МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ПРИКАЗ от 21 февраля 1977 г. N 137 ОБ УЛУЧШЕНИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ И ПРОВИЗОРОВ Растущие потребности населения в
высококвалифицированной медицинской помощи, создание специализированных служб,
оснащение учреждений здравоохранения современной техникой ставят новые задачи в
улучшении системы повышения квалификации врачей и провизоров. Дальнейшее совершенствование работы по
повышению квалификации врачебных кадров приобретает все большее значение в
деятельности органов и учреждений здравоохранения в свете решений XXV съезда
КПСС и Октябрьского 1976 года Пленума ЦК КПСС, в которых подчеркнута
необходимость улучшения подготовки и повышения квалификации специалистов для
всех отраслей народного хозяйства. Завершенный в 1973 году перевод лечебных
и педиатрических факультетов мединститутов на систему субординатуры
и интернатуры, введение с 1975 года специализации-стажировки на
стоматологических, санитарно-гигиенических и фармацевтических факультетах, а
также новых учебных планов в мединститутах обеспечивают интеграцию в
преподавании, преемственность с последующей специализацией. Все это оказало существенное
влияние на переориентацию деятельности институтов и факультетов
усовершенствования врачей. Если в 1965 году удельный вес специализации в ГИДУВах составлял 20,2%, то в 1975 году - 13%. В связи с
сокращением потребности в специализации увеличилось число врачей, прошедших
усовершенствование: оно возросло на 76% по сравнению с 1965 г. Удельный вес
усовершенствования составил в 1975 году 87%. Созданная в стране единая система
специализации и усовершенствования врачей и провизоров преследует цель максимального
удовлетворения нужд здравоохранения в
высококвалифицированных специалистах. Выполнение этой задачи возможно только
при совместной работе всех звеньев здравоохранения и, прежде всего, учреждений
здравоохранения и институтов (факультетов) усовершенствования врачей. Ежегодно свыше 80 тыс. медицинских
работников с высшим образованием повышают свой профессиональный уровень в 13
институтах усовершенствования и 26 факультетах усовершенствования врачей, в
профильных научно-исследовательских институтах, на базе крупных учреждений
практического здравоохранения. При этом все большее значение приобретает
повышение квалификации в институтах и на факультетах усовершенствования врачей
- как наиболее эффективная форма обучения. Количество врачей и провизоров, обучающихся
в институтах и на факультетах усовершенствования врачей, в настоящее время
возросло на 62% по сравнению с 1965 годом. С целью большего
охвата повышением квалификации врачебных кадров в институтах усовершенствования
врачей за последние 10 лет число кафедр увеличилось на 91. Увеличились ассигнования институтов усовершенствования врачей.
Введены в эксплуатацию новые современные учебно-лабораторные корпуса и
благоустроенные общежития, что позволило увеличить среднегодовой контингент
курсантов с 7700 в 1965 году до 9940 в 1976 году, т.е. на 29%. В настоящее время в институтах
усовершенствования врачей работают квалифицированные преподаватели, способные
обеспечить высокое качество обучения. Из 2809 преподавателей ГИДУВов 85% имеют ученую степень, в том числе 16% - доктора
наук. Таким образом, имеются все необходимые условия для проведения повышения
квалификации на современном уровне. Однако качество подготовки находится в
прямой зависимости не только от квалификации профессорско-преподавательского
состава и материально-технического оснащения учебных заведений, но и от
правильного планирования органами здравоохранения направления врачей и
провизоров на повышение квалификации. Состоянию и мерам,
направленным на улучшение текущего и перспективного планирования специализации
и усовершенствования врачей и провизоров в стране, было посвящено Всесоюзное
совещание руководителей органов здравоохранения союзных и автономных республик,
заведующих областными и краевыми отделами здравоохранения, ректоров институтов
усовершенствования врачей и деканов факультетов усовершенствования врачей и
провизоров высших медицинских и фармацевтических учебных заведений (Ереван,
1976 год). Основным принципом планирования является
определение на местах, на основе учета специалистов, реальной потребности в
последипломной подготовке врачей и провизоров в зависимости от стажа работы,
занимаемой должности, прохождения в прошлом повышения квалификации. Тем не менее, органами здравоохранения не
ведется учет прохождения специалистами повышения квалификации или этот учет
является несовершенным. Как правило, заявки на прохождение врачами повышения
квалификации составляются без учета фактической потребности в специализации и
усовершенствовании и представляются в Министерство здравоохранения СССР с большим
опозданием. Это относится к Азербайджанской,
Туркменской ССР и ряду других республик. Сложившееся положение является
результатом недостаточного внимания к данному разделу работы со стороны местных
органов здравоохранения и республиканских министерств. Заявки не отражают
истинной потребности республик, представляются зачастую без указания конкретных
циклов, отдельных разделов специальности, вида повышения квалификации
(специализация или усовершенствование), а также контингента врачей, которых
предполагается направить на обучение. Например, Министерство здравоохранения
Казахской ССР на 1975 год определило потребность в 4624 места. Министерство
здравоохранения СССР смогло удовлетворить заявку на 58%, т.е. выделило 2454
места, тем не менее, 169 путевок не было реализовано. При остром дефиците мест
на повышение квалификации в институты усовершенствования врачей в 1975 году не
было использовано: по РСФСР - 1810 путевок, УССР - 408, БССР - 74 и т.д., а
всего по стране 3072. В то же время в Министерство здравоохранения
СССР и институты усовершенствования врачей поступает большое количество писем
от органов и учреждений здравоохранения, а также от отдельных врачей и
провизоров с просьбой о выделении путевок на тот или иной цикл. Нечеткая
организация планирования на местах, слабый контроль со стороны руководства
органов здравоохранения приводит к тому, что врачи в течение 10 - 15 лет и
более не могут пройти повышение квалификации. Это имеет место в Российской
Федерации, Казахской, Украинской ССР. Проверка ряда облздравотделов
(Свердловский, Архангельский, Челябинский и др.) показала, что вопросам
повышения квалификации уделяется крайне мало внимания. Постановка учета
прохождения повышения квалификации в этих областях находится на низком уровне.
Ряд главных специалистов и руководителей органов здравоохранения и
лечебно-профилактических учреждений не знают основных положений,
регламентирующих повышение квалификации врачей, а в отдельных случаях
руководствуются документами, утратившими силу. Во многих областях руководители органов
здравоохранения не изучают потребность в специализации и усовершенствовании, не
имеют перспективных планов повышения квалификации и персонального учета
прохождения повышения квалификации, к этой работе не привлечены главные
специалисты органов здравоохранения. Министерства здравоохранения союзных
республик не регулярно представляют планы повышения квалификации врачей и
провизоров на предстоящий год в целом по республике с указанием числа
специалистов, которые будут направлены на обучение в институты и факультеты
усовершенствования врачей, научно-исследовательские институты, крупные
учреждения практического здравоохранения. Нередко врачи прибывают в институты
усовершенствования врачей, не имея необходимых документов. На циклы для заведующих отделения приезжают ординаторы, а участковые
врачи направляются на циклы для врачей стационаров и т.д. Несоответствие
направляемых на обучение врачей целевым установкам циклов нарушает
последовательность последипломной подготовки, которая является одним из главных
факторов, определяющих качество обучения. Со своей стороны институты
усовершенствования врачей при разработке своих учебно-производственных планов
не всегда учитывают потребность республик в том или ином виде подготовки, слабо
знают потребность республик в повышении квалификации врачей и провизоров. Качество повышения квалификации врачей на
местных базах остается явно неудовлетворительным. Обучение проводится без
учебных планов и программ, продолжительность обучения устанавливается
произвольно, теоретических знаний врачи при этой форме обучения не получают. Повышение квалификации специалистов с
высшим медицинским образованием должно занимать ведущее место в деятельности
органов и учреждений здравоохранения. Опыт отдельных республик (областей)
подтверждает, что без строгой регламентации этой работы, без персонального
учета усовершенствования врачей и провизоров перспективное планирование
невозможно. Положительные примеры в этой работе имеются в Латвийской ССР,
Владимирской и ряде других областей. В целях дальнейшего улучшения текущего и
перспективного планирования повышения квалификации врачей и провизоров
утверждаю: 1. Свидетельство о прохождении повышения
квалификации (Приложение N 1). 2. Проспект-заявку на циклы специализации
и усовершенствования (Приложение N 2). 3. Положение о повышении квалификации
врачей и провизоров на местных базах (Приложение N 3). Приказываю: 1. Министрам здравоохранения союзных и
автономных республик, заведующим областными и краевыми отделами
здравоохранения: а) принять утвержденные настоящим
Приказом Приложения N 1 - 3 к руководству и исполнению; б) изучить потребность в последипломной
подготовке врачей и провизоров различных специальностей, должностей и типов
медицинских учреждений; в) обязать руководителей органов и
учреждений здравоохранения совместно с главными специалистами осуществлять
текущее и перспективное планирование специализации и усовершенствования врачей
и провизоров; г) при планировании повышения
квалификации особое внимание уделять повышению квалификации врачей широкого
профиля (участковых врачей, сельских врачей и др.); д) при составлении заявок на повышение
квалификации врачей и провизоров руководствоваться Проспектом-заявкой на циклы
специализации и усовершенствования и реальной потребностью в этой подготовке; е) принять меры к обязательному
использованию получаемых путевок в институты и факультеты усовершенствования
врачей; ж) ежегодно не позднее 15 января
рассматривать на коллегиях итоги специализации и усовершенствования врачей и
провизоров; з) к 1 февраля каждого года представлять
в Главное управление учебных заведений Министерства здравоохранения СССР планы
повышения квалификации специалистов республики на предстоящий год с указанием
учебных баз и вида подготовки (согласно форме N 2 Приказа Министра
здравоохранения СССР от 11 ноября 1971 г. N 810); и) направлять врачей и провизоров на
специализацию и усовершенствование строго по профилю циклов в зависимости от
стажа работы, занимаемой должности, предыдущего прохождения повышения
квалификации; к) изучить и использовать передовой опыт
органов и учреждений здравоохранения в части планирования последипломной
подготовки; л) проверить исполнение главными врачами
районов и крупных лечебно-профилактических учреждений соответствующих приказов
по вопросам, регламентирующим повышение квалификации врачей; усилить контроль за подведомственными органами и учреждениями
здравоохранения в прохождении специализации и усовершенствования; м) подготовить до 1 сентября 1977 года
перечень учреждений здравоохранения, которые предполагается использовать в
качестве местных баз подготовки, с учетом коечного фонда,
материально-технического оснащения, квалификации, сотрудников; утвердить
указанные учреждения на коллегиях республиканских министерств, обл(край)здравотделов. 2. Ректорам медицинских и
фармацевтических институтов принять утвержденное настоящим Приказом Приложение
N 1 к руководству и исполнению. 3. Ректорам институтов усовершенствования
врачей, деканам факультетов усовершенствования врачей и провизоров при высших
медицинских и фармацевтических учебных заведениях: а) принять утвержденные настоящим
Приказом Приложения N 1 - 3 к руководству и исполнению; б) строго придерживаться установленного
порядка комплектования циклов, не зачислять врачей и провизоров, не
соответствующих целевым установкам циклов; в) ежегодно представлять в Главное
управление учебных заведений Министерства здравоохранения СССР (одновременно с отчетной
формой 71-усовершенствование) сведения о неиспользовании путевок республиками и
областями. 4. Главному управлению учебных заведений
Министерства здравоохранения СССР (тов. Исаков Ю.Ф.) совместно с Управлением
кадров (тов. Шишова А.М.) и отделом медицинской статистики (тов. Церковный
Г.Ф.) в течение 1977 года разработать и утвердить единую учетную форму
прохождения врачами и провизорами повышения квалификации. 5. Главному управлению учебных заведений
Министерства здравоохранения СССР (тов. Исаков Ю.Ф.) с Управлением кадров (тов.
Шишова А.М.) осуществлять контроль за деятельностью
органов и учреждений здравоохранения по вопросам планирования специализации и
усовершенствования врачей и провизоров. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра
здравоохранения СССР тов. Венедиктова Д.Д. Министр Б.В.ПЕТРОВСКИЙ Приложение N 1 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 21 февраля 1977 г. N 137 ПОЛОЖЕНИЕ О СВИДЕТЕЛЬСТВЕ О ПРОХОЖДЕНИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 1. Свидетельство о прохождении повышения
квалификации (см. форму N 1) является документом, в котором отражаются все
этапы повышения квалификации врача и провизора. 2. Свидетельство представляет собой
книжку размером 22 x 16 см из плотной бумаги. 3. Врачам и провизорам, прошедшим
первичную специализацию (интернатуру или стажировку), а также окончившим циклы
специализации или усовершенствования в институтах усовершенствования врачей и
на факультетах усовершенствования врачей (провизоров) при высших медицинских и
фармацевтических учебных заведениях, вносится соответствующая запись в
Свидетельство о прохождении повышения квалификации. Образец записи:
4. Свидетельство о
прохождении повышения квалификации выдается выпускникам высших медицинских и
фармацевтических учебных заведений вместе с дипломом об окончании ВУЗА, начиная
с 1977 года, а также лицам, окончившим ВУЗ до 1977 года, после прохождения ими
специализации или усовершенствования в институтах усовершенствования врачей и
на факультетах усовершенствования врачей (провизоров) при высших медицинских и
фармацевтических учебных заведениях. 5. Право подписи в Свидетельстве
предоставляется ректорам и проректорам институтов усовершенствования врачей,
деканам факультетов усовершенствования врачей (провизоров) при высших
медицинских и фармацевтических учебных заведениях, а также председателям
выпускных экзаменационных комиссий по приему экзаменов у врачей и провизоров
после прохождения ими интернатуры или стажировки. Подпись заверяется печатью учреждения, в
котором проводилось повышение квалификации, а после прохождения интернатуры или
стажировки - печатью соответствующего учебного заведения. 6. Прохождение врачами и провизорами
курсов информации или стажировки в Свидетельстве не отражается. Начальник Главного управления учебных заведений Ю.Ф.ИСАКОВ Форма N 1 Лицевая сторона СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРОХОЖДЕНИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ к диплому N _______________ Фамилия __________________________________________________________ Имя ______________________________________________________________ Отчество _________________________________________________________ На развороте: Сведения о прохождении повышения квалификации
М.П. Подпись М.П. Подпись М.П. Подпись М.П. Подпись М.П. Подпись Приложение N 2 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 21 февраля 1977 г. N 137 ПРОСПЕКТ-ЗАЯВКА
┌───────────────────────────────────┬────────────────────────────┐ │ Число врачей (физических лиц) │ Потребность в повышении │ │данной специальности на начало года│ квалификации по годам │ │ │ (число врачей) │ ├───────────────────────────────────┼────────────────────────────┤ │ │1978 1979 1980 Всего│ │ ├────────────────────────────┤ │ │ │ └───────────────────────────────────┴────────────────────────────┘ Начальник Главного управления учебных заведений Ю.Ф.ИСАКОВ Приложение N 3 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 21 февраля 1977 г. N 137 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ И ПРОВИЗОРОВ НА МЕСТНЫХ БАЗАХ 1. Местными базами для проведения
повышения квалификации врачей и провизоров в виде курсов информации и
стажировки являются многопрофильные больницы, специализированные учреждения
здравоохранения, поликлиники, клиники мединститутов, санитарно-гигиенические и
фармацевтические учреждения, располагающие современным оборудованием и
высококвалифицированными специалистами, применяющими в практике новые методы
диагностики, обследования и лечения. 2. Курсы информации и стажировки являются
видом повышения квалификации врачей и провизоров, в задачи которого входит
изучение отдельных актуальных теоретических вопросов и приобретение отдельных
практических навыков по определенной специальности. 3. Цель курсов информации и стажировки -
поддержание высокого современного уровня профессиональных знаний и практических
навыков работы по специальности. 4. Повышение квалификации врачей и
провизоров на курсах информации организуется и проводится для врачей,
нуждающихся в специальных знаниях по определенным дисциплинам (проблемам). Для
проведения указанных курсов должны активно использоваться профильные
научно-исследовательские институты и высшие медицинские учебные заведения. 5. Курсы стажировки организуются и
проводятся на базе крупных многопрофильных и специализированных больниц,
санитарно-гигиенических и фармацевтических учреждений для врачей и провизоров,
нуждающихся в приобретении определенных умений и навыков в работе в
соответствии с занимаемой должностью. 6. Периодичность направления врачей и
провизоров на курсы информации или стажировки определяется местными органами
здравоохранения. Продолжительность курсов не должна превышать 1,5 месяца. Не разрешается зачислять на курсы
информации и стажировки врачей, обучающихся в интернатуре. Курсы информации и стажировки являются
вспомогательным видом последипломного обучения и не заменяют прохождение
врачами циклов специализации и усовершенствования в институтах и на факультетах
усовершенствования. 7. Курсы информации или стажировки
считаются оконченными после представления письменного отчета о результатах
прохождения курса и получения зачета. Учреждение, выдавшее документ (справку) о
прохождении курса информации или стажировки, несет полную ответственность за
качество проведенной подготовки. 8. Учебные планы и программы курсов
информации или стажировки разрабатываются учреждениями, проводящими эти курсы,
с активным привлечением к этой работе главных специалистов и утверждаются
соответствующим органом здравоохранения, в подчинении которого находится
учебная база. 9. Перечень учреждений, осуществляющих
повышение квалификации врачей и провизоров на курсах информации и стажировки, с
их характеристикой, а также персональный список специалистов, на которых может
быть возложена работа по повышению квалификации, 1 раз в 3 года утверждается
министерством здравоохранения соответствующей союзной республикой. 10. Общее руководство за ходом и
качеством повышения квалификации врачей и провизоров на курсах информации и
стажировки возлагается на Министерства здравоохранения союзных и автономных
республик, обл(край)здравотделы. Органы здравоохранения обязаны строго
проводить отбор и учет врачей и провизоров республики, которые должны повышать
свою квалификацию на курсах информации и стажировки. 11. На институты
(факультеты) усовершенствования врачей и научно-исследовательские институты
возлагается оказание практической помощи учреждениям здравоохранения,
проводящим повышение квалификации в виде курсов информации и стажировки, путем
периодического направления им методических материалов, а также профессоров и
преподавателей для чтения лекций на избранные темы и проведения консультаций по
вопросам лечения больных, а также подготовка специалистов, привлекаемых к
педагогическому процессу на курсах информации и стажировки. Начальник Главного управления учебных заведений Ю.Ф.ИСАКОВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |