МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР ПИСЬМО от 2 июля 1976 г. N К-7-386 На основе изучения практики работы
народных судов Управление общих судов Министерства юстиции СССР подготовило
Методические рекомендации по организации работы с условно осужденными. Прошу обеспечить изучение рекомендаций
всеми народными судьями, работниками органов юстиции и использовать их в
практической деятельности. Министерствам юстиции союзных и
автономных республик, отделам юстиции исполкомов краевых, областных Советов
депутатов трудящихся обсудить вопросы работы с условно осужденными и принять
меры к ее улучшению. При проверках организации работы районных (городских)
народных судов необходимо глубже изучать состояние учета и контроля
за поведением условно осужденных, постоянно оказывать судам помощь,
совершенствовать формы и методы осуществления контроля, распространять
положительный опыт. Первый заместитель Министра юстиции СССР А.Я.СУХАРЕВ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПОВЕДЕНИЕМ Важное значение в деле перевоспитания и исправления правонарушителей имеет условное
осуждение, в котором ярко выражен гуманизм социалистического правосудия. Условное осуждение, применяемое судами в
соответствии со статьей 38 Основ уголовного законодательства Союза ССР и
союзных республик, оказывает большое воспитательное и предупредительное
воздействие на осужденных и создает условия для их исправления и перевоспитания
при широком участии коллективов трудящихся и общественных организаций. Согласно статье 38 Основ уголовного
законодательства Союза ССР и союзных республик порядок наблюдения за условно
осужденными и порядок проведения с ними воспитательной работы устанавливается
законодательством союзных республик. В соответствии с уголовным
законодательством большинства союзных республик обязанность по ведению учета и
осуществлению контроля за поведением условно
осужденных возлагается на суд, вынесший приговор об условном осуждении. Систематический и целенаправленный
контроль суда за поведением условно осужденных способствует их исправлению и
перевоспитанию и служит действенным средством предупреждения повторных
правонарушений. Сложившаяся в судах практика работы с
условно осужденными в основном обеспечивает выполнение стоящих перед судебными
органами задач по осуществлению общего контроля за
поведением условно осужденных. Вместе с тем в деятельности судов имеются
недостатки, которые снижают эффективность применения условной меры наказания.
Суды не всегда используют предупредительные и воспитательные возможности
контроля. Некоторые суды контроль за поведением
условно осужденных осуществляют нерегулярно, не планируют его, результаты
проверок документально не оформляют. При проведении контроля суды редко
устанавливают обстоятельства и причины, способствующие совершению повторных
правонарушений, и не принимают необходимых мер по их устранению. К этой работе
слабо привлекаются народные заседатели. Не установлена постоянная связь с
коллективами трудящихся, общественными организациями, комиссиями по делам
несовершеннолетних. Недостаточно используется сила общественности для
проведения воспитательной работы с условно осужденными. Судьи не всегда
разъясняют коллективам и общественности их право возбуждать ходатайство о
передаче условно осужденного на исправление и перевоспитание. Настоящие Методические рекомендации
разработаны на основе сложившейся практики работы многих судов и содержат
некоторые положения по совершенствованию учета условно осужденных и контроля за их поведением. 1. Организация
учета условно осужденных 1.1. В целях организации правильного и
оперативного учета условно осужденных обязанность по его ведению должна быть
возложена распоряжением председателя суда на одного из работников: народного
судью, консультанта, зав. канцелярией. 1.2. В соответствии с Типовой инструкцией
по делопроизводству в районном (городском) народном суде регистрация условно
осужденных производится в специальном журнале. Для учета условно осужденных может быть
использована и картотека, позволяющая более оперативно контролировать
выполнение намеченных судом мероприятий по наблюдению за поведением условно
осужденных. Если в суде принята карточная система
учета, то регистрацию следует производить на карточках, составленных по
прилагаемой форме. 1.3. Сведения об осужденном вносятся в
журнал (карточку) на основании данных, имеющихся в приговоре и в уголовном
деле. В графе журнала "отметка об
исполнении" по указанию народного судьи, председательствовавшего по делу,
проставляется дата проведения проверки. 1.4. Согласно пункту 99 Типовой
инструкции по делопроизводству в районном (городском) народном суде на каждого
условно осужденного заводится наблюдательное производство, в котором находятся
копия приговора и все документы по осуществлению контроля за
его поведением. На обложке наблюдательного производства
должны быть указаны: номер уголовного дела, номер, за которым произведена
регистрация условно осужденного в журнале, фамилия, имя, отчество осужденного. Для получения оперативной информации о поведении условно осужденного в период
испытательного срока в наблюдательном производстве рекомендуется иметь
справочный лист с указанием: фамилии, имени, отчества осужденного, числа,
месяца и года его рождения, адреса места жительства, места работы или учебы,
даты вынесения приговора, статьи УК, по которой он осужден, меры наказания. В
справочном листе желательно также указать, кому передан осужденный на
исправление и перевоспитание, дату проведения первого мероприятия суда по
ознакомлению с поведением условно осужденного. В дальнейшем в справочном листе
делаются отметки о последующих мероприятиях с указанием даты и формы их
проведения. Если судом принято решение о
необходимости назначить условно осужденному несовершеннолетнему общественного
воспитателя, в справочном листе указывается фамилия, имя, отчество
общественного воспитателя, место его работы и место жительства. Эти сведения
вносятся в справочный лист на основании решения комиссии по делам
несовершеннолетних, которая назначает общественного воспитателя. 1.5. Работник суда, ответственный за
учет, кроме регистрации условно осужденных, должен осуществлять
непосредственный контроль за исполнением намеченных
судом мероприятий по наблюдению за поведением условно осужденных. С этой целью
в начале каждого месяца он просматривает журнал (картотеку) для выяснения даты
планируемого на этот месяц мероприятия. Если на текущий месяц назначена проверка
поведения условно осужденного, ответственный за учет извещает об этом народного
судью, под председательством которого было рассмотрено дело, и передает ему
наблюдательное производство. После проведения проверки в карточке и справочном
листе отмечаются ее результаты и проставляется дата
проведения следующего мероприятия. Все документы (справки, характеристики и
т.д.) по результатам контроля подшиваются в наблюдательное производство. После истечения испытательного срока
народный судья снимает с контроля учетные материалы на условно осужденного и по
его указанию в журнале или карточке делается об этом отметка. Наблюдательное
производство на условно осужденного после снятия с контроля подшивается к
уголовному делу. 2. Организация контроля за поведением условно осужденных 2.1. Важной предпосылкой успешной работы
по осуществлению контроля является разъяснение осужденному значения
испытательного срока. Председательствующий в судебном заседании
должен разъяснить осужденному положения статьи 38 Основ уголовного
законодательства Союза ССР и союзных республик и предупредить о последствиях в
случае совершения им нового умышленного преступления. Кроме того, целесообразно
поставить осужденного в известность о том, что его поведение в течение
испытательного срока будет контролироваться судом. 2.2. Контроль за
поведением условно осужденных, как правило, осуществляет народный судья, под
председательством которого были рассмотрены дела. В судах, где работает несколько судей,
обязанность по проведению контроля может быть возложена распоряжением
председателя суда на одного из народных судей или на консультанта. Обязанность по осуществлению контроля за поведением условно осужденных несовершеннолетних
целесообразно возложить на народного судью, рассматривающего эти дела. 2.3. Согласно статье 359 УПК РСФСР и
соответствующим статьям УПК некоторых других союзных республик суд, поручивший
общественным организациям, коллективам трудящихся или отдельным лицам
наблюдение за условно осужденным, его перевоспитание и исправление, обязан
направить им копию приговора и периодически осведомляться о поведении условно
осужденного. Направляя копию приговора, суд может
рекомендовать коллективу трудящихся или общественной организации обсудить
приговор на собрании с участием народного заседателя. Участие народного
заседателя в обсуждении приговора является началом судебного контроля за
условно осужденным и служит гарантией того, что приговор будет доведен до
сведения коллектива и правильно понят. Суд может также предложить, чтобы
коллектив или общественные организации сообщили о результатах обсуждения
приговора, а в последующем и о результатах воспитательной работы, проводимой с
условно осужденным. Если условно осужденный не передан на
исправление и перевоспитание коллективу и вопрос о его передаче судом не
решался, копию приговора следует направить руководителю учреждения, предприятия
или общественной организации по месту работы или учебы осужденного. В целях осуществления постоянного
наблюдения за лицами, осужденными условно за умышленные преступления, копию
приговора целесообразно направлять в отделение милиции по месту жительства
осужденного. В дальнейшем контроль за поведением этих
лиц следует проводить в тесном контакте с участковыми инспекторами милиции. При условном осуждении лица, которое не
работает и не учится (пенсионера, инвалида, домашней хозяйки и т.п.), суд может
направить копию приговора в соответствующие органы, которые имеют возможность
оказывать воспитательное воздействие на осужденного: ЖЭК, домовой комитет,
уличный комитет, сельский Совет, наблюдательную комиссию и др. Во всех случаях условного осуждения
несовершеннолетних суд должен направить копию приговора в комиссию по делам
несовершеннолетних по месту жительства осужденного. Кроме того, копию такого
приговора следует направить руководителю предприятия, учреждения или
соответствующей общественной организации (комсомольской, профсоюзной,
родительскому комитету и др.) по месту работы или учебы несовершеннолетнего. Если судом принято решение о
необходимости назначить несовершеннолетнему общественного воспитателя, суд,
направив копию приговора в комиссию по делам несовершеннолетних, должен
контролировать исполнение этого решения. 2.4. Для организации систематического контроля за поведением условно осужденных работу по его
проведению необходимо планировать. В план следует включать конкретные
мероприятия по осуществлению контроля с указанием даты и формы их проведения. После вынесения приговора народный судья
с учетом данных о личности осужденного, характера совершенного им преступления
и обстановки, в которой он находится, назначает дату проведения первого
мероприятия по контролю за поведением условно
осужденного. Сроки проведения последующих мероприятий назначаются с учетом
полученных судом сведений о поведении условно осужденного. Мероприятия по контролю за поведением условно осужденного целесообразно
проводить не реже двух раз в год. Результаты работы суда с условно
осужденным рекомендуется периодически обсуждать на оперативных совещаниях при
председателе суда. Приступая к контролю за
поведением условно осужденного, проверяющему следует ознакомиться с материалами
дела и, в частности, с имеющейся в деле характеристикой осужденного, с
приговором суда, а при проведении последующих мероприятий - с документами по
результатам предыдущих проверок. При подготовке рекомендуется определять круг
вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проверки. Результаты контрольного мероприятия
следует оформлять краткой справкой с указанием в ней: фамилии проверяющего,
даты и формы его проведения, фамилии осужденного и сведений о его поведении, а
также вывод проверяющего о том, становится ли осужденный на путь исправления. 2.5. Работа по осуществлению контроля за поведением условно осужденного должна
проводиться при широком участии в ней народных заседателей. Если в суде организован и действует совет
народных заседателей, то привлечение заседателей к работе по контролю
целесообразно проводить через соответствующие секции совета народных
заседателей. Секция по контролю за
поведением условно осужденных проводит свою работу под руководством одного из
народных судей. В соответствии с
планом работы секции народные заседатели знакомятся с поведением условно
осужденного по месту его работы, учебы или месту жительства, обсуждают
поведение осужденного на заседании секции и совета народных заседателей, а
также на собрании коллектива по месту работы или учебы, запрашивают
администрацию и общественные организации о результатах воспитательной работы с
условно осужденным. 2.6. Контроль за
поведением условно осужденных необходимо проводить в тесном контакте с
коллективами трудящихся и общественными организациями по месту работы, учебы
или месту жительства условно осужденного. Задача суда состоит в том, чтобы
обеспечить максимальное участие общественности в воспитательной работе с
осужденными. Контроль суда не должен сводиться к простой регистрации данных,
полученных от коллективов о поведении условно осужденных, а предполагает
активную помощь общественности в организации воспитательной работы. Учитывая
личность осужденного, характер совершенного им преступления и располагая
данными о возможностях коллектива по применению мер общественного воздействия к
осужденным, суд может рекомендовать коллективу и общественности конкретные
формы и методы проведения воспитательной работы (например
прикрепление осужденного к передовику производства, кадровому рабочему, к
комсомольскому активисту, вовлечение условно осужденного в общественно-массовую
и спортивную работу и т.д.). Воспитательная работа с условно осужденными должна
носить строго индивидуальный характер, при котором учитываются личные качества
правонарушителя, его склонности и поведение. Тесная и постоянная связь с
общественностью позволит суду иметь полную и регулярную информацию о ходе
воспитательной работы и о поведении осужденного. 2.7. Организация работы по осуществлению
контроля за условно осужденными подростками требует особого внимания. К работе по контролю за
их поведением целесообразно привлекать народных заседателей, имеющих опыт
воспитательной работы с молодежью. Работа должна проводиться в тесном
взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних и детской комнатой милиции. Народный судья, ответственный за этот
участок работы, и по его поручению народные заседатели должны постоянно
интересоваться не только поведением несовершеннолетнего, но и организацией его
свободного времени, условиями жизни в семье, кругом интересов и т.д. С этой
целью проверяющему необходимо систематически
запрашивать родителей несовершеннолетнего, воспитателей учебных заведений или
представителей коллектива, осуществляющих наблюдение за условно осужденным в
период испытательного срока, о его поведении. Особенно важно поддерживать
тесную связь с лицом, на которого судом с его согласия возложена обязанность по
исправлению и перевоспитанию осужденного, а также с общественным воспитателем,
который по решению суда назначен комиссией по делам несовершеннолетних. 2.8. Законодательством Союза ССР и
союзных республик не установлены конкретные формы и методы осуществления контроля за поведением условно осужденных. Они выработаны
практикой. Выбор той или иной формы контроля как
средства для исправления и перевоспитания осужденного определяется в
зависимости от личности осужденного, характера совершенного им преступления и
данных, характеризующих его поведение в быту и на производстве. - Одной из форм контроля суда за поведением условно осужденных является запрос
характеристики с места работы или учебы условно осужденного. В запросе
необходимо определить тот круг вопросов, ответ на которые позволит суду иметь
полную и объективную информацию о поведении условно осужденного. В характеристике должны содержаться
сведения о поведении условно осужденного, а именно, о его отношении к работе,
об участии в общественной жизни коллектива, мнение о нем коллектива, о
проводимых мерах воспитательного воздействия. Если в характеристике указаны факты
отрицательного поведения осужденного, народный судья должен побеседовать с ним,
выяснить причины такого поведения и принять меры к их устранению. - Следует шире использовать ознакомление
с поведением условно осужденного непосредственно в коллективе путем беседы с
администрацией и руководителями общественных организаций по месту работы
осужденного. В ходе беседы народный судья или народный заседатель должен выяснить как ведется воспитательная работа с условно осужденными
и какие она дает результаты. - Поддерживая тесную связь
с руководителями предприятий и общественных организаций и располагая
конкретными данными о поведении условно осужденных, суд может провести
совещание с участием представителей коллективов трудящихся и общественных
организаций, которые взяли осужденных на исправление и перевоспитание. На
совещании целесообразно заслушать отчеты условно осужденных, особенно тех, чье
поведение не свидетельствует об исправлении и перевоспитании. Действенным средством исправления и
перевоспитания условно осужденных служит обсуждение их поведения на собрании
коллектива по месту работы (в бригаде, цехе, отделе и т.п.) с участием
администрации и представителей общественных организаций, народного судьи или
народного заседателя. Такое обсуждение имеет большое воспитательное значение не
только для условно осужденных, но и для всего коллектива. - Ознакомление с поведением условно
осужденного может быть осуществлено путем выхода
проверяющего на место работы или местожительства осужденного. Для выяснения
обстоятельств, свидетельствующих о поведении условно осужденного, проверяющий
должен побеседовать с членами семьи условно осужденного, соседями, товарищами
по работе, с руководителями предприятий и общественных организаций и с самим
осужденным. - По предложению народных заседателей
условно осужденные, допускающие нарушения правил социалистического общежития,
общественного порядка и трудовой дисциплины, могут вызываться на заседание
секции или совета народных заседателей. На такие заседания целесообразно
приглашать представителей коллективов и общественных организаций, общественных
воспитателей и родителей условно осужденных несовершеннолетних. При обсуждении
поведения условно осужденного необходимо выяснить причины его неудовлетворительного
поведения, обстоятельства, оказавшие отрицательное влияние на осужденного, и
рекомендовать меры по их устранению. - В ряде случаев целесообразно поручать
народному заседателю, работающему в одном коллективе с условно осужденным,
наблюдение за его поведением. Имея возможность постоянно общаться с условно
осужденным, народный заседатель будет всегда хорошо осведомлен о его жизни и
работе и сможет регулярно информировать суд о том, как идет перевоспитание и
исправление осужденного. - Если в период испытательного срока в
суд поступят сведения о неправильном поведении условно осужденного, народному
судье или председателю суда следует пригласить осужденного в суд для беседы. В
ходе беседы необходимо выяснить причины его недостойного поведения и принять
меры по их устранению. Контроль суда за поведением условно осужденного в этом
случае должен быть усилен. 2.9. После истечения назначенного судом
испытательного срока народному судье или председателю суда следует сообщить
осужденному об окончании испытательного срока и о погашении судимости, а также
побеседовать с ним о дальнейшем поведении. На беседу совместно с осужденным
несовершеннолетним целесообразно пригласить представителя от коллектива или
общественной организации по месту работы или учебы, общественного воспитателя и
родителей. Управление общих судов N 6-14/38 2 июля 1976 года КАРТОЧКА НА УСЛОВНО ОСУЖДЕННОГО Регистрационный N _____ Дело N ____________________________________________ (народный судья) Фамилия, имя, отчество осужденного ________________________________________ Статья УК _________________________________________________________________ Мера наказания ____________________________________________________________ Дата начала и окончания испытательного срока ______________________________ Кому передан на перевоспитание и исправление ______________________________ ___________________________________________________________________________ Место работы или учебы ____________________________________________________ Место жительства __________________________________________________________
Отметка о снятии с контроля __________________________________________ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |