СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 1976 г. N 545

 

О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

И СООРУЖЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ В РСФСР

 

Совет Министров РСФСР отмечает, что за последние годы несколько улучшилось проектирование и сооружение памятников, монументов, памятников-бюстов и обелисков, повысилась ответственность в этом деле Министерства культуры РСФСР, Союза художников РСФСР, Советов Министров автономных республик и исполкомов местных Советов депутатов трудящихся.

С 1971 года в автономных республиках, краях и областях РСФСР сооружено около 100 памятников и монументов, многие из которых являются значительными произведениями монументального искусства, прославляющими важнейшие события в жизни нашей страны, подвиги героев войны и труда. В создании памятников активное участие принимают известные советские скульпторы и архитекторы.

Вместе с тем в работе по проектированию и сооружению памятников имеются серьезные недостатки.

В нарушение установленного порядка проектирования и сооружения памятников и монументов в Дагестанской АССР, Татарской АССР и Удмуртской АССР, Ставропольском крае, Белгородской, Брянской, Калининградской, Кемеровской, Новосибирской и других областях имели место факты проектирования и сооружения памятников без разрешения Правительства.

Белгородский облисполком без согласия Совета Министров РСФСР приступил к строительству мемориального комплекса в районе рабочего поселка Яковлево. Только после выполнения более половины работ на этом объекте он обратился с просьбой разрешить завершить сооружение указанного комплекса.

Без разрешения Совета Министров РСФСР сооружен в г. Набережные Челны Татарской АССР памятник погибшим в борьбе за Советскую власть и в Великую Отечественную войну 1941 - 1945 годов. Памятник выполнен на низком идейно-художественном уровне, однако на его сооружение израсходовано около 200 тыс. рублей.

При сооружении отдельных памятников допускаются излишества в расходовании государственных средств. Некоторые Советы Министров автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы не принимают решительных мер по предотвращению этих фактов и даже сами иногда выступают инициаторами сооружения дорогостоящих памятников. На сооружение монумента Победы в г. Новгороде было израсходовано 406 тыс. рублей вместо первоначально разрешенных 50 тыс. рублей. Более чем вдвое превышены суммы затрат, предусмотренные на сооружение монумента в честь 400-летия добровольного присоединения Удмуртии к России, памятника защитникам Советского Заполярья в Великую Отечественную войну 1941 - 1945 годов в г. Мурманске, обелиск Победы в г. Калинине.

Министерство культуры РСФСР, Советы Министров автономных республик и исполкомы местных Советов депутатов трудящихся при организации проектирования памятников не всегда предъявляют должную требовательность и взыскательность к качеству разработанных эскизных проектов. Художественно-экспертный совет по монументальной скульптуре Министерства культуры РСФСР подчас непринципиально и не всесторонне оценивает проекты памятников. В результате этого нередко сооружаются памятники, не отвечающие высоким идейно-художественным требованиям, упрощенные и невыразительные по композиционному решению, не раскрывающие в должной мере значения событий, которым они посвящены.

Союз художников РСФСР и Художественный фонд РСФСР не осуществляют повседневного контроля за качеством выполнения скульптурно-производственными предприятиями работ по утвержденным проектам.

Ряд авторских коллективов при разработке проектов памятников повторяет уже примененные ранее другими авторами решения, увлекается неоправданно большими размерами скульптур, сложными и многофигурными композициями, что, как правило, приводит к значительным затратам и перерасходу выделенных на сооружение памятников ассигнований. К созданию проектов памятников привлекается узкий круг авторов, редко проводятся конкурсы. Для увековечения важнейших исторических событий слабо используются различные формы монументального искусства.

Ограниченные возможности скульптурно-производственных предприятий Художественного фонда РСФСР и отсутствие необходимой материальной базы для проектирования памятников у Министерства культуры РСФСР приводят к длительным срокам их сооружения.

В целях дальнейшего улучшения работ по проектированию и сооружению памятников, монументов, памятников-бюстов и обелисков Совет Министров РСФСР постановляет:

1. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, Министерству культуры РСФСР и Союзу художников РСФСР:

устранить недостатки в проектировании и сооружении памятников, отмеченные в настоящем Постановлении, строго соблюдать установленный Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 июня 1966 г. N 481 и от 21 января 1967 г. N 58 порядок проектирования и сооружения памятников и монументов;

способствовать созданию произведений монументального искусства, достойно раскрывающих величие нашей Родины, замечательные страницы истории советского народа, его боевые и трудовые подвиги, руководствуясь при этом требованиями XXV съезда КПСС, положениями и задачами, выдвинутыми Генеральным секретарем ЦК КПСС тов. Л.И. Брежневым в Отчетном докладе ЦК КПСС о повышении роли литературы и искусства в коммунистическом воспитании масс и о том, что главным критерием оценки общественной значимости любого произведения является его идейная направленность.

2. Обязать Министерство культуры РСФСР разработать совместно с Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами с учетом производственных мощностей скульптурно-производственных предприятий Художественного фонда РСФСР и объединения "Росмонументискусство" Министерства культуры РСФСР план проектирования и сооружения в 1977 - 1980 годах памятников, монументов, памятников-бюстов, обелисков и других памятников, учитывая при определении очередности строительства их общественную значимость, и представить его на утверждение Совета Министров РСФСР к 15 ноября 1976 года.

Для увековечения важнейших событии в жизни нашей страны использовать различные формы монументального искусства (создание архитектурно-художественных ансамблей, панорам, диорам, мемориалов), а также строительство общественных зданий, закладку парков и садов.

3. Министерству культуры РСФСР совместно с Союзом художников РСФСР ежегодно составлять планы-графики сооружения памятников, обеспечивая их безусловное выполнение. Принимать заказы от министерств и ведомств СССР и РСФСР, Советов Министров автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов, предприятий и организаций на сооружение памятников только после получения ими в установленном порядке соответствующих разрешений на сооружение памятников и расходование средств на эти цели.

4. Министерству культуры РСФСР улучшить организацию работы по проектированию памятников, монументов, памятников-бюстов, обелисков и других памятников, обеспечив их высокий идейно-художественный уровень и соблюдение строгой экономии в расходовании средств. В этих целях:

а) осуществлять финансирование работ по проектированию памятников не только на стадии эскизного проекта, но и при выполнении промежуточной модели, модели в величину сооружения и рабочих чертежей.

Министерству финансов РСФСР ежегодно предусматривать в проекте Государственного бюджета РСФСР выделение Министерству культуры РСФСР ассигнований, необходимых для оплаты этих работ;

б) расширить круг авторов, участвующих в разработке проектов памятников, систематически проводить конкурсы на лучшие проекты наиболее значимых из них, широко привлекать общественность для обсуждения проектов памятников и монументов. Повысить роль и ответственность художественно-экспертного совета по монументальной скульптуре за создание высокохудожественных произведении монументального искусства;

в) представлять на рассмотрение Совета Министров РСФСР проекты памятников наиболее важных по своему значению и требующих больших материальных затрат.

5. Российской республиканской конторе Стройбанка СССР и Российской республиканской конторе Госбанка СССР не допускать финансирования работ по проектированию и сооружению памятников, если они производятся без надлежащего разрешения.

6. Обратить внимание Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов и Министерства культуры РСФСР на необходимость строгого соблюдения установленного порядка при сооружении обелисков и других памятников в сельской местности, добиваясь экономного расходования средств на их проектирование и сооружение.

7. Обязать Министерство культуры РСФСР при утверждении задания авторскому коллективу на разработку проекта памятника определять его идейно-художественные задачи, основные принципы их решения и ориентировочную сумму затрат на сооружение памятника. После разработки авторским коллективом эскизного проекта и рассмотрения сметно-финансового расчета представлять совместно с соответствующим Советом Министров автономной республики, крайисполкомом, облисполкомом, Мосгорисполкомом, Ленгорисполкомом в Совет Министров РСФСР предложение об окончательной сумме затрат на сооружение памятника.

8. Государственному комитету Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию совместно с Министерством культуры РСФСР и Союзом художников РСФСР рассмотреть и решить в установленном порядке вопрос о подготовке в профессионально-технических училищах г. г. Москвы и Ленинграда форматоров, чеканщиков, резчиков и полировщиков по камню, формовщиков-литейщиков по художественному литью для скульптурно-производственных предприятий Художественного фонда РСФСР и объединения "Росмонументискусство" Министерства культуры РСФСР.

9. Министерству промышленности строительных материалов РСФСР по заявкам Министерства культуры РСФСР и Художественного фонда РСФСР предусматривать в годовых планах выделение им гранита и мрамора для изготовления памятников.

Госплану РСФСР, Министерству промышленности строительных материалов РСФСР и Министерству геологии РСФСР подготовить предложения об увеличении добычи гранита и мрамора на территории РСФСР и представить их на рассмотрение Совета Министров РСФСР к 1 марта 1977 года.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования