МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР ПРИКАЗ от 31 декабря 1975 г. N 171 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ГРУППЕ ПРИ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ 1. Утвердить Положение о дошкольном
учреждении для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и
соответствующей группе при школе-интернате (см. Приложение). 2. Министерствам просвещения (народного
образования) союзных республик принять меры по улучшению организации выявления,
учета детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и развитию сети
дошкольных учреждений для указанного контингента детей. 3. Отбор детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата и направление их в дошкольные учреждения специального
назначения проводить медико-педагогическими комиссиями, состав и организация
работы которых определяются Положениями о республиканских и областных
медико-педагогических комиссиях, утвержденными Министром просвещения СССР 20
ноября 1974 г. Министр М.ПРОКОФЬЕВ Приложение к Приказу Министра просвещения СССР от 31 декабря 1975 г. N 171 ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ГРУППЕ ПРИ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ Общие положения 1. В соответствии со ст. 13 Основ
законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании создаются
специальные государственные детские дошкольные учреждения для детей, имеющих
недостатки в физическом развитии, препятствующие воспитанию их в детских садах
и яслях-садах общего назначения. 2. Детские дошкольные учреждения для
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата организуются для детей в
возрасте от 2 до 7 лет в системе Министерства просвещения СССР. Эти учреждения
имеют целью общее развитие, корригирующее воспитание, предельно возможное
восстановление нарушенных функций у детей, имеющих дефекты опорно-двигательного
аппарата, и подготовку их к обучению в школе. 3. В соответствии с Номенклатурой
дошкольных учреждений для аномальных детей системы Министерства просвещения
СССР, утвержденной Приказом Министра просвещения СССР от 21 ноября 1972 г. N
125, могут быть открыты следующие типы детских дошкольных учреждений для детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата: детские ясли-сад
с круглосуточным пребыванием детей; дошкольный детский дом с интернатным, круглогодичным пребыванием детей; дошкольная группа для детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата при школе-интернате для детей с последствиями
полиомиелита, с церебральными параличами и больных сколиозом (в соответствии с
видом дефекта). Детский дошкольный дом может быть
республиканским, краевым, областным или межобластным. 4. В случае наличия соответствующего
контингента разрешается открытие отдельного дошкольного учреждения полностью
укомплектованного детьми с церебральными параличами или отдельной дошкольной
группы для указанного контингента, организованной в яслях-саду
и детском саду для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Примечание: запрещается открытие отдельной
дошкольной группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в
детском саду, яслях-саду, дошкольном детском доме
общего типа. 5. Детское дошкольное
учреждение для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата открывается с
разрешения исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся министерством
просвещения (народного образования) союзной республики, не имеющей областного
деления, министерством просвещения АССР, краевым, областным, городским отделом
народного образования при наличии соответствующего контингента в пределах
показателей народнохозяйственного плана по контингентам детей в детских
дошкольных учреждениях. 6. В своей работе детское дошкольное
учреждение для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата руководствуется
настоящим Положением, нормативными, методическими и программными документами,
утвержденными Министерством просвещения СССР и Министерством здравоохранения
СССР, а также соответствующим министерством просвещения (народного образования)
и здравоохранения, союзной республики. 7. Детское дошкольное учреждение для
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата открывается в здании,
располагающем необходимым набором помещений для осуществления
коррекционно-восстановительной работы, отвечающих санитарным нормам и правилам,
требованиям пожарной безопасности и имеющем озелененный участок, оборудованный
для прогулок, физкультурных занятий и игр. 8. Детское дошкольное учреждение для
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата оснащается жестким и мягким
инвентарем, медицинским и физкультурным оборудованием, игрушками и
педагогическими пособиями в порядке, установленном для яслей-садов и детских
садов общего типа, а также специальным оборудованием, аппаратурой,
инструментарием, пособиями, необходимыми для коррекционно-восстановительной
работы. Специально оборудуются кабинеты лечебной физкультуры, ортопедии, а
также физиотерапевтический, процедурный, логопедический. 9. Питание в детском дошкольном
учреждении и группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
организуется по установленным нормам. 10. Дети с нарушением
опорно-двигательного аппарата, кроме детей, больных сколиозом, содержатся в
детском дошкольном учреждении бесплатно. Структура детского
дошкольного учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 11. Основным типом детского дошкольного
учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является
учреждение (ясли-сад, детский сад, детский дошкольный
дом) на 8 - 10 групп с круглосуточным или круглогодичным интернатным
пребыванием детей. В случае необходимости может быть
организовано детское дошкольное учреждение для таких детей с меньшим количеством
групп в зависимости от существующей потребности. 12. Группы детского дошкольного
учреждения комплектуются с учетом возраста детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата следующим образом: ясельная группа - дети в возрасте от 2 до
3 лет; младшая группа - дети в возрасте от 3 до
4 лет; средняя группа - дети в возрасте от 4 до
5 лет; старшая группа - дети в возрасте от 5 до
6 лет; подготовительная к школе группа - дети в
возрасте от 6 до 7 лет. 13. Наполняемость всех групп детского
дошкольного учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата -
10 - 12 детей. Порядок приема
детей и комплектования групп в детском дошкольном учреждении 14. Приему в детское дошкольное
учреждение для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата подлежат дети,
не нуждающиеся в индивидуальном уходе, умеющие себя обслужить или имеющие
двигательные возможности для воспитания у них навыков самообслуживания, умеющие
ходить самостоятельно или с помощью ортопедических приспособлений, со
следующими заболеваниями: церебральными параличами, последствиями
полиомиелита в восстановительном и резидуальном
периодах; различными врожденными и приобретенными
деформациями опорно-двигательного аппарата; артрогриппозом, хондродистрофией, миопатией; сколиозом. 15. Прием детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата в детское дошкольное учреждение организуется
следующим образом: в ясли-сад и
детский сад принимаются дети, проживающие в данном населенном пункте; в детский дом для детей дошкольного
возраста и в дошкольную группу специальной школы-интерната для детей с
остаточными явлениями перенесенного полиомиелита, с церебральными параличами и
сколиозом принимаются дети из городов, краев (областей) и всей республики - в
зависимости от подчиненности учреждения. 16. Не подлежат приему в детское
дошкольное учреждение указанного типа дети: не передвигающиеся без посторонней
помощи, не способные обслужить себя в силу тяжести двигательных нарушений; страдающие олигофренией в степени имбецильности и идиотии; с выраженными нарушениями слуха и зрения; с заболеваниями,
которые являются противопоказаниями для приема в детские дошкольные учреждения
общего типа: все болезни в остром периоде, все хронические заболевания в период
обострения; требующие специального лечения; перенесенные инфекционные болезни
до окончания срока изоляции; бациллоносительство в отношении дифтерии и
кишечных инфекций; все заразные и паразитарные болезни глаз и кожи в период
лечения и контрольного наблюдения;
злокачественные анемия, лейкемия и новообразования, недостаточность
кровообращения любой степени; активные формы туберкулеза легких и других
органов, частые судорожные припадки, эпилепсия, психоневрозы, психопатия,
эндокринные заболевания, требующие индивидуальных условий ухода и лечения;
сифилис в заразном периоде, гонорея в период лечения и контрольного наблюдения. 17. Дети, имеющие умственную отсталость в
степени дебильности, принимаются в специально организованную для этих детей
группу в детском дошкольном учреждении для детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата. При наличии достаточного контингента таких детей для них организуются
специальные учреждения. 18. Для определения ребенка в дошкольное
учреждение представляются следующие документы: путевка соответствующего министерства
просвещения (народного образования) союзной республики, АССР, краевого,
областного, городского, районного отдела народного образования (в зависимости
от подчиненности учреждения) о направлении ребенка в указанное учреждение; заявление родителей; копия свидетельства о рождении ребенка; заключение медико-педагогической
комиссии, с указанием установленного диагноза и рекомендациями по лечению; выписка из истории развития ребенка с
заключениями врачей-специалистов; справка об отсутствии контакта с
инфекционными больными. 19. Прием детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата в детское дошкольное учреждение производится
ежегодно с 1 августа по 1 сентября. 20. По достижении семилетнего возраста
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата по решению медико-педагогической
комиссии переводятся в соответствующий тип школы. Примечание: в отдельных случаях дети с
ослабленным здоровьем по заключению врачей и педагогов могут содержаться в
детском дошкольном учреждении до 8-летнего возраста. Руководство детским
дошкольным учреждением для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 21. Общее руководство работой детского
дошкольного учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и контроль за организацией педагогической и методической
работы осуществляет отдел народного образования, в непосредственном ведении
которого находится указанное учреждение. Медицинскую помощь и лечение детей (в том
числе реабилитационно-восстановительное) осуществляет поликлиника, в районе
деятельности которой находится указанный детский сад, ясли-сад,
дошкольный детский дом и школа-интернат. Контроль за проведением лечебно-профилактической помощи в данном учреждении
осуществляет местный отдел здравоохранения; методическое руководство и
лечебно-консультативную помощь оказывает районный, городской, областной и
республиканский психоневрологический и врачебно-физкультурный диспансер,
кафедры неврологии и психиатрии, хирургии, ортопедии-травматологии медицинского
института усовершенствования врачей и профильные научно-исследовательские
институты. 22. Штаты
педагогического, медицинского, административно-хозяйственного персонала
устанавливаются в соответствии с Типовыми штатами дошкольных учреждений
специального назначения для детой с дефектами умственного, физического
развития, утвержденными Приказом Министра просвещения СССР от 14 октября 1975
г. N 136. 23. Работу дошкольного учреждения для
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата возглавляет заведующий детским
садом (яслями-садом), директор дошкольного детского
дома. На должность заведующего (директора)
детским дошкольным учреждением назначаются лица, имеющие высшее педагогическое
образование (факультет дошкольной педагогики или дефектологический) и стаж
работы не менее трех лет. Заведующий
(директор) в своей работе руководствуется нормативными, методическими и
программными документами по вопросам общественного дошкольного воспитания
Министерства просвещения СССР и министерства просвещения (народного
образования) союзной республики; отвечает за охрану жизни и здоровья детей, за
правильную постановку воспитания детей, за четкую организацию работы
педагогического, медицинского, обслуживающего персонала, за соблюдение
санитарно-противоэпидемического режима, работу учреждения в целом. 24. На должность воспитателя-методиста
детского дошкольного учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование (факультет
дошкольной педагогики или дефектологический) и стаж педагогической работы с
детьми дошкольного возраста не менее 5 лет. Воспитатель-методист направляет и
контролирует педагогическую и коррекционно-воспитательную работу, руководит
повышением квалификации воспитателей, выявляет и внедряет лучший опыт работы с
детьми, следит за правильным оснащением педагогического процесса и работает под
непосредственным руководством заведующего (директора) детским дошкольным
учреждением. 25. На должность воспитателя назначаются
лица, имеющие высшее или среднее педагогическое образование и стаж
педагогической работы в детских дошкольных учреждениях не менее двух лет. Воспитатель несет персональную ответственность
за жизнь и здоровье вверенной ему группы детей, работает в тесном контакте с
учителем-логопедом, организует коррекционно-восстановительную работу и быт
детей, проводит групповые занятия в соответствии с Программой воспитания в
детском саду, прививает навыки самообслуживания, развивает правильную
разговорную речь в повседневной жизни. 26. На должность учителя-логопеда
назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование (дефектологический
факультет), или лица, имеющие высшее педагогическое образование и закончившие
курсы дефектологов (по указанному профилю). Учитель-логопед проводит всю
учебно-коррекционную работу по умственному развитию детей, по обучению
правильной речи, правильному произношению, работает в тесном контакте с
врачом-психоневрологом, воспитателями групп, проводит с детьми фронтальные,
подгрупповые и индивидуальные занятия, обобщает опыт работы, ведет
соответствующую документацию. 27. На должность музыкального
руководителя назначаются лица, имеющие специальное (музыкальное) образование и
стаж педагогической работы с детьми дошкольного возраста не менее двух лет. Музыкальный руководитель работает под
руководством заведующего (директора) детским дошкольным учреждением и выполняет
программу музыкального воспитания с учетом особенностей
коррекционно-восстановительной работы с детьми, имеющими нарушение
опорно-двигательного аппарата. 28. Медицинский
персонал, обслуживающий детское дошкольное учреждение для детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата, в своей работе руководствуется "Инструкцией
о работе медицинского персонала детской поликлиники по оказанию
лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных учреждениях",
утвержденной Приказом Министра здравоохранения СССР 30 марта 1973 г. N 240 и
выполняет свою работу в тесном контакте с заведующим (директором) и
педагогическим персоналом учреждения. 29. Врач-невропатолог,
оказывающий лечебно-профилактическую помощь детям, находящимся в детском
дошкольном учреждении для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,
осуществляет лечение детей, направленных в данное дошкольное учреждение, в том
числе наблюдает за состоянием двигательных функций, характер их нарушений, а
также нарушений речи, психики детей с церебральными параличами, вырабатывает
совместно с медицинским персоналом и педагогическими работниками план
лечебно-профилактических мероприятий, проводит семинарские занятия с
инструктором по лечебной физкультуре и воспитателями;
при наличии показаний консультирует детей с детским хирургом,
ортопедом-травматологом, психиатром, педиатром, отоларингологом и другими
специалистами; участвует в тематической и фронтальной проверках групп, в работе
педагогических советов; систематически проводит санитарно-просветительную
работу среди родителей; анализирует эффективность проводимого лечения и следит
за правильным ведением документации среднего медицинского персонала. 30. Протезно-ортопедическая помощь в
детском дошкольном учреждении для детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 31. Медицинские сестры кабинетов
(лечебной физкультуры, ортопедии, массажа, физиотерапии, процедурного)
выполняют назначения врачей по коррекции и компенсации дефектов моторики, по
развитию основных движений, привитии навыков самообслуживания; осуществляют контроль за правильным выполнением санитарно-гигиенического
режима, проводят противоэпидемические прививки, при отсутствии врача оказывают
своевременную врачебную помощь заболевшим детям; работают в тесном контакте с
воспитателями по развитию навыков самообслуживания и подготовке детей к
обучению в школе; ведут соответствующую документацию. 32. Назначение и увольнение заведующих
(директоров), воспитателей-методистов, воспитателей, учителей-логопедов,
музыкальных руководителей, медицинских сестер производится тем отделом
народного образования, в ведении которого находится дошкольное учреждение для
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. 33. Права и обязанности
административного, педагогического, медицинского и обслуживающего персонала
дошкольных учреждений для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
определяются правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными
министерствами просвещения (народного образования) и здравоохранения союзных
республик. Финансирование и отчетность 34. Дошкольное учреждение для детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата находится на местном или
республиканском бюджете и имеет смету, утверждаемую тем отделом народного
образования, в непосредственном ведении которого оно находится. 35. Заведующий (директор) дошкольного
учреждения является распорядителем кредитов. 36. Финансовый и хозяйственный учет, а
также отчетность о работе дошкольного учреждения указанного типа ведется в
порядке, установленном для дошкольных учреждений общего назначения. 37. Детское дошкольное учреждение для
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата пользуется правами
юридического лица и имеет печать установленного образца. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |