МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР ПРИКАЗ от 22 февраля 1977 г. N 2 О ЗАДАЧАХ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ И СУДОВ ПО ИСПОЛНЕНИЮ УКАЗОВ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 8 ФЕВРАЛЯ 1977 Г. О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УГОЛОВНОГО, УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО, ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК Президиум Верховного Совета СССР 8
февраля 1977 г. принял Указы: "О внесении изменений и дополнений в
уголовное законодательство Союза ССР"; "О порядке применения мер
административного взыскания к лицам, освобожденным от уголовной ответственности
в соответствии со статьей 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и
союзных республик"; "О внесении дополнений и изменений в
Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных
республик"; "О внесении дополнений и изменений в
Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик" и Постановление "О порядке
применения Указов Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 года
"О внесении изменений и дополнений в уголовное законодательство Союза
ССР" и "О внесении дополнений и изменений в Основы
исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик". Новые
законодательные акты направлены на выполнение решений XXV съезда партии о
дальнейшем укреплении социалистической законности и правопорядка,
последовательное проведение в жизнь принципиальной линии КПСС о разумном
сочетании в борьбе с преступлениями методов принуждения и убеждения, применении
строгих мер наказания в отношении опасных преступников, наказания, не
связанного с лишением свободы, за менее опасные преступления и
административного и общественного воздействия к лицам, впервые допустившим малозначительные
правонарушения. Новые Указы предоставляют возможность еще
более дифференцированно подходить к решению вопросов об
ответственности за совершенное преступление в зависимости от степени его
общественной опасности и личности виновного. В этих целях: - расширено применение судами условного
осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду; - предусмотрена возможность применения
условно-досрочного освобождения от наказания к лицам, к которым оно ранее не
применялось; - допускается применение к более широкому
кругу трудоспособных осужденных перед окончательным
освобождением от отбывания наказания условного освобождения из мест лишения
свободы с направлением на работу на стройки (предприятия); - вводится раздельное содержание
осужденных за умышленные преступления и лиц, осужденных за совершение
преступлений по неосторожности; - предоставляется суду право по делам о
преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, освобождать
виновного от уголовного наказания и применять к нему меры административного
взыскания; - отменяется уголовное наказание за
повторное мелкое хулиганство при одновременном усилении административной
ответственности за это правонарушение. Принятие новых законодательных актов
ставит перед органами юстиции и судами важные и ответственные задачи по
дальнейшему повышению уровня осуществления правосудия, усилению
профилактической работы по предупреждению и искоренению преступлений и других
правонарушений. Объявляя принятые Президиумом Верховного Совета
СССР законодательные акты, приказываю: 1. Министрам юстиции и
председателям Верховных судов союзных и автономных республик, начальникам
отделов юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов
депутатов трудящихся, председателям краевых, областных, городских судов, судов
автономных областей и национальных округов и районных (городских) народных
судов обеспечить точное и неуклонное исполнение названных Указов Президиума
Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 года. Провести в марте с.г.
на республиканских курсах и на специальных семинарах судей и работников
министерств и отделов юстиции занятия по изучению указанного законодательства. 2. В целях строгого и последовательного
соблюдения нового законодательства обратить внимание судов на необходимость
более глубокого, всестороннего и тщательного рассмотрения уголовных дел, а
также материалов об условно-досрочном освобождении и условном освобождении из
мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденных к труду. Судам
надлежит: - не допускать в стадии предания суду
формального отношения к рассмотрению вопросов, связанных с полнотой
расследования дела и избрания меры пресечения, обращая особое внимание на
обоснованность заключения под стражу; острее реагировать на факты некачественного
расследования дел; - исключить из практики предание суду
лиц, совершивших преступления, за которые возможно ограничиться мерами
административной ответственности или мерами общественного воздействия; - шире применять меры наказания, не
связанные с лишением свободы, к лицам, совершившим преступления, не
представляющие большой общественной опасности, обеспечивая, в то же время,
применение строгих мер наказания к опасным преступникам и рецидивистам; - в полной мере использовать
предоставленное суду право применения условного осуждения к лишению свободы с
привлечением осужденного к труду; - строго соблюдать установленный порядок
условно-досрочного освобождения и условного освобождения из мест лишения
свободы с обязательным привлечением осужденного к труду; принимать к своему
производству лишь такие материалы, в которых содержатся достаточные данные для
рассмотрения дела. 3. Поскольку отдельные
нормы принятых Президиумом Верховного Совета СССР законодательных актов имеют
обратную силу, обратить внимание судов на то, что статьи 44, 44.1 и 44.2 Основ
уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик об условно-досрочном
освобождении от наказания и условном освобождении из мест лишения свободы с
обязательным привлечением к труду распространяются также и на лиц, отбывающих
наказание по приговорам, вынесенным до введения в действие Указов
Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 года "О внесении
изменений и дополнений в уголовное законодательство Союза ССР" и "О
внесении дополнений и изменений в Основы исправительно-трудового
законодательства Союза ССР и союзных республик". 4. Все дела в отношении
лиц, привлеченных к уголовной ответственности за повторное мелкое хулиганство,
не рассмотренные судами по состоянию на 1 апреля 1977 г., по которым производилось
дознание, либо они были возбуждены судьей, подлежат рассмотрению в
распорядительном заседании в порядке статьи 221 УПК РСФСР и соответствующих
статьей уголовно-процессуальных кодексов других союзных республик. Лица,
в отношении которых уголовные дела будут прекращены, подлежат привлечению к
административной ответственности в установленном законом порядке. Представления администрации
исправительно-трудовых учреждений об освобождении от отбывания наказания лиц,
осужденных за повторное мелкое хулиганство, подлежат рассмотрению в судебном
заседании в порядке, установленном статьей 369 УПК РСФСР и соответствующими
статьями уголовно-процессуальных кодексов других союзных республик. 5. В целях повышения эффективности
воспитательных мер, предусмотренных принятыми законодательными актами, судам
надлежит: - материалы об условно-досрочном
освобождении и условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным
привлечением осужденного к труду рассматривать, как правило, в
исправительно-трудовых учреждениях; - в случаях уклонения от работы либо
систематического или злостного нарушения трудовой дисциплины, общественного
порядка или установленных правил проживания условно
осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду или условно
освобожденных из мест лишения свободы, материалы о направлении таких лиц для
отбывания лишения свободы, назначенного приговором, рассматривать по месту
работы осужденного. 6. Министрам юстиции и председателям
Верховных судов союзных и автономных республик, начальникам отделов юстиции
исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов депутатов
трудящихся, председателям краевых, областных и городских судов систематически
анализировать практику применения принятых Президиумом Верховного Совета СССР
законодательных актов, оказывать народным судьям необходимую помощь в
организации работы по их исполнению; в установленном законом порядке давать
разъяснения и указания по вопросам, возникающим в практической деятельности. Министр юстиции СССР В.ТЕРЕБИЛОВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |