СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР ДЕКРЕТ от 10 сентября 1921 года ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПО ТАРИФНОМУ ВОПРОСУ Новая экономическая политика предполагает
целую систему мероприятий, направленных к восстановлению народного хозяйства.
Каждая отрасль промышленности, каждое отдельное предприятие должны вести
строгий точный учет производства, материалов, сырья, стоимости фабрикатов и
прочее. Предприятия должны быть организованы по принципу бездефицитности
(за исключением тех, которые в системе государственного хозяйства являются
необходимыми, независимо от степени их хозяйственной полезности, как некоторые
средства обороны). В первую очередь должна быть изменена
система тарифов, как основного фактора в развитии промышленности. В основу
системы тарифа должны быть положены реальные предпосылки, упрощение этой
системы до максимальных пределов, выделение фонда продовольствия и продуктов
широкого потребления для рабочих и служащих, занятых в государственной
промышленности. Отделение от предприятия всего, что не связано с производством
и что носит характер социального обеспечения. Установление твердой связи
рабочего и служащего с предприятием и учреждением. Государственная помощь в
виде детских садов, домов, яслей и пр. не должна быть связана с заработной
платой ни в какой степени. Проведение изложенных основ и
системы заработной платы приведет к тому, что вокруг предприятия будет происходить
самомобилизация квалифицированной рабочей силы, мы не
будем больше видеть инженеров, занимающих должности старших конюхов, заведывающих продовольственной частью или занимающихся
починкой кухонных приборов и грелок, мы не будем видеть также квалифицированных
рабочих, занимающихся посадкой картофеля и очисткой выгребных ям. Исходящая из реальных основ система
тарифа является главным фактором организации рабочего класса, основного
элемента производства. 1. Установление тарифной ставки должно
исходить из положения минимум оплаты - минимум труда. Увеличение оплаты должно
быть связано прямо и непосредственно с увеличением производительности со
степенью участия рабочего в повышении производства. 2. В заработную плату должны входить все
виды выдач рабочим и служащим, как-то: а) денежная плата, б) квартира,
отопление, освещение, водопровод, в) предметы продовольствия и потребления, г)
прозодежда, внеплановые выдачи и т.п., д) парикмахерские, бани, театр (продукты
с огородов и Советских Хозяйств и все сделанные предпр.
и учрежден. затраты и прочие
услуги, представляемыми коммунальными отделами), е) средства передвижения: жел. дор., трамваи, грузовые автомобили и пр., ж) семейные
пайки или другие дополнительные к заработной плате, выдаваемые
на семью рабочего и служащего. Все виды получаемых государственных услуг
(натур - выдач) оцениваются по рыночным ценам, чтобы у рабочего и служащего
имелась возможность ясно и отчетливо сочетать расход с реальным доходом и
осознать необходимость приложения интенсивного труда, дающего действительные
прожиточные средства. Заработная плата должна быть связана
только с участием работника в производстве, а ее повышение только с повышением
результатов производства. 3. Выдача и предоставление рабочему и
служащему всего, что входит в заработную плату, должно производиться
исключительно через предприятие и учреждение, "исключительно через
заводоуправление", чтобы связь рабочего и служащего с предприятием и
учреждением была полной. 4. Система исчисления заработной платы
должна быть настолько простой и ясной, чтобы связь между производительностью и
заработной платой могла быть доступной пониманию каждого рабочего и служащего.
Система должна быть гибкой и свободной, чтобы правление предприятия и
учреждения имело возможность немедленно отличить проявление инициативы и
самодеятельности и соответствующим поощрением побудить рабочего и служащего к
дальнейшей работе в этом направлении. 5. При установлении расценки на сдельные
работы должен быть учтен опыт, имеющийся во всех крупных отраслях промышленности;
надо отказаться от всех искусственных, сложных и непонятных для рабочего
систем. Степень оборудования, изношенность машин,
доброкачественность сырья и пр. должны быть приняты во внимание, чтобы
независящие от самого рабочего причины не могли влиять на состояние его
заработной платы. 6. При установлении тарифных ставок
рабочим разных квалификаций, служащим, среднему техническому и высшему
административному персоналу всякая мысль об уравнительности должна быть
отброшена. Число лиц высшего административного
персонала и число квалифицированных рабочих, занятых в каждом предприятии и
учреждении, не должно превышать установленного % по отношению ко всей массе
рабочих и служащих, находящихся в данном предприятии. 7. Рациональное ведение
промышленности на основах новой хозяйственной политики возможно только в том
случае, когда государством будет выделен твердый фонд продовольствия, предметов
широкого потребления и денежных знаков для рабочих и служащих, занятых в
предприятиях и учреждениях, причем необходимо категорически отказаться от выдач
продовольствия предприятиям по количеству занятых в них рабочих: выдачи должны
производиться не по количеству рабочих, а исключительно на единицу
выпущенного предприятием фабриката. 8. Этот фонд должен служить гарантией
оплаты труда на указанных выше основаниях в крупной промышленности и в
необходимейших государству предприятиях и учреждениях; последние включаются на
гарантированную оплату труда особым постановлением Совета Народных Комиссаров. Примечание. Если государство по
каким-либо причинам не в состоянии своевременно предоставить причитающуюся
часть фонда предприятию, последнее, по решению Высшего Совета Народного
Хозяйства и Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов, имеет
право производить отчисление продуктов собственного производства в целях
создания фонда для оплаты заработка рабочих. Предприятия местного значения, не
включенные на общегосударственное снабжение и не пользующиеся из
общегосударственных ресурсов сырьем и топливом и т.п., могут переводиться на
отчисления продуктов собственного производства по решению Областных и
Губернских Экономических Совещаний. 9. В целях
действительной гарантии оплаты труда необходимо из этого фонда по мере
колебания курса рубля и цен на продукты сумма денежной заработной платы должна
соответственно изменяться, чтобы рабочие и служащие крупной промышленности и
необходимейших государству предприятий и учреждений имели твердый основной
минимум, не зависящий от колебания курса рубля и колебания цен на продукты.
Изменяющаяся сумма денежных приплат к тому, что предоставляется рабочему и
служащему этих предприятий и учреждений в натуре, должна создавать уверенность
в том, что при временных продовольственных и прочих заминках причитающаяся заработная
плата за выполненный труд рабочего и служащего будет вполне гарантирована. 10. Однако во избежание срыва этих
положений следует принять метод постепенного перевода предприятий и производств
на эти новые условия гарантированной оплаты по мере перехода соответствующих
предприятий на начала хозяйственных расчетов (доходность) и улучшения
государственных ресурсов. Условия и срок перехода устанавливаются соглашением
Высшего Совета Народного Хозяйства, Всероссийского Центрального Совета
Профессиональных Союзов, Народного Комиссариата Продовольствия и Народного
Комиссариата Финансов. 11. Для предприятий, переведенных на
гарантированную оплату из общих государственных фондов, ежемесячные отчисления
продуктов собственного производства в натуральный фонд в том виде, как это
установлено теперь, должны быть отменены; возможно
допустить премиальное вознаграждение в конце года или не чаще чем 2 раза в год,
к 1 мая и 7 ноября, по составлении баланса предприятия в том случае, если в
течение этих сроков работа протекала интенсивно и предприятие дало государству
определенный доход. Примечание. Премирование особо выдающихся
достижений в области труда производится в течение года из особого фонда,
отпускаемого заводоуправлению. 12. Рабочие, оставшиеся
без работы в связи с переходом к новой экономической политике или прикрепленные
к временно остановившимся предприятиям, переходят на государственное
обеспечение по особым нормам, размер которых должен строго определяться
наличием государственных ресурсов согласно специального положения,
вырабатываемого Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов,
Народным Комиссариатом Труда и Народным Комиссариатом Социального Обеспечения
по соглашению Народного Комиссариата Продовольствия и Народного Комиссариата
Финансов. Основные положения, принятые Советом
Народных Комиссаров 16 сентября, предварительно обсуждались Всероссийским
Центральным Советом Профессиональных Союзов и Центральным Комитетом Российской
Коммунистической Партии и получили полное одобрение. Председатель Совета Народных Комиссаров В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН) Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров Секретарь |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |