МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР

 

ПИСЬМО

от 14 сентября 1978 г. N 85

 

О ТИПОВОЙ ИНСТРУКЦИИ

"О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ РЕВИЗИЙ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (КОМБИНАТОВ),

ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОВОДИМЫХ

КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫМ АППАРАТОМ МИНИСТЕРСТВ

И ВЕДОМСТВ"

 

Министерство финансов СССР при этом направляет Типовую инструкцию "О порядке проведения комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности производственных объединений (комбинатов), предприятий и хозяйственных организаций, проводимых контрольно-ревизионным аппаратом министерств и ведомств".

На основе Типовой инструкции министерства и ведомства разрабатывают и утверждают отраслевые инструкции о порядке проведения комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности производственных объединений (комбинатов), предприятий и хозяйственных организаций с учетом их особенностей производства. В разрабатываемых инструкциях следует также предусмотреть вопросы ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности промышленных объединений.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 16 февраля 1971 г. N 105 министерства и ведомства СССР представляют указанные инструкции Министерству финансов СССР на согласование.

 

Заместитель Министра

финансов СССР

В.В.ДЕМЕНЦЕВ

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к письму Минфина СССР

от 14 сентября 1978 г. N 85

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ

РЕВИЗИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (КОМБИНАТОВ),

ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОВОДИМЫХ

КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫМ АППАРАТОМ МИНИСТЕРСТВ

И ВЕДОМСТВ

 

1. Общие положения

 

1.1. Ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности производственных объединений (комбинатов), предприятий и хозяйственных организаций <*>, состоящих на хозяйственном расчете, проводятся вышестоящим органом с привлечением заинтересованных организаций комплексно один раз в год.

--------------------------------

<*> В дальнейшем производственные объединения (комбинаты), предприятия и хозяйственные организации для краткости будут именоваться предприятиями.

 

1.2. Производственное объединение (комбинат) производит проверки производственной и финансово-хозяйственной деятельности своих производственных единиц комплексно один раз в год.

При необходимости проводятся внеплановые ревизии.

1.3. При проведении ревизий работники министерств, ведомств, объединений и хозяйственных организаций обязаны: строго руководствоваться законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР, решениями Совета Министров СССР, нормативными актами министерств и ведомств; неуклонно соблюдать интересы государства; принимать меры к устранению нарушений государственной дисциплины, незаконного и непроизводительного расходования денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, расточительства, хищений государственных средств и представления недостоверной отчетности; быть объективными, оказывать практическую помощь ревизуемым предприятиям в улучшении их финансово-хозяйственной и производственной деятельности и обеспечении сохранности государственных средств.

1.4. Основными задачами комплексных ревизий являются всесторонняя проверка производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, выполнения ими установленных планов, соблюдения государственной дисциплины, сохранности денежных средств и материальных ценностей, достоверности отчетных данных, состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля.

При осуществлении возложенных задач ревизии должны обеспечить: выявление и мобилизацию имеющихся резервов производства, повышение его эффективности и качества работы, усиление режима экономии в использовании денежных средств и материальных ценностей; укрепление государственной дисциплины; выявление причин и условий, способствующих образованию потерь, недостач и совершению хищений; закрытие каналов хищений социалистической собственности; разработку в необходимых случаях предложений о пересмотре действующих норм, расценок, тарифных ставок, цен и тарифов, а также об изменении отдельных нормативных актов министерств и ведомств (положений, инструкций).

 

2. Организация и подготовка комплексной ревизии

 

2.1. Комплексные ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий проводятся на основе годовых планов, утверждаемых до начала года руководителем вышестоящей организации. Планы хранятся как документы, не подлежащие оглашению.

Вышестоящая организация заранее сообщает о времени проведения ревизий подведомственных предприятий местным органам народного контроля, финансовым органам, учреждениям Госбанка СССР и Стройбанка СССР.

2.2. Для проведения комплексной ревизии приказом руководителя вышестоящей организации назначается ревизионная группа в составе работников контрольно-ревизионного аппарата и высококвалифицированных специалистов других экономических и технических служб.

Комплексные ревизии должны возглавляться руководителями структурных подразделений органа, назначившего ревизию, их заместителями или наиболее квалифицированными работниками контрольно-ревизионного аппарата.

2.3. Сроки проведения комплексных ревизий и состав ревизионных групп определяются с учетом объема и особенностей деятельности ревизуемых предприятий.

Предельный срок ревизии - 30 дней. Этот срок может быть увеличен в исключительных случаях с разрешения руководителя организации, назначившей ревизию, а при проведении ревизии по требованию следственных органов - с их согласия.

2.4. Ревизия проводится за период деятельности ревизуемого предприятия, следующий за тем периодом, который был обревизован при предыдущей ревизии, до начала месяца, в котором проводится данная ревизия. При необходимости или при наличии постановления следственных органов ревизия проводится за более длительный период.

2.5. Проведению комплексной ревизии предшествует тщательная подготовка, изучение имеющихся в организации, назначившей ревизию, в финансовых, банковских и других органах плановых отчетных и статистических данных, материалов предыдущей ревизии и тематических проверок, поступивших сигналов и другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние ревизуемого предприятия.

На основе изучения указанных материалов разрабатывается программа ревизии (задание), предусматривающая перечень основных вопросов ревизии, на которых следует сосредоточить внимание, а также период, за который должна быть проведена ревизия. Наряду с программой разрабатывается план одновременного проведения ревизий касс и инвентаризаций материальных ценностей.

При комплексной ревизии деятельности производственного объединения в программе предусматривается, какие производственные единицы (филиалы) объединения должны быть подвергнуты ревизии. При этом ревизией должно быть охвачено не менее 2 - 3 производственных единиц.

Программа комплексной ревизии утверждается руководителем контрольно-ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию.

2.6. Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит участников ревизии с содержанием программы (задания) и распределяет ее между исполнителями.

На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы проведения ревизии порученного им участка деятельности ревизуемого предприятия, которые утверждаются руководителем ревизионной группы. В рабочем плане указывается перечень работ, подлежащих выполнению во время проведения ревизии, способ проверки (сплошной или выборный) и сроки выполнения.

 

3. Порядок проведения комплексной ревизии

 

3.1. Перед тем как приступить к ревизии, руководитель ревизионной группы предъявляет полномочия на проведение ревизии руководителю ревизуемого предприятия, знакомит его с задачами ревизии, представляет членов ревизионной группы.

Руководитель ревизуемого предприятия знакомит участников ревизии с ответственными работниками предприятия, дает указания о предоставлении помещения ревизионной группе, обеспечении сохранности ревизионных материалов и назначении в необходимых случаях инвентаризационной комиссии.

Выделенные согласно рабочему плану участники ревизии немедленно приступают к ревизии касс и к организации инвентаризации товарно-материальных ценностей.

3.2. Руководитель ревизионной группы и другие участники ревизии на начальной стадии ревизии знакомятся на месте с организацией производства, условиями работы и особенностями производства, постановкой сохранности материальных ценностей. После этого руководитель ревизионной группы при необходимости уточняет рабочий план проведения ревизии с указанием конкретных объектов и вопросов ревизии, исполнителей и сроков.

3.3. Руководитель ревизионной группы о начале ревизии ставит в известность местные, партийные и советские органы, органы народного контроля, внутренних дел, финансовые и банковские органы, используя их помощь для проверки деятельности ревизуемого предприятия.

3.4. В ходе ревизии руководитель ревизионной группы поддерживает постоянную связь с соответствующими партийными и советскими органами, партийной, профсоюзной и комсомольской организациями ревизуемого предприятия, группой народного контроля, используя их помощь для выявления причин недостатков и нарушений государственной дисциплины и разработки мероприятий по их устранению.

На предприятии на видном месте вывешивается объявление о проведении ревизии и месте расположения ревизионной группы.

При необходимости руководитель ревизионной группы устанавливает связь со следственными органами.

3.5. При проведении ревизии сохранности государственных средств по требованию следственных органов руководитель ревизионной группы (ревизор) получает от них определенное задание, предусматривающее перечень вопросов, подлежащих проверке, с указанием периода, за который должна быть проведена ревизия.

При необходимости привлекаются специалисты (инженеры, технологи, товароведы и др.) для проверки соответствующих вопросов или дачи заключений, а в случае запущенности бухгалтерского учета на ревизуемом объекте - счетные работники для восстановления учета.

3.6. При проведении комплексных ревизий производственной финансово-хозяйственной деятельности предприятий проверяются следующие вопросы:

- обоснованность принятых в техпромфинплане расчетов для определения объемных показателей работы предприятий, фонда заработной платы, уровня себестоимости продукции, прибыли и др.;

- правильность отражения в отчетности плановых показателей; нет ли случаев необоснованных изменений планов производства и реализации продукции, фондов заработной платы, прибыли, платежей в бюджет и др.;

- выполнение плана по основным количественным и качественным показателям, влияние отдельных факторов на отклонения от утвержденных планов;

- содержание хозяйственных операций по данным первичных документов для установления их законности, целесообразности и достоверности;

- записи в регистрах бухгалтерского учета в сопоставлении с первичными документами, данные учетных регистров - с показателями отчетности, отчетные данные - с плановыми (техпромфинплан, баланс доходов и расходов, смета);

- данные разных документов, относящиеся к взаимосвязанным хозяйственным операциям, например: сопоставление данных о количестве выпущенных изделий с документами о начисленной заработной плате за выработку этих изделий; сравнение данных об отгрузке (отпуске) продукции с пропусками на ее вывоз с территории предприятия и т.д.;

- соблюдение установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, а также обоснованность корреспонденции счетов в учетных регистрах;

- достоверность отчетных данных, выявление приписок и других искажений показателей отчетности.

3.7. Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах производится сплошным или выборочным способом.

При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета. Сплошной проверке подвергаются кассовые и банковские операции, расчеты с подотчетными лицами и некоторые другие участки деятельности ревизуемого предприятия, указанные в программе ревизии.

При выборочном способе проверяется часть первичных документов в каждом месяце ревизуемого периода или за несколько месяцев. Если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения или злоупотребления, то ревизия на данном участке деятельности предприятия проводится сплошным способом.

3.8. При проверке законности и целесообразности хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, хозяйственная операция считается законной, если ее содержание не противоречит действующему законодательству, нормативным актам министерств и ведомств. Целесообразность хозяйственной операции определяется ее направленностью на выполнение задач, стоящих перед ревизуемым предприятием, при соблюдении законности.

При выявлении незаконных и нецелесообразных хозяйственных операций ревизующий устанавливает, по чьему распоряжению они осуществлены, а также размер нанесенного материального ущерба.

3.9. Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверки документа, а также с помощью специальных приемов документального и фактического контроля.

При формальной проверке устанавливается: правильность заполнения всех реквизитов документа; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц. В необходимых случаях подпись работника в данном документе сопоставляется с его подписью в других документах, а при возникновении сомнений следует получить личное подтверждение работника или назначить графологическую экспертизу.

При арифметической проверке определяется правильность подсчетов в документах, например, правильность показанных итогов в кассовых отчетах, в платежных ведомостях на выплату заработной платы и др.

3.10. Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок на предприятиях, в учреждениях и организациях, с которыми ревизуемое предприятие вступило в хозяйственные связи.

При встречных проверках первичные документы и учетные данные ревизуемого предприятия сличаются с соответствующими документами и данными, находящимися в тех организациях (предприятиях), от которых получены или которым выданы денежные средства и материальные ценности.

Имеющиеся на ревизуемом предприятии выписки банка по расчетным, текущим и ссудным счетам сопоставляются с подлинными записями по этим счетам в учреждениях Госбанка СССР и Стройбанка СССР. Копии платежных документов, имеющиеся на ревизуемом предприятии, сличаются с подлинными платежными документами, хранящимися в учреждениях банка.

При необходимости проведения встречных проверок на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в других городах и районах, руководитель ревизионной группы обращается по этому вопросу в соответствующие вышестоящие организации, которые должны обеспечить проведение встречных проверок и направление материалов этих проверок руководителю ревизионной группы, по просьбе которого произведены проверки.

3.11. При проведении комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий наряду с документальной проверкой применяются следующие приемы фактического контроля в целях установления действительного объема и качества выполненных работ, а также фактического получения или выдачи денежных средств и материальных ценностей, указанных в документах:

- обследование на месте цехов, участков, складов для изучения организации производства и труда, охраны материальных ценностей, состояния пропускной системы, контроля за ввозом и вывозом материальных ценностей и готовой продукции и т.д. При этом следует ознакомиться с применяемым в цехе (участке) порядком отражения в первичных документах и регистрах производственного учета операций по переработке сырья и материалов в соответствии с маршрутами их движения в производстве. Данные этого учета (журналов ОТК, заводской лаборатории и др.) сопоставляются с записями в бухгалтерском учете;

- проведение частичной (выборочной) или сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей для установления их фактического наличия и соответствия данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится в соответствии с действующими Основными положениями по инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов в государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятиях и хозяйственных организациях;

- проведение с участием специалистов контрольного обмера строительных, монтажных, ремонтных и других работ для установления достоверности отчетных данных о выполненных объемах этих работ;

- проведение в необходимых случаях с участием специалистов контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, а также обмера или взвешивания сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий для установления действительного расхода сырья и материалов, правильности их списания на производство, полноты оприходования готовой продукции, обоснованности норм материальных затрат, норм выхода готовой продукции и норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей;

- проверка при необходимости с участием специалистов качества продукции, соблюдения технических условий и технологических режимов, соответствия продукции государственным стандартам, артикулов и цен - прейскурантам.

3.12. Ревизоры принимают меры к тому, чтобы материально ответственные лица присутствовали при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных обмерах выполненных работ, контрольных запусках сырья и материалов в производство, взятии проб и образцов на исследование, а также при других аналогичных действиях, направленных на проверку деятельности материально ответственных лиц.

3.13. При проведении комплексных ревизий ревизоры имеют право:

- проверять первичные документы, бухгалтерские регистры, отчеты, планы, сметы и другие документы, наличие денежных сумм, ценные бумаги и материальные ценности, требовать представления письменных объяснений должностных и других лиц, а также необходимых справок по вопросам, возникающим при прохождении ревизий;

- при проверке полноты оприходования по кассе денежных средств, полученных в учреждениях Госбанка СССР, тщательно проверять выписки из расчетных (текущих, спецссудных) счетов, а при необходимости уточнять в учреждении Госбанка СССР данные о суммах наличных денег, выданных ревизуемому предприятию за проверяемый период;

- уточнять в учреждениях Госбанка СССР и Стройбанка СССР достоверность документов, связанных с операциями ревизуемого предприятия;

- проводить или организовывать проведение сплошных или частичных инвентаризаций материальных ценностей, опечатывать в необходимых случаях кассы и кассовые помещения, материальные и вещевые склады, кладовые, архивы. При этом печать (пломбиратор) должна находиться у ревизующего, а ключ - у материально ответственного лица;

- привлекать через соответствующие организации специалистов для: определения количества и качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции; контрольного обмера строительных, монтажных и других работ и определения их качества; проверки фактических затрат сырья и материалов и в других необходимых случаях;

- получать при необходимости от других предприятий, учреждений и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, справки по операциям и расчетам с ревизуемым предприятием;

- проверять в предприятиях, организациях и учреждениях других систем, с их согласия, правильность отдельных операций, связанных с деятельностью ревизуемого предприятия;

- передавать материалы ревизии следственным органам с последующим докладом об этом руководителю, назначившему ревизию, принимать меры к возмещению причиненного ущерба в соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации.

3.14. При выявлении фактов неправильного расходования государственных средств и других нарушений финансовой дисциплины или злоупотреблений устанавливается размер причиненного ущерба, причины нарушений, должностные лица, по вине которых совершены нарушения.

3.15. При выявлении злоупотреблений и в других необходимых случаях ревизующие получают от должностных и других лиц ревизуемого предприятия копии или выписки из документов, относящихся к выявленным фактам (счетов, ведомостей, ордеров, поручений банку, чеков, приказов, писем и других документов), или справки, составленные на основании имеющихся документов, а также письменные объяснения виновных должностных или материально ответственных лиц.

3.16. Изъятие ревизорами необходимых подлинных документов, когда сохранность их в ревизуемом предприятии не гарантируется, а также в случаях выявления фиктивных документов, совершения подделок и подлогов производится на основании письменного распоряжения судебно-следственных и других органов, имеющих на это право. Изъятие документов в этих случаях производится в порядке, предусмотренном Положением о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных организаций <*>.

--------------------------------

<*> См. приложение к письму Минфина СССР от 18 октября 1961 г. N 343.

 

Взамен изъятых документов в делах ревизуемого предприятия представляются машинописные или фотографические копии или описи изъятых документов, заверенные подписями ревизующего и главного бухгалтера или другого ответственного лица ревизуемого предприятия.

В отдельных случаях по усмотрению руководителя предприятия разрешается не снимать копии с документов денежно-материальной отчетности (счета, наряды и т.п.), а изъять их по акту с точным перечислением всех документов (вид, дата, номер документа и сумма).

3.17. За преднамеренное искажение или скрытие фактов хищений и злоупотреблений, использование служебного положения в корыстных целях ревизующий привлекается к ответственности в установленном порядке.

 

4. Ревизия основной деятельности промышленных

предприятий и производственных объединений

 

4.1. При ревизии выполнения планов производства и реализации продукции необходимо проверить:

- правильность планирования выпуска и реализации продукции, обратив особое внимание на правильность распределения плановых заданий по кварталам и внутри квартала - по месяцам;

- соответствие годовых планов заданиям пятилетнего плана на соответствующий год;

- не нарушается ли на предприятии установленный постановлениями Совета Министров СССР порядок и сроки изменения утвержденных планов по объему производства и реализации продукции и вносились ли в этих случаях изменения во взаимосвязанные плановые показатели (себестоимость, прибыль, фонды поощрения);

- выполнение планов выпуска и реализации продукции и планов производства важнейших видов продукции по утвержденной номенклатуре; причины отклонений фактического выполнения от плана; выполнение по этим показателям заданий пятилетнего плана и встречных планов. По производственным объединениям следует проанализировать выполнение планов в целом и в разрезе производственных единиц;

- соответствие отчетных данных о выпуске и реализации продукции данным бухгалтерского учета и первичных документов; не включена ли в выполнение плана продукция, не законченная изготовлением в отчетном периоде, и не допускались ли другие необоснованные искажения и приписки в отчетности;

- выполнение заданий и обязательств по поставкам продукции в количестве, сроки и по номенклатуре (в ассортименте) в соответствии с заключенными договорами и принятыми к исполнению нарядами; организован ли на предприятии достоверный оперативный учет выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции; соблюдается ли введенный с 1 января 1978 года порядок премирования руководящих, инженерно-технических работников и служащих производственных объединений и предприятий промышленности с учетом выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции; потери (штрафы, пени, неустойки и др.), вызванные недопоставкой и нарушением сроков поставки продукции;

- правильность применения цен на реализованную продукцию;

- качество выпускаемой продукции; выполнение плана по удельному весу продукции высшей категории качества в общем объеме производства; количество изделий, которым присвоен Государственный знак качества; выполнение плана по сортности продукции; потери от брака, уценки товаров и рекламаций за поставку некачественной продукции. При проверке этого вопроса следует использовать данные органов Госстандарта СССР и Госинспекции по качеству товаров, выяснив причины выпуска продукции низкого качества (несоблюдение рецептур, нарушение технологического процесса и др.);

- ритмичность выпуска продукции; причины неритмичной работы; потери продукции за счет невыполнения суточных графиков;

- выполнение заданий по освоению новых видов продукции;

- полнота использования отходов производства, в том числе для выпуска товаров народного потребления.

4.2. При ревизии использования и сохранности основных фондов следует проверять:

- использование действующих производственных мощностей;

- соблюдение нормативных сроков освоения вновь вводимых мощностей, потери продукции и прибыли вследствие нарушения нормативных сроков;

- выполнение плана внедрения новой техники, механизации трудоемких процессов;

- уровень фондоотдачи за ряд лет; разработан и осуществлен ли на предприятии комплекс мер, направленных на повышение фондоотдачи: увеличение коэффициента сменности, сокращение простоев и др.;

- наличие неиспользованного оборудования, его качественное состояние, условия хранения;

- выполнение плана-графика планово-предупредительного ремонта и освоение сметных ассигнований на капитальный и текущий ремонт;

- соответствие фактического наличия основных фондов данным бухгалтерского учета. Реальность числящихся на балансе основных средств проверяется путем сопоставления учетных данных с данными последней инвентаризации, проведенной на предприятии. Кроме того, ревизующий проводит контрольную инвентаризацию основных средств на отдельных производственных участках;

- не передаются ли отдельные предметы основных средств в личное пользование (оборудование и инвентарь культурно-бытового назначения и др.);

- соблюдается ли порядок учета основных фондов, предусмотренный Положением по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, утвержденным Министерством финансов СССР;

- своевременность оформления ввода основных фондов в эксплуатацию;

- обоснованность и правильность оформления ликвидации основных средств; приходуются ли в правильной оценке материалы, полученные при ликвидации основных средств;

- соблюдается ли порядок применения норм амортизационных отчислений, начисления амортизации и износа, использования амортизационных отчислений на полное восстановление и капитальный ремонт в соответствии с Положением о порядке планирования, начисления и использования амортизационных отчислений в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Госстроем СССР, Министерством финансов СССР, Госбанком СССР, Стройбанком СССР и ЦСУ СССР.

4.3. При ревизии использования трудовых ресурсов, средств на оплату труда и премирование необходимо проверить:

- правильность планирования производительности труда и фондов заработной платы, в том числе в поквартальном разрезе. При этом следует установить, не допускалось ли в плане необоснованное снижение производительности труда в сравнении с прошлым годом, а также увязаны ли задания по росту производительности труда с планами внедрения новой техники, организационно-технических мероприятий, снижения трудоемкости и другими показателями;

- выполнение установленного задания по росту производительности труда;

- удельный вес прироста продукции за счет повышения производительности труда по плану и фактически по итогам работы на ревизуемый период;

- соблюдение предусмотренных в плане соотношений между темпами роста производительности труда и средней заработной платы, включая выплаты из фонда материального поощрения;

- состояние нормирования труда; удельный вес технически обоснованных норм выработки и нормативов обслуживания; характеристика выполнения норм выработки рабочими-сдельщиками; нет ли случаев значительного перевыполнения норм выработки при невыполнении задания по росту производительности труда; удельный вес ручного труда и меры, принимаемые к существенному его сокращению; имеется ли календарный план пересмотра норм выработки, его выполнение;

- наличие непроизводительных потерь рабочего времени за счет простоев, прогулов, неявок на работу с разрешения администрации, процент этих потерь в общем балансе рабочего времени и как они отразились на объеме выпуска продукции; применяются ли сверхурочные работы; сколько часов отработано сверхурочно и сумма произведенных доплат; меры, принимаемые к обеспечению более полного и рационального использования рабочего времени, устранению простоев и непроизводительных затрат труда;

- использование фонда заработной платы, причины относительного перерасхода (с учетом выполнения плана по объему продукции) и меры, принимаемые к его возмещению; непроизводительные выплаты заработной платы (оплата простоев, доплата за отступления от нормальных условий и др.);

- соблюдение установленных штатов и действующих схем должностных окладов работников аппарата управления;

- соответствие фактических объемов выполненных работ объемам работ, принятым в расчетах по выплате заработной платы. При этом следует проверить, нет ли случаев приписки объемов выполненных работ, начисления заработной платы вымышленным лицам и других незаконных выплат;

- правильность оплаты совместительства, заместительства и совмещения профессий;

- соблюдение действующих положений о премировании работников производственных объединений и предприятий промышленности за результаты хозяйственной деятельности. Не применяются ли какие-либо премиальные системы, не утвержденные в установленном порядке. При проверке правильности расходования средств на выплату премий руководящим, инженерно-техническим работникам и служащим необходимо строго руководствоваться Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 марта 1977 г. N 211 "О совершенствовании порядка премирования руководящих, инженерно-технических работников и служащих производственных объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства".

При ревизии следует уделить особое внимание проверке соответствия представленных производственными объединениями, предприятиями и хозяйственными организациями в вышестоящие организации данных о выполнении плановых заданий для получения разрешения на премирование руководящих работников показателям бухгалтерской и статистической отчетности, а также данным бухгалтерского учета и документов. При выявлении фактов незаконных выплат премий принимаются необходимые меры к устранению имеющихся нарушений и возмещению в установленном порядке нанесенного государству ущерба;

- организация и состояние учета расчетов с рабочими и служащими (табельный учет рабочего времени, оформление расчетно-платежных документов и др.); соблюдается ли порядок ведения учета, предусмотренный Основными положениями по учету труда и заработной платы в промышленности и строительстве, утвержденными Госкомтрудом СССР, Минфином СССР и ЦСУ СССР, а также отраслевой инструкцией, утвержденной министерством (ведомством) для подведомственных предприятий;

- правильность ведения расчетов за товары, проданные торговыми предприятиями в кредит рабочим и служащим ревизуемого предприятия.

4.4. При ревизии использования и сохранности товарно-материальных ценностей необходимо проверить:

- выполнение плановых заданий по снижению материалоемкости продукции, экономии сырья, материалов, энергии, топлива и нефтепродуктов;

- состояние складского хозяйства и обеспечение мест хранения весовыми и измерительными приборами, мерной тарой; условия хранения сырья и материалов, не допускается ли при этом снижение их качества и порча; правильность приемки сырья и материалов по количественным и качественным показателям;

- сохранность товарно-материальных ценностей; заключены ли письменные договоры о материальной ответственности с работниками, которым переданы ценности; полностью ли оприходованы фактически полученные материальные ценности; предоставляются ли ежегодные (очередные) отпуска материально ответственным лицам с передачей ценностей лицам, их заменяющим;

- соблюдение порядка учета материалов и контроля за их использованием, предусмотренного Основными положениями по учету материалов на предприятиях и стройках, утвержденными Министерством финансов СССР, а также отраслевой инструкцией, утвержденной министерством (ведомством) для подведомственных предприятий;

- состояние работы по нормированию расходов сырья, материалов, топлива, электроэнергии, принимаемые меры по внедрению прогрессивных норм расхода сырья и материалов;

- правильность списания сырья и материалов на производство, соответствие действующих норм современному уровню технологии и организации производства. При этом следует установить, нет ли случаев, когда в результате завышения норм расхода сырья и материалов образуются неучтенные излишки материальных ценностей, а также случаев списания их в завышенных размерах против фактического расходования;

- своевременность и правильность проведения инвентаризаций товарно-материальных ценностей; правильность определения результатов инвентаризаций и отражения их в бухгалтерском учете, а также обоснованность списания недостач и потерь товарно-материальных ценностей по нормам естественной убыли при их хранении и транспортировке;

- реальность числящихся на балансе остатков материальных ценностей в пути. Организован ли оперативный контроль за поступлением грузов и за выданными доверенностями на получение ценностей;

- не допускается ли незаконный отпуск на сторону фондируемых и дефицитных материальных ценностей;

- соблюдаются ли установленные нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и спецпитания;

- обеспечены ли сохранность и правильный учет драгоценных металлов, алмазов, изделий из них и спирта на складах и в производстве в соответствии с действующими положениями.

4.5. При ревизии кассовых, расчетных и кредитных операций следует проверить:

- сохранность денежных средств и соответствие фактического наличия денежных средств данным бухгалтерского учета. Ревизию следует начать с инвентаризации наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчетности, находящихся в кассе, обеспечивая при этом внезапность ревизии кассы;

- соблюдение кассовой дисциплины и других требований, предусмотренных Положением о ведении кассовых операций государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями;

- соблюдение установленного порядка выдачи подотчетных сумм; законность и целесообразность расходования средств подотчетными лицами. Не превышаются ли утвержденные лимиты расходования средств на командировки и соблюдаются ли другие требования Инструкции о составе расходов на служебные командировки работников, их учете и порядке контроля за правильностью использования средств на эти цели, утвержденной Минфином СССР, Госбанком СССР и ЦСУ СССР;

- достоверность, законность и целесообразность операций, проведенных по расчетному, текущим и ссудным счетам в банке, а также по аккредитивам и чекам из лимитированных и нелимитированных чековых книжек;

- состояние расчетов с бюджетом по налогу с оборота, платежам из прибыли и прочим платежам и выполнение планов по этим платежам;

- эффективность использования, своевременность погашения и обеспеченность кредитов банка;

- законность и реальность задолженности по расчетам с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами, а также по внутриведомственным и внутрихозяйственным расчетам; своевременность перечисления в бюджет кредиторской и депонентской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности;

- состояние расчетов по возмещению материального ущерба. При этом необходимо установить, в полной ли мере применяется в надлежащих случаях Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации. Следует также проверить обоснованность списания потерь, образовавшихся вследствие недостач, хищений и порчи ценностей.

4.6. При ревизии затрат на производство и себестоимость продукции необходимо проверить:

- правильность планирования затрат на рубль товарной продукции, снижения себестоимости сравнимой товарной продукции. К уровню отдельных видов продукции, смет расходов на обслуживание производства и управление;

- достоверность данных учета и отчетности о фактической себестоимости продукции, полноту и правильность отражения в учете фактических затрат на производство, реальность числящихся на балансе расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей;

- выполнение плана по себестоимости товарной продукции, причины отклонений от плана в целом и по отдельным калькуляционным статьям;

- причины непроизводительных расходов и потерь, принимаемые меры к их сокращению;

- соблюдение предельных ассигнований на содержание аппарата управления;

- своевременность и качество проведения инвентаризаций незавершенного производства. При этом следует установить, не числятся ли в составе остатков незавершенного производства затраты по аннулированным заказам, потери от скрытого брака и некомплектных заделов;

- правильность распределения расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, общецеховых и общезаводских расходов между товарным выпуском и незавершенным производством, а также между отдельными видами продукции;

- соблюдение порядка учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, предусмотренного Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденными Госпланом СССР, Госкомитетом СССР по ценам, Минфином СССР и ЦСУ СССР, а также отраслевой инструкцией, утвержденной министерством (ведомством) для подведомственных предприятий.

4.7. При ревизии правильности образования и использования прибыли, фондов, резервов и финансового состояния следует проверить:

- правильность планирования прибыли; соответствие суммы прибыли, предусмотренной в утвержденном годовом плане, заданию пятилетнего плана на соответствующий год; правильность поквартального распределения плана прибыли;

- выполнение плана прибыли; факторы, повлиявшие на недовыполнение или перевыполнение плана прибыли. При этом следует установить, не допускается ли сверхплановый выпуск малорентабельной и убыточной продукции, не имеющей сбыта, при невыполнении плана выпуска высокорентабельной продукции, пользующейся повышенным спросом; проводятся ли мероприятия по ликвидации убыточности отдельных изделий;

- достоверность данных учета и отчетности о финансовых результатах от реализации товарной продукции, прочей реализации и внереализационной деятельности;

- правильность распределения прибыли, определения размеров платы в бюджет за производственные фонды, фиксированных платежей и свободного остатка прибыли;

- правильность образования и расходования фонда материального поощрения и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также фонда развития производства и других специальных фондов в соответствии с действующими положениями об этих фондах;

- правильность расходования средств целевого финансирования и целевых поступлений (на содержание детских учреждений, пионерских лагерей и др.);

- правильность образования и использования резервов предстоящих расходов и платежей: на оплату отпусков, на восстановление износа и ремонт автомобильных шин и других резервов, разрешенных в установленном порядке;

- обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами и их сохранность; своевременность и источники восполнения недостатка собственных оборотных средств;

- наличие сверхнормативных, не прокредитованных банком запасов товарно-материальных ценностей; по каким видам сырья и материалов, готовых изделий имеются излишние и ненужные запасы;

- оборачиваемость оборотных средств, в том числе нормируемых; выполнение установленного задания по вовлечению в хозяйственный оборот излишних и неиспользуемых запасов материальных ценностей и оборудования;

- иммобилизация оборотных средств на капитальное строительство, капитальный ремонт и другие не предусмотренные планом цели.

4.8. При ревизии выполнения государственного плана капитальных вложений следует проверить: соблюдение установленных сроков строительства, реконструкции и ввода в действие производственных мощностей и объектов, обратив особое внимание на объекты, сооружаемые на базе импортного оборудования; выполнение плана взносов собственных средств на финансирование капитальных вложений и задания по мобилизации внутренних ресурсов в капитальном строительстве.

4.9. При ревизии состояния бухгалтерского учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля необходимо проверить: осуществление мероприятий по совершенствованию организации первичного учета, внедрению прогрессивных форм и методов учета, централизации и механизации бухгалтерского учета; достоверность данных учета и отчетности; организацию предварительного и текущего внутрихозяйственного контроля со стороны бухгалтерии и других служб предприятия; организацию внутризаводского хозрасчета.

 

5. Применение вычислительной техники

при проведении комплексных ревизий

 

5.1. Применение вычислительной техники при проведении ревизий освобождает ревизующих от трудоемкой технической работы и позволяет им больше внимания уделять проверке качества и достоверности первичных документов, достоверности записей в учетных регистрах, законности совершенных операций.

5.2. Вычислительные машины могут широко применяться при ревизии массовых хозяйственных и финансовых операций; кассовых, расчетных и кредитных операций; расчетов по заработной плате; операций с производственными запасами и основными фондами; операций по выпуску, отгрузке и реализации продукции и др.

5.3. До начала ревизии руководитель ревизионной группы составляет план механизированной проверки достоверности произведенных вычислений в первичных документах и учетных регистрах.

При наличии на ревизуемом предприятии своей машиносчетной установки (ИВУ, МСС, МСБ) использование вычислительной техники и работников машиносчетной установки для выполнения работ, предусмотренных программой ревизии, производится с разрешения руководителя ревизуемого предприятия.

При отсутствии на ревизуемом предприятии своей машиносчетной установки использование при проведении ревизии вычислительной техники машиносчетных установок других ведомств на условиях подряда осуществляется с разрешения руководителя, назначившего ревизию. В отдельных случаях, с целью сокращения затрат времени на перевозку документов и учетных регистров, могут быть приглашены на ревизуемое предприятие операторы машиносчетной установки с необходимой вычислительной техникой.

5.4. Передачу отобранных документов для последующей машинной проверки на машиносчетную установку за пределы ревизуемого предприятия производит главный бухгалтер предприятия в присутствии ревизора по описи, оформленной в надлежащем порядке.

Вместе с документами операторам машиносчетной установки вручаются инструкция по машинной проверке вычислений в различных документах и макеты таблиц (ведомостей) для записей результатов машинной проверки документов и выявленных расхождений.

5.5. После машинной проверки документы из машиносчетной установки получает по описи главный бухгалтер ревизуемого предприятия, а заверенная оператором ведомость выявленных расхождений вручается лично ревизору.

Ревизор тщательно анализирует вскрытые расхождения, выясняет причины и последствия каждого расхождения (присвоение средств, сокрытие недостач или излишков и др.), а также виновных в этом должностных и материально ответственных лиц.

 

6. Оформление результатов комплексной ревизии

 

6.1. Для обобщения результатов комплексной ревизии всей деятельности предприятия составляется акт, в котором отражаются выявленные ревизией недостатки в работе и нарушения государственной дисциплины.

Акт ревизии подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным (старшим) бухгалтером ревизуемого предприятия, а в необходимых случаях руководителем и главным (старшим) бухгалтером, ранее работавшими в ревизуемом предприятии, к периоду работы которых относятся выявленные нарушения.

6.2. При наличии возражений или замечаний по акту ревизии руководитель и главный (старший) бухгалтер делают об этом оговорку перед подписью и не позднее трех дней со дня подписания акта представляют письменные объяснения. По акту представляются также объяснения других должностных лиц ревизуемого предприятия, непосредственно виновных в установленных ревизией нарушениях. Правильность фактов, изложенных в объяснениях, должна быть проверена ревизующим и дано по ним письменное заключение.

Один экземпляр акта ревизии вручается руководителю ревизуемого предприятия.

6.3. В тех случаях, когда выявленные ревизией нарушения или злоупотребления могут быть скрыты или по выявленным фактам необходимо принять срочные меры к устранению нарушений или привлечению к ответственности лиц, виновных в злоупотреблениях, в ходе ревизии, не ожидая ее окончания, составляется отдельный промежуточный акт и истребуются от должностных или материально ответственных лиц необходимые объяснения.

Промежуточные акты составляются также для оформления результатов ревизии отдельных участков деятельности ревизуемого предприятия по результатам ревизии кассы, инвентаризации материальных ценностей и основных фондов, контрольного обмера и проверки качества выполненных строительно-монтажных работ и др.

Промежуточные акты прилагаются к основному акту ревизии и подписываются членами ревизионной группы, которые участвовали в ревизии данного участка деятельности ревизуемого предприятия, и должностными лицами, отвечающими за этот участок работы, или материально ответственными лицами, отвечающими за сохранность денежных средств и материальных ценностей. Один экземпляр промежуточного акта вручается должностному (материально ответственному) лицу ревизуемого предприятия, подписавшему акт.

Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в основной (общий) акт ревизии.

6.4. Результаты ревизии излагаются в акте на основе: проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся в ревизуемом предприятии документов и материалов; результатов произведенных встречных проверок; проверок фактического совершения операций; результатов взвешивания и обмера сырья и материалов, проведения контрольных обмеров выполненных работ, контрольных запусков сырья и материалов в производство; контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции; результатов проверки качества продукции, соблюдения технических условий и технологических режимов производства, соответствия продукции государственным стандартам, артикулов и цен - прейскурантам; других данных, вытекающих из заключений специальных экспертиз.

6.5. В изложении акта ревизии должна быть соблюдена объективность, ясность, точность описания выявленных фактов и данных, лаконичность.

По каждому факту, отраженному в акте, должно быть четко изложено его содержание, со ссылкой на соответствующие документы и материалы и с указанием нарушений отдельных законов или других нормативных актов.

Выявленные факты однородных массовых нарушений (например, по результатам проверки авансовых отчетов подотчетных лиц и т.п.) группируются в ведомостях, прилагаемых к акту ревизии, а в акте приводятся только итоговые данные и содержание этих нарушений, со ссылкой на соответствующее приложение. В этих случаях в прилагаемом к акту ревизии перечне (ведомости) нарушений указываются: проверяемый период, дата и номер документа, наименование нарушенного законоположения (статья, пункт), содержание нарушения, фамилия, инициалы и должность виновного лица, сумма ущерба. Ведомость подписывается ревизующим и главным (старшим) бухгалтером ревизуемого предприятия.

Не допускается включение в акт ревизии различного рода выводов, предположений и не подтвержденных документами данных, не допускается также включение в акт сведений из следственных материалов и ссылок на показания должностных и материально ответственных лиц, данные ими следственным органам.

Акт ревизии не должен содержать квалификацию, оценку действий отдельных должностных и материально ответственных лиц, в частности, "расхитил денежные средства", "присвоил государственное имущество", "допускал антигосударственную практику" и т.п.

6.6. В акте ревизии приводятся:

- общие данные о выполнении ревизуемым предприятием производственных и финансовых планов;

- выявленные факты нарушений законов СССР, указов Президиума Верховного Совета СССР, решений Совета Министров СССР, нормативных актов министерств и ведомств;

- факты неправильного планирования производственных и финансовых показателей, невыполнения заданий и обязательств, неправильного расходования средств и другие нарушения финансовой дисциплины;

- факты неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

- выявленные факты бесхозяйственности, недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей;

- размеры причиненного материального ущерба и другие последствия допущенных нарушений, с указанием фамилий и должностей лиц, по вине которых они были допущены;

- вскрытые при ревизии дополнительные возможности и резервы увеличения выпуска и реализации продукции, снижения ее себестоимости, увеличения прибыли, сокращения затрат на содержание аппарата управления, ликвидации потерь и непроизводительных расходов, увеличения доходов бюджета.

6.7. Акт ревизии не следует загромождать описанием структуры ревизуемого предприятия, а также плановыми и отчетными данными, имеющимися в периодической и годовой отчетности.

В случае, когда по результатам ревизии возникает необходимость использовать хорошие образцы работы и распространять их в других предприятиях и хозяйственных организациях, руководитель ревизионной группы отдельно докладывает об этом руководителю, назначившему ревизию.

6.8. При составлении акта комплексной ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и производственных объединений рекомендуется следующая последовательность изложения результатов ревизии:

- вступительная часть (наименование и подчиненность ревизуемого предприятия, состав ревизионной группы, на основании какого документа проведена ревизия, за какой период, фамилии и инициалы руководителей ревизуемого предприятия и время их работы, какие участки деятельности предприятия подвергнуты сплошной проверке и какие - выборочной и др.);

- производство и реализация продукции;

- использование и сохранность основных фондов;

- использование трудовых ресурсов и фондов заработной платы;

- использование и сохранность материальных ценностей;

- кассовые, расчетные и кредитные операции;

- затраты на производство и себестоимость продукции;

- прибыль, фонды, резервы и финансовое состояние;

- капитальные вложения;

- состояние бухгалтерского учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля.

6.9. Материалы каждой ревизии принимаются от руководителя ревизионной группы руководителем контрольно-ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию. О принятии ревизионных материалов делается отметка на последней странице акта ревизии: "Акт ревизии принят"; указывается дата и ставится подпись лица, принявшего акт ревизии.

 

7. Принятие мер к устранению выявленных ревизией

нарушений государственной дисциплины и недостатков

 

7.1. Результаты ревизии предаются гласности, о них информируются общественные организации ревизуемого предприятия.

В необходимых случаях результаты ревизии вносятся на обсуждение производственных совещаний или собраний рабочих и служащих.

Руководитель ревизионной группы в ходе ревизии принимает меры к устранению выявленных недостатков и возмещению причиненного ущерба.

7.2. На основании материалов ревизии руководитель ревизионной группы не позднее недельного срока после подписания акта ревизии разрабатывает и представляет руководителю, назначившему ревизию, проект приказа или письма с конкретными предложениями, направленными на устранение выявленных нарушений государственной дисциплины, принятие мер к возмещению причиненного ущерба, предотвращению злоупотреблений, устранению причин неудовлетворительной работы ревизуемого предприятия и улучшению его финансово-хозяйственной деятельности.

7.3. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан не позднее чем в 15-дневный срок по окончании ревизии рассмотреть результаты ревизии и принять по ним необходимые меры.

Руководитель контрольно-ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию, должен обеспечить надлежащий контроль за исполнением принятых решений.

7.4. В случаях, когда имеется основание для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, материалы ревизий передаются следственным органам и одновременно руководством ревизуемого предприятия или вышестоящей организации решается вопрос об отстранении от работы виновных должностных и материально ответственных лиц.

Передача материалов следственным органам может производиться в необходимых случаях непосредственно руководителем ревизионной группы, производившей ревизию.

Передаваемые в следственные органы материалы должны содержать: заявление (письмо), в котором должно быть изложено, в чем состоит суть злоупотреблений, какие законы нарушены, размер причиненного государству ущерба, виновные лица; акт ревизии, подписанный надлежащими лицами; подлинные документы или копии документов, подтверждающие факты выявленных злоупотреблений; объяснения ревизуемых, а также других лиц, чьи показания имеют значение для проверки обстоятельств совершения злоупотреблений; заключения ревизующих по этим объяснениям.

При передаче материалов ревизии следственным органам в делах контрольно-ревизионного органа должны быть оставлены: копия акта ревизии; копия объяснений должностных лиц обревизованной организации, виновных в установленных ревизией нарушениях и злоупотреблениях; копии основных документов, подтверждающих указанные в акте злоупотребления и нарушения; документ, подтверждающий передачу материалов следственным органам.

7.5. При передаче материалов в следственные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности перед следственными органами одновременно ставится вопрос о принятии мер к обеспечению гражданских исков, а руководителю ревизуемого предприятия предлагается предъявить к виновным лицам гражданские иски о возмещении причиненного ущерба.

7.6. В случаях, когда причинен материальный ущерб, но виновные лица не привлекаются к уголовной ответственности или уголовное дело прекращено, следует предложить руководителю ревизуемого предприятия предъявить гражданские иски к лицам, виновным в причинении материального ущерба.

7.7. Контрольно-ревизионные органы министерств, ведомств и хозяйственных организаций должны устанавливать деловые контакты с органами следствия при расследовании ими дел по материалам ревизий.

Отказ в возбуждении уголовного дела или постановление следственных органов о прекращении уголовного дела, возбужденного по материалам ревизии, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

7.8. Контрольно-ревизионные органы (управления, отделы) министерств, ведомств и хозяйственных организаций:

- осуществляют контроль за проведением в жизнь мер по устранению выявленных ревизиями недостатков и нарушений и выполнением принятых решений;

- ведут учет проведенных ревизий и их результатов;

- ведут учет поступающих в контрольно-ревизионный орган жалоб, заявлений и писем трудящихся;

- представляют в вышестоящие органы статистическую отчетность о работе контрольно-ревизионного аппарата по установленным формам;

- немедленно по окончании ревизий информируют местные партийные и советские органы и вышестоящие органы о всех выявленных случаях грубых нарушений законов, а также о фактах очковтирательства, крупных злоупотреблений, растрат, хищений государственных средств, об обстоятельствах и условиях, способствующих совершению указанных нарушений и злоупотреблений, а также представляют предложения о мерах предотвращения подобных случаев в дальнейшем, привлечении виновных лиц к ответственности и возмещении причиненного ущерба;

- систематически изучают и обобщают материалы ревизий и на основе этого вносят в необходимых случаях предложения: о пересмотре действующих положений, правил, инструкций и других нормативных актов; улучшении системы учета и внутрихозяйственного контроля за экономным расходованием и сохранностью государственных средств; предотвращении возможностей злоупотреблений и нарушений государственной дисциплины; улучшении финансово-хозяйственной деятельности предприятий и хозяйственных организаций; совершенствовании внутриведомственного контроля.

7.9. На основе настоящей Типовой инструкции рекомендуется министерствам и ведомствам СССР разрабатывать и утверждать по согласованию с Министерством финансов СССР инструкции о порядке проведения комплексных ревизий подведомственных предприятий и хозяйственных организаций, принимая во внимание отраслевые особенности производства.

Республиканские министерства и ведомства согласовывают разработанные ими инструкции с министерством финансов союзной республики.

 

Начальник

Контрольно-ревизионного

управления

С.М.УСТИНЮК

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к письму Минфина СССР

от 14 сентября 1978 г. N 85

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНЫХ РЕВИЗИЙ

 

1. Положение о бухгалтерских отчетах и балансах государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 12 сентября 1951 г. N 3447, с учетом дополнений и изменений.

2. Положение о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных организаций, утвержденное Министерством финансов СССР 18 октября 1961 г. N 343.

3. Положение о главных (старших) бухгалтерах государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий, организаций и учреждений, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 6 ноября 1964 г. N 923.

4. Положение о социалистическом государственном производственном предприятии, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 731.

5. Письмо Министерства финансов СССР от 30 мая 1968 г. N 130 "О плане счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций".

6. Основные положения по инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов в государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятиях и хозяйственных организациях - приложение к письму Министерства финансов СССР от 18 сентября 1968 г. N 230.

7. Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденные 20 июля 1970 г. Госпланом СССР, Госкомитетом цен Совмина СССР, Минфином СССР и ЦСУ СССР.

8. Типовая инструкция к составлению отчетов промышленных предприятий о выполнении плана по продукции, утвержденная ЦСУ СССР 11 мая 1971 г. N 4-102.

9. Основные положения по учету труда и заработной платы в промышленности и строительстве, утвержденные Госкомтрудом СССР, Минфином СССР и ЦСУ СССР 27 апреля 1973 г.

10. Инструкция Минфина СССР, Госбанка СССР, ЦСУ СССР от 15 июня 1973 г. N 125/82-13-03 "О составе расходов на служебные командировки работников, их учете и порядке контроля за правильностью использования средств на эти цели".

11. Положение о ведении кассовых операций государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 6 августа 1973 г. N 552.

12. Положение о производственном объединении (комбинате), утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1974 г. N 212.

13. Положение о порядке планирования, исчисления и использования амортизационных отчислений в народном хозяйстве, утвержденное Госпланом СССР, Госстроем СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Стройбанком СССР и ЦСУ СССР 15 марта 1974 г.

14. Основные положения по учету материалов на предприятиях и стройках - приложение к письму Министерства финансов СССР от 30 апреля 1974 г. N 103.

15. Указания о порядке проведения ревизий в условиях механизации бухгалтерского учета - приложение к письму Министерства финансов СССР от 16 декабря 1975 г. N 115.

16. Положение по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций - приложение к письму Министерства финансов СССР от 7 мая 1976 г. N 30.

17. Основные положения об образовании и расходовании фонда материального поощрения и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства на 1976 - 1980 годы в производственных объединениях (комбинатах), на предприятиях и организациях промышленности, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, утвержденные Госкомтрудом СССР, Минфином СССР, Госпланом СССР и ВЦСПС 3 декабря 1976 г. N АБ-42-Д.

18. Указания о методах счетной проверки бухгалтерских отчетов и балансов государственных предприятий и хозяйственных организаций - приложение к письму Минфина СССР от 28 января 1976 г. N 5; дополнение к этим указаниям - приложение к письму Минфина СССР от 29 июня 1977 г. N 43.

19. Основные положения о премировании работников производственных объединений (комбинатов) и предприятий промышленности за основные результаты хозяйственной деятельности, утвержденные Госкомтрудом СССР и ВЦСПС от 28 июня 1977 г. N 207/П-9.

20. Инструкция Госплана СССР, Госснаба СССР, Госкомтруда СССР, Минфина СССР, ЦСУ СССР и ВЦСПС от 17 августа 1977 г. "О порядке учета выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции при премировании руководящих, инженерно-технических работников и служащих производственных объединений и предприятий промышленности, а также снабженческих организаций".

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования