МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР ПРИКАЗ от 12 июля 1977 г. N 9 ОБ УЛУЧШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ И СУДОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Руководствуясь постановлениями Партии и
Правительства об улучшении воспитательной работы и предупреждении
правонарушений среди несовершеннолетних, органы юстиции и суды в координации с
другими государственными и общественными организациями осуществили ряд важных
мероприятий, направленных на улучшение правового просвещения и воспитания
молодежи, повышение уровня профилактической работы и отправления правосудия по
делам о правонарушениях подростков. Усилилось внимание к организации
рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних, обеспечению оперативности
правосудия, к вопросам повышения культуры и воспитательно-предупредительного
воздействия судебных процессов, строгого соблюдения законности. Министерства юстиции союзных и автономных
республик, отделы юстиции и суды чаще стали обобщать судебную практику по делам
о преступлениях несовершеннолетних, о вовлечении их в пьянство, преступную и
иную антиобщественную деятельность, о лишении родительских прав. Анализируется
практика привлечения общественности к рассмотрению дел о преступлениях
подростков, а также опыт работы по перевоспитанию несовершеннолетних,
осужденных к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества. К работе по
контролю за поведением таких подростков многие суды
привлекают советы народных заседателей. Значительная работа проведена по
правовому воспитанию учащейся молодежи. В средних общеобразовательных школах
введено обязательное преподавание основ советского государства и права,
аналогичный курс читается во многих профессионально-технических училищах,
развертываются факультативные формы изучения права в других учебных заведениях.
По вопросам предупреждения правонарушений подростков работники юстиции активно
выступают в печати, по радио и телевидению. В ряде союзных
республик органы юстиции и суды совместно с прокуратурой периодически проводят
обобщения судебно-следственной практики по делам о преступлениях
несовершеннолетних, проверяют исполнение представлений органов следствия и
частных (особых) определений судов об устранении причин и условий,
способствующих преступлениям подростков, обобщают судебную практику по
гражданским делам, связанным с защитой охраняемых законом прав и интересов
несовершеннолетних. Проведенные мероприятия способствовали
некоторому повышению качества рассмотрения дел о преступлениях подростков,
усилению деятельности судов и органов юстиции по предупреждению правонарушений
несовершеннолетних. Вместе с тем в деятельности органов
юстиции и судов по правовому воспитанию молодежи и предупреждению
правонарушений несовершеннолетних все еще имеются существенные недостатки. При планировании этой работы нередко
отсутствует глубокий анализ судебной статистики и практики, надлежащая
координация намечаемых мероприятий с другими государственными и общественными
организациями; иногда упускаются важные направления работы судов и органов
юстиции, такие как проверки сроков и качества рассмотрения дел, обобщения
судебной практики по делам о наиболее распространенных преступлениях
несовершеннолетних, о применении к ним наказаний, об ограничении дееспособности
родителей, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами,
о лишении родительских прав. Во многих судах все еще не обеспечивается
должное воспитательное и предупредительное воздействие судебных процессов по
делам о преступлениях подростков. В связи с упущениями при подготовке дел к
рассмотрению их разбирательство порой откладывается, нарушаются установленные
законом сроки рассмотрения. Не всегда суды достаточно полно и глубоко
выясняют условия жизни и воспитания подростков, причины и условия,
способствовавшие совершению преступлений. В частности, не по всем делам ими
выявляются взрослые лица, вовлекающие несовершеннолетних в пьянство, в
преступную и иную антиобщественную деятельность. Частные (особые) определения иногда
носят неглубокий и неконкретный характер. При назначении наказания отдельные суды
не учитывают данные, характеризующие личность подсудимого, степень его вины и
другие важные обстоятельства, упускают из виду, что в отношении
несовершеннолетних наказание в особой степени должно подчиняться цели их
исправления и перевоспитания. Некоторыми судами
проявляется формализм при рассмотрении материалов об условно-досрочном
освобождении осужденных из воспитательно-трудовых
колоний и о переводе их в исправительно-трудовые колонии; в одном заседании
рассматривается большое количество материалов, что не позволяет тщательно
исследовать поведение и степень перевоспитания осужденного; зачастую не
выясняется, где будет проживать, работать или учиться освобождаемый и т.п. В ряде мест суды недооценивают значения
постоянных и действенных контактов с комиссиями по делам несовершеннолетних. Материалы обобщений не всегда
используются для информации партийных органов и для постановки вопросов перед
советскими, общественными и хозяйственными организациями об устранении причин и
условий, способствующих правонарушениям подростков. Не везде уделяется должное внимание
проведению специальных занятий и семинаров с судьями, которым поручено
рассмотрение дел о преступлениях подростков. В целях их профессиональной
переподготовки слабо используются республиканские курсы повышения квалификации
работников юстиции и другие формы учебы. Нуждается в существенном улучшении
организация работы по правовому воспитанию подростков. Министерства и отделы
юстиции не всегда оказывают должное содействие органам народного образования в
повышении квалификации преподавателей правовых дисциплин учебных заведений. Все
еще слабо координируется работа органов юстиции по правовому воспитанию
несовершеннолетних с органами печати, радио и телевидения. В некоторых
министерствах, отделах юстиции, а также в судах слабо поставлен контроль за выполнением постановлений директивных органов по
вопросам борьбы с преступностью подростков, указаний Министерства юстиции СССР
и собственных решений. В целях дальнейшего улучшения организации
работы судов, органов и учреждений юстиции по предупреждению правонарушений
среди несовершеннолетних приказываю: 1. Министерствам юстиции союзных и
автономных республик, отделам юстиции исполкомов краевых, областных, городских
Советов депутатов трудящихся, Верховным судам союзных и автономных республик,
краевым и областным судам, судам автономных областей и национальных округов,
районным (городским) народным судам: 1.1. Обеспечить коренное улучшение работы
по выполнению решений Партии и Правительства о предупреждении преступности
несовершеннолетних, рассматривать эту деятельность в качестве одного из
важнейших направлений своей работы. 1.2. Наладить во всех органах юстиции и
судах перспективное и текущее планирование мероприятий по совершенствованию
профилактической работы среди молодежи, улучшению организации рассмотрения дел
о преступлениях несовершеннолетних, а также гражданских и административных дел,
затрагивающих права и охраняемые законом интересы подростков. 1.3. Каждое полугодие обобщать вопросы
судебной практики по делам о преступлениях и административных правонарушениях
несовершеннолетних. При этом особое внимание обращать на правильность
применения к ним мер уголовного наказания с тем, чтобы исключить случаи
необоснованного применения лишения свободы за преступления, не представляющие
большой общественной опасности, когда исправление и перевоспитание несовершеннолетнего
может быть достигнуто без изоляции от общества. Результаты обобщений обсуждать на
коллегиях, президиумах судов и оперативных совещаниях. Своевременно информировать партийные,
советские органы, хозяйственные и общественные организации о выявленных
конкретных причинах и обстоятельствах, способствующих преступлениям
несовершеннолетних, и принимать действенные меры к их устранению. 2. Министерствам юстиции союзных и
автономных республик, отделам юстиции: 2.1. Организовать рассмотрение дел о
преступлениях несовершеннолетних в судах первой инстанции под председательством
судьи, обладающего необходимым опытом работы, а в областных судах - в специально для этого выделенном
составе членов суда. 2.2. Предусмотреть на курсах и семинарах
для судей углубленное изучение материального и процессуального
законодательства, регулирующего особенности уголовной ответственности и
судопроизводства по делам несовершеннолетних, вопросов психологии и педагогики. 2.3. Повысить требовательность к судьям
за своевременное и законное рассмотрение дел о преступлениях и административных
правонарушениях подростков. 2.4. Систематически проверять фактическое
выполнение судами постановлений директивных органов, ведомственных приказов и
указаний по вопросам борьбы с преступностью несовершеннолетних; принимать меры
к устранению выявленных недостатков. 2.5. Периодически анализировать судебную
практику рассмотрения гражданских дел, связанных с защитой законных интересов
подростков, результаты обобщений использовать для устранения причин и условий,
способствующих правонарушениям несовершеннолетних. 2.6. При проверках
работы судов особо изучать организацию рассмотрения дел о преступлениях
подростков, материалов об условно-досрочном освобождении осужденных из воспитательно-трудовых колоний, о переводе из воспитательно-трудовых колоний в исправительно-трудовые,
практику проведения выездных сессий, исполнения приговоров и определений по
этим делам; оказывать судам необходимую помощь в дальнейшем ее
совершенствовании. 2.7. Активизировать работу судов по
борьбе с вовлечением несовершеннолетних в пьянство, в преступную и иную
антиобщественную деятельность; обеспечить неуклонное выполнение закона об
уголовной ответственности виновных в этом взрослых лиц. 2.8. Принять меры к
более широкому привлечению судами коллективов трудящихся, общественных
организаций к участию в разбирательстве дел о преступлениях подростков, к
перевоспитанию несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания без лишения
свободы; распространять лучший опыт работы народных заседателей по контролю за
поведением таких лиц, за исполнением частных (особых) определений об устранении
причин и условий, способствующих правонарушениям молодежи. 2.9. Постоянно обобщать деятельность
судов, органов и учреждений юстиции по предупреждению правонарушений
несовершеннолетних, принимать меры к обмену опытом и повсеместному внедрению в
практику наиболее эффективных форм работы. 2.10. Изучать и совершенствовать практику
координации деятельности судов с другими правоохранительными органами,
комиссиями и инспекциями по делам несовершеннолетних, а также их взаимодействия
с другими организациями по вопросам устранения причин и условий преступлений
молодежи. 2.11. Предусматривать в планах работы
совместное с органами прокуратуры, внутренних дел и комиссиями по делам
несовершеннолетних проведение мероприятий по усилению контроля
за поведением подростков, возвратившихся из воспитательно-трудовых
колоний, спецшкол и спецпрофтехучилищ, а также
осужденных с предоставлением отсрочки исполнения приговора, условно или к иным
мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества. 2.12. Осуществить конкретные
организационные мероприятия по оказанию помощи учебным заведениям в налаживании
правового воспитания учащихся; при необходимости для ее оказания закрепить
работников органов юстиции и судов за определенными школами и профтехучилищами. 2.13. Активнее содействовать организации
правового просвещения родителей, педагогов, общественных воспитателей,
наставников и других лиц, занимающихся воспитанием несовершеннолетних. 3. Верховным судам союзных и автономных
республик, краевым, областным судам, судам автономных областей и национальных
округов: 3.1. Усилить помощь народным судам в
правильном применении законодательства об ответственности несовершеннолетних
правонарушителей, принимать активное участие в проверках работы народных судов
и в проведении учебных мероприятий по повышению профессиональной квалификации
судей. 3.2. Обеспечить строгое соблюдение
требований материального и процессуального законодательства при организации судебных
процессов и разбирательстве дел о преступлениях несовершеннолетних. 3.3. При рассмотрении судебных дел в
кассационном и надзорном порядке острее реагировать на допущенные судами факты
нарушения законности и формального отношения к исследованию причин и условий,
способствовавших совершению правонарушений. 4. Председателям районных (городских)
народных судов и народным судьям: 4.1. Принять дополнительные меры к
улучшению организации рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних. Обеспечить строгое соблюдение
законодательства, регулирующего судопроизводство по этим делам, повышению
культуры и воспитательно-предупредительного воздействия
судебных процессов, особенно выездных сессий; постоянно добиваться улучшения
качества и не допускать нарушения сроков их рассмотрения. 4.2. В целях повышения эффективности
перевоспитания подростков: при рассмотрении материалов об
административной ответственности несовершеннолетних практиковать вызов в суд их
родителей и других воспитателей, более дифференцированно подходить к
определению мер административного воздействия, не допуская необоснованных
арестов и штрафов; материалы об условно-досрочном
освобождении осужденных подростков рассматривать, как правило, в воспитательно-трудовых колониях. 4.3. Улучшить взаимодействие с комиссиями
по делам несовершеннолетних, прокуратурой, органами внутренних дел и другими
государственными и общественными организациями в работе по предупреждению
правонарушений молодежи. 4.4. Направлять комиссии по делам
несовершеннолетних немедленно по вступлении в законную силу копии: приговоров и отношении
подростков, осужденных условно или к мерам наказания без лишения свободы; определений об условно-досрочном
освобождении осужденных из воспитательно-трудовых
колоний; частных (особых) определений об
устранении причин и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних; постановлений народного судьи о
применении к подросткам мер административного воздействия. Для осуществления контроля
за поведением осужденных направлять комиссии по делам несовершеннолетних
и органу внутренних дел копии: приговоров о лишении свободы, исполнение
которых несовершеннолетним отсрочено; определений о результатах рассмотрения
совместных ходатайств органа внутренних дел и комиссии по делам
несовершеннолетних об освобождении таких подростков от наказания; определений о результатах рассмотрения
ходатайств об отмене отсрочки исполнения приговора и о направлении осужденных
для отбывания лишения свободы. 4.5. Постоянно планировать и направлять
работу народных заседателей по контролю за поведением
несовершеннолетних, исполнение приговора которым отсрочено, а также осужденных
условно или к мерам наказания без лишения свободы; по контролю за исполнением
частных (особых) определений об устранении причин и условий, способствующих
преступлениям подростков. 4.6. В целях правового воспитания и
предупреждения правонарушений молодежи шире использовать средства массовой
информации (печать, радио, телевидение), вечера вопросов и ответов, чаще читать
лекции для юношества, организовывать разъяснения приговоров по делам
несовершеннолетних по месту учебы или работы осужденных и по месту работы
родителей. 5. Министерствам юстиции и Верховным
судам союзных республик о состоянии работы по борьбе с преступностью
несовершеннолетних докладывать ежегодно в МЮ СССР в отчете, представляемом к 1
марта. Министр юстиции СССР В.И.ТЕРЕБИЛОВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |