9 июля 1976
года РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСА РСФСР О НЕДРАХ (с изм. и доп., внесенными Указами
Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979 - Ведомости ВС РСФСР, 1979, N 48,
ст. 1171; от 18.01.1985 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 4,
ст. 117; от 05.01.1988 - Ведомости ВС РСФСР, 1988, N 1,
ст. 1) Верховный Совет Российской Советской
Федеративной Социалистической Республики постановляет: 1. Утвердить Кодекс РСФСР о недрах и
ввести его в действие с 1 ноября 1976 года. 2. Поручить Президиуму Верховного Совета
РСФСР установить порядок введения в действие Кодекса РСФСР о недрах и привести
законодательство РСФСР в соответствие с Кодексом. КОДЕКС РСФСР О НЕДРАХ (с изм. и доп., внесенными Указами
Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979 - Ведомости ВС РСФСР, 1979, N 48,
ст. 1171; от 18.01.1985 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 4,
ст. 117; от 05.01.1988 - Ведомости ВС РСФСР, 1988, N 1,
ст. 1) В результате победы Великой Октябрьской
социалистической революции недра земли в нашей стране были национализированы и
стали достоянием народа. Государственная
собственность на недра в СССР, в состав которого входит на основе добровольного
объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская
Федеративная Социалистическая Республика, составляет основу горных отношений,
то есть общественных отношений в области использования и охраны недр, создает
условия для планового, рационального, комплексного пользования недрами,
позволяет обеспечивать правильное размещение производительных сил страны и
высокие темпы развития народного хозяйства, является
одним из важнейших факторов создания материально - технической базы коммунизма. СССР обладает большими запасами полезных
ископаемых. Вместе с тем непрерывный рост потребления минерального сырья в
народном хозяйстве повышает значение научно обоснованного, эффективного
использования полезных ископаемых, требует от всех предприятий, учреждений, организаций
и граждан бережного отношения к богатствам недр. Советское государство заботится об
обеспечении не только всевозрастающих потребностей страны в минеральном сырье и
об удовлетворении других нужд народного хозяйства, связанных с пользованием
недрами, но и о сохранении природных богатств для
будущих поколений. Советское законодательство о недрах
призвано активно способствовать наиболее рациональному
использованию недр и их охране. РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Задачи
Кодекса РСФСР о недрах Задачами Кодекса
РСФСР о недрах является регулирование горных отношений в целях обеспечения в
интересах настоящего и будущих поколений научно обоснованного, рационального,
комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном
сырье и других нужд народного хозяйства, охраны недр, обеспечения безопасности
работ при пользовании недрами, а также охрана прав предприятий, учреждений,
организаций и граждан, укрепление законности в этой области. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) Статья 2.
Законодательство Союза ССР и РСФСР о недрах Горные отношения в РСФСР регулируются
Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах и издаваемыми
в соответствии с ними другими актами законодательства Союза ССР о недрах,
настоящим Кодексом и иными актами законодательства РСФСР о недрах. Законодательство РСФСР о недрах в
соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах
регулирует горные отношения как по вопросам, предусмотренным Основами, так и по
другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР. Земельные, водные и лесные отношения в
РСФСР регулируются соответствующим законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 3.
Государственная (общенародная) собственность на недра (название с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от
22.11.1979) В соответствии с Конституцией СССР и
Конституцией РСФСР недра являются государственной собственностью - общим
достоянием всего советского народа. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) Недра состоят в исключительной
собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в
прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на
недра, запрещаются. Статья 4. Единый
государственный фонд недр В соответствии с Основами
законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах все недра в СССР
составляют единый государственный фонд недр, в который входят как используемые,
так и неиспользуемые части недр. Статья 5. Компетенция
Союза ССР в области регулирования горных отношений В соответствии с Основами
законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах ведению Союза ССР в
области регулирования горных отношений подлежат: 1) распоряжение единым государственным
фондом недр в пределах, необходимых для осуществления полномочий Союза ССР в
соответствии с Конституцией СССР; 2) установление основных положений и
определение единой технической политики в области использования и охраны недр; 3) установление общесоюзных планов охраны
недр и рационального использования минеральных ресурсов; 4) государственный надзор и контроль за использованием и охраной недр, за ведением работ
по геологическому изучению недр и установление порядка осуществления надзора и
контроля; 5) регулирование других вопросов в
области использования и охраны недр в соответствии с Конституцией СССР и
Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах. Статья 6.
Компетенция РСФСР в области регулирования горных отношений Ведению Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики в области регулирования горных отношений вне
пределов компетенции Союза ССР подлежат: распоряжение единым государственным
фондом недр в пределах территории республики; установление порядка пользования
недрами и их охраны; установление республиканских планов охраны недр и
рационального использования минеральных ресурсов; осуществление
государственного надзора и контроля за использованием
и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр, а также
регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, если они
не отнесены к компетенции Союза ССР. Статья 7.
Компетенция автономных советских социалистических республик в области
регулирования горных отношений Ведению автономных советских
социалистических республик в области регулирования горных отношений вне
компетенции Союза ССР и РСФСР подлежат: распоряжение единым государственным
фондом недр в пределах территории республики; участие в планировании охраны
недр и рационального использования минеральных ресурсов; осуществление
государственного контроля за использованием и охраной
недр, а также регулирование горных отношений по другим вопросам в соответствии
с законодательством Союза ССР, РСФСР и АССР. Статья 8.
Государственное управление в области использования и охраны недр В соответствии с
Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах
государственное управление в области использования и охраны недр в РСФСР
осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами
Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов
народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными
органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Специально уполномоченными
государственными органами управления в области использования и охраны недр в
РСФСР являются Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности
и горному надзору при Совете Министров СССР, Министерство геологии РСФСР,
Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР в пределах их компетенции. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) Статья 9.
Компетенция исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных
депутатов по государственному управлению в области использования и охраны недр Ведению исполнительных комитетов краевых,
областных Советов народных депутатов по государственному управлению в области
использования и охраны недр подлежат: участие в планировании охраны недр и
рационального использования минеральных ресурсов; осуществление
государственного контроля за использованием и охраной
недр; определение исполнительного комитета районного, городского Совета
народных депутатов, который вправе предоставить горный отвод для разработки
месторождения общераспространенных полезных ископаемых, залегающего в пределах
двух или более районов, городов, а также решение других вопросов в области
использования и охраны недр, отнесенных законодательством к их компетенции. Статья 10.
Компетенция исполнительных комитетов районных, городских Советов народных
депутатов по государственному управлению в области использования и охраны недр Ведению
исполнительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов по
государственному управлению в области использования и охраны недр подлежат:
участие в планировании охраны недр и рационального использования минеральных
ресурсов; осуществление государственного контроля за использованием и охраной
недр; предоставление горных отводов для разработки месторождений
общераспространенных полезных ископаемых; прекращение права пользования недрами
в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Кодекса; прекращение самовольного пользования недрами и самовольной застройки
площадей залегания общераспространенных полезных ископаемых; разрешение споров
по вопросам пользования недрами, а также решение других вопросов в области
использования и охраны недр, отнесенных законодательством к их компетенции. Статья 11.
Компетенция исполнительных комитетов поселковых, сельских Советов народных
депутатов по государственному управлению в области использования и охраны недр Ведению исполнительных комитетов
поселковых, сельских Советов народных депутатов по государственному управлению
в области использования и охраны недр подлежат: наблюдение за правильной
разработкой месторождений общераспространенных полезных ископаемых и торфа;
выявление дополнительных ресурсов общераспространенных полезных ископаемых и
торфа; внесение в необходимых случаях предложений об их использовании в
вышестоящие органы, а также решение других вопросов в области использования и
охраны недр, отнесенных законодательством к их компетенции. Статья 12.
Пользователи недр Пользователями недр в РСФСР могут быть
государственные, кооперативные, общественные предприятия, учреждения и
организации, а также граждане СССР. В случаях, предусмотренных
законодательством Союза ССР, недра могут предоставляться в пользование и иным
организациям и лицам. Статья 13. Виды
пользования недрами Недра предоставляются в пользование для: геологического изучения; добычи полезных ископаемых; строительства и эксплуатации подземных
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений
для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения
вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод; удовлетворения иных государственных и
общественных надобностей. Пользование недрами осуществляется
бесплатно, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Союза ССР.
В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о
недрах порядок платы за пользование недрами определяется Советом Министров
СССР. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума
ВС РСФСР от 05.01.1988) Статья 14.
Предоставление недр для геологического изучения Для геологического
изучения, то есть для получения данных о геологическом строении недр,
процессах, протекающих в них, выявления и оценки месторождений полезных
ископаемых, изучения закономерностей их формирования и размещения, выяснения
горнотехнических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых
и использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, недра
предоставляются в пользование на основании разрешений, выдаваемых специально
уполномоченными на то государственными
органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР. Статья 15.
Предоставление недр для добычи полезных ископаемых Для добычи полезных ископаемых недра
предоставляются в пользование на основании акта, удостоверяющего горный отвод. Статья 16.
Предоставление горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых Горные отводы для разработки месторождений
полезных ископаемых (кроме горных отводов для разработки месторождений
общераспространенных полезных ископаемых) предоставляются органами
государственного горного надзора в порядке, устанавливаемом законодательством
Союза ССР. Статья 17. Порядок
отнесения полезных ископаемых к общераспространенным Отнесение полезных ископаемых к
общераспространенным производится органами государственного горного надзора в
порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР. Статья 18.
Предоставление горных отводов для разработки месторождений общераспространенных
полезных ископаемых Горные отводы для разработки
месторождений общераспространенных полезных ископаемых предоставляются
исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов и подлежат
регистрации в органах государственного горного надзора. Предоставление горного отвода
производится исполнительным комитетом районного, городского Совета народных
депутатов, на территории которого расположено месторождение. Если месторождение общераспространенных
полезных ископаемых залегает в пределах двух или более районов, городов,
предоставление горного отвода для разработки месторождения производится одним
из исполнительных комитетов соответствующего районного, городского Совета
народных депутатов по поручению Совета Министров автономной республики,
исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов. Предоставление
горного отвода для разработки месторождения общераспространенных полезных
ископаемых, залегающего в пределах двух или более автономных республик, краев,
областей, производится одним из исполнительных комитетов соответствующего
районного, городского Совета народных депутатов по поручению Совета Министров
РСФСР. Изменение границ горного отвода для
разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых производится
в порядке, установленном для получения нового горного отвода. Порядок предоставления горных отводов для
разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых устанавливается
Советом Министров РСФСР. Статья 19.
Обязанности исполнительных комитетов районных, городских Советов народных
депутатов при решении вопроса о предоставлении горных отводов для разработки
месторождений общераспространенных полезных ископаемых Исполнительные комитеты районных,
городских Советов народных депутатов при решении вопроса о предоставлении
горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных
ископаемых должны обеспечить: наиболее выгодное для народного хозяйства
использование месторождений общераспространенных полезных ископаемых и площадей
залегания этих месторождений; правильное определение границ и размеров
горных отводов; предоставление горных отводов для
разработки месторождений, по которым утверждены запасы общераспространенных
полезных ископаемых; комплексную разработку месторождений; безопасность населения, охрану недр и
других объектов окружающей природной среды, зданий и сооружений. Статья 20. Условия
предоставления горных отводов для разработки месторождений общераспространенных
полезных ископаемых Горные отводы для разработки
месторождений общераспространенных полезных ископаемых предоставляются
предприятиям, учреждениям и организациям, в задачи которых согласно их уставам,
положениям или постановлениям вышестоящих органов входит добыча
общераспространенных полезных ископаемых. Горный отвод предоставляется для
разработки, как правило, всего месторождения общераспространенных полезных
ископаемых. В исключительных случаях для разработки
одного месторождения могут предоставляться горные отводы нескольким
предприятиям, учреждениям и организациям при условии взаимного согласования
проектов предприятий по добыче полезных ископаемых и планов развития горных
работ. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума
ВС РСФСР от 22.11.1979) Статья 21.
Запрещение разработки месторождений полезных ископаемых за пределами горных
отводов Разработка месторождений полезных
ископаемых за пределами горных отводов запрещается. Статья 22.
Предоставление права на опытно - промышленную разработку месторождения полезных
ископаемых, разработку месторождений торфа и пресных подземных вод Опытно - промышленная разработка
месторождения полезных ископаемых или его части, а также разработка
месторождений торфа и пресных подземных вод осуществляются без предоставления
горного отвода, в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Месторождения торфа для разработки
предоставляются в порядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР.
Одновременно решается вопрос о предоставлении земельного участка в соответствии
с Земельным кодексом РСФСР. Статья 23. Право
предприятий, учреждений, организаций и граждан на пользование недрами в
пределах предоставленных им земельных участков с целью добычи
общераспространенных полезных ископаемых, торфа и пресных подземных вод Предприятия, учреждения, организации и
граждане имеют право пользоваться недрами в пределах предоставленных им
земельных участков с целью добычи для своих хозяйственных и бытовых нужд
общераспространенных полезных ископаемых, торфа и пресных подземных вод без
предоставления горного отвода. Колхозы, совхозы и другие
сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации в пределах
предоставленных им земельных участков могут разрешать членам колхозов,
работникам совхозов, а также другим гражданам, проживающим в сельской
местности, добывать общераспространенные полезные ископаемые и торф для своих
хозяйственных и бытовых нужд. Добыча в этих случаях
общераспространенных полезных ископаемых разрешается открытым способом, без
применения взрывных работ, глубиною разработки до двух метров, без права
продажи добытых полезных ископаемых. Предприятия,
учреждения и организации в пределах предоставленных им земельных участков могут
осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых на условиях,
отличных от указанных в части третьей настоящей статьи, только после получения
горного отвода. Разработка торфа должна производиться с
соблюдением правил частей третьей и четвертой статьи 41 настоящего Кодекса, а
добыча пресных подземных вод - в порядке, установленном Водным кодексом РСФСР. Статья 24.
Предоставление недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых Для строительства и эксплуатации
подземных сооружений и для иных целей, не связанных с добычей полезных
ископаемых, недра предоставляются в пользование в порядке, устанавливаемом
законодательством Союза ССР и РСФСР. Предоставление недр для захоронения
вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод допускается только в
исключительных случаях и при соблюдении специальных требований и условий. Статья 25. Право
предприятий, учреждений, организаций и граждан на пользование недрами в
пределах предоставленных им земельных участков для своих хозяйственных и бытовых
нужд, не связанных с добычей полезных ископаемых Предприятия, учреждения, организации и
граждане имеют право в пределах предоставленных им земельных участков
пользоваться недрами для своих хозяйственных и бытовых нужд, не связанных с
добычей полезных ископаемых, в порядке, устанавливаемом исполнительными
комитетами районных, городских Советов народных депутатов. Статья 26. Сроки
пользования недрами Пользование недрами может быть бессрочным
или временным. Бессрочным (постоянным) признается
пользование недрами без заранее установленного срока. В случаях временного пользования недра
предоставляются на срок не свыше десяти лет. При необходимости срок временного
пользования может быть продлен. Сроки пользования недрами для разработки
месторождения общераспространенных полезных ископаемых исчисляются со дня
регистрации горного отвода в органах государственного горного надзора. Статья 27. Основные
права и обязанности пользователей недр Пользователи недр имеют право и обязаны
пользоваться недрами в соответствии с целями, для которых они предоставлены. В случаях, предусмотренных
законодательством Союза ССР и РСФСР, права пользователей недр могут быть
ограничены в государственных интересах, а также в интересах других
пользователей недр. Пользователи недр обязаны обеспечивать: 1) полноту геологического изучения;
рациональное, комплексное использование и охрану недр; 2) безопасное для работников и населения
ведение работ, связанных с пользованием недрами; 3) охрану атмосферного воздуха, земель,
лесов, вод и других объектов окружающей природной среды, а также зданий и
сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; 4) сохранность заповедников, памятников
природы, истории и культуры от вредного влияния работ, связанных с пользованием
недрами; (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) 5) приведение земельных участков,
нарушенных при пользовании недрами, в безопасное состояние, а также в
состояние, пригодное для использования их в народном хозяйстве, в соответствии
с законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 28.
Основания прекращения права пользования недрами Право пользования недрами прекращается
полностью или частично в случаях: 1) минования надобности в пользовании
недрами; 2) истечения установленного срока
пользования недрами; 3) возникновения необходимости изъятия
участка недр для других государственных или общественных нужд; 4) ликвидации предприятия, учреждения,
организации, которым были предоставлены недра в пользование; (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) 5) возникновения явной угрозы здоровью
населения. Право пользования недрами может быть
прекращено, если пользователь: не приступил в течение двух лет к
пользованию недрами; использует недра не в соответствии с той
целью, для которой они предоставлены; не выполняет требований, предусмотренных
в статье 27 настоящего Кодекса; нарушил иные правила пользования недрами
и их охраны. Предприятия, учреждения, организации и
граждане могут быть лишены права добычи в пределах предоставленных им земельных
участков общераспространенных полезных ископаемых, торфа и пресных подземных
вод в случае нарушения порядка и условий добычи. Законодательством Союза ССР и РСФСР могут
быть предусмотрены и иные основания прекращения права пользования недрами. Статья 29. Порядок
прекращения права пользования недрами Право пользования недрами в случаях,
предусмотренных пунктами 1, 3, 4 и 5 части первой и частью второй статьи 28
настоящего Кодекса, прекращается путем аннулирования соответствующими органами
выданных ими горноотводного акта или разрешения. Предприятия, учреждения, организации и
граждане могут быть лишены права добычи в пределах предоставленных им земельных
участков общераспространенных полезных ископаемых и торфа исполнительными
комитетами районных, городских Советов народных депутатов, а пресных подземных
вод - в порядке, установленном Водным кодексом РСФСР. РАЗДЕЛ II ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДР Статья 30. Основные
требования к геологическому изучению недр Предприятия, учреждения и организации,
осуществляющие геологическое изучение недр, обязаны обеспечивать: 1) рациональное, научно обоснованное
направление и эффективность работ по геологическому изучению недр; 2) полноту изучения геологического
строения недр, горнотехнических, гидрогеологических и других условий разработки
разведанных месторождений, строительства и эксплуатации подземных сооружений,
не связанных с добычей полезных ископаемых; 3) достоверность определения количества и
качества запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и
содержащихся в них компонентов; геолого - экономическую оценку месторождений
полезных ископаемых; 4) ведение работ по геологическому изучению
недр методами и способами, исключающими неоправданные потери полезных
ископаемых и снижение их качества; 5) размещение извлекаемых из недр горных
пород и полезных ископаемых, исключающее их вредное влияние на окружающую
среду; 6) сохранность разведочных горных
выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке
месторождений и в иных народнохозяйственных целях, и ликвидацию в установленном
порядке выработок и скважин, не подлежащих использованию; 7) сохранность геологической и исполнительно
- технической документации, образцов горных пород и руд, керна, дубликатов проб
полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении
недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при
пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. Статья 31.
Государственная регистрация и государственный учет работ по геологическому
изучению недр Работы по геологическому изучению недр
подлежат государственной регистрации и государственному учету в целях обобщения
и максимального использования результатов изучения недр, а также предотвращения
дублирования указанных работ. Государственная регистрация и
государственный учет работ по геологическому изучению недр проводятся в
порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР. Производство работ по геологическому
изучению недр без государственной регистрации запрещается. Статья 32. Кондиции
на минеральное сырье Для определения промышленной ценности
месторождений и подсчета в них запасов полезных ископаемых устанавливаются
кондиции на минеральное сырье по каждому месторождению, которые представляют
собой совокупность экономически обоснованных требований к качеству и количеству
полезных ископаемых, горно - геологическим и иным условиям разработки
месторождения. Кондиции на минеральное сырье
разрабатываются с учетом использования основных и совместно с ними залегающих
полезных ископаемых, а также содержащихся в них ценных компонентов и
утверждаются в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР. Статья 33. Передача
разведанных месторождений полезных ископаемых для промышленного освоения Разведанные месторождения или их участки,
по которым утверждены запасы полезных ископаемых, подлежат передаче для
промышленного освоения министерствам, государственным комитетам и ведомствам,
осуществляющим руководство разработкой месторождений полезных ископаемых. Статья 34. Порядок
передачи разведанных месторождений полезных ископаемых для промышленного
освоения Порядок передачи разведанных
месторождений полезных ископаемых (кроме месторождений общераспространенных
полезных ископаемых) для промышленного освоения устанавливается законодательством
Союза ССР. Статья 35. Порядок
передачи разведанных месторождений общераспространенных полезных ископаемых для
промышленного освоения Передача разведанных месторождений
общераспространенных полезных ископаемых для промышленного освоения
производится в порядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР. Статья 36.
Первооткрыватели месторождений полезных ископаемых Лица, открывшие имеющее промышленную
ценность неизвестное ранее месторождение, а также выявившие дополнительные
запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном
месторождении, существенно увеличивающие его промышленную ценность, признаются
первооткрывателями. Первооткрыватели имеют право на
вознаграждение. Права первооткрывателей и порядок выплаты
им вознаграждения определяются законодательством Союза ССР. РАЗДЕЛ III ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО И ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ДОБЫЧЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ПО ПЕРЕРАБОТКЕ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ, А ТАКЖЕ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ДОБЫЧЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (название с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) Статья 37.
Особенности проектирования предприятий по добыче полезных ископаемых, а также
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых Проектирование предприятий по добыче
полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных
ископаемых, производится на основе геологического и иного изучения недр на
участке предполагаемого строительства с учетом комплексного развития
экономического района. Проектирование предприятий по добыче
полезных ископаемых производится только после утверждения запасов полезных
ископаемых и передачи месторождений для промышленного освоения. В соответствии
с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах в
исключительных случаях с разрешения Совета Министров СССР проектирование
предприятий по добыче полезных ископаемых может производиться до утверждения
запасов полезных ископаемых. Места расположения предприятий по добыче
полезных ископаемых или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных
ископаемых, до начала проектных работ согласовываются с исполнительными и
распорядительными органами соответствующих Советов народных депутатов, органами
государственного горного надзора и другими заинтересованными органами. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) Статья 38. Основные
требования к проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию предприятий
по добыче полезных ископаемых и по переработке минерального сырья, а также
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых В проектах предприятий по добыче полезных
ископаемых должны быть предусмотрены: 1) размещение наземных и подземных
сооружений предприятий, обеспечивающее наиболее рациональное и эффективное
использование запасов полезных ископаемых; 2) способы вскрытия и системы разработки
месторождений полезных ископаемых, обеспечивающие наиболее полное, комплексное
и экономически целесообразное извлечение из недр запасов основных и совместно с
ними залегающих полезных ископаемых; 3) рациональное использование вскрышных
пород при разработке месторождений полезных ископаемых; 4) складирование, учет и сохранение
попутно добываемых и временно не используемых полезных ископаемых; 5) геологическое изучение недр,
вскрываемых в процессе строительства и эксплуатации предприятий по добыче
полезных ископаемых и составление геологической и маркшейдерской документации; 6) меры, обеспечивающие безопасность
населения, охрану недр и других объектов окружающей природной среды, зданий и
сооружений. При проектировании, строительстве и вводе
в эксплуатацию предприятий по добыче полезных ископаемых должно быть обеспечено
также выполнение требований, указанных в статье 27 настоящего Кодекса. В проектах предприятий по переработке
минерального сырья должны быть предусмотрены: применение технологических схем,
обеспечивающих рациональное и комплексное извлечение из добытого минерального
сырья содержащихся в нем компонентов, имеющих промышленное значение; наиболее
полное использование отходов переработки (шламов, пылей,
сточных вод и т.п.); складирование, учет и сохранение временно не используемых
отходов производства, содержащих полезные компоненты, а также выполнение
требований, указанных в пункте 6 настоящей статьи. При проектировании, строительстве и вводе
в эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных
ископаемых, должно быть обеспечено выполнение требований, указанных в пунктах 3
- 6 настоящей статьи и в статье 27 настоящего Кодекса. Строительство, реконструкция и ввод в
эксплуатацию предприятий по добыче полезных ископаемых и по переработке
минерального сырья, а также подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых, запрещаются, если при их проектировании не соблюдены
требования, предусмотренные настоящей статьей. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) РАЗДЕЛ IV ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И В ЦЕЛЯХ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ДОБЫЧЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ Статья 39. Порядок
разработки месторождений полезных ископаемых Разработка месторождений полезных
ископаемых производится в соответствии с утвержденными проектами предприятий по
добыче полезных ископаемых, планами развития горных работ, проектами и схемами
разработки месторождений нефти, газа и подземных вод и правилами технической
эксплуатации. Добыча общераспространенных полезных
ископаемых в руслах судоходных рек и других судоходных водоемах производится по
технологическим схемам, согласованным с Министерством речного флота РСФСР,
Министерством мелиорации и водного хозяйства РСФСР и другими заинтересованными
министерствами, государственными комитетами и ведомствами. Правила технической эксплуатации
предприятий по добыче полезных ископаемых, правила разработки нефтяных и
газовых месторождений и планы развития горных работ
утверждаются соответствующими органами по согласованию с органами
государственного горного надзора. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) Статья 40. Основные
требования к разработке месторождений полезных ископаемых и переработке
минерального сырья При разработке месторождений полезных
ископаемых должны быть обеспечены: 1) применение наиболее рациональных и
эффективных методов добычи основных и совместно с ними залегающих полезных
ископаемых, недопущение сверхнормативных потерь и сверхнормативного
разубоживания полезных ископаемых, а также выборочной отработки богатых
участков месторождений, приводящей к необоснованным потерям балансовых запасов
полезных ископаемых; 2) осуществление доразведки
месторождений полезных ископаемых и иных геологических работ, проведение
маркшейдерских работ, а также ведение предусмотренной технической документации; 3) учет состояния и движения запасов,
потерь и разубоживания полезных ископаемых; 4) недопущение порчи разрабатываемых и
соседних с ними месторождений полезных ископаемых в результате проводимых
горных работ, а также сохранение запасов полезных ископаемых, консервируемых в
недрах; 5) сохранение и учет попутно добываемых и
временно не используемых полезных ископаемых; 6) рациональное использование вскрышных
пород, а также правильное их размещение; 7) безопасность для жизни и здоровья
работников и населения, охрана недр и других объектов окружающей природной
среды, зданий и сооружений; разработка и утверждение планов ликвидации аварий. При переработке минерального сырья должны
быть обеспечены: строгое соблюдение технологических схем
переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное и комплексное извлечение
содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных
компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из
минерального сырья; дальнейшее изучение технологических
свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических
испытаний с целью совершенствования технологии переработки минерального сырья; наиболее полное использование отходов
переработки (шламов, пылей, сточных вод и т.п.);
складирование, учет и сохранение временно не используемых отходов производства,
содержащих полезные компоненты. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) Статья 41.
Дополнительные требования к разработке месторождений торфа Разработка месторождений торфа должна
производиться, как правило, комплексно для нужд сельского хозяйства, получения
продуктов механической, химической и биохимической переработки торфа, а также
топлива. Разработка небольших месторождений торфа
должна производиться в первую очередь для удовлетворения коммунально - бытовых
нужд населения и нужд сельского хозяйства. При разработке месторождений торфа, кроме
соблюдения требований статьи 40 настоящего Кодекса, должно быть обеспечено
оставление придонного (защитного) слоя торфа на вырабатываемых площадях в
соответствии с нормативами. Разработка месторождений торфа должна
производиться способами, обеспечивающими возможность использования отработанных
площадей в сельском, лесном или рыбном хозяйстве. Запрещается добыча торфа
карьерным способом, за исключением добычи кускового торфа для коммунально -
бытовых нужд населения. Статья 42.
Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых По завершении отработки запасов полезных
ископаемых, а также в случаях, когда по технико - экономическим
расчетам и другим обоснованиям дальнейшая разработка месторождения или его
части нецелесообразна или невозможна, предприятие по добыче полезных
ископаемых, разрабатывающее месторождение, или соответствующая часть этого
предприятия подлежит ликвидации либо переводу на консервацию. При полной или частичной ликвидации либо
консервации предприятия по добыче полезных ископаемых горные выработки и
буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность
населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при
консервации также и сохранность месторождения, горных выработок и буровых
скважин на все время консервации. При ликвидации предприятия по добыче полезных
ископаемых должен быть решен также вопрос о возможном использовании горных
выработок и буровых скважин для иных народнохозяйственных целей. При ликвидации и консервации предприятия
по добыче полезных ископаемых или его части геологическая
и маркшейдерская документация пополняется на момент завершения горных работ и
сдается в установленном порядке на хранение. На предприятиях по добыче полезных
ископаемых, смежных с ликвидируемым или консервируемым предприятием, должны
быть проведены мероприятия, обеспечивающие безопасность горных работ. Ликвидация и консервация предприятия по
добыче полезных ископаемых или его части осуществляются по согласованию с
органами государственного горного надзора и другими заинтересованными органами. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) Статья 43. Старательская
добыча полезных ископаемых На месторождениях полезных ископаемых или
их участках, разработка которых предприятиями по добыче полезных ископаемых
нецелесообразна, допускается добыча полезных ископаемых личным трудом
старателей. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) Добыча полезных ископаемых артелями
старателей производится по договору с предприятиями по добыче полезных
ископаемых в пределах их горных отводов, а отдельными гражданами - по
разрешительному удостоверению, выдаваемому предприятиями по добыче полезных
ископаемых. На предприятия по добыче полезных ископаемых возлагается контроль
за старательской добычей полезных ископаемых. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от
22.11.1979) В соответствии с Основами
законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах перечень полезных
ископаемых, добыча которых разрешается старателям, и Типовой устав артели
старателей утверждаются в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР. Статья 44. Порядок
пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых Пользование недрами для строительства и
эксплуатации подземных сооружений и в иных целях, не связанных с добычей
полезных ископаемых, производится по специальным проектам, утверждаемым в
порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В проектах должны предусматриваться меры,
обеспечивающие соответственно обезвреживание сточных вод, вредных веществ,
отходов производства и иных веществ и материалов либо локализацию их в строго
определенных границах и предотвращение проникновения в горные выработки, на
земную поверхность и в водные объекты. В случаях нарушения требований настоящей
статьи сброс в недра сточных вод, захоронение вредных веществ и отходов
производства, подземное хранение веществ и материалов должны быть ограничены,
приостановлены или запрещены органами государственного горного надзора или
другими специально уполномоченными на то государственными органами. РАЗДЕЛ V БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ Статья 45.
Обеспечение безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами При строительстве, реконструкции и
эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, при выполнении
геологоразведочных и иных работ, связанных с пользованием недрами, должна быть
обеспечена безопасность для жизни и здоровья работников и населения. Ответственность за обеспечение соблюдения
правил и норм безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях,
пользующихся недрами, возлагается на их руководителей, которые определяют круг
лиц, осуществляющих контроль за соблюдением указанных
правил и норм безопасности в структурных подразделениях предприятий, учреждений
и организаций. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) Статья 46. Основные
требования по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием
недрами При проведении работ, связанных с
пользованием недрами, должно быть обеспечено: 1) изучение и выполнение работниками
правил и норм по безопасному ведению работ, а также планирование и проведение
мероприятий по предупреждению и ликвидации аварий; 2) приостановление работ в случае
возникновения опасности для жизни работников, выведение людей в безопасное
место и осуществление мероприятий, необходимых для устранения опасности; 3) применение машин, оборудования и
материалов, соответствующих требованиям правил и норм безопасности и санитарных
норм; 4) учет, надлежащее хранение и
расходование взрывчатых веществ и средств взрывания, а
также правильное и безопасное их использование; 5) своевременное пополнение технической
документации, предусмотренной правилами безопасности, в том числе планов горных
работ данными, уточняющими границы зон безопасного ведения работ, и планов
ликвидации аварий. В соответствии с Основами
законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах Устав
о дисциплине для лиц, работающих в особо опасных подземных условиях,
утверждается Советом Министров СССР. Статья 47. Особые
требования по безопасности ведения горных работ Министерства,
государственные комитеты, ведомства и подчиненные им предприятия, учреждения и
организации, ведущие горные работы, обязаны разрабатывать с учетом современных
достижений науки и техники и осуществлять специальные комплексные организационно
- технические мероприятия, предусматривающие улучшение состава рудничной
атмосферы, совершенствования технологии ведения горных работ и средств
коллективной и индивидуальной защиты и направленные на предупреждение
профессиональных заболеваний и производственного травматизма. В целях обеспечения наиболее
благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности и безопасности рабочих и
служащих, занятых на горных работах, министерства, государственные комитеты и
ведомства, а также другие заинтересованные органы обязаны систематически
совершенствовать правила и нормы безопасности, санитарные правила и нормы. Запрещается ведение горных работ, если
состояние горных выработок представляет опасность для жизни и здоровья людей,
занятых на подземных работах, или в рудничной атмосфере действующих горных
выработок содержание кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пыли, а также
температура воздуха не соответствуют требованиям правил и норм безопасности,
санитарных правил и норм. К руководству горными взрывными работами
допускаются лица, имеющие соответствующее специальное образование. К
производству взрывных работ допускаются лица, имеющие право
ведения таких работ. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума
ВС РСФСР от 22.11.1979) Статья 48.
Обязанности лиц, занятых на горных работах, по соблюдению правил и норм
безопасности Лица, занятые на горных работах, обязаны: 1) выполнять требования правил и норм по
безопасному ведению работ; 2) систематически проводить осмотры
рабочих мест и оборудования и принимать меры к немедленному устранению
выявленных нарушений правил и норм безопасности; 3) находиться на работе в специальной
одежде и пользоваться средствами индивидуальной защиты; 4) не применять при выполнении работ
способы, могущие создать опасность аварии или несчастного случая; 5) при возникновении опасности аварии
прекращать работы, немедленно сообщать об этом руководителю работ и действовать
в строгом соответствии с планом ликвидации аварий. Статья 49.
Горноспасательная служба Предприятия, учреждения и организации,
ведущие горные работы, обслуживаются в установленном порядке горноспасательными
частями, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых
месторождений - службами по предупреждению и ликвидации открытых газовых и
нефтяных фонтанов. Дислокация этих частей и служб определяется соответствующими
министерствами, государственными комитетами и ведомствами по согласованию с
органами государственного горного надзора. В соответствии с Основами
законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах положения о
горноспасательных частях и службах по предупреждению и ликвидации открытых
газовых и нефтяных фонтанов утверждаются в порядке, устанавливаемом Советом
Министров СССР. Исполнительные комитеты местных Советов
народных депутатов, а также предприятия, учреждения и организации, независимо
от их ведомственной подчиненности, обязаны в случае аварий на предприятиях по
добыче полезных ископаемых предоставлять транспортные средства, материалы и
оборудование, средства связи и медикаменты и оказывать другие виды помощи в
ликвидации аварий. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) РАЗДЕЛ VI ОХРАНА НЕДР Статья 50. Основные
требования в области охраны недр Все недра в РСФСР подлежат охране. Основными требованиями в области охраны
недр являются: обеспечение полного и комплексного
геологического изучения недр; соблюдение установленного порядка
предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования
недрами; наиболее полное извлечение из недр и
рациональное использование запасов основных и совместно с ними залегающих
полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов; недопущение вредного влияния работ,
связанных с пользованием недрами, на сохранность запасов полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых
от затопления, обводнения, пожаров и от других факторов, снижающих качество
полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их
разработку; предупреждение необоснованной и
самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение
установленного порядка использования этих площадей для других целей; предотвращение вредного влияния работ,
связанных с пользованием недрами, на сохранность эксплуатируемых и находящихся
на консервации горных выработок и буровых скважин, а также подземных
сооружений; предотвращение загрязнения недр при
подземном хранении нефти, газа и иных веществ и материалов, захоронения вредных
веществ и отходов производства, сбросе сточных вод. В случае нарушения требований настоящей
статьи пользование недрами может быть ограничено, приостановлено или запрещено
органами государственного горного надзора или другими специально
уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом
законодательством Союза ССР. Законодательством Союза ССР и РСФСР могут
быть установлены меры материального и морального поощрения пользователей недр,
стимулирующие осуществление мероприятий по улучшению использования недр и
усилению их охраны. Статья 51. Условия
застройки площадей залегания полезных ископаемых Запрещается проектирование и
строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других
народнохозяйственных объектов до получения от соответствующей территориальной
геологической организации данных об отсутствии полезных ископаемых в недрах под
участком предстоящей застройки. В исключительных случаях застройка
площадей залегания полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных
ископаемых), а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, не
связанных с добычей полезных ископаемых, допускаются лишь по согласованию с
органами государственного горного надзора. При этом должны быть предусмотрены и
осуществлены строительные и иные мероприятия, обеспечивающие возможность извлечения
из недр полезных ископаемых. Статья 52. Порядок
застройки площадей залегания общераспространенных полезных ископаемых Застройка площадей залегания
общераспространенных полезных ископаемых, а также размещение в местах их
залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
допускаются лишь в исключительных случаях в порядке, устанавливаемом Советом
Министров РСФСР. Статья 53. Охрана
участков недр, представляющих историческую, научную, художественную или иную
культурную ценность Редкие геологические обнажения,
минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр,
представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную
ценность, могут быть объявлены в установленном порядке заповедниками либо
памятниками природы, истории и культуры. Всякая деятельность, нарушающая
сохранность указанных заповедников и памятников, запрещается. В случае обнаружения при пользовании
недрами редких геологических обнажений и минералогических образований, метеоритов,
палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес
для истории, науки и культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы
на соответствующем участке и сообщить об этом заинтересованным государственным
органам. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) Статья 54. Участие
общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в осуществлении
мероприятий по охране недр и рациональному их использованию Профессиональные союзы, организации молодежи,
общества охраны природы, научные общества и другие общественные организации,
трудовые коллективы, а также граждане оказывают содействие государственным
органам в осуществлении мероприятий по охране недр и рациональному их
использованию. Общественные организации и трудовые
коллективы принимают участие в деятельности, направленной на обеспечение охраны
недр и рационального их использования, в соответствии с законодательством Союза
ССР и РСФСР, а также с уставами (положениями) общественных организаций. Граждане, оказывая содействие
государственным органам в осуществлении мероприятий по охране недр и
рациональному их использованию, участвуют в проведении необходимых работ,
вносят предложения об улучшении охраны недр и рациональном их использовании,
сообщают об известных им нарушениях правил охраны и пользования недрами. Государственные органы обязаны всемерно
учитывать предложения общественных организаций, трудовых коллективов и граждан
при осуществлении мероприятий по охране недр и рациональному их использованию. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 18.01.1985) РАЗДЕЛ VII ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ЗАПАСОВ И МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, А ТАКЖЕ УЧАСТКОВ НЕДР, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ В ПОЛЬЗОВАНИЕ, НЕ СВЯЗАННОЕ С ДОБЫЧЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ Статья 55.
Государственный учет запасов и месторождений полезных ископаемых Запасы и месторождения полезных
ископаемых, а также проявления полезных ископаемых подлежат государственному
учету по единым для Союза ССР системам. В целях обеспечения планирования работ по
геологическому изучению недр и размещения предприятий по добыче полезных
ископаемых, рационального, комплексного использования месторождений полезных
ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач ведется
государственный кадастр месторождений полезных ископаемых
и составляются государственные балансы запасов полезных ископаемых. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) Статья 56.
Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых Государственный кадастр месторождений
полезных ископаемых должен содержать сведения по каждому месторождению,
характеризующие количество и качество запасов основных и совместно с ними
залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов,
горнотехнические, гидрогеологические и другие условия разработки месторождения
и его геолого - экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению
полезных ископаемых. Статья 57.
Государственные балансы запасов полезных ископаемых Государственные балансы запасов полезных
ископаемых должны содержать сведения о количестве, качестве и степени
изученности запасов полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное
значение, их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях и
обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых. Статья 58.
Утверждение запасов полезных ископаемых Запасы полезных ископаемых разведанных
месторождений, а также запасы полезных ископаемых, дополнительно разведанные в
процессе разработки месторождений, подлежат утверждению специально
уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом
законодательством Союза ССР. При утверждении запасов устанавливаются
достоверность разведанных запасов полезных ископаемых, их количество и
качество, условия залегания, степень изученности, народнохозяйственное значение
и подготовленность месторождения для промышленного освоения. Статья 59. Списание
балансовых запасов полезных ископаемых Добытые полезные ископаемые, а также
запасы полезных ископаемых, утратившие промышленное значение, потерянные в
процессе добычи, не подтвердившиеся при последующих геологоразведочных работах
или разработке месторождения, подлежат списанию с государственного баланса
полезных ископаемых в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР. Списание с учета предприятия по добыче
полезных ископаемых балансовых запасов полезных ископаемых, утративших
промышленное значение, потерянных в процессе добычи либо не подтвердившихся при
последующих геологоразведочных работах или разработке месторождения,
производится по согласованию с органами государственного горного надзора. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) Статья 60.
Государственный учет участков недр, предоставленных в пользование, не связанное
с добычей полезных ископаемых Участки недр, предоставленные для
строительства и эксплуатации подземных сооружений и для иных целей, не
связанных с добычей полезных ископаемых, подлежат государственному учету по
единым для Союза ССР системам. РАЗДЕЛ VIII НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ НЕДР И ВЕДЕНИЕМ РАБОТ ПО ГЕОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ НЕДР Статья 61. Задачи
государственного надзора и контроля за использованием
и охраной недр Государственный
надзор и контроль за использованием и охраной недр имеют своей задачей
обеспечить соблюдение всеми министерствами, государственными комитетами,
ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами
установленного порядка пользования недрами, выполнение обязанностей по охране
недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по
предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую
природную среду, здания и сооружения, соблюдение правил ведения
государственного учета запасов
месторождений полезных ископаемых, а также иных правил и норм, установленных
законодательством о недрах. Статья 62. Задачи
государственного контроля за ведением работ по
геологическому изучению недр Государственный контроль
за ведением работ по геологическому изучению недр имеет своей задачей
обеспечить соблюдение установленного порядка и эффективность ведения геологосъемочных, поисковых, разведочных,
гидрогеологических, инженерно - геологических, геофизических, геохимических и
других работ по геологическому изучению недр, выполняемых предприятиями,
учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной подчиненности. Статья 63. Органы,
осуществляющие государственный надзор и контроль за
использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр Государственный надзор за использованием
и охраной недр (государственный горный надзор) и государственный контроль за ведением работ по геологическому изучению недр
(государственный геологический контроль) осуществляются специально
уполномоченными на то государственными органами. Советы народных депутатов и их
исполнительные и распорядительные органы осуществляют государственный контроль
в области использования и охраны недр в соответствии с законодательством Союза
ССР и РСФСР. Статья 64.
Осуществление государственного надзора за использованием и охраной недр Органы государственного горного надзора
проверяют: 1) правильность разработки месторождений
полезных ископаемых и выполнение требований по охране недр; 2) соблюдение предприятиями по добыче
полезных ископаемых установленного порядка учета запасов полезных ископаемых,
правильность и своевременность их списания; (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) 3) соблюдение правил и норм по
безопасному ведению работ при пользовании недрами; 4) правильность и своевременность
проведения мероприятий, обеспечивающих безопасность населения, охрану
окружающей природной среды, зданий и сооружений, эксплуатируемых и находящихся
на консервации горных выработок и буровых скважин от вредного влияния работ,
связанных с пользованием недрами; 5) соблюдение требований по
предотвращению проникновения в горные выработки, на земную поверхность и в
водные объекты нефти, газа и иных веществ и материалов при подземном их
хранении, сточных вод, сбрасываемых в недра, захороненных в недрах вредных
веществ и отходов производства; 6) соблюдение правил проведения
геологических и маркшейдерских работ при разработке месторождений полезных ископаемых. Органы государственного горного надзора
имеют право: приостанавливать работы, связанные с
пользованием недрами, в случаях нарушения правил и норм по безопасному ведению
работ и по охране недр; прекращать самовольное пользование
недрами и самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых; давать обязательные для исполнения
указания об устранении нарушений правил и норм по безопасному ведению работ и
по охране недр на предприятиях, в учреждениях и организациях, пользующихся
недрами; расследовать в установленном порядке
обстоятельства и причины аварий и случаев производственного травматизма при
пользовании недрами и принимать по результатам расследования решения,
обязательные для исполнения руководителями соответствующих предприятий, учреждений
и организаций. На органы государственного горного
надзора могут быть возложены и другие функции по надзору за использованием и
охраной недр, а также функции по надзору за переработкой минерального сырья, и
им могут быть предоставлены другие права по предупреждению и пресечению
нарушений правил и норм по безопасному ведению работ и по охране недр. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) Статья 65.
Осуществление государственного контроля за ведением
работ по геологическому изучению недр Органы государственного геологического
контроля проверяют направление, методику, комплексность и качество работ по
геологическому изучению недр. Органы государственного геологического
контроля имеют право: давать обязательные для исполнения указания
об устранении недостатков и нарушений при проведении работ по геологическому
изучению недр; приостанавливать работы по геологическому
изучению недр, если они не соответствуют утвержденным проектам или проводятся
без государственной регистрации, а также в случаях нарушений правил и норм,
определяющих порядок проведения этих работ. Органам государственного геологического
контроля могут быть предоставлены и другие права по предупреждению и пресечению
нарушений правил и норм ведения работ по геологическому изучению недр. Статья 66.
Ведомственный контроль за использованием и охраной
недр Ведомственный
контроль за соблюдением установленного порядка пользования недрами, ведением
работ по геологическому изучению недр, выполнением требовании по охране недр,
по обеспечению полного извлечения основных и совместно с ними залегающих
полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, в том числе при
переработке минерального сырья, требований по безопасному ведению работ,
связанных с пользованием недрами, за проведением мероприятий, обеспечивающих
безопасность населения, охрану окружающей природной
среды, зданий и сооружений, за соблюдением правил учета запасов и месторождений
полезных ископаемых, а также других правил и норм, установленных
законодательством о недрах, осуществляется органами, в ведении которых
находятся предприятия, учреждения и организации, пользующиеся недрами. Контроль за правильностью разработки месторождений полезных ископаемых и
переработки минерального сырья осуществляется соответственно маркшейдерской и
геологической службами, службой технического контроля и иными службами. В соответствии с
Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах типовые
положения о маркшейдерской и геологической службах утверждаются Советом
Министров СССР. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) РАЗДЕЛ IX РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ Статья 67. Порядок
разрешения споров Споры между предприятиями, учреждениями,
организациями и гражданами по вопросам пользования недрами разрешаются
соответственно исполнительными комитетами районных, городских Советов народных
депутатов, органами государственного горного надзора, органами государственного
геологического контроля и иными уполномоченными на то государственными органами
в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и
другим законодательством РСФСР. Статья 68.
Компетенция исполнительных комитетов районных, городских Советов народных
депутатов по разрешению споров по вопросам пользования недрами К ведению исполнительных комитетов
районных, городских Советов народных депутатов относится разрешение споров
между предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами по вопросам
пользования недрами в связи с добычей общераспространенных полезных ископаемых
и торфа, а также по вопросам, предусмотренным статьей 25 настоящего Кодекса. Споры между
сторонами, находящимися на территории двух или более районов, городов
разрешаются одним из исполнительных комитетов соответствующего районного,
городского Совета народных депутатов по поручению Совета Министров автономной
республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных
депутатов, а между сторонами, находящимися на территории двух или более
автономных республик, краев, областей, - по поручению Совета Министров РСФСР. Статья 69.
Компетенция органов государственного горного надзора по разрешению споров по
вопросам пользования недрами К ведению органов государственного
горного надзора относится разрешение споров между предприятиями, учреждениями и
организациями по вопросам пользования недрами в связи с разработкой
месторождений полезных ископаемых (кроме месторождений общераспространенных
полезных ископаемых), а также по вопросам пользования недрами в целях, не
связанных с добычей полезных ископаемых. Статья 70.
Компетенция органов государственного геологического контроля по разрешению
споров по вопросам пользования недрами К ведению органов государственного
геологического контроля относится разрешение споров между предприятиями,
учреждениями и организациями по вопросам пользования недрами в связи с
геологическим изучением недр. Статья 71. Порядок
рассмотрения споров по вопросам пользования недрами Споры, связанные с пользованием недрами,
рассматриваются по заявлению одной из сторон или по инициативе органа,
разрешающего спор. Исполнительные комитеты районных,
городских Советов народных депутатов для подготовки материалов по разрешению
споров могут в необходимых случаях образовывать комиссии из депутатов районных,
городских Советов народных депутатов, представителей предприятий, учреждений и
организаций, участвующих в споре, а также специалистов в области использования
и охраны недр. По результатам рассмотрения спора
принимается решение, в котором предусматриваются порядок его исполнения и
мероприятия по восстановлению нарушенного права пользователя недр. Статья 72.
Рассмотрение имущественных споров, связанных с пользованием недрами Имущественные споры, связанные с
пользованием недрами, разрешаются в порядке, установленном законодательством
Союза ССР и РСФСР. РАЗДЕЛ X ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ Статья 73.
Недействительность сделок, нарушающих право государственной собственности на
недра Сделки, в прямой или скрытой форме
нарушающие право государственной собственности на недра, недействительны. Статья 74.
Ответственность за нарушение законодательства о недрах Лица, виновные в совершении
предусмотренных статьей 73 настоящего Кодекса сделок, а также: самовольном пользовании
недрами; нарушении правил и
требований проведения работ по геологическому изучению недр, приведшем к
недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых или условий для
строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; выборочной отработке богатых участков
месторождений, приводящей к необоснованным потерям балансовых запасов полезных
ископаемых; сверхнормативных потерях и сверхнормативном разубоживании полезных
ископаемых при добыче; порче месторождений полезных ископаемых и других
нарушениях требований рационального использования запасов полезных ископаемых; самовольной застройке площадей залегания
полезных ископаемых; нарушении правил и норм по безопасному ведению работ, связанных с пользованием
недрами; невыполнении правил охраны недр, а также требований по охране окружающей природной
среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием
недрами; уничтожении или повреждении наблюдательных режимных скважин на подземные воды, а
также маркшейдерских и геодезических знаков; утрате маркшейдерской или геологической
документации, а также дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые
необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке
месторождений; невыполнении
требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и
буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также
требований по сохранению месторождений, горных выработок и буровых скважин на
время консервации; нарушении правил сдачи государству добытых из недр земли золота и других
драгоценных металлов или драгоценных камней, несут уголовную, административную
или иную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 22.11.1979) Законодательством Союза ССР и РСФСР может
быть установлена ответственность и за другие нарушения законодательства о
недрах. Статья 75.
Прекращение самовольного пользования недрами и самовольной застройки площадей
залегания полезных ископаемых Самовольное пользование недрами и
самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без
возмещения произведенных затрат. Статья 76.
Возмещение убытков Предприятия, учреждения, организации и
граждане обязаны возместить убытки, причиненные нарушением законодательства о
недрах, в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР и
РСФСР. Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия,
учреждения и организации понесли расходы, связанные с возмещением убытков,
несут материальную ответственность в установленном порядке. РАЗДЕЛ XI МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ Статья 77.
Международные договоры В соответствии с Основами законодательства
Союза ССР и союзных республик о недрах, если международным договором СССР
установлены иные правила, чем те, которые содержатся в советском
законодательстве о недрах, то применяются правила международного договора. Такой же порядок применяется в отношении
законодательства РСФСР о недрах, если в международном договоре РСФСР
установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РСФСР о недрах. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |