МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ПРИКАЗ от 29 сентября 1978 г. N 918 О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО УЛУЧШЕНИЮ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР Во исполнение
Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 мая 1973 г. N 341 "О
мерах по улучшению нормирования труда" и Приказа Министра здравоохранения
СССР от 27 августа 1973 г. N 663 министерствами здравоохранения союзных и
автономных республик и их органами на местах, главными управлениями,
управлениями и самостоятельными отделами Министерства здравоохранения СССР,
руководителями предприятий, учреждений и организаций усилена организаторская работа по совершенствованию нормирования труда, расширению сферы его
применения, внедрению технически обоснованных норм выработки и трудовых затрат
на предприятиях, в учреждениях и организациях. Разработаны и внедрены в производство
отраслевые нормативы для расчета численности инженерно-технических работников и
служащих предприятий по ремонту медицинской техники и фармацевтических
предприятий, нормы выработки рабочих, занятых на подготовительных, разливо-фасовочных и упаковочных работах предприятий
бактерийных и вирусных препаратов и сухих питательных сред, а также нормы
времени на обслуживание медицинской техники. В настоящее время отраслевыми нормативами
(нормами) охвачен труд 61,4% инженерно-технических работников и служащих и
23,0% рабочих предприятий по производству бактерийных и вирусных препаратов, по
ремонту медицинской техники и фармацевтических предприятий. В целях более широкого применения на
предприятиях и в организациях системы Минздрава СССР единых и межотраслевых
норм и нормативов разработан и доведен до всех предприятий и организаций
Перечень нормативных материалов по труду, которые должны применяться в системе
Министерства здравоохранения СССР. Руководители предприятий, учреждений и
организаций совместно с комитетами профсоюза стали более планомерно проводить
работу по улучшению организации и нормирования труда, своевременному пересмотру
норм, в том числе по инициативе рабочих. Вопросам совершенствования
нормирования труда, пропаганды и распространения опыта передовых коллективов,
разъяснительной работы о роли и значении технически обоснованных норм для роста
производительности труда и эффективности производства стали больше уделять
внимания органы здравоохранения. Значительная работа проведена по нормированию
труда работников бюджетных учреждений. Вместе с тем в работе многих предприятий,
учреждений и организаций по нормированию труда имеют место серьезные
недостатки. Значительное количество рабочих-сдельщиков занято на работах, где
действуют опытно-статистические нормы. Недостаточно нормируется труд повременно
оплачиваемых рабочих, инженерно-технических работников и служащих. Так, на
предприятиях Главного управления по производству бактерийных и вирусных
препаратов Минздрава СССР до 30% рабочих-сдельщиков занято на работах, где
действуют опытно-статистические нормы, не нормируется труд инженерно-технических
работников и служащих, а также значительная часть рабочих-повременщиков. Аналогичное положение сложилось на ряде
фармацевтических фабрик аптекоуправлений. Не всегда своевременно внедряются в
производство межотраслевые (единые, типовые) и отраслевые нормы. Главным
управлением предприятий по производству бактерийных и вирусных препаратов
медленно решается вопрос о внедрении нормативов численности
инженерно-технических работников и служащих, которые специально разработаны для
подведомственных управлению предприятий. На некоторых предприятиях отсутствуют
планы пересмотра устаревших и неправильно установленных норм по труду. Все это принижает значение нормы как меры
труда и не обеспечивает необходимой связи заработной платы трудящихся с
результатами их труда. Внедрение новой техники и более
совершенной технологии, улучшение организации труда и производства не всегда
сопровождаются заменой действующих норм, своевременно не пересматриваются
устаревшие нормы. Имеются случаи нарушения установленного
порядка внедрения и пересмотра норм времени (выработки). Так, после пересмотра в 1976 г. норм
рабочими-сдельщиками Электромеханического завода Московского городского
управления "Медтехника" в связи с переводом завода на новые условия
оплаты труда, эти нормы перевыполнялись более чем в 1,5 раза. Имеют место и
потери рабочего времени из-за неудовлетворительной организации труда. Министерства здравоохранения союзных
республик и главные управления нередко планируют предприятиям и организациям
фонд заработной платы, исходя из сложившегося его размера, без всестороннего
учета состояния нормирования, уровня производительности и условий труда. Проводится недостаточная работа по
подготовке и повышению квалификации специалистов по организации и нормированию
труда. Имеют место недостатки в штатном
нормировании работников бюджетных учреждений здравоохранения. Главные управления, управления и
самостоятельные отделы Министерства здравоохранения СССР недостаточно активно
участвуют в разработке нормативных документов по труду. Руководители органов и учреждений здравоохранения при использовании предоставленных им прав по
расстановке кадров не всегда учитывают объемы выполняемых работ, не
устанавливают по согласованию с профсоюзными организациями конкретных норм
нагрузки на основе общесоюзных расчетных норм. Отдельные органы здравоохранения не
обеспечивают должной требовательности к руководителям предприятий, учреждений и
организаций по устранению упущений и недостатков в работе по нормированию
труда. В целях улучшения нормирования труда на предприятиях, в учреждениях и
организациях системы Министерства здравоохранения СССР приказываю: 1. Министрам здравоохранения союзных
республик, начальникам главных управлений, управлений и самостоятельных отделов
Министерства, Президенту Академии медицинских наук СССР: а) обеспечить дальнейшее
совершенствование организации и нормирования труда как важного фактора роста
производительности, повышения эффективности и качества работы; принять
действенные меры к устранению недостатков, отмеченных в настоящем Приказе,
добиваться, чтобы технически обоснованные нормы на деле стали основой
планирования производства, активным средством обеспечения социалистического
принципа оплаты по труду; б) повысить требовательность к
руководителям подведомственных предприятий, учреждений и организаций за
состояние нормирования труда, эффективное использование рабочего времени,
создание условий для высокопроизводительной работы, строгое соблюдение
планируемых соотношений между ростом производительности труда и заработной
платы; в) установить постоянный контроль за качеством разработки и выполнением на
предприятиях и в организациях календарных планов пересмотра норм, выполнением
взаимных обязательств администрации и рабочих и служащих, принимаемых в
коллективных договорах, по снижению трудоемкости продукции, повышению уровня
нормирования и производительности труда; г) улучшить планирование предприятиям и
организациям заданий по росту производительности труда и фондов заработной
платы на основе прогрессивных нормативов трудовых затрат на производство
продукции или работ; д) изучать, обобщать и распространять
накопленный опыт нормирования труда и повышения квалификации специалистов по
труду; е) разработать и осуществить
дополнительные мероприятия по безусловному выполнению Постановления Совета
Министров СССР и ВЦСПС от 23 мая 1973 г. N 341; ж) обеспечивать рациональное
использование кадров, осуществлять контроль за полной
нагрузкой персонала. 2. Министрам здравоохранения союзных
республик при установлении штатов медицинского, педагогического,
фармацевтического персонала и работников кухонь отдельных учреждений
здравоохранения, для которых не утверждены штатные нормативы персонала, и при
введении должностей сверх действующих штатных нормативов в пределах
предоставленных прав исходить из объема работы и трудовых затрат. 3. Руководителям предприятий и
организаций союзного подчинения: а) обеспечить широкое внедрение
технически обоснованных норм, установленных на основе межотраслевых, отраслевых
и других нормативов, соответствующих современному уровню техники, технологии,
организации производства и условий труда; б) усилить работу технических,
технологических и экономических служб, руководителей цехов, производственных
участков и мастеров по выявлению и использованию резервов снижения трудовых
затрат на производство продукции, широко привлекать к этой работе передовиков и
новаторов производства; в) вести систематическую и планомерную
работу по своевременной замене норм по мере осуществления
организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности
труда, и пересмотр устаревших и ошибочных; не допускать механического подхода к
пересмотру норм, создавать условия для наиболее полного использования рабочего
времени и оборудования и быстрейшего освоения новых норм всеми рабочими; г) обеспечить широкую разъяснительную
работу в коллективах об экономическом и социальном значении нормирования труда,
всемерно поддерживать и развивать инициативу рабочих по повышению норм
выработки и норм обслуживания, выполнению заданного объема работы с меньшей
численностью работников. 4. Руководителям органов и учреждений
здравоохранения по согласованию с профсоюзными организациями с учетом
конкретных условий устанавливать рациональные нагрузки каждому работнику. 5. Начальникам главных управлений и
управлений Министерства здравоохранения СССР, Президенту Академии медицинских
наук СССР: - до 1 декабря 1978 года представить
планы дополнительных мероприятий по выполнению Постановления Совета Министров
СССР и ВЦСПС от 23 мая 1973 г. N 341 Центру научной организации труда и
управления производством Министерства здравоохранения СССР. 6. Центру научной организации труда и
управления производством Минздрава СССР (т. Матвеенко А.Ф.) обобщить полученные
материалы и сводный план дополнительных мероприятий по выполнению Постановления
Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 мая 1973 г. N 341, представить на
утверждение Министерства до 1 февраля 1979 года. 7. Утвердить ВНИИ социальной гигиены и
организации здравоохранения им. Н.А. Семашко головным по разработке проблем
штатного нормирования и координации научно-исследовательских работ в этой
области. Директору ВНИИ социальной гигиены и
организации здравоохранения им. Н.А. Семашко т. А.Ф. Серенко: - к 01.02.79 представить в Министерство
здравоохранения СССР план мероприятий по усилению работы по нормированию труда
в учреждениях здравоохранения; - возложить функции
нормативно-исследовательского центра труда работников учреждений
здравоохранения на отдел штатного нормирования института. 8. Контроль за
состоянием нормирования труда рабочих, инженерно-технических работников и
служащих на предприятиях и в организациях системы Министерства здравоохранения
СССР, а также методическое руководство совершенствованием нормирования труда
этих категорий работников возложить на Центр научной организации труда и
управления производством Министерства здравоохранения СССР. 9. Планово-финансовому управлению (т. Головтеев В.В.) с целью обеспечения контроля за состоянием
нормирования труда на предприятиях, в организациях и учреждениях системы
Минздрава СССР рассмотреть вопрос об увеличении численности
персонала Центра научной организации труда и управления производством (ЦНОТздрав). 10. Редакциям
"Медицинской газеты" и медицинских журналов постоянно освещать вопросы
организации и нормирования труда, разъяснять их большое значение для выполнения
годовых и пятилетних планов экономического и социального развития, шире
пропагандировать опыт коллективов передовых предприятий, добившихся высокого
уровня нормирования и производительности труда на основе проведения мер по
внедрению новой техники и технологии, научной организации труда и культуры
производства. Министр Б.В.ПЕТРОВСКИЙ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |