ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР УКАЗ от 28 ноября 1978 г. N 8460-IX О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР "ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ГОРОДСКИХ И РАЙОННЫХ В ГОРОДАХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ" Президиум Верховного Совета СССР
постановляет: I. В целях приведения
Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 года "Об основных
правах и обязанностях городских и районных в городах Советов депутатов
трудящихся" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1971, N 12, ст. 133) в
соответствие с Конституцией СССР внести в этот Указ изменения и дополнения,
изложив его в следующей редакции: "ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ГОРОДСКИХ И РАЙОННЫХ В ГОРОДАХ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ В целях дальнейшего
повышения роли городских и районных в городах Советов народных депутатов в
осуществлении задач государственного, хозяйственного и социально-культурного
строительства, усиления их инициативы и ответственности за решение плановых и
финансовых вопросов, за развитие местной промышленности, строительства,
жилищного и коммунального хозяйства, улучшение социально-культурного, бытового
и иного обслуживания населения, укрепление социалистической законности, а также
в целях дальнейшего развития демократических принципов деятельности этих Советов Президиум Верховного Совета СССР постановляет: Статья 1. В
соответствии с Конституцией СССР городской, районный в городе Совет народных
депутатов как орган государственной власти в городе, городском районе решает
все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и
интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводит в жизнь решения
вышестоящих государственных органов, руководит деятельностью нижестоящих
Советов народных депутатов, участвует в обсуждении вопросов районного,
окружного, областного, краевого, республиканского и общесоюзного
значения, вносит по ним свои предложения. Статья 2. Городской Совет народных
депутатов руководит на своей территории государственным, хозяйственным и
социально-культурным строительством; утверждает планы экономического и
социального развития и бюджет города; осуществляет руководство подчиненными ему
государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями;
обеспечивает соблюдение законов, охрану государственного и общественного
порядка, прав граждан; содействует укреплению обороноспособности страны. В городском подчинении находятся
предприятия, учреждения и организации, обслуживающие преимущественно население
города. Порядок передачи указанных предприятий, учреждений и организаций в
городское подчинение устанавливается законодательством Союза ССР и союзной
республики. Руководство предприятиями, учреждениями и
организациями городского подчинения осуществляется исполнительным комитетом
городского Совета народных депутатов через его отделы и управления либо
непосредственно. Отделы и управления исполнительного комитета городского
Совета, а также предприятия, учреждения и организации, которыми исполнительный
комитет руководит непосредственно, подчиняются в своей деятельности как
городскому Совету и его исполнительному комитету, так и соответствующему
вышестоящему органу государственного управления. Статья 3. Городской
Совет народных депутатов в пределах своих полномочий обеспечивает комплексное
экономическое и социальное развитие на своей территории; осуществляет контроль
за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями,
учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координирует и
контролирует их деятельность в области землепользования, охраны природы,
строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного
потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения. Городской Совет по указанным в настоящей
статье вопросам заслушивает доклады руководителей предприятий, учреждений и
организаций, принимает по ним решения, в необходимых случаях вносит свои
предложения в соответствующие вышестоящие органы. Статья 4. В целях более активного участия
предприятий и организаций в развитии городского хозяйства, повышения
заинтересованности городских Советов народных депутатов в результатах работы
предприятий и организаций в бюджеты городов передается часть прибылей
предприятий и хозяйственных организаций республиканского, краевого, областного
подчинения, расположенных на территории соответствующих городов. Виды и размеры указанных в настоящей
статье отчислений, порядок их поступления в бюджеты городов устанавливаются
законодательством Союза ССР и союзной республики. Статья 5. В ведении городских Советов
народных депутатов сосредоточивается управление государственным жилищным фондом
и объектами коммунального хозяйства, обслуживающими население городов, при
одновременном укреплении материальной и ремонтно-строительной базы
исполнительных комитетов городских Советов. Условия и сроки передачи принадлежащего
предприятиям, учреждениям и организациям жилищного фонда в городах, а также
объектов коммунального хозяйства, обслуживающих население этих городов,
устанавливаются Советом Министров Союза ССР и Советом Министров союзной
республики. Статья 6. Права и обязанности городского
Совета народных депутатов определяются законодательством Союза ССР, союзной и
автономной республики в зависимости от отнесения города к категории городов
республиканского (союзной или автономной республики), краевого, областного или
районного подчинения. Отнесение города к категории подчинения производится в
порядке, установленном законодательством союзной республики, с учетом
численности населения города, его политического, экономического и культурного
значения. Статья 7. Городской Совет народных
депутатов города республиканского, краевого, областного подчинения: 1) утверждает текущие и перспективные
планы экономического и социального развития города, организует и контролирует
их выполнение; утверждает отчеты о выполнении текущих и перспективных планов
экономического и социального развития города; учитывает при разработке текущих
и перспективных планов экономического и социального развития города наказы
избирателей; утверждает текущие и перспективные плановые задания предприятиям,
учреждениям и организациям городского подчинения, а также планы размещения,
развития и специализации указанных предприятий, учреждений и организаций; 2) рассматривает планы размещения,
развития и специализации предприятий местной промышленности, бытового
обслуживания, торговли и общественного питания, организаций и учреждений
культуры, народного образования и здравоохранения вышестоящего подчинения, в
необходимых случаях вносит свои предложения в соответствующие вышестоящие
органы; 3) рассматривает
проекты планов предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения,
расположенных на территории города, в части, касающейся землепользования,
охраны природы, строительства, развития жилищного и коммунального хозяйства,
использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления и
местных строительных материалов, социально-культурного, бытового и иного
обслуживания населения, в необходимых случаях вносит свои предложения в
соответствующие вышестоящие органы, утверждает по этим вопросам сводные
плановые показатели с включением их в
план экономического и социального развития города; 4) обеспечивает составление балансов
использования трудовых ресурсов, местных строительных материалов и топлива,
баланса денежных доходов и расходов населения и других балансов, необходимых
для планирования комплексного экономического и социального развития на
территории города; осуществляет контроль за
рациональным использованием минерально-сырьевых, лесных, водных и
энергетических ресурсов; 5) утверждает бюджет города и организует
его исполнение; учитывает при составлении бюджета города наказы избирателей;
перераспределяет в необходимых случаях в процессе исполнения бюджета средства
городского бюджета из раздела в раздел, а также перераспределяет ассигнования
на заработную плату в пределах утвержденного фонда заработной платы; утверждает
отчет об исполнении бюджета города; 6) направляет
доходы, дополнительно полученные при исполнении городского бюджета, а также
суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате
перевыполнения доходов или экономии по расходам, на финансирование городского
хозяйства и социально-культурных мероприятий, включая капитальные вложения, на
строительство административных зданий и приобретение транспортных средств для
исполнительных комитетов городского, районных в городе, поселковых и сельских
Советов, на проведение капитального ремонта
зданий исполнительных комитетов, их отделов и управлений, судебных органов, на
приобретение для них инвентаря и оборудования, ремонт транспортных средств
(изъятие из городского бюджета указанных средств, за исключением ассигнований,
не использованных в связи с невыполнением плана по централизованным капитальным
вложениям и плана развития сети социально-культурных учреждений, не
допускается); 7) руководит работой по исчислению и
взиманию государственных и местных налогов и сборов; в соответствии с
законодательством устанавливает для отдельных плательщиков дополнительные
льготы по государственной пошлине и подоходному налогу с населения; 8) рассматривает
квартальные кассовые планы отделений Государственного банка СССР и принимает
меры по их выполнению; принимает решения о предоставлении учреждениями Госбанка
СССР и Стройбанка СССР денежных ссуд на индивидуальное жилищное строительство и
ремонт домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, в пределах
выделенного лимита; предоставляет отдельным гражданам в соответствии с
законодательством льготы по государственному обязательному страхованию; 9) руководит промышленными предприятиями
городского подчинения, утверждает итоги их финансово-хозяйственной
деятельности, распределение в установленном порядке полученной прибыли;
распределяет продукцию промышленных предприятий городского подчинения,
произведенную из местного сырья, отходов и сырья собственных заготовок
предприятий; 10) принимает меры
по развитию производства товаров народного потребления и местных строительных
материалов на базе местного сырья, с использованием нераспределяемых
в централизованном порядке отходов производства предприятий, расположенных на
территории города, а также по переработке продуктов сельского хозяйства; решает
вопросы об использовании дополнительно выявленных ресурсов местного сырья,
топлива и отходов промышленного и сельскохозяйственного производства; 11) оказывает помощь расположенным на
территории города промышленным предприятиям вышестоящего подчинения в повышении
эффективности производства и качества производимой продукции, использовании
материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышении производительности
труда, улучшении социально-культурного и бытового обслуживания рабочих и служащих;
дает подлежащие обязательному рассмотрению заключения по вопросам, связанным с
расширением действующих и строительством новых промышленных предприятий, зданий
и сооружений, вносит в необходимых случаях предложения об организации,
реорганизации или ликвидации промышленных предприятий вышестоящего подчинения
на территории города; 12) организует
разработку проекта генерального плана города и проекта планировки пригородной
зоны, рассматривает эти проекты и в установленном порядке представляет на
утверждение в соответствующие вышестоящие органы государственного управления;
утверждает проекты детальной планировки и проекты застройки районов,
микрорайонов и других градостроительных комплексов, проекты инженерных
сооружений и благоустройства города; осуществляет контроль за строительством,
ведущимся на территории города; запрещает
или приостанавливает строительство объектов жилищно-гражданского назначения,
проводимое с нарушением требований законодательства; 13) руководит строительными организациями
городского подчинения; организует жилищное, коммунальное, дорожное,
культурно-бытовое строительство, строительство объектов просвещения,
здравоохранения, торговли, общественного питания и других объектов за счет
средств, выделяемых местным Советам; решает с согласия предприятий, учреждений
и организаций, расположенных на территории города, вопросы о совместном
использовании их средств, выделяемых на жилищное, коммунальное, дорожное,
культурно-бытовое строительство, строительство объектов просвещения,
здравоохранения, торговли и общественного питания, а также в необходимых
случаях об объединении средств, выступает заказчиком или определяет заказчика
по этим видам строительства; в установленном порядке назначает государственные
приемочные комиссии, рассматривает и утверждает акты по приемке в эксплуатацию
законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения, а также
принимает участие в приемке в эксплуатацию других законченных строительством
объектов, расположенных на территории города; 14) осуществляет государственный контроль за использованием всех земель на территории города;
предоставляет и изымает земельные участки и разрешает земельные споры в случаях
и в порядке, установленных законодательством Союза ССР и союзной республики;
контролирует осуществление землепользователями мероприятий по охране земель на
территории города; 15) в пределах и в
порядке, установленных законодательством, осуществляет государственное
управление и государственный контроль в области использования и охраны вод,
лесов и недр на территории города; предоставляет полностью или частично в
обособленное пользование водные объекты, разрешает споры о водопользовании;
контролирует соблюдение всеми предприятиями, учреждениями, организациями и
гражданами установленного порядка пользования лесами, правил ведения лесного
хозяйства; предоставляет горные отводы для
разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, разрешает
споры по вопросам пользования недрами; обеспечивает проведение на территории
города мероприятий по охране окружающей среды; 16) руководит жилищным и коммунальным
хозяйством, а также благоустройством города; осуществляет контроль
за состоянием и правильной эксплуатацией жилищного фонда, коммунальных
предприятий и сооружений, принадлежащих предприятиям, учреждениям и
организациям; привлекает в установленном порядке предприятия, учреждения и
организации вышестоящего подчинения к участию в работе по благоустройству
города и строительству дорог; осуществляет контроль за
благоустройством территорий всех предприятий и организаций, расположенных на
территории города; 17) распределяет
жилищный фонд, принадлежащий Совету; контролирует правильность распределения
жилой площади, а также утверждает совместные решения администрации и фабричных,
заводских, местных комитетов профессиональных союзов о предоставлении жилой
площади в домах государственных, кооперативных и иных общественных организаций,
за исключением случаев, предусмотренных законодательством; принимает решения об
организации жилищно-строительных и иных кооперативов, осуществляет контроль за
их деятельностью; выдает гражданам
единые ордера на заселение жилой площади; 18) руководит городским транспортом,
осуществляет контроль за деятельностью транспортных
предприятий и организаций вышестоящего подчинения, предприятий и организаций
связи по обслуживанию населения города; контролирует работу по обеспечению
безопасности движения транспорта и пешеходов; 19) руководит
государственной и кооперативной торговлей, а также общественным питанием на
территории города, предприятиями и организациями торговли и общественного
питания городского подчинения; осуществляет контроль за работой предприятий и
организаций торговли и общественного питания вышестоящего подчинения;
утверждает плановые задания по товарообороту предприятиям и организациям
торговли и общественного питания городского подчинения; руководит на территории
города колхозными рынками;
устанавливает в порядке и в пределах, определяемых законодательством, размеры
разового сбора и ставки платы за услуги, оказываемые на колхозных рынках; 20) руководит бытовым обслуживанием
населения, предприятиями и организациями бытового обслуживания городского
подчинения, утверждает итоги их финансово-хозяйственной деятельности,
распределение в установленном порядке полученной прибыли; осуществляет контроль за работой предприятий и организаций бытового
обслуживания вышестоящего подчинения; 21) руководит делом
народного образования, дошкольного и внешкольного воспитания детей;
обеспечивает всеобщее обязательное среднее образование молодежи; принимает меры
по укреплению связи школы с производством, улучшению трудового обучения,
воспитания и профессиональной ориентации, по бесплатному обеспечению школьными
учебниками учащихся общеобразовательных школ; осуществляет контроль за работой
не состоящих на городском бюджете детских домов, детских дошкольных и
внешкольных учреждений; решает в случаях и
в порядке, установленных законодательством, вопросы о предоставлении гражданам
льгот по содержанию детей в школах-интернатах, интернатах при школах, а также
по плате за питание детей в школах (группах) с продленным днем; распределяет в
установленном порядке фонд всеобуча; решает вопросы усыновления, а также опеки
и попечительства над несовершеннолетними; 22) руководит культурно-просветительной
работой, культурно-просветительными организациями и учреждениями городского
подчинения, контролирует деятельность других организаций и учреждений культуры
независимо от подчиненности; осуществляет контроль за
использованием средств культфондов предприятий, учреждений и организаций и в
необходимых случаях принимает по согласованию с ними меры к централизованному
использованию указанных средств; руководит кинообслуживанием населения;
осуществляет в соответствии с законодательством государственное управление и
государственный контроль за охраной и использованием
памятников истории и культуры; 23) руководит делом
здравоохранения в городе, учреждениями здравоохранения городского подчинения;
осуществляет контроль за работой учреждений здравоохранения вышестоящего
подчинения; организует охрану материнства и детства; проводит мероприятия по
обеспечению соблюдения санитарных правил содержания жилых и общественных зданий
и надлежащего санитарного состояния города; обеспечивает проведение мероприятий
по предупреждению распространения инфекционных заболеваний, а также по их
ликвидации; 24) осуществляет государственный контроль за соблюдением правил по оздоровлению окружающей
среды, обеспечению санитарной охраны водоемов, почвы и атмосферного воздуха; 25) руководит делом физической культуры и
спорта; утверждает планы размещения на территории города спортивных зданий и
сооружений независимо от подчиненности; принимает меры по развитию загородных
зон массового отдыха, их оснащению и благоустройству, осуществляет контроль за использованием этих зон; 26) ведет учет и
регулирует распределение трудовых ресурсов на территории города, принимает меры
по их рациональному использованию; утверждает планы трудоустройства молодежи,
оканчивающей общеобразовательные школы, и обеспечивает их выполнение всеми
предприятиями, учреждениями и организациями; осуществляет контроль за
соблюдением законодательства о труде, правил охраны труда и техники
безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях; определяет по согласованию с предприятиями, учреждениями и
организациями, расположенными на территории города, время начала их работы;
устанавливает дни и часы работы предприятий и организаций, связанных с
обслуживанием населения; 27) руководит делом социального
обеспечения; обеспечивает своевременное и правильное назначение и выплату
установленных законодательством пенсий и пособий; решает вопросы опеки и
попечительства над совершеннолетними лицами, которые по состоянию здоровья не
могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
осуществляет контроль за работой органов
врачебно-трудовой экспертизы; 28) образует городской комитет народного
контроля и руководит его деятельностью; 29) обеспечивает соблюдение законов Союза
ССР, союзной и автономной республики и других актов вышестоящих органов
государственной власти и управления, охрану государственного и общественного
порядка, социалистической собственности, прав и охраняемых законом интересов
граждан, государственных учреждений, предприятий, кооперативных и иных
общественных организаций; организует разъяснение законодательства населению; 30) отменяет в необходимых случаях
приказы и распоряжения руководителей подчиненных Совету органов управления, а
также предприятий, учреждений и организаций городского подчинения; приостанавливает исполнение противоречащих законодательству
приказов и распоряжений руководителей предприятий, учреждений и организаций вышестоящего
подчинения по вопросам землепользования, охраны природы, строительства,
жилищного и коммунального хозяйства, использования трудовых ресурсов,
производства товаров народного потребления и местных строительных материалов,
охраны и использования памятников истории и культуры, социально-культурного,
бытового и иного обслуживания населения и сообщает об этом соответствующим
вышестоящим органам; 31) обеспечивает своевременное и
правильное рассмотрение и разрешение предложений, заявлений и жалоб граждан;
проверяет состояние дел по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан
на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории
города, заслушивает по этим вопросам отчеты их руководителей; 32) принимает в случаях и в порядке, определяемых
законодательством, решения, предусматривающие за их нарушение административную
ответственность в установленных пределах; 33) обеспечивает соблюдение правил
паспортной системы; 34) привлекает в необходимых случаях
предприятия, учреждения и организации, а также население на борьбу со
стихийными бедствиями и на ликвидацию их последствий; 35) обеспечивает исполнение Закона СССР о
всеобщей воинской обязанности всеми должностными лицами и гражданами, а также
предприятиями, учреждениями и организациями; руководит гражданской обороной на
территории города; 36) рассматривает и возбуждает
ходатайства о награждении орденами и медалями СССР, присвоении почетных званий
СССР, а также о награждении государственными наградами союзной и автономной
республики. Статья 8. Городской Совет народных
депутатов города районного подчинения утверждает текущие и перспективные планы
экономического и социального развития города, организует и контролирует их
выполнение; утверждает отчеты о выполнении текущих и перспективных планов
экономического и социального развития города; утверждает бюджет города и отчет
о его исполнении, а также может осуществлять другие права и обязанности,
предусмотренные статьей 7 настоящего Указа, в пределах, устанавливаемых
законодательством Союза ССР, союзной и автономной республики. Руководство
деятельностью городских Советов народных депутатов городов районного подчинения
осуществляет районный Совет народных депутатов. Статья 9. Районный в городе Совет
народных депутатов руководит государственным, хозяйственным и
социально-культурным строительством на территории района, деятельностью
подчиненных Совету органов управления. Районный в городе Совет утверждает
текущие и перспективные планы экономического и социального развития района,
организует и контролирует их выполнение; утверждает отчеты о
выполнении текущих и перспективных планов экономического и социального развития
района, утверждает бюджет района и отчет о его исполнении, руководит
деятельностью предприятий и организаций бытового обслуживания, торговли и
общественного питания районного подчинения, жилищным, коммунальным хозяйством и
благоустройством района, культурно-просветительной работой, делом народного
образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны государственного
и общественного порядка. Районный в городе
Совет народных депутатов в пределах своих полномочий обеспечивает комплексное
экономическое и социальное развитие на территории района, осуществляет контроль
за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями,
учреждениями и организациями вышестоящего подчинения, координирует и
контролирует их деятельность в области землепользования, охраны природы,
строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного
потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения. Районный в городе Совет по вопросам,
указанным в части третьей настоящей статьи, заслушивает доклады руководителей
предприятий, учреждений и организаций, принимает по ним решения, в необходимых
случаях вносит свои предложения в соответствующие вышестоящие органы. Районный в городе Совет народных
депутатов может осуществлять другие права и обязанности, предусмотренные
статьей 7 настоящего Указа, за исключением тех прав и обязанностей, которые в
соответствии с законодательством осуществляются городским Советом народных
депутатов по решению вопросов общегородского значения и по обеспечению единства
в развитии городского хозяйства. Статья 10. Городской Совет народных
депутатов, осуществляя руководство деятельностью районных в городе Советов
народных депутатов, имеет право отменять акты указанных Советов в случае
несоответствия этих актов законодательству. Руководство предприятиями, учреждениями и
организациями районного подчинения осуществляется исполнительным комитетом
районного в городе Совета народных депутатов через его отделы и управления либо
непосредственно. Отделы и управления исполнительного комитета районного в
городе Совета, а также предприятия, учреждения и организации, которыми
исполнительный комитет руководит непосредственно, подчиняются в своей
деятельности как районному в городе Совету народных депутатов и его
исполнительному комитету, так и соответствующему вышестоящему органу
государственного управления. Статья 11. Городской, районный в городе
Совет правомочен рассматривать и решать на сессиях любые вопросы, отнесенные к
его ведению законодательством Союза ССР, союзной и автономной республики.
Исключительно на сессиях решаются следующие вопросы: признание полномочий депутатов; решение
вопросов о досрочном прекращении полномочий депутатов в случаях,
предусмотренных законодательством; избрание исполнительного комитета,
постоянных комиссий Совета и изменение их состава; отчеты о работе
исполнительного комитета и постоянных комиссий; заслушивание сообщений депутатов о
выполнении ими депутатских обязанностей, решений и поручений Совета и его
органов; образование отделов
и управлений исполнительного комитета, утверждение и освобождение от должности
их руководителей; образование городского, районного комитета народного
контроля, утверждение его состава, назначение и освобождение от должности
председателя комитета народного контроля; образование при исполнительном
комитете комиссий, предусмотренных законодательством; избрание городского суда
и изменение его состава; утверждение председателя районного (городского)
народного суда; утверждение текущих и перспективных
планов экономического и социального развития города, района и отчетов о
выполнении планов; рассмотрение и утверждение плана
мероприятий по выполнению наказов избирателей; рассмотрение запросов депутатов и
принятие решений по запросам; утверждение бюджета города, района и
отчета о его исполнении; утверждение решений исполнительного комитета о
направлении доходов, дополнительно полученных при исполнении городского,
районного в городе бюджета, а также сумм превышения доходов над расходами,
образующихся на конец года в результате перевыполнения доходов или экономии по
расходам; рассмотрение проекта генерального плана
города и проекта планировки пригородной зоны и представление их на утверждение
в соответствующие вышестоящие органы государственного управления. Законодательством союзной и автономной
республики могут быть предусмотрены и другие вопросы, решаемые исключительно на
сессиях городских и районных в городах Советов народных депутатов. Статья 12. Исполнительным и
распорядительным органом городского, районного в городе Совета народных
депутатов является избираемый им из числа депутатов исполнительный комитет. Исполнительный комитет не реже одного
раза в год отчитывается перед городским, районным в городе Советом, а также на
собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан. Исполнительный комитет непосредственно
подотчетен как городскому, районному в городе Совету, так и вышестоящему
исполнительному и распорядительному органу. Исполнительный комитет городского,
районного в городе Совета народных депутатов вправе решать все вопросы,
отнесенные к ведению Совета, за исключением тех, которые должны решаться только
на сессиях Совета. Исполнительный комитет городского,
районного в городе Совета народных депутатов: созывает сессии Совета и обеспечивает их
подготовку; координирует работу постоянных комиссий Совета; оказывает депутатам
содействие в осуществлении их полномочий; разрабатывает и вносит в Совет текущие и
перспективные планы экономического и социального развития города, района,
бюджет города, района; принимает меры по осуществлению планов и бюджета;
представляет Совету отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета; представляет на рассмотрение Совета план
мероприятий по выполнению наказов избирателей и организует их исполнение,
информирует депутатов и население о ходе выполнения наказов; руководит отделами и управлениями
исполнительного комитета, предприятиями, учреждениями и организациями городского,
районного подчинения; в период между
сессиями Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной
сессии назначает исполняющими обязанности и
освобождает от исполнения обязанностей руководителей отделов и управлений
исполнительного комитета; назначает и освобождает от должности иных
руководящих работников отделов и управлений исполнительного комитета,
руководителей предприятий, учреждений и организаций городского, районного
подчинения (согласно перечню должностей, утверждаемому исполнительным комитетом
Совета по согласованию с вышестоящим органом государственного управления). Исполнительный комитет городского,
районного в городе Совета может принимать к своему рассмотрению вопросы,
отнесенные к ведению его отделов и управлений. Статья 13. Назначение и
освобождение от должности руководителей находящихся в вышестоящем подчинении
предприятий и организаций торговли, общественного питания и бытового
обслуживания, органов жилищного и коммунального хозяйства, организаций и
учреждений здравоохранения, социального обеспечения и культуры, расположенных
на территории города, района и имеющих важное значение для обслуживания
населения данного города, района, производится только по согласованию с
исполнительным комитетом соответствующего городского, районного в городе Совета
народных депутатов. Статья 14. Отделы и управления
исполнительного комитета городского, районного в городе Совета народных
депутатов образуются городским, районным в городе Советом народных депутатов. Перечень отделов и управлений
исполнительного комитета городского, районного в городе Совета и порядок их
образования устанавливаются законодательством Союза ССР, союзной и автономной
республики. Отделы и управления исполнительного
комитета городского, районного в городе Совета состоят на бюджете или на
хозяйственном расчете. Компетенция отделов и управлений
исполнительного комитета городского, районного в городе Совета народных
депутатов определяется Положениями, утверждаемыми Советом Министров союзной и
автономной республики. Статья 15. Городской, районный в городе
Совет народных депутатов принимает решения в пределах полномочий,
предоставленных ему законодательством Союза ССР, союзной и автономной
республики, обеспечивает их исполнение, осуществляет контроль
за проведением решений в жизнь. Решения городского, районного в городе
Совета обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета
предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и
гражданами. Городской, районный в городе Совет и его
исполнительный комитет в случае невыполнения их решений руководителями
предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения входят в
соответствующие вышестоящие органы с представлениями о наложении на этих
руководителей дисциплинарных взысканий вплоть до освобождения их от занимаемых
должностей. Результаты рассмотрения представлений должны быть
сообщены городскому, районному в городе Совету или его исполнительному комитету
не позднее чем в месячной срок. Статья 16. Городской, районный в городе
Совет народных депутатов избирает из числа депутатов постоянные комиссии для
предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению
городского, районного в городе Совета, а также для содействия проведению в
жизнь решений Совета, контроля за деятельностью
государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Рекомендации постоянных комиссий
городского, районного в городе Совета подлежат обязательному рассмотрению
соответствующими государственными и общественными органами, предприятиями,
учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах
должно быть сообщено комиссиям в установленный срок. Статья 17. Депутат городского, районного
в городе Совета народных депутатов на время сессии Совета и заседания
исполнительного комитета, в состав которого он избран, освобождается от
выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего
заработка по месту постоянной работы. Депутат городского, районного в городе
Совета пользуется на территории города правом бесплатного проезда на
автомобильном и водном транспорте республиканского подчинения и на всех видах
городского пассажирского транспорта (за исключением такси). Депутат городского, районного в городе
Совета не может быть по инициативе администрации уволен с работы на предприятии,
в учреждении или организации, исключен из колхоза или переведен в порядке
дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу без предварительного
согласия Совета, а в период между сессиями - без предварительного согласия
исполнительного комитета Совета. Депутат городского, районного в городе
Совета не может быть на территории Совета привлечен к уголовной
ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания,
налагаемым в судебном порядке, без согласия городского, районного в городе
Совета, а в период между сессиями - без согласия его исполнительного комитета. Решение городского, районного в городе
Совета или его исполнительного комитета по вопросу, указанному в части
четвертой настоящей статьи, может быть отменено соответственно вышестоящим
Советом или его исполнительным комитетом с передачей вопроса на повторное
рассмотрение Совета. Если Совет подтвердит первоначальное решение, вопрос может
быть решен по существу краевым, областным Советом народных депутатов,
Президиумом Верховного Совета автономной или союзной республики по
представлению соответственно прокурора края, области, республики. Депутату городского, районного в городе
Совета обеспечиваются и другие гарантии депутатской деятельности, установленные
законодательством Союза ССР, союзной и автономной республики. Статья 18. Деятельность городского,
районного в городе Совета народных депутатов строится на основе коллективного,
свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной
отчетности исполнительного комитета, других создаваемых Советом органов перед
Советом и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе. Городской, районный в городе Совет
работает в тесном контакте с городскими, районными в городе органами
общественных организаций. Статья 19. Городской,
районный в городе Совет народных депутатов осуществляет свою деятельность в
тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, организует
широкое участие граждан в решении вопросов местного и общегосударственного значения,
развивает общественную самодеятельность населения, руководит добровольными
народными дружинами по охране общественного порядка, товарищескими судами,
другими органами общественной самодеятельности, выносит наиболее важные вопросы
на обсуждение граждан, вовлекает их в работу постоянных комиссий,
исполнительного комитета и других подотчетных Совету органов, содействует
работе местных добровольных обществ. Городской, районный в городе Совет
систематически информирует население о своей деятельности, работе постоянных
комиссий, исполнительного комитета, его отделов и управлений путем регулярных
выступлений депутатов Совета, работников исполнительного комитета, его отделов
и управлений в трудовых коллективах и по месту жительства граждан, а также
через печать, радио и телевидение. Статья 20. Городской, районный в городе
Совет народных депутатов, кроме прав и обязанностей, предусмотренных настоящим
Указом, осуществляет и другие права и обязанности в соответствии с
законодательством Союза ССР, союзной и автономной республики. Статья 21. Городской, районный в городе
Совет народных депутатов, осуществляя руководство деятельностью поселковых и
сельских Советов народных депутатов, территория которых входит в состав
территории, объединяемой городским, районным в городе Советом народных
депутатов, имеет право отменять акты указанных Советов в случае несоответствия
этих актов законодательству.". II. Поручить
Президиумам Верховных Советов союзных республик привести законодательство
союзных республик в городских и районных в городах Советах народных депутатов в
соответствие с настоящим Указом. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.БРЕЖНЕВ Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М.ГЕОРГАДЗЕ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |