ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

 

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР

 

ДЕКРЕТ

от 11 июля 1923 года

 

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА НАРУШЕНИЕ ДЕКРЕТА ОБ ЕДИНОМ СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННОМ

НАЛОГЕ И О ПОРЯДКЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ

И РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ ЭТИХ НАРУШЕНИЯХ

 

А. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

§ 1. При налоговых правонарушениях и в случаях необходимости применения понудительных мер воздействия по единому сельско-хозяйственному налогу, таковые должны быть обусловлены:

а) строгой закономерностью применения их в соответствии с действующими законоположениями;

б) целесообразностью выбора способа воздействия, гарантирующего выполнение налога в указанный срок и полностью в установленных размерах;

в) последовательностью применения к отдельным налогоплательщикам до возбуждения дела в судебных органах административных репрессий (ареста, пени) в порядке, указанном ниже.

§ 2. В виду особой важности своевременного окончания налоговой кампании в установленный срок и выполнения заданий по сбору налога, предусмотренных декретом Совета Народных Комиссаров об едином сельско-хозяйственном налоге от 10 мая 1923 года (Собр. Узак., 1923, N 42, ст. 451), к неплательщикам надлежит, главным образом, применять понудительные меры воздействия имущественного характера. Личные же взыскания применять при уверенности финансовых или продовольственных органов в том, что таковые дадут требуемые результаты.

§ 3. Административные взыскания (арест, пеня) налагаются на отдельных неплательщиков лицами, стоящими во главе губернских и уездных финансовых или продовольственных органов, только один раз. При вторичных налоговых правонарушениях неплательщики привлекаются к судебной ответственности. В тех случаях, когда неплательщик в прежние налоговые кампании подвергался административным или судебным взысканиям за налоговые правонарушения, финансовым или продовольственным органам предоставляется право в текущую кампанию привлекать таковых к ответственности непосредственно в судебном порядке, без применения административных взысканий. Указанные дела судебные органы обязаны принимать и рассматривать в порядке § 6 настоящей Инструкции.

Примечание 1. При применении ареста в административном порядке заведующие губернскими или заведующие уездными финансовыми отделами, губернские продовольственные комиссары или уездные продовольственные комиссары устанавливают сроки продолжительности ареста в зависимости от конкретных обстоятельств дела, однако, не свыше пределов, указанных в § 41 настоящей Инструкции.

Примечание 2. При указании в дальнейшем изложении на то, что те или другие обязанности возлагаются на финансовые органы или продовольственные органы, следует иметь в виду, что в губерниях, где взимание налога производится финансовыми органами, обязанности старшего налогового инспектора исполняют финансовые инспектора, а обязанности волостного инспектора исполняют финансовые агенты. То же относится к заведующим губернскими или заведующим уездными финансовыми отделами и губернским или уездным продовольственным комиссарам.

 

§ 4. Ответственными за сообщение правильных и точных сведений о признаках и объектах обложения (пашне, едоках и т.п.) равно как и за своевременную правильную оплату налога являются:

а) в хозяйствах единоличных - домохозяин, а при отсутствии его - все совершеннолетние члены двора солидарно;

б) в хозяйствах коллективных (артели, товарищества, коммуны и т.п.) - органы управления их (правление, староста и т.п.);

в) в хозяйствах государственных учреждений и предприятий - глава учреждения или предприятия (председатель треста) или руководитель хозяйства.

Ответственным за своевременный взнос налога за арендуемую землю является арендатор ее.

§ 5. Ответственность за несдачу налога для неплательщика наступает по истечении первого и каждого из последующих предельных сроков, устанавливаемых для сдачи как натуральной, так и денежной части налога обязательным постановлением губернского исполнительного комитета.

Примечание. В обязательном постановлении о сроках сдачи налога губернский исполнительный комитет может, если признает нужным, предоставить право уездным исполнительным комитетам устанавливать частные сроки сдачи налога для волостей, а финансовым инспекторам или старшим налоговым инспекторам, с ведома уездного финансового отдела или уездного производственного комитета, - для селений. В таком случае за нарушение этих сроков плательщики привлекаются к ответственности в административном или судебном порядке, как за нарушение сроков, установленных для всей губернии.

 

Б. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ПРАВОНАРУШЕНИЙ,

ПОДСУДНОСТЬ И МЕРЫ НАКАЗАНИЯ ЗА НАЛОГОВЫЕ

И ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

§ 6. Налоговые правонарушения, подсудность их и меры наказания определяются следующими статьями Уголовного и Уголовно-Процессуального Кодексов:

а) передача отдельными гражданами в установленные частные сроки причитающихся по налогу денежных сумм или сельско-хозяйственных продуктов и прямой отказ отдельных плательщиков от сдачи налога при недоказанности предварительного соглашения с другими лицами согласно 1-й ч. ст. 79 Уголовного Кодекса - караются в первый раз в административном порядке мерами взыскания, налагаемыми заведующими губернскими или заведующими уездными финансовыми отделами, губернским продовольственным комиссариатом или уездным продовольственным комиссаром с соблюдением § 2 и 3 настоящей Инструкции.

Массовый отказ от выполнения налога предусматривается ст. 78 Уголовного Кодекса; дела об этих преступлениях направляются в порядке п. "б" ст. 26 Уголовно-Процессуального Кодекса и п. 4 § 27 настоящей Инструкции в Губернский Суд и караются:

1) в отношении подстрекателей, руководителей и организаторов лишением свободы на срок не ниже одного года с конфискацией всего или части имущества;

2) в отношении прочих участников - лишением свободы на срок не ниже шести месяцев или имущественными взысканиями не ниже наложения в двойном размере тех же платежей и повинностей;

б) сокрытие или неверное показание о размере пахотной, сенокосной или посевной площади, о количестве скота, а также о составе семьи отдельными плательщиками без предварительного соглашения, согласно 3-й части ст. 80 Уголовного Кодекса - карается наказаниями, предусмотренными в ст. 79 Уголовного Кодекса.

Организованное, по взаимному соглашению, сокрытие или неверное показание о размере пахотной, сенокосной или посевной площади, о количестве скота и о составе семьи плательщика - предусматривается 1-й и 2-й частями ст. 80 Уголовного Кодекса; дела об этих преступлениях направляются по подсудности согласно п. "б" ст. 26 Уголовно-Процессуального Кодекса в Губернский Суд и караются:

1) в отношении подстрекателей, руководителей и организаторов - лишением свободы на срок не ниже одного года с конфискацией или без конфискации всего или части имущества;

2) в отношении прочих участников - лишением свободы на срок не ниже шести месяцев или наложением имущественных взысканий или повинностей не ниже двойного размера тех же платежей и повинностей;

в) повторная несдача налога отдельными плательщиками и повторный отказ от его сдачи после наложения на плательщика административного взыскания в текущую налоговую кампанию или административного либо судебного взыскания в кампанию 1922 - 1923 года;

г) единичные случаи агитации и подстрекательства к невыполнению налоговой повинности и иные злостные действия плательщиков, направленные к срыву правильного поступления налога, не имевшие вредных последствий;

д) 1. Вторичное предъявление к сдаче (после отказа финансовых или продовольственных органов в приеме) недоброкачественных продуктов, качеством ниже минимального процента годности, установленного Инструкцией.

Перечисленные в п. п. "в" и "г" и 1-й части п. "д" преступные деяния предусматриваются 2-й частью ст. 79 Уголовного Кодекса; дела о таких преступлениях направляются в порядке 2-й части ст. 25 Уголовно-Процессуального Кодекса и п. 2-го § 27 Инструкции в выездную сессию Народного Суда и караются лишением свободы или принудительными работами на срок не ниже шести месяцев или конфискацией всего или части имущества, или наложением имущественного взыскания не ниже двойного размера тех же платежей или повинностей.

2. Организованная массовая сдача недоброкачественных продуктов предусматривается 1-й и 2-й частями ст. 80 Уголовного Кодекса; дела об этих преступлениях направляются по подсудности согласно п. "б" ст. 26-й Уголовно-Процессуального Кодекса в Губернский Суд и караются:

в отношении прочих участников - лишением свободы на срок не ниже одного года с конфискацией или без конфискации всего или части имущества;

в отношении прочих участников - лишением свободы на срок не ниже шести месяцев или наложением имущественных взысканий или повинностей не ниже двойного размера тех же платежей и повинностей;

е) агитация и подстрекательство к невыполнению налога, имевшие вредные последствия, либо производившиеся лицами, не принадлежащими к числу плательщиков данного селения, - предусматриваются 1-й частью ст. 83 Уголовного Кодекса; дела о таких преступлениях направляются по подсудности, согласно п. "б" ст. 26 Уголовно-Процессуального Кодекса, в Губернский Суд и караются лишением свободы на срок не ниже одного года со строгой изоляцией.

§ 7. В случаях, если указанные выше налоговые правонарушения сопровождались сопротивлением отдельных граждан представителям власти при исполнении ими возложенных на них законом обязанностей или принуждением выполнения явно незаконных действий, однако, без учинения над ними насилия - дела об этих преступлениях направляются согласно ст. 26 п. "б" Уголовно-Процессуального Кодекса в Губернский Суд и караются согласно 2-й части ст. 86 Уголовного Кодекса - лишением свободы на срок не ниже шести месяцев.

§ 8. Должностные преступления, связанные с проведением налоговой кампании, подсудность их и меры наказания предусмотрены следующими ст. ст. Уголовного и Уголовно-Процессуального Кодексов:

а) несвоевременное составление поселенного списка или поволостной сводки предусматривается ст. 118 Уголовного Кодекса и дела об этих преступлениях, совершенных в первый раз, направляются через заведующего уездным финансовым отделом или уездного продовольственного комиссара в президиум уездного и губернского исполнительного комитета для наложения взыскания в дисциплинарном порядке согласно п. 5 § 27 настоящей Инструкции; при вторичных преступлениях дела передаются через заведующего уездным финансовым отделом или уездного продовольственного комиссара в выездную сессию Народного Суда и караются принудительными работами на срок не ниже трех месяцев с увольнением от должности, если не имеется признаков бездействия власти или халатного отношения к службе. При наличии последних признаков, согласно ст. ст. 107 и 108 Уголовного Кодекса, наказание увеличивается до лишения свободы или принудительных работ на срок до одного года или увольнения от должности;

б) внесение в поселенный список или поволостную сводку не соответствующих действительности сведений, неправильное показание размеров урожайности, а также представление заведомо ложного заключения по жалобам и ходатайствам плательщиков налогов - предусматривается ст. 116 Уголовного Кодекса; дела об этих преступления направляются через заведующего уездным финансовым отделом или уездного продовольственного комиссара, согласно п. "в" ст. 26 Уголовно-Процессуального Кодекса и п. 5 § 27 настоящей Инструкции, по подсудности в выездные сессии Народного Суда и караются лишением свободы или принудительными работами на срок до одного года или увольнением от должности;

в) несвоевременное объявление плательщикам ставок налога и вручение окладного листа, сроков выполнения и порядка сдачи его предусматривается ст. 108 Уголовного Кодекса и дела об этих преступления представляются заведующему уездным финансовым отделом или уездному продовольственному комиссару для дальнейшего направления в Губернский Суд, согласно п. 5 § 27 настоящей Инструкции и п. "в" ст. 26 Уголовно-Процессуального Кодекса, и караются наказаниями, указанными в п. "б" настоящего параграфа;

г) непринятие мер, предписанных вышестоящими органами к выполнению плательщиками налога, предусмотрено ст. 107 Уголовного Кодекса; дела об этих преступлениях представляются заведующему уездным финансовым отделом или уездному продовольственному комиссару, согласно п. 5 § 27 настоящей Инструкции, для дальнейшего направления по подсудности согласно п. "в" ст. 26 Уголовно-Процессуального Кодекса в Губернский Суд и караются наказаниями, указанными в п. "б" настоящего параграфа.

 

В. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЛ

 

§ 9. Дела о правонарушениях, связанных с невнесением налога, возбуждаются лицами, стоящими во главе губернских и уездных финансовых или продовольственных органов, инспекторами, старшими налоговыми инспекторами и волостными исполнительными комитетами в случаях, указанных ниже, а равно Народными Комиссариатами Финансов и Продовольствия в порядке надзора.

§ 10. Дела о проступках, означенных в 1-й части п. "а" § 6 настоящей Инструкции, разрешаются лицами, стоящими во главе губернских и уездных финансовых или продовольственных органов в административном порядке.

§ 11. При обнаружении налоговых нарушений или должностных преступлений финансовый агент или налоговый инспектор немедленно должен приступить к производству дознания и, установив наличность нарушений, перечисленных в 1-й части пункта "а" § 6 настоящей Инструкции и пункта "а" § 8 той же инструкции, передает произведенное дознание финансовому инспектору или старшему налоговому инспектору для представления дела заведующему уездным финансовым отделом или уездному продовольственному комиссару для наложения административного взыскания или возбуждения дисциплинарного преследования. При установлении же дознанием должностных преступлений, указанных в пунктах "б", "в", "г" § 8 настоящей Инструкции, финансовый агент или налоговой инспектор, а также волостной исполнительный комитет направляют дознание финансовому инспектору или старшему налоговому инспектору для передачи заведующему уездным финансовым отделом или уездному продовольственному комиссару для возбуждения преследования в уголовном порядке.

 

Г. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ ПО НАЛОГОВЫМ

ПРАВОНАРУШЕНИЯМ И ДОЛЖНОСТНЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ

 

§ 12. На основании п. 2 ст. 97 Уголовно-Процессуального Кодекса финансовая агентура и налоговая инспектура являются органом дознания и действуют по делам о налоговых правонарушениях и связанных с ними должностных преступлениях согласно ст. ст. 97 - 107 Уголовно-Процессуального Кодекса.

§ 13. При наличии правонарушений или признаков их, указанных в § 6, 7 и 8 настоящей Инструкции, финансовые агенты или налоговая инспектура, а в ее отсутствии председатели волостных исполнительных комитетов и сельских советов обязаны немедленно приступить к дознанию и составить протокол по установленной форме.

§ 14. Лицо, производящее дознание, обязано принять меры к тому, чтобы до рассмотрения дела по существу обвиняемый в правонарушениях не мог скрываться до окончательного решения дела, беря от обвиняемого подписку о невыезде (ст. 149 Уголовно-Процессуального Кодекса).

§ 15. Предварительный арест допускается лишь в порядке п. п. 4, 5 и 6 ст. 100 Уголовно-Процессуального Кодекса, в целях предупреждения уклонения неплательщика от суда и следствия по преступлениям, перечисленным в п. п. "г" и "е" § 6 настоящей Инструкции.

§ 16. О задержании обвиняемого или подозреваемого, с указанием оснований ареста, лицо, производящее дознание, обязано в порядке ст. 104 Уголовно-Процессуального Кодекса в двадцать четыре часа сообщить суду, которому подсудно данное дело.

Примечание. Указанный порядок не относится к арестам, налагаемым заведующим губернским финансовым отделом, заведующим уездным финансовым отделом, губернским или уездным продовольственным комиссаром в административном порядке.

 

§ 17. При производстве дознания опрашиваются подозреваемые лица и свидетели, если таковые имеются. Обыски и осмотры могут быть произведены в тех случаях, когда имеется достаточно оснований предполагать, что следы преступления или вещественные доказательства могут быть уничтожены (ст. 99 Уголовно-Процессуального Кодекса).

Примечание. Настоящее правило не касается производства описи имущества в порядке § 20 настоящей Инструкции.

 

§ 18. Наиболее характерными случаями производства обыска, осмотра и выемок при налоговых правонарушениях являются:

1) наличность сведений о месте нахождения скрытого от описи или подлежащего сдаче по приговору суда имущества, а также и денежных сумм, причитающихся неплательщику от третьих лиц;

2) наличность сведений о месте нахождения скрытого от обложения скота;

3) обнаружение подложных квитанций о сдаче налога или других документов.

§ 19. При производстве обыска и выемок приглашаются понятые и представители сельского совета, а также и лицо, занимающее данное помещение, или домашние. В случае необходимости произвести обыск, требуется предварительное письменное постановление лица, производящего дознание, с точным указанием, какая цель преследуется обыском, причем постановление это объясняется владельцу помещения в присутствии указанных выше лиц перед началом обыска. Подлежащие изъятию предметы, обнаруженные при обыске, предъявляются понятым и вносятся в особую опись. Опись подписывается присутствующими и присоединяется к протоколу. Обнаруженное скрытое имущество передается на хранение, с ответственностью за сохранность, в сельский совет до приговора суда.

§ 20. Финансовый агент или налоговый инспектор при производстве дознания составляет протокол, со внесением в него, кроме общих сведений о личности обвиняемого, следующих указаний.

1) По делам о правонарушениях, указанных в 1-й части пункта "а" § 6 настоящей Инструкции:

а) в каком размере и когда была объявлена плательщику сумма налога (деньгами и продуктами);

б) какое последовало решение финансового или продовольственного органа по жалобе, если таковая была своевременно подана плательщиком;

в) сколько плательщиком сдано денежных сумм и продуктов по налогу;

г) сколько причитается денег или продуктов по налогу ко взысканию на данный срок;

д) показания свидетелей, если это необходимо для выяснения всех обстоятельств дела.

Примечание. В случае наличия у финансового агента или налогового инспектора сведений о прежней судимости или применении административных взысканий в предшествующую кампанию к данному налогоплательщику, таковые в отдельной справке прилагаются к общему делу.

 

2) При налоговых правонарушениях, указанных в 1-й части п. "б" § 6 настоящей Инструкции, финансовый агент или налоговый инспектор вносит в протокол, кроме общих сведений о личности обвиняемого, следующие указания:

а) какие размеры пахотной, сенокосной или посевной площади, количество скота и состав семьи были показаны лично плательщиком;

б) какие размеры тех же признаков обложения были обнаружены при дополнительных расследованиях;

в) что и в каких размерах было скрыто плательщиком от обложения;

г) подвергался ли прежде плательщик административным или судебным взысканиям, за что, когда и каким.

3) По делам о налоговых правонарушениях, указанных в п. "в" § 6 настоящей Инструкции, кроме общих сведений о личности обвиняемого и перечисленных выше сведений (п. 1 настоящего параграфа), финансовый агент или налоговый инспектор вносит в протокол дополнительные данные:

а) когда неплательщик в первый раз уклонился от сдачи налога;

б) каким административным взысканиям и когда был подвергнут.

4) При налоговых правонарушениях, указанных в п. "г" § 6 настоящей Инструкции, финансовый агент или налоговый инспектор вносит в протокол, кроме общих сведений о личности обвиняемого, следующие указания:

а) когда и где обвиняемым совершено преступление;

б) краткое изложение сущности выступлений; против чего выступал и к каким действиям призывался обвиняемый;

в) какие результаты получились от выступления обвиняемого, какое прямое следствие от его агитации;

г) подвергался ли ранее обвиняемый административным или судебным взысканиям, за что, когда и каким;

д) показания свидетелей.

Примечание. Все данные, обнаруженные дознанием, с приложением актов, справок и т.п., финансовый агентом или налоговым инспектором передаются в общем порядке финансовому инспектору или старшему налоговому инспектору на распоряжение.

 

5) При налоговых правонарушениях, указанных в п. "д" § 6 настоящей Инструкции, финансовый агент или налоговый инспектор, при составлении протокола, кроме общих сведений о личности обвиняемого, вносит следующие указания:

а) в какую заготовительную контору или иное место, указанное финансовым или продовольственным органом, плательщиком был доставлен вторично недоброкачественный продукт, сколько и когда;

б) кем было отказано в приеме продуктов и почему (приложить акт о негодности и существующие нормальные кондиции);

в) подвергался ли прежде плательщик административным или судебным взысканиям, за что, когда и каким.

6) При налоговых правонарушениях, указанных во 2-й части п. п. "а", "б", "д" § 6, и во всех случаях, указанных в § 7 настоящей Инструкции, финансовый агент или налоговый инспектор обязан немедленно сообщить о таковых финансовому инспектору или старшему налоговому инспектору, с указанием характера и обстоятельств дела, и до получения от него дальнейших указаний, должен приступить к обнаружению руководителей, организаторов и подстрекателей и принять меры, указанные в § 15 настоящей Инструкции, обращаясь к содействию органов милиции.

§ 21. При наличии преступлений, указанных в § 8 настоящей Инструкции, агент или налоговый инспектор ограничивается составлением протокола, в который вносятся данные о том, какие правонарушения допущены должностным лицом, где и когда; в случае необходимости подтверждает их свидетельскими показаниями и берет от обвиняемого подписку о невыезде до разбора дела по существу. Арест обвиняемого допускается, как мера предупреждения к уклонению от суда и следствия, только в случаях, указанных в § 15 настоящей Инструкции.

 

Д. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ОПИСИ И ОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА

 

§ 22. Во всех случаях, когда дознанием установлены налоговые правонарушения неплательщиков, перечисленные в 1-й части пункта "а", "б" и в пунктах "в", "д" § 6 настоящей Инструкции, финансовый агент или налоговый инспектор в присутствии представителя сельского совета и двух понятых производит опись и оценку всего имущества неплательщика и описанное имущество сдает на хранение владельцу, в случае же его отказа от приема описанного имущества - таковое передается на хранение лицу по указанию сельского совета за его ответственностью. Произведенное дознание с приложением описи и оценки имущества направляется финансовому инспектору или старшему налоговому инспектору.

Примечание 1. В тех случаях, когда плательщик налога скрыл от описи свое имущество у других лиц, финансовый агент или налоговый инспектор составляет протокол против укрывателей и передает его одновременно с представлением дела о том же неплательщике финансовому инспектору или старшему налоговому инспектору для направления в судебные органы.

Примечание 2. При отсутствии финансового агента или налогового инспектора на председателей волостных исполнительных комитетов и сельских советов возлагается обязанность, в случаях, указанных в § 4 настоящей Инструкции, составления протокола, производства описи и оценки всего имущества и дальнейшего направления производства финансовому инспектору или старшему налоговому инспектору.

 

§ 23. В описи по установленной форме перечисляется имущество, принадлежащее неплательщику, с указанием его качества, рода, количества и размеров.

Хлебные и хлебофуражные продукты в опись вносятся по отдельным видам с указанием точного веса и качества.

Живой скот в опись заносится подробно - каждая голова отдельно, каждый предмет сельско-хозяйственного инвентаря обозначается отдельно.

В опись вносятся также сведения о денежных суммах, причитающихся неплательщику от третьих лиц, в том числе от советских учреждений, а также находящихся на текущих счетах в кредитных учреждениях, о чем лицо, производящее опись, обязано собрать сведения.

Оценка имущества финансовым агентом или налоговым инспектором производится на основании справочных цен, ежемесячно устанавливаемых уездным экономическим совещанием, или, при применении их, по средним рыночным ценам данного района, заверенным волостным исполнительным комитетом.

Хлебные продукты оценке не подлежат.

§ 24. Произведенная опись и оценка подписывается понятыми, представителем сельского совета, владельцем имущества, финансовым агентом или налоговым инспектором. Описанное имущество сдается на хранение владельцу его под расписку с предупреждением, что за растрату описанного имущества до окончательного решения дела он несет уголовную ответственность по ст. 185 Уголовного Кодекса (принудительные работы на срок до шести месяцев или лишение свободы на шесть месяцев).

В случае отказа владельца от приема на хранение описанного имущества, таковое передается на хранение другому лицу по указанию сельского совета и за его ответственностью, с предупреждением, что за растрату имущества по ст. ст. 113 и 186 Уголовного Кодекса виновный подвергается лишению свободы на срок не ниже одного года и увольнению от должности.

Передача описанного имущества на хранение другому лицу производится по описи под расписку хранителя, которому вручается копия описи.

Примечание. Описанное имущество неплательщика сдается на хранение с правом пользования.

 

§ 25. В тех случаях, когда плательщик налога скрыл от описи свое имущество у других лиц или не сообщил о денежных суммах, причитающихся ему от третьих лиц, финансовый агент или налоговый инспектор, при обнаружении скрытого от описи у других лиц имущества, передает его на хранение сельскому совету, укрывателя же и владельца привлекает к уголовной ответственности по ст. 188 Уголовного Кодекса.

§ 26. Финансовый инспектор или старший налоговый инспектор, рассмотрев дознание, определяет, какая именно часть из описанного имущества, равноценная недобору по налогу вместе с прочими начислениями, подлежит изъятию на покрытие невнесенного налога, в графе 6 описи отмечает, какое именно из описанного имущества не подлежит изъятию, согласно ст. 38 Уголовного Кодекса и § 38 настоящей Инструкции и передает все производство со своим заключением в подлежащую выездную сессию Народного Суда, а копию с протокола оценки и описи имущества направляет заведующему уездным финансовым отделом или уездному продовольственному комиссару.

Примечание. В деле, представленном суду, кроме протокола и производства по описи и оценке имущества неплательщика, должны быть сведения об окончательно установленном размере налога, времени объявления сельским советом срока уплаты, а также размере недоимок и пени, если таковая была начислена.

 

Е. ОБЯЗАННОСТИ ФИНАНСОВОГО ИНСПЕКТОРА

ИЛИ СТАРШЕГО НАЛОГОВОГО ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ

О НЕПЛАТЕЖЕ НАЛОГА

 

§ 27. Финансовый инспектор или старший налоговый инспектор, получив производство о налоговом правонарушении или должностном преступлении, обязан проверить производство и:

1) установив наличность преступлений, предусмотренных в 1-й части пункта "а" § 6 настоящей Инструкции, направляет все производство заведующему уездным финансовым отделом или заведующему губернским финансовым отделом, уездному продовольственному комиссару или губернскому продовольственному комиссару, для наложения административного взыскания.

2) При обнаружении правонарушений, указанный в 1-й части п. "б" и п. "в" и 1-й части пункта "д" § 6 настоящей Инструкции, проверив дознание и опись с формальной стороны, определяет подлежащую отчуждению на покрытие налога часть описанного имущества, равноценную несданной части налога с пеней, если таковая была начислена и составляет заключение с определением состава правонарушения. В тех случаях, когда финансовый инспектор или старший налоговый инспектор не усмотрят в действиях правонарушителя особой злостности, они направляют дело непосредственно в выездную сессию Народного Суда с просьбой наложить взыскание в порядке судебного приказа в пределах, предусмотренных § 32 настоящей Инструкции, и о взыскании суммы налога с пеней.

В случаях, когда финансовый инспектор или старший налоговый инспектор усмотрит в деяниях привлеченного к ответственности особую злостность, дело направляется в Народный Суд для слушания в общем порядке через помощника прокурора, согласно п. 3 ст. 105 Уголовно-Процессуального Кодекса.

3) При наличии правонарушений, указанных в п. "г" и "е" § 6 настоящей Инструкции, финансовый инспектор или старший налоговый инспектор определяет состав преступления и направляет дело в выездную сессию Народного Суда или помощника прокурора, согласно ст. 105 Уголовно-Процессуального Кодекса.

4) При получении сведений о правонарушениях, указанных во 2-й части п. п. "а", б", "д" § 6 настоящей Инструкции, финансовый инспектор или старший налоговый инспектор немедленно принимает перечисленные в § 13 настоящей Инструкции меры при содействии органов милиции и направляет дело народному следователю (ст. 106 Уголовно-Процессуального Кодекса).

5) При наличии должностных преступлений, указанных в § 8 настоящей Инструкции, финансовый инспектор или старший налоговый инспектор направляет все производство заведующему уездным финансовым отделом или уездному продовольственному комиссару на распоряжение.

§ 28. Финансовый инспектор или старший налоговый инспектор обязан вести строгий учет всем административным и судебным мерам воздействия, периодически сообщая заведующему уездным финансовым отделом или уездному продовольственному комиссару исчерпывающие сведения о вынесенных судебных приговорах.

§ 29. Финансовый инспектор или старший налоговый инспектор обязан следить за прохождением дел в судебных органах, выступая в качестве обвинителя в порядке ст. 50 Уголовно-Процессуального Кодекса лично, или поручая это своему помощнику.

 

Ж. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В СУДЕБНЫХ ОРГАНАХ

И ПРИВЕДЕНИЕ ПРИГОВОРОВ В ИСПОЛНЕНИЕ

 

§ 30. Губернский Суд для разбора дел о налоговых преступлениях организует: а) выездные сессии Народного Суда и б) выездные сессии Губернского Суда.

Сессии Народного Суда состоят из председателя (народного судьи) и двух народных заседателей, назначенных по особому списку, составленному в порядке ст. 24 Положения о судоустройстве.

Сессии Губернского Суда состоя из председателя (члена Губернского Суда) и двух народных заседателей, избранных в порядке ст. 24 Положения о судоустройстве.

§ 31. Дела о налоговых правонарушениях, перечисленных в 1-й части п. "б", пункте "в" и 1-й части пункта "д" § 6 настоящей Инструкции, разрешаются Народным Судом в трехдневный срок судебным приказом. Дела о налоговых преступлениях, предусмотренных пунктом "г" § 6, направляются на рассмотрение Народного Суда в общем порядке.

§ 32. а) Народный Судья, на основании представленного материала, не входя в обсуждение правильности определения признаков обложения и исчисления ставки налога, устанавливает факт несдачи налога в размере и в срок, своевременно объявленный плательщику, и, принимая во внимание заключение финансового инспектора или старшего налогового инспектора, без вызова сторон постановляет судебный приказ, в котором определяет о немедленном изъятии части имущества, необходимой на покрытие недобора по налогу, с присоединением пени в размере одной пятой доли налога на весь срок и наказания в виде имущественного взыскания в пределах двойного размера платежей и принудительных работ на срок не свыше одного года.

б) При наличии в деле особой злостности в деяниях обвиняемого, Народный Суд может перенести дело для слушания в общем порядке и вынести приговор, определив наказание, предусмотренное 2-й частью ст. 79 Уголовного Кодекса.

Примечание. Ответственность за своевременный разбор дел возлагается персонального на председателя сессии.

 

§ 33. В судебном приказе, кроме общих указаний о личности и правонарушении, должно быть точно указано, какие предметы из имущества, принадлежащего неплательщику, отчуждаются на погашение налога с пеней, если таковая была наложена. Приказ приводится в исполнение немедленно.

§ 34. При разрешении дела о налоговых преступлениях сессий Народного Суда в общем порядке, в обвинительном приговоре указывается, какая часть имущества конфискуется в виде меры наказания отдельно от части имущества, которая подлежит обращению на покрытие налога.

§ 35. При обжаловании приговора суда, часть конфискованного имущества, подлежащая отчуждению на покрытие недобора, поступает непосредственно в распоряжение финансового или продовольственного органа.

Приговор же о конфискации остального имущества, отчуждаемого в виде наказания, приводится в исполнение, как мера обеспечения, имущество же передается на хранение в общем порядке (§ 24 настоящей Инструкции).

§ 36. Все дела, подлежащие рассмотрению Губернского Суда, должны назначаться к слушанию в трехдневный срок с момента поступления законченного производства от прокурора.

В приговоре Губернского Суда должно быть указано, какая часть конфискуемого имущества, равноценная налогу с пеней, если таковая была начислена, подлежит обращению на погашение недобора, отдельно от имущества, конфискуемого в виде меры наказания.

§ 37. При обжаловании приговора Губернского Суда, часть конфискованного имущества, подлежащая отчуждению на покрытие недобора, поступает непосредственно в распоряжение финансового или продовольственного органов.

Приговор же о конфискации остального имущества, отчуждаемого в виде наказания, приводится в исполнение, как мера обеспечения, имущество же передается на хранение в общем порядке (§ 24 настоящей Инструкции).

§ 38. Различный порядок рассмотрения судебными органами дел о налоговых правонарушениях, указанных в п. п. "а" и "б" § 32, соответственно определяет и порядок отчуждения имущества неплательщика, а именно:

а) При заявке финансового или продовольственного органа об изъятии имущества только на погашение несданного по налогу, судом отчуждается имущество неплательщика в необходимых размерах, причем в первую очередь продовольствие, затем живой и мертвый инвентарь. При этом ни в коем случае не подлежат отчуждению:

1) предметы домашнего обихода, одежда, белье, обувь, утварь в размере, необходимом для постоянного употребления;

2) простейшие земледельческие орудия - один плуг или одна соха;

3) одна борона;

4) одна корова, одна лошадь или пара волов, или одна голова другого вида рабочего скота;

5) единственный жилой дом и необходимые надворные постройки.

б) При конфискации имущества неплательщика в виде меры наказания, соблюдается ст. 38 Уголовного Кодекса и следующий порядок: прежде всего отчуждается продовольствие, а затем живой и мертвый инвентарь и прочее имущество, причем не подлежат конфискации:

1) предметы домашнего обихода, одежда, белье, обувь, утварь в размере, необходимом для постоянного употребления;

2) продукты продовольствия в количестве двенадцати пудов ржаных единиц на каждого члена семьи на шесть месяцев;

3) земледельческие промысловые орудия в количестве, необходимом для поддержания хозяйства;

4) из живого инвентаря: одна корова, одна лошадь или пара волов, или заменяющий их другого вида рабочий скот, быки-производители, если они обслуживают общественное стадо, молодняк до трех лет, молодняк крупного рогатого скота до полутора года с необходимым количеством корма на шесть месяцев по сорока пудов (в ржаных единицах) на каждую голову;

5) жилой дом и надворные постройки, необходимые для хозяйственных нужд двора.

§ 39. Окончательно изъятое по судебным приговорам имущество поступает в распоряжение финансовых или продовольственных органов, причем продовольственные продукты и денежные суммы сдаются в места по их указанию, а прочие предметы втечение двухнедельного срока со дня вступления приговора в законную силу продаются с публичных торгов.

Полученные от продажи имущества с публичных торгов суммы на покрытие налога с пеней, если таковая была начислена, зачисляются в доход казны по приходной смете Народного Комиссариата Финансов и Народного Комиссариата Продовольствия, излишки же вырученных от продажи сумм возвращаются владельцу имущества.

В том числе, если имущество конфисковано судом в виде меры наказания, вырученные от продажи суммы после погашения всего недобранного по налогу передаются органам Народного Комиссариата Социального Обеспечения.

§ 40. Продажа имущества с публичных торгов производится органами отдела управления, согласно особых правил, прилагаемых к настоящей Инструкции (Приложение 1-е).

 

3. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ НАКАЗАНИЯ И ПОРЯДОК

ПРИВЕДЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ В ИСПОЛНЕНИЕ

 

§ 41. Меры наказания, налагаемые в административном порядке лицами, стоящими во главе губернских или уездных финансовых или продовольственных органов, следующие:

арест неплательщиков на срок не свыше двух недель налагается заведующим губернским финансовым отделом или губернским продовольственным комиссаром и не свыше одной недели - заведующим уездным финансовым отделом или уездным продовольственным комиссаром.

§ 42. Постановления об административных взысканиях выносятся особо по каждому правонарушению и приводятся в исполнение распоряжением финансового или продовольственного органов через отдел управления и его органы не позже двадцати четырех часов по их вынесении. Ответственность за своевременное исполнение органами управления в административном или судебном порядке взысканий возлагается на председателей губернского или уездного исполнительных комитетов.

§ 43. За неправильные действия должностных лиц, последствием которых были убытки казны, кроме личной ответственности, полагается имущественная ответственность в размере, определяемом судебными органами.

§ 44. Настоящая Инструкция обязательна к руководству и исполнению для всех местных органов Народного Комиссариата Юстиции, Народного Комиссариата Продовольствия и Народного Комиссариата Финансов и отменяет все предыдущие распоряжения центра и местных властей, противоречащие Инструкции.

 

Председатель

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

М.КАЛИНИН

 

Заместитель Председателя

Совета Народных Комиссаров

Л.КАМЕНЕВ

 

Секретарь

Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета

Т.САПРОНОВ

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

ПРАВИЛА

ПРОИЗВОДСТВА ПРОДАЖИ С ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ

КОНФИСКОВАННОГО ПО СУДУ ИМУЩЕСТВА НЕПЛАТЕЛЬЩИКА

ЗА НЕВЗНОС ЕДИНОГО СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА

 

1. По получении судебного приказа или по вступлении судебного приговора в законную силу, описанное имущество неплательщика, по предложению финансового инспектора или старшего налогового инспектора волостным исполнительным комитетом назначается в продажу с публичных торгов.

Примечание. Продовольственные продукты в продажу с торгов не поступают, а передаются непосредственно в места, назначенные для приема налога.

 

2. О дне и месте торгов на продажу описанного имущества, не позднее как за неделю до торгов, вывешиваются объявления в волостном исполнительном комитете и сельских советах, извещаются недоимщики, имущество которых продается, а также оповещаются через сельские советы жители всех ближайших селений.

Примечание. Волостные исполнительные комитеты для продажи имущества с торгов назначают в каждом районе определенные пункты, преимущественно посещаемые населением.

 

3. Торги производятся председателем волостного исполнительного комитета или лицом, им на это уполномоченным, в присутствии финансового инспектора или старшего налогового инспектора, или лиц, ими на это уполномоченных.

4. Производящее торги лицо сверяет с описью арестованное имущество, доставленное в место продажи, и в принятии его выдает хранителю расписку.

Примечание. Доставка назначенного к торгам имущества производится средствами или за счет владельца его.

 

5. В дни, назначенные для публичной продажи, желающие допускаются к осмотру продаваемых предметов.

6. Продажа должна начинаться в десять часов утра и не может продолжаться долее шести часов пополудни.

7. Если в десять часов не явится никто из желающих торговаться или явится только один покупатель, то производящее продажу лицо должно ожидать явки покупателей до двух часов пополудни. Когда явится не менее двух покупателей, но не ранее двенадцати часов, начинается производство торга.

8. Продажа, неоконченная в один день, продолжается в следующие затем дни впредь до окончания.

9. Для удобства продажи имущество может быть разделено на партии (части), но с тем, чтобы имущество, принадлежащее одному владельцу, включалось в одну партию.

10. В торгах не могут принимать участие члены местного волостного исполнительного комитета, сельского совета и другие лица, состоящие на службе в этих учреждениях, и в частности лица, участвовавшие в составлении описи имущества или производящие торги, а также служащие в финансовых или продовольственных органах, а равно и члены их семейств.

Примечание. Лица, имеющие соответствующие полномочия от финансовых и продовольственных органов на закупку продающихся предметов, принимают участие в торгах наравне с прочими торгующимися.

 

11. При открытии торгов, производящее их лицо объявляет цену каждого предмета, определенную при оценке. Предлагаемые покупателями цены объявляются производящим торги лицом словесно, пока надбавки продолжаются.

Примечание. Владельцу имущества, если он находится при продаже, дозволяется указать, какие предметы должны быть проданы, если на них имеются покупатели прежде прочих.

 

12. По прекращении надбавок производящее торги лицо произносит три раза слова "никто больше" и, если после третьего раза не последует надбавки, то таковая уже не принимается, и торг считается законченным.

13. Продаваемые предметы остаются за предложившим высшую цену.

14. Производящее торги лицо составляет торговый лист, в котором указывается: а) кем, когда и где производились торги; б) чье имущество продавалось; в) номера продаваемых предметов по описи. Кроме того, высшая предложенная на торгах цена, а также фамилия, имя и отчество покупателя записываются в торговый лист собственноручно купившим, а при неграмотности его - другим лицом по его доверию; г) что из состава назначенного в продажу имущества осталось непроданным.

15. Покупатель немедленно по окончании торгов вносит не менее половины предложенной им последней цены. Остальную сумму он обязан заплатить наличными не позднее последующих двух дней.

16. Проданные предметы отдаются покупателям не иначе, как по получении от них сполна предложенной на торгах суммы. В случае невнесения покупателем сполна предложенной на торгах суммы в установленных срок, внесенный им в размере одной пятой стоимости задаток поступает в доход казны по приходной смете Народного Комиссариата Финансов и Народного Комиссариата Продовольствия, а на имущество назначаются новые торги с его основной оценки без зачета удержанного задатка.

17. Торги признаются несостоявшимися:

а) если совсем не явятся желающие или явится только одно такое лицо;

б) если из явившихся никто не сделает надбавки против первоначальной оценки;

в) если, по окончании торгов, покупщик не уплатит полностью следующей с него суммы в срок.

18. Торги признаются недействительными, если имущество куплено лицом, не имеющим права, согласно ст. 10, участвовать в них.

19. В случае, когда первые торги будут признаны несостоявшимися или недействительными, волосным исполнительным комитетом назначаются вторые торги, и, если потребуется, в другом месте. Вторые торги производятся по правилам, установленным для первых торгов (с первоначальной оценки), но с тем различием, что они производятся при всяком числе явившихся к участию в торгах.

20. Если вторые торги не состоятся, то описанное имущество поступает в распоряжение финансового или продовольственного органа по оценке для использования по его усмотрению, а недоимка налога, за которую было назначено имущество в продажу с торгов, считается погашенной.

21. Если недобор по налогу и расходы по доставке имущества будут полностью покрыты до начала торгов, то торги отменяются и запрещение с описанного имущества снимается распоряжением финансового инспектора или старшего налогового инспектора. При неполном погашении недобора и расходов по доставке имущества освобождается лишь часть имущества, причем принимается во внимание указание плательщика, какое имущество он желал бы освободить.

22. Из суммы, вырученной от продажи имущества неплательщика, в первую очередь покрываются расходы по доставке имущества к месту продажи, затем удерживается взыскиваемый недобор с пеней, если таковая была наложена, а остаток, если не него нет других казенных взысканий, передается плательщику или по его желанию засчитывается в будущие платежи.

Примечание. Лицам, участвующим в производстве торгов, никакого вознаграждения не полагается.

 

23. Вся сумма лицом, производящим торги, немедленно сдается в кассу волостного исполнительного комитета с последующим уведомлением финансового или продовольственного органа о результатах торгов. Вырученная сумма засчитывается на покрытие недоимки, остаток же непроданного имущества возвращается владельцу.

24. Представитель финансового или продовольственного органа, присутствующий на торгах, в случае замеченных неправильностей в производстве таковых, нарушающих настоящие правила, имеет право сделать соответствующие указания лицу, производящему торги, которое принимает их к обязательному руководству.

25. Жалобы на неправильное производство публичных торгов подлежат рассмотрению Народного Суда, в районе которого торги происходили, куда они подаются втечение суток со дня окончания торгов. Получив жалобу, Народный Суд может приостановить передачу покупателю проданных предметов.

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

ОПИСЬ

 

имущества, принадлежащего (фамилия, имя, отчество) гражданину села

_________ волости __________ уезда _________ губернии ____________

 

    При составлении  описи присутствовали: Представитель сельского

совета (волостного исполнительного комитета) _____________________

понятые __________________ владелец имущества ____________________

 

┌───┬─────────────┬─────────────┬───────┬───────────┬───────┬────┐

│N  │Наименование │ Количество  Описа- │  Оценка   Отметка│При-│

│по │  имущества  ├───┬────┬────┤ние ка-│ имущества │о том, │ме- │

│по-             шт.│пуд.│фун.│чества ├───────────┤что не │ча- │

ря-│                               │ 1 единица.│подле-ние

дку                                  Всего   │жит       

                                 ├──┬──┬──┬──┤изъятию│   

                                  │Р.│К.│Р.│К.│          

├───┼─────────────┼───┴────┴────┼───────┼──┴──┴──┴──┼───────┼────┤

│ 1 │      2            3         4        5        6     7 │

├───┼─────────────┼───┬────┬────┼───────┼──┬──┬──┬──┼───────┼────┤

│ 1.│Зерновые про-│                                    

   дукты и семе-│                                    

   │на                                               

│ 2.│Объемистый                                       

   │фураж                                            

│ 3.│Мясные про-                                      

   дукты                                            

│ 4.│Жиры (живот- │                                    

   ные и расти- │                                    

   │тельные)                                         

│ 5.│Прочие продо-│                                   

   вольственные                                    

   │продукты                                         

│ 6.│Скот                                             

│ 7.│Земледельчес-│                                    

   кие орудия                                       

│ 8.│Гужевой ин-                                      

   вентарь                                          

│ 9.│Орудия произ-│                                    

   водства и ин-│                                    

   струменты,                                       

   │необходимые                                      

   │для професси-│                                    

   онального                                        

   │труда не лич-│                                    

   ного пользо- │                                    

   вания                                            

│10.│Постройки жи-│                                    

   лые и нежилые│                                    

│11.│Зерноперера- │                                   

   батывающие                                       

   │предприятия, │                                    

   │маслобойные                                      

   │заводы, обо- │                                   

   рудование и                                      

   │их запасные                                      

   │части                                            

│12.│Имущество до-│                                    

   машнего оби- │                                    

   │хода (само-                                      

   │вар, швейная                                    

   │машина и                                         

   │пр.), имущес-│                                    

   тво, не воше-│                                    

   дшее в пере- │                                    

   чень                                             

└───┴─────────────┴───┴────┴────┴───────┴──┴──┴──┴──┴───────┴────┘

 

Указать, если имеются сведения, какие имеются суммы в виде вкладов на хранение или следуют к получению неплательщиком от третьих лиц, т.-е. советских учреждений, организаций и отдельных лиц.

 

Подпись лица, составлявшего опись ____________________________

Подпись представителя сельского совета или волостного исполнительного комитета, присутствовавшего при описи ____________

Подпись понятых ______________________________________________

Подпись лица, принявшего на хранение имущество с ответственностью за растрату по ст. 185 Уголовного Кодекса: ______

Заключение финансового инспектора или старшего налогового инспектора о том, что именно подлежит отчуждению из описанного имущества на покрытие налога, или недоимки по суду _______________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Финансовый инспектор или старший налоговый инспектор _________

 

Примечание. Цены устанавливаются уездными экономическими совещаниями ежемесячно и применяются без изменения при оценке отдельных видов описываемого имущества в зависимости от пригодности его к использованию. При отсутствии этих цен, оценка производится по средним рыночным ценам, заверенным волостным исполнительным комитетом; в последнем случае перечень справочных цен прилагается к данной описи. В графе 6 формы финансовый инспектор или старший налоговый инспектор отмечает размер и род имущества, не подлежащего изъятию, согласно ст. 38 Уголовного Кодекса и § 38 Инструкции.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования