МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР ПРИКАЗ от 15 апреля 1974 г. N 40 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 1. Утвердить Типовое положение о
дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения. 2. Министерствам просвещения (народного
образования) союзных республик рассмотреть вопрос об улучшении работы по
выявлению, отбору и организации воспитания детей с нарушениями зрения и
расширении сети дошкольных учреждений специального назначения. 3. Отбор детей с
нарушениями зрения в дошкольные учреждения проводить медико-педагогическими
комиссиями, состав и организация работы которых определены Положением о республиканской
и областной медико-педагогических комиссиях, утвержденным Министерством
просвещения СССР от 12 февраля 1969 г. Министр просвещения СССР М.ПРОКОФЬЕВ Утверждаю Министр просвещения СССР М.ПРОКОФЬЕВ 11 апреля 1974 года Согласовано Заместитель Министра здравоохранения СССР Е.НОВИКОВА 23 января 1974 года ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Общие положения 1. Дошкольные учреждения для детей с
нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного
воспитания детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2 - 3 до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание,
лечение, возможное восстановление и развитие нарушенной функции зрения у детей и подготовку их к обучению в школе. 2. В соответствии с Номенклатурой
дошкольных учреждений для аномальных детей системы Министерства просвещения
СССР организуются следующие типы дошкольных учреждений для детей с нарушением
зрения: - детские дома для слепых детей
дошкольного возраста (республиканского или областного (краевого) подчинения); - детские дома для слабовидящих детей
дошкольного возраста, включая детей с косоглазием и амблиопией
(республиканского или областного (краевого) значения); - детские сады и ясли-сады с
круглосуточным и дневным (12-часовым) пребыванием для детей слабовидящих, а
также для детей с косоглазием и амблиопией; - дошкольные группы для слабовидящих
детей, а также для детей с косоглазием и амблиопией
при детских садах и яслях-садах общего типа; - дошкольные группы
для слабовидящих детей при школах-интернатах для слабовидящих; - дошкольные группы для слепых детей при
школах-интернатах для слепых. 3. Дошкольные учреждения для детей
слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией,
открываются с разрешения исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся,
министерствами просвещения (народного образования) союзных республик, не имеющих
областного деления, министерствами просвещения АССР, краевыми, областными,
городскими отделами народного образования в пределах показателей
народнохозяйственного плана по контингентам детей в дошкольных учреждениях. 4. Дошкольные учреждения для детей с
нарушением зрения руководствуются в своей работе настоящим Типовым положением,
Уставом детского сада, Уставом детского дома, программно-методическими
документами, утвержденными соответствующими министерствами просвещения
(народного образования), министерствами здравоохранения союзных республикой и
документами, разработанными научно-исследовательскими институтами академий
педагогических и медицинских наук СССР и одобренными министерствами просвещения
и здравоохранения СССР. 5. Дошкольные учреждения для детей с
нарушением зрения организуются в помещениях, отвечающих педагогическим,
лечебно-профилактическим, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам
пожарной безопасности. Участок дошкольного учреждения,
озелененный и оборудованный для прогулок, физкультурных занятий и игр, должен
отвечать требованиям Государственной санитарной инспекции Министерства
здравоохранения СССР, вытекающим из специфических условий работы дошкольных
учреждений указанных типов. 6. Дошкольные учреждения для детей с
нарушением зрения оснащаются жестким и мягким инвентарем в установленном
порядке, а также медицинским оборудованием, пособиями для физического
воспитания, игрушками и педагогическими пособиями, комплектом приборов,
инструментов, медикаментов, аппаратуры, включая офтальмологическую, необходимую
для лечения и восстановления зрения. 7. Питание в дошкольных учреждениях для
детей с нарушением зрения организуется по установленным нормам. 8. Дошкольные учреждения для детей с
нарушением зрения пользуются правами юридического лица и имеют печать со своим
наименованием. Структура
дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения 9. Основным типом дошкольного учреждения
для детей с нарушением зрения является детский сад (ясли-сад,
дошкольный детский дом) на 90 - 120 мест. В крупных городах могут быть организованы
и детские сады, ясли-сады на 48 - 60 детей, состоящие из 4 групп. 10. Количество групп в дошкольных
учреждениях (детских садах, яслях-садах, дошкольных детских домах) общего типа,
а также количество дошкольных групп при школах-интернатах соответствующих типов
может быть одна и более в зависимости от существующей потребности. 11. Все дошкольные группы комплектуются с
учетом возраста детей и степени нарушения зрения: - группы для слепых; - группы для слабовидящих; - группы для детей с косоглазием и амблиопией; - группы для детей со сложными дефектами. 12. В городах при наличии достаточного
контингента детей слепых, слабовидящих, с косоглазием, амблиопией
для каждой из указанных категорий детей должны создаваться самостоятельные дошкольные
учреждения (детские сады, ясли-сады, детские дома). 13. Дошкольные учреждения с количеством
четыре группы и более комплектуются следующим образом: младшая группа - дети в возрасте от 2 - 3
до 3 - 4 лет; средняя группа - дети в возрасте от 3 - 4
до 4 - 5 лет; старшая группа - дети в возрасте от 4 - 5
до 5 - 6 лет; подготовительная к школе группа - дети в
возрасте от 6 до 7 лет. 14. Наполняемость дошкольных групп для
слепых детей - 10 человек; наполняемость дошкольных групп для
слабовидящих детей - 12 человек; наполняемость дошкольных групп для детей
с косоглазием и амблиопией - 15 человек; наполняемость дошкольных групп для детей
со сложными дефектами не менее 8 человек. 15. Длительность пребывания детей в
дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения устанавливается: для слепых и слабовидящих детей - от
зачисления в дошкольное учреждение до поступления в школу; для детей с косоглазием и амблиопией - от 1 года и более в зависимости от индивидуальных
особенностей ребенка и по заключению врача-офтальмолога. Порядок отбора,
направления и приема детей в дошкольные учреждения 16. Дети дошкольного возраста с
нарушением зрения направляются специалистами глазных кабинетов детских
поликлиник и кабинетов по охране зрения детей в медико-педагогические комиссии
для решения вопроса об их направлении в дошкольное учреждение. 17. Отбор детей в дошкольные учреждения
проводится медико-педагогическими комиссиями. Решение комиссии является окончательным. Примечание: перечень документов,
представляемых в медико-педагогическую комиссию, определен п. п. 3 и 4
приложения к Типовому положению о республиканской (областной)
медико-педагогической комиссии, утвержденному Министерством просвещения СССР от
12.02.1969. 18. Прием детей в дошкольные учреждения
производится ежегодно с 1 августа по 1 сентября по представлению следующих
документов: - путевки от отдела народного образования
о направлении ребенка в указанное дошкольное учреждение; - заявления от родителей; - заключения медико-педагогической
комиссии с указанием установленного диагноза и рекомендациями по лечению и
воспитанию детей; - копии свидетельства о рождении ребенка; - справки об отсутствии контакта с
инфекционными больными. 19. Если в период пребывания ребенка в
дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения выявятся дефекты и
противопоказания, перечисленные ниже, то ребенок подлежит обязательному
отчислению или, при наличии учреждения соответствующего профиля, переводу в это
учреждение. 20. Не подлежат приему в дошкольные
учреждения указанного типа: глубоко умственно отсталые дети
(олигофрения в степени имбецильности, идиотии); дети-психопаты с глубокими отклонениями в
поведении и нарушениями эмоционально-волевой сферы; глухие и слабослышащие; с нарушением опорно-двигательного
аппарата, требующие индивидуального ухода; дети, страдающие заболеваниями, которые
являются противопоказаниями для приема в детские сады и ясли-сады общего типа. Примечание: слепые и слабовидящие дети,
имеющие нарушение интеллекта (олигофрения в степени дебильности), негрубое
нарушение опорно-двигательного аппарата или слабое нарушение слуха,
направляются в группы для детей со сложными дефектами, организуемыми в
дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения. 21. Дошкольные учреждения для детей с
нарушением зрения комплектуются теми отделами народного образования, в
непосредственном ведении которых они находятся. Руководство и штаты
дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения 22. Общее руководство и контроль за организацией педагогической и методической
работы дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения осуществляется
органами народного образования, в непосредственном подчинении которых находится
данное учреждение. Методическое руководство и контроль за организацией лечебной и профилактической работы
по восстановлению зрения детей осуществляют районные, городские, краевые,
областные, республиканские кабинеты охраны зрения детей, кафедры глазных
болезней медицинских институтов, научно-исследовательских институтов глазных
болезней и институтов усовершенствования врачей. Медицинскую помощь и лечение детей с
нарушением зрения осуществляют поликлиники, в районе деятельности которых
находится данное учреждение. 23. Работу дошкольного учреждения для
детей с нарушением зрения возглавляет заведующий (директор), имеющий высшее
педагогическое образование (факультет дошкольной педагогики) и стаж
педагогической работы с детьми дошкольного возраста не менее 5 лет. Заведующий (директор) дошкольным
учреждением несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей, за
правильное воспитание, четкую работу педагогического, медицинского,
обслуживающего персонала и за работу учреждения в целом. 24. На должность воспитателя-методиста
дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения назначаются лица, имеющие
высшее педагогическое образование (факультет дошкольной педагогики или
дефектологический) и стаж педагогической работы с детьми дошкольного возраста
не менее 5 лет. Воспитатель-методист дошкольного
учреждения направляет и контролирует педагогическую и
коррекционно-воспитательную работу, руководит повышением квалификации
воспитателей, выявляет, обобщает и внедряет лучший опыт работы с детьми,
имеющими нарушения зрения, следит за правильным оснащением педагогического
процесса и работает под непосредственным руководством заведующего (директора)
дошкольным учреждением. 25. На должность учителя-дефектолога
назначаются лица, закончившие педагогический институт (дефектологический
факультет), или лица, имеющие высшее педагогическое образование и закончившие
годичные курсы дефектологов при МГПИ им. В.И. Ленина. Учитель-дефектолог проводит всю
учебно-коррекционную работу по умственному и речевому развитию слепых и
слабовидящих детей, проводит индивидуальные и групповые занятия, обобщает опыт
работы и работает в тесном контакте с врачом-офтальмологом и воспитателями
групп. 26. На должность воспитателя дошкольного
учреждения для детей с нарушением зрения назначаются лица, имеющие высшее
педагогическое или среднее специальное образование и стаж педагогической работы
с детьми дошкольного возраста не менее 2 лет. Воспитатели несут персональную
ответственность за жизнь и здоровье вверенной им группы детей, выполняют круг
обязанностей, предусмотренных Уставом детского сада и Правилами внутреннего
трудового распорядка. 27. На должность музыкального
руководителя назначаются лица, имеющие специальное (музыкальное) образование и
стаж педагогической работы с детьми дошкольного возраста не менее 2 лет. Музыкальный руководитель работает под
руководством заведующего (директора) дошкольным учреждением и выполняет
программу музыкального воспитания с учетом особенностей
коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные формы нарушения
зрения. 28. Педагогический персонал дошкольных
учреждений для детей с нарушением зрения назначается и увольняется органами
народного образования. 29. Медицинский персонал, обслуживающий
дошкольные учреждения указанного типа, в своей работе руководствуется
Инструкцией "О работе медицинского персонала детской поликлиники по
оказанию лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных учреждениях" в
соответствии с Приказом Министра здравоохранения СССР N 240 от 30 марта 1973 г.
и работает в тесном контакте с заведующим (директором) дошкольным учреждением. 30. Врач-офтальмолог,
направленный поликлиникой, в районе деятельности которой находится дошкольное
учреждение для детей с нарушением зрения, проводит набор и выписку детей,
направленных в указанное дошкольное учреждение, следит за правильным
исполнением своих назначений, организует проверку остроты зрения, характера
нарушения зрения, характера зрения на специальных приборах, проводит учебу с
сестрами-ортоптистками и воспитателями, консультирует
детей с невропатологом, педиатром, отоларингологом, психоневрологом, участвует
в тематической и фронтальной проверке групп, в работе педагогических
советов, систематически проводит санпросветработу
среди родителей, анализирует эффективность проводимого лечения и следит за
правильным ведением документации. 31. Сестра-ортоптистка
проводит плеопто-ортоптическое лечение детей с
косоглазием и амблиопией (проводит заклейки очков и
следит за их состоянием, проводит индивидуальное лечение современными методами
с использованием аппарата 2 раза в день, а при показаниях чаще, проверяет
остроту зрения с врачом-офтальмологом в субъективном подборе очков), выполняет
назначения и работает под руководством врача-офтальмолога. 32. Врачи и средний медицинский персонал
работает в тесном контакте и под руководством заведующего (директора)
дошкольным учреждением. 33. Права и обязанности
административного, педагогического, медицинского и обслуживающего персонала
определяются Правилами внутреннего трудового распорядка. Финансирование и
отчетность 34. Дошкольные учреждения для детей с
нарушением зрения находятся на местном или республиканском бюджете и имеют
сметы, утверждаемые теми отделами народного образования, в непосредственном
ведении которых они находятся. 35. В сметах дошкольных учреждений для
детей с нарушением зрения предусматриваются ассигнования на замену уходящих в
очередной отпуск следующих работников: заведующих (директоров), где нет
должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, воспитателей,
медицинских сестер, нянь-уборщиц, ночных нянь, работников кухни и прачек. 36. Заведующий (директор) дошкольным
учреждением для детей с нарушением зрения является распорядителем кредитов. 37. Финансовый и хозяйственный учет, а
также отчетность о работе дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения
ведутся в порядке, установленном для дошкольных учреждений общего типа. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |