НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ РСФСР

 

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РСФСР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 1923 года

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА О ГОРОДСКИХ ЗЕМЛЯХ

 

На основании ст. 153 Земельного Кодекса Народный Комиссариат Земледелия и Народный Комиссариат Внутренних Дел устанавливают в руководство подведомственным им местным учреждениям нижеследующую Инструкцию для производства дел о городских землях.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Дела по определению действующей городской черты в городах и поселениях городского типа, перемещению этой черты, а также отводу в пределах волостей земель для городских предприятий и учреждений и землеустройству, связанному с этими землями, производятся местными землеустроительными учреждениями в общем землеустроительном порядке, согласно Земельного Кодекса и настоящей Инструкции.

2. Споры, возникающие в связи с разрешением перечисленных выше вопросов, рассматриваются в качестве первой инстанции уездными земельными комиссиями, действующими согласно Земельного Кодекса (ст. 214).

Примечание. В производстве указанных в ст. ст. 1 и 2 дел городские советы (коммунальные отделы) считаются заинтересованной стороной.

 

3. Все земли внутри городской черты находятся в административном и хозяйственном заведывании городского совета и подчиненных им коммунальных отделов, действующих на основании особых узаконений и правил (ст. 147 и примечание). Постановления Земельного Кодекса на эти земли не распространяются.

4. Все споры, возникающие по отношению к землям, находящимся внутри городской черты, разбираются в Народных Судах, а дела неподсудные этим последним, коммунальными отделами.

5. Расходы производства (ст. ст. 176 и 177) по определению действующей городской черты, ее перемещению и по отводу земель учреждениям и предприятиям городского коммунального хозяйства относятся полностью за счет городских средств. Во всех прочих делах, при участии в них города, расходы по землеустройству распределяются между заинтересованными лицами и организациями (ст. ст. 176 и 178).

 

Глава II. ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ГОРОДСКОЙ ЧЕРТЫ

 

6. Положение действующей городской черты определяется законом (ст. 145), согласно которого эта черта охватывает все застроенные кварталы города с находящимися на них садами, парками, огородами, а также непосредственно примыкающие к ним незастроенные земли: а) которые ранее были городскими (§ 7 настоящей Инструкции) или б) не будучи городскими, состояли в фактическом заведывании городских советов к 1-му августа 1922 года (§ 8).

7. К числу бывших городских земель, подлежащих включению в действующую городскую черту, относятся те земли, которые до Октябрьской Революции принадлежали городу на праве собственности, хотя-бы ранее и не входили в городскую черту (выгонные земли, отведенные по правилам генерального межевания, купленные городом земли и т.п.), при условии, что ко времени издания Земельного Кодекса эти земли не состояли в трудовом землепользовании.

8. Землями, состоявшими в фактическом заведывании городских советов или коммунальных отделов (§ 6, п. "б"), считаются земли, которые к 1-му августа 1922 года:

а) не подходили под действие Закона о трудовом землепользовании от 22 мая 1922 года (Собр. Узак., 1922, N 36, ст. 426);

б) не состояли в управлении волостных исполнительных комитетов или соответствующих им организаций;

в) не состояли в ведении органов Народного Комиссариата Земледелия;

г) земли, которыми управляли коммунальные отделы, если против права их на таковое управление не было заявлено споров до указанного срока.

9. Отдельные участки, окруженные землями, которые включены в городскую черту по § 6, 7 и 8 настоящей Инструкции, в чьем-бы пользовании или заведывании они не находились, считаются также включенными в городскую черту.

10. Примыкающие к городу селения и подгородние слободы считаются в своей усадебной оседлости вошедшими в городскую черту, если а) они состояли в таковой до 1917 года и городские советы считают необходимым сохранить их в городской черте, или б) если эти усадебные земли фактически вышли из управления волостных советов и перешли в ведение городских советов к 1-му августа 1922 года.

11. Земли, закрепленные за городскими коммунальными предприятиями, но не примыкающие к указанным § 6 - 10 землям (ст. 148), не считаются включенными в городскую черту и входят в состав волостей.

12. Для определения действующей городской черты местным городским советам (коммунальным отделам) надлежит выяснить:

а) границы городских земельных владений до Октябрьской Революции и

б) границы городских земель, находившихся в непосредственном заведывании городских советов к 1-му августа 1922 года.

13. Выяснение указанных границ производится на основании:

а) сохранившихся документов и планов дореволюционного времени;

б) документов, планов, отдельных распоряжений и обязательных постановлений, на основании которых можно установить, какие земли находились в заведывании городских советов к 1-му августа 1922 года;

в) сведений и документов, получаемых по особому запросу от местных земельных органов и волостных исполнительных комитетов, на основании которых можно установить какие земли, примыкающие к городу, к 1-му августа 1922 года не состояли в фактическом управлении волостных исполнительных комитетов или непосредственном ведении земельных органов Народного Комиссариата Земледелия;

г) опроса должностных лиц, ведавших городским земельным хозяйством до указанного выше срока, а также местных граждан, в фактическом пользовании которых находились земельные участки, граничащие с волостными землями.

14. Все материалы, полученные на указанных в § 13 основаниях, заносятся в особые акты, которые скрепляются подписями представителей городского совета, и представляются, вместе с заявкой, в уездные землеустроительные учреждения на предмет определения действующей городской черты.

15. В случае возникновения споров при определении действующей городской черты землеустроитель заводит особые спорные производства по каждой спорной части городской черты; производство-же по бесспорным частям включается в особое дело, которое срочно направляется к окончанию независимо от движения спорных дел (ст. 188 и следующие).

16. Ввиду острого недостатка технических сил и денежных средств губернские коммунальные отделы и губернские земельные отделы должны установить согласованный с наличными силами и средствами план постановки на очередь дел по определению действующей городской черты городов губернии.

17. В случае необходимости полностью или в какой-либо части города переместить действующую городскую черту до формального ее определения, коммунальные отделы, не возбуждая по этой части дел по определению действующей черты, вносят соответствующую заявку о ее расширении по статьям 146 или 151 Земельного Кодекса.

18. В случае, если при производстве дел о перемещении городской черты в порядке § 17 возникает спор о положении формально неопределенной действующей черты, землеустроитель заводит дело об определении этой черты без особой заявки со стороны городского совета (коммунального отдела) и приступает безотлагательно к производству этого дела, приостанавливая, впредь до разрешения спора, дело по расширению городской территории.

19. В случае, если при производстве дела о перемещении городской черты в порядке § 17 возникает спор по вопросам о расширении городской территории, то землеустроитель, без подачи особых заявок, производит определение действующей городской черты; дело-же по расширению городской территории получает дальнейшее установленное движение.

20. При производстве в прилегающей к городу волости основной земельной регистрации (ст. 195) действующая городская черта определяется на указанных выше основаниях (§ 6 - 11) в порядке ст. 204.

 

Глава III. О ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЧЕРТЫ

(РАСШИРЕНИЕ ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИИ)

 

21. Перемещение городской черты может производиться в случае необходимости расширения города:

а) в связи с ростом количества городского населения и необходимостью расширения селитебной площади для удовлетворения жилищной нужды;

б) в целях поднятия городского благоустройства путем расширения земельной зоны, устройства парков, создания необходимых сооружений, связанных с водоснабжением, освещением, канализацией и прочими мероприятиями благоустройства;

в) в случаях развития застройки прилегающих к действующей городской черте земельных участков, приобретающих характер пригорода (ст. ст. 146 и 151).

Примечание. Расширение городской черты не может быть допускаемо в целях увеличения городского арендного фонда для сельско - хозяйственного использования.

 

22. При выяснившейся необходимости, по указанным выше причинам расширить городскую территорию, городской совет через коммунальный отдел или специальную комиссию производит работу по обследованию намечаемых к включению в городскую черту участков, примыкающих к действующей городской черте, устанавливая:

а) направление, в котором должно произойти перемещение городской черты;

б) характер фактического использования этих участков;

в) количество и характер построек и сооружений, имеющихся на них;

г) наличие водоемов, рек, прудов, озер и зеленых насаждений;

д) способы использования намечаемых к присоединению участков в ближайшее время.

Примечание. Состав специальной комиссии определяется городским советом в зависимости от степени заинтересованности отделов уездного исполнительного комитета и отдельных волостей в вопросе о присоединении тех или иных участков к городу.

 

23. Как комиссией, так и городским советом должны быть предусмотрены и предварительно обсуждены все затруднения по изъятию участков у отдельных землепользователей, по уплате компенсации и т.д. с таким расчетом, чтобы вырабатываемый план расширения городской территории, удовлетворяя потребностям города, в то-же время не вносил без крайней надобности чрезмерного расстройства в сложившиеся возле городов землепользования.

24. Весь материал, полученный от обследования, произведенного в указанном выше порядке, с приложением схематического плана намеченных к присоединению земельных участков и объяснительной записки, содержащей подробную мотивировку необходимости расширения городской территории и соображения хозяйственного и финансового характера о предполагаемом использовании этих участков - представляются в губернский исполнительный комитет на рассмотрение.

25. Коммунальным отделом, по получении соответствующего согласия губернского исполнительного комитета на возбуждение дела о расширении городской территории, подается соответствующее письменное заявление (ст. 180) в уездный землеустроительный отдел с приложением следующего материала:

а) схематического плана земельной площади, намечаемой к включению в городскую черту, с показанием на нем всех землепользований, угодий, проездов, лесных и торфяных площадей, озер, прудов, рек, построек и сооружений;

б) проекта, в эскизном виде, использования предполагаемой к присоединению местности, с показанием на нем, по возможности, улиц, площадей и иных мест общественного пользования или назначения, а также предположенных коммунальных сооружений;

в) перечня земель, подлежащих принудительному изъятию из хозяйственного расположения отдельных землепользователей (ст. 166, п. "в").

Примечание. Согласие губернского исполнительного комитета не служит препятствием к принятию земельными органами возражений со стороны заинтересованных лиц на заявленный проект расширения города и к изменению проекта в зависимости от указаний сторон и выясненных обстоятельств дела.

 

26. В качестве сторон при рассмотрении в землеустроительных органах вопросов о присоединении к городу земельных участков считаются: представители городского совета, волостного исполнительного комитета, представители всех учреждений, предприятий, земельных обществ и отдельные лица, землепользование коих находится в предположенной к присоединению местности или примыкает к проектированной городской черте.

27. По утверждении проекта новой городской черты в порядке статей 146 и 151, на присоединяемые к городу земли с указанного в подлежащем постановлении срока (ст. 191, п. "в") прекращается власть волостного совета и земельных органов и распространяется власть городских советов со всеми последствиями, указанными статьями 144 и 147 Земельного Кодекса.

28. В случае заявления коммунального отдела и принудительном изъятии земель (ст. 166, п. "в"), дело о таком изъятии производится вместе одновременно с делом о расширении городской черты, причем указанное заявление должно быть сделано уездному землеустроительному отделу, либо землеустроителю, до оповещения или вызова сторон к предъявлению им проекта (ст. 187). В проект землеустройства включаются в этом случае, помимо указания о положении новой городской черты, точные указания земель, подлежащие изъятию, и размер возмещения землепользователям их неиспользованных затрат.

 

Глава IV. О ГОРОДСКИХ ЗЕМЛЯХ В ПРЕДЕЛАХ ВОЛОСТЕЙ

 

29. Земли за пределами городской черты, состоящие в пользовании городских коммунальных предприятий, если по поводу предоставления этих земель не было заявлено споров до издания Земельного Кодекса или эти споры были разрешены установленным порядком, считаются закрепленными за этими предприятиями силой закона.

30. Все споры по поводу предоставления этих земель городским предприятиям, как возбужденные ранее, так и возникшие в период их использования, разрешаются по заявлениям городских советов или земельных органов земельными комиссиями в общем порядке рассмотрения земельных споров.

31. Если указанные в § 29 земли заняты коммунальными сооружениями, относящимися к городскому благоустройству, как-то: полями орошения, свалками, кладбищами, водопроводами, трамвайными парками, электрическими станциями, горными разработками, общественными парками и подобного рода предприятиями, обслуживающими городское благоустройство, то эти земли подчиняются ст. 155 Земельного Кодекса.

32. Те из указанных в § 29 земель, которые состоят главным образом в сельско - хозяйственной эксплуатации, под разработкой торфа и т.п., относятся, в зависимости от их состава, к советским хозяйствам или доходным статьям и подчиняются правилам о государственных земельных имуществах, предоставленных в пользование государственных учреждений (ст. ст. 156 и 157).

33. Земли, закрепленные за городскими коммунальными предприятиями, расположенные вне городской черты, подчиняясь в административном порядке волостным исполнительным комитетам, находятся в хозяйственном заведывании городского совета.

 

Народный Комиссар Земледелия

А.СМИРНОВ

 

Народный Комиссар Внутренних Дел

А.БЕЛОБОРОДОВ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования