КОМИТЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР ПРИКАЗ от 25 октября 1977 г. N 1053 О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ НА ЯХТАХ На соревнованиях
крейсерских яхт, проведенных Азовским бассоветом ДСО
"Водник", во время шторма в Азовском море 5 мая 1977 г. затонула яхта
"Надежда" спортивного клуба "Азовсталь"
и погиб ее экипаж в составе капитана яхты Карпова Г.В., помощника капитана Бокотина В.Л. и членов экипажа Тихонова В.И., Клещевникова Н.П. и Кузнецова А.Н. Гибель экипажа яхты явилась следствием,
прежде всего, неудовлетворительного состояния материальной части яхты и
невыполнения экипажем элементарных требований безопасности плавания в части
использования спасательных приборов и средств сигнализации, имевшихся на яхте. Спортклуб "Азовсталь"
в нарушение "Правил классификации, постройки и обмера яхт", принятых в СССР, как владелец, заявил на соревнования неисправную и
непригодную для крейсерских гонок яхту, не имеющую герметического самоотливного кокпита, не обмеренную и не
зарегистрированную в Спортсудорегистре. Яхта была неквалифицированно переоборудована из гоночной в крейсерско-гоночную без утверждения проекта перестройки в
технической комиссии Федерации парусного спорта СССР. Азовский бассовет
ДСО "Водник", как организатор соревнований, не укомплектовал
судейскую коллегию соревнований мерительной комиссией и тем самым не обеспечил
должного контроля за обеспечением безопасности допущенных
к соревнованиям яхт. Судейская коллегия соревнований нарушила
"Правила парусных соревнований", допустив к участию в соревнованиях
яхту "Надежда", не имеющую права на участие без официального
мерительного свидетельства, зарегистрированного в Спортсудорегистре,
и судового билета. Вследствие
неудовлетворительного контроля за состоянием работы по обеспечению безопасности
и безаварийности плавания на яхтах со стороны ряда комитетов по физической
культуре и спорту, Советов спортивных обществ, яхт-клубов и физкультурных
организаций ведомств - владельцев яхт имели место и другие несчастные случаи и
аварии, повлекшие и могущие повлечь гибель людей на занятиях парусным спортом. В целях предупреждения несчастных случаев
на занятиях парусным спортом, обеспечения безопасности и безаварийности
плавания на яхтах в условиях постоянного роста количества яхт и числа
соревнований по парусному спорту в стране приказываю: 1. Указать Ждановскому городскому
комитету по физической культуре и спорту (т. Бурмистров Е.П.) на неудовлетворительный
контроль за состоянием работы в яхт-клубах города по
обеспечению безопасности плавания на яхтах. Принять к сведению, что лица, повинные в
гибели экипажа яхты "Надежда", привлечены к судебной ответственности. 2. Комитетам по физической культуре и
спорту, Советам спортивных обществ и физкультурным организациям ведомств -
организаторам парусных соревнований: а) Улучшить работу судейских коллегий по
подготовке и проведению соревнований, установить строгий контроль за
соблюдением требований "Правил парусных соревнований" и "Правил
классификации, постройки и обмера яхт, принятых в СССР"
в части обеспечения безопасности и надежности плавания на яхтах. б) Не допускать к
участию в соревнованиях и тренировочных гонках на олимпийских дистанциях, в крейсерских
гонках и в дальних спортивных плаваниях спортсменов на яхтах, не отвечающих
требованиям "Правил", не прошедших предварительного технического
осмотра и обмера, не имеющих официального мерительного свидетельства,
зарегистрированного в Спортсудорегистре и положенного
по правилам снабжения на борту, а для крейсерских яхт - дополнительного
судового билета установленного образца. в) Принять меры к улучшению работы
технических комиссий федераций парусного спорта и яхт-клубов по надзору за
техническим состоянием материальной части яхт. С помощью технических комиссий
обеспечить перед каждой спортивной навигацией ежегодный технический осмотр всех
имеющихся в физкультурных организациях яхт, на основании
которого определять пригодность к эксплуатации и район плавания для каждой яхты
с выдачей соответствующего удостоверения и записью в судовом билете яхты. г) Не допускать проведение соревнований
без укомплектования судейских коллегий мерительными комиссиями. Вменить в обязанность мерительным
комиссиям обязательный контроль за наличием снабжения,
обеспечивающего безопасность плавания. д) Вменить в обязанности судейских
коллегий, судей и тренеров обязательное несение спасательной службы по
обеспечению безопасности участников соревнований и тренировочных гонок на олимпийских
дистанциях. Обеспечить обязательное выделение в распоряжение судейских
коллегий, помимо судейских катеров, специальных катеров со спасательной
командой водолазов. е) В соответствии с Правилами
соревнований и Правилами классов яхт ответственность за обеспечение средствами
безопасности и надежности плавания, а также за деятельность и безопасность
экипажа в процессе плаваний возложить на капитанов и организации - владельцев
яхт, разрешивших выход яхт на гонки и в автономные плавания. ж) Систематически проводить семинары
судей, тренеров, капитанов яхт, директоров яхт-клубов и спортивных парусных баз
по вопросам техники безопасности плавания на яхтах, а перед каждым
соревнованием - обязательные инструктажи рулевых, водителей обслуживающих
катеров и членов спасательных команд. з) В соответствии с
"Положением о квалификации лиц, занимающихся парусным спортом, порядке
присвоения квалификационных званий водителям яхт и работе квалификационных
комиссий", утвержденным Приказом Спорткомитета СССР N 17 от 12 января 1972
года, повысить требования к присвоению установленных квалификационных званий и
улучшить качество подготовки яхтенных рулевых и капитанов в секциях парусного
спорта и в яхт-клубах, обратив особое внимание на выполнение программных требований по морской практике и технике безопасности плавания на
яхтах, на твердые знания и практическое применение "Правил плавания по
внутренним водным путям СССР", "Международных правил предупреждения
столкновения судов", "Инструкции по организации и проведению крейсерских
гонок и дальних спортивных плаваний на яхтах" и других указаний
судоводителям. Лиц, не сдавших экзамены на присвоение
квалификационных званий и не имеющих квалификационных удостоверений водителей
яхт, к самостоятельному плаванию на яхтах и к управлению яхтами не допускать. 3. Утвердить "Типовую инструкцию по
обеспечению безопасности плавания на яхтах для яхт-клубов и спортивных парусных
баз" (Приложение N 1), "Положение о технических комиссиях федераций
парусного спорта" (Приложение N 2) и "Правила и нормы обеспечения
безопасности плавания при проведении крейсерских гонок и дальних плаваниях на
яхтах" (Приложение N 3). 4. Обязать директоров яхт-клубов и
спортивных парусных баз: - на основе "Типовой инструкции по
обеспечению безопасности плавания на яхтах" разработать, применительно к
местным навигационным условиям и местным правилам плавания, инструкцию по
обеспечению безопасности плавания для данного яхт-клуба (спортивной базы) и
довести ее до сведения каждого члена яхт-клуба (спортивной базы); - обеспечить укомплектование табельным
снабжением всех плавсредств яхт-клубов (спортивных
баз) в соответствии с требованиями "Правил парусных соревнований" и
правил для данного класса яхт; - организовать при яхт-клубах и секциях
парусного спорта подготовку и повышение квалификации водителей яхт - яхтенных
рулевых и капитанов, привлечь к проведению занятий опытных тренеров и
преподавателей; - систематически проводить технический
осмотр имеющихся плавсредств на предмет их
пригодности к эксплуатации, наладить текущий ремонт яхт и поддержание их в
отличном гоночном состоянии. 5. Управлению гребного и парусного спорта
оказать помощь физкультурным организациям г. Жданова в подготовке мерителей яхт. 6. Главспортпрому принять меры к улучшению снабжения физкультурных организаций
спасательными принадлежностями (жилетами и плотами), штормовыми непромокаемыми
костюмами, костюмами типа "калипсо", предметами оборудования яхт
(компасы, помпы, лебедки, оковки и др.), средствами связи и сигнализации
(сигнальными ракетами, фальшфейерами, сигнальными фонарями, портативными
радиостанциями и др.); повысить требовательность к верфям спортивного
судостроения в отношении выпуска яхт с полным комплектом оборудования и
снабжения; обязать верфи производить проверку каждой яхты на
непотопляемость в соответствии с требованиями правил по отдельным классам яхт. 7. Приказ по Комитету по физической
культуре и спорту при Совете Министров СССР от 10 апреля 1956 г. N 296 "О
мерах безопасности плавания на яхтах" считать утратившим силу. 8. Контроль за
выполнением настоящего Приказа возложить на Управление гребного и парусного
спорта Комитета. Председатель Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР С.П.ПАВЛОВ Приложение N 1 к Приказу Председателя Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 25 октября 1977 г. N 1053 ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ НА ЯХТАХ ДЛЯ ЯХТ-КЛУБОВ И СПОРТИВНЫХ ПАРУСНЫХ БАЗ 1. Выход яхт из
гавани в плавание 1.1. Основным назначением плаваний на
яхтах должны быть учебные занятия, тренировки, участие в соревнованиях, в
крейсерских гонках и в спортивных плаваниях. 1.2. Ни одна яхта не имеет права выхода
из гавани без разрешения вахтенного начальника, тренера или других
ответственных за выход лиц, утвержденных приказом директора яхт-клуба,
спортивной базы, и соответствующей записи в вахтенном журнале клуба, спортивной
базы, где постоянно или временно базируется данная яхта. Заполнение всех граф
журнала обязательно и производится капитаном - рулевым выходящей в плавание яхты.
Форма вахтенного журнала прилагается (Приложение N 1). 1.3. Вахтенный начальник, тренер или
какое-либо другое лицо, ответственное за выход яхт, разрешает их выход только в
светлое время суток, с условием обязательного возвращения яхты в гавань до захода
солнца. 1.4. Выход в темное время суток или в
длительное плавание разрешается только начальником яхт-клуба, спортивной базы
или лицами, их заменяющими, о чем делается соответствующая запись в вахтенном
журнале. Разрешение на выход для участия в
крейсерских гонках или в дальних спортивных плаваниях на несколько суток
выдается после контрольного осмотра и проверки обеспечения надежности и
безопасности данного плавания. 1.5. На каждом судне, выходящем в
плавание, должен быть капитан-рулевой, имеющий при себе удостоверение на право
управления яхтой, зачисленный в состав экипажа данной яхты. Примечание: Для проведения учебных
занятий тренер может выпустить в плавание новичков, овладевающих техникой
управления яхтами, но еще не получивших водительских прав, при условии записи
выхода яхт в журнале на свое имя и неослабного наблюдения за проводящейся тренировкой. Ответственность за все
происшествия при этом возлагается на тренера, проводящего занятия. Для
обеспечения занятий в распоряжение тренера выделяется специальный катер. 1.6. Категорически запрещается выход в
плавание: а) без наличия у капитана-рулевого
удостоверения на право управления яхтой; б) на неисправном судне и на судне, не
прошедшем технического осмотра перед данной спортивной навигацией и не имеющем
соответствующего акта технического осмотра (судового билета для крейсерских
яхт) на право плавания, а также мерительного свидетельства, зарегистрированного
в Спортсудорегистре. Формы акта технического осмотра
и судового билета прилагаются (Приложения N 2 и N 3 (не приводится)); в) без нашитых на парусе установленных
опознавательных знаков: класса яхты, страны, регистрового номера; г) с количеством людей на борту,
превышающем установленные нормы; д) без наличия, предписанного правилами
класса, минимального табельного снабжения, средств сигнализации и спасательных
приборов по количеству лиц, находящихся на борту. 1.7. Перечень минимального снабжения
гоночных яхт, выходящих на тренировки и на соревнования на олимпийской
дистанции: ┌───┬─────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐ │ N │ Перечень снабжения │ Классы яхт │ │п/п│ ├─────────┬────────┬─────────────┬──────────┤ │ │ │"Солинг",│ "М" и │ "Звездный", │"Оптимист"│ │ │ │"Дракон" │ "Т" │ "Торнадо", │ и "Финн" │ │ │ │ │ │"Лет. голл.",│ │ │ │ │ │ │"470", "420",│ │ │ │ │ │ │ "Кадет" │ │ ├───┼─────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┼──────────┤ │1. │Спасательные приборы, шт.│3 │3 │2 │1 │ │2. │Ведро, шт. │- │1 │- │- │ │3. │Водоотливная помпа, шт. │1 │- │- │- │ │4. │Черпак-лейка, шт. │3 │1 │2 │1 │ │5. │Якорь весом, кг │10 │10 │2,5 │- │ │6. │Якорный канат, м │30 │30 │15 │- │ │7. │Швартовый конец, шт./м │2/10 │2/10 │2/10 │2/10 │ │8. │Весла-гребки, шт. │1 │1 │1 │1 │ │9. │Кранцы, шт. │2 │2 │2 │2 │ └───┴─────────────────────────┴─────────┴────────┴─────────────┴──────────┘ 1.8. Обязательное минимальное снабжение
для крейсерско-гоночных яхт, принимающих участие в крейсерских гонках и в
дальних спортивных плаваниях, обеспечивается в соответствии с требованиями
Правил по проведению крейсерских гонок и дальних спортивных плаваний. 1.9. Нормы вместимости числа людей на
борту яхты: а) Для гоночных классов яхт: ┌───┬────────────────────┬─────────────┬─────────────────────────┐ │ N │ Класс яхт │ Число людей │ Число людей на борту │ │п/п│ │ на борту во │во время обычных выходов,│ │ │ │ время гонок │ не более │ ├───┼────────────────────┼─────────────┼─────────────────────────┤ │1. │"Оптимист" │1 │2 │ │2. │"Кадет" │2 │2 │ │3. │"420" │2 │3 │ │4. │"470" │2 │3 │ │5. │"Летучий голландец" │2 │3 │ │6. │"Торнадо" │2 │3 │ │7. │"Финн" │1 │2 │ │8. │"М" │3 │5 │ │9. │"Т" │4 │7 │ │10.│"Звездный" │2 │4 │ │11.│"Дракон" │3 │6 │ │12.│"Солинг" │3 │5 │ └───┴────────────────────┴─────────────┴─────────────────────────┘ б) Для крейсерско-гоночных классов яхт
число членов экипажа не должно превышать: I класс - с гоночным баллом до 10 м - 10
чел.; с гоночным баллом более 10 м на каждый
балл прибавляется по 2 чел.; II класс - 8 чел.; III класс - 7 -"-; IV класс - 6 -"-; V класс - 6 -"-; VI класс - 4 -"-. в) Для крейсерских швертботов число
членов экипажа не должно превышать: на швертботах с гоночным баллом более 7 м
- 5 чел.; на швертботах с гоночным баллом менее 7 м
- 4 -"-. г) На крейсерских катамаранах число
членов экипажа не должно превышать 7 чел. Примечание: Для яхт, не указанных в
перечне, вместимость устанавливается техническими комиссиями федераций
парусного спорта и яхт-клубов. 1.10. Весь экипаж выходящих в плавание
яхт должен уметь плавать. Ответственность за безопасность взятых на борт лиц,
не умеющих плавать, несет капитан - рулевой яхты. 1.11. За все нарушения правил выхода яхт в плавание из гаваней яхт-клубов и спортивных баз несут
ответственность капитан - рулевой данной яхты и лица, разрешившие выход. На капитанов - рулевых яхт, допустивших
нарушение правил, может быть наложено взыскание, вплоть до запрещения выхода с
изъятием прав на управление яхтой, а на работников яхт-клубов и спортивных баз
соответствующее административное взыскание. 2. Правила плавания 2.1. Капитан - рулевой яхты осуществляет
руководство и обеспечивает квалифицированное управление судном, несет
ответственность за выполнение плана плавания, безопасность людей, сохранность
материальной части, поддержание порядка и соблюдение на судне советских законов
и спортивной этики. Капитан-рулевой получает разрешение на плавание, организует
вахтенную службу и распределяет обязанности между членами экипажа, выбирает
курсы следования судна и места стоянок, организует политико-воспитательную
работу с личным составом, принимает все необходимые меры для обеспечения
безопасности плавания. Все распоряжения капитана-рулевого в
пределах его полномочий подлежат беспрекословному выполнению личным составом
экипажа и всех лиц, находящихся на борту. 2.2. Во время плавания капитан - рулевой
яхты должен строго соблюдать "Правила плавания по внутренним судоходным
путям СССР", "Международные правила предупреждения столкновений
судов", правила для данного района плавания, настоящую Инструкцию и все
указания судоводителям, всеми способами избегать аварий и столкновения судов. 2.3. В случаях аварии, поломок, штормовой
погоды или других непредвиденных обстоятельств капитан - рулевой яхты, терпящей
бедствие, самостоятельно решает, продолжать ему или прекращать плавание или
гонку. Исходя из учета конкретных условий, решает использовать возможность
получения откуда-либо необходимой помощи, захода в порты-укрытия, ликвидации
аварийных ситуаций собственными силами и т.д. Капитан - рулевой яхты,
потерпевшей аварию или сошедшей с дистанции гонок, должен любыми возможными
средствами известить об этом яхт-клуб, спортивную базу. 2.4. Запрещается членам экипажа
швертботов, а также баковым матросам килевых яхт при ветре силой в 3 балла и
выше находиться в плавании без одетых спасательных жилетов, а в штормовую
погоду без закрепленных страховочных поясов. 2.5. Капитан - рулевой яхты должен
принять все меры предосторожности при встречах с паротеплоходами
<...> судов, не допуская сближения с ними и пересечения их пути. 2.6. Капитан-рулевой и экипаж, находясь в
плавании или участвуя в соревнованиях, обязаны всеми
имеющимися средствами оказывать помощь утопающим, а также судам, терпящим
бедствие. 2.7. Яхта в плавании не должна терять
своего внешнего спортивного вида. Капитан-рулевой не должен допускать: купания
с яхты, нахождения на борту лиц в нетрезвом виде, ненужных криков и т.п., а
также соблюдать все требования санитарной инспекции данного района плавания. 2.8. При заходе в какую-либо гавань
капитан-рулевой обязан получить разрешение на стоянку у начальника гавани или
базы, при выходе из гавани сообщить об этом начальнику гавани, базы или
вахтенному начальнику. 2.9. В темное время суток на яхтах должны
нестись установленные сигнальные огни и один из членов экипажа должен быть
назначен на дежурство "вперед смотрящим". 2.10. Во время буксировки яхт на руле
каждой из них должен находиться квалифицированный рулевой. 2.11. На стоянках в пути яхта не должна
оставаться без присмотра какого-либо из ответственных членов экипажа. Если
стоянка продолжается более 30 мин., паруса должны быть опущены. 2.12. Во всех случаях плавания
категорически запрещается проявление бессмысленного риска и лихачества,
пренебрежительного отношения к пользованию спасательными принадлежностями,
штормовыми парусами и другими средствами безопасности плавания. 2.13. Категорически запрещается
приближаться на яхтах к линиям высоковольтных проводов вне фарватеров, плотинам
и другим запретным зонам, а также заход в запретные бухты, судоремонтные затоны
и пр. 3. Возвращение в
гавань 3.1. Возвращающиеся из плавания яхты
встают для уборки парусов и разоружения в назначенных для этого местах. После
уборки парусов и разоружения яхты проводятся к местам стоянок, закрепленных за
каждой из них, где расчаливаются установленным для них способом. 3.2. После установки яхты на месте
стоянки капитан-рулевой, убедившись в правильности уборки и надежности расчалки
яхты, сдает ее вахтенному начальнику или лицу, его заменяющему. 3.3. Затем капитан-рулевой заполняет все
оставшиеся незаполненными при выходе графы вахтенного журнала и ставит свою
подпись. О всех происшествиях и авариях во время
плавания, хотя бы и самых незначительных, если они были, вахтенный журнал
заполняется самым подробным образом. 3.4. По приходе в гавань, кроме записи в
вахтенном журнале о всех авариях и происшествиях,
капитан-рулевой должен составить акт с подробным перечнем утраченного или
поврежденного имущества и вместе с рапортом о происшествии сдать его начальнику
яхт-клуба. 3.5. За скрытие происшедшей аварии или
полученных повреждениях на капитана - рулевого яхты и членов экипажа должно
быть наложено взыскание вплоть до запрещения выхода в плавание на длительный
срок. 3.6. За все нарушения правил плавания
полную ответственность несет капитан - рулевой яхты. За аварии и несчастные
случаи, происшедшие в результате грубого нарушения правил плавания, виновные
могут быть привлечены к судебной ответственности. Управление гребного и парусного спорта Приложение N 1 к Типовой инструкции по обеспечению безопасности плавания на яхтах ФОРМА ВАХТЕННОГО ЖУРНАЛА Яхт-клуба ____________________ Начат "__" ___________ 197_ г. Окончен "__" _________ 197_ г. Число ____ месяц _____________ год ____ День недели _______________________
Приложение N 2 к Типовой инструкции по обеспечению безопасности плавания на яхтах АКТ технического состояния спортивной яхты (свидетельство о годности к плаванию) Класс __________________________ Регистровый номер ______________ Название _______________________ Владелец _______________________ Место приписки _________________ Согласно освидетельствованию, проведенному на берегу (на плаву) "__" __________ 197_ г., установлено, что техническое состояние:
Настоящим удостоверяется, что в результате произведенного освидетельствования яхты, ее устройство и оборудование удовлетворяет требованиям Правил классификации, постройки и обмера спортивных парусных яхт, принятых в СССР. Яхта признается годной к плаванию на навигацию 19__ г. Комиссия в составе: Председатель _________________ Члены _________________ _________________ СПЕЦИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ГОДНОСТИ К ДАЛЬНЕМУ СПОРТИВНОМУ ПЛАВАНИЮ (заполняется только для крейсерских яхт) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Яхта укомплектована в соответствии со специальными требованиями по обеспечению безопасности для плавания __________ категории. Комиссия в составе: Председатель ______________ Члены ______________ Приложение N 2 к Приказу Председателя Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 25 октября 1977 г. N 1053 ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИЧЕСКИХ КОМИССИЯХ ФЕДЕРАЦИЙ ПАРУСНОГО СПОРТА I. Общие положения 1. Технические комиссии
создаются при Всесоюзной, республиканских и городских федерациях парусного
спорта, при секциях Советов ДСО и в составе клубных секций парусного спорта как
общественные органы, действующие на основании настоящего Положения под руководством
президиумов соответствующих федераций или бюро секций. Состав комиссий
утверждается соответствующими президиумами федераций или бюро секций. 2. Технические комиссии
образуются из представителей Всесоюзной, республиканских (в республике),
городских (в городе) федераций, секций, добровольных спортивных обществ,
спортивных клубов, специалистов парусного спорта, научных работников,
квалифицированных спортсменов. 3. Технические комиссии создаются в
количестве 3 - 10 человек президиумом федерации (секции) на 4 года и совместно
с президиумом федерации (секции) периодически (не реже одного раза в два года)
отчитываются в работе перед советом федерации. 4. Технические комиссии на своих
заседаниях распределяют обязанности между членами комиссий. 5. Заседания технических комиссий
федерации (секции) парусного спорта проводятся не реже одного раза в месяц. Всю
свою деятельность комиссии осуществляют в соответствии с планами работы,
утвержденными соответствующей федерацией (секцией) парусного спорта. II. Содержание
работы комиссий Основными задачами технических комиссий
является технический надзор за соблюдением: 1. Правил классификации, постройки,
обмера и регистрации спортивных парусных судов, принятых в
СССР. 2. Частных правил для гоночных яхт международных
классов. 3. Международных правил и инструкций по
обмеру для крейсерско-гоночных яхт; инструкций по организации и проведению
дальних спортивных плаваний и крейсерских гонок на яхтах, особенно в части,
касающейся обеспечения безопасности мореплавания поднадзорных парусных судов и
охраны человеческой жизни на море. Технические комиссии: 1. Осуществляют контроль
за работой и направляют деятельность нижестоящих комиссий федераций и
секций союзных республик, городов, спортивных обществ и клубов, оказывают им
практическую помощь. 2. Совместно с соответствующими
подразделениями спорткомитетов в установленном порядке организуют и проводят
следующие мероприятия: а) разрабатывают и вносят на утверждение
проекты правил классификации, постройки, обмера и регистрации спортивных
парусных судов; б) разрабатывают и способствуют
распространению информационных материалов, правил, инструкций; в) изучают, обобщают и распространяют
положительный опыт работы технических комиссий, опыт работы зарубежных
федераций парусного спорта; г) регулярно (один раз в год) проводят
семинары мерителей с целью повышения уровня их знаний
и разъяснения сложных вопросов обмера; д) разрабатывают и способствуют
распространению отчетной и регистрационной документации. 3. Готовят предложения по улучшению
работы технических комиссий федераций (секций), по повышению качества обмера
яхт на соревнованиях всех уровней (от международных до клубных), по
совершенствованию системы технического обучения водителей
как гоночных яхт международных классов, так и крейсерско-гоночных яхт,
обмеряемых по правилам ИОР. 4. По поручению соответствующих
подразделений спорткомитетов (советов) технические комиссии федераций (секций): а) осуществляют функции Спортсудорегистра: контролируют техническое состояние
спортивных парусных судов, дают заключения по ним, оформляют технические акты
на них, оказывают помощь в организации проведения обмера судов, регистрируют
суда и выдают судовые билеты; б) консультируют новые проекты
строительства яхт и швертботов различного назначения, дают заключения по этим
проектам; в) координируют мероприятия по развитию
техники парусного спорта, организуют перспективное планирование технической
политики развития парусного спорта в стране (республике, городе, обществе); г) готовят в пределах своей компетенции
соревнования (обеспечение соревнований мерителями и
необходимым оборудованием для обмера); д) назначают главных мерителей
подведомственных соревнований из числа наиболее квалифицированных мерителей; е) заслушивают на своих заседаниях отчеты
главных мерителей о соревнованиях, обобщают и
распространяют передовой опыт работы лучших мерителей; ж) в пределах своей компетенции принимают
участие в обсуждении планов подготовки соответствующих сборных команд и отчетов
верфей спортивного судостроения по техническим вопросам; з) согласовывают проекты нормалей
(стандартов) на новые материалы и изделия, используемые для парусного
судостроения и спортивного мореплавания; и) осуществляют учет поднадзорного
комиссии парусного спортивного флота; к) выносят на рассмотрение комитета
(совета) через соответствующую федерацию (секцию) вопросы о состоянии и мерах
по дальнейшему развитию парусного спорта; л) создают экспертные комиссии
(постоянные или временные) для проведения различного рода экспертиз по вопросам
определения качества построенных яхт и швертботов, причинам аварий и
травматизма и другим вопросам. III. Права членов
технических комиссий 1. Члены комиссий имеют право в
установленном порядке: а) обсуждения вопросов, связанных с
состоянием и развитием парусного спорта и спортсудостроения; б) проверки по поручению соответствующего
комитета (совета) и его подразделений технического состояния парусных судов в
соответствующих спортивных организациях, в спортивных обществах, в клубах и на
верфях спортсудостроения; в) посещения любых спортивных парусных
судов для проверки их технического состояния, оборудования и снабжения; г) прохода на судостроительные верфи и в
КБ, изготавливающие и проектирующие парусные суда, для ознакомления с их
работой; д) вносить предложения в комитет (совет)
о замене или отстранении от обмера отдельных мерителей, не справляющихся с порученной работой или
допускающих грубые ошибки при производстве обмера. 2. Члены комиссий имеют право в
установленном порядке бесплатного и беспрепятственного посещения любых
соревнований по парусному спорту. 3. Членам комиссий выдаются именные
удостоверения образца, установленного Спорткомитетом СССР. Управление гребного и парусного спорта Приложение N 3 к Приказу Председателя Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 25 октября 1977 г. N 1053 ПРАВИЛА И НОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КРЕЙСЕРСКИХ ГОНОК И ДАЛЬНИХ ПЛАВАНИЯХ НА ЯХТАХ 1. Общие указания 1.1. В соответствии с рекомендациями
Международного Совета по крейсерским гонкам ниже приводятся основные
специальные правила проведения таких гонок. Судейские
коллегии и организации, проводящие дальние плавания или гонки, должны выбирать
их категории в соответствии с условиями проведения и следить за минимальными
нормами снабжения и оборудования яхт, а также за их полным соответствием
"Правилам классификации, постройки и обмера спортивных парусных яхт,
принятых в СССР", 1975 - 1980 гг. (части I и III). 1.2. Судейские коллегии и организации,
проводящие крейсерские плавания и гонки, могут отклоняться от настоящей
Инструкции только тогда, когда это обусловлено действительно уважительными
причинами. 1.3. Ответственность за безопасность яхты
и ее экипажа всецело лежит на ее владельце и капитане, которые должны сделать
все возможное, чтобы яхта была пригодна к условиям плавания в море и
управлялась опытным экипажем, в достаточной степени физически
подготовленным для того, чтобы противостоять тяжелым условиям штормовой погоды.
Эта ответственность ни в какой
мере не уменьшается и не заменяется ответственностью организации и судейской
коллегии, проводящей соревнования, как в части самого проведения гонок, так и
каких-либо осмотров яхт перед гонками. 1.4. Яхта может быть осмотрена в любое
время и, если она не соответствует указанным в п. 1.1 Правилам и настоящей
Инструкции, то заявка может быть отклонена или яхта может быть
дисквалифицирована (или не допущена к участию в дальнем спортивном плавании). 1.5. Перечисленные ниже требования к
снабжению и оборудованию яхт распространяются также на дальние спортивные
плавания на парусных яхтах в морских условиях, причем категория плавания
определяется категорией гонок, к которой может быть отнесен самый сложный этап
(этапы) плавания. 1.6. Нижеприведенные нормы соответствуют
следующим разделам нормативных рекомендаций Международного Совета по
крейсерским гонкам от ноября 1976 года: п. 1.4 - разделу 4 п. п. 2.1 и 2.2 - -"- 5 п. 3.1 - -"- 2 п. п. 3.2 и 3.3 - -"- 3 п. п. 3.4 - 3.8 - -"- 6 п. 3.9 - -"- 7 п. 4 - -"- 8 п. 5 - -"- 9 п. 6 - -"- 10 п. 7 - -"- 11. 2. Категории
крейсерских гонок 2.1. Международные правила для крейсерских
яхт применяются для яхт различных типов и размеров, участвующих в самых
разнообразных плаваниях и гонках, от океанских до
гонок по ограниченным дистанциям в защищенных водах. В соответствии со степенью сложности
(категорией) гонки устанавливаются различные нормы обеспечения безопасности и
снабжения яхт. 2.2. Устанавливаются следующие категории
крейсерских гонок: а) гонки 1 категории - гонки на длинные
дистанции в открытом море, в которых яхты должны длительное время быть
полностью автономны, могут испытывать сильные штормы, а также попасть в
серьезные аварии без надежды на постороннюю помощь; б) гонки 2 категории - гонки большой
продолжительности недалеко от берега или на больших открытых заливах или
озерах, где от яхт требуется значительная автономность, но имеется вероятность,
что в случае серьезной аварии может быть оказана (вызвана) посторонняя помощь; в) гонки 3 категории - гонки на открытой
воде, большая часть которой защищена или закрыта береговой линией (включают
гонки для малых яхт); г) гонки 4 категории - гонки на
относительно короткой дистанции, близкой к берегу, в относительно защищенных
или теплых водах. 2.3. В качестве ориентира следует
считать, что в общем случае удаление от берега или порта-убежища составляет: - для гонок второй категории более 100 и
менее 200 миль; - для гонок третьей категории более 50 и
менее 100 миль; - для гонок четвертой категории более 10
и менее 50 миль. 3. Основные нормы 3.1. Владелец или капитан яхты должен
быть уверен в исправности корпуса, рангоута, такелажа, парусов и всего
оборудования, а также следить за тем, чтобы все спасательные средства были
должным образом укомплектованы, а экипаж знал, где они находятся и как ими
пользоваться. 3.2. Корпуса крейсерско-гоночных яхт,
выходящих в море, должны быть неопрокидывающимися, отвечающими требованиям
соответствующих норм прочности, водонепроницаемости и способными противостоять
ударам волн и выдерживать полное накрытие ими. Яхты должны быть надлежащим образом
вооружены и балластированы, мореходны и удовлетворять
нижеприведенным нормам. Примечание. Под неопрокидывающейся
("самовыпрямляющейся") яхтой принимается
такая, которая имеет положительный (восстанавливающий) момент остойчивости,
когда с поставленными гротом и стакселем, топ ее мачты
касается воды. 3.3. Все оборудование яхты должно быть
исправным, действовать надлежащим образом и соответствовать (по типам и
размерам) требованиям класса и типа яхты, а также действующим нормам и
стандартам. 3.4. Внутренний балласт и тяжелое
оборудование должны быть постоянно надежно закреплены на своих штатных местах.
Прочее тяжелое оборудование, например батареи, газовые плиты, баллоны, баки,
подвесные моторы и т.п., должно быть надежно закреплено. 3.5. Люки, входы в кокпиты и бортовые
отверстия должны иметь водонепроницаемые закрытия, плотно и прочно закрываемые. 3.5.1. Входы в кокпиты, если они
простираются ниже главной палубы, должны быть закрывающимися до уровня
последней. Когда такое закрытие у входа поставлено, должна сохраняться
возможность доступа внутрь яхты. 3.5.2. Если кокпит открыт в корму, нижняя
кромка входа в кокпит не должна быть ниже уровня главной палубы, как указано
выше. Открытие в корму по площади не должно быть больше половины произведения
максимальной ширины кокпита на его максимальную глубину. 3.5.3. Для участия в гонках 1, 2 и 3
категорий яхты должны иметь штормовые закрытия окон площадью более 0,18 кв. м. 3.6. Кокпиты должны быть самоотливными при всех углах крена, прочной конструкции и
постоянно соединенными (встроенными) в корпус, как его составная часть. Они
должны быть водонепроницаемыми по существу, то есть отверстия в корпусе ниже
главной палубы должны быть прочно и плотно закрывающимися. 3.6.1. Дно кокпита должно быть расположено
выше КВЛ по меньшей мере на 2% обмерной длины яхты L. 3.6.2. Любое носовое, продольное,
центральное или кормовое углубление в палубе рассматривается как кокпит. 3.6.3. Суммарный объем всех кокпитов ниже
самого нижнего комингса не должен превышать: - для гонок 1 категории - 0,06 x L x B x
FA; - для гонок 2, 3 и 4 категорий - 0,09 x L
x B x FA, где: L - формульная длина яхты; B - обмерная ширина яхты; FA - надводный борт у кормового охвата. Сливные трубы из кокпита должны иметь
проходное сечение (с поправкой на сетку, если она установлена) не менее чем: - для яхт с баллом 6,4 м и более -
четырех труб с условным диаметром 2 см каждая; - яхт с баллом меньше 6,4 м - двух труб с
условным диаметром 2,5 см. 3.7. Все сквозные отверстия ниже КВЛ,
кроме гельмпортов, выходов лагов, указателей скорости, эхолотов и т.п., должны
иметь отсечные краны или клапаны; в случае необходимости должны быть
предусмотрены средства закрытия также и для указанных исключений. Примечание. Это правило может не
применяться для яхт, участвующих в гонках 4 категории и построенных до
01.01.1977. 3.7.1. Для аварийного закрытия отверстий
должен иметься набор конических пробок разных размеров из мягкого дерева. 3.8. Яхты должны иметь леерное ограждение, которое состоит из закрепленного
впереди переднего штага носового ограждения, кормового ограждения, леерных стоек и лееров из стального троса. 3.8.1. Леерные
стойки и ограждения должны быть надежно закреплены на палубе и места их
крепления на ней должны отстоять от кромки рабочей палубы внутрь не более чем
на 150 мм. Леерная стойка может быть отклонена от
вертикали на угол не более 10°. 3.8.2. Леера
поддерживаются леерными стойками через интервалы не
более 2,15 м. На яхтах с гоночным баллом более 6,4 м ставятся два ряда лееров,
причем верхний леер на высоте не менее 0,6 м над палубой (на яхтах с баллом
менее 6,4 м может быть один ряд лееров на высоте не менее 0,45 м; второй
леер ставится там, где верхний леер стоит выше планширя фальшборта более чем на
0,56 м). 3.8.3. На яхтах с баллом менее 6,4 м
носовое ограждение может быть поставлено позади переднего штага, но при этом
середина верхней части ограждения не должна находиться дальше, чем на 0,4 м от
переднего штага. 3.8.4. В гонках 4 категории кормовое
ограждение не требуется, если требуемая высота лееров выдержана, по крайней
мере, до середины кокпита. 3.8.5. Нижние леера могут не проходить
через носовой релинг. Верхние поручни релингов должны быть расположены над рабочей палубой не
ниже, чем верхние леера, и, если они открываются, должны быть надежно
закреплены во время гонок. 3.8.6. Леера могут не
крепиться к носовому релингу, если они прикреплены
или проходят через прочно закрепленные стойки высотой не менее 0,6 м (0,45 м -
для яхт с баллом меньше 6,4) над рабочей палубой, установленные внутри или с
перекрытием относительно носового релинга так, чтобы
расстояние между верхним леером и релингом не
превышало 15 см. 3.8.7. Если кокпит открыт в корму, то на
яхтах с баллом менее 6,4 м это открытие должно ограждаться дополнительным
леером на высоте не более 0,56 м над кромкой открытия. 3.9. Яхты должны иметь: - требуемое правилами классификации число
постоянно установленных коек; - постоянно установленный гальюн (для
гонок 1 и 2 категорий); - постоянно установленный гальюн или
выносное ведро (для гонок 2 и 3 категорий); - камбузную плиту (для гонок 1 и 2
категорий - закрепленная, с легко доступным аварийным выключением топлива, для
гонок 3 категории - приспособленная для работы в море) и камбузные
принадлежности (с мойкой - для гонок 1 и 2 категорий); - емкости для пресной воды, в том числе:
для гонок 1 категории - 2 постоянных цистерны, разделенные вентилем или
отсечным клапаном; для гонок 2 категории - одна постоянная цистерна и, по
крайней мере, одна дополнительная емкость объемом 9 - 10 л. 4. Общее
оборудование В гонках всех категорий яхта должна
иметь: - огнетушители около двигателя и
камбузной плиты (по крайней мере, один); - якоря и цепи (канаты), в соответствии с
правилами классификации; - две ручные
трюмные помпы, одной из которых можно пользоваться из кокпита, когда все люки и
входы внутрь яхты, а также рундуки кокпита закрыты (для гонок 1 и 2 категорий);
одну ручную помпу, которой можно пользоваться из кокпита, когда все люки и
входы из кокпита внутрь яхты, а также рундуки закрыты (для гонок 3 категории); одну ручную помпу - для гонок 4 категории; - два карманных
фонаря, один из которых должен быть водонепроницаемым, с запасными лампами и
батареями (для гонок 4 категории достаточен один последний); - аптечку для оказания первой помощи с
соответствующими инструкциями по пользованию; - туманный горн; - радиолокационный отражатель; - отсечные клапаны (краны) на топливных
баках; - для гонок 1 категории - набор флагов и
книгу МСС. 5. Навигационное
оборудование Яхта должна иметь: 5.1. В гонках любой категории: - морской компас, установленный должным
образом, с таблицей остаточной девиации; - навигационные карты на район плавания и
прилегающие районы, лоции, "огни и знаки" и штурманский инструмент; - лот или эхолот; - навигационные огни, требуемые МППСС-72
и установленные таким образом, чтобы они не были закрыты парусом и были видимы
при крене яхты. 5.2. В гонках первой категории - секстан,
мореходные таблицы и хронометр. 5.3. В гонках первой и второй категорий -
радиопеленгатор. 5.4. В гонках 1, 2 и 3 категорий -
запасной компас и указатель скорости (или лаг). 6. Аварийное
снабжение Яхта должна иметь: 6.1. В гонках любой категории: - штормовой (или для сильного ветра)
стаксель (если он спроектирован для крепления к штагу через обтекатель с лик-пазом, он должен иметь и другое устройство для крепления
к штагу или переднюю шкаторину из стального троса); - инструмент и запасные части, включая
ножовку для металла; - радиоприемник для приема прогнозов
погоды. 6.2. В гонках 1, 2 и 3 категорий: - аварийный рулевой привод; - название яхты на плавучем снабжении
(подушки, весла, спасательные нагрудники и т.п.). 6.3. В гонках 1 и 2 категорий: - аварийные ходовые огни и источник
энергии для них; - штормовые паруса, под которыми яхта
может лавировать при шторме. 6.4. В гонках 1 категории -
приемопередающую рацию мощностью не менее 25 ватт с запасной аварийной
антенной, если основная антенна проходит вдоль мачты. 7. Спасательные
средства Яхта должна иметь: 7.1. В гонках всех категорий: - спасательные нагрудники для каждого
члена экипажа (в гонках 1, 2 и 3 категорий - с присоединенным свистком); - не менее одного
подковообразного спасательного круга с огнем, который должен быть расположен в
пределах досягаемости от рулевого и быть готовым к немедленному использованию
(в гонках 1 и 2 категорий - еще один такой круг со свистком, огнем, флагом и
флагштоком, причем флагшток должен быть прикреплен к кругу плавающим концом
длиной 8 м и сбалансирован так, чтобы флаг был на высоте от поверхности воды не менее чем на 2,4 м, а огонь должен зажигаться
автоматически при попадании в воду); - страховочные пояса (типа сбруи) для
каждого члена экипажа (в гонках 4 категории число страховочных поясов может не
превышать указанного в п. 3.2.4 "Правил классификации, постройки и обмера
спортивных парусных яхт, принятых в СССР"); - набор сигналов бедствия в
водонепроницаемой упаковке, включающий: четыре красных и четыре белых
фальшфейера, а также красные парашютные ракеты (12 шт. - для гонок 1 категории,
4 шт. - для гонок 2 и 3 категорий); - спасательный канат длиной не менее 16
м, плавающий доступный для бросания из кокпита. 7.2. В гонках 1, 2 и 3 категорий яхта
должна нести спасательный плот (плоты), который должен быть способен
выдерживать весь экипаж яхты и удовлетворять следующим требованиям: - сконструирован
и использован только для спасения жизни на море; - установлен на палубе (не под тузиком)
или в специальном контейнере, открывающемся на палубу и содержащем только плот; - иметь не менее двух отдельных отсеков
плавучести, каждый из которых должен быть автоматически надуваемым; - выдерживать расчетную нагрузку при
одном затопленном отсеке; - иметь тент, прикрывающий пассажиров; - освидетельствоваться и испытываться раз
в два года. На плоту должно иметься следующее
закрепленное оборудование: - якорь или плавучий якорь; - меха для ручного надувания, насос или
другое средство для сохранения плавучести в отсеках; - сигнальный факел; - 3 фальшфейера; - черпак; - набор ремонтных принадлежностей; - 2 весла; - нож. Для гонок 1 категории на плоту
обязательно наличие неприкосновенных запасов воды и пищи. Управление гребного и парусного спорта |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |