Утверждаю Заместитель Министра здравоохранения РСФСР, Главный государственный санитарный врач РСФСР К.И.АКУЛОВ 3 мая 1978 года Заместитель Министра автомобильного транспорта РСФСР Н.В.НИКАНОРОВ 15 мая 1978 года ИНСТРУКЦИЯ ПО САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И КОНТЕЙНЕРОВ, ЗАНЯТЫХ НА ПЕРЕВОЗКЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ I. Общие требования 1.1. Для обеспечения сохранности пищевых
и особенно скоропортящихся продуктов автотранспортные предприятия и
организации, грузоотправители и грузополучатели обязаны организовать подготовку
автомобилей (прицепов, полуприцепов) и контейнеров к осуществлению перевозок. Перевозка отдельных видов
продовольственных товаров осуществляется в соответствии с Уставом
автомобильного транспорта РСФСР и Правилами перевозок грузов автомобильным
транспортом в РСФСР. Использование автотранспорта,
предназначенного для перевозки пищевых продуктов, на других перевозках
категорически запрещается. Нарушение санитарно-гигиенических и
санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную,
административную или уголовную ответственность в соответствии с
законодательством Союза ССР и РСФСР. 1.1.1. Подвижной состав для перевозки
пищевых продуктов (контейнеров) должен быть чистым и отвечать установленным
санитарным требованиям, иметь санитарный паспорт на право перевозки в нем
пищевых продуктов, выданный главным врачом территориальной санэпидстанции
(Приложение N 1). 1.1.2. Перевозка продовольственных
товаров допускается только после предварительной очистки, промывки и
дезинфекции подвижного состава и контейнеров. 1.1.3. После окончания перевозки
скоропортящихся грузов подвижной состав должен быть очищен от остатков груза,
промыт и продезинфицирован в строгом соответствии с настоящей Инструкцией. 1.1.4. Уборка и мойка подвижного состава
и контейнеров производится ежедневно по возвращении с линии, а
автомобилей-цистерн для перевозки молока, растительного масла, пива и других
жидких пищевых продуктов - после каждого слива (опорожнения), с отметкой в
товарно-транспортной накладной "Машина промыта" и подписью мойщика
(четко). 1.1.5. Подвижной состав или контейнер, не
отвечающие требованиям санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических
правил, норм, возвращаются для повторной уборки и мойки. 1.1.6. Водитель автомобиля обязан
проследить за полнотой очистки и обработки кузова до погрузки груза или после
его выгрузки и в необходимых случаях потребовать его промывки и дезинфекции. 1.2. Предприятие или организация,
выполняющая санитарную обработку кузовов подвижного состава или контейнеров,
приказом или распоряжением назначает лицо, ответственное за мойку, обработку и контроль за их состоянием. 1.3. Санитарная обработка автомобилей и
контейнеров должна производиться в помещении или на специальных площадках,
предназначенных для очистки и мойки автомобилей (контейнеров). 1.3.1. Помещение для мойки и площадка
должны иметь водонепроницаемый пол со стоком, канализацию, водопровод с
холодной и горячей водой и электрическое освещение с переносной электролампой. 1.4. Пост мойки и очистки подвижного
состава и контейнеров должен иметь: а) оборудование и инвентарь для
производства уборки, мойки и дезинфекции подвижного состава и контейнеров
(механизированные моечные установки, моечные машины, шланги гибкие с
пистолетами с горячей и холодной водой, щетки, аппаратуру для дезинфекции,
аппаратуру для сушки и проветривания автомобилей (контейнеров) после мойки и
дезинфекции); б) спецодежду для
мойщиков (резиновые сапоги, резиновые перчатки, прорезиненный фартук,
хлопчатобумажный костюм с капюшоном, защитные очки, респиратор); в) шкафчик или специальные ящики для
хранения уборочно-моечного инвентаря (щеток, мочалок, ведер), моющих и
дезинфицирующих средств, спецодежды. Хранение уборочного инвентаря должно
производиться в специально отведенном месте. Ежедневно по окончании уборки, после
мытья в горячей воде уборочный инвентарь должен погружаться на 30 минут в 2%
осветленный раствор хлорной извести или на 1 час в 2% раствор хлорамина и
просушиваться; г) помещение для сушки одежды и
уборочного инвентаря. II. Технология
уборки и мойки подвижного состава (контейнеров) 2.1. Уборка подвижного состава и
контейнеров: 2.1.1. По возвращении с линии автомобиль
поступает на пост уборки. Уборка кузова и кабины водителя выполняется с помощью
щеток, веников или промышленных пылесосов. 2.2. Мойка подвижного состава и
контейнера снаружи. 2.2.1. С поста уборки автомобиль
перемещается на пост мойки. Наружная мойка кузова автомобилей производится на
моечных, механизированных установках или вручную с помощью щеток теплой (35 -
40 град.) щелочной или мыльной водой с дальнейшим ополаскиванием водой из
шланга. Шланги для мытья автомобилей должны
храниться и содержаться в подвешенном состоянии. 2.3. Мойка кузова (цистерн) подвижного
состава и контейнеров внутри. Моющие растворы приведены в Приложении N 2. 2.3.1. Внутренние поверхности автомобилей
и контейнеров, занятых на перевозке пищевых продуктов, могут промываться ручным
и механическим способом. Таблицы 1, 2. 2.3.2. Ручной способ мойки. Мойка производится щетками (при
необходимости на длинных палках). Особое внимание необходимо уделить промыванию
углов и швов. Для мойки внутренних стенок мойщик в
специальном комбинезоне в резиновых сапогах входит внутрь кузова (или
опускается в освещенную цистерну с помощью укрепленной лестницы) с ведром
моющего раствора температурой 55 - 60 град. Раствор на внутренней поверхности кузова
наносится с помощью специальных щеток, краскопультов или других установок. 2.3.3. Механический способ мойки. Мойка производится с помощью форсунок,
установленных вместо крышки люка или из шлангов под давлением 1,5 атм. при
температуре 65 - 70 град. в течение 2 - 3 минут. 2.3.4. После мойки моющими растворами
внутренняя поверхность кузова (цистерн) автомобилей, контейнеров обязательно
тщательно ополаскивается до полного удаления остатков моющего раствора, затем
просушивается и проветривается и не должна иметь посторонних запахов (контроль за полнотой удаления моющих средств осуществляется
по фенолфталеину или лакмусовой бумажке). 2.4. Съемное оборудование для удобства и
улучшения санитарной обработки как внутренних
поверхностей кузова, так и самого оборудования удаляется из кузова и должно
обрабатываться отдельно вне кузова. III. Дезинфекция
кузова автомобиля (контейнеров) 3.1. Дезинфекцию кузова автомобиля или
внутренней поверхности контейнеров можно производить только в том случае, если
они хорошо омыты (очищены) от остатков перевозимых пищевых продуктов, так как
наличие остатков пищевых продуктов резко снижает эффективность дезинфицирующих
веществ. Способ дезинфекции приведен в Приложении N 2. 3.2. Внутренние поверхности кузовов
(контейнеров) перед проведением дезинфекции должны быть вымыты и просушены,
экспозиция выдержки дезинфицирующего раствора 15 - 20 минут. По окончании
дезинфекции внутренняя поверхность кузова (контейнеров) промывается водой из
шланга, просушивается и проветривается до полного удаления запаха хлора или
хлорамина. 3.3. Расход дезинфицирующих средств
составляет 2,5 г вещества на 1 кв. м или 0,5 л на 1 кв. м обрабатываемой
поверхности. 3.4. Дезинфекция производится 3 - 2%
(последняя для хлебных фургонов) осветленным раствором хлорной извести или 2%
раствором хлорамина. 3.5. Обработка дезинфицирующим раствором
может осуществляться с помощью тех же средств, что и обработка моющими
средствами. 3.6. Применяемые дезинфицирующие средства
не реже одного раза в квартал (раствор хлорамина не реже 1 раза в 15 дней)
должны подвергаться лабораторному анализу на содержание в них активного хлора. IV. Приготовление
дезинфицирующих растворов 4.1. Для дезинфекции кузовов,
оборудования и инвентаря применяют раствор холодной извести, очищенной
фильтрованием или отстаиванием от нерастворимых примесей, так называемую
"хлорную воду". Концентрацию хлорной воды выражают в миллиграммах
активного хлора на 1 л воды. 4.2. Приготовление осветленного раствора
хлорной извести для получения 10% осветленного раствора хлорной извести
(основной раствор), содержащего 25 - 30% активного хлора: в емкости известь в
небольшом количестве воды тщательно размешивают и оставляют в закрытой посуде в
темном, прохладном месте на сутки с тем, чтобы осели на дно нерастворимые части
извести. Осветленный раствор фильтруют и переливают в темную бутыль с притертой
пробкой, где его можно хранить до 5 суток. В зависимости от качества сухой
извести полученный раствор может содержать от 16 до 36 г активного хлора в 1 л. Рабочий раствор требуемой концентрации
готовят из основного (10-процентного) раствора путем разбавления теплой водой
непосредственно перед применением, ежедневно. Для получения 2% раствора 1 л основного
(10%) раствора разбавляют 4 л воды. Для получения 3% рабочего раствора 1 л
основного (10%) раствора разбавляют в 2 - 3 л воды. 4.3. Приготовление раствора хлорамина. Раствор хлорамина готовят непосредственно
перед применением из расчета 200 г хлорамина на 10 л воды, подогретой до 50
град. C. При необходимости приготовленный раствор можно хранить в темной
бутылке с притертой пробкой до 15 суток. 4.4. Можно применять дезинфекцию острым
паром тех частей оборудования, которые нельзя дезинфицировать химическими
способами. 4.5. Качество мойки и обработки кузова
автомобиля и контейнеров уборочного инвентаря оценивается по отсутствию
кишечной палочки с внутренней (исследуемой) поверхности - 100 кв. см. 5. Контроль за своевременным и тщательным
проведением мойки, обработки и дезинфекции автотранспорта возлагается на
территориальные санитарно-эпидемиологические станции с широким привлечением
активистов Красного Креста и Красного Полумесяца (общественных санитарных
инспекторов). Санитарные врачи и их помощники,
осуществляющие контроль за проведением мойки и
обработки транспорта, транспортировкой пищевых продуктов, вправе запрещать
перевозку продуктов автотранспортом, не отвечающим санитарным требованиям. 6. Санитарные врачи и их помощники должны
производить регистрацию выданных санитарных паспортов на автотранспорт в пронумерованном и прошнурованном журнале по форме
согласно Приложению N 3. Настоящая Инструкция вводится в действие
с 01.06.78. С введением в действие настоящей
Инструкции считать утратившей силу Инструкцию по санитарной обработке
автомобилей, занятых перевозками пищевых продуктов, утвержденную Минавтотрансом РСФСР 30.01.61 по согласованию с Минздравом
РСФСР. Приложение N 1 САНИТАРНЫЙ ПАСПОРТ N ___________ на _______________________________________________________________ (автомобиль, прицеп, полуприцеп, контейнер) Марка (тип контейнера) ___________________________________________ Государственный N ________________________________________________ (номенклатурный номер контейнера) САНИТАРНЫЙ ПАСПОРТ N _______ Выдан ____________________________________________________________ (автомобиль, прицеп, полуприцеп, контейнер) Принадлежащий ____________________________________________________ (наименование, ведомственная принадлежность __________________________________________________________________ организации) Автомобиль (прицеп, полуприцеп): Марка ______________________ Гос. N __________________________ Контейнер: Тип ___________________ Номенклатурный N _____________________ ПЕРЕВОЗКА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ РАЗРЕШЕНА: "__" __________ 19__ г. Паспорт действителен по "__" _____________ 19__ г. Печать Главный санитарный врач _____________ (подпись) Продлен по "__" ___________ 19__ г. Печать Главный санитарный врач _____________ (подпись) Продлен по "__" ___________ 19__ г. Печать Главный санитарный врач _____________ (подпись) Приложение N 2 Таблица 1 МОЮЩИЕ РАСТВОРЫ И СПОСОБЫ ДЕЗИНФЕКЦИИ ┌──────────────────────┬─────────┬────────────┬──────────────────┐ │ Объекты мойки │ Моющее │Концентрация│ Способ │ │ │средство │ в % │ дезинфекции │ ├──────────────────────┼─────────┼────────────┼──────────────────┤ │Наружная поверхность │смесь N │0,5 - 0,6 │хозяйственное мыло│ │кузова │1 - 2 │ │ │ │ │ │ │ │ │Внутренняя поверхность│ │ │ │ │кузова и контейнера: │ │ │ │ │а) из алюминия │смесь N 2│1,0 - 1,5 │пропаривание ост- │ │ │ │ │рым паром в тече- │ │ │кальцини-│0,5 │ние 2 - 3 мин. │ │ │рованная │ │ │ │ │сода │ │ │ │ │ │ │ │ │б) нержавеющая сталь │кальцини-│0,5 │(давление пара до │ │ │рованная │ │1,5 атм.) или об- │ │ │сода │ │работка раствором │ │ │ │ │хлорной извести │ │ │ │ │(активн. хлора │ │ │ │ │150 - 200 мг/л) в │ │ │ │ │течение 3 - 5 мин.│ └──────────────────────┴─────────┴────────────┴──────────────────┘ Таблица 2 ┌─────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐ │ N │ Состав смеси, % (в весовых частях) │ │смеси├─────────────────┬────────────────────┬───────────────────┤ │ │ едкий натрий │ сода кальцинир. │ триполифосфат │ │ │ ГОСТ 4328-46 │ ГОСТ 5100-49 │ ГОСТ 201-41 │ ├─────┼─────────────────┼────────────────────┼───────────────────┤ │1 │- │50 │40 │ │2 │- │18,5 │18,5 │ └─────┴─────────────────┴────────────────────┴───────────────────┘ В зависимости от объекта мойки рабочие
растворы применяют различной концентрации. При отсутствии одного из компонентов для
приготовления смеси разрешаются в порядке исключения растворы каустической или
кальцинированной соды или синтетические моющие средства, разрешенные
Министерством здравоохранения СССР и РСФСР. Приложение N 3 ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ САНИТАРНЫХ ПАСПОРТОВ, ВЫДАВАЕМЫХ НА ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ, АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И КОНТЕЙНЕРА ┌───┬────────────┬──────────┬───────┬──────┬───────┬─────────────┐ │ N │Наименование│Марка и │Номер │Дата │Дейст- │Фамилия, и.о.│ │п/п│организации,│гос. N ав-│сани- │выдачи│вителен│и подпись ли-│ │ │ее ведомст- │томобиля │тарного│(чис- │по │ца, выдавшего│ │ │венная при- │(прицепа, │паспор-│ло, │(число,│санитарный │ │ │надлежность │полуприце-│та │месяц,│месяц, │паспорт │ │ │ │па), марка│ │год) │год) │ │ │ │ │и номер │ │ │ │ │ │ │ │контейнера│ │ │ │ │ ├───┼────────────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼─────────────┤ │1 │Подольское │ГАЗ-53 │001 │27.04.│31.12. │Фамилия, и.о.│ │ │ПОГАТ Глав- │39-05 ЮВВ │ │78 │78 │___ (подпись)│ │ │мособлавто- │ │ │ │ │ │ │ │транса Мин- │ │ │ │ │ │ │ │автотранса │ │ │ │ │ │ │ │РСФСР │ │ │ │ │ │ ├───┴────────────┴──────────┴───────┴──────┴───────┴─────────────┤ │ Продлен до Фамилия, и.о.│ │ 31.12.79 ___ (подпись)│ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ Продлен до Фамилия, и.о.│ │ 31.12.80 ___ (подпись)│ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │2 │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │3 │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |