ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 августа 1974 года

 

О МЕРАХ ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ПЕРЕХОДА

КО ВСЕОБЩЕМУ СРЕДНЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ В РСФСР

 

Верховный Совет РСФСР отмечает, что рабочие, колхозники и интеллигенция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, вместе со всем советским народом, самоотверженно трудятся над претворением в жизнь решений XXIV съезда КПСС, вносят достойный вклад в общие достижения и дальнейшее развитие народного хозяйства, культуры, науки и образования.

В развитом социалистическом обществе обеспечен неуклонный рост материального благосостояния и культурного уровня советского народа. Подлинно демократическая система просвещения гарантирует гражданам всех национальностей реальную возможность получения среднего и высшего образования.

В Российской Федерации, как и во всех союзных республиках, в соответствии с решениями XXIV съезда КПСС, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР осуществляется переход ко всеобщему среднему образованию молодежи, что является одной из важнейших предпосылок дальнейшего социально-политического и экономического развития нашего общества по пути к коммунизму.

Министерство просвещения РСФСР, Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР, Государственный комитет Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию, Советы Министров автономных республик, местные Советы депутатов трудящихся и их исполнительные комитеты, органы народного и профессионально-технического образования проводят большую организаторскую работу по повышению уровня руководства учебными заведениями, совершенствованию учебного процесса, формированию у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, воспитанию у них высоких моральных качеств, социалистического интернационализма, советского патриотизма. Принимаются меры к улучшению качественного состава руководящих и педагогических кадров, укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений.

В результате повышения уровня учебно-воспитательного процесса ежегодно улучшаются основные показатели, характеризующие работу общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений. Число выпускников восьмых классов, поступающих в средние учебные заведения, возросло за три года пятилетки с 74 до 87 процентов. За эти годы среднее образование получили 5 миллионов 426 тысяч юношей и девушек.

Коммунистическая партия, Советское государство последовательно претворяют в жизнь ленинские заветы об учителе. Возрастают роль и авторитет учителя, созданы благоприятные условия для его почетной и ответственной деятельности. Среди работников народного образования РСФСР 46 Героев Социалистического Труда, 198 тысяч человек награждены орденами и медалями Советского Союза, 15 тысячам присвоены почетные звания "Заслуженный учитель школы РСФСР" и "Заслуженный учитель профессионально-технического образования РСФСР". За минувшие годы пятилетки в педагогические коллективы школ, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений влилось 200 тысяч специалистов с высшим образованием.

В настоящее время в РСФСР действует более 22 тысяч средних общеобразовательных школ, около 2,5 тысяч средних специальных учебных заведений. В последние годы высокими темпами развивается сеть профессионально-технических училищ, в которых молодежь наряду с профессиональной подготовкой завершает среднее образование.

В общеобразовательных школах проводится значительная работа по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации учащихся. Ежегодно большое количество выпускников средних школ вливается в трудовые коллективы промышленных и сельскохозяйственных предприятий, строек, в сферу культурного и бытового обслуживания населения. В 1973/74 учебном году свыше 400 тыс. учащихся 9 - 10 классов сельских школ обучались работе на тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах. Хорошо зарекомендовали себя ученические производственные бригады как одна из важных форм трудового обучения и профессиональной ориентации сельских школьников.

За три с половиной года девятой пятилетки построено общеобразовательных школ на 2,2 млн. ученических мест, в том числе на 1 млн. мест в сельской местности, учебных зданий для профессионально-технических училищ на 190 тыс. мест и для средних специальных учебных заведений площадью 765 тыс. кв. метров.

Вместе с тем Верховный Совет РСФСР отмечает, что имеющиеся возможности для дальнейшего совершенствования обучения и улучшения воспитательной работы с учащимися, завершения перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи используются не полностью.

В общеобразовательных школах Дагестанской, Якутской и Чечено-Ингушской автономных республик, Архангельской, Иркутской, Пермской, Читинской и некоторых других областей все еще значительное количество учащихся не получает прочных знаний по основам наук, что приводит к неуспеваемости, второгодничеству и выбытию подростков и молодежи из школ.

Во многих средних специальных учебных заведениях не ведется настойчивой работы по улучшению учебно-воспитательного процесса. В профессионально-технических училищах, дающих среднее образование, преподавание общеобразовательных дисциплин не всегда отвечает предъявляемым требованиям. Министерства и ведомства РСФСР недостаточно вникают в содержание работы подведомственных средних специальных и профессионально-технических учебных заведений.

Имеются серьезные недостатки в организации вечернего и заочного образования работающей молодежи. Ряд министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся не придают должного значения повышению общеобразовательного уровня работающей молодежи и не заботятся о создании ей необходимых условий для получения среднего образования без отрыва от производства.

Некоторые Советы Министров автономных республик, исполкомы местных Советов депутатов трудящихся, органы народного и профессионально-технического образования не уделяют достаточного внимания подбору, расстановке и закреплению педагогических и руководящих кадров учебных заведений в сельской местности, созданию надлежащих жилищно-бытовых условий учителям и преподавателям, а также учащимся, проживающим в интернатах при школах, общежитиях средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, организации подвоза сельских школьников, улучшению питания и медицинского обслуживания учащихся.

Несмотря на то, что в последние годы многое сделано по укреплению материально-технической базы учебных заведений, в городах, рабочих поселках и сельских районах условия работы отдельных школ, профессионально-технических училищ и техникумов не отвечают требованиям современного учебного процесса.

Не устранена многосменность занятий в школах. Не все школы, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения имеют соответствующие помещения для организации учебных кабинетов, мастерских, спортивных залов, столовых и общежитий (интернатов) для учащихся. Медленно улучшается учебно-материальная база вечерних и заочных средних учебных заведений.

В то же время задания по строительству школ, интернатов при школах и жилых домов для учителей в ряде мест не выполняются. В 1972, 1973 годах не выполнены планы ввода школьных зданий Челябинским, Читинским облисполкомами и Советом Министров Тувинской АССР. Неудовлетворительно осуществляют строительство зданий профессионально-технических училищ Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Министерство топливной промышленности РСФСР, Министерство автомобильного транспорта РСФСР, Министерство пищевой промышленности РСФСР и Россельхозтехника. План ввода зданий для средних специальных учебных заведений многими министерствами и ведомствами РСФСР ежегодно не выполняется.

Министерство просвещения РСФСР, Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР, Государственный комитет Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию, министерства и ведомства РСФСР еще не устранили недостатки в руководстве подведомственными учебными заведениями, не приняли всех необходимых мер к повышению качества обучения и улучшения воспитания учащихся.

Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики постановляет:

1. Считать важнейшей государственной задачей Министерства просвещения РСФСР, Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР, Государственного комитета Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию, министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, местных Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов, руководителей учреждений, организаций, предприятий, совхозов и колхозов завершение к концу девятой пятилетки перехода ко всеобщему среднему образованию.

2. Госплану РСФСР, Министерству просвещения РСФСР, Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР, Государственному комитету Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам РСФСР, имеющим средние специальные учебные заведения, Советам Министров автономных республик, местным Советам депутатов трудящихся и их исполнительным комитетам:

осуществить последовательное проведение в жизнь мероприятий по завершению перехода в текущем пятилетии ко всеобщему среднему образованию, установить постоянный контроль за их исполнением;

повысить ответственность органов народного и профессионально-технического образования, руководителей и педагогических коллективов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений за полный охват молодежи средним образованием, дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение теоретического и идейно-политического уровня преподавания и получение учащимися глубоких и прочных знаний основ наук, соответствующих требованиям научно-технического прогресса, и сохранение контингентов учащихся до окончания ими учебных заведений;

усилить работу по коммунистическому воспитанию учащихся. Обратить особое внимание на трудовое воспитание молодежи, укрепление содружества учебного заведения, семьи и общественности в воспитании детей и подростков;

обеспечить выполнение единых планов приема выпускников восьмых классов в девятые классы общеобразовательных школ, профессионально-технические училища, дающие среднее образование, и средние специальные учебные заведения с учетом потребности народного хозяйства в квалифицированных кадрах и завершения перехода ко всеобщему среднему образованию;

добиться выполнения предприятиями, учреждениями, стройками, совхозами и колхозами ежегодных плановых заданий по охвату работающей молодежи обучением в вечерних и заочных средних учебных заведениях и создания ей необходимых условий для завершения среднего образования без отрыва от производства. Расширять и закреплять практику продолжения общего образования учащимися профессионально-технических училищ с одно- и двухгодичным сроком обучения;

принять меры к укомплектованию сельских общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ педагогическими кадрами с высшим образованием, проявлять постоянную заботу о закреплении учительских кадров и создании им необходимых условий для успешной работы и систематического повышения квалификации;

разработать и осуществить меры по улучшению бытовых условий учащихся, проживающих в общежитиях профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений, интернатах при сельских школах, усилить контроль за организацией их питания и регулярным бесплатным подвозом сельских школьников.

3. Госплану РСФСР, Министерству просвещения РСФСР, Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР, Государственному комитету Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию, Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству совхозов РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, имеющим учебные заведения, Советам Министров автономных республик, местным Советам депутатов трудящихся и их исполнительным комитетам:

обеспечить безусловное решение задач по дальнейшему развитию школьного образования на селе, вытекающих из Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 июля 1973 г. N 471 "О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы" и от 20 марта 1974 г. N 206 "О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР" (СП РСФСР, 1974, N 9, ст. 39);

развивать и совершенствовать среднее образование на селе, размещая учебные заведения с учетом перспективы развития отраслей сельского хозяйства и создания благоприятных условий для получения среднего образования всеми подростками и молодежью, проживающими в сельской местности;

строго контролировать соблюдение установленных законодательством льгот и преимуществ для учителей и других педагогических работников сельских общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ.

4. Министерству просвещения РСФСР, Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР, Государственному комитету Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию, Советам Министров автономных республик, исполкомам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся:

расширить подготовку учителей, преподавателей и мастеров производственного обучения в педагогических институтах, университетах и других высших и средних специальных учебных заведениях, обратив особое внимание на повышение научно-методического уровня обучения и воспитания молодых специалистов для работы в учебных заведениях сельской местности;

постоянно изучать, обобщать и внедрять в практику работы передовой опыт лучших учителей, преподавателей и мастеров производственного обучения, педагогических коллективов и руководителей общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, обеспечивающих глубокие знания учащихся и высокий уровень их воспитанности.

5. Министерству просвещения РСФСР, Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР, Государственному комитету Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам РСФСР, имеющим средние учебные заведения, Советам Министров автономных республик, местным Советам депутатов трудящихся и их исполнительным комитетам:

улучшить работу по профессиональной ориентации учащихся, шире использовать для трудового воспитания учащихся общеобразовательных школ учебно-производственные комбинаты и цехи, школьные и межшкольные мастерские, ученические производственные бригады и лесничества. Обеспечить все сельские средние общеобразовательные школы необходимой техникой для обучения учащихся сельскохозяйственному труду;

развивать и совершенствовать внеклассную и внешкольную работу, техническое творчество, опытничество, активнее привлекать к этой работе с учащимися ученых, высококвалифицированных специалистов народного хозяйства, передовиков труда, работников творческих союзов;

принять меры к дальнейшему расширению сети внешкольных учреждений и улучшению воспитательной работы с детьми и подростками по месту их жительства, широко используя в этих целях возможности трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, колхозов и совхозов.

6. Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР:

усилить учебно-методическое руководство и контроль за работой средних специальных учебных заведений в РСФСР, независимо от их ведомственной подчиненности;

укрепить базовые техникумы (училища), как центры по обобщению и распространению положительного опыта организации идейно-воспитательной и учебно-методической работы средних специальных учебных заведений.

7. Министерствам и ведомствам РСФСР, руководителям предприятий, организаций и учреждений:

повысить роль производственных коллективов в воспитании учащихся профессионально-технических училищ, развивать шефство над учебными группами и индивидуальное наставничество, предоставлять учащимся на период производственной практики рабочие места в составе лучших производственных бригад и создавать им необходимые условия для выполнения учебной программы, изучения новой техники, технологии производства и передовых методов труда;

обеспечить выделение профессионально-техническим училищам необходимого количества современных станков, машин, приборов, инструмента и материалов.

8. Госплану РСФСР, Министерству просвещения РСФСР, Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР, Министерству сельского строительства РСФСР, Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству совхозов РСФСР, Министерству мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Государственному комитету Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию, Всероссийскому объединению "Россельхозтехника" Совета Министров РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, местным Советам депутатов трудящихся и их исполнительным комитетам:

усилить контроль за своевременным выполнением планов строительства и ввода к началу учебного года общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений и общежитий при них;

осуществить программу укрепления учебно-материальной базы учебных заведений, размещенных в сельской местности, обратив особое внимание на безусловное выполнение заданий по строительству общеобразовательных школ-интернатов при сельских школах и жилых домов для учителей, а также общежитий при педагогических институтах и училищах, установленных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 июля 1973 г. N 471 "О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы";

обеспечить выполнение разработанных мероприятий по дальнейшему развитию и укреплению учебно-материальной базы учебных заведений в автономных республиках и областях Нечерноземной зоны РСФСР.

9. Поручить Совету Министров РСФСР рассмотреть предложения и замечания, высказанные депутатами Верховного Совета РСФСР на данной сессии Верховного Совета РСФСР при обсуждении вопроса о мерах по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию в РСФСР, и принять по ним соответствующие решения.

 

* * *

 

Верховный Совет РСФСР выражает твердую уверенность в том, что министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, местные Советы депутатов трудящихся и их исполнительные комитеты, педагогические коллективы учебных заведений при активном участии общественности, коллективов промышленных предприятий, учреждений, организаций, колхозов и совхозов сделают все необходимое для успешного выполнения решений XXIV съезда КПСС о завершении в текущем пятилетии перехода ко всеобщему среднему образованию в РСФСР, повышения качества обучения и коммунистического воспитания учащихся, подготовки их к высокопроизводительному труду и активному участию в общественной жизни страны.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования