6 июля 1923
года СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК ОСНОВНОЙ ЗАКОН (КОНСТИТУЦИЯ) Центральный
Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик, торжественно
провозглашая незыблемость основ Советской власти, во исполнение Постановления I
Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик, а также на основании
Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик, принятого
на I Съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик в городе Москве
30 декабря 1922 года, и принимая во внимание поправки и изменения, предложенные
центральными исполнительными комитетами
союзных республик, постановляет: Декларация об образовании Союза Советских
Социалистических Республик и Договор об образовании Союза Советских
Социалистических Республик составляют Основной Закон (Конституцию) Союза
Советских Социалистических Республик <1>. -------------------------------- <1> Настоящая вводная статья не
помещена в тексте Конституции, опубликованном в "Вестнике ЦИК, СНК и
СТО", но она принята специальным голосованием 2-ой Сессии ЦИК Союза ССР I
созыва (См. "Стенографич. отчет и постановления
2-ой Сессии ЦИК Союза", с. 13 - 14, изд. ЦИК Союза ССР). Раздел первый. ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК Со времени образования советских
республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и
лагерь социализма. Там, в лагере капитализма - национальная
вражда и неравенство, колониальное рабство, шовинизм, национальное угнетение и
погромы, националистические зверства и войны. Здесь, в лагере социализма - взаимное
доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское
сотрудничество народов. Попытки капиталистического мира на
протяжении десятков лет разрешить вопрос о национальности путем совмещения
свободного развития народов с системой эксплоатации
человека человеком оказались бесплодными. Наоборот, клубок национальных
противоречий все более запутывается, угрожая самому существованию капитализма.
Буржуазия оказалась бессильной наладить сотрудничество народов. Только в лагере советов, только в
условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения,
оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку
взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов. Только благодаря этим обстоятельствам
удалось советским республикам отбить нападение империалистов всего мира,
внутренних и внешних; только благодаря этим обстоятельствам удалось им успешно
ликвидировать гражданскую войну, обеспечить свое существование и приступить к
мирному хозяйственному строительству. Но годы войны не прошли бесследно.
Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и
истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают
недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному
строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при
раздельном существовании республик. С другой стороны, неустойчивость
международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание
единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения. Наконец, само строение советской власти,
интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы
советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью. Все эти обстоятельства повелительно
требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное
обеспечить и внешнюю безопасность, и внутренние хозяйственные преуспеяния, и
свободу национального развития народов. Воля народов
советских республик, собравшихся недавно на съезды своих советов и единодушно
принявших решение об образовании Союза Советских Социалистических Республик,
служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением
равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного
выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским
республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных
еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества
народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым
решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую
Советскую Республику. Раздел второй. ДОГОВОР Российская
Социалистическая Федеративная Советская Республика (Р.С.Ф.С.Р.), Украинская
Социалистическая Советская Республика (У.С.С.Р.), Белорусская Социалистическая
Советская Республика (Б.С.С.Р.) и Закавказская Социалистическая Федеративная
Советская Республика (З.С.Ф.С.Р. - Советская Социалистическая Республика Азербейджана, Советская Социалистическая Республика Грузии
и Советская Социалистическая Республика Армении) объединяются в одно союзное
государство - Союз Советских Социалистических Республик. Глава первая.
ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ВЕРХОВНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК 1. Ведению Союза Советских
Социалистических Республик в лице его верховных органов подлежат: а) представительство Союза в
международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение
политических и иных договоров с другими государствами; б) изменение внешних границ Союза, а
также регулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками; в) заключение договоров о приеме в состав
Союза новых республик; г) объявление войны и заключение мира; д) заключение внешних и внутренних займов
Союза С.С.Р. и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик; е) ратификация международных договоров; ж) руководство внешней торговлей и
установление системы внутренней торговли; з) установление основ и общего плана
всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и
отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение
концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик; и) руководство транспортным и
почтово-телеграфным делом; к) организация и руководство вооруженными
силами Союза С.С.Р.; л) утверждение единого государственного
бюджета Союза С.С.Р., в состав которого входят бюджеты союзных республик;
установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и
надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение
дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик; м) установление единой денежной и
кредитной системы; н) установление общих начал
землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и
водами по всей территории Союза С.С.Р.; о) общесоюзное законодательство о
межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда; п) установление основ судоустройства и
судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза; р) установление основных законов о труде; с) установление общих начал в области
народного просвещения; т) установление общих мер в области
охраны народного здравия; у) установление системы мер и весов; ф) организация общесоюзной статистики; х) основное законодательство в области
союзного гражданства в отношении прав иностранцев; ц) право амнистии, распространяемое на
всю территорию Союза; ч) отмена нарушающих настоящую
Конституцию постановлений съездов советов и центральных исполнительных
комитетов союзных республик; ш) разрешение спорных вопросов,
возникающих между союзными республиками. 2. Утверждение и изменение основных начал
настоящей Конституции подлежит исключительному ведению Съезда Советов Союза
С.С.Р. Глава вторая. О
СУВЕРЕННЫХ ПРАВАХ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК И О СОЮЗНОМ ГРАЖДАНСТВЕ 3. Суверенитет союзных республик
ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по
предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная
республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно; Союз С.С.Р.
охраняет суверенные права союзных республик. 4. За каждой из союзных республик
сохраняется право свободного выхода из Союза. 5. Союзные республики в соответствии с
настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции. 6. Территория союзных республик не может
быть изменяема без их согласия, а равно для изменения, ограничения или отмены
статьи 4 требуется согласие всех республик, входящих в Союз С.С.Р. 7. Для граждан союзных республик
устанавливается единое союзное гражданство. Глава третья. О
СЪЕЗДЕ СОВЕТОВ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК 8. Верховным органом власти Союза
Советских Социалистических Республик является Съезд Советов, а в период между
Съездами Советов - Центральный Исполнительный Комитет Союза С.С.Р., состоящий
из Союзного Совета и Совета Национальностей. 9. Съезд Советов Союза Советских
Социалистических Республик составляется из представителей городских советов и
советов городских поселений по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и
представителей губернских съездов советов по расчету 1 депутат на 125000
жителей. 10. Делегаты на Съезд Советов Союза
С.С.Р. избираются на губернских съездах советов. В тех республиках, где нет
губернских объединений, делегаты избираются непосредственно на съезде советов
данной республики. 11. Очередные Съезды Советов Союза С.С.Р.
созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза С.С.Р. один раз в год;
чрезвычайные Съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза
С.С.Р. по его собственному решению, по требованию Союзного Совета, Совета
Национальностей или же по требованию двух союзных республик. 12. При чрезвычайных обстоятельствах,
препятствующих созыву в срок Съезда Советов Союза С.С.Р., Центральному
Исполнительному Комитету Союза С.С.Р. предоставляется право отсрочки созыва
Съезда. Глава четвертая. О
ЦЕНТРАЛЬНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ КОМИТЕТЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК 13. Центральный Исполнительный Комитет
Союза С.С.Р. состоит из Союзного Совета и Совета Национальностей. 14. Съезд Советов Союза С.С.Р. избирает
Союзный Совет из представителей союзных республик пропорционально населению
каждой, всего в составе 371 члена. 15. Совет Национальностей образуется из
представителей союзных и автономных советских социалистических республик по пяти представителей от каждой и представителей автономных
областей Р.С.Ф.С.Р. по одному представителю от каждой. Состав Совета
Национальностей в целом утверждается Съездом Советов Союза С.С.Р. Примечание. Автономные республики Аджарии
и Абхазии и автономная область Юго-Осетия посылают в
Совет Национальностей по одному представителю. 16. Союзный Совет и Совет Национальностей
рассматривают все декреты, кодексы и постановления, поступающие к ним от
Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета
Народных Комиссаров Союза С.С.Р., отдельных Народных Комиссариатов Союза,
центральных исполнительных комитетов союзных республик, а также возникающие по
инициативе Союзного Совета и Совета Национальностей. 17. Центральный Исполнительный Комитет
Союза С.С.Р. издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет
работу по законодательству и управлению Союза С.С.Р. и определяет круг
деятельности Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. 18. Все декреты и постановления,
определяющие общие нормы политической и экономической жизни Союза С.С.Р., а
также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных
органов Союза С.С.Р., обязательно должны восходить на рассмотрение и
утверждение Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. 19. Все декреты, постановления и
распоряжения, издаваемые Центральным Исполнительным Комитетом, обязательны к
непосредственному исполнению на всей территории Союза С.С.Р. 20. Центральный Исполнительный Комитет
Союза С.С.Р. имеет право приостанавливать или отменять декреты, постановления и
распоряжения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р., а
татке съездов советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик
и других органов власти на территории Союза С.С.Р. 21. Очередные сессии Центрального
Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. созываются Президиумом Центрального
Исполнительного Комитета три раза в год. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению
Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р., по требованию
Президиума Союзного Совета или Президиума Совета Национальностей, а также по
требованию центрального исполнительного комитета одной из союзных республик. 22. Законопроекты, восходящие на
рассмотрение Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р., получают силу
закона лишь при условии принятия их как Союзным Советом, так и Советом
Национальностей, и публикуются от имени Центрального Исполнительного Комитета
Союза С.С.Р. 23. В случаях разногласий между Союзным
Советом и Советом Национальностей вопрос передается в создаваемую ими
согласительную комиссию. 24. При недостижении
соглашения в согласительной комиссии вопрос переносится на рассмотрение
совместного заседания Союзного Совета и Совета Национальностей, причем в случае
отсутствия большинства голосов Союзного Совета или Совета Национальностей
вопрос может быть передан по требованию одного из этих органов на разрешение
очередного или чрезвычайного Съезда Советов Союза С.С.Р. 25. Союзный Совет и Совет Национальностей
для подготовки их сессий и руководства работой последних выбирают свои
Президиумы в составе по семь членов каждый. 26. В период между сессиями Центрального
Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. высшим органом власти является Президиум
Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р., образуемый Центральным
Исполнительным Комитетом в количестве двадцати одного члена, в число которых
входят в полном составе Президиумы Союзного Совета и Совета Национальностей. 27. Центральный Исполнительный Комитет
избирает по числу союзных республик четырех Председателей Центрального
Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. из состава членов Президиума Центрального
Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. 28. Центральный Исполнительный Комитет
Союза С.С.Р. ответствен перед Съездом Советов Союза С.С.Р. Глава пятая. О
ПРЕЗИДИУМЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА С.С.Р. 29. Президиум Центрального
Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. в период между сессиями Центрального Исполнительного
Комитета Союза С.С.Р. является высшим законодательным, исполнительным и
распорядительным органом власти Союза С.С.Р. 30. Президиум Центрального
Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. наблюдает за проведением в жизнь
Конституции Союза С.С.Р. и исполнением всех постановлений Съезда Советов и
Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. всеми органами власти. 31. Президиум Центрального
Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. имеет право приостанавливать и отменять
постановления Совета Народных Комиссаров и отдельных Народных Комиссариатов
Союза С.С.Р., а также центральных исполнительных комитетов и советов народных
комиссаров союзных республик. 32. Президиум Центрального
Исполнительного Комитета Союза имеет право приостанавливать постановления съездов
советов союзных республик с последующим внесением этих постановлений на
рассмотрение и утверждение Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. 33. Президиум Центрального
Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. издает декреты, постановления и распоряжения,
рассматривает и утверждает проекты декретов и постановлений, вносимых Советом
Народных Комиссаров, отдельными ведомствами Союза С.С.Р., центральными
исполнительными комитетами союзных республик, их президиумами и другими
органами власти. 34. Декреты и постановления Центрального
Исполнительного Комитета, его Президиума и Совета
Народных Комиссаров Союза С.С.Р. печатаются на языках, общеупотребительных в
союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский,
тюрко-татарский). 35. Президиум Центрального
Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. разрешает вопросы о взаимоотношениях
между Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р. и Народными Комиссариатами Союза
С.С.Р. с одной стороны и центральными исполнительными комитетами союзных
республик и их президиумами - с другой. 36. Президиум Центрального
Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. ответствен перед Центральным
Исполнительным Комитетом Союза С.С.Р. Глава шестая. О
СОВЕТЕ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА С.С.Р. 37. Совет Народных Комиссаров Союза
С.С.Р. является исполнительным и распорядительным органом Центрального
Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. и образуется Центральным Исполнительным
Комитетом Союза С.С.Р. в составе: Председателя Совета Народных Комиссаров
Союза С.С.Р.; Заместителя Председателя; Народного Комиссара по Иностранным Делам; Народного Комиссара по Военным и Морским
Делам; Народного Комиссара Внешней Торговли; Народного Комиссара Путей Сообщения; Народного Комиссара Почт и Телеграфов; Народного Комиссара Рабоче-Крестьянской
Инспекции; Председателя Высшего Совета Народного
Хозяйства; Народного Комиссара Труда; Народного Комиссара Продовольствия; Народного Комиссара Финансов. 38. Совет Народных Комиссаров Союза
С.С.Р. в пределах предоставленных ему Центральным Исполнительным Комитетом
Союза С.С.Р. прав и на основании положения о Совете Народных Комиссаров Союза
С.С.Р. издает декреты и постановления, обязательные к
исполнению на всей территории Союза С.С.Р. 39. Совет Народных Комиссаров Союза
С.С.Р. рассматривает декреты и постановления, вносимые как отдельными Народными
Комиссариатами Союза С.С.Р., так и центральными исполнительными комитетами
союзных республик и их президиумами. 40. Совет Народных Комиссаров Союза
С.С.Р. во всей своей работе ответствен перед Центральным Исполнительным
Комитетом Союза С.С.Р. и его Президиумом. 41. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. могут быть
приостанавливаемы и отменяемы Центральным Исполнительным Комитетом Союза С.С.Р.
и его Президиумом. 42. Центральные исполнительные комитеты
союзных республик и их президиумы опротестовывают декреты и постановления
Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. в Президиум Центрального
Исполнительного Комитета Союза С.С.Р., не приостанавливая их исполнения. Глава седьмая. О
ВЕРХОВНОМ СУДЕ СОЮЗА С.С.Р. 43. В целях утверждения революционной
законности на территории Союза С.С.Р. при Центральном Исполнительном Комитете
Союза С.С.Р. учреждается Верховный Суд, к компетенции которого относятся: а) дача верховным
судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного
законодательства; б) рассмотрение и опротестование перед
Центральным Исполнительным Комитетом Союза С.С.Р. по представлению Прокурора
Верховного Суда Союза С.С.Р. постановлений, решений и приговоров верховных
судов союзных республик по соображениям противоречия таковых общесоюзному
законодательству или поскольку ими затрагиваются интересы других республик; в) дача заключений по требованию
Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. о законности тех или иных
постановлений союзных республик с точки зрения Конституции; г) разрешение судебных споров между
союзными республиками; д) рассмотрение дел по обвинению высших
должностных лиц Союза в преступлениях по должности. 44. Верховный Суд Союза С.С.Р. действует
в составе: а) пленарного заседания Верховного Суда
Союза С.С.Р.; б) гражданско-судебной и
уголовно-судебной коллегий Верховного Суда Союза С.С.Р.; в) военной и военно-транспортной
коллегий. 45. Верховный Суд Союза
С.С.Р. в составе его пленарного заседания образуется из одиннадцати членов, в
том числе председателя и его заместителя, четырех председателей пленарных
заседаний верховных судов союзных республик и одного представителя
Объединенного Государственного Политического Управления Союза С.С.Р., причем
председатель и его заместитель и остальные пять членов назначаются Президиумом
Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. 46. Прокурор Верховного
Суда Союза С.С.Р. и его заместитель назначаются Президиумом Центрального
Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. На обязанности Прокурора Верховного Суда
Союза С.С.Р. лежит дача заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению
Верховного Суда Союза С.С.Р., поддержание обвинения в заседании его и в случае
несогласия с решениями пленарного заседания Верховного Суда Союза С.С.Р.
опротестование их в Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза
С.С.Р. 47. Право направления
указанных в ст. 43 вопросов на рассмотрение пленарного заседания Верховного
Суда Союза С.С.Р. может иметь место исключительно по инициативе Центрального
Исполнительного Комитета Союза С.С.Р., его Президиума, Прокурора Верховного
Суда Союза С.С.Р., прокуроров союзных республик и Объединенного
Государственного Политического Управления Союза С.С.Р. 48. Пленарные заседания Верховного Суда
Союза образуют специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения: а) уголовных и гражданских дел
исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько
союзных республик, и б) дел персональной подсудности членов
Центрального Исполнительного Комитета и Совета
Народных Комиссаров Союза С.С.Р. Принятие Верховным Судом Союза С.С.Р. к
своему производству этих дел может иметь место исключительно по особым на
каждый раз постановлениям Центрального Исполнительного Комитета Союза или его
Президиума. Глава восьмая. О
НАРОДНЫХ КОМИССАРИАТАХ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК 49. Для непосредственного руководства
отдельными отраслями государственного управления, входящими в круг ведения
Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р., образуется десять Народных
Комиссариатов, указанных в ст. 37 настоящей Конституции, действующих на основе
положений о Народных Комиссариатах, утвержденных Центральным Исполнительным
Комитетом Союза С.С.Р. 50. Народные Комиссариаты Союза С.С.Р.
делятся на: а) Общесоюзные Народные Комиссариаты -
единые для всего Союза С.С.Р.; б) Объединенные Народные Комиссариаты
Союза С.С.Р. 51. Общесоюзными Народными Комиссариатами
Союза С.С.Р. являются Народные Комиссариаты: по Иностранным Делам; по Военным и Морским Делам; Внешней Торговли; Путей Сообщения; Почт и Телеграфов. 52. Объединенными Народными
Комиссариатами Союза С.С.Р. являются Народные Комиссариаты: Высший Совет Народного Хозяйства; Продовольствия; Труда; Финансов и Рабоче-Крестьянской Инспекции. 53. Общесоюзные Народные Комиссариаты
Союза С.С.Р. имеют при союзных республиках своих уполномоченных,
непосредственно им подчиненных. 54. Органами объединенных Народных
Комиссариатов Союза С.С.Р., осуществляющими на территории союзных республик их
задания, являются одноименные народные комиссариаты этих республик. 55. Во главе Народных Комиссариатов Союза
С.С.Р. стоят члены Совета Народных Комиссаров - народные комиссары Союза С.С.Р. 56. При каждом народном комиссаре под его
председательством образуется коллегия, члены которой назначаются Советом
Народных Комиссаров Союза С.С.Р. 57. Народный комиссар вправе единолично
принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего
Комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия с тем или
иным решением народного комиссара коллегия или отдельные ее члены, не
приостанавливая исполнения решения, могут обжаловать его в Совет Народных Комиссаров
Союза С.С.Р. 58. Распоряжения отдельных Народных
Комиссариатов Союза С.С.Р. могут быть отменяемы Президиумом Центрального
Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров
Союза С.С.Р. 59. Распоряжения
Народных Комиссариатов Союза С.С.Р. могут быть приостанавливаемы центральными
исполнительными комитетами или президиумами центральных исполнительных
комитетов союзных республик при явном несоответствии данного распоряжения
союзной Конституции, законодательству Союза или законодательству союзной республики.
О приостановке распоряжения центральные исполнительные комитеты или президиумы
центральных исполнительных комитетов союзных республик немедленно сообщают
Совету Народных Комиссаров Союза С.С.Р. и соответствующему народному комиссару
Союза С.С.Р. 60. Народные комиссары Союза С.С.Р.
ответственны перед Советом Народных Комиссаров, Центральным Исполнительным
Комитетом Союза С.С.Р. и его Президиумом. Глава девятая. ОБ
ОБЪЕДИНЕННОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ 61. В целях объединения революционных
усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической
контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом учреждается при Совете Народных
Комиссаров Союза С.С.Р. Объединенное Государственное Политическое Управление,
председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза С.С.Р. с правом
совещательного голоса. 62. Объединенное Государственное
Политическое Управление Союза С.С.Р. руководит работой местных органов
Государственного Политического Управления через своих уполномоченных при
советах народных комиссаров союзных республик, действующих на основании
специального положения, утвержденного в законодательном порядке. 63. Надзор за закономерностью действий
Объединенного Государственного Политического Управления Союза С.С.Р.
осуществляется Прокурором Верховного Суда Союза С.С.Р. на основе специального
постановления Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. Глава десятая. О
СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХ 64. В пределах территории каждой союзной
республики верховным органом власти последней является съезд советов
республики, а в промежутках между съездами - ее центральный исполнительный
комитет. 65. Взаимоотношения между верховными
органами власти Союза С.С.Р. устанавливаются настоящей Конституцией. 66. Центральные исполнительные комитеты
союзных республик избирают из своей среды президиумы, которые в период между
сессиями центрального исполнительного комитета являются высшими органами
власти. 67. Центральные исполнительные комитеты
союзных республик образуют свои исполнительные органы - советы народных
комиссаров в составе: председателя совета народных комиссаров; заместителей председателя; председателя высшего совета народного
хозяйства; народного комиссара земледелия; народного комиссара финансов; народного комиссара продовольствия; народного комиссара труда; народного комиссара внутренних дел; народного комиссара юстиции; народного комиссара рабоче-крестьянской
инспекции; народного комиссара просвещения; народного комиссара здравоохранения; народного комиссара социального
обеспечения, а также с правом совещательного или решающего голоса по решению
центральных исполнительных комитетов союзных республик уполномоченных Народных
Комиссаров Союза С.С.Р. по Иностранным Делам, по Военным и Морским Делам,
Внешней Торговли, Путей Сообщения, Почт и Телеграфов. 68. Высший совет народного хозяйства и
народные комиссариаты продовольствия, финансов, труда, рабоче-крестьянской
инспекции союзных республик, подчиняясь центральным исполнительным комитетам и
советам народных комиссаров союзных республик, осуществляют в своей
деятельности директивы соответственных Народных Комиссариатов Союза С.С.Р. 69. Право амнистии, а равно право
помилования и реабилитации в отношении граждан, осужденных судебными и
административными органами союзных республик, сохраняется за центральными
исполнительными комитетами этих республик. Глава одиннадцатая.
О ГЕРБЕ, ФЛАГЕ И СТОЛИЦЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК 70. Государственный герб Союза Советских
Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре,
изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на шести
языках, упомянутых в ст. 34: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".
На верху герба имеется пятиконечная звезда. 71. Государственный флаг Союза С.С.Р.
состоит из красного или алого полотнища, с изображением государственного герба. 72. Столицею Союза Советских
Социалистических Республик является город Москва. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |