МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ПРИКАЗ от 3 января 1978 г. N 12 О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ТРУДЯЩИМСЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ТРАНСПОРТА Советский народ успешно претворяет в
жизнь решения XXV съезда КПСС. Выполнение поставленных XXV съездом КПСС задач в
значительной мере зависит от эффективного использования трудовых ресурсов
страны, сохранения здоровья трудящихся и обеспечения высокого уровня их
трудоспособности. Забота о здоровье граждан СССР нашла свое
отражение в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977
г. N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного
здравоохранения", принятом в канун 60-летия Великой Октябрьской
социалистической революции. Постановление предусматривает осуществление широкой
программы мероприятий, направленных на дальнейшее улучшение дела охраны
здоровья советских людей. Большая работа проведена и проводится
промышленными министерствами и ведомствами по разработке комплексных планов
улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий при
активном участии Министерства здравоохранения СССР, ВЦСПС, министерств здравоохранения союзных республик, местных органов
здравоохранения и профсоюзных организаций. Вопросы охраны здоровья и медицинской
помощи трудящимся неоднократно обсуждались на Всесоюзных совещаниях и
конференциях, организованных Министерством здравоохранения СССР, ВЦСПС,
отраслевыми комитетами профсоюзов и промышленными министерствами. Такие совещания и конференции были проведены по вопросам
дальнейшего совершенствования медицинской помощи трудящимся (г. Челябинск),
улучшения медико-санитарного обеспечения рабочих химической промышленности (г.
Северодонецк) и рабочих металлургической промышленности (г. Запорожье), по
актуальным вопросам экспертизы временной нетрудоспособности (г. Калинин),
Всесоюзная научно-практическая конференция "Влияние научно-технического
прогресса на изменение характера женского труда в условиях социалистического
общества" (г. Москва), семинар-совещание по опыту организации
наркологических отделений при промышленных предприятиях (г. Кривой Рог)
и т.д. В Международный год женщины (1975 г.)
местные органы здравоохранения совместно с профсоюзными организациями
активизировали работу по охране здоровья и труда женщин. Большое внимание уделялось изучению и
распространению передового опыта работы медико-санитарных частей. Придавая большое значение профилактике
профессиональных заболеваний и оказанию медицинской помощи больным, страдающим
этими заболеваниями, в ряде промышленных центров страны созданы отделения профпатологии. Осуществляются мероприятия по улучшению
подготовки врачей-специалистов, в том числе врачей - участковых терапевтов
цеховых врачебных участков, преподавателей ВУЗов и студентов в области
профессиональной патологии. В медицинских институтах введены
соответствующие доцентские курсы, в ЦИУ и институтах усовершенствования врачей
проводится подготовка врачей медико-санитарных частей и территориальных
лечебно-профилактических учреждений по вопросам профессиональной патологии. Все это сыграло положительную роль в
снижении профессиональной заболеваемости трудящихся. Научно-исследовательскими институтами
проводятся исследования по различным санитарно-гигиеническим, профпатологическим и другим проблемам охраны здоровья
трудящихся. Приняты меры к дальнейшему укреплению
материально-технической базы медико-санитарных частей. Число развернутых коек в
стационарах медико-санитарных частей возросло в 1976 году по сравнению с 1968
годом на 21,2% (с 173110 до 209769 коек). Средняя мощность стационаров за
указанный период возросла на 40,1% (с 162 до 227 коек). Увеличилось число
штатных врачебных должностей в медико-санитарных частях с 50828 в 1968 году до
69673 в 1976 году, т.е. на 37,1%. Возросла сеть фельдшерских здравпунктов
как в составе территориальных поликлиник с 22059 до 25359, так и в
медико-санитарных частях с 5740 до 6765. Дальнейшее развитие получил цеховой метод
оказания медицинской помощи трудящимся, обеспечивающий единство
профилактических и лечебных мероприятий. За период с 1968 по 1976 годы число
цеховых участков возросло на 32,3% (с 11355 до 15028), в том числе за счет
реорганизации врачебных здравпунктов. При этом особенно быстрыми темпами увеличилось
число цеховых участков в территориальных поликлиниках с 4905 до 7608, т.е. на
55,0%. Принимаются меры к разукрупнению цеховых участков и укомплектованию их
наиболее квалифицированными специалистами. Одновременно с этим за указанный период
времени значительно улучшилось оснащение современным медицинским оборудованием
медико-санитарных частей и других лечебно-профилактических учреждений, часть
которого приобретается за счет промышленных предприятий. Проводится определенная работа по
совершенствованию организации медицинской помощи в условиях пятидневной рабочей
недели. Однако в организации медико-санитарного
обеспечения трудящихся промышленности, строительства и транспорта продолжают
иметь место определенные недостатки. Несмотря на снижение показателей
временной нетрудоспособности в 1976 году по сравнению с 1970 годом на 7,0% в
случаях, отмечается рост показателей на 0,6% в днях на 100 работающих. При этом
имеет место особенно высокий уровень временной нетрудоспособности в связи с
острыми респираторными заболеваниями и осложнениями при них. Продолжает
оставаться высоким уровень временной нетрудоспособности в текстильной и легкой
промышленности, лесной, бумажной и деревообрабатывающей, угольной,
машиностроительной, металлургической промышленности и др. Многие медико-санитарные части
представляют собой маломощные лечебно-профилактические учреждения, в которых не
представляется возможным оказывать медицинскую помощь на уровне современных
требований медицины, использовать медицинскую технику и врачей-специалистов. Так, например, средняя мощность
стационаров медико-санитарных частей составляет в Грузинской ССР - 142 койки,
Таджикской ССР - 79 коек, Молдавской ССР - 70 коек, Азербайджанской ССР - 90
коек, причем в этой республике из 23 закрытых медико-санитарных частей только 6
имеют стационары со средней мощностью - 62 койки. Материально-техническая база
ряда медико-санитарных частей неудовлетворительная. Так, 9% медико-санитарных
частей в Казахской ССР и 20% в Азербайджанской ССР не имеют рентгеновских
кабинетов. Несмотря на это, некоторые министерства
здравоохранения союзных и автономных республик, краевые, областные и городские
отделы здравоохранения не принимают необходимых мер к укреплению
материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений и нередко
согласовывают комплексные планы улучшения условий, охраны труда и
санитарно-оздоровительных мероприятий отдельных промышленных министерств и
ведомств, предусматривающие строительство маломощных учреждений здравоохранения
без учета существующих лечебно-профилактических
учреждений. Недостатки в координации сети медико-санитарных частей и
территориальных лечебно-профилактических учреждений способствуют созданию
маломощных отделений в стационарах, приводят к распылению кадров и материальных
ресурсов. В то же время имеют место факты
необоснованного перепрофилирования и реорганизации лечебно-профилактических
учреждений, построенных за счет средств промышленных
министерств и предприятий. При этом в ряде случаев органы здравоохранения,
используя эти учреждения, в основном, для оказания медицинской помощи
населению, не обеспечивают преимущественной лечебно-профилактической помощью
трудящихся промышленных предприятий (медико-санитарные части Чебоксарского
хлопчатобумажного комбината, Тамбовского завода полимерного машиностроения и
др.). В отдельных случаях еще формально
осуществлено прикрепление промышленных предприятий, не имеющих
медико-санитарных частей, к территориальным лечебно-профилактическим
учреждениям для оказания преимущественной медицинской помощи трудящимся
(лечебно-профилактические учреждения ряда областей РСФСР, Узбекской ССР,
Украинской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР, Азербайджанской ССР и др.). Не везде проводится целенаправленная
работа по реорганизации врачебных здравпунктов в цеховые врачебные участки, а в
ряде республик без достаточных оснований отмечается рост врачебных здравпунктов
(Узбекская ССР, Молдавская ССР, Киргизская ССР, Армянская ССР). Имеются недостатки в организации
медицинской помощи трудящимся в условиях пятидневной рабочей недели. В некоторых лечебно-профилактических
учреждениях не созданы необходимые условия для эффективного лечения больных;
из-за нечеткой организации работы поликлиник больные нередко затрачивают много
времени в ожидании приема врачей и лечебных процедур. Серьезные недостатки имеются в
организации и проведении предварительных и периодических медицинских осмотров и
диспансеризации. В отдельных
лечебно-профилактических учреждениях периодические медицинские осмотры
проводятся без предусмотренных Приказом Министра здравоохранения СССР от
30.05.1969 N 400 "О проведении предварительных при поступлении на работу и
периодических медицинских осмотров трудящихся" лабораторных,
функционально-диагностических обследований и участия соответствующих
специалистов. По результатам осмотров несвоевременно и
не в полном объеме проводятся лечебно-оздоровительные мероприятия
(медико-санитарные части Ереванского электролампового завода, Армянского
электрозавода, Алексинского химического комбината, завода
"Ростсельмаш", Московских заводов "Динамо" и "Москабель" и др.). В ряде медико-санитарных частей и
поликлиник территориальной сети не все лица с заболеваниями, требующими
систематического наблюдения врачей-специалистов, охвачены диспансеризацией.
Качество диспансерного наблюдения продолжает оставаться не на должном уровне. В некоторых лечебно-профилактических
учреждениях не осуществляется плановая госпитализация больных, находящихся на
диспансерном наблюдении, недостаточно используется санаторно-курортное лечение,
в том числе санатории-профилактории, диетическое питание, лечебная гимнастика и
др. (медико-санитарные части Уфимского завода синтетического спирта имени
40-летия ВЛКСМ, Чебоксарского хлопчатобумажного комбината, Алмалыкского
горно-металлургического комбината, медико-санитарная часть N 3 г. Еревана и
др.). Имеются недостатки в организации
обследования больных, страдающих профессиональными заболеваниями, в
лечебно-профилактических учреждениях, в том числе клиниках
научно-исследовательских и медицинских институтов. Не установлен перечень учреждений
здравоохранения, имеющих право давать экспертные заключения о состоянии
здоровья лиц, подвергающихся воздействию профессиональных вредностей, что
нередко порождает противоречивые заключения отдельных учреждений
здравоохранения о наличии профессиональных заболеваний у трудящихся. Врачи некоторых лечебно-профилактических
учреждений, оказывающих медицинскую помощь трудящимся, недостаточно ознакомлены
с вопросами профессиональной патологии. В ряде лечебно-профилактических
учреждений состояние экспертизы временной нетрудоспособности продолжает
оставаться неудовлетворительным. Главные специалисты органов
здравоохранения не осуществляют должного организационно-методического
руководства экспертизой трудоспособности по своей специальности. Заведующие отделениями не систематически
анализируют качество диагностической, лечебной и экспертной работы врачей, не
контролируют выдачу и продление больничных листков,
выдаваемых до 6 дней и в ряде случаев продлевают больничные листки без
личного осмотра больных (Брянская, Костромская, Владимирская, Ростовская,
Курская, Рязанская, Орловская области РСФСР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР
и др.). Нередко нарушается право трудящихся обращаться за медицинской помощью и
получать заключение о временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических
учреждениях по месту жительства, при наличии медико-санитарных частей при
соответствующих промышленных предприятиях. Вследствие недостаточного контроля со
стороны органов и учреждений здравоохранения за постановкой экспертизы
временной нетрудоспособности, продолжают иметь место грубые нарушения
установленного порядка выдачи больничных листков, граничащие со
злоупотреблением (Брянская, Белгородская, Горьковская, Ростовская области
РСФСР, Узбекская ССР и др.). В нарушение Инструкции о порядке выдачи
больничных листков в Украинской ССР укоренилась практика выдачи больничных
листков на срок до 6-ти дней только с письменного разрешения заведующего
отделением, а на срок свыше 6-ти дней при наличии зав. отделением - только с
разрешения ВКК или заместителя главного врача по поликлинике. При посещении
больных на дому в нарушение законодательства врачи выдают им вместо больничных
листков "фишки". Недостаточно изучаются и распространяются
передовые формы и методы работы учреждений здравоохранения. В некоторых лечебно-профилактических
учреждениях еще низка культура оказания медицинской помощи, не изжиты факты
грубого и формального отношения к больным, что порождает справедливые жалобы
трудящихся. В целях дальнейшего повышения качества
оказания медицинской помощи трудящимся промышленности, строительства и
транспорта утверждаю: 1. План совместных мероприятий ВЦСПС и
Министерства здравоохранения СССР на 1978 - 1980 годы по дальнейшему улучшению
медицинского обеспечения трудящихся и членов их семей в соответствии с
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. N 870
"О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения"
(приложение N 1) <*>. ------------------------------------ <*> Не приводится. 2. Положение о медико-санитарной части
(Приложение N 2). 3. Положение о враче - участковом
терапевте цехового врачебного участка (Приложение N 3). 4. Положение о врачебном здравпункте
(Приложение N 4). 5. Положение о фельдшерском здравпункте
(Приложение N 5). 6. Положение о профпатологическом
отделении (Приложение N 6). Во исполнение Постановления Центрального
Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 "О
мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения" приказываю: I. Министрам здравоохранения союзных и
автономных республик, заведующим краевыми, областными и городскими отделами
здравоохранения, начальникам главных управлений здравоохранения
Мосгорисполкома, Мособлисполкома и Ленгорисполкома: 1.1. Обеспечить мероприятия, направленные
на дальнейшее совершенствование форм и методов оказания преимущественной
медицинской помощи рабочим, повышение ее качества, на профилактику и снижение
временной нетрудоспособности и инвалидности, а также на усиление контакта в работе
органов и учреждений здравоохранения с профсоюзными организациями и
администрацией предприятий промышленности, строительства и транспорта. 1.2. Усилить контроль: - за выполнением на предприятиях
промышленности, строительства и транспорта санитарных норм и правил, а также
комплексных планов улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных
мероприятий, направленных на улучшение условий труда работающих, предупреждение
и снижение временной нетрудоспособности и профессиональной заболеваемости; - за соответствием новых технологических
процессов, видов оборудования, приборов и рабочего инструментария, могущих
оказать вредное влияние на здоровье людей, требованиям санитарных норм и
правил; - за выполнением планов строительства
учреждений здравоохранения, осуществляемого за счет средств
промышленных предприятий, а также выделяемых этим предприятиям
капиталовложений по отрасли. 1.3. До 01.03.1978 разработать
мероприятия по строительству новых, расширению и реконструкции действующих
медико-санитарных частей и поликлиник для работников строящихся, расширяемых и
реконструируемых предприятий за счет капитальных вложений, выделяемых на
строительство объектов производственного назначения, по расширению
строительства при действующих предприятиях лечебно-профилактических и аптечных
учреждений за счет средств фонда социально-культурных мероприятий. Согласовать
эти мероприятия с руководителями промышленных предприятий и профсоюзными
организациями и внести их в установленном порядке на рассмотрение Советов Министров
союзных республик. 1.4. Осуществлять, в
соответствии с типовым договором между территориальным органом здравоохранения
и предприятием (учреждением, организацией) о строительстве и порядке
использования лечебно-профилактического учреждения, кооперирование средств
рядом расположенных предприятий для строительства и организации в основном
крупных медико-санитарных частей (со стационарами не менее чем на 300 - 400
коек), для медицинского обеспечения трудящихся и членов их семей. 1.5. В I квартале 1978
года разработать и согласовать с местными советскими органами и хозяйственными
организациями предложения по систематическому привлечению средств промышленных
предприятий и организаций к осуществлению капитального и текущего ремонта,
приобретению медицинского оборудования и аппаратуры для медико-санитарных
частей, а также для больниц и поликлиник, оказывающих медицинскую помощь
работникам этих предприятий (организаций). 1.6. В течение I полугодия 1978 года
проверить совместно с профсоюзными организациями правильность проведенной перепрофилизации лечебно-профилактических учреждений,
выстроенных промышленными министерствами и ведомствами, и при необходимости
принять меры к обеспечению преимущественной медицинской помощью трудящихся
данных предприятий. 1.7. Осуществлять объединение, перепрофилизацию и реорганизацию лечебно-профилактических
учреждений, построенных за счет капитальных вложений предприятий и организации,
только с согласия соответствующих предприятий (организаций) и профсоюзных
организаций. 1.8. В целях приближения медицинской
помощи рабочим крупных предприятий промышленности, строительства и транспорта,
не имеющих медико-санитарных частей, создавать поликлинические отделения при
этих предприятиях и организациях. 1.9. Обеспечить дальнейшее расширение и
укрепление цехового метода оказания медицинской помощи трудящимся, в том числе
рабочим группы рядом расположенных предприятий промышленности, строительных
организации и транспорта. 1.10. Обеспечить в 1978 году
укомплектование медицинскими работниками и оснащение лечебно-профилактических
учреждений, оказывающих медицинскую помощь трудящимся, необходимым медицинским
оборудованием, инструментарием и хозяйственным инвентарем, для чего шире
использовать финансовую и материальную помощь со стороны предприятий, министерств
и ведомств. 1.11. К 1 июля 1978 года завершить работу
по прикреплению работников предприятий промышленности, строительства и
транспорта, не имеющих медико-санитарных частей, к территориальным поликлиникам
для преимущественного оказания им медицинской помощи по цеховому принципу. 1.12. Организовать по
согласованию с Исполкомами местных Советов народных депутатов режим работы
поликлинических учреждений, обеспечивающий оказание специализированной
медицинской помощи в необходимом объеме лечебными, диагностическими,
рентгеновскими кабинетами и лабораториями во внерабочее время во все дни
недели, в т.ч. субботние дни, а в воскресные и
праздничные дни обеспечить дежурства врачей-терапевтов по приему больных в
поликлинике и оказанию медицинской помощи и выполнение врачебных
назначений больным на дому. При этом имея в виду необходимость
преимущественного медицинского обеспечения рабочих промышленности,
строительства и транспорта. 1.13. В целях повышения объема
профилактических мероприятий, своевременного и качественного лечения
стоматологических заболеваний обеспечивать на здравпунктах промышленных
предприятий, строительства и транспорта весь комплекс профилактических
мероприятий, а также лечебную помощь путем организации систематической работы
врачей стоматологических поликлиник и отделений по соответствующим графикам. 1.14. Принять меры по улучшению оказания
акушерско-гинекологической помощи работницам промышленности, строительства и
транспорта, обратив особое внимание на проведение профилактических осмотров с последующей
диспансеризацией; обеспечить контроль за работой
комнат личной гигиены женщин. 1.15. Обеспечить систематическое
проведение анализа причин заболеваемости с временной утратой трудоспособности
совместно с администрацией предприятий и профсоюзными организациями;
разрабатывать лечебно-оздоровительные мероприятия по ее профилактике и снижению,
обратив особое внимание на заболевания, определяющие уровень временной
нетрудоспособности. 1.16. Обязать руководителей органов и
учреждений здравоохранения ежегодно представлять работников медико-санитарных
частей, здравпунктов и цеховых участков по итогам работы за год предприятий и
организаций, переводимых на новую систему планирования и экономического
стимулирования, добившихся улучшения работы по охране здоровья и снижению
заболеваемости, к вознаграждению за счет фонда материального поощрения предприятий
(организаций). 1.17. Разработать и осуществить совместно
с хозяйственными и профсоюзными организациями мероприятия по развитию сети
санаториев-профилакториев, укомплектованию их квалифицированными врачами,
оснащению медицинским оборудованием, а также по созданию необходимых условий
для обеспечения реабилитации трудящихся. 1.18. Установить перечень учреждений
здравоохранения в республиках, имеющих право давать экспертные заключения о
состоянии здоровья лиц, подвергающихся воздействию профессиональных вредностей,
при наличии санитарно-гигиенических характеристик условий труда, представляемых
санэпидстанцией; запретить выдачу медицинских заключений о наличии
профессионального заболевания другими учреждениями здравоохранения. 1.19. В течение 1978 года создать
специализированные отделения профессиональной патологии в составе
республиканских, краевых, областных и крупных городских больниц,
медико-санитарных частей в районах с развитой промышленностью. 1.20. Обеспечить проведение работы по
повышению уровня знаний врачей лечебно-профилактических учреждений, оказывающих
медицинскую помощь рабочим промышленных предприятий, в области гигиены и
физиологии труда, промышленной токсикологии, диагностики, клиники, лечения и
экспертизы трудоспособности лиц, страдающих профессиональными заболеваниями. 1.21. Усилить научные исследования в
области профилактики и лечения профессиональных заболеваний; принять меры к
укреплению квалифицированными кадрами научно-исследовательских учреждений,
занятых изучением этой проблемы. 1.22. Повысить охват и улучшить качество
проведения предварительных при поступлении на работу и периодических
медицинских осмотров, а также принять меры, направленные на дальнейшее
расширение и улучшение диспансеризации трудящихся. 1.23. Устранить имеющиеся недостатки в
организации и проведении экспертизы временной нетрудоспособности, строго
контролировать правильность выдачи и продления больничных листков и других
документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, повысить
ответственность главных специалистов, руководителей учреждений здравоохранения,
их заместителей по экспертизе трудоспособности, заведующих поликлиниками и
отделениями и лечащих врачей за этот раздел работы. Обеспечить преемственность
в работе ВКК и ВТЭК путем проведения совместных конференций по разбору
экспертных ошибок, осуществлять мероприятия по реабилитации инвалидов. 1.24. Обеспечить контроль
за правильностью медицинского отбора больных, нуждающихся в
санаторно-курортном лечении. 1.25. Оказывать помощь врачам
санаториев-профилакториев в организации консультаций и лечения больных,
изучении эффективности оздоровления трудящихся. 1.26. Улучшить работу
лечебно-профилактических учреждений по медицинскому отбору и направлению
больных на диетическое питание; усилить медицинское руководство и контроль за организацией диетического питания трудящихся и
санитарным режимом в столовых предприятий (организаций) и в открытой сети. 1.27. Улучшить пропаганду медицинских и
научных знаний среди трудящихся путем разработки и внедрения в практику новых средств
и форм санитарного просвещения; широко использовать в этих целях печать, радио,
телевидение, кино и др.; развивать и совершенствовать народные университеты
"здоровья" для гигиенического обучения рабочих промышленных
предприятий, имея в виду пропаганду здорового быта, труда и отдыха, физкультуры
и спорта, вреда злоупотребления алкогольными напитками и курения и др. 1.28. В течение I полугодия 1978 года
подвести итоги работы республиканских, краевых (областных) школ передового
опыта по медицинскому обеспечению рабочих промышленности, строительства и
транспорта и принять меры к дальнейшему расширению и улучшению постановки этой
работы. При разработке дальнейших мероприятий по
организации школ передового опыта обратить особое внимание на развитие этих школ
при предприятиях ведущих отраслей промышленности. 1.29. Обеспечить дальнейшие меры к
организации наркологических отделений и кабинетов при промышленных
предприятиях. Принять активное участие совместно с общественными организациями,
обществами Красного Креста и Красного Полумесяца в борьбе против алкоголизма. 1.30. Улучшить работу с заявлениями и
жалобами трудящихся и своевременно принимать меры по устранению причин,
порождающих их. II. Научно-исследовательскому
институту питания АМН СССР (тов. Нестерин М.Ф.) совместно с Центральным
научно-исследовательским институтом санитарного просвещения (тов. Лоранский Д.Н.) в течение 1978 года переработать памятки по
диетическому питанию при наиболее часто встречающихся заболеваниях с учетом
последних достижений диетологии, разработать серию популярных изданий по
диетотерапии и подготовить их для массовой публикации. III. В течение 1978 -
1979 гг. Всесоюзному научно-исследовательскому институту социальной гигиены и
организации здравоохранения им. Н.А. Семашко Министерства здравоохранения СССР
(тов. Серенко А.Ф.) совместно с соответствующими научно-исследовательскими
институтами и кафедрой врачебно-трудовой экспертизы Центрального ордена Ленина
института усовершенствования врачей разработать ориентировочные сроки средней
продолжительности временной нетрудоспособности в связи с ишемической болезнью
сердца, гипертонической болезнью, ревматизмом, язвенной болезнью желудка и
12-перстной кишки, ангиной, пневмонией, заболеваниями периферической
нервной системы, травмами головного мозга, гинекологическими заболеваниями и
подготовить соответствующие предложения Министерству здравоохранения СССР. IV. Центральному
научно-исследовательскому институту травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова Министерства здравоохранения СССР (тов. Волков
М.В.) в течение I полугодия 1978 г. пересмотреть схему "Распределения
производственного травматизма по тяжести повреждения", утвержденную
Министерством здравоохранения СССР 27 февраля 1952 г., и разработать
методические рекомендации по применению ее в практике. V. Центральному
научно-исследовательскому институту санитарного просвещения Министерства
здравоохранения СССР (тов. Лоранский Д.Н.) обеспечить
выпуск плакатов, наглядных пособий, санитарно-просветительных кинофильмов по
гигиене труда, рациональному питанию для работающих в различных отраслях
промышленности. VI. Главному
санитарно-эпидемиологическому управлению (тов. Ковшило
В.Е.), Главному управлению лечебно-профилактической помощи (тов. Шаткин И.В.) и Главному управлению лечебно-профилактической
помощи детям и матерям (тов. Андреева Е.И.) совместно с ВЦСПС обеспечить
контроль за ходом выполнения отраслевыми министерствами и ведомствами СССР
комплексных планов улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных
мероприятий, а также за строительством учреждений здравоохранения на 1976 -
1980 гг. VII. Главному
управлению лечебно-профилактической помощи (тов. Шаткин
И.В.) и Главному управлению лечебно-профилактической помощи детям и матерям
(тов. Андреева Е.И.) совместно с Отделом ВЦСПС по государственному социальному
страхованию и Всесоюзным институтом социальной гигиены и организации
здравоохранения им. Н.А. Семашко в течение 1978 года изучить опыт работы
медико-санитарных частей шахты "Знамя коммунизма" (Ворошиловградская область) и Горьковского автомобильного
завода для создания на их базе Всесоюзных школ передового опыта работы. VIII. Главному управлению
лечебно-профилактической помощи (тов. Шаткин И.В.)
совместно с ВЦСПС и Всесоюзным институтом социальной гигиены и организации
здравоохранения им. Н.А. Семашко Министерства здравоохранения СССР (тов.
Серенко А.Ф.) в течение 1978 года разработать: - методические рекомендации по
медицинскому отбору больных, направляемых в санатории-профилактории; - предложения о преемственности в работе
медико-санитарных частей, территориальных поликлиник и
санаториев-профилакториев; - предложения о проведении эксперимента
по выдаче больничных листков на удлиненные сроки; - подготовить предложения о внесении
изменений в Инструкцию "О порядке выдачи застрахованным
больничных листков". IX. Главному
санитарно-эпидемиологическому управлению (тов. Ковшило
В.Е.), Главному управлению лечебно-профилактической помощи (тов. Шаткин И.В.) совместно с Управлением медицинской статистики
и вычислительной техники (тов. Церковный Г.Ф.), Научно-исследовательским
институтом гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР (тов. Измеров
Н.Ф.) и Всесоюзным научно-исследовательским институтом социальной гигиены и
организации здравоохранения им. Н.А. Семашко Министерства здравоохранения СССР
(тов. Серенко А.Ф.) к 01.01.1979 подготовить проект нового положения о
порядке извещения, расследования, учета и отчетности по профессиональным
отравлениям и заболеваниям. X. Управлению по внедрению новых
лекарственных средств и медицинской техники (тов. Бабаян Э.А.) и Главному
управлению лечебно-профилактической помощи (тов. Шаткин
И.В.) в течение I полугодия 1978 года пересмотреть Инструкцию о порядке
медицинского освидетельствования лиц, направляемых для установления состояния
алкогольного опьянения. XI. Главному управлению
лечебно-профилактической помощи (тов. Шаткин И.В.)
совместно с ВЦСПС обеспечить контроль за выполнением
Рекомендаций Всесоюзного совещания (1975 г.) по вопросам улучшения медицинской
помощи трудящимся. XII. Главному управлению
лечебно-профилактической помощи (тов. Шаткин И.В.) в
I квартале 1978 г. создать Совет по экспертизе временной нетрудоспособности и медико-социальной реабилитации. XIII. Просить издательство
"Медицина" (тов. Маевский В.И.) предусмотреть в плане на 1979 год
издание Руководства по организации и проведению экспертизы временной
нетрудоспособности тиражом 50 тыс. экземпляров. Считать утратившими силу: 1. Приказ Министерства здравоохранения
СССР N 329 от 27 августа 1957 г. 2. Положение о цеховом участковом
терапевте медико-санитарной части, больницы, самостоятельной поликлиники,
утвержденное Приказом Министра здравоохранения СССР от 20 июля 1960 г. N 321. 3. Приказ Министра здравоохранения СССР
от 26 июня 1973 г. N 487 "О дальнейших мерах по профилактике и лечению
заболеваний рабочих горнодобывающей промышленности". 4. Приказ Министерства здравоохранения
СССР от 26 июня 1975 г. N 606 "О мерах по дальнейшему улучшению
медико-санитарного обеспечения рабочих металлургической промышленности". 5. Приказ Министра здравоохранения СССР
от 2 июня 1976 г. N 566 "О дальнейшем улучшении медицинской помощи и
охраны здоровья трудящихся". Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Главное управление
лечебно-профилактической помощи (тов. Шаткин И.В.) и
Главное санитарно-эпидемиологическое управление (тов. Ковшило
В.Е.). Разрешается министрам здравоохранения
союзных республик, в случае необходимости, размножить данный Приказ. Министр Б.В.ПЕТРОВСКИЙ Приложение N 2 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 3 января 1978 г. N 12 ПОЛОЖЕНИЕ О МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ЧАСТИ 1. Медико-санитарной частью является
городская поликлиника или городская больница с поликлиникой, предназначенная
исключительно или в основном для оказания медицинской помощи работникам
промышленных предприятий, строительных организаций и транспорта. В состав
медико-санитарной части могут входить и другие учреждения здравоохранения. 2. Медико-санитарная часть, как правило,
имеет в своем составе поликлинику и стационар, не менее чем на 300 коек. 3. В своей работе
медико-санитарная часть руководствуется настоящим Положением, положением о
городской поликлинике (при оказании медицинской помощи прикрепленному
населению) и положениями о других учреждениях (если они имеются в составе
медико-санитарной части), а также официальными документами, утвержденными
Министерством здравоохранения СССР, министерствами здравоохранения союзных и
автономных республик, краевыми, областными, городскими и районными отделами
здравоохранения и указаниями вышестоящих должностных лиц. 4. Основными задачами медико-санитарной
части являются оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи
прикрепленным контингентам, а также участие в мероприятиях, проводимых
администрацией и профсоюзной организацией промышленных предприятий,
строительных организаций и транспорта, направленных на оздоровление условий
труда, предупреждение и снижение заболеваемости с временной утратой
трудоспособности, производственного травматизма, профессиональной
заболеваемости и инвалидности. 5. В соответствии с основными задачами
медико-санитарная часть осуществляет: а) квалифицированную и специализированную
лечебно-профилактическую помощь, как в поликлинике, так и в стационаре; б) диспансерное наблюдение за
определенными контингентами лиц, объединенных общими физиологическими
признаками (беременные женщины, подростки) или условиями труда (отдельные
профессиональные группы рабочих), так и больными (в соответствии с
установленным перечнем), а также анализ эффективности проведенных
лечебно-оздоровительных мероприятий (санаторно-курортное лечение, диетпитание и
др.); в) совместно с санэпидстанцией
организацию и проведение предварительных при поступлении на работу,
периодических и целевых медицинских осмотров, а также (с участием администрации
предприятий и ФЗМК) разработку мероприятий по итогам проведенных периодических
осмотров и контроль за их выполнением; г) экспертизу временной
нетрудоспособности трудящихся, выдачу и продление больничных листков и справок
о временной нетрудоспособности, систематическое повышение квалификации врачей
по этим вопросам; д) комплекс мероприятий по реабилитации
больных и инвалидов (совместно с администрацией предприятий и ВТЭК), включая
рекомендации о переводе на другие участки работы в облегченные виды труда; е) медицинский отбор трудящихся,
нуждающихся по состоянию здоровья в направлении в санатории,
санатории-профилактории, на диетпитание; ж) анализ причин заболеваемости с
временной утратой трудоспособности, травматизма, профессиональной
заболеваемости и инвалидности и участие в разработке мероприятий по их
профилактике и снижению; з) регулярное обсуждение совместно с ФЗМК
показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности и инвалидности; и) своевременное выявление и
госпитализацию в установленном порядке инфекционных больных, сигнализацию о них
санэпидстанции, наблюдение за контактами в пределах предприятия, проведение
прививок и других противоэпидемических мероприятий; к) участие в разработке совместно с
администрацией и профсоюзной организацией комплексного плана
санитарно-оздоровительных мероприятий и проведение совместного контроля за его выполнением; л) подготовку и руководство
общественно-санитарным активом предприятия, проведение
санитарно-просветительной работы, участие в работе комиссии по государственному
социальному страхованию ФЗМК; м) внедрение в практику передовых форм и
методов, научной организации труда. 6. Медико-санитарная часть организует
свою работу в тесной взаимосвязи с ФЗМК и администрацией промышленного
предприятия, строительной и транспортной организации и строит свою работу в
соответствии с режимом работы этого предприятия (организации), обеспечивая
доступность квалифицированной медицинской помощи трудящимся, в том числе в
свободное от работы время. 7. Подчиненность медико-санитарной части
определяется в установленном порядке. 8. Штаты медико-санитарной части
устанавливаются по действующим штатным нормативам и типовым штатам. 9. Медико-санитарная часть возглавляется
главным врачом, назначаемым и увольняемым в установленном порядке. 10. Медико-санитарная часть ведет учет и представляет
отчеты о своей деятельности по формам и в сроки, установленные ЦСУ СССР и
Министерством здравоохранения СССР. 11. В целях широкого привлечения
трудящихся к решению вопросов охраны здоровья и улучшения медицинского
обслуживания рабочих и служащих промышленности, строительства и транспорта и
прикрепленного населения при медико-санитарной части организуется общественный
Совет, который руководствуется соответствующим положением, утвержденным
Министерством здравоохранения СССР и ВЦСПС. 12. Медико-санитарная часть пользуется
правами юридического лица, имеет круглую печать и штамп с указанием своего
наименования. Начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи И.В.ШАТКИН Приложение N 3 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 3 января 1978 г. N 12 ПОЛОЖЕНИЕ О ВРАЧЕ - УЧАСТКОВОМ ТЕРАПЕВТЕ ЦЕХОВОГО ВРАЧЕБНОГО УЧАСТКА 1. Должность врача - участкового
терапевта цехового врачебного участка вводится в штаты
амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения) в установленном
порядке. 2. На должность врача - участкового
терапевта цехового врачебного участка назначается врач, имеющий подготовку по
терапии и профессиональной патологии. 3. Врач - участковый терапевт цехового
врачебного участка в своей работе руководствуется настоящим Положением и
другими официальными документами, утвержденными Министерством здравоохранения СССР,
министерствами здравоохранения союзных и автономных республик, краевыми,
областными, городскими и районными органами здравоохранения, а также указаниями
вышестоящих должностных лиц. 4. Всю работу врач - участковый терапевт
цехового врачебного участка проводит совместно с врачами других специальностей
и закрепленным за ним средним медицинским персоналом. 5. Основной задачей врача - участкового
терапевта цехового врачебного участка является оказание рабочим и служащим
участка квалифицированной терапевтической помощи, участие в проведении
профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости с
временной утратой трудоспособности, профессиональных болезней и инвалидности,
улучшению их санитарно-гигиенических условий труда, оказание первой врачебной
помощи при острых отравлениях и заболеваниях. 6. В соответствии с основной задачей врач
- участковый терапевт цехового врачебного участка осуществляет: а) раннее выявление заболеваний,
своевременную диагностику и квалифицированное лечение больных, используя для
этого соответствующие лабораторные, инструментальные и
функционально-диагностические методы обследования, физиотерапию, лечебную
физкультуру и др.; б) оказание медицинской помощи при
внезапных заболеваниях и профессиональных отравлениях на производстве; в) диспансерную работу на цеховом
врачебном участке: - своевременное выявление лиц, подлежащих
диспансеризации; - обследование и динамическое наблюдение диспансеризируемого контингента; - активное лечение диспансеризируемых
с использованием санаторно-курортного лечения, диетического питания; - анализ эффективности диспансеризации; - рекомендации по рациональному
трудоустройству диспансеризируемых; г) направление в установленном порядке на
стационарное лечение как в случаях острых заболеваний,
так и по плану из числа диспансеризируемых больных,
нуждающихся в госпитализации; д) экспертизу временной
нетрудоспособности в соответствии с действующим законодательством; е) совместно с профсоюзной организацией
контроль за рациональным трудоустройством работающих в
соответствии с заключением ВКК; ж) совместно с администрацией, ФЗМК и
санэпидстанцией организацию и качественное проведение предварительных при
поступлении на работу и периодических медицинских осмотров; з) изучение совместно с санитарным врачом
по гигиене труда условий труда рабочих и служащих цехового участка и разработку
предложений по приведению их в соответствие с санитарно-гигиеническими
требованиями; и) руководство и контроль
за работой фельдшерского здравпункта при его организации на цеховом
врачебном участке; к) систематический анализ заболеваемости
профессиональной и с временной утратой трудоспособности рабочих и служащих
своего цехового участка, в том числе длительно и часто болеющих, инвалидов, и
разработку предложений по ее снижению (совместно с администрацией цехов и
цеховыми комитетами профсоюза с привлечением врачей других специальностей); л) медицинский отбор больных, нуждающихся
в санаторно-курортном лечении (в т.ч. в
санаториях-профилакториях), диетическом питании; м) направление в санэпидстанцию
экстренного извещения при выявлении инфекционного заболевания, пищевого или
профессионального отравления или заболевания и сообщение о нем руководителю
отделения или лечебно-профилактического учреждения; н) контроль за
подготовкой уполномоченных санитарных дружин и постов по оказанию само- и
взаимопомощи; п) проведение санитарно-просветительной
работы. 7. Врач - участковый терапевт цехового
врачебного участка принимает участие: а) в разработке коллективного договора
предприятия и контроле за выполнением оздоровительных
мероприятий; б) в совещаниях цехового комитета и
комиссии социального страхования при обсуждении вопросов: - улучшения условий труда; - состояния заболеваемости с временной
утратой трудоспособности и профессиональной заболеваемости рабочих и служащих; - рационального трудоустройства больных и
инвалидов; - распределения путевок в санатории и
санатории-профилактории. 8. Врач - участковый терапевт цехового
врачебного участка работает под непосредственным руководством и контролем
заведующего терапевтическим отделением, а при его отсутствии - одного из
наиболее опытных врачей или руководителя амбулаторно-поликлинического
учреждения (подразделения). 9. Врач - участковый терапевт цехового
врачебного участка работает в тесном контакте с врачами-специалистами данного
лечебно-профилактического учреждения и санитарно-эпидемиологической станции,
администрацией и профсоюзной организацией. 10. График работы врача - участкового
терапевта цехового врачебного участка строится с учетом необходимости
обеспечения амбулаторного приема рабочих и служащих своего участка и проведения
профилактической работы, в том числе на производстве (не более 9 часов в
неделю). 11. Врач - участковый терапевт цехового
врачебного участка должен повышать свою квалификацию и подчиненного ему
среднего медицинского персонала. 12. Работа врача - участкового терапевта
цехового врачебного участка при наличии стационара строится, как правило, по
системе чередования. 13. Врач - участковый терапевт цехового
врачебного участка составляет поквартальный и годовой планы своей работы,
которые утверждаются главным врачом. В плане предусматриваются конкретные
мероприятия лечебно-профилактического характера, направленные на оздоровление и
снижение заболеваемости и инвалидности рабочих и служащих. 14. Врач - участковый терапевт цехового
врачебного участка назначается и увольняется главным врачом по представлению
зав. отделением или поликлиникой. 15. Врач - участковый терапевт цехового
врачебного участка периодически отчитывается о своей
работе перед главным врачом, информирует администрацию предприятия и
профсоюзную организацию о состоянии профессиональной заболеваемости,
заболеваемости с временной утратой трудоспособности и проводимых мероприятиях
по ее снижению. Начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи И.В.ШАТКИН Приложение N 4 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 3 января 1978 г. N 12 ПОЛОЖЕНИЕ О ВРАЧЕБНОМ ЗДРАВПУНКТЕ 1. Врачебный здравпункт организуется в
установленном порядке в составе поликлиники (амбулатории) и является ее
структурным подразделением. 2. Штаты врачебного здравпункта
устанавливаются по действующим штатным нормативам. 3. Время работы здравпункта устанавливается
с учетом режима работы предприятия, учреждения, организации, при которых
здравпункты организованы. 4. Основной задачей врачебного
здравпункта является участие в проведении мероприятий по предупреждению и
снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, травматизма,
профессиональной заболеваемости, инвалидности рабочих и служащих; улучшению их
санитарно-гигиенических условий труда, оказание первой врачебной помощи при
травмах, острых отравлениях и заболеваниях. 5. Работа врачебного здравпункта строится
по плану, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения и
согласованному с администрацией предприятия и ФЗМК. 6. Врач здравпункта участвует совместно с
врачами санэпидстанции, администрацией и профсоюзной организацией в разработке
единого комплексного плана мероприятий по оздоровлению условий труда, снижению
заболеваемости, травматизма и инвалидности среди рабочих и служащих и
осуществляет контроль за рациональным трудоустройством
диспансеризируемых, длительно и часто болеющих и
инвалидов. 7. Врач здравпункта принимает участие в
работе комиссии ФЗМК по социальному страхованию. 8. Врачебный здравпункт обеспечивает: а) оказание первой врачебной помощи при
внезапных заболеваниях, травмах и острых отравлениях; б) направление больных к врачам
поликлиники и в стационар для оказания специализированной
лечебно-профилактической помощи; в) анализ заболеваемости с временной
утратой трудоспособности и профессиональной заболеваемости рабочих, служащих, в
том числе длительно и часто болеющих и инвалидов; периодически сообщает о
состоянии заболеваемости рабочих и служащих на заседании профсоюзной
организации и на совещаниях у администрации предприятия; г) организацию диспансерного наблюдения
определенных групп рабочих и служащих, контроль за
проведением оздоровительных мероприятий, намеченных в процессе диспансеризации,
отбор больных на санаторно-курортное лечение, в санатории-профилактории, на
диетпитание; д) совместно с администрацией, ФЗМК и
санэпидстанцией организацию работы по проведению периодических и целевых
медицинских осмотров лиц, подлежащих этим осмотрам в соответствии с указаниями
Министерства здравоохранения СССР, участие в разработке оздоровительных
мероприятий по результатам осмотров; е) определение временной нетрудоспособности
с выдачей больничных листков на установленные сроки с последующим направлением
больного в поликлинику; ж) организацию в необходимых случаях
транспортировки больных в соответствующие лечебно-профилактические учреждения; з) учет беременных и подростков; и) организацию и проведение совместно с
санэпидстанцией противоэпидемических мероприятий на предприятии
(профилактические прививки, наблюдение за бывшими больными в контакте с
инфекционными больными и др.); к) проведение санитарно-просветительной
работы; л) контроль за
обучением рабочих и уполномоченных санитарных постов по оказанию само- и
взаимопомощи; м) организацию общественного актива и
работу со страховыми делегатами, а также вовлечение работающих в ряды доноров. 9. Врачебный здравпункт должен иметь набор
помещений в соответствии со СНиП II-92-76, а также оснащение в соответствии с
табелем оборудования за счет предприятия (организации). 10. Помещение для организации здравпункта равно как и его ремонт, уборка и оплата за
коммунальные услуги предоставляются и обеспечиваются администрацией
предприятия. 11. Врачебный здравпункт имеет угловой
штамп с указанием своего наименования и наименования лечебно-профилактического
учреждения, в состав которого он входит, а также печать "для
рецептов". 12. Врачебный здравпункт в установленном
порядке составляет и представляет планы и отчеты о своей деятельности, ведет
медицинскую учетно-отчетную документацию, утвержденную Министерством
здравоохранения СССР. Начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи И.В.ШАТКИН Приложение N 5 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 3 января 1978 г. N 12 ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕЛЬДШЕРСКОМ ЗДРАВПУНКТЕ 1. Фельдшерский здравпункт организуется
при промышленных, строительных и транспортных предприятиях, учебных заведениях
и т.д. в соответствии с действующими штатными нормативами и является
структурным подразделением поликлиники (амбулатории). 2. Время работы фельдшерского здравпункта
определяется в установленном порядке применительно к режиму работы предприятия,
организации, учреждения, при котором он организуется. 3. Фельдшерский здравпункт возглавляется
фельдшером и работает под руководством врача - участкового терапевта цехового
врачебного участка, а при отсутствии участковости -
руководителя поликлиники (амбулатории), в состав которой входит здравпункт. 4. Основными задачами фельдшерского
здравпункта является: а) оказание первой доврачебной помощи при
травмах, профессиональных отравлениях и внезапных заболеваниях, направление
больных и пострадавших в поликлинику (амбулаторию) или больницу в зависимости
от медицинских показаний; б) организация транспортировки больных и
пострадавших в необходимых случаях; освобождение рабочих или служащих от работы
до конца смены с выдачей справки, которая обменивается на больничный листок в
соответствии с действующими правилами выдачи больничных листков; в) участие в разработке мероприятий по
предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности и травматизма. 5. В соответствии с основными задачами
фельдшерский здравпункт проводит: а) учет длительно и часто болеющих и
инвалидов; б) подготовительные мероприятия по
организации периодических и целевых медицинских осмотров и диспансеризации в
соответствии с приказами, инструкциями Министерства здравоохранения СССР; в) по назначению врача противорецидивное лечение лиц, находящихся на диспансерном
наблюдении; г) совместно с профсоюзной организацией
работу по контролю за выполнением администрацией
предприятия, организации, учреждения требований врачей по трудоустройству
больных и инвалидов; д) учет беременных и подростков; е) санитарно-просветительную работу. 6. Под руководством
врача - участкового терапевта цехового врачебного участка (поликлиники,
амбулатории) и врачей санэпидстанции фельдшерский здравпункт проводит
противоэпидемические мероприятия (прививки, наблюдения за лицами, бывшими в
контакте с инфекционными больными, и др.) и осуществляет наблюдение за
санитарным содержанием цехов, бытовых помещений, пищевых объектов,
регулярностью медицинских осмотров работников пищевых точек и работников,
занятых по питьевому водоснабжению, и т.д. 7. Фельдшерский здравпункт организует и
проводит обучение рабочих и служащих по оказанию само- и взаимопомощи, а также
подготовку санитарных постов. 8. Фельдшерский здравпункт участвует в
работе комиссии по социальному страхованию и охране труда ФЗМК профсоюзов. 9. Фельдшерский здравпункт должен иметь
набор помещений в соответствии со СНиП II-92-76. 10. Помещения для организации
фельдшерского здравпункта как и его уборка, ремонт и
оплата за коммунальные услуги предоставляются и обеспечиваются администрацией
соответствующего предприятия, организации, учреждения. 11. Фельдшерский здравпункт обеспечивается
оборудованием и твердым инвентарем за счет средств предприятия,
организации, учреждения в соответствии с действующим табелем оборудования. 12. Фельдшерский здравпункт имеет угловой
штамп с указанием своего наименования и наименования лечебно-профилактического
учреждения, в состав которого он входит. 13. Фельдшерский здравпункт в
установленном порядке составляет и представляет планы и отчеты о своей
деятельности. Начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи И.В.ШАТКИН Приложение N 6 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 3 января 1978 г. N 12 ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФПАТОЛОГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ 1. Профпатологическое
отделение является структурным подразделением республиканской, краевой,
областной, городской больниц или медико-санитарной части. 2. В своей работе медицинский персонал
руководствуется настоящим Положением, положениями об учреждении, в состав
которого входит профпатологическое отделение,
положениями о должностных лицах отделения стационара, утвержденными
Министерством здравоохранения СССР, а также другими официальными документами,
издаваемыми Министерством здравоохранения СССР, министерствами здравоохранения
союзных и автономных республик, краевыми, областными и городскими отделами
здравоохранения. 3. Основной задачей отделения является
оказание квалифицированной стационарной медицинской помощи больным, страдающим
профессиональными заболеваниями, а также экспертиза и установление наличия
(отсутствия) профессионального заболевания. 4. В соответствии с основной задачей профпатологическое отделение осуществляет: - оказание стационарной помощи больным на
современном уровне; - внедрение в практику оказания
медицинской помощи новых методов диагностики и лечения больных, страдающих
профессиональными заболеваниями; - проведение работы по повышению
профессиональной квалификации медицинского персонала отделения; - консультативную помощь врачам других
отделений больницы, а также лечебно-профилактических учреждений по вопросам
профессиональной патологии с целью уточнения диагноза профессионального
заболевания; - направление на врачебно-трудовую
экспертную комиссию лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности; - разработку предложений совместно с
санитарно-эпидемиологической станцией по предупреждению профессиональных
заболеваний и отравлений на предприятиях, в организациях и учреждениях. 5. Профпатологическое
отделение в зависимости от особенностей профессиональной патологии, по поводу
которой в отделение госпитализируются больные, может быть: - терапевтическим; - неврологическим; - дерматовенерологическим; - отоларингологическим; - офтальмологическим. 6. Штаты медицинского персонала отделения
устанавливаются в зависимости от контингента госпитализируемых больных по
штатным нормативам специализированных отделений и палат (терапевтических,
неврологических и т.д.) в составе республиканской, краевой, областной,
городской больниц или медико-санитарной части. 7. Профпатологическое
отделение для выполнения возложенных на него функций использует в установленном
порядке другие подразделения и учреждения здравоохранения. 8. Порядок госпитализации больных
устанавливается органами здравоохранения по подчиненности
лечебно-профилактического учреждения, имеющего профпатологическое
отделение. 9. Отделение может быть базой
медицинского института, института усовершенствования врачей и
научно-исследовательского института. 10. Отделение возглавляется заведующим,
назначаемым в установленном порядке. Он руководит отделением в соответствии с
положением о заведующем отделением стационара. 11. Отделение ведет документацию, учет и
представляет отчеты о своей деятельности по формам и в сроки, установленные ЦСУ
СССР и Министерством здравоохранения СССР. Начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи И.В.ШАТКИН |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |