МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР N 94 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК СССР N 30 ЦЕНТРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР N 26/7 ИНСТРУКЦИЯ от 28 декабря 1977 года О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТОВ ЗА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ В соответствии с
Постановлением Совета Министров СССР от 09.06.77 N 491 "О мерах по
усилению борьбы с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом, с
потерями и расхищением автомобильного бензина и других горюче-смазочных
материалов и по улучшению работы автозаправочных станций" утверждена
настоящая Инструкция, применение которой обязательно для всех государственных,
кооперативных, общественных предприятий, организаций и учреждений. В целях выполнения указанного Постановления
Совета Министров СССР устанавливается следующий порядок расчетов за перевозку
грузов автомобильным транспортом. 1. Расчеты с автотранспортными
предприятиями или организациями за все выполненные ими работы по перевозке
грузов, экспедированию, погрузочно-разгрузочным и другим операциям и услугам,
связанным с перевозкой грузов, производятся грузоотправителями или
грузополучателями - заказчиками автотранспорта в соответствии с правилами
Госбанка СССР и настоящей Инструкцией. 2. Расчеты за перевозки грузов с
автотранспортными предприятиями и организациями производятся заказчиками
автотранспорта по Единым тарифам на перевозку грузов
автомобильным транспортом в соответствии с утвержденными в установленном
порядке правилами их применения. 3. Перевозка грузов
товарного характера автомобильным транспортом в городском, пригородном, включая
перевозки в сельской местности, и междугородном сообщениях (в том числе с
участием грузовых автостанций органов управления автомобильным транспортом
общего пользования союзных республик) осуществляется только при наличии
оформленной товарно-транспортной накладной, составленной по форме, утвержденной
в установленном порядке в соответствии с типовой формой согласно приложению N 1
(не приводится). 4. Товарно-транспортная накладная
предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за
их перевозки автомобильным транспортом и состоит из двух разделов: I - Товарного,
определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего
для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования
их у грузополучателей; II - Транспортного, определяющего
взаимоотношения грузоотправителей - заказчиков автотранспорта с
автотранспортными предприятиями, выполнившими перевозку грузов и служащего для
учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с
автотранспортными предприятиями, организациями за оказанные им услуги по
перевозке грузов. Министерства и ведомства, в случае
необходимости, в целях приближения учетных показателей типовой формы Товарного
раздела к особенностям бухгалтерского учета материальных ценностей,
установленным по отрасли, могут по согласованию с ЦСУ СССР внести в Товарный
раздел товарно-транспортной накладной изменения отдельных учетных реквизитов.
При этом Транспортный раздел, размещенный на оборотной стороне
товарно-транспортной накладной, должен точно соответствовать утвержденной
типовой форме и внесения каких-либо изменений в его реквизиты не допускается. 5. Товарно-транспортная накладная на
перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для
каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку
автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для полноты
и правильности проведения расчетов за работу автотранспорта, а также для
описания и оприходования товарно-материальных ценностей. При централизованном вывозе грузов со
станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов перевозка оформляется
товарно-транспортными накладными, составляемыми совместно автотранспортными
предприятиями, станциями железных дорог, пристанями, портами, аэропортами в
соответствии с Правилами централизованного завоза и вывоза грузов,
утвержденными в установленном порядке в союзных республиках. 6. В условиях, когда на одном автомобиле
одновременно перевозится несколько партий грузов в адрес одного или нескольких
получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию
грузов и каждому грузополучателю в отдельности. При кольцевом завозе товарно-материальных
ценностей одним автомобилем в адрес нескольких получателей, подчиненных одному
заказчику автотранспорта, порядок выписки товарно-транспортных накладных
определяется в соответствии с соглашениями грузоотправителей и заказчиков
автотранспорта. 7. Товарно-транспортная накладная должна
выписываться в минимальном количестве, как правило в
четырех экземплярах, обеспечивающих учет материальных ценностей и работу
автотранспорта. При выписке товарно-транспортных накладных в четырех
экземплярах: - первый остается у грузоотправителя и
предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Второй, третий и
четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами)
грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю; - второй сдается водителем
грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных
ценностей у получателя груза; - третий и четвертый экземпляры,
заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются
автотранспортному предприятию или организации. Третий, служащий основанием для
расчетов, автотранспортное предприятие прилагает к счету за перевозку и
высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к
путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления
заработной платы водителю. 8. При одновременном предъявлении к
перевозке большого количества наименований товарно-материальных ценностей
допускается применение вкладышей-продолжений товарно-транспортной накладной,
заполняемых по форме листа товарно-транспортной накладной с повторением во
вкладышах табличных реквизитов, а также серии и номера заглавного листа
товарно-транспортной накладной, указанных в Товарном разделе. 9. По грузам нетоварного характера, по
которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но
организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, единым
перевозочным документом служит акт замера (взвешивания), приложение N 2 (не
приводится). 10. Акт замера (взвешивания) перевезенных
грузов должен составляться грузоотправителем также в минимальном количестве,
обеспечивающем учет работы автомобиля как по сдельной,
так и по повременной форме оплаты. При выписке акта в трех экземплярах: - первый и второй экземпляры передаются
автотранспортному предприятию или организации. Первый экземпляр служит
основанием для расчетов автотранспортного предприятия или организации с
грузоотправителем и прилагается к счету, а второй прилагается к путевому листу
и служит основанием для учета транспортной работы; - третий экземпляр остается у
грузоотправителя и служит основанием для учета выполняемых объемов перевозок. 11. Товарно-транспортные накладные, а
также акты замера (взвешивания) являются документами строгой отчетности,
изготовляются централизованно, типографским способом и должны иметь учетную
серию и номер однозначный для всех экземпляров, выписываемых для каждой в
отдельности ездки грузового автомобиля с грузом. 12. Порядок изготовления и заполнения
типовой формы товарно-транспортной накладной и акта замера (взвешивания)
устанавливается согласно приложению N 3 (не приводится). 13. Грузоотправителям запрещается
предъявлять, а автотранспортным предприятиям или организациям принимать к
перевозке грузы товарного и нетоварного характера, не оформленные
товарно-транспортными накладными по грузам товарного характера или актами
замера (взвешивания) по грузам нетоварного характера без указанных выше
товарно-транспортных документов. Это требование распространяется на все виды
перевозок груза, выполняемых грузовым автотранспортом, независимо от условий
оплаты за его работу, за исключением перевозок, предусмотренных подпунктами
"а", "б" и "д" пункта 27 настоящей Инструкции. 14. Товарно-транспортные накладные или
акты замера (взвешивания) совместно с путевыми листами служат едиными
документами для учета транспортной работы, расчетов за перевозки, а
товарно-транспортная накладная, выписываемая грузоотправителем, является
единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у
грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского
оперативного и бухгалтерского учета. 15. Предприятия, организации и
учреждения, осуществляющие перевозки товарных и нетоварных грузов для нужд
своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны
заполнять товарно-транспортные накладные или акты замера (взвешивания) на
каждую ездку грузового автомобиля и прилагать один
экземпляр транспортного документа к путевому листу. 16. Порядок оформления
отметок о времени прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и разгрузки
при перевозке грузов устанавливается Правилами перевозок грузов автомобильным
транспортом, утвержденными в установленном порядке в союзных республиках, а при
осуществлении централизованного завоза (вывоза) грузов на станции железных
дорог, в порты (пристани) и аэропорты - Правилами централизованного завоза
(вывоза) грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, порты
(пристани) и аэропорты. 17. Грузоотправители и грузополучатели
несут установленную законом ответственность за достоверность данных о весе
(массе) перевозимого груза и количестве грузовых мест, указанных ими в
товарно-транспортных документах, а автотранспортные предприятия - за
правильность указанных в этих документах расстояний перевозок и тарифного
класса груза. 18. Расстояние перевозки и тарифный класс
перевозимого груза указываются автотранспортными предприятиями после окончания
перевозки груза в третьем и четвертом экземплярах товарно-транспортной
накладной. 19. Прием грузов к перевозке от
грузоотправителя удостоверяется подписью водителя-экспедитора во всех
экземплярах товарно-транспортных документов. 20. Перевозки однородных грузов от одного
грузоотправителя в адрес одного грузополучателя на одно и то же расстояние, при
условии обеспечения сохранности груза, могут оформляться одной
товарно-транспортной накладной или одним актом замера (взвешивания) суммарно на
всю работу, выполненную автомобилем в течение смены. При этом оформление
промежуточных ездок производится выдачей
грузоотправителем водителю автомобиля талона на каждую отдельную ездку. Талон действителен только на день выдачи
и заполняется в трех экземплярах, из которых: - первый остается у грузоотправителя; - второй - у водителя; - третий - у грузополучателя. При перевозке грузов нетоварного
характера третий экземпляр талона может не выписываться. При выполнении последней ездки грузоотправитель вместо выданных талонов оформляет
товарно-транспортную накладную или акт замера (взвешивания) на все количество
перевезенного груза, а талоны, на основании которых составляется
товарно-транспортная накладная или акт замера (взвешивания), подлежат
уничтожению. Реквизиты талона устанавливаются по
согласованию между автотранспортным предприятием или организацией,
грузоотправителем и грузополучателем и должны содержать сведения, учитывающие
количество перевозимого груза и время работы автомобиля, а также время простоя
по каждой ездке и другие, необходимые для последующего
внесения этих данных в товарно-транспортные документы. 21. При определении объема перевезенного
груза по геодезическому обмеру аккордно группой автомобилей, по согласованию
сторон заказчик может оформить и выдать автотранспортному предприятию акт
замера (взвешивания) на весь объем выполненной работы, без выдачи водителям
талонов, а учет работы каждого автомобиля в отдельности в этом случае
осуществляется автотранспортным предприятием. При этом оформление актов замера
(взвешивания) на вывоз груза должен производиться не реже двух раз в месяц. 22. Основным первичным документом учета
работы грузового автомобиля является путевой лист, выдаваемый водителю
ежедневно при выпуске грузового автомобиля на линию. Участие водителя в
заполнении путевого листа не допускается, за исключением подписей,
удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении) автомобиля. 23. Путевой лист является документом
строгой отчетности, изготавливается типографским способом с учетной серией и
типографским номером. Изготовление и снабжение путевыми листами автотранспортных
предприятий, а также организаций и учреждений, имеющих собственный
автотранспорт, производится централизованно их вышестоящими организациями в
установленном порядке. В соответствии с
пунктом 2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1968 г. N
598, организация перевозок грузов в междугородных сообщениях, порядок
изготовления и выдачи путевых листов для выполнения междугородных перевозок
грузов предприятиями, организациями и учреждениями, находящимися на территории
союзной республики, устанавливается органами управления автомобильным
транспортом общего пользования по согласованию с Госпланом союзной республики. 24. К путевым листам должны быть
приложены товарно-транспортные документы, оформленные надлежащим образом.
Грузоотправители и грузополучатели несут ответственность за все последствия
неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в
товарно-транспортных документах. Счета и платежные
требования, составленные по путевым листам без приложенных к ним товарно-транспортных
документов, а также в случаях представления водителями путевого листа с
приложением к нему неправильно оформленных (недооформленных)
товарно-транспортных документов не должны предъявляться к оплате заказчику за
работу автотранспорта, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами
"а", "б", "д" пункта 27 настоящей Инструкции, а
также отказа заказчика от перевозки груза и других случаев, предусмотренных уставами автомобильного транспорта
союзных республик. 25. Основанием для перевозки автотранспортом
личных вещей и грузов граждан является путевой лист с приложением
к нему квитанций (приходного ордера) на оплату транспортных услуг и в
необходимых случаях транспортной накладной, форма которой утверждается органами
управления автомобильным транспортом союзных республик. 26. Формы путевого листа для грузового
автомобиля и порядок их заполнения устанавливаются согласно приложению N 4 (не
приводится). 27. Применение повременных тарифов по
оплате работы автомобиля допускается в случаях: а) если при перевозке грузов нетоварного
характера невозможен учет путем замера, взвешивания, геодезического замера
(очистка территории от мусора, перевозка грузов внутри территории предприятий и
строек и т.п.); б) при внутризаводских, внутрипостроечных
и внутрискладских перевозках грузов, когда применение
отдельных тарифов нецелесообразно; в) при внутригородских перевозках с
заездами не менее чем в 4 пункта за одну ездку, когда
применение сдельных тарифов нецелесообразно; г) при перевозках грузов автомобилем
грузоподъемностью до 1 тонны включительно; д) при использовании автомобиля для
обслуживания линий связи и электропередач, нефтегазопроводов,
перевозки почты и периодической печати внутри города, а также
научно-изыскательских, геологических работах, для киносъемок и при стихийных
бедствиях; е) внутригородских перевозках
грузов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, когда
применение сдельных тарифов нецелесообразно. 28. При работе автотранспорта по
повременной оплате, в актах замера (взвешивания) и товарно-транспортных
накладных заказчиком наносится штемпельная надпись: "Почасовая". 29. Данные о работе автомобильного
транспорта, оплачиваемого по повременным тарифам, отражаются в путевых листах и
приложенных к ним товарно-транспортных накладных при перевозке товарных грузов
или в актах замера (взвешивания) при перевозке нетоварных грузов. 30. Запрещается включать в путевые листы
перевозки грузов автомобильным транспортом, не подтвержденные
товарно-транспортными накладными или актами замера (взвешивания). Перевозки
грузов, не подтвержденные товарно-транспортными накладными или актами замера
(взвешивания), не могут включаться в отчет о выполненных объемах перевозок. 31. Предприятия и организации -
грузоотправители (грузополучатели) обязаны не реже одного раза в квартал
производить сверки данных, на основании которых автотранспортные предприятия и
организации выписывают счета на оплату перевозок грузов, с фактически
перевезенным этими предприятиями количеством груза, а также расстоянием этих
перевозок. Указанные сверки производятся в
автотранспортных предприятиях и организациях по графикам
утвержденным ими по согласованию с грузополучателями. Выявленные в ходе сверки
суммы, излишне полученные автотранспортными предприятиями в результате приписок
при перевозке грузов перечисляются ими в пятидневный срок со дня
подписания акта в доход союзного бюджета на раздел 12 § 25 "Прочие
поступления". О фактах выявленных приписок за
проверенный квартал участники сверки обязаны сообщить вышестоящим организациям,
а также органам ЦСУ СССР и одновременно внести соответствующие изменения в
отчетность по выполнению объема перевозок груза, прибыли и другим
технико-экономическим показателям. Форма акта сверки и порядок его
составления прилагается (приложение N 5 и N 6 - не приводятся). 32. В связи с изданием
настоящей Инструкции считать утратившими силу Инструкцию Министерства финансов
СССР, Госбанка СССР и ЦСУ СССР от 27 июня 1959 г. N 183/743/7-305 "О
порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" и письмо
Министерства финансов СССР, Госбанка СССР и ЦСУ СССР от 17 сентября 1966 г. N
294/1540/7-305. Заместитель Министра финансов СССР В.Н.МАСЛЕННИКОВ Заместитель Председателя Правления Госбанка СССР П.И.ПЧЕЛИН Заместитель Начальника ЦСУ СССР И.А.ПОГОСОВ Согласовано Заместитель Председателя Госплана СССР М.В.РАКОВСКИЙ Заместитель Председателя Госснаба СССР Г.Ф.ИВАНОВСКИЙ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |