Утверждаю Заместитель Главного государственного санитарного врача СССР А.И.ЗАИЧЕНКО 27 июня 1974 г. N 1163-74 САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ КОСМЕТИЧЕСКИХ КАБИНЕТОВ ПРИ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОММУНАЛЬНОГО И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ <*> -------------------------------- <*> Распространяются и на
косметические салоны. Настоящие Правила распространяются как на
вновь открываемые, так и на эксплуатируемые косметические кабинеты при
учреждениях коммунального и бытового обслуживания населения. 1. Косметические кабинеты размещаются,
как правило, при таких предприятиях коммунально-бытового обслуживания, как
гостиницы, парикмахерские, бани, дома быта, комбинаты бытового обслуживания. Размещение косметических кабинетов и ввод
их в эксплуатацию допускается только по согласованию с местными учреждениями
санитарно-эпидемиологической службы. 2. Косметические кабинеты, организуемые
при учреждениях коммунального обслуживания, предназначаются для оказания
населению косметической помощи декоративного характера. 3. В косметических кабинетах разрешается
проводить следующие косметические процедуры: гигиенический массаж лица и шеи; гигиеническая чистка кожи лица, не
осложненной кожными заболеваниями; окраска бровей и ресниц; приклеивание
искусственных ресниц; эпиляция бровей; грим; маникюр, педикюр. В косметических кабинетах при учреждениях
коммунального и бытового обслуживания не разрешается проводить
лечебно-косметические процедуры по лечению заболеваний и косметических
недостатков кожи (угри, себорея кожи лица и волосистой части головы,
расстройства пигментации кожи - хлоазмы, веснушки,
гипертрихоз и гирсутизм, доброкачественные новообразования и другие кожные
заболевания). 4. В косметических кабинетах запрещаются
производство и продажа кремов, мазей, лосьонов и других косметических средств. К хранению и употреблению допускаются
лишь те косметические и парфюмерные средства, на которые имеются разрешения
органов санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР и
министерств здравоохранения союзных республик. 5. Косметические кабинеты должны
размещаться в сухих, светлых и хорошо проветриваемых помещениях, изолированно
от других служб учреждений бытового обслуживания. 6. Все нормативные положения по
устройству и оборудованию косметических кабинетов следует принимать в
соответствии с действующей главой СНиП II-Л.21-71 "Предприятия бытового
обслуживания. Нормы проектирования", согласно которой площадь
косметического кабинета на одно рабочее место установлена 8 кв. м. Площадь
кабинета при одном рабочем кресле должна быть не менее 15 кв. м. Площадь подсобного помещения
косметического кабинета устанавливается по аналогии с парикмахерскими, из
расчета 1,5 кв. м на одно рабочее место, но не менее 5 кв. м. Косметический кабинет, независимо от
места его размещения, должен быть обеспечен помещением для стерилизации
площадью не менее 6 кв. м. Для косметических кабинетов при
учреждениях коммунального и бытового обслуживания, помещения вестибюля, комнаты
ожидания, гардероба, туалетной комнаты отдельно от учреждения не
предусматривается. 7. Помещения косметических кабинетов
должны быть оборудованы форточками или фрамугами, обеспечивающими достаточное
проветривание. 8. Стены и потолки всех помещений должны
быть оштукатурены и побелены. Стены рабочего зала кабинета должны быть окрашены
на высоту не менее 1,8 м масляной краской или другими водостойкими красками,
допущенными к применению в строительстве. Оклеивание стен обоями не
допускается. Стены стерилизационной и подсобного
помещения должны быть окрашены на высоту 1,5 - 1,8 м масляными красками или
облицованы плитками. 9. Полы в косметических кабинетах должны
быть гладкими, плотными, доступными для влажной уборки (дощатые, окрашенные
масляной краской или синтетические). 10. Косметические кабинеты должны быть
оборудованы мебелью, допускающей легкую чистку и дезинфекцию. Мягкая мебель допускается
только обитая кожей, дерматином или другим гладким материалом. Занавески на окнах должны быть светлых
оттенков из моющихся материалов. Использование портьер не допускается. 11. Каждое рабочее место в кабинете
должно быть оборудовано специальной мебелью, оснащено инструментарием и бельем. 1. Мебель Туалетный стол с зеркалом и отделениями
для косметических средств и инструментария, покрытый стеклом, мрамором или
пластиком; косметическое кресло для пациентов; винтовой стул для косметички; столик для паровой ванны; песочные или контрольные часы; сборник для отработанных материалов с
крышкой; плевательница. 2. Специальное
оборудование и инструменты Паровая ванна; вапоризатор, пульверизатор - 1; пинцеты для ресниц - 3; шпатели - 4; биксы - 2; лотки - 4; ложки Унна - 2; иглы Видаля -
2; лупа бинокулярная - 1; анатомические пинцеты - 2; корнцанг - 2; стерилизатор - 2. 3. Белье Из расчета на одно рабочее место: салфетки - 40 шт. пеньюары - 40 шт. косынки - 40 шт. простыни - 60 шт. Повторное использование белья не
допускается. Салфетки для компрессов должны
стерилизоваться. 12. Персонал косметического кабинета
должен быть обеспечен санодеждой из расчета 3 халата,
3 шапочки и 3 полотенца на одного работающего. 13. Чистое белье должно храниться в
шкафах или стеклянных витринах. Грязное белье должно храниться в подсобном
помещении, в плотно закрытом баке. 14. Все инструменты и приборы туалета
перед употреблением должны стерилизоваться или подвергаться тщательной
механической очистке и обезвреживанию путем погружения инструментов в дезинфицирующие
растворы (жидкость Каретникова не менее чем на 40
минут; 0,3% хлорамина - на 20 минут; спирт ректификат - на 40 минут). 15. Предметы, трудно поддающиеся очистке
и могущие способствовать переносу инфекции (пуховки, губки и пр.), к хранению и
употреблению в косметическом кабинете не допускаются. 16. В рабочем зале должны быть
установлены умывальные раковины с подводкой холодной и горячей воды, из расчета
одна раковина на 3 рабочих места. Все умывальные раковины должны быть
постоянно обеспечены мылом. Персонал должен пользоваться
индивидуальными полотенцами. 17. Весь персонал косметических кабинетов
до поступления на работу должен подвергаться медицинскому осмотру в
соответствии с Инструкцией Министерства здравоохранения СССР от 06.05.1961 N
352-61 и Дополнения к Инструкции от 26.08.1965 N 10-83/14-104 и приниматься на
работу лишь после предъявления справки о допуске к работе. 18. Работники косметических кабинетов
ежеквартально подвергаются осмотру терапевтом, один раз в год флюорографии и
венерологом в соответствии с указанной Инструкцией. Данные медосмотров должны
вноситься в специальный журнал. 19. Работа персонала должна проводиться в
чистых халатах, волосы должны быть закрыты полотняной шапочкой или косынкой. Перед началом работы с каждым посетителем
работник обязан тщательно вымыть руки; ногти на руках должны быть острижены. Во время отпуска процедур руки должны
быть свободны от посторонних предметов (кольца, браслеты, часы). 20. Ответственность за выполнение
настоящих Правил возлагается на заведующих косметическими кабинетами и
предприятиями коммунального и бытового обслуживания населения, при которых
открыты кабинеты. 21. Контроль за
выполнением настоящих Правил осуществляется местными учреждениями
санитарно-эпидемиологической службы. Санитарные правила устройства и
содержания врачебно-косметических и косметических кабинетов, утвержденные
Главным госсанинспектором Союза ССР 15.03.1948,
считать утратившими силу. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |