СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 сентября 1976 г. N 545 О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ В РСФСР Совет Министров РСФСР отмечает, что за
последние годы несколько улучшилось проектирование и сооружение памятников,
монументов, памятников-бюстов и обелисков, повысилась ответственность в этом
деле Министерства культуры РСФСР, Союза художников РСФСР, Советов Министров
автономных республик и исполкомов местных Советов депутатов трудящихся. С 1971 года в автономных республиках,
краях и областях РСФСР сооружено около 100 памятников и монументов, многие из
которых являются значительными произведениями монументального искусства,
прославляющими важнейшие события в жизни нашей страны, подвиги героев войны и
труда. В создании памятников активное участие принимают известные советские
скульпторы и архитекторы. Вместе с тем в работе по проектированию и
сооружению памятников имеются серьезные недостатки. В нарушение установленного порядка
проектирования и сооружения памятников и монументов в Дагестанской АССР,
Татарской АССР и Удмуртской АССР, Ставропольском крае, Белгородской, Брянской,
Калининградской, Кемеровской, Новосибирской и других областях имели место факты
проектирования и сооружения памятников без разрешения Правительства. Белгородский облисполком без согласия
Совета Министров РСФСР приступил к строительству мемориального комплекса в
районе рабочего поселка Яковлево. Только после выполнения более половины работ
на этом объекте он обратился с просьбой разрешить завершить сооружение
указанного комплекса. Без разрешения Совета Министров РСФСР
сооружен в г. Набережные Челны Татарской АССР памятник погибшим в борьбе за
Советскую власть и в Великую Отечественную войну 1941 - 1945 годов. Памятник
выполнен на низком идейно-художественном уровне, однако на его сооружение
израсходовано около 200 тыс. рублей. При сооружении отдельных памятников
допускаются излишества в расходовании государственных средств. Некоторые Советы
Министров автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы не принимают
решительных мер по предотвращению этих фактов и даже сами иногда выступают
инициаторами сооружения дорогостоящих памятников. На сооружение монумента
Победы в г. Новгороде было израсходовано 406 тыс. рублей вместо первоначально
разрешенных 50 тыс. рублей. Более чем вдвое превышены суммы затрат,
предусмотренные на сооружение монумента в честь 400-летия добровольного
присоединения Удмуртии к России, памятника защитникам Советского Заполярья в
Великую Отечественную войну 1941 - 1945 годов в г. Мурманске, обелиск Победы в
г. Калинине. Министерство культуры РСФСР, Советы
Министров автономных республик и исполкомы местных Советов депутатов трудящихся
при организации проектирования памятников не всегда предъявляют должную
требовательность и взыскательность к качеству разработанных эскизных проектов.
Художественно-экспертный совет по монументальной скульптуре Министерства
культуры РСФСР подчас непринципиально и не всесторонне оценивает проекты
памятников. В результате этого нередко сооружаются памятники, не отвечающие
высоким идейно-художественным требованиям, упрощенные и невыразительные по
композиционному решению, не раскрывающие в должной мере значения событий,
которым они посвящены. Союз художников РСФСР и Художественный
фонд РСФСР не осуществляют повседневного контроля за
качеством выполнения скульптурно-производственными
предприятиями работ по утвержденным проектам. Ряд авторских коллективов при разработке
проектов памятников повторяет уже примененные ранее другими авторами решения,
увлекается неоправданно большими размерами скульптур, сложными и многофигурными
композициями, что, как правило, приводит к значительным затратам и перерасходу
выделенных на сооружение памятников ассигнований. К созданию проектов
памятников привлекается узкий круг авторов, редко проводятся конкурсы. Для
увековечения важнейших исторических событий слабо используются различные формы
монументального искусства. Ограниченные возможности скульптурно-производственных предприятий Художественного
фонда РСФСР и отсутствие необходимой материальной базы для проектирования
памятников у Министерства культуры РСФСР приводят к длительным срокам их
сооружения. В целях дальнейшего улучшения работ по
проектированию и сооружению памятников, монументов, памятников-бюстов и
обелисков Совет Министров РСФСР постановляет: 1. Советам Министров автономных
республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому
горисполкомам, Министерству культуры РСФСР и Союзу художников РСФСР: устранить недостатки в проектировании и
сооружении памятников, отмеченные в настоящем Постановлении, строго соблюдать
установленный Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 июня 1966
г. N 481 и от 21 января 1967 г. N 58 порядок проектирования и сооружения
памятников и монументов; способствовать
созданию произведений монументального искусства, достойно раскрывающих величие
нашей Родины, замечательные страницы истории советского народа, его боевые и
трудовые подвиги, руководствуясь при этом требованиями XXV съезда КПСС,
положениями и задачами, выдвинутыми Генеральным секретарем ЦК КПСС тов. Л.И.
Брежневым в Отчетном докладе ЦК КПСС о повышении роли литературы и искусства в
коммунистическом воспитании масс и о том, что главным критерием оценки общественной значимости любого произведения является его
идейная направленность. 2. Обязать Министерство
культуры РСФСР разработать совместно с Советами Министров автономных республик,
крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами с
учетом производственных мощностей скульптурно-производственных
предприятий Художественного фонда РСФСР и объединения "Росмонументискусство"
Министерства культуры РСФСР план проектирования и сооружения в 1977 - 1980
годах памятников, монументов, памятников-бюстов, обелисков и других памятников,
учитывая при определении очередности строительства их общественную значимость,
и представить его на утверждение Совета Министров РСФСР к 15 ноября 1976
года. Для увековечения
важнейших событии в жизни нашей страны использовать различные формы
монументального искусства (создание архитектурно-художественных ансамблей,
панорам, диорам, мемориалов), а также строительство общественных зданий,
закладку парков и садов. 3. Министерству культуры РСФСР совместно
с Союзом художников РСФСР ежегодно составлять планы-графики сооружения
памятников, обеспечивая их безусловное выполнение. Принимать заказы от
министерств и ведомств СССР и РСФСР, Советов Министров автономных республик,
исполкомов местных Советов народных депутатов, предприятий и организаций на
сооружение памятников только после получения ими в установленном порядке
соответствующих разрешений на сооружение памятников и расходование средств на
эти цели. 4. Министерству культуры РСФСР улучшить
организацию работы по проектированию памятников, монументов, памятников-бюстов,
обелисков и других памятников, обеспечив их высокий идейно-художественный
уровень и соблюдение строгой экономии в расходовании средств. В этих целях: а) осуществлять финансирование работ по
проектированию памятников не только на стадии эскизного проекта, но и при
выполнении промежуточной модели, модели в величину сооружения и рабочих
чертежей. Министерству финансов РСФСР ежегодно
предусматривать в проекте Государственного бюджета РСФСР выделение Министерству
культуры РСФСР ассигнований, необходимых для оплаты этих работ; б) расширить круг авторов, участвующих в
разработке проектов памятников, систематически проводить конкурсы на лучшие
проекты наиболее значимых из них, широко привлекать общественность для
обсуждения проектов памятников и монументов. Повысить роль и
ответственность художественно-экспертного совета по монументальной скульптуре
за создание высокохудожественных произведении монументального искусства; в) представлять на рассмотрение Совета
Министров РСФСР проекты памятников наиболее важных по своему значению и
требующих больших материальных затрат. 5. Российской республиканской конторе
Стройбанка СССР и Российской республиканской конторе Госбанка СССР не допускать
финансирования работ по проектированию и сооружению памятников, если они
производятся без надлежащего разрешения. 6. Обратить внимание Советов Министров
автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов и Министерства культуры РСФСР на необходимость строгого соблюдения установленного
порядка при сооружении обелисков и других памятников в сельской местности,
добиваясь экономного расходования средств на их проектирование и сооружение. 7. Обязать Министерство культуры РСФСР
при утверждении задания авторскому коллективу на разработку проекта памятника
определять его идейно-художественные задачи, основные принципы их решения и
ориентировочную сумму затрат на сооружение памятника. После разработки
авторским коллективом эскизного проекта и рассмотрения сметно-финансового
расчета представлять совместно с соответствующим Советом Министров автономной
республики, крайисполкомом, облисполкомом, Мосгорисполкомом, Ленгорисполкомом в Совет Министров РСФСР предложение об
окончательной сумме затрат на сооружение памятника. 8. Государственному
комитету Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию
совместно с Министерством культуры РСФСР и Союзом художников РСФСР рассмотреть
и решить в установленном порядке вопрос о подготовке в профессионально-технических
училищах г. г. Москвы и Ленинграда форматоров, чеканщиков, резчиков и
полировщиков по камню, формовщиков-литейщиков по художественному литью для скульптурно-производственных предприятий Художественного
фонда РСФСР и объединения "Росмонументискусство"
Министерства культуры РСФСР. 9. Министерству промышленности
строительных материалов РСФСР по заявкам Министерства культуры РСФСР и
Художественного фонда РСФСР предусматривать в годовых планах выделение им
гранита и мрамора для изготовления памятников. Госплану РСФСР, Министерству
промышленности строительных материалов РСФСР и Министерству геологии РСФСР
подготовить предложения об увеличении добычи гранита и мрамора на территории
РСФСР и представить их на рассмотрение Совета Министров РСФСР к 1 марта 1977
года. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |