Утверждаю

Секретарь ВЦСПС

С.ШАЛАЕВ

16 мая 1974 года

 

Министр здравоохранения СССР

Б.ПЕТРОВСКИЙ

20 мая 1974 года

 

Согласовано

Первый заместитель Председателя

Госгортехнадзора

В.АЛЕКСЕЕВ

15 мая 1974 года

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ "ПОЛОЖЕНИЯ О КУРОРТАХ",

УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

ОТ 5 СЕНТЯБРЯ 1973 Г. N 654

 

I. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОЛОЖЕНИЙ О КАЖДОМ КУРОРТЕ ОБЩЕСОЮЗНОГО, РЕСПУБЛИКАНСКОГО

И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

 

1. Положение о курорте является документом, определяющим порядок организации, открытия и специализации санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, координации их деятельности, вопросы развития, застройки и благоустройства курорта, эксплуатации природных лечебных средств и санитарной охраны, организации лечения и обслуживания больных и отдыхающих на курорте.

2. Положение о курорте разрабатывается соответствующим органом по управлению курортом с участием местных органов и учреждений Министерства здравоохранения СССР, Министерства сельского хозяйства СССР, Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и согласовывается с исполнительным комитетом местного Совета депутатов трудящихся.

3. Положения о курортах общесоюзного и республиканского значения представляются на рассмотрение:

Центральному совету по управлению курортами профсоюзов - по курортам, находящимся в ведении профсоюзов;

Министерству здравоохранения СССР - по курортам, находящимся в ведении органов здравоохранения.

4. Положения о курортах общесоюзного и республиканского значения утверждаются Советами Министров союзных республик по совместному представлению ВЦСПС и Министерства здравоохранения СССР.

5. Положения о курортах местного значения утверждаются теми Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся, которые отнесли тот или иной курорт к числу курортов местного значения, по представлению соответствующих советов профсоюзов и органов здравоохранения.

Примечание: Утвержденные Советами Министров союзных и автономных республик и исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся перечни курортов, имеющих республиканское и местное значение, включают, помимо действующих курортов, территории, пригодные в дальнейшем для санаторно-курортного строительства и организации учреждений и баз отдыха. Положения об этих курортах разрабатываются после того, как начнется практическое освоение этих территорий и ввод в эксплуатацию санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха.

 

II. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ,

КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТРАЖЕНЫ В ПОЛОЖЕНИИ О КУРОРТЕ

 

А. Общие сведения о курорте

 

6. Курорт (наименование курорта) расположен _________________ республике, крае, области, отнесен постановлением _________________ (Совета Министров СССР, Совета Министров _________________________ союзной республики, Совета Министров ______________________ автономной республики, _____________________ исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся) от "__" _____________ 197_ г. к курорту ______________ (общесоюзного, республиканского, местного значения).

7. В соответствии с утвержденным ___________________ (кем утвержден) проектом районной планировки курорта и генеральным планом курорт включает в себя:

а) курортную зону площадью ____ га, в которой расположены природные лечебные средства (какие), устройства и сооружения для их использования (какие и их мощность), санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха (сколько, их профиль и общее число мест) и культуры (какие, сколько), предприятия общественного питания (какие, общее число мест), торговли и бытового обслуживания (какие и сколько), предназначенные для обслуживания лиц, прибывающих на курорт для лечения и отдыха;

б) зону жилой застройки площадью ____ га, в которой находятся жилые дома, общественные здания и сооружения для населения, постоянно проживающего на территории курорта;

в) коммунально-хозяйственную зону площадью ____ га, на которой размещены коммунальные и хозяйственно-производственные предприятия, обслуживающие как постоянное, так и временное население курорта ___________ (какие);

г) территорию парковых насаждений площадью ____ га (определяется в зависимости от природно-климатических условий), включающую внешний лесопарковый пояс и внутренние озелененные пространства между остальными зонами.

Примечание: В Положении о курорте, площади в подпунктах "а", "б", "в" и "г" пункта 7 указываются в пределах, установленных проектом районной планировки и генеральным планом курорта. В тех случаях, когда проект районной планировки и генеральный план курорта находятся в стадии разработки или подлежат пересмотру, границы указываются в Положении о курорте ориентировочно, с последующим уточнением их после утверждения генерального плана.

 

8. _____________ курорт в соответствии с имеющимися природными лечебными средствами (указать, какие) является _________________ (бальнеологическим, грязевым, климатическим, бальнеогрязевым, бальнеоклиматическим, климатобальнеогрязевым).

9. Исходя из запасов минеральных вод ___________ курорта, утвержденных ГКЗ СССР (дата утверждения и номер протокола), ресурсов лечебных грязей, размеров территории, пригодной для курортного строительства, и площадей пляжей с учетом потребности в лечении на курорте соответствующего типа, вместимость курорта определена в количестве ______ мест для больных и отдыхающих по путевкам и _____ мест для прибывающих на лечение и отдых в неорганизованном порядке.

Примечание: Вместимость курорта определяется по числу больных и отдыхающих в период максимальной нагрузки.

 

Б. Развитие и застройка курорта

 

10. Развитие курорта осуществляется в соответствии с проектом районной планировки и генеральным планом. Проекты районной планировки и генеральные планы курортов общесоюзного значения утверждаются Советами Министров союзных республик по согласованию с ВЦСПС и Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Госпланом СССР и Министерством здравоохранения СССР, а курортов республиканского и местного значения - Советами Министров союзных республик по представлению госстроев республик, согласованному с республиканским советом профсоюзов (а в РСФСР - с ВЦСПС) и министерствами здравоохранения союзных республик.

По вопросам, связанным с обеспечением пожарной охраны, безопасности движения и общественного порядка, проекты районной планировки и генеральные планы курортов согласовываются: по курортам общесоюзного значения - с Министерством внутренних дел СССР, по курортам республиканского и местного значения - с министерствами внутренних дел союзных республик (в РСФСР - с Министерством внутренних дел СССР).

Разработка проектов на строительство (расширение) санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха, независимо от их ведомственной подчиненности, производится по заданиям на проектирование, согласованным: по курортам общесоюзного значения - с ВЦСПС и Министерством здравоохранения СССР, по курортам республиканского значения - с республиканским советом профсоюзов (в РСФСР - с ВЦСПС) и министерством здравоохранения союзной республики, по курортам местного значения - с органом по управлению курортом и местным органом здравоохранения.

Строительство санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха должно осуществляться преимущественно крупными комплексами, экономичными в строительстве и эксплуатации.

До отвода земельных участков для строительства новых и расширения действующих санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха вопрос о месте их расположения решается:

для строительства новых санаторно-курортных учреждений - ВЦСПС и Министерством здравоохранения СССР по согласованию с Советом Министров союзной республики;

для расширения санаторно-курортных учреждений, строительства новых и расширения действующих учреждений отдыха на курортах общесоюзного значения - ВЦСПС и Министерством здравоохранения СССР по согласованию с Советом Министров союзной республики, а на курортах республиканского и местного значения - республиканским советом профсоюзов (в РСФСР - ВЦСПС) и министерством здравоохранения союзной республики по согласованию с Советом Министров соответствующей союзной или автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного Совета депутатов трудящихся.

Примечание: По курортам республиканского значения, находящимся в ведении профсоюзов, советы профсоюзов до оформления решения о месте расположения на курорте санаторно-курортного учреждения и учреждения отдыха согласовывают этот вопрос с Центральным советом по управлению курортами профсоюзов (Постановление Президиума ВЦСПС от 11.09.1970, протокол N 19, п. 2).

 

Строительство новых и расширение существующих промышленных предприятий и других объектов на курорте, не связанных непосредственно с удовлетворением нужд лиц, прибывающих на курорт для лечения и отдыха, и местного населения, а также нужд санаторно-курортного и жилищно-гражданского строительства, как правило, запрещается.

Строительство таких объектов может осуществляться, в виде исключения, с разрешения _____________, в Положении каждого курорта делается запись: если это касается курорта общесоюзного значения - "с разрешения в каждом отдельном случае Совета Министров СССР", а если это касается курорта республиканского или местного значения - "в порядке, установленном Советом Министров ______________ республики, согласованном с ВЦСПС". Разрешение на производство работ (кроме работ, указанных выше) в пределах округа санитарной охраны курорта выдает исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся в соответствии с действующим законодательством при наличии положительного заключения органа по управлению курортом, органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР и министерств здравоохранения союзных республик, а по курортам, эксплуатирующим гидроминеральные ресурсы, и органов Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР. Все требования, изложенные в п. 10 настоящей Инструкции, должны быть отражены в Положении каждого курорта как правовые нормы отвода земельных участков для строительства на курорте санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха, а равно строительства промышленных и других объектов (с указанием конкретных объектов).

11. Контроль за соблюдением требований, указанных в п. 10 настоящей Инструкции, осуществляется:

на курортах, находящихся в ведении профсоюзов, - республиканскими, территориальными, краевыми, областными советами по управлению курортами профсоюзов;

на курортах, находящихся в ведении органов здравоохранения, - соответствующим органом по управлению курортом.

 

В. Санитарная охрана курорта

 

12. Санитарная охрана курорта имеет целью сохранение природных физических и химических свойств лечебных средств курорта, а также предохранение их от порчи, загрязнения и преждевременного истощения.

Для курортов устанавливаются округа санитарной охраны, в пределах которых запрещаются всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам и другим зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные средства и санитарное состояние курортов.

В округах санитарной охраны проводятся санитарно-оздоровительные и другие мероприятия, обеспечивающие должное санитарное состояние курортов и их природных лечебных средств, а также создание благоприятных условий для лечения и отдыха.

При использовании одного или нескольких связанных между собой месторождений минеральных вод, смежных пляжей и других природных лечебных средств несколькими курортами для них может устанавливаться единый округ санитарной охраны.

13. Объектами санитарной охраны в пределах округа являются:

месторождения минеральных вод, лечебных грязей (иловых, торфяных, сапропелевых и т.п.), нафталана, паров и газов, имеющих лечебное значение, а также другие природные средства, применяемые на курортах с лечебными целями;

открытые водоемы, грунтовые и подземные воды, которые могут влиять на качество и количество природных лечебных средств курортов;

прибрежные части открытых водоемов (морей, озер, рек и др.), их пляжи и прилегающие к ним территории, используемые курортами;

воздух курортов;

почва и недра курортов;

территории, с которых происходит поверхностный и подземный сток к местам выхода на поверхность минеральных вод, месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам;

леса, лесопарки, парки и другие зеленые насаждения;

территории, на которых расположены санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха, а также территории, предназначенные для строительства таких учреждений по генеральному плану.

14. Округа санитарной охраны курортов разрабатываются при наличии геолого-гидрогеологических, геоморфологических, метеорологических и других материалов, необходимых для обоснования границ округов и зон санитарной охраны и разработки санитарно-оздоровительных мероприятий.

15. Для курортов, на которых еще не проведены изыскания, необходимые для разработки проектов границ округов санитарной охраны, министерства здравоохранения союзных республик совместно с республиканскими советами по управлению курортами профсоюзов (а в РСФСР - с Центральным советом по управлению курортами профсоюзов) могут устанавливать по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, осуществляющими контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, исполнительными комитетами соответствующих Советов депутатов трудящихся временные округа санитарной охраны в естественных геоморфологических границах с тем, чтобы в течение не более двух лет с момента открытия курорта был разработан и представлен на утверждение в установленном порядке проект границ постоянного округа санитарной охраны.

Примечание: Учитывая, что действующие в настоящее время на некоторых курортах границы округов и зон санитарной охраны, а также установленный в них режим полностью не отвечают требованиям, предусмотренным Постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября 1973 г. N 654, в Положении о данном курорте их можно записать как временные с тем, чтобы в течение двух лет представить на утверждение в установленном порядке проект границ постоянного округа санитарной охраны курорта.

 

16. Округ санитарной охраны делится на три зоны.

Первая зона (зона строгого режима) охватывает местности, где выходят на поверхность минеральные воды, расположены месторождения лечебных грязей, минеральные озера и лиманы, воду которых используют для лечебных целей, пляжи, а также прибрежную полосу моря и территорию, прилегающую к пляжам, шириной не менее 100 метров.

На территории первой зоны запрещаются не связанные непосредственно с эксплуатацией природных лечебных средств курорта постоянное и временное проживание граждан, строительство объектов, производство горных и земляных работ, а также другие действия, которые могут оказывать вредное влияние на природные лечебные средства и санитарное состояние курорта.

На территории этой зоны разрешаются связанные с эксплуатацией природных лечебных средств горные и земляные работы, строительство сооружений (каптажных, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров, питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи лечебных грязей), выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэррозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений.

Вторая зона (зона ограничений) охватывает территорию, на которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к местам выхода на поверхность минеральных вод и к месторождениям лечебных грязей, к минеральным озерам и лиманам, к местам неглубокой от поверхности земли циркуляции минеральных и пресных вод, участвующих в образовании минеральных источников; естественные и искусственные хранилища минеральных и пресных вод и лечебных грязей; территорию, на которой расположены санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха, а также территорию, предназначенную для строительства таких учреждений (по генеральному плану курорта); парки, лесопарки и другие зеленые насаждения, использование которых без соблюдения правил, предусмотренных для округа санитарной охраны курорта, может привести к загрязнению, изменению состава или истощению запасов минеральных вод и лечебных грязей или ухудшению всей совокупности природных лечебных средств курорта.

На территории второй зоны запрещается строительство объектов и сооружений (кроме объектов и сооружений, строительство которых разрешается в порядке, предусмотренном пунктом 10 "Положения о курортах", утвержденного Советом Министров СССР 05.09.1973 N 654), производство горных и других работ, не связанных непосредственно с развитием и благоустройством курорта, устройство поглощающих колодцев, полей орошения и подземной фильтрации, кладбищ, скотомогильников, массовый прогон скота, применение ядохимикатов для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений, вырубка зеленых насаждений (кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок) и всякое другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных средств курорта.

При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы нетоксичных для человека и быстро разлагающихся во внешней среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.

Третья зона (зона наблюдения - внешние границы ее совпадают с границами округа санитарной охраны курорта) охватывает всю область питания и формирования гидроминеральных ресурсов, лесные насаждения, окружающие курорт, а также территории, народнохозяйственное использование которых без соблюдения правил, установленных для округа санитарной охраны курорта, может оказывать неблагоприятное влияние на гидрогеологический режим месторождений минеральных вод и лечебных грязей, на санитарные и ландшафтно-климатические условия курорта.

На территории третьей зоны допускаются все виды работ, которые не могут оказывать отрицательное влияние на природные лечебные средства и санитарное состояние курорта.

Примечание: Для курортов, использующих лишь ландшафтно-климатические факторы, в пределах округа могут быть, в порядке исключения, установлены только 2 зоны (применительно к условиям, предусмотренным во второй и третьей зонах).

 

17. В пределах округа санитарной охраны курорта пользование водными объектами для лечебных, курортных и оздоровительных целей, а также использование их для сброса сточных вод производятся в соответствии со статьями 22 и 31 Основ водного законодательства Союза ССР и союзных республик. Статья 22 "Пользование водными объектами для лечебных, курортных и оздоровительных целей" гласит: "Водные объекты, отнесенные в установленном порядке к категории лечебных, используются прежде всего для лечебных и курортных целей. В исключительных случаях органы по регулированию использования и охране вод могут разрешать использование водных объектов, отнесенных к категории лечебных, для других целей по согласованию с соответствующими органами здравоохранения и управления курортами.

Сброс сточных вод в водные объекты, отнесенные к категории лечебных, запрещается.

Порядок пользования водами для отдыха и спорта устанавливается законодательством Союза ССР и союзных республик".

Статья 31 "Пользование водными объектами для сброса сточных вод" гласит:

"Пользование водными объектами для сброса промышленных, коммунально-бытовых, дренажных и других сточных вод может производиться только с разрешения органов по регулированию использования и охране вод после согласования с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и другими заинтересованными органами.

Сброс сточных вод допускается только в случаях, если он не приведет к увеличению содержания в водном объекте загрязняющих веществ свыше установленных норм и при условии очистки водопользователем сточных вод до пределов, установленных органами по регулированию использования и охране вод.

Если указанные требования нарушаются, сброс сточных вод должен быть ограничен, приостановлен или запрещен органами по регулированию использования и охране вод вплоть до прекращения деятельности отдельных промышленных установок, цехов, предприятий, организаций, учреждений. В случаях, угрожающих здоровью населения, органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, вправе приостановить сброс сточных вод вплоть до прекращения эксплуатации производственных и других объектов с уведомлением об этом органов по регулированию использования и охране вод.

Порядок и условия пользования водными объектами для сброса сточных вод устанавливаются законодательством Союза ССР и союзных республик".

18. Санитарная охрана водопроводов и источников водоснабжения в пределах округа санитарной охраны курорта осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством о санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения населенных пунктов.

19. Проекты округов санитарной охраны курортов разрабатываются специализированными организациями с участием гидрогеологов, санитарных врачей, курортологов, климатологов, гидрологов, архитекторов, землеустроителей и других специалистов, привлечение которых необходимо для подготовки квалифицированного обоснования границ зон санитарной охраны, устанавливаемых в них режимов и подготовки плана мероприятий, обеспечивающих должное санитарное состояние курортов, их природных лечебных средств, а также создание благоприятных условий для лечения и отдыха.

20. Финансирование работ, связанных с разработкой округов санитарной охраны, осуществляется органом по управлению курортом за счет средств, предусмотренных на эти цели.

21. Разработанный проект округа санитарной охраны курорта согласовывается с органом по управлению курортом, органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, органом Госгортехнадзора СССР (по курортам, эксплуатирующим гидроминеральные ресурсы), исполнительным комитетом местного Совета депутатов трудящихся и другими заинтересованными организациями.

22. Утверждение проекта округа санитарной охраны курорта и определение его режима производятся: по курортам общесоюзного значения - Советом Министров СССР по совместному представлению Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС, по курортам республиканского и местного значения - Советом Министров союзной республики по совместному представлению министерства здравоохранения союзной республики и республиканского совета профсоюзов (в РСФСР - ВЦСПС), согласованному с исполнительным комитетом соответствующего Совета депутатов трудящихся, на территории которого расположен курорт.

Одновременно с проектами границ округов санитарной охраны курортов представляются планы санитарно-оздоровительных мероприятий.

23. После утверждения проекта округа санитарной охраны курорта его границы, а также границы 3 зон, входящих в округ, должны быть перенесены на местность с помощью специальных опознавательных знаков, конструкция которых зависит от местных условий и должна быть согласована с архитектором района или города.

Число и частота устанавливаемых знаков в каждом конкретном случае определяются протяженностью границ, рельефом местности, степенью залесенности и другими местными условиями.

Обязательной является установка опознавательных знаков в следующих пунктах: на всех углах поворота границ, за исключением недоступных вершин в условиях высокогорья, в местах пересечения границ округа и зон с транспортными путями (железными дорогами, шоссе, проселочными дорогами, пешеходными тропами), просеками и гидрографической сетью, в местах пересечения границ округа и зон санитарной охраны с нефте- и газопроводами, линиями электропередачи и средств связи, с административными границами, границами земельных угодий и в других случаях, требующих обозначения на местности.

Установленные на местности опознавательные знаки маркируются и нумеруются. Нумерация их является единой для всех зон (от первого знака - столба первой зоны до последнего третьей зоны).

Участки первой зоны санитарной охраны, при их небольшой площади, должны быть ограждены.

24. Исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся оповещает население, предприятия, организации и учреждения об установленных границах округа и зон санитарной охраны курорта, а также о режиме, действующем в каждой из этих зон.

25. Мероприятия по санитарной охране курорта проводятся соответствующими органами по управлению курортами, а также организациями, в ведении которых находятся санаторно-курортные учреждения, учреждения отдыха и другие объекты, размещенные в пределах округа санитарной охраны. Контроль за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий на курорте осуществляют органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР и министерств здравоохранения союзных республик.

 

Г. Эксплуатация природных лечебных средств

и благоустройство курортов

 

26. Эксплуатация источников минеральных вод и месторождений лечебных грязей (в соответствии с их ресурсами и на основе технологических схем эксплуатации), сооружение каптажных устройств, систематическое наблюдение за дебитом, уровнем, химическим составом и физическими свойствами минеральных вод и лечебных грязей осуществляются соответствующими органами по управлению курортами.

Рациональная система эксплуатации месторождений минеральных вод и лечебных грязей устанавливается технологической схемой эксплуатации, разрабатываемой в соответствии с Положением о порядке составления и содержании технологических схем эксплуатации месторождений лечебных минеральных вод, утвержденным Центральным советом по управлению курортами профсоюзов.

27. Контроль за правильностью эксплуатации гидроминеральных ресурсов курортов и за охраной их от порчи и преждевременного истощения осуществляют органы Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР.

28. Осуществление на курортах строительно-монтажных работ, предусмотренных планами санитарно-оздоровительных мероприятий, возлагается:

работ, связанных с охраной природных лечебных средств курорта и их использованием, - на орган по управлению данным курортом (при долевом участии заинтересованных организаций);

работ, связанных со строительством общекурортных объектов водоснабжения и канализации, дорог и с благоустройством, - на исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся (при долевом участии заинтересованных организаций), а в районах, где размещаются только санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха, - на органы по управлению курортами;

остальных работ - на предприятия, организации и учреждения, эксплуатирующие соответствующие земельные участки и сооружения.

29. Курортные сборы, взимаемые в установленном порядке, используются на благоустройство курортов и изыскание новых бальнеологических ресурсов.

 

Д. Организация лечения и обслуживания на курорте

 

30. Лечение на курорте проводится по научно обоснованным методикам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР.

Направление на лечение в санаторно-курортные учреждения осуществляется в соответствии с медицинскими показаниями, утвержденными Министерством здравоохранения СССР.

Порядок медицинского отбора и направления лиц на санаторно-курортное лечение устанавливается Министерством здравоохранения СССР по согласованию с ВЦСПС.

При направлении на санаторно-курортное лечение лиц, которым это лечение противопоказано, они, в установленном порядке, переводятся в больницы, или оставляются на курорте на щадящем режиме под строгим врачебным контролем, или возвращаются к месту жительства, а виновные в нарушении правил медицинского отбора на санаторное лечение привлекаются к ответственности.

31. Санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха, расположенные на курорте, осуществляют свою финансово-хозяйственную деятельность, организацию лечения, оздоровительных мероприятий, обслуживание больных и отдыхающих в соответствии с положениями об этих учреждениях, утвержденными соответствующим органом по управлению курортом, в ведении которого они находятся.

32. В случае возникновения у лиц, прибывших на курорт для лечения и отдыха, острых инфекционных и других заболеваний, а также резкого ухудшения состояния здоровья они госпитализируются в местную городскую (районную) больницу. Порядок госпитализации устанавливается местным органом здравоохранения по согласованию с органом по управлению курортом.

Не использованные в связи с госпитализацией дни пребывания в санатории, пансионате или доме отдыха могут быть возмещены больному (отдыхающему) после выписки его из больницы при отсутствии к тому противопоказаний.

Неотложную амбулаторную помощь больным и отдыхающим на курорте оказывает курортная поликлиника или лечебные учреждения местных органов здравоохранения (указать, какие).

33. В целях обеспечения условий для лечения и отдыха граждан на курортах исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся устанавливают общекурортный режим, предусматривающий, в частности, мероприятия по борьбе с шумом и по регулированию работы транспорта, внешней радиотрансляционной сети, зрелищных, торговых и других предприятий.

34. Контроль за организацией лечебно-профилактической работы в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на курорте, и оказание им научно-методической и консультативной помощи осуществляют Министерство здравоохранения СССР, министерства здравоохранения союзных и автономных республик.

35. Координация деятельности санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, в части использования лечебных средств и курортных факторов и организации санаторно-курортного режима осуществляется Центральным советом по управлению курортами профсоюзов и, по его поручению, республиканскими, территориальными, краевыми и областными советами по управлению курортами профсоюзов.

36. Вопросы координации деятельности санаторно-курортных учреждений, расположенных на курорте, включают следующие направления работ:

- контроль за состоянием бальнеотехнического хозяйства курорта (содержание и очистка минералопроводов, резервуаров, насосных станций); обеспечение правильной эксплуатации всех буровых скважин и естественных источников минеральных вод в пределах, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР, эксплуатационных ресурсов, в том числе скважин и источников, находящихся на территории и в эксплуатации ведомственных учреждений и заводов розлива;

- определение норм расхода минеральных вод и лечебных грязей при организации питьевого лечения, отпуска ванн, грязевых аппликаций и других процедур и строгого контроля за соблюдением этих норм при отпуске минеральных вод и лечебных грязей санаториям, бальнеогрязелечебницам и заводам розлива;

- установление порядка пользования ведомственными учреждениями и отдельными гражданами общекурортными учреждениями (бальнеогрязелечебницами, курортными поликлиниками, питьевыми бюветами и галереями, лечебными пляжами, плавательными бассейнами), привлечение ведомственных санаториев к долевому участию в развитии упомянутых выше общекурортных учреждений;

- определение времени работы этих учреждений, порядка отпуска процедур и доставка больных на процедуры;

- разработка с участием заинтересованных организаций, советских и профсоюзных органов мероприятий по предотвращению запыленности, загазованности атмосферного воздуха, шума, по регулированию авто- и других видов транспорта (часы работы, размещение остановок и стоянок, ограничение движения и т.д.), размещение и работа зрелищных, бытовых и торговых учреждений и предприятий и других объектов, связанных с обслуживанием отдыхающих и населения.

Руководители санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха, расположенных на территории курорта, независимо от их ведомственной подчиненности, в своей деятельности должны руководствоваться Положением о курорте и строго выполнять его требования.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования