Утверждаю Заместитель Министра здравоохранения СССР, Главный государственный санитарный врач СССР П.Н.БУРГАСОВ 15 декабря 1976 г. N 1527-76 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ Положением о
государственном санитарном надзоре в СССР, утвержденным Постановлением Совета
Министров СССР от 31 мая 1973 г. N 361, определены основные задачи
государственного санитарного надзора, которые заключаются в осуществлении
контроля за проведением санитарно-гигиенических и
санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию и
предупреждение загрязнения внешней природной среды (водоемов, почвы и
атмосферного воздуха), на оздоровление условий труда, обучения и отдыха
населения, а также контроля
за организацией и проведением мероприятий, направленных на
предупреждение и снижение заболеваемости. Выполнение этих важных государственных
задач требует совершенствования управления в санитарно-эпидемиологической
службе, а также форм и методов работы санэпидстанций. Одной из форм совершенствования
управления, направленной на дальнейшее укрепление материально-технической базы,
усиление оперативно-организационных функций учреждений, является система
централизации управления и финансирования санэпидстанций. Под этим понимается
передача всех районных и городских санэпидстанций (I уровень управления) данной
административной территории под непосредственное административное и финансовое
подчинение городской - города с районным делением (II уровень управления) или
областной (III уровень управления) санэпидстанции. В этих условиях на главного врача
управляющей санэпидстанции возлагается ответственность за планирование сети,
расстановку и квалификацию кадров. Одновременно он становится распорядителем
кредитов, которые передаются на областной (краевой, республиканский АССР,
городской - города с районным делением) уровень,
осуществляет финансовый контроль по всем санитарно-эпидемиологическим
учреждениям административной территории по всем источникам финансирования. К настоящему времени по новой системе
работают все санэпидстанции Узбекской и Украинской ССР, почти все учреждения
Казахской ССР. Эта система внедрена также в Белорусской ССР
(Гомельская область, г. Минск), в Грузинской ССР (Абхазская АССР,
Юго-Осетинская автономная область, г. Тбилиси), Азербайджанской ССР
(Нахичеванская АССР, Нагорно-Карабахская автономная область, г. Баку),
Армянской ССР (г. Ереван). Всего централизацией управления и
финансирования охвачено 1145 санэпидстанций или 26,3% от общего числа
учреждений страны. Из этого числа три республиканские санэпидстанции автономных
республик, 49 областных, две областные автономных областей, 172 городских, 775
районных санэпидстанций сельских районов и три линейных санэпидстанции на
водном транспорте. Таким образом, имеется опыт централизации как в условиях областей, так и автономных
республик и автономных областей, городов с районным делением. Работа этих санэпидстанций осуществляется
в соответствии с "Положением о работе санэпидстанций в условиях
централизации управления и финансирования", утвержденным Приказом
Министерства здравоохранения СССР от 4 апреля 1975 г. N 333. Исходя из того, что централизация
управления и финансирования направлена в конечном итоге на повышение качества и
эффективности государственного санитарного надзора и проводимых
противоэпидемических мероприятий, деятельность санитарно-эпидемиологической службы
района, города, области автономной или союзной республики должна подвергаться
систематическому анализу и оценке. Изучение эффективности системы
централизации имеет целью сопоставление достигнутых результатов качества
государственного санитарного надзора с мероприятиями по улучшению управления и
финансирования. Оценка эффективности системы
централизации управления и финансирования может быть осуществлена только в
условиях динамического наблюдения - за ряд лет. При этом желательно брать за
исходный год, предшествующий введению системы централизации. При анализе и
оценке системы централизации важно сопоставлять данные об исполнении смет
расходов по статьям с запланированными ассигнованиями, изучать в динамике
данные об ассигнованиях, запланированных на расходы по укреплению
материально-технической базы санэпидстанций (статья 10, 12, 14, 16), и
исполнении смет расходов по этим статьям, принимая во внимание, что полное
использование бюджета способствует выполнению плановых показателей и создает
возможность увеличения соответствующих
ассигнований на предстоящий год. Анализ состояния бюджета и его
использования проводится с учетом данных, приведенных в Приложении 1. При этом необходимо определять (в
процентах): - темпы роста бюджета
санитарно-эпидемиологической службы; - удельный вес расходов по каждой статье
в общем бюджете; - темпы роста отдельных статей расходов; - исполнение смет расходов по статьям в
сравнении с запланированными ассигнованиями. В процессе оценки эффективности системы
централизации сопоставляются также достигнутые уровни кадрового и материального
обеспечения санэпидстанций с принятыми нормативами (штатные нормативы
медицинского и инженерно-технического персонала, нормы обеспечения транспортом
и т.д.). Состояние финансирования, обеспеченности
кадрами, транспортом целесообразно изучать по учреждениям II или III уровня
(городские - городов с районным делением, краевые, областные, республиканские
АССР санэпидстанции) и отдельно по учреждениям I уровня (районные, городские,
портовые, линейные санэпидстанции) - в сумме, что позволяет сравнивать динамику
изменения показателей для каждой из этих групп учреждений раздельно. При оценке объема и качества деятельности
необходимо проведение исчисления показателей, характеризующих ресурсы
санитарно-эпидемиологической службы административной территории, санитарную и
эпидемиологическую ситуацию и др. в соответствии с "Методическими
указаниями по оценке качества и эффективности деятельности
санитарно-эпидемиологических учреждений (санэпидстанций, дезстанций)",
утвержденными Министерством здравоохранения СССР 15 декабря 1976 г. N 1526-76. Полученные результаты позволят выявить
влияние новой формы управления и финансирования на объем, качество деятельности
конкретной санэпидстанции или санитарно-эпидемиологической службы
административной территории. Эти материалы должны использоваться
руководителями санитарно-эпидемиологических служб для планирования развития
сети, материальной базы, обеспечения кадрами, для рационального планирования
санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий в масштабе
соответствующих административных территорий. Они помогут также наметить пути
устранения имеющихся организационных недостатков. Для этого анализируется
целесообразность конкретных управленческих решений в отношении отдельных
санэпидстанций с целью улучшения деятельности этих учреждений и в целом
санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения союзной
республики. Заместитель начальника Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР К.И.ЛУЧИНА Заместитель начальника планово-финансового управления Министерства здравоохранения СССР И.В.БАБАНОВСКИЙ Приложение 1 Наименование административной территории __________________ Бюджет санитарно-эпидемиологической службы и его исполнение (в динамике) (в тысячах рублей) ┌──────────────────────────────────────────────┬─────────────────┐ │ │ ГОДЫ │ │ ├──┬──┬──┬──┬──┬──┤ │ │ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────────────────────────────────┼──┴──┴──┴──┴──┴──┤ │1. Всего по смете │ │ │ утверждено по смете │ │ │ фактические расходы │ │ │2. Заработная плата (статья 1) │ │ │ утверждено по смете │ │ │ фактические расходы │ │ │3. Канцелярские и хозяйственные расходы │ │ │(статья 3) │ │ │ утверждено по смете │ │ │ фактические расходы │ │ │4. Командировки и служебные разъезды │ │ │(статья 4) │ │ │ утверждено по смете │ │ │ фактические расходы │ │ │5. Расходы на производственную практику │ │ │учащихся и приобретение книг для библиотек │ │ │(статья 5) │ │ │ утверждено по смете │ │ │ фактические расходы │ │ │6. Приобретение медикаментов и перевязочных │ │ │средств (статья 10) │ │ │ утверждено по смете │ │ │ фактические расходы │ │ │7. Приобретение оборудования и инвентаря │ │ │(статья 12) │ │ │ утверждено по смете │ │ │ фактические расходы │ │ │8. Приобретение мягкого инвентаря (статья 14) │ │ │ утверждено по смете │ │ │ фактические расходы │ │ │9. Капитальный ремонт зданий и сооружений │ │ │(статья 16) │ │ │ утверждено по смете │ │ │ фактические расходы │ │ │10. Прочие расходы (статья 18) │ │ │ утверждено по смете │ │ │ фактические расходы │ │ └──────────────────────────────────────────────┴─────────────────┘ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |