Утверждаю Заместитель Главного государственного санитарного врача СССР А.И.ЗАИЧЕНКО 17 декабря 1976 г. N 1434"а"-76 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ГОРОДОВ Методические
указания разработаны Институтом общей и коммунальной гигиены им. А.Н. Сысина АМН СССР при участии Киевского НИИ общей и
коммунальной гигиены им. А.Н. Марзеева,
Новосибирского научно-исследовательского санитарного института и кафедры
коммунальной гигиены ЦОЛИУ врачей. 1. Общие положения 1.1. Настоящие Методические указания
имеют целью помощь органам санитарно-эпидемиологической службы в осуществлении
государственного санитарного надзора за разработкой и реализацией генеральных
планов городов в связи с выполнением Постановления ЦК КПСС и Совета Министров
СССР "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных
ресурсов" от 29 декабря 1972 г. 1.2. Государственный санитарный надзор за
разработкой и реализацией генеральных планов городов возлагается на
санитарно-эпидемиологические станции союзных и автономных республик, краев,
областей, округов, городов. Санитарно-эпидемиологические станции
административных районов городов принимают участие в этой работе при выполнении
частных задач по поручению вышестоящего органа или учреждения
санитарно-эпидемиологической службы. 1.3. Объем и характер
деятельности органов государственного санитарного надзора по разработке и
реализации генеральных планов городов определяется настоящими Методическими
указаниями в соответствии с "Положением о государственном санитарном
надзоре в СССР", "Инструкцией по составлению проектов планировки и
застройки городов" (СН-345-66), "Указаниями о порядке утверждения генеральных
планов городов и поселков городского типа" (1964 г.), а также с учетом
опыта работы санитарно-эпидемиологических станций и научно-обоснованных
гигиенических рекомендаций. 1.4. Государственный санитарный надзор
осуществляется на всех стадиях проектирования и строительства городов, а
именно: на подготовительной стадии, в период разработки, утверждения и
реализации генерального плана. На подготовительной стадии органы
государственного санитарного надзора участвуют в составлении задания на
проектирование (санитарное задание) и программы работы. В период разработки
генерального плана составляют санитарную характеристику города и передают ее
вместе с перечнем оздоровительных мероприятий головной проектной организации
для использования в соответствующих главах проекта. Важное
значение имеет также участие в выборе и отводе участков под новое
строительство и консультации специалистов проектной и других организаций по
ходу разработки генерального плана. По завершении проектных работ органы
государственного санитарного надзора рассматривают генеральный план и выдают
санитарное заключение. В дальнейшем санитарно-эпидемиологические станции
осуществляют постоянный контроль за реализацией
генерального плана города. 2. Участие органов
государственного санитарного надзора на подготовительном этапе проектирования 2.1. В целях
своевременного участия органов государственного санитарного надзора в
подготовке задания на проектирование и других необходимых для разработки генерального
плана материалов, а также для осуществления государственного санитарного
надзора на ранних стадиях проектирования санитарно-эпидемиологические станции
получают информацию о плане перспективных проектных работ институтов Госстроя
союзной республики, а также краевых, областных и городских проектных
институтов. Кроме того, в СЭС должны быть решения исполкомов городских и
областных советов и градостроительных Советов о сроках проектирования, головной
проектной организации, составе участников и др. Оперативная информация
получается путем участия главного врача или его заместителя в работе
градостроительного Совета, других комплексных и ведомственных организаций и
делового контакта с ними. Если в план проектных работ по республике
(области, краю) включаются города областного (краевого) подчинения, то
вышестоящая санитарная организация должна уведомить нижестоящую о начале
проектных работ и сообщить ей сроки проектирования и головную проектную
организацию. 2.2. В соответствии с решением исполкома
о начале проектных работ санэпидстанция должна разработать и передать
градостроительному Совету санитарное задание для включения его в общее задание
на проектирование города. В санитарном задании должно быть
сформулировано мнение санитарно-эпидемиологической службы по следующим наиболее
важным вопросам перспективного развития города: а) направление и границы территориального
роста города с учетом природно-климатических условий и санитарного состояния
внешней среды; б) мероприятия по
охране и оздоровлению внешней среды: вынос за черту города особо вредных
промышленных предприятий и крупных транспортных объектов, изменение их профиля,
технологии, организация санитарно-защитных зон; строительство сооружений по
улавливанию выбросов промышленных предприятий; охрана водоемов и почвы от
загрязнения хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами, твердыми
отходами и отбросами; озеленение, обводнение и благоустройство территории и
т.п.; в) выбор новых площадок для жилого,
гражданского и промышленного строительства, а также реконструкция существующей
застройки жилых и промышленных районов; г) перспективы улучшения водоснабжения:
необходимый уровень водопотребления, увеличение мощности существующих
водопроводных сооружений, строительство новых; замена и увеличение протяженности
водопроводных сетей; выбор нового источника водоснабжения и т.д.; д) перспективы канализования
и очистки территории от твердых отходов и отбросов: увеличение мощности или
строительство новых сооружений по обезвреживанию сточных вод, строительство мусоросжигательных
или мусороперерабатывающих установок, организация усовершенствованных свалок,
полигонов и т.д., повышение мощности парка мусороуборочных машин и т.д.; е) перспективы развития сети
лечебно-профилактических, культурно-бытовых и спортивно-массовых учреждений,
мест отдыха. 2.3. Следующим этапом деятельности
органов санитарно-эпидемиологической службы является участие в составлении
программы работ. Программа разрабатывается головной проектной организацией
совместно с участниками работы, в том числе по характеристике санитарного
состояния города совместно с санитарно-эпидемиологической станцией. В программе
определяются объем, сроки и исполнители отдельных частей работы. При составлении программы необходимо
выяснить, какие материалы имеются в местных органах здравоохранения,
санитарно-эпидемиологической службы, научных гигиенических и лечебных
учреждениях, медико-санитарных частях и промышленно-санитарных лабораториях,
статистическом отделе, отделе коммунального хозяйства исполкома и в самой проектной
организации. 2.4. В программу работы органов
санитарного надзора должно входить: а) санитарное
обследование территории города; б) сбор, анализ и обобщение материалов,
имеющихся в органах и учреждениях санэпидслужбы за
предшествующие годы; в) проведение специальных наблюдений за состоянием
окружающей среды; г) ознакомление с необходимыми материалами в проектной и
других организациях; д) оформление санитарной характеристики и обоснование
оздоровительных мероприятий. При необходимости и по согласованию с вышестоящим
органом государственного санитарного надзора к работе привлекаются
гигиенические научно-исследовательские институты и кафедры медицинских
институтов. 2.5. Учитывая, что составление санитарной
характеристики и разработка оздоровительных мероприятий связаны с большим
объемом работы и что СЭС, как правило, не располагают для этого необходимыми
штатами, целесообразно в программе работ предусмотреть возможность заключения
хозяйственного договора. Такой договор заключается на общих основаниях проектной
организацией с исполнителями (СЭС или НИИ). В параграфах хозяйственного
договора должны быть предусмотрены ассигнования на весь запланированный объем
натурных наблюдений, на привлечение внештатных специалистов, оформление
имеющихся материалов, а также на командировочные выезды, приобретение
необходимой контрольно-измерительной аппаратуры, посуды и химических реактивов. 2.6. Органы санитарно-эпидемиологической
службы должны принять участие также в составлении программы работ по разделу
"Охрана и оздоровление внешней среды", так как этот раздел является
наиболее существенным для создания благоприятных условий жизни населения
города. С этих позиций важно убедиться, что программа предусматривает
необходимость выполнения специальных наблюдений, расчетов и составления
прогноза для обоснования оздоровительных мероприятий (ожидаемые уровни фонового
и локального загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почвы с учетом
природно-климатических особенностей, существующего положения, перспектив
развития промышленности, энергетики и транспорта, а также оздоровительных
мероприятий; предполагаемые уровни шума на территории города, составление
шумовой карты города и отдельных участков; оценка микроклиматических условий на
территории города, в том числе особенностей ветрового режима, радиационных
условий, прогнозирование гидрогеологических условий, в том числе возможного
подъема уровня грунтовых вод) и т.д. 3. Участие органов
государственного санитарного надзора в разработке генерального плана города 3.1. На этапе разработки генерального
плана города санитарно-эпидемиологическая служба в соответствии с утвержденной
программой работы (см. п. 2.4) составляет санитарную характеристику города и
дает обоснования к оздоровительным мероприятиям. 3.2. Одним из важных разделов работы
является участие в комплексном обследовании города, которое организуется
градостроительным Советом с привлечением представителей головной проектной
организации. При этом обследовании специалисты санитарно-эпидемиологической
службы должны уделить особое внимание районам сложной планировочной и
санитарной ситуации, местам массового отдыха населения, а также территориям,
предназначенным для перспективной застройки жилыми и другими зданиями и
сооружениями. Обследованию подлежат также водозаборы централизованных
источников водоснабжения, территории, требующие проведения мелиоративных
мероприятий и др. Результаты комплексного обследования
оформляются в виде справки и используются в дальнейшем для составления
санитарной характеристики города. 3.3. В целях подробной санитарной
характеристики города проводится углубленное обследование, в котором принимают
участие санитарные врачи и специалисты различного профиля. Обследование
осуществляется путем осмотра объектов и занимаемых ими территорий и ознакомления
с материалами по санитарной характеристике объекта. Первичные материалы,
необходимые для паспортизации объектов, хранятся в санитарной организации и
используются для санитарной характеристики города. 3.4. Для составления санитарной
характеристики города и обоснования оздоровительных мероприятий используются
также результаты многолетних наблюдений за санитарным состоянием атмосферного
воздуха, водоемов и почвы, изучения шумовибрационного
режима, анализа заболеваемости населения, а также материалы текущего
санитарного надзора за состоянием жилых зданий, учреждений обслуживания и мест
массового отдыха населения. 3.5. Санитарная характеристика города
должна состоять из следующих разделов: а) оценка природно-климатических условий
и их влияния на санитарное состояние городской среды; б) оценка функционального зонирования
территории города и сложившейся планировочной ситуации (размещение
промышленных, энергетических и транспортных предприятий и сооружений;
планировка жилых районов; уличная сеть и др.); в) данные о санитарном состоянии
атмосферного воздуха по городу в целом и по отдельным районам; г) санитарное состояние водоемов и почвы
по городу в целом и по отдельным районам; д) санитарное состояние водоснабжения в
городе; е) санитарная характеристика удаления и обезвреживания сточных хозяйственно-бытовых и промышленных
вод; ж) санитарная характеристика организации
очистки от твердых отбросов и отходов; з) оценка шумового режима жилых районов,
прилегающих к магистральным улицам городского и районного значения, скоростным
авто- и железнодорожным линиям и др. источникам; и) санитарная оценка организации
обслуживания населения учреждениями лечебно-профилактического,
культурно-бытового и спортивно-массового назначения. 3.6. Характеристика климата дается на основании
материалов многолетних наблюдений метеорологической станции, которые обычно
имеются в разработанном виде в головной проектной организации или местных
учреждениях гидрометеослужбы. Кроме того,
используются данные маршрутных и стационарных наблюдений, выполненные
научно-исследовательскими институтами, кафедрами и другими учреждениями при
оценке микроклиматического режима на территории города. 3.7. При оценке климатических условий
особое внимание необходимо уделить ветровому режиму, который имеет важное значение в распространении и рассеивании воздушных
загрязнений. Тщательно анализируется сезонная роза ветров по скорости и
направлению, критические скорости ветра. Оценивается повторяемость штилей,
туманов, температурных инверсий в связи с рассеиванием загрязнений в
атмосферном воздухе. Оценивая влияние климата на санитарные
условия жизни населения, желательно использовать материалы по биоклиматической
характеристике среды; особенности местных погодных условий, перепады
температуры, влажности воздуха, атмосферного давления в межсуточном разрезе
(межсуточная изменчивость погоды), повторяемость дискомфортных условий,
ограничивающих пребывание человека на открытом воздухе, режим ультрафиолетовой
радиации. 3.8. Особого внимания требует санитарная
характеристика промышленных предприятий и других объектов, оказывающих
неблагоприятное влияние на санитарные условия жизни населения. В связи с этим,
по каждой из промышленных зон, районов или групп промышленных предприятий
необходимо иметь материалы, характеризующие санитарные условия размещения
предприятий (наличие санитарно-защитных зон, их благоустройство, состав
выбросов, наличие и эффективность работы очистных сооружений и т.п.). Раздел "Санитарное состояние
атмосферного воздуха, водоемов и почвы" является одним из основных в
санитарной характеристике города и должен быть подготовлен особенно тщательно,
т.к. приведенные в нем материалы должны обосновать рекомендации по оздоровлению
внешней среды города. Санитарная оценка состояния атмосферного
воздуха, водоемов и почвы должна войти в главу "Мероприятия по охране и
оздоровлению внешней среды", которая разрабатывается головной проектной
организацией. Для облегчения работы по сбору и анализу
материалов по санитарной характеристике размещения промышленных предприятий см.
таблицы (Приложение). 3.9. Следующим в санитарной
характеристике города является раздел, посвященный оценке шумового режима,
вибрации и электромагнитных колебаний на территории города. Эта оценка дается
на основании: а) имеющихся в СЭС данных об уровнях шума на отдельных
магистралях, вблизи от объектов ж.д. транспорта, аэродромов, промышленных предприятий; б)
анализа жалоб населения на шум; в) расчетов шумового режима и прогноза уровней
шума на перспективу, выполненных специальными организациями. В период подготовки и разработки
генерального плана города целесообразно ставить вопрос о создании шумовой карты
города или его отдельных участков (Приказ Министра здравоохранения СССР "О
мерах по снижению шума на предприятиях, в жилых и общественных зданиях и на территории"). 3.10. Оценка состояния сети обслуживающих
население учреждений проводится на основании данных о количестве учреждений, их
вместимости и санитарном состоянии зданий и участков, а также о равномерности
их распределения по территории города и отдельных районов. 3.11. Важное значение
для оценки санитарного состояния города имеет характеристика условий
водоснабжения, канализования и очистки сточных вод. В
этом разделе необходимо привести данные о водопотреблении, качестве воды в
источнике и сети, о работе водопроводной станции, эффективности очистки воды,
мощности водопроводных сооружений, состоянии сети, проценте обеспечения
домовладений централизованным водоснабжением и т.п. Значительное внимание должно уделяться
санитарному состоянию водоемов и почвы, характеристике источников загрязнения и
оценке эффективности работы очистных сооружений - локальных и общегородских. В этом разделе должна быть также дана
оценка прогноза развития водоснабжения, канализования
и очистки сточных вод. 3.12. Особым разделом необходимо выделить
вопросы оценки санитарной очистки территории города от твердых отходов и
отбросов (оценка существующей системы сбора, транспортировки и обезвреживания
отходов и отбросов, санитарная характеристика свалок, полей запахивания и др.
сооружений для обезвреживания твердых отходов; состояние транспорта, его
достаточность, регулярность вывоза мусора и т.п.). В заключение необходимо
оценить перспективу развития санитарной очистки территории города. 3.13. Одним из важных разделов санитарной
характеристики города является раздел, посвященный анализу заболеваемости
населения города в целом и отдельных возрастных групп. В этом разделе следует
привести данные, которыми располагают статистические управления (отделы)
здравоохранения, отдельные лечебные учреждения, НИИ и кафедры, а также
результаты специально выполненных работ по изучению заболеваемости населения в
связи с теми или иными факторами внешней среды (климат, состояние атмосферного
воздуха, качество питьевой воды и т.д.). 3.14. В конце санитарной характеристики
города необходимо привести перечень оздоровительных мероприятий,
рекомендованных СЭС на основании анализа всех материалов по санитарному
состоянию внешней среды и прогнозу. 4. Рассмотрение
генерального плана 4.1. Проекты планировки и застройки
городов, а также технико-экономические основы генеральных планов крупных и
крупнейших городов подлежат обязательному согласованию с органами
государственного санитарного надзора. Для согласования генерального плана
головная проектная организация должна представить в городскую
санитарно-эпидемиологическую станцию пояснительную записку и графический
материал до обсуждения проекта на градостроительном Совете при горисполкоме. 4.2. В санэпидстанцию
обязательно должны быть представлены следующие графические материалы: схема
прилегающего района с вариантами выбора площадок, опорный план, план-схема
планировочных ограничений, генплан (основной чертеж) на расчетный срок, схема,
водоснабжения и канализования, схема размещения
жилищного строительства первой очереди, проект пригородной зоны (если последние
входят в состав рассматриваемого проекта), а также планы и карты,
характеризующие природные условия и инженерное оборудование. 4.3. Генеральный план не принимается к
рассмотрению, если в СЭС не представлены все материалы, которые могут иметь
значение для санитарных условий жизни населения. Не допускается выдача
заключения только по материалам "Основные положения генплана". 4.4. Рассмотрение генерального плана
проводится в СЭС врачами коммунального отделения с обязательным привлечением
специалистов-врачей или инженеров других отделений, замечания которых по
соответствующим разделам должны включаться в общее заключение по генеральному
плану. При необходимости СЭС может привлечь к
рассмотрению генерального плана специалистов НИИ санитарно-гигиенического
профиля или других учреждений для консультации и подготовки заключения по
отдельным вопросам. 4.5. В основу рассмотрения генерального
плана города следует положить ранее разработанные: 1) задание на проектирование
города (санитарное задание) и 2) санитарную характеристику с перечнем
оздоровительных мероприятий. Кроме того, следует проверить,
соответствуют ли предложения проекта по размерам территории, спискам основных
предприятий, организации пригородной зоны, схеме районной планировки и схеме
расселения на территории административного района, области или
территориально-промышленного комплекса. 4.7. Целесообразно начинать рассмотрение
проекта с перспектив развития города, изложенные в главах "Экономическая
база города", "Градообразующая база города",
"Промышленность". При этом необходимо обратить внимание на
обоснованность решений по следующим вопросам: 1) направление и территориальные резервы
развития города; 2) меры по предотвращению роста города за пределами планируемого по генплану (регулирование
роста системы городов, находящихся в пределах влияния проектируемого большого,
крупного или крупнейшего города); 3) правильность решения вопроса о
сохранении существующих промышленных предприятий или их выноса за пределы
города; 4) перспективы развития новых
производств; 5) перспективы роста населения, расчет
градообразующей, обслуживающей и несамодеятельной групп (по СНиПу II-60-75),
проектная численность населения, демографические данные и др.; 6) правильность расчета потребности
жилого фонда с учетом перспективной численности населения города, современной
обеспеченности жилой площадью, ростом норм общей и жилой площади, а также сноса
ветхого неблагоустроенного жилья и вывода из санитарно-защитных зон; 7) правильность выбора этажности жилых
зданий, использования типовых проектов в соответствии с демографическим
составом населения и особенностями природно-климатических условий. 4.8. При рассмотрении главы
"Природно-климатические условия" следует оценить полноту
представленных данных и проконтролировать, использованы ли в главе материалы
санитарной характеристики города. Следует особенно тщательно проверить,
какие данные представлены для оценки температурно-влажностного режима,
ветрового режима, радиационного режима, а также учтены ли местные особенности
климата и микроклимата. Нельзя признать достаточной характеристику климата
только по средним показателям метеорологических элементов. Обязательным
является представление данных по повторяемости тех или иных погод, состояний
атмосферы и др. Существенным является прогноз возможного
изменения микроклимата под влиянием застройки и благоустройства. Поэтому
целесообразно представление прогноза и мероприятий по улучшению микроклимата
отдельных территорий (например, снижение скорости ветра ветрозащитной
застройкой, зелеными полосами; улучшение условий инсоляции при правильной
застройке склонов и т.д.). Характеристика рельефа территории
рассматривается с учетом влияния рельефа на решение вопросов вертикальной
планировки, инженерной подготовки территории и санитарно-технического
оборудования. Поэтому важно посмотреть в пояснительной записке и на схемах, как
показаны особенности рельефа: уклоны, тальвеги, водоразделы и т.д. Следует
помнить, что в главе "Инженерная подготовка территории" также могут
быть представлены сведения по рельефу местности. В местностях, где для жилой
застройки будут использоваться участки с большими уклонами (больше 6 - 8%),
следует обратить особое внимание на приемы застройки и благоустройства. В описании почв следует оценить их
пригодность для произрастания насаждений, а также возможность использования
почвенных методов обезвреживания твердых и жидких отбросов. Необходимо
проконтролировать, указаны ли участки, которые ранее были загрязнены
органическими и неорганическими веществами. Гидрогеологические условия
рассматриваются в отношении полноты характеристики высоты стояния и состава
грунтовых вод, заболоченных и затапливаемых территорий, подрусловых
вод и подземных водоносных горизонтов. В главе отдельно может быть выделено
описание открытых водоемов, качество воды, мощность стока и др. Следует обратить внимание на
характеристику лесов и пригородных лесопарковых насаждений: имеются ли данные
по породному составу, размерам, состоянию лесных и парковых массивов, дается ли
характеристика ветрозащитных лесополос. 4.9. На основе
представленных текстовых и графических материалов необходимо оценить
правильность рекомендуемых в генплане решений по зонированию территории города,
организации пригородной зоны, рассмотреть и оценить карту планировочных
ограничений: уточнить, все ли территории, нуждающиеся в мелиорации, показаны на
схеме, учитываются ли особенности неинфекционной краевой патологии, а также
источники и пути распространения инфекционных заболеваний, зоонозов и глистных
инвазий. 4.10. Рассматривая
следующие главы пояснительной записки и графические материалы необходимо
основное внимание уделить оценке существующей ситуации и проектных предложений
по функциональному зонированию города: правильность взаимного расположения
селитебной, промышленной, коммунально-складской, транспортной зон, возможность
территориального роста каждой из зон, мероприятия по упорядочению зонирования,
созданию укрупненных промышленных, коммунально-складских и транспортных
районов, разделение их зелеными полосами специального назначения, естественными
рубежами (рельеф и др.). 4.11. При рассмотрении планировки
промышленных районов необходимо проверить: а) размещается ли большинство
промышленных предприятий в обособленных промышленных зонах (или районах) с
соблюдением санитарных требований; б) не оказывают ли влияния друг на друга
предприятия разного класса вредности при размещении их в одном промрайоне; в) не допускается ли размещение
предприятий пищевой промышленности и продовольственных складов и баз в
промрайонах, где располагаются источники загрязнения атмосферного воздуха
токсическими и неприятно пахнущими веществами; г) предусмотрено ли кооперирование
производственного, инженерного оборудования и транспортного обслуживания; д) возможно ли создание общих для группы
производств сооружений по очистке выбросов в атмосферу, сточных вод,
промышленных отвалов и полигонов для складирования и обезвреживания твердых
отходов. 4.12. Особое внимание следует уделить
проверке обеспечения санитарно-защитных зон от промышленных районов и отдельных
производств, а также реальности и правильности проектных предложений по выводу
из санитарно-защитных зон детских, школьных и лечебно-профилактических
учреждений, с установлением конкретных сроков сноса или изменения назначения
зданий, характера озеленения и благоустройства территории. При невозможности организовать требуемые
санитарно-защитные зоны для промышленных предприятий следует проверить
включение этих предприятий в список выводимых из города, убедиться в реальности
мер по созданию санитарно-защитной зоны "особого режима" вокруг
сохраняемых производств до изменения их профиля. 4.13. Особое внимание следует уделить
анализу и проверке материалов, представленных в главе "Оздоровление и
охрана внешней среды". Эта глава, в соответствии с Приказом Госгражданстроя от 21.03.1973 N 61, должна содержать
обоснованные расчеты, натурные наблюдения и другие объективные данные, материалы
по оздоровлению и охране внешней среды с учетом существующего положения,
перспектив развития промышленности и транспорта, а также планируемых
оздоровительных мероприятий. В главе должны быть расчеты выбросов
промышленных предприятий (количественный и качественный их состав), расчеты
рассеивания выбросов, а также обоснованные этими расчетами мероприятия по
снижению содержания вредных веществ и по улучшению условий рассеивания выбросов
в атмосфере (расчет высоты выбросов). В этой же главе должны приводиться
расчеты санитарно-защитных зон с учетом возможных мероприятий по уменьшению
выбросов в атмосферу вредных веществ. Размеры санитарно-защитных зон, принятые
по СН-245-71, должны уточняться в каждом конкретном случае с учетом
существующего фонового загрязнения атмосферы, местных особенностей режима
метеорологических факторов, состава и объема выбросов, высоты трубы и других
условий в соответствии с СН-367-74. При этом должны также учитываться
эффективность действующих и перспективных очистных сооружений, изменение
технологии или профиля производства, рекуперация, безотходное производство и
т.д. 4.14. Серьезное внимание должно быть
уделено контролю проектных решений по разделу "Организация селитебной
территории". При этом следует проверить: а) расчеты площади селитебной территории,
плотности жилого фонда, озелененных территорий; б) условия размещения в жилой зоне
отдельных предприятий V класса вредности, предназначенных для обслуживания
повседневных нужд населения города (хлебозаводы, кондитерские фабрики,
молокозаводы, швейные фабрики, фабрики по ремонту обуви и т.п.); в) соответствие приемов организации
селитебной территории прогрессивным решениям планировки, озеленения и
благоустройства жилых районов и микрорайонов, а также организация обслуживания
населения; г) соответствие приемов планировки
селитебной территории местным природно-климатическим и
социально-демографическим условиям; д) организацию сети магистралей и улиц,
систему их застройки, разрывы от жилой застройки и т.п. 4.15. При анализе проектных предложений
по разделу "Культурно-бытовое обслуживание" необходимо проверить
целесообразность сохранения ряда объектов, уточнить их вместимость и
номенклатуру обслуживающих учреждений, их соответствие действующим нормативам и
демографическому составу населения, проверить радиусы обслуживания, обеспечение
ступенчатости обслуживания, достаточность площади земельных участков,
ограничение встроенных учреждений, создание центров обслуживания и т.п. При расчете сети лечебно-профилактических
учреждений желательно учесть характер местной заболеваемости жителей города и
тяготеющих к нему населенных мест. 4.16. Рассматривая раздел
"Организация загородной рекреационной системы" следует проверить: а) правильность размещения объектов
кратковременного, длительного и смешанного отдыха в пригородной зоне с учетом
природно-климатических особенностей, транспортной доступности, соседства
промышленных, коммунально-складских объектов, аэродромов, транспортных
магистралей, а также достаточность санитарно-защитных разрывов между ними и
местами отдыха; б) равномерность
размещения крупных зеленых массивов и открытых водоемов, используемых в
оздоровительных целях, а также достаточность мероприятий по озеленению и обводнению
мест отдыха, режим использования курортных ресурсов в пригородной зоне; в) правильность использования
лесопаркового пояса для массового кратковременного отдыха населения, вывод из
его пределов учреждений длительного отдыха, промышленных и коммунально-складских
объектов; г) правильность расчета потребности в
различных оздоровительных учреждениях с учетом перспективной численности
населения города и тяготеющих к нему населенных мест пригородной зоны; д) правильность функционального
зонирования рекреационных территорий, планировочную их организацию; е) правильность использования прибрежных
участков рек и водоемов в местах массового отдыха и т.п. 4.17. В разделах
"Теплоснабжение", "Газоснабжение",
"Энергоснабжение" следует проверить правильность размещения ГРЭС,
ТЭЦ, АЭС по отношению к жилой застройке и рекреационным территориям,
правильность установления и организации санитарно-защитных зон. Необходимо
уточнить также, планируется ли изменение топливного баланса в сторону
увеличения использования газа и жидкого топлива, а также мероприятия по
снижению содержания сернистого газа, окиси углерода, пыли и сажи в выбросах
(повышение эффективности улавливания, утилизация и т.д.). 4.18. В разделах "Организация
внутригородского транспорта" и "Организация внешнего транспорта"
следует проверить проектные предложения по реконструкции уличной сети
(расширение, озеленение и т.д.) с учетом шумовой карты города, данных натурных
наблюдений за шумовым режимом и загрязнением атмосферного воздуха выхлопными
газами автотранспорта. При этом следует уточнить, обеспечат ли намечаемые
мероприятия защиту жилой застройки и мест отдыха от шума и загрязнения воздуха
с учетом развития городского и внешнего транспорта и местных
природно-климатических условий. Следует проверить также правильность размещения
междугородних автобусных станций, крупных гаражей, автобаз и депо для
коммунального и ведомственного транспорта. Необходимо проверить санитарно-защитные
разрывы от железнодорожных сооружений и путей, открытых линий метрополитена, а
также правильность размещения грузовых и сортировочных станций, мастерских и депо железных дорог, грузовых, пассажирских портов (речных и
морских). Особое внимание следует обратить на
размещение аэропортов и аэровокзалов, направление взлетно-посадочных полос по
отношению к жилой застройке и местам отдыха, а также меры по защите населения
от авиационного шума, с учетом увеличения объема авиаперевозок, применения
новых типов самолетов. 4.19. В разделе "Водоснабжение
города" следует прежде всего уточнить достаточность
имеющихся и предусматриваемых водных ресурсов для бесперебойного удовлетворения
всех бытовых и хозяйственных нужд, проверив: а) расчет необходимого количества воды
для питьевых, промышленных и хозяйственных целей с учетом проектной численности
населения, местных особенностей водопотребления, инженерного благоустройства, а
также санитарно-технического оборудования зданий, озеленения города и местных
природно-климатических условий; б) гидрогеологическую и санитарную
характеристику существующих и проектируемых источников водоснабжения, а также
обоснования по выбору новых источников централизованного водоснабжения; в) принципиальные решения проектируемых
водозаборных сооружений. В местностях, где природные водные
ресурсы ограничены и имеется необходимость использования вод с малой и
повышенной минерализацией или содержанием микроэлементов, необходимо проверить,
предусмотрено ли улучшение качества воды. Необходимо проверить предложения по
размещению водозаборных сооружений в плане города и по обеспечению надлежащих
санитарно-охранных зон источников водоснабжения и водопроводных сооружений. Следует проанализировать достаточность
мер по уменьшению доли промышленного водопотребления и переходу большинства
предприятий, особенно водоемких, на мало- или безводные режимы технологии. При рассмотрении перспектив водоснабжения
городов в районах с жарким сухим климатом следует обратить внимание на
правильность расчетов водопотребления на орошение и полив территории. 4.20. При рассмотрении раздела "Канализование города" следует оценить достаточность
мер по полному и своевременному удалению жидких нечистот с территории города, а
также по пригодности предусматриваемых в проекте методов очистки и
обезвреживания сточных вод и др. Для этого необходимо проверить
правильность принятой проектом схемы канализации в отношении: а) присоединения к системе всех объектов
селитебной территории города, рекреационных объектов и промышленных и
коммунальных предприятий; б) поэтапного развития сети и очистных
сооружений, предназначенных для обеспечения вводимых в строй объемов
жилищно-гражданского строительства; в) места выпуска очищенных сточных вод в
открытые водоемы, согласованные ранее с органами государственного санитарного
надзора; г) возможности применения (в зависимости
от качества и количества сточных вод и мощности водоемов) рекомендуемых в
проекте методов обезвреживания и очистки сточных вод и их соответствия
санитарным правилам спуска сточных вод в водоемы общественного пользования; д) условий размещения, величины разрывов
и размеров земельных участков для очистных канализационных сооружений и
возможности их последующего расширения. Необходимо также решить, обоснован ли
выбор той или другой схемы канализации санитарными показателями, обеспечено ли
обезвреживание и обеззараживание сточных вод после очистки и имеется ли
необходимость закрытия или перепрофилизации отдельных
производств, где практически невозможно обезвредить сточные воды от
содержащихся в них токсических веществ. Следует проверить, не допускается ли
возможность спуска сточных вод без очистки и как решается удаление и
обезвреживание ливневых стоков. При выпуске сточных вод в море, озеро,
водохранилище необходимо также оценить, как учитываются местные течения, нагоны
воды ветром, места расположения пляжей и т.п. Необходимо проверить, как решаются
вопросы удаления жидких нечистот из неканализованных
районов города, как разработана и достаточна ли для них предусматриваемая
проектом система очистки, где и как размещены сливные станции и базы
ассенизационного транспорта. 4.21. При рассмотрении раздела
"Санитарная очистка города" необходимо проверить правильность: а) расчетов количества твердых отбросов и
жидких нечистот, требующих удаления с помощью вывозной системы; б) предусматриваемой проектом системы
сбора, хранения и удаления твердых отбросов и мусора; в) выбранных методов обезвреживания и
использования отбросов, а также устройства мусороутилизационных и
мусоросжигательных заводов; г) планируемого расположения устройств по
приему и обезвреживанию отбросов и обеспечения
надлежащих санитарно-защитных зон от них по отношению к жилой застройке и
местам отдыха. Следует оценить достаточность размеров земельных участков для
коммунальных предприятий, в том числе кладбищ, свалок, скотомогильников;
достаточность парка транспортных средств для своевременного удаления отбросов,
а также проверить правильность выделения специальных территорий: полигонов для
складирования и обезвреживания промышленных отходов, золо- и шламоотвалов
и т.д. 4.22. При анализе разделов по инженерной
подготовке и вертикальной планировке территории следует проверить достаточность
реальных проектных решений по: а) осушению территорий, затапливаемых и с
высоким стоянием грунтовых вод; б) созданию искусственных грунтов,
подсыпке и укреплению почв, профилактике карстовых явлений; в) ирригации и обводнению территории в
городах с засушливым климатом; г) закреплению движущихся песков,
предотвращению лавино-, овраго- и селеобразования; д) ликвидации ущерба и разрушений
природных ландшафтов в результате хозяйственной деятельности человека (карьеры,
вырубки, пожарища и т.п.). Надо уточнить также, какие сроки намечаются в
проекте для использования участков, мало пригодных и не пригодных для
застройки. 4.23. В разделе "Строительство
первой очереди" необходимо обратить особое внимание на следующие
мероприятия: перепрофилирование и вывод особо вредных промпредприятий и цехов,
увеличение обеспеченности жилым фондом, вывод жилья из санитарно-защитных зон,
обеспечение населения доброкачественной водой в достаточном количестве, совершенствование
систем канализования и санитарной очистки. 4.24. После рассмотрения пояснительной
записки к проекту планировки города и указанных выше графических материалов
следует ознакомиться с "Основными положениями генплана города" и
проверить, изложены ли в этом документе основные и первоочередные мероприятия
по созданию благоприятных условий быта и отдыха населения города. 4.25. Проект планировки и застройки города может быть согласован лишь в том случае,
если в нем предусмотрены реальные решения в соответствии с рекомендациями,
изложенными в главе "Санитарная характеристика". Условное
согласование проектов планировки и застройки городов не допускается. По рассмотренному проекту планировки и застройки города санэпидстанция должна подготовить развернутое
заключение за подписью главного государственного санитарного врача города (или
области). В нем должны быть изложены краткое содержание проекта, его
положительные и отрицательные стороны. Положительное заключение по
рассмотренному проекту города, республиканские (областные, городские)
санэпидстанции обязаны выдать головной проектной организации. 4.26. Согласно установленному порядку
проекты планировки и застройки городов и поселков принимаются к утверждению гор-, обл-, крайисполкомами,
Советами Министров союзных и автономных республик лишь при наличии согласования
с органами государственного санитарного надзора. В случаях нарушения
установленного порядка рассмотрения и согласования проектов, а также отклонения
от согласования в связи с серьезными замечаниями, нижестоящая организация
государственного санитарного надзора обязана письменно или телефонограммой
уведомить об этом вышестоящую санитарно-эпидемиологическую станцию или СЭУ. Главные санитарно-эпидемиологические
управления (санэпидуправления) Министерств здравоохранения, республиканские санэпидстанции обязаны
систематически проверять через Госстрой республик порядок рассмотрения и
утверждения проектов. 5. Государственный
санитарный надзор за реализацией генпланов городов 5.1. Утвержденный проект генплана
является документом, которым обязаны руководствоваться все организации и
ведомства при размещении различных видов строительства; органы и учреждения
государственного санитарного надзора должны контролировать его осуществление
при любых видах использования земель в проектных границах города и пригородной
зоны. 5.2. При проведении
предупредительного санитарного надзора органы санэпидслужбы
обязаны требовать от проектных, строительных и других организаций четкого
выполнения генерального плата города на всех последующих стадиях
проектирования, строительства и благоустройства, а именно: размещения
первоочередного строительства, проектов детальной планировки жилых и
промышленных зон, а также проектов инженерного оборудования, проектов застройки
жилых районов и микрорайонов, схем озеленения и внешнего благоустройства
территорий, организации культурно-бытового и транспортного обслуживания,
организации загородного отдыха, использования подземного пространства. При рассмотрении указанных документов
представители санэпидстанции должны проверить, отмечено ли в пояснительной
записке соответствие предложений утвержденному генеральному плану или указать
на его изменения. 5.3. Все перечисленные в п. 5.2 проектные
материалы и корректировка проектов подлежат согласованию с органами
государственного санитарного надзора и должны быть представлены в полном объеме
для обязательного рассмотрения их в санэпидстанции в сроки, установленные для
проведения экспертизы. 5.4. Следует
осуществлять систематический контроль за реализацией генерального плана в части
очередности нового жилищного и культурно-бытового строительства, принятой
этажности жилых зданий, развития и реконструкции промышленных, энергетических,
коммунально-складских и транспортных предприятий, выполнения оздоровительных
мероприятий по изменению профиля, технологии и выводу объектов, строительству газопылеулавливающих установок, организации и озеленению
санитарно-защитных зон. При проверке реализации генерального
плана особое внимание должно быть обращено на своевременность проведения
инженерной подготовки территории, трассировки магистральных улиц и проездов,
строительства водопроводных и канализационных сетей и соответствующих очистных
сооружений до начала строительства жилых и общественных зданий. Повседневный
контроль следует осуществлять за строительством зданий культурно-бытового
обслуживания и внешним благоустройством территории, которые должны вестись
одновременно со строительством и быть завершены до ввода в эксплуатацию жилых
зданий и санитарно-оздоровительных объектов. С этой целью санэпидстанции не
реже 1 раза в год осуществляют проверку хода реализации генплана, а при
обнаружении грубых нарушений выносят вопрос на рассмотрение исполкома. Результаты систематического контроля за ходом реализации генплана следует освещать в
пояснительной записке к годовому отчету, а при обсуждении на исполкоме -
высылать копию его решения в вышестоящие санитарные организации. 5.5. В целях усиления надзора
санэпидстанции союзных и автономных республик должны периодически осуществлять
выборочный контроль за ходом реализации генеральных
планов отдельных городов. По поручению ГСЭУ (СЭУ) республик возможен
перекрестный (взаимный) контроль отдельных областей и городов. 5.6. Изменения генерального плана
проектными и другими организациями в части объемов и сроков строительства,
границ выделенных территорий, осуществления оздоровительных мероприятий должны
быть обоснованы и представлены для рассмотрения в органы или учреждения
государственного санитарного надзора. Если отступления и изменения от проекта
генерального плана могут привести к ухудшению санитарной ситуации, должны быть
разработаны меры, предотвращающие вредное влияние предлагаемых изменений на
среду и условия жизни населения. При проектировании и строительстве таких
объектов с нарушением генерального плана и гигиенических требований органы и
учреждения государственного санитарного надзора обязаны приостанавливать
проектные и строительные работы, а в случае невыполнения предписаний привлекать
виновных к судебной ответственности на основании прав, изложенных в п. 9
"Положения о государственном санитарном надзоре". 5.7. При отводе участков под все виды
пользования, не предусмотренные генеральным планом и прочей проектной
документацией, органы санэпидслужбы обязаны
потребовать от проектной организации (или ведомства) обоснования необходимости
размещения данного объекта на территории города, внимательно изучить и оценить
их, с учетом местных природно-климатических условий и сложившейся санитарной
ситуации. При этом проектная организация обязана представить все необходимые
материалы, гарантирующие санитарную безопасность и безвредность данного объекта
по его влиянию на окружающую среду и здоровье населения. Отвод участка
оформляется специальным заключением, хранящимся в санэпидстанции, в
соответствии с порядком, установленным при выборе площадок для нового города
(см. раздел 4 настоящего документа). Приложение Таблица 1 ПРОМПРЕДПРИЯТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ КАК ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Таблица 2 ЗОНАЛЬНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В
РАЙОНЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОМПРЕДПРИЯТИЙ ┌──────┬─────┬─────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Наиме-│Сезон│Рас- │ Максимальные разовые концентрации вредных веществ │ │нова- │года │стоя-├───────────────────┬───────────────────┬───────────────────┬───────────────────┬───────────────────┤ │ние │(год │ния │ SO │ CO │ пыль │ сажа │ другие │ │пред- │ис- │в м │ 2 │ │ │ │ │ │прия- │сле- │от ├──────┬────┬───────┼──────┬────┬───────┼──────┬────┬───────┼────┬──────┬───────┼──────┬────┬───────┤ │тия │дова-│ис- │конц. │чис-│% проб │конц. │чис-│% проб │конц. │чис-│% проб │чис-│конц. │% проб │конц. │чис-│% проб │ │(пром-│ний) │точ- │в мг/ │ло ├───┬───┤в мг/ │ло ├───┬───┤в мг/ │ло ├───┬───┤ло │в мг/ ├───┬───┤в мг/ │ло ├───┬───┤ │комп- │ │ника │куб. м│проб│ 1 │ 5 │куб. м│проб│ 1 │ 5 │куб. м│проб│ 1 │ 5 │проб│куб. м│ 1 │ 5 │куб. м│проб│ 1 │ 5 │ │лекса)│ │ │ │ │ПДК│ПДК│ │ │ПДК│ПДК│ │ │ПДК│ПДК│ │ │ПДК│ПДК│ │ │ПДК│ПДК│ ├──────┼─────┼─────┼──────┼────┼───┼───┼──────┼────┼───┼───┼──────┼────┼───┼───┼────┼──────┼───┼───┼──────┼────┼───┼───┤ └──────┴─────┴─────┴──────┴────┴───┴───┴──────┴────┴───┴───┴──────┴────┴───┴───┴────┴──────┴───┴───┴──────┴────┴───┴───┘ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |