МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР ИНСТРУКЦИЯ от 15 июня 1978 г. N 53 О ПОРЯДКЕ ПОЛУЧЕНИЯ, РАСХОДОВАНИЯ, УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Установленный
настоящей Инструкцией порядок получения, расходования, учета и хранения
распространяется на предприятия, учреждения и организации, перерабатывающие и
применяющие драгоценные металлы: золото, серебро, платину, иридий, родий,
палладий, рутений, осмий и драгоценные камни: алмазы, бриллианты, рубины,
изумруды, сапфиры и жемчуг во всех видах: в сырье, оборудовании, инструменте,
незавершенном производстве, деталях, узлах, полуфабрикатах, готовых изделиях,
солях, кислотах, растворах, ломах, отходах и других видах, а также на
предприятия, учреждения и организации, изготовляющие порошки из природных
алмазов. Установленный настоящей Инструкцией
порядок не распространяется на Гохран и на предприятия, учреждения и
организации, использующие порошки из природных алмазов и инструменты,
изготовленные из этих порошков. Предприятия и организации, извлекающие
драгоценные металлы, обязаны вести строгий учет драгоценных металлов,
содержащихся в сырье, полуфабрикатах, полупродуктах, отходах производства и
готовой продукции, а также обеспечивать их надлежащее хранение, складирование и
полную сохранность. В соответствии с настоящей Инструкцией
министерства и ведомства могут разрабатывать и утверждать инструкции о порядке
получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных
камней на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях с
учетом специфики их работы. 2. Все государственные, кооперативные и
общественные предприятия, учреждения и организации, перерабатывающие и
применяющие драгоценные металлы и драгоценные камни,
обязаны: а)
зарегистрироваться и получить разрешение (регистрационное удостоверение) на
переработку и применение драгоценных металлов и драгоценных камней в
соответствующей инспекции пробирного надзора Министерства финансов СССР в
порядке, установленном Инструкцией Министерства финансов СССР от 19 июля 1965
г. N 268 "О порядке регистрации предприятий, учреждений и организаций,
перерабатывающих и применяющих драгоценные металлы и драгоценные камни". Перечень инспекций пробирного надзора и районов их деятельности
указан в приложении <*> к настоящей Инструкции; ------------------------------------ <*> Не приводится. б) вести строгий учет поступления,
расходования и остатков драгоценных металлов и драгоценных камней и их отходов,
проводить в установленные сроки инвентаризации указанных ценностей во всех
местах хранения и непосредственно в производстве и своевременно отражать в
учете результаты этих инвентаризаций; в) соблюдать строжайшую экономию
драгоценных металлов и драгоценных камней и установленный порядок составления и
представления отчетности об их поступлении, расходе и остатках; г) осуществлять хранение драгоценных
металлов и драгоценных камней в соответствии с действующими правилами и
инструкциями; д) обеспечить полный сбор и
предварительную обработку всех видов лома и отходов драгоценных металлов и
драгоценных камней и своевременную сдачу их в государственный фонд; е) оказывать всемерную помощь контролерам
Министерства финансов СССР в осуществлении ими государственного контроля за рациональным расходованием и обеспечением
сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней. 3. Министерствам и
ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик установить порядок,
который обеспечивал бы при проведении внутриведомственных ревизий
финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций тщательную
проверку расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных
камней с тем, чтобы своевременно вскрывать случаи нерационального и неэкономного
расходования их, выявлять сверхнормативные запасы драгоценных металлов и
драгоценных камней, а также изделий, изготовленных с применением их, и
принимать меры к устранению указанных недостатков. 4. Предприятия,
учреждения и организации, расходующие драгоценные металлы и использующие алмазы
в инструменте, а также серебряно-цинковые аккумуляторы, обязаны составлять
отчеты об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, алмазов и
серебряно-цинковых аккумуляторов по формам N 1-ДМ, N 2-ДМ и N 7-ДМ, а также
приложение к отчету по форме N 2-ДМ (расшифровка данных о сдаче драгоценных
металлов в госфонд в виде лома и отходов). Специализированные предприятия,
изготовляющие из драгоценных металлов полуфабрикаты и изделия и расходующие
алмазы для изготовления инструментов и бриллиантов, составляют отчеты по формам
соответственно N 2-ДМ (давальческое сырье) и N 3-ДМ. Заполнение отчетов по указанным формам
должно производиться в соответствии с инструкциями ЦСУ СССР о порядке
составления отчетов об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов,
алмазов и изделий из них. Отчеты представляются в порядке и сроки,
устанавливаемые ЦСУ СССР. II. ПОЛУЧЕНИЕ
ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ 5. Драгоценные металлы и драгоценные
камни отпускаются потребителям в соответствии с производимым министерствами и
ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик распределением
выделенных им постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР фондов. Отпуск драгоценных металлов и драгоценных
камней по выделенным фондам производится после предварительной оплаты
Управлению драгоценных металлов Министерства финансов СССР их стоимости. Предельный срок выписки Управлением
драгоценных металлов поручений Гохрану на выдачу драгоценных металлов и
драгоценных камней в счет фондов на текущий год - 20 декабря, а выдачи - 25
декабря. При этом оплата стоимости ценностей должна быть произведена до 10
декабря текущего года. По истечении года остатки драгоценных
металлов и драгоценных камней, не использованные на 1 января каждого года и
числящиеся на балансах специализированных предприятий - изготовителей
полуфабрикатов, зачисляются Управлением драгоценных металлов Министерства
финансов СССР в государственный фонд. 6. Министерства и
ведомства СССР и Советы Министров союзных республик представляют в
установленные сроки в Совет Министров СССР и в копии в Госплан СССР и
Министерство финансов СССР заявки на драгоценные металлы и драгоценные камни,
кроме технических алмазов, а также проекты планов возврата в госфонд драгоценных металлов и драгоценных камней в виде
лома и отходов с соответствующими расчетами и обоснованиями. Заявки и расчеты потребности в
драгоценных металлах и драгоценных камнях, кроме технических алмазов,
составляются по формам и указаниям Госплана СССР и Министерства финансов СССР. Заявки на технические алмазы и изделия из
них, а также проекты планов сдачи отработанных алмазных инструментов
представляются в Союзглавстанкоинструмент при
Госснабе СССР в порядке и сроки, устанавливаемые Госснабом СССР. Масса драгоценных металлов в заявках и
расчетах потребности должна указываться с точностью до 1 грамма, а драгоценных
камней - до 0,1 карата. При определении
объема потребления драгоценных металлов и драгоценных камней министерства и
ведомства СССР и Советы Министров союзных республик обязаны исходить из
необходимости обеспечения максимальной экономии их путем внедрения заменителей,
установления прогрессивных норм расхода, сокращения потерь и проведения других
мероприятий, направленных на сокращение потребления драгоценных металлов и
драгоценных камней в народном хозяйстве, а также полного сбора лома и отходов. При разработке
проектов плана производства продукции, выпускаемой с применением драгоценных
металлов, министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик
обязаны руководствоваться устанавливаемыми Госпланом СССР и Минфином СССР
лимитами потребления этих металлов на планируемый год, а также предварительно
согласовывать с Госпланом СССР и Минфином СССР объемы потребления драгоценных
камней на изготовление ювелирно-галантерейных изделий и других товаров
народного потребления. Планы сдачи в госфонд драгоценных металлов в виде лома и отходов должны
быть установлены с учетом всех источников образования их: при производстве
продукции, изготовлении и ремонте зубных протезов и ювелирно-галантерейных
изделий, проведении научно-исследовательских и опытных работ, использовании
кинофотоматериалов, приборов, аккумуляторов, термопар, термометров
сопротивления, электроаппаратуры, радиоаппаратуры, комплектующих и других
изделий, содержащих драгоценные металлы, а также от использования солей и
кислот драгоценных металлов для
химических анализов, извлечения драгоценных металлов из промывных сбросовых вод
и других видов отходов, содержащих драгоценные металлы. 7. Заявки на соли и кислоты драгоценных
металлов для химических анализов (реактивы) должны представляться потребителями
Союзреактиву Министерства химической промышленности в
порядке и сроки, устанавливаемые Союзреактивом. 8. Порядок составления и сроки
представления заявок на драгоценные металлы и
драгоценные камни, кроме технических алмазов, для предприятий и учреждений
устанавливаются вышестоящими организациями, в ведении которых они находятся. 9. До утверждения
Советом Министров СССР планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней
на планируемый год Министерству финансов СССР предоставляется право производить
ежегодно с 1 декабря авансовый отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней
министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик по их
просьбам в счет их фондов на планируемый год в пределах до 25% потребности
текущего года. Авансовый отпуск солей и кислот
драгоценных металлов производится Министерством цветной металлургии СССР и
Министерством химической промышленности в те же сроки по согласованию с
Министерством финансов СССР в пределах до 25% потребности текущего года. 10. Советы Министров союзных республик в
месячный срок после утверждения Советом Министров СССР плана отпуска
драгоценных металлов направляют Министерству финансов СССР свои решения о
распределении годовых фондов драгоценных металлов по министерствам и ведомствам
союзной республики с поквартальной разбивкой. Министерства и
ведомства СССР, а также министерства и ведомства союзных республик
ежеквартально за 45 дней до наступления соответствующего квартала представляют
в Управление драгоценных металлов Министерства финансов СССР ведомости
распределения выделенных фондов по подведомственным предприятиям, учреждениям и
организациям, выдаваемых непосредственно из Гохрана или на передачу драгоценных
металлов специализированным предприятиям, изготовляющим полуфабрикаты и изделия
из драгоценных металлов. Союзглавстанкоинструмент при Государственном комитете Совета Министров СССР по
материально-техническому снабжению в месячный срок после утверждения Советом
Министров СССР плана отпуска драгоценных камней представляет Управлению
драгоценных металлов распределение (с разбивкой по кварталам) выделенных ему
фондов на алмазы по заводам для централизованного изготовления алмазных
инструментов, а также по союзным республикам, министерствам, ведомствам СССР и
территориальным управлениям Госснаба СССР - на алмазы, подлежащие отпуску из Гохрана в виде сырья. В распределении указывается масса алмазов,
их размер и целевое назначение по действующим техническим условиям. Сбытовые организации союзных республик и
территориальные управления Госснаба СССР в соответствии с выделенными им
фондами на алмазное сырье представляют Управлению драгоценных металлов
Министерства финансов СССР ведомости распределения годовых фондов на алмазы по
предприятиям, учреждениям и организациям республики с разбивкой по кварталам,
указанием целевого назначения, массы и размера алмазов. Отпуск алмазного инструмента и алмазных
порошков предприятиям, учреждениям и организациям производится
заводами-изготовителями и территориальными управлениями Госснаба СССР по нарядам
и в порядке, установленном Союзглавстанкоинструментом,
в пределах выделенных фондов. 11. Ведомости распределения по
потребителям выделенных Советом Министров СССР фондов на азотнокислое серебро
представляются Московскому заводу вторичных драгоценных металлов, а на соли и
кислоты, содержащие золото, платину и металлы платиновой группы, - Союзреактиву Министерства химической промышленности. 12. Ведомости распределения фондов на
драгоценные металлы и драгоценные камни представляются за подписью министра
(руководителя ведомства) или его заместителя, а по исполкомам Советов народных
депутатов - за подписью председателя исполкома Совета народных депутатов или
его заместителя. 13. Министерства и ведомства СССР
сообщают подведомственным предприятиям, учреждениям и организациям, а Советы
Министров союзных республик - республиканским министерствам и ведомствам о
выделенных им фондах на драгоценные металлы, их соли, кислоты и драгоценные
камни, а также об утвержденной потребности по целевым назначениям. При передаче драгоценных металлов и
драгоценных камней в переработку специализированным заводам-изготовителям
соответствующие заказы - спецификации на изготовление изделий и полуфабрикатов
из драгоценных металлов направляются этим заводам либо непосредственно потребителями,
либо в централизованном порядке органами снабжения министерств и ведомств. 14. Отпуск драгоценных металлов и
драгоценных камней производится поквартально в пределах утвержденной годовой
потребности с учетом фактических остатков на начало планируемого года на
предприятиях, в учреждениях и организациях. Министерству финансов СССР
предоставляется право отпускать по просьбам министерств и ведомств СССР и
Советов Министров союзных республик в счет их фондов на соли и кислоты
драгоценных металлов эквивалентное количество драгоценных металлов, а в счет
фондов на драгоценные металлы - эквивалентное количество солей и кислот
драгоценных металлов. Отпуск алмазов Союзглавстанкоинструменту
при Государственном комитете Совета Министров СССР по материально-техническому
снабжению производится с учетом остатков технических алмазов у потребителей и
на предприятиях, изготовляющих алмазный инструмент. Министерства и
ведомства СССР и Советы Министров союзных республик представляют в срок до 1
апреля в адрес Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР
данные об уточнении годовых фондов на драгоценные металлы и драгоценные камни с
учетом фактических остатков на 1 января планируемого года согласно отчетам
формы N 2-ДМ и N 3-ДМ за прошедший год. Указанные данные по алмазным инструментам
по отчету формы N 1-ДМ представляются в тот же срок в порядке, установленном Союзглавстанкоинструментом при Государственном комитете
Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению. В соответствии с
заключением Управления драгоценных металлов об уточнении по фактическим
остаткам на начало года фондов на
драгоценные металлы, их соли и кислоты министерства, ведомства СССР и Советы
Министров союзных республик сообщают до 15 апреля: Управлению драгоценных металлов - об изменении
количества драгоценных металлов и ювелирных алмазов, подлежащих передаче на
специализированные предприятия по изготовлению полуфабрикатов и изделий из них,
и одновременно специализированным предприятиям - об изменении заказов -
спецификаций на изготовление и поставку полуфабрикатов и изделий из драгоценных
металлов подведомственным предприятиям; Московскому заводу вторичных драгоценных
металлов - об изменении отпуска азотнокислого серебра подведомственным
предприятиям; Союзреактиву - об изменении отпуска солей и кислот из драгоценных металлов
подведомственным предприятиям. 15. Министерства,
ведомства СССР и Советы Министров союзных республик ежегодно к 1 августа
обязаны представлять в Министерство финансов СССР данные об уменьшении
потребности в драгоценных металлах и драгоценных камнях и в необходимых случаях
об уменьшении плана сдачи отходов при изменении в установленном порядке плана
производства (по объему и номенклатуре), норм расхода, сроков ввода в действие
мощностей и по другим причинам. III. РАСХОДОВАНИЕ
ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ 16. Расходование драгоценных металлов и
драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях должно
производиться в пределах установленных норм расхода и утвержденной потребности
на цели, предусмотренные планами отпуска. Предприятия, учреждения и организации
обязаны соблюдать строжайшую экономию драгоценных металлов и драгоценных камней
при их расходовании и применении и осуществлять мероприятия по
усовершенствованию технологических процессов, уменьшению потерь и отходов
драгоценных металлов и драгоценных камней, внедрению полноценных заменителей и
прогрессивных норм расхода. 17. Нормы расхода драгоценных металлов и
нормы возврата их в виде лома и отходов утверждаются руководством министерств и
ведомств СССР для подведомственных им предприятий, учреждений и организаций, а
также для выпускающих соответствующую продукцию предприятий министерств и
ведомств союзных республик. Данные об экономии драгоценных металлов,
получаемой в результате пересмотра норм расхода, министерства и ведомства СССР
сообщают Госплану СССР и Министерству финансов СССР одновременно с
представлением годовых заявок на драгоценные металлы. Расходование драгоценных металлов на
изготовление вновь осваиваемых изделий или изделий, при производстве которых
они ранее не применялись, может производиться только с разрешения руководителя
соответствующего министерства или ведомства СССР. При утверждении норм расхода драгоценных
металлов должна учитываться возможность замены их другими материалами,
применения передовых методов обработки, повышения коэффициента полезного
использования этих металлов и максимального сокращения потерь. 18. Сводные нормы расхода драгоценных
металлов должны быть утверждены в граммах на единицу
выпускаемой продукции в пересчете на чистый металл с указанием расхода
на изделие, отходы и потери. Нормы расхода драгоценных металлов
разрабатываются и утверждаются без учета потерь, образующихся при изготовлении
изделий и полуфабрикатов на специализированных предприятиях. Нормы расхода солей и кислот драгоценных
металлов утверждаются в массе солей и кислот, за исключением случаев, когда
содержащиеся в них драгоценные металлы расходуются на покрытие деталей
гальваническим способом. В этом случае нормы утверждаются в пересчете на массу
металла в чистоте. Нормы расхода платины и металлов
платиновой группы на изготовление стекловолокна и азотной кислоты допускается
утверждать в массе сплава с обязательным указанием содержания каждого
драгоценного металла, входящего в сплав, в процентах от общей массы. При расчете норм расхода драгоценных
металлов при симметричных допусках руководствуются номинальными размерами
деталей и исходного материала, а при несимметричных допусках - размерами, в
которых учтена половина смещения указанного допуска: плюсового и минусового. 19. Нормы расхода алмазов, а также нормы
возврата алмазов из отработанных инструментов утверждаются: Министерством нефтедобывающей
промышленности СССР - при изготовлении и эксплуатации алмазных долот; Министерством геологии СССР - при
изготовлении и эксплуатации алмазных буровых коронок; Министерством приборостроения, средств
автоматизации и систем управления - при изготовлении бриллиантов; Государственным комитетом Совета
Министров СССР по профессионально-техническому образованию - при изготовлении
бриллиантов учащимися профессионально-технических училищ; Министерством среднего машиностроения -
при огранке изумрудов; Министерством станкостроительной и инструментальной
промышленности - при изготовлении всех видов алмазных инструментов (кроме
алмазных буровых долот и коронок). Минстанкопромом утверждаются также нормативы при эксплуатации всех видов алмазных
инструментов. На основании этих нормативов и в соответствии с инструкцией,
разрабатываемой и утверждаемой Минстанкопромом,
министерства и ведомства СССР ежегодно утверждают для подведомственных им
предприятий нормы расхода алмазных инструментов на производство конкретных
видов промышленной продукции, а также нормы возврата алмазов из отработанных
инструментов. Сводные нормы расхода алмазов на
изготовление алмазных инструментов должны быть утверждены на единицу продукции
с указанием расхода на изделия, отходы и потери. Сводные нормы расхода алмазов при использовании
алмазных инструментов должны быть утверждены в пересчете на единицу
произведенной работы. 20. Нормы расхода драгоценных металлов и
алмазов пересматриваются и утверждаются ежегодно и представляются до 1 июля в
Госплан СССР и Министерство финансов СССР. 21. При проведении мероприятий, влекущих
за собой снижение норм расхода драгоценных металлов (изменение технологии,
внедрение заменителей или рацпредложений и т.п.), предприятия, учреждения и
организации должны не позднее одного месяца со дня внедрения мероприятий
пересмотреть действующие нормы расхода и в установленном порядке утвердить
новые, не дожидаясь общего пересмотра норм. Вновь
пересмотренные (измененные и утвержденные) нормы расхода драгоценных металлов
на выпуск серийной продукции, а также нормы расхода на новые виды изделий с
указанием расхода на изделия, отходы и потери с объяснением причин изменения
норм и технологическими обоснованиями применения драгоценных металлов на новые
изделия представляются Управлению драгоценных металлов Министерства финансов
СССР в 10-дневный срок после утверждения.
Одновременно Управлению должны быть представлены данные об уменьшении
потребности в драгоценных металлах за счет изменения норм расхода. 22. Подетальные
и пооперационные нормы расхода драгоценных металлов и драгоценных камней,
составляющие сводную норму на выпускаемую продукцию, должны быть своевременно
доведены до соответствующих цехов, отделов, участков или лабораторий, а до
бухгалтерии, кроме того, - сводные нормы расхода на эту продукцию. 23. В целях рационального расходования
драгоценных металлов допускается использование на выпуск продукции
незагрязненных отходов драгоценных металлов (высечка, стружка, обрезки и др.)
путем передачи этих отходов на переработку на специализированные заводы для изготовления
из них необходимых полуфабрикатов или непосредственной переработки и
использования их в своем производстве. Такие отходы рассматриваются
как вторичное сырье и должны быть исключены из норм расхода. Переработка указанных выше отходов
непосредственно на предприятиях может производиться с разрешения Управления
драгоценных металлов Министерства финансов СССР при наличии соответствующей
производственной базы, обеспечивающей минимальные потери, не превышающие
установленных норм для специализированных предприятий. В целях рационального использования
алмазов разрешается по согласованию с Управлением драгоценных металлов
использование извлеченных из отработанных инструментов алмазов (после их
сортировки) для изготовления алмазного инструмента. Использование указанных
регенерированных алмазов производится по назначению в счет выделенных
предприятию фондов на алмазы. 24. Запрещается заменять цветные металлы
и другие материалы драгоценными металлами, если это не вызывается крайней
необходимостью, а также расходовать драгоценные металлы на декоративные
покрытия деталей, приборов и оборудования промышленного назначения. 25. Запрещается расходовать соли серебра,
полученные по фондам для производственно-технических нужд, на проведение
химических анализов. 26. Запрещается передача драгоценных
металлов и драгоценных камней от предприятий, учреждений и организаций одного
министерства и ведомства СССР или союзной республики предприятиям, учреждениям,
организациям других министерств и ведомств СССР или союзных республик, за
исключением случаев, когда эти металлы и драгоценные камни передаются на
выполнение собственных заказов фондодержателей.
Передача драгоценных металлов и драгоценных камней для выполнения собственных
заказов производится с разрешения руководителей предприятий и организаций при
наличии соответствующих договоров. 27. Запрещается предприятиям, учреждениям
и организациям расходовать принадлежащие им драгоценные металлы и драгоценные
камни на выполнение заказов сторонних организаций, если это выполнение не
предусмотрено выделенными фондами. Изготовление полуфабрикатов или изделий из
драгоценных металлов и алмазов по заказам сторонних организаций должно
производиться из металлов и алмазов заказчиков. 28. Предприятия,
учреждения и организации обязаны своевременно сообщать своей вышестоящей
организации об имеющихся неиспользуемых драгоценных металлах и драгоценных
камнях и по получении указаний от вышестоящей организации за подписью
руководителя (или его заместителя) передавать их другим предприятиям своей
системы или сдавать в госфонд. Перераспределение фондов и неиспользуемых
драгоценных металлов между республиканскими министерствами, ведомствами и
исполкомами Советов народных депутатов одной союзной республики производится
Советом Министров этой республики. Перераспределение фондов драгоценных
металлов между предприятиями, учреждениями и организациями, подчиненными
соответствующим министерствам, ведомствам и исполкомам Советов народных
депутатов, производится по указанию руководителей этих организаций или их
заместителей на цели, предусмотренные постановлениями и распоряжениями Совета
Министров СССР. Перераспределение фондов на технические
алмазы между заводами, изготовляющими алмазные инструменты в централизованном
порядке, а также неиспользуемых алмазных инструментов на предприятиях,
потребляющих их, производится Союзглавстанкоинструментом
по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами. 29. За нерациональное и неэкономное
расходование драгоценных металлов и драгоценных камней несет ответственность
руководитель предприятия, учреждения или организации, а также руководители
соответствующих цехов, отделов, лабораторий, применяющих драгоценные металлы и
драгоценные камни. IV. СБОР И СДАЧА
ОТХОДОВ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ 30. Министерства и ведомства СССР и
Советы Министров союзных республик и подведомственные им предприятия,
учреждения и организации обязаны обеспечить выполнение установленных им годовых
и квартальных планов сдачи в государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных
камней в виде лома и отходов, а также отработанных алмазных инструментов. 31. Министерства и
ведомства СССР на основе утвержденных Советом Министров СССР планов сдачи
драгоценных металлов и драгоценных камней в виде лома и отходов, а республиканские
министерства и ведомства на основе планов, установленных соответствующими
Советами Министров союзных республик, обязаны устанавливать подведомственным
предприятиям, учреждениям и организациям годовые (с поквартальной разбивкой)
планы сдачи в государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней в
виде лома и отходов с учетом всех источников их образования и
осуществлять контроль за выполнением установленных
планов сдачи. 32. Контроль за
выполнением министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных
республик и подведомственными им предприятиями, учреждениями и организациями
установленных им планов сбора и сдачи в государственный фонд драгоценных
металлов и драгоценных камней в виде лома и отходов осуществляется
Министерством финансов СССР и Министерством цветной металлургии СССР. 33. Министерство финансов СССР может
вносить частичные изменения в годовой план сдачи драгоценных металлов в виде
лома и отходов по отдельным министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров
союзных республик исходя из фактического расхода ими драгоценных металлов. Просьбы об уменьшении планов сдачи в госфонд драгоценных металлов в виде лома и отходов должны
представляться министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных
республик с соответствующими расчетами и обоснованиями не позднее чем через 75
дней по окончании того квартала, в план которого предлагается внести изменение. 34. Предприятия, учреждения и организации
обязаны обеспечить полный сбор и учет всех видов лома и отходов драгоценных
металлов и драгоценных камней во всех местах и от всех источников их
образования. Предприятия,
учреждения и организации обязаны оборудовать рабочие места, где используются
драгоценные металлы, драгоценные камни или материалы, содержащие их,
соответствующими защитными приспособлениями (фильтрами, пылеуловителями,
кожухами, отстойниками, заградительными щитами и т.п.), а также необходимым
количеством тары (ящиками, бочками, бутылями и т.д.), обеспечивающими полный
сбор отходов, уменьшение потерь и сохранность драгоценных металлов и
драгоценных камней. Запрещается выливать отработанные
фиксажные и другие серебросодержащие растворы, уничтожать или сжигать
отработанные кинофотоматериалы (фотобумагу, фотопленки, фоторентгенопленку
и пр.), а также уничтожать другие материалы и приборы, содержащие золото,
серебро, платину и металлы платиновой группы, без предварительного извлечения
из них драгоценных металлов. 35. Предварительная
обработка лома и отходов драгоценных металлов, отгрузка их
заводам-заготовителям, а также расчеты за драгоценные металлы, содержащиеся в
сданных ломе и отходах, производятся в соответствии с "Положением о
порядке приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов, а также о
порядке расчетов со сдатчиками за принятые от них драгоценные металлы в виде
лома и отходов", утверждаемым Министерством цветной металлургии СССР. Сбор и сдача лома и отходов, содержащих
алмазы, производятся в соответствии с Инструкцией Министерства финансов СССР от
28 ноября 1977 г. N 86 "О порядке сбора и сдачи отработанного инструмента,
содержащего природные алмазы, извлеченных из него алмазов и алмазных
отходов". Сдача отходов алмазов при производстве
бриллиантов производится предприятиями-изготовителями в Гохран. V. ХРАНЕНИЕ
ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ 36. Хранение драгоценных металлов и
драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях должно быть
организовано так, чтобы была обеспечена полная сохранность их от хищений,
пожаров и порчи во всех местах хранения и в процессе производства. Соли и кислоты, содержащие драгоценные
металлы, во избежание их порчи должны храниться в соответствующей таре,
предусмотренной ГОСТами или техническими условиями. 37. Хранение
драгоценных металлов и драгоценных камней должно быть сосредоточено в
специально оборудованных современными техническими средствами охраны кладовых у
материально ответственных лиц, с которыми должны быть заключены письменные
договоры о материальной ответственности. Указанные
договоры заключаются в порядке, установленном Типовым положением "Об
индивидуальной и коллективной (бригадной) материальной ответственности
работников, обрабатывающих и применяющих в процессе производства драгоценные
металлы, драгоценные камни, синтетический корунд и изделия из них",
утвержденным Министерством финансов СССР и Государственным комитетом Совета
Министров СССР по вопросам труда и заработной платы 30 апреля - 23 мая 1969 г.
N 134/172. 38. Отпуск драгоценных металлов и
драгоценных камней из мест хранения без разрешения руководителя и главного
(старшего) бухгалтера предприятия, учреждения или организации и материально
ответственного лица запрещается. 39. Драгоценные металлы и драгоценные
камни должны храниться в несгораемых шкафах, металлических ящиках или сейфах.
Кладовые, где сосредоточено хранение драгоценных металлов и драгоценных камней,
а также несгораемые шкафы и металлические ящики и сейфы должны по окончании
рабочего дня закрываться на замок и опломбировываться или опечатываться. Ключи от цехов, участков и всех мест
хранения после окончания работы должны сдаваться охране под расписку в
опечатанном виде. 40. Драгоценные металлы и драгоценные
камни, выданные под отчет работнику, должны храниться в индивидуальном
запирающемся ящике. По окончании рабочего дня указанный ящик с драгоценными
металлами и драгоценными камнями в опечатанном виде сдается в кладовую или
сейф. Запрещается оставлять без присмотра
драгоценные металлы и драгоценные камни на открытых стеллажах в
производственных помещениях. 41. Драгоценные металлы
и драгоценные камни, являющиеся составной частью громоздкого оборудования, а
также соли и кислоты, содержащие драгоценные металлы, при невозможности
хранения в несгораемых шкафах, сейфах или металлических ящиках могут храниться
в производственных цехах, лабораториях, на складах материалов или химических
реактивов. Для обеспечения сохранности драгоценных
металлов в гальванических цехах и в оборудовании, находящемся в производстве,
необходимо исключить доступ посторонних лиц в эти производственные помещения,
производить демонтаж оборудования в присутствии комиссии, назначенной приказом
руководителя предприятия или организации, а также принять другие меры по
обеспечению сохранности, которые должны быть предусмотрены в ведомственных
инструкциях. 42. Все склады и цеховые кладовые, в
которых производится прием и отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней,
должны быть обеспечены весами и другими измерительными приборами. Весы и
разновесы должны иметь свидетельства госповерителя о
своевременной поверке. Взвешивание драгоценных металлов должно
производиться на весах, допускающих погрешность в зависимости от взвешиваемой
массы в следующих пределах: до 0,2 кг 0,0003 г свыше 0,2 кг до 1 кг 0,01 г свыше 1 кг до 10 кг 0,1 г свыше 10 кг до 20 кг 0,2 г свыше 20 кг до 50 кг 0,5 г, т.е. не более 0,001% от взвешиваемой
массы. Взвешивание драгоценных камней должно
производиться на двухпризменных специальных
(каратных) или аналитических весах с точностью при массе: до 1000 каратов -
0,01 карата, свыше 1000 каратов - 0,05 карата. 43. Ответственность за нарушение правил
хранения драгоценных металлов и драгоценных камней несут руководитель и главный
бухгалтер предприятия, учреждения или организации. 44. Транспортировка драгоценных металлов
и драгоценных камней должна производиться специальной связью Министерства связи
СССР. В исключительных случаях перевозка
указанных ценностей может осуществляться работниками предприятий, учреждений,
организаций на ведомственном автотранспорте в сопровождении охраны. При этом
сохранность ценностей должна быть обеспечена в соответствии с установленным
порядком. Выдача драгоценных металлов и драгоценных
камней работникам предприятий, учреждений и организаций, не обеспеченным
ведомственным автотранспортом и соответствующей охраной, запрещается. Ответственность за нарушение правил
транспортировки драгоценных металлов и драгоценных камней несут как
предприятия, получающие ценности, так и предприятия, производящие их отпуск. VI. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ 45. Предприятия, учреждения и организации
обязаны два раза в год по состоянию на 1 января и на 1 июля проводить
инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них во
всех местах хранения и непосредственно в производстве с полной зачисткой помещений
и оборудования. Количество инвентаризаций, проводимых в
течение года, в необходимых случаях, может быть увеличено руководителями
министерств и ведомств. Инвентаризация драгоценных металлов и
драгоценных камней обязательна при смене материально ответственных лиц на день
приемки-сдачи дел, после стихийных бедствий и при установлении фактов хищений. Инвентаризация проводится в установленные
сроки и в том случае, если какие-либо ценности были ранее подвергнуты
внеплановой проверке в течение отчетного периода. В гальванических цехах предприятий
инвентаризацию надлежит производить ежемесячно. 46. Инвентаризации подлежат все имеющиеся
в наличии виды драгоценных металлов и драгоценных камней. Инвентаризации
подлежат также ценности, не принадлежащие предприятию, учреждению и
организации, как числящиеся в учете (полученные для переработки и находящиеся
на ответственном хранении), так и почему-либо не учтенные. 47. Ответственность за неправильное и
несвоевременное проведение инвентаризаций драгоценных металлов и драгоценных
камней несут руководитель и главный (старший) бухгалтер предприятия, учреждения
или организации. 48. Для проведения инвентаризации
приказом руководителя предприятия, учреждения, организации или его заместителя
создается комиссия из числа работников предприятия, учреждения, организации при
обязательном участии главного (старшего) бухгалтера. Этим же приказом
устанавливается порядок, сроки начала и окончания проведения инвентаризации,
сличения результатов инвентаризации с данными учета и отражения их в учете. Материально ответственные лица не могут
быть членами инвентаризационной комиссии на своем участке. На предприятиях, в учреждениях и
организациях, на которых вследствие большого объема работ проведение
инвентаризации не может быть обеспечено одной комиссией, создаются, кроме того,
местные комиссии, на которые возлагается непосредственная инвентаризация в
отдельных подразделениях этих учреждений. В состав местной комиссии обязательно
включается счетный работник бухгалтерии. Работа местных комиссий организуется и
контролируется центральной комиссией. Местные инвентаризационные комиссии
производят снятие фактических остатков драгоценных металлов и драгоценных
камней, сличают наличие указанных ценностей с данными бухгалтерского учета и
составляют свои заключения по выявленным недостачам и излишкам. Данные
бухгалтерского учета, проставляемые в инвентаризационных описях - сличительных
ведомостях, скрепляются подписью работника бухгалтерии. Материалы
инвентаризации рассматриваются и утверждаются руководителями предприятий,
учреждений, организаций, которыми были назначены комиссии для проведения
инвентаризации. 49. К началу инвентаризации в
бухгалтериях необходимо закончить обработку всех документов по приходу и
расходу драгоценных металлов и драгоценных камней, произвести соответствующие
записи в учетных документах и определить остатки на день инвентаризации. У лиц, ответственных за сохранность
вверенных им драгоценных металлов и драгоценных камней, до начала
инвентаризации отбирается подписка о том, что все документы, относящиеся к
приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и что никаких неоприходованных или не списанных в расход ценностей у них
не имеется. К моменту инвентаризации должна быть
проведена полная зачистка производственных помещений и технологического
оборудования в местах хранения и переработки драгоценных металлов и драгоценных
камней. 50. В случае,
если инвентаризация ценностей по какому-либо месту их хранения не может быть
закончена в один день, она может быть начата раньше и закончена после первого
числа. Данные инвентаризации должны быть скорректированы по состоянию на первое
число месяца. На время инвентаризации операции по
приему и отпуску драгоценных металлов и драгоценных камней должны быть
прекращены. Однако такое прекращение операций не должно отрицательно отражаться
на работе предприятий, учреждений, организаций. Если инвентаризация, проводимая в
кладовых или других закрытых помещениях, не закончена в тот же день, при уходе
инвентаризационной комиссии помещения должны быть опечатаны. Печать на время
инвентаризации хранится у председателя инвентаризационной комиссии. 51. Инвентаризация драгоценных металлов и
драгоценных камней проводится по их местонахождению в присутствии материально
ответственных лиц, на хранении у которых находятся эти ценности. В таком же
порядке осуществляется инвентаризация незавершенного производства. Проверка остатков в натуре членами
комиссии производится при непременном участии материально ответственных лиц. 52. Наличие драгоценных металлов и
драгоценных камней при инвентаризации определяется путем обязательного
взвешивания и подсчета исходя из установленных единиц измерения. Перед началом взвешивания драгоценных
металлов и драгоценных камней весы должны быть проверены на устойчивость и
чувствительность. При проведении инвентаризации
незавершенного производства масса драгоценных металлов в деталях и изделиях, не
поддающихся взвешиванию, определяется по учетным данным, а при отсутствии таких
данных - по нормам расхода на детали (изделия) с учетом процента их готовности. Наличие драгоценных металлов и
драгоценных камней, находящихся в момент инвентаризации в оборудовании и не
поддающихся взвешиванию, например термопар и электронагревателей в печах,
катализаторных сеток в аппаратах, алмазов в волоках, карандашах и т.п.,
определяется по паспортам или другим учетным документам. Проверка фактического наличия драгоценных
металлов в виде солей и кислот, хранящихся в специальной таре, предохраняющей
их от порчи, производится по документам поставщика, если эти соли и кислоты
находятся под пломбами поставщиков. Количество драгоценных металлов и
драгоценных камней, находящихся на других предприятиях в переработке или в
пути, но числящихся в остатках на соответствующих счетах, должно быть проверено
инвентаризационной комиссией по документам. Драгоценные металлы и драгоценные камни,
поступающие во время инвентаризации, принимаются в присутствии комиссии и
включаются в отдельную опись. При проведении инвентаризации
имеющиеся нераспакованные посылки с драгоценными
металлами и драгоценными камнями должны быть вскрыты, а находящиеся в них
драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них проверены по количеству
и массе. 53. Данные инвентаризации драгоценных
металлов и драгоценных камней и изделий из них записываются в инвентаризационных
описях - сличительных ведомостях, составляемых отдельно по местам нахождения
или хранения указанных ценностей и лицам, ответственным за их сохранность. Наименования драгоценных металлов и
драгоценных камней и изделий из них, их масса и количество показываются в
инвентаризационных описях - сличительных ведомостях по принятым в учете
номенклатуре и единицам измерения. По драгоценным металлам и драгоценным
камням, принадлежащим другим предприятиям, учреждениям, организациям,
составляются отдельные инвентаризационные описи - сличительные ведомости. 54. На выявленные при инвентаризации
неиспользуемые драгоценные металлы и драгоценные камни и изделия из них
составляется отдельная опись с указанием их состояния, которая представляется
вышестоящей организации одновременно с основной отчетностью. 55. Инвентаризационные описи -
сличительные ведомости подписываются председателем и всеми членами
инвентаризационной комиссии, а материально ответственные лица дают на каждой
описи расписку следующего содержания: "Все ценности, поименованные в
настоящей инвентаризационной описи с N ___ по N ___, комиссией проверены в
натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с
чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в
описи, находятся на моем ответственном хранении" (подпись, дата). 56. По окончании инвентаризации
оформленные инвентаризационные описи - сличительные ведомости сдаются в
бухгалтерию для выявления и отражения в учете результатов инвентаризации. При
этом количественные показатели по данным бухгалтерского учета проставляются
против соответствующих данных описи и путем сопоставления выявляются
расхождения между данными инвентаризации и данными учета. По драгоценным металлам и драгоценным
камням, принадлежащим другим организациям, результаты инвентаризации с
приложением копии инвентаризационной описи - сличительной ведомости сообщаются
их владельцам. 57. Обнаруженные бухгалтерией в
инвентаризационных описях - сличительных ведомостях ошибки должны быть
исправлены и оговорены за подписями всех членов комиссии и соответствующих
материально ответственных лиц. 58. По всем недостачам, потерям и
излишкам инвентаризационной комиссией должны быть получены от соответствующих
работников письменные объяснения. На основании представленных объяснений и
материалов инвентаризации и учетных данных комиссия устанавливает характер и
причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с этим определяет
порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского
учета, свои заключения и предложения фиксирует в протоколе. В протоколе приводятся подробные сведения
о причинах и виновниках недостач, излишков, указывается, какие меры приняты по
отношению к виновным лицам, и вносятся предложения о возможных резервах
экономии и более рациональном и эффективном использовании драгоценных металлов
и драгоценных камней, по улучшению их хранения и мерах по обеспечению
сохранности. Протоколы инвентаризационной комиссии
утверждаются руководителем предприятия, учреждения или организации. 59. Результаты инвентаризации должны быть
отражены в учете в течение 10 дней после окончания инвентаризации. Выявленные при инвентаризации расхождения
между фактическими остатками и данными учета регулируются в следующем порядке: а) драгоценные металлы и драгоценные
камни и изделия из них, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с
последующим установлением причин возникновения излишков и виновных лиц; б) недостачи драгоценных металлов и
драгоценных камней в пределах утвержденных норм потерь, образовавшиеся при
изготовлении продукции и в связи с износом лабораторной посуды и алмазного
инструмента, списываются на потери производства; в) недостачи драгоценных металлов и
драгоценных камней при отсутствии утвержденных норм потерь рассматриваются как
сверхнормативные потери, кроме потерь при проведении научно-исследовательских,
опытных и ремонтных работ, для которых нормы в отдельных случаях могут не
утверждаться; г) взаимный зачет излишков и недостач в
результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения, за один и
тот же проверенный период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении
ценностей одного и того же наименования. Примечание. Под одним и тем же
наименованием следует понимать, в частности, для драгоценных камней: по алмазам - одного и того же назначения,
смежных размеров, с разницей в массе в пределах точности взвешивания; по бриллиантам - смежных характеристик,
того же размера, с разницей в массе в пределах точности взвешивания; по изделиям с бриллиантами - одного
назначения, с разницей в массе в пределах точности взвешивания; по инструментам - одного назначения,
сходным по форме и размерам. В том случае, когда при зачете излишков и
недостач от пересортицы количество недостающих драгоценных металлов и
драгоценных камней больше излишка, разница должна быть отнесена на виновных
лиц; д) недостачи и сверхнормативные потери
драгоценных металлов и драгоценных камней не должны списываться на потери
производства промышленной продукции, ювелирных, зуботехнических и других
изделий, а также на проведение научно-исследовательских и опытных работ, для
которых утверждены нормы расхода. Причины этих потерь и недостач выясняются
руководителями предприятий, учреждений и организаций, а лица, виновные в этих
потерях и недостачах, привлекаются к ответственности в установленном порядке; е) недостачи и сверхнормативные потери
драгоценных металлов и драгоценных камней в случаях, когда конкретные виновники
недостач и сверхнормативных потерь не установлены, могут быть списаны с
балансов на издержки производства и обращения в порядке, предусмотренном
Положением о бухгалтерских отчетах и балансах. VII. УЧЕТ
ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ 60. Учет драгоценных
металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях
должен обеспечить строгий контроль за рациональным использованием по целевому
назначению, экономным и эффективным расходованием в пределах утвержденной
потребности и норм расхода, а также за сохранностью драгоценных металлов и
драгоценных камней при движении их на всех стадиях и операциях технологической
обработки. Учет драгоценных металлов и драгоценных
камней на предприятиях-потребителях должен осуществляться в соответствии с
ведомственными инструкциями, методическими указаниями и по формам,
разработанным и утвержденным министерствами и ведомствами СССР. На предприятиях применительно к местным
условиям организации производства, особенностей технологического процесса, а
также в целях обеспечения надлежащего учета и контроля должны быть утверждены
маршрут и порядок движения драгоценных металлов внутри предприятия, учреждения,
организации по видам сырья, полуфабрикатов и изделий по всем местам применения,
хранения и образования отходов при их использовании. 61. Учет драгоценных металлов и драгоценных
камней на складах, в цеховых кладовых и других местах хранения должен
осуществляться в учетных документах строгой отчетности типовых форм (карточках
складского учета материалов, книгах сортового учета и др.), зарегистрированных
в бухгалтерии и выдаваемых материально ответственным лицам под расписку. В книгах сортового учета, используемых
для ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней, до начала записей
нумеруются и прошнуровываются все страницы. На обороте последней страницы книги
за подписями руководителя и главного (старшего) бухгалтера или их заместителей
делается надпись: "В настоящей книге всего пронумеровано и прошнуровано
____ страниц (листов)". Подписи скрепляются печатью предприятия,
учреждения, организации. 62. На каждую номенклатурно-учетную
позицию, т.е. для каждого наименования и вида драгоценных металлов и
драгоценных камней, а также размера их и назначения, открываются отдельные
карточки или страницы в книгах с обозначением в заголовке или в тексте всех
реквизитов, характеризующих учитываемые ценности, а именно: а) наименование
металла (золото, серебро, платина и т.п.), вид металла (слитки, проволока,
лента, пластина и т.п.), размер изделия (ширина, толщина ленты или пластины,
диаметр проволоки), проба или процентное содержание драгоценных металлов в
сплаве или растворе, масса в лигатуре, номер партии. Под массой в лигатуре следует понимать
массу в натуре сплава, соли или кислоты, содержащих
драгоценные металлы; б) наименование и назначение драгоценных
камней и изделий из них или с ними, тип, марка, размер и номер изделия, группа,
подгруппа, качество, характеристика камней, форма огранки, количество в штуках,
масса в каратах. Примечание. Количество камней и их масса
в алмазных инструментах и ювелирных изделиях учитывается по паспортам на
изделия или учетным документам. 63. Записи в карточках
или книгах учета драгоценных металлов и драгоценных камней производятся на
основании надлежащим образом оформленных: актов приема или приходных ордеров;
требований или лимитных карт, приемо-сдаточных накладных; актов на
израсходование или выбытие инструмента, оборудования или приборов; актов на
собранные отходы драгоценных металлов и драгоценных камней и других первичных
бухгалтерских документов. Записи операций по приходу и отпуску
драгоценных металлов и драгоценных камней в карточки или книги должны
производиться после каждого приема или отпуска с выведением остатка драгоценных
металлов и драгоценных камней. 64. Вскрытие
поступающих на предприятие, в учреждение, организацию посылок и прием
драгоценных металлов и драгоценных камней производится материально
ответственным лицом не позднее следующего дня после поступления в присутствии
комиссии, назначаемой приказом руководителя предприятия, учреждения,
организации, и оформляется приемным актом или приходным ордером, в которых
указывается название организации-поставщика, номер и дата сопроводительного
документа, наименование, количество, масса драгоценных металлов и драгоценных
камней и все реквизиты, характеризующие принятые ценности. Количество и
масса указываются цифрами и прописью. В приемных актах или приходных ордерах
должны указываться фактическое количество и масса поступивших драгоценных
металлов и драгоценных камней (ювелирных и технических алмазов для
однокристальных инструментов). Масса алмазов в
инструменте, в том числе в отработанном, и в других изделиях, взвешивание
которых невозможно, показывается по паспортам и другим сопроводительным
документам. В приемных документах должна быть
предусмотрена запись материально ответственного лица: "Все поименованные
выше ценности проверены в присутствии комиссии и приняты мною на ответственное
хранение". После этой записи подпись материально ответственного лица
заверяется подписями членов комиссии. Первый экземпляр акта передается в
бухгалтерию, копия акта остается у материально ответственного лица. 65. Отпуск драгоценных металлов и
драгоценных камней со складов и других центральных мест хранения в цеховые
кладовые и лаборатории производится по требованиям в пределах предварительно
установленных лимитов, утверждаемых руководством предприятий, учреждений и
организаций. Лимит драгоценных металлов и драгоценных
камней определяется на основе утвержденных прогрессивных норм расхода
драгоценных металлов и драгоценных камней, производственных планов, а также с
учетом остатков драгоценных металлов и драгоценных камней в цехах, отделах,
лабораториях, бригадах и у отдельных материально ответственных лиц на начало
планируемого месяца, квартала, года. Отпуск ценностей осуществляется при
предъявлении получателем требований или лимитных карт с разрешительными
подписями руководителя предприятия, учреждения, организации или его заместителя
и визы главного (старшего) бухгалтера или уполномоченного им лица (из числа работников
учета). В требованиях, лимитных картах и
приемо-сдаточных накладных должны указываться основные показатели,
характеризующие драгоценные металлы и драгоценные камни. Количество и масса
драгоценных металлов и драгоценных камней указываются цифрами и прописью. 66. Передача драгоценных металлов и
драгоценных камней от одного подотчетного лица другому, из одного цеха
(участка, бригады, лаборатории) в другой производится только через цеховые
кладовые или центральное место хранения и оформляется приемо-сдаточными
накладными. 67. На предприятии, в учреждении,
организации должен быть организован оперативный учет и контроль
за использованием драгоценных металлов и драгоценных камней в
производстве. Учет драгоценных металлов и драгоценных
камней в производстве организуется и ведется по стадиям переделов или видам
работ, в зависимости от особенностей технологии применения драгоценных металлов
и драгоценных камней, а также от характера возникающих отходов и потерь. По
каждому переделу, виду работ и участку составляется отчет о фактическом расходе
драгоценных металлов и драгоценных камней в сопоставлении с нормативным. 68. Выдача драгоценных металлов и
драгоценных камней на рабочие места производится только под отчет исполнителям
работ. Выданные под отчет драгоценные металлы и драгоценные камни могут
списываться с подотчетных лиц только после сдачи на склад (цеховую кладовую)
изготовленных деталей, изделий и остатков драгоценных металлов и драгоценных
камней в виде сырья, полуфабрикатов и отходов, а также изношенного,
затупленного или поломанного инструмента из драгоценных металлов и алмазов. 69. Оперативный учет драгоценных металлов
и драгоценных камней, находящихся на рабочих местах, осуществляется в журналах,
раздаточных ведомостях, маршрутных листах или лицевых счетах, в которых должны
указываться все необходимые реквизиты драгоценных металлов и драгоценных
камней, дата выдачи их на рабочие места и дата сдачи изготовленных деталей,
изделий и отходов. Оперативный учет должен выявлять
отклонения фактического расхода драгоценных металлов и драгоценных камней от
действующих норм расхода путем взвешивания или замера изготовленных деталей и
изделий, а также остатков неиспользованных полуфабрикатов и собранных отходов.
Фактические потери определяются как разность между массой драгоценных металлов
и драгоценных камней, выданных исполнителю работ, и массой их в изготовленных
деталях или изделиях и сданных на склад остатках и отходах. За неправильную постановку организации
оперативного учета драгоценных металлов и драгоценных камней несут
ответственность главный (старший) бухгалтер предприятия, учреждения,
организации и руководители цехов, отделов, участков. 70. Работники бухгалтерии предприятия,
учреждения или организации обязаны осуществлять периодическую, но не реже
одного раза в месяц проверку своевременности и правильности записей в
документах оперативного учета на участках, в цехах и лабораториях, подтверждая
правильность записей в учете своей подписью в этих документах. Проверка своевременности и правильности
оформления складских операций, а также своевременности и правильности записей в
складских карточках учета драгоценных металлов и драгоценных камней,
произведенных материально ответственными лицами, осуществляется работниками
бухгалтерии непосредственно на складах и в кладовых в присутствии заведующего
складом или кладовщика. Проверки должны производиться не реже
одного раза в неделю. О результатах этих проверок работниками бухгалтерии
делаются соответствующие отметки в книгах или карточках учета. 71. Находящиеся в процессе производства
драгоценные металлы и драгоценные камни списываются в расход по операциям
только после фактического израсходования их на изготовление деталей и узлов,
комплектацию изделий и приборов, включая пайку, золочение, серебрение и
покрытие другими драгоценными металлами, а также на ремонтные нужды и
проведение опытных, научно-исследовательских и лабораторных работ. Расход драгоценных металлов на ремонтные
нужды и проведение опытных, научно-исследовательских и лабораторных работ
оформляется актом. Акт составляется комиссией в составе трех
человек и утверждается руководителем предприятия, учреждения, организации. Драгоценные металлы, израсходованные на
изготовление деталей и изделий (клемм, шайб, контактов и других), поддающихся
взвешиванию, списываются в расход по полуфабрикатам (лента, проволока, пластина
и другие), из которых они изготовлены, и приходуются на карточки
соответствующих деталей и изделий из драгоценных металлов по массе этих
деталей. 72. Запрещается списывать в расход
драгоценные металлы и драгоценные камни по нормам без определения фактического
расхода. Фактический расход должен быть подтвержден документами (актами
взвешивания, результатами анализов, замерами объемов и т.п.). 73. Детали, контакты и
различные заготовки, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, в том
числе и металлокерамические контакты, должны учитываться до их фактического
израсходования в производстве по количеству и по массе металла (в лигатуре и
чистоте); драгоценные металлы в растворах - по объему растворов и по
процентному содержанию в них драгоценных металлов, определяемому химическим
анализом. 74. Драгоценные металлы в виде
оборудования или его части, а также драгоценные камни в изделиях и инструменте,
находящиеся на рабочих местах и не поддающиеся взвешиванию, независимо от
степени их износа, учитываются по первоначальной массе драгоценных металлов и
драгоценных камней, показанной в паспортах или других документах на эти
изделия, оборудование и инструмент. Списание в расход драгоценных металлов в
виде оборудования и алмазов в инструменте по проценту износа их до
окончательной непригодности оборудования или алмазного инструмента не
разрешается. Если паспорта на некоторые алмазные
изделия отсутствуют и масса алмазов в них неизвестна, то масса алмазов в таких
изделиях определяется по ГОСТам или техническим условиям. Списание в расход вышедшего из строя
производственного и лабораторного оборудования из драгоценных металлов и
алмазного инструмента производится на основании актов выбытия. В актах выбытия
на списание изделий и инструмента, изготовленных из драгоценных металлов и
алмазов или содержащих драгоценные металлы и алмазы, должны указываться номер
инструмента или оборудования, масса драгоценных металлов и алмазов, подлежащих
списанию, а также масса драгоценных металлов и алмазов, подлежащих
оприходованию в виде лома и отходов. В случае преждевременного износа
инструмента или оборудования в актах выбытия указываются причины
преждевременного износа, количество сверхнормативных потерь и виновные в них
лица. 75. Предприятия, учреждения и
организации, изготовляющие и поставляющие другим предприятиям, учреждениям и
организациям различные изделия с применением драгоценных металлов (термопары,
термометры сопротивления, серебряно-цинковые аккумуляторы, реле, конденсаторы,
магнитные пускатели, электровакуумные, полупроводниковые и другие приборы и
изделия), обязаны указывать в паспортах или иных документах количество
драгоценных металлов, содержащихся в этих приборах и изделиях. 76. Предприятия, учреждения и организации,
получающие указанные приборы и изделия для комплектации выпускаемой продукции
или для эксплуатации, должны обеспечить количественный учет этих изделий и
приборов, надлежащий контроль за их сохранностью, а
также учет драгоценных металлов, содержащихся в таких изделиях и приборах по
данным паспортов. 77. После окончательного износа приборов
и изделий, находящихся в эксплуатации, предприятия, учреждения и организации
обязаны изъять из этих приборов и изделий детали из драгоценных металлов и их
сплавов, а также детали с покрытием из драгоценных металлов. На изъятые детали составляется акт, в
котором указывается отдельно масса в лигатуре изъятых деталей из драгоценных
металлов и их сплавов и отдельно масса деталей с покрытием драгоценными
металлами, а также масса в чистоте драгоценных металлов согласно паспорту или
учетным документам на данный прибор или изделие. На основании этих актов
драгоценные металлы списываются с карточек учета соответствующих приборов и
изделий и одновременно приходуются на карточки учета отходов по общей массе
отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в чистоте согласно
паспортам. Поступление отходов драгоценных металлов
от демонтированных приборов или изделий и дальнейшее их движение отражаются в
отчете по форме N 2-ДМ и в приложении к нему "Расшифровка данных о сдаче
драгоценных металлов в госфонд в виде лома и
отходов". Отходы серебра, собранные от
использованных кинофотоматериалов, приходуются в карточках или книгах учета по
общей массе отходов и массе серебра в них на основании лабораторных анализов. Отходы драгоценных металлов в
гальванических цехах в виде забракованных деталей, проволоки и других изделий с
покрытиями из драгоценных металлов приходуются по общей массе отходов в натуре
и массе драгоценных металлов согласно данным о фактическом расходе их на
покрытие этих деталей и изделий или по данным химического анализа. Отходы драгоценных металлов в сборочных
цехах в виде забракованных деталей и других изделий с покрытиями из драгоценных
металлов приходуются по среднему фактическому содержанию драгоценных металлов в
этих изделиях, определенному по данным о фактическом расходе их в
гальванических цехах. Забракованные контакты и другие детали из
драгоценных металлов и их сплавов, а также детали, изъятые из забракованных
узлов, приходуются по фактической массе содержащихся в них драгоценных
металлов. При зачистке или ремонте производственных
помещений извлеченные драгоценные металлы должны приходоваться по отдельному
акту. 78. Бухгалтерия предприятия, учреждения,
организации обязана сопоставлять количества драгоценных металлов в отходах по
данным заготовителей отходов с количествами, значащимися в учете сдатчика отходов,
и при наличии расхождений выяснять причины их, а в отчетные данные о расходе
драгоценных металлов соответственно на отходы или потери вносить необходимые
коррективы. В случаях увеличения потерь сверх установленных норм эти
сверхнормативные потери регулируются в порядке, установленном положением о
бухгалтерских отчетах и балансах. 79. Предприятия, учреждения и
организации, получающие от предприятий своего министерства в порядке
внутриведомственной кооперации детали, узлы, полуфабрикаты, содержащие драгоценные
металлы, должны обеспечить учет драгоценных металлов, содержащихся в этих
деталях, узлах, полуфабрикатах. Движение и остатки драгоценных металлов в этих
деталях, узлах и полуфабрикатах должны отражаться предприятием-потребителем в
отчете по форме N 2-ДМ. 80. На предприятиях, в
учреждениях и организациях должен быть организован надлежащий контроль и
количественный учет движения деталей, заготовок с покрытиями драгоценными
металлами, а также контактов, вмонтированных в узлы и другие аналогичные виды
незавершенного производства, используемых при выпуске готовой продукции и
изготовленных из драгоценных металлов, полученных по фондам или поступивших в
порядке внутриведомственной кооперации. Количество драгоценных металлов в
указанных деталях, заготовках и узлах определяется по учетным данным о
фактическом содержании драгоценных металлов, а при их отсутствии - по нормам
содержания без учета потерь и отходов, списанных в процессе изготовления
незавершенного производства. Отчеты о движении деталей, заготовок и узлов,
содержащих драгоценные металлы, представляются в бухгалтерию предприятия.
Данные об остатках драгоценных металлов, находящихся в указанном виде
незавершенного производства, подлежат отражению в забалансовой
графе (N 11) отчета по форме N 2-ДМ. 81. Количественный учет приборов и
изделий, полученных по централизованным поставкам от различных организаций (Союзглавэлектро, Союзглавприбор, Главсвязьсбыт и др.) и используемых для комплектации
выпускаемой продукции, ведется отдельно от учета деталей, заготовок и узлов,
находящихся в незавершенном производстве, указанном в п. 79. Содержащиеся в таких приборах и изделиях
драгоценные металлы, кроме термопар, термометров сопротивления и
серебряно-цинковых аккумуляторов, в отчет по форме N 2-ДМ не включаются, за исключением
образующихся при демонтаже отходов. 82. В паспортах на
готовую продукцию указывается общая масса драгоценных металлов, содержащихся во
вмонтированных в изготовляемую продукцию узлах и изделиях как покупных, так и
изготовленных из драгоценных металлов, полученных по фондам. 83. Руководители цехов, отделов,
лабораторий и других производственных подразделений обязаны ежемесячно
представлять в бухгалтерию предприятия, учреждения, организации отчеты о
фактическом расходе драгоценных металлов и драгоценных камней по своему
подразделению с отражением движения сырья, полуфабрикатов и отходов по массе
драгоценных металлов и драгоценных камней, а движения деталей, узлов и изделий
по количеству. Отчеты должны составляться на основании
данных учета драгоценных металлов и драгоценных камней в производстве по
формам, установленным министерствами и ведомствами СССР. В отчетах должны быть
отражены данные о фактическом и нормативном расходе драгоценных металлов и
драгоценных камней по каждой статье расхода: всего, в том числе на изделия,
отходы и потери. Нормативный расход определяется на основании утвержденных норм
по каждому переделу и фактического выпуска соответствующих деталей, узлов,
изделий. При наличии отклонений фактического
расхода от нормативного к отчетам должны быть приложены объяснения о причинах
этих отклонений. Отчеты должны визироваться главным
технологом предприятия, учреждения, организации или его заместителем. На основании этих материалов
предприятием, учреждением, организацией должны быть разработаны мероприятия по
устранению допущенного перерасхода драгоценных металлов и драгоценных камней,
более рациональному и экономному их использованию и даны предложения по
дальнейшему снижению сводных норм расхода на выпуск товарной продукции. Для проверки сводных норм расхода данные
о фактическом расходе драгоценных металлов на выпуск товарной продукции
(сданной на склад готовой продукции) должны быть сопоставлены с потребностью в
драгоценных металлах, обсчитанной по утвержденным сводным нормам. Фактический расход
драгоценных металлов на выпуск товарной продукции определяется исходя из данных
о количестве фактически израсходованных драгоценных металлов на операциях
изготовления деталей и узлов, комплектацию изделий и приборов, включая пайку,
различные виды покрытий, крепление контактов к контактодержателям
и др., скорректированных на разницу остатков драгоценных металлов, находящихся
в изделиях незавершенного производства, не поддающихся взвешиванию, на начало и
конец отчетного периода. Расход на
ремонтные нужды и проведение опытных, научно-исследовательских и лабораторных
работ, не предусмотренных сводными нормами, при этом не учитывается. Относимые на выпуск товарной продукции
отходы и потери драгоценных металлов определяются в количествах, образовавшихся
в производстве в течение отчетного периода. Причины несоответствия результатов
фактического расхода с нормативным
по производственным операциям и на выпуск товарной продукции должны быть
объяснены и доложены руководству предприятия. 84. Лица
административно-технического и административно-хозяйственного персонала за
неправильную постановку учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных
камней, полуфабрикатов, изделий и инструментов, находящихся на складе, в цехе
или непосредственно у рабочих, а также за непринятие мер по борьбе с хищением,
уничтожением и порчей их несут ответственность в размере причиненного
предприятию или учреждению действительного ущерба, но не свыше среднего
месячного заработка. 85. Работники
предприятий, учреждений, организаций, выполняющие операции по покупке, продаже,
обмену, перевозке, доставке, пересылке, хранению, а также обрабатывающие и
применяющие в процессе производства драгоценные металлы, драгоценные камни и
изделия из них, виновные в хищениях, недостачах и сверхнормативных потерях этих
ценностей, в том числе в сверхнормативных потерях при использовании
светочувствительных материалов, независимо от привлечения к уголовной
ответственности, несут материальную ответственность за причиненный ущерб
в размерах и порядке, установленных действующим законодательством. Суммы, взысканные в возмещение ущерба,
зачисляются на покрытие ущерба предприятия, учреждения или организации, а
остальная часть взысканной суммы зачисляется в доход союзного бюджета. 86. С изданием настоящей Инструкции
считать утратившей силу Инструкцию Министерства финансов СССР от 8 июля 1967 г.
N 228 "О порядке получения драгоценных металлов и драгоценных камней, а
также расходования, учета и хранения их на предприятиях, в учреждениях и
организациях". |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |