ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 августа 1977 г. N 793 О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (с изм. и доп., внесенными
Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.11.1986 N 1350 - СП СССР, 1987, N 6, ст.
25; от 22.02.1988 N 264; от 03.08.1988 N 953; Постановлением Совмина СССР от 21.03.1989 N 251 - СП СССР, 1989, N 17, ст. 53) Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР постановляют: 1. Государственному
комитету Совета Министров СССР по профессионально - техническому образованию,
министерствам и ведомствам, Советам Министров союзных республик устранить
имеющиеся недостатки в обучении и воспитании учащихся в системе профтехобразования, совершенствовать ее как подлинную школу
коммунистического воспитания и трудового мастерства, подготовки всесторонне
образованных молодых рабочих, обладающих глубокими знаниями, прочными
профессиональными навыками, широким политехническим кругозором. В этих целях: развивать и улучшать работу средних
профессионально - технических училищ как ведущих учебных заведений профтехобразования. Обеспечить их рациональное размещение в
соответствии с требованиями общественного производства и наиболее полного
охвата молодежи профессиональным и общим средним образованием; абзацы четвертый и пятый утратили силу. -
Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.11.1986 N 1350. 2. Педагогическим коллективам училищ,
партийным, профсоюзным, комсомольским организациям непрерывно совершенствовать
учебно - воспитательную работу, повышать ее эффективность, обеспечить
подготовку рабочих кадров высокой квалификации. Полнее использовать передовой
педагогический опыт, применять новые методы и средства обучения, развивать
познавательные интересы и навыки самостоятельной работы учащихся, создавать
условия для их творческого роста. Добиваться органического единства
учебного и воспитательного процесса. Теснее увязывать преподавание общественных
дисциплин с практикой коммунистического строительства. Регулярно информировать
учащихся о внутреннем и международном положении нашей страны, трудовых
достижениях производственных коллективов. Воспитывать у учащихся высокие идейно
- политические и нравственные качества, любовь к своей профессии, стремление
честно и добросовестно трудиться на благо Родины. Улучшать деятельность ученических
коллективов, повышать их ответственность в укреплении учебной и производственной
дисциплины. Создавать обстановку нетерпимости к отклонениям от норм
социалистической морали и нравственности, проявлениям нерадивого отношения к
учебе и труду. Поднимать в этом деле роль мастеров производственного обучения и
преподавателей. Пункт 3 не приводится, как не содержащий
норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 4. Для повышения качества
профессионального обучения, обеспечения единых требований к подготовке рабочих
кадров признать целесообразным по согласованию с
соответствующими министерствами осуществить в текущей пятилетке передачу
ведомственных профессиональных училищ, где это необходимо, в систему профтехобразования. 5. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС,
Совмина СССР от 12.11.1986 N 1350. 6. Государственному комитету Совета
Министров СССР по профессионально - техническому образованию, Министерству
просвещения СССР совместно с Академией наук СССР, Академией педагогических наук
СССР обеспечить дальнейшее совершенствование учебных планов и программ для
подготовки рабочих, установить обоснованные объемы и соотношения
общеобразовательных, специальных и технических дисциплин. Ускорить разработку
актуальных проблем педагогики и психологии в области профтехобразования,
методик преподавания. Ввести педагогически обоснованный режим работы средних
профтехучилищ, обеспечивающий рациональную организацию учебы, труда и отдыха
учащихся. Принять предложение
Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально -
техническому образованию о преобразовании Центрального учебно - методического
кабинета профтехобразования во Всесоюзный научно -
методический центр профессионально - технического обучения молодежи (на правах
научно - исследовательского института второй категории) в пределах численности
работников кабинета и ассигнований, выделяемых Государственному комитету Совета
Министров СССР по профессионально - техническому образованию. Возложить на указанный центр разработку учебно - методических
вопросов подготовки рабочих в системе профтехобразования
и в отраслях народного хозяйства. Привлекать инженерно - педагогических
работников профессионально - технических учебных заведений к обобщению опыта и
научным исследованиям, с оплатой труда на условиях, установленных для учителей
общеобразовательных школ. 7. Государственному комитету Совета
Министров СССР по профессионально - техническому образованию совместно с
Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам,
Министерством финансов СССР и ВЦСПС подготовить и утвердить новое положение о
мастере производственного обучения с учетом его возросших учебных,
организаторских и воспитательных функций. Расширить перечень профессий, по
которым производственное обучение осуществляется в группах по 12 - 15 человек.
Положительно отнестись к предложению Государственного комитета Совета Министров
СССР по профессионально - техническому образованию о сохранении в средних
профтехучилищах должности мастера на группу производственного обучения. 8. Министерству высшего и среднего
специального образования СССР, Госплану СССР, Государственному комитету Совета
Министров СССР по профессионально - техническому образованию, Министерству
просвещения СССР увеличить подготовку инженерно - педагогических кадров в
соответствии с потребностью системы профтехобразования.
Оказывать помощь в укреплении училищ кадрами из числа выпускников университетов
и инженерно - технических вузов по естественно - математическим и специальным
дисциплинам. Согласиться с
предложением Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально
- техническому образованию об организации инженерно - педагогического института
(с использованием учебно - материальной базы индустриально - педагогического
техникума), возложив на него вместе с подготовкой педагогических кадров
обобщение и распространение опыта учебно - воспитательной и методической работы
на инженерно - педагогических факультетах вузов и в техникумах профтехобразования. 9. Государственному комитету Совета
Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли совместно с
Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально -
техническому образованию увеличить выпуск учебников, учебно - методических и
наглядных пособий в соответствии с запросами профтехобразования.
Повысить идейно - политический и научный уровень учебников, качество их
художественного оформления и полиграфического исполнения. Лучшие учебники
выдвигать на соискание Государственной премии СССР. (с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 21.03.1989 N 251) 10. Министерству культуры СССР,
Государственному комитету Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию,
Государственному комитету Совета Министров СССР по кинематографии, творческим
союзам оказывать постоянную помощь учебным заведениям профтехобразования
в организации воспитательной работы среди учащихся, развитии художественной
самодеятельности и технического творчества, повышении уровня преподавания курса
основ эстетики. Создавать высокоидейные художественные произведения об учебе и
труде учащихся системы профтехобразования, их
наставниках. 11. Министерствам и ведомствам,
руководителям предприятий, строек, совхозов и колхозов оказывать всестороннюю
практическую помощь органам профтехобразования в
подготовке квалифицированных рабочих, повышать роль производственных
коллективов в обучении и воспитании учащихся. Всемерно поощрять инициативу
высококвалифицированных рабочих и специалистов, переходящих на работу в училища
мастерами производственного обучения и преподавателями. Постоянно укреплять и
обновлять учебно - материальную базу училищ. Выпускников профессионально -
технических учебных заведений направлять на работу в строгом соответствии с
полученной профессией и квалификацией, больше проявлять заботы об их культурно
- техническом росте. Советам Министров союзных республик,
министерствам и ведомствам предусматривать в народнохозяйственных планах
производство учебного оборудования и технических средств обучения
по заявкам Государственного комитета Совета Министров СССР по
профессионально - техническому образованию и его органов на местах. 12. Советам Министров союзных республик,
министерствам и ведомствам, органам профтехобразования
усилить контроль за выполнением планов строительства
профтехучилищ и своевременным вводом их в действие. Расширять строительство
общежитий и столовых для учащихся. Проводить реконструкцию зданий
профессионально - технических учебных заведений для организации на их базе
средних профтехучилищ и технических училищ, передавать системе профтехобразования высвобождающиеся здания
общеобразовательных школ и другие помещения. 13. Утратил силу. - Постановление ЦК
КПСС, Совмина СССР от 22.02.1988 N 264. 14. Утратил силу. - Постановление ЦК
КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953. Пункты 15, 16 не приводятся, как не
содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 17. ЦК ВЛКСМ обеспечить еще более
активное участие комсомольских организаций в идейно - политическом, трудовом и
нравственном воспитании учащихся профессионально - технических учебных
заведений, в формировании достойного пополнения рабочего класса. Улучшать
шефство комсомола над училищами профтехобразования. 18. ВЦСПС, ЦК профсоюзов, профсоюзным
организациям проявлять больше заботы об улучшении условий труда и быта
работников профтехобразования, обеспечении их
санаторно - курортным лечением. Шире привлекать к воспитанию учащихся ветеранов
труда, развивать наставничество. Улучшать организацию летнего отдыха учащихся.
Расширять сеть спортивных и туристских баз. Совместно с Государственным
комитетом Совета Министров СССР по профессионально - техническому образованию,
ЦК ВЛКСМ рассмотреть вопрос об организации Всесоюзного трудового
оздоровительного лагеря учащихся профтехобразования. 19. ЦК компартий союзных республик,
крайкомам и обкомам партии повысить ответственность первичных партийных
организаций за состояние учебно - воспитательной работы в училищах,
формирование у учащихся коммунистического мировоззрения, высоких моральных
качеств, за воспитание их в духе сознательного отношения к труду, беззаветной
преданности партии Ленина, социалистической Родине, непримиримости к буржуазной
идеологии. Обеспечить дальнейшее укрепление учебных заведений и органов профтехобразования подготовленными руководящими и инженерно
- педагогическими кадрами. Проявлять постоянную заботу об идейно - политическом
и профессиональном росте работников системы профтехобразования. Пункт 20 не приводится, как не содержащий
норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |