и выработка рациональных методов администрирования.

28. На Управление по счетоводству и отчетности возлагается выработка и установление в советских учреждениях наиболее совершенных форм счетоводства и отчетности, калькуляции, балансов и т.п.

29. На Общее Управление возлагается:

По общему отделу и секретариату: а) ведение делопроизводства коллегии Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р.; б) подготовка материалов по делам, вносимым Народным Комиссариатом в высшие законодательные органы; в) выполнение специальных поручений и заданий (не предусмотренных настоящим Положением); г) переписка, общая регистратура, экспедиция и заведывание общим архивом и библиотекой Народного Комиссариата.

По организационно-инструкторскому отделу: а) наблюдение за исполнением всеми органами Рабоче-Крестьянской Инспекции распоряжений и заданий Народного Комиссариата; сводка и обработка материалов по вопросам о структуре, формах и методах работы органов Рабоче-Крестьянской Инспекции; б) составление общих отчетов и статистических данных по учреждениям Рабоче-Крестьянской Инспекции; з) установление штатов и учет личного состава Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р.

По хозяйственно-финансовому отделу: а) составление смет, финансирование центральных и местных учреждений Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р.; б) контроль над правильным расходованием ими денежных и материальных средств; в) обслуживание центральных учреждений Народного Комиссариата в хозяйственном и техническом отношении.

30. На Информационно-издательский отдел возлагается задача редактирования, издания и распространения периодических органов, а равно всякого рода печатных произведений, книг, журналов, брошюр, листовок, плакатов, и т.п. и информирование периодической печати о деятельности органов Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р.

31. На Юридический отдел возлагается: а) изучение по материалам органов Рабоче-Крестьянской Инспекции, а также судебно-следственных и розыскных органов причин роста и развития государственных, должностных и хозяйственных преступлений, выработка мер борьбы с ними и в связи с этим выработка соответствующих мероприятий; б) дача юридических заключений по разного рода вопросам, возбуждение в судебно-административном порядке через коллегию Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р. преследований по обнаруживаемым Рабоче-Крестьянской Инспекцией в процессе ее деятельности злоупотреблениям.

32. На бюро жалоб и заявлений возлагается: а) прием жалоб и заявлений, содержащих указания на несовершенство государственного аппарата, на пренебрежительное отношение к нуждам трудящихся, на бюрократизм, волокиту и т.д.; б) производство расследований по этим вопросам и разрешение их, согласно особому положению о Центральном Бюро жалоб и местных его органах, утверждаемому Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р.

 

Глава VI. О НАРОДНЫХ КОМИССАРИАТАХ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ

ИНСПЕКЦИИ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК И МЕСТНЫХ ОРГАНАХ НАРОДНОГО

КОМИССАРИАТА РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ СОЮЗА С.С.Р.

 

33. Положения о народных комиссариатах и местных органах рабоче-крестьянской инспекции союзных республик вырабатываются подлежащими народными комиссариатами рабоче-крестьянской инспекции на основе настоящего Положения и по одобрению Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р. вносятся на утверждение центральных исполнительных комитетов и советов народных комиссаров союзных республик.

34. Местными органами Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р. являются:

а) управления уполномоченных Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р.;

б) инспекции Союза С.С.Р.: военно-морская, транспортная и связи, действующие на основании особых положений, издаваемых Народным Комиссариатом Рабоче-Крестьянской Инспекции Союза С.С.Р.

 

Председатель Центрального

Исполнительного Комитета

А.ЧЕРВЯКОВ

 

Секретарь Центрального

Исполнительного Комитета

А.ЕНУКИДЗЕ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования