МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР ПИСЬМО от 1 ноября 1973 г. N 248 О МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Министерство финансов СССР направляет для
руководства Методическое пособие по планированию расходов на содержание высших
учебных заведений, переработанное с учетом изменения законодательства по
вопросам труда и заработной платы, материального обеспечения студентов и
аспирантов, расширения прав руководителей вузов, применительно к типовой смете
расходов вуза. С изданием настоящего письма следует
считать утратившим силу письмо Минфина СССР "О методическом пособии по
планированию расходов на содержание высших учебных заведений" от 4 февраля
1965 г. N 38. Заместитель Министра финансов СССР М.РЯБОВА Начальник Управления финансирования культуры и здравоохранения В.КИСЕЛЕВА Приложение к письму Министерства финансов СССР от 1 ноября 1973 г. N 248 МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Смета расходов высшего учебного заведения
является основным документом, определяющим общий объем, целевое направление и
поквартальное распределение бюджетных ассигнований, выделяемых на его
содержание. Она составляется по установленной Министерством финансов СССР
типовой форме. В смете отражаются
расходы высшего учебного заведения по дневным, вечерним и заочным факультетам,
аспирантуре, содержанию филиалов, отделений, учебно-консультационных пунктов,
факультетов усовершенствования врачей, курсов повышения квалификации
преподавателей иностранных языков при высшем учебном заведении, факультетов
повышения квалификации преподавателей вузов, руководящих кадров колхозов и
совхозов и специалистов сельского хозяйства, подготовительных отделений по
подготовке работающей молодежи к поступлению в вуз. В эту смету не
должны включаться расходы по содержанию находящихся на балансе вуза пионерских
лагерей, детских садов и яслей, научно-исследовательских учреждений, проблемных
лабораторий, информационных учреждений, клиник при медицинских институтах и
других подчиненных ему учреждений, планирование расходов которых осуществляется
по другим параграфам бюджетной классификации, а также затраты на содержание
факультетов и курсов по повышению квалификации руководящих работников и
специалистов промышленности, строительства,
транспорта, связи и торговли, факультетов повышения квалификации преподавателей
средних специальных учебных заведений. Расходы на содержание указанных
факультетов и курсов финансируются за счет средств, предусмотренных в
финансовых планах министерств (ведомств) на подготовку и повышение
квалификации, передаваемых высшему учебному заведению в установленном порядке.
Высшее учебное заведение расходы на указанную цель планирует по смете
специальных (внебюджетных) средств. В соответствии с Положением о высших
учебных заведениях СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от
22 января 1969 г. N 64 (письмо Минфина СССР от 24 марта 1969 г. N 84), высшим
учебным заведениям предоставлены расширенные права в области финансов, труда и
заработной платы. В связи с этим министерства и ведомства
(вышестоящие организации) утверждают в установленном порядке подведомственным
высшим учебным заведениям на их содержание сметы расходов по бюджетным
средствам с распределением по кварталам и выделением ассигнований по фонду
заработной платы (ст. 1), начислениям на заработную плату (ст. 2),
стипендиальному фонду (ст. 8), на капитальный ремонт (ст. 16), приобретение
оборудования и инвентаря (ст. 12), капитальные вложения. Расходы по фонду
заработной платы работников нештатного (несписочного)
состава, на наем легкового автотранспорта, предельные ассигнования на
содержание аппарата управления, лимиты расходов на командировки работников, не
относящихся к аппарату управления, а также относящихся к аппарату управления,
численность ведомственной охраны и численность работников вузов городов Москвы
и Ленинграда утверждаются ректором вуза в пределах лимитов, установленных на
указанную цель министерством (ведомством). Расходы по остальным статьям сметы
(статьи 3, 4, 5, 9, 14, 18) утверждаются вышестоящей организацией в целом по
строке "Прочие расходы", а утверждение и перераспределение их по
отдельным статьям производится ректором высшего учебного заведения в пределах
общей суммы расходов, установленной вузу по строке "Прочие расходы".
При этом высшее учебное заведение составляет дополнительные приложения к смете
с распределением прочих расходов по статьям (статьи 3, 4, 5, 9, 14, 18) и
кварталам года. Сумма расходов по смете и распределение
по статьям приводится в сопоставлении с уточненным планом и исполнением по
отчету за предшествующий период. Если смета составляется до получения отчета за
9 месяцев, то приводятся данные об исполнении сметы за первое полугодие. Расходы, предусмотренные по смете, должны
быть обоснованы расчетами по отдельным видам затрат каждой статьи сметы. Расчеты к смете
составляются на основании полученных вузом от соответствующих министерств и
ведомств планов приема студентов и выпуска специалистов, планов приема и
выпуска слушателей на соответствующие факультеты повышения квалификации,
подготовительные отделения, а также в соответствии с действующим
законодательством о порядке расходования средств на выплату заработной платы
профессорско-преподавательскому и прочему персоналу, стипендий студентам,
предоставление бесплатного питания, обмундирования и другие цели по действующим нормам расходов на отдельные виды затрат. Для планирования отдельных видов расходов
в смете приводятся общие сведения об учебном заведении, характеризующие объем
его деятельности (о наличии факультетов, кафедр, учреждений, состоящих при
вузе, об учебно-материальной базе). Смета утверждается
вышестоящей организацией (министерством, ведомством) по учебным заведениям,
состоящим на союзном и республиканском бюджетах, в сроки, установленные
соответственно Советом Министров СССР или союзной республики, а по учебным
заведениям, состоящим на местных бюджетах, - исполкомом Совета депутатов
трудящихся, в двух экземплярах, один из которых направляется в вуз, второй остается
в вышестоящей организации, утвердившей смету. Смета утверждается министром или его
заместителем по министерствам (ведомствам), не имеющим главных управлений
(управлений) высшими учебными заведениями, а по министерствам (ведомствам),
имеющим такие управления, - руководителем этого управления или его
заместителем. На лицевой стороне сметы указываются
общая сумма расходов, фонд заработной платы работников штатного и нештатного
состава и дата утверждения сметы. Подпись лица, утвердившего смету, скрепляется
печатью. Изменения в смету может вносить главный
распорядитель кредитов, утвердивший первоначальную смету. Высшие учебные заведения могут иметь
сметы доходов и расходов по специальным (внебюджетным) средствам. Эти средства
расходуются высшими учебными заведениями на специальные цели без проведения по
доходной и расходной части государственного бюджета. Сметы специальных средств составляются
одновременно со сметами по бюджету на основе соответствующих инструкций и
указаний Министерства финансов СССР и министерств финансов союзных республик. Смета доходов и
расходов по каждому виду специальных (внебюджетных) средств, кроме
научно-исследовательских отделов и секторов, отнесенных в установленном порядке
к категории по оплате труда работников, утверждается министерствами и
ведомствами (вышестоящими организациями) в целом с выделением расходов на
заработную плату (ст. 1), начисления на заработную плату (ст. 2), командировки
(ст. 4) и взносов в доход бюджета. Расходы по
остальным статьям сметы утверждаются одной суммой по строке "Прочие
расходы". Высшим учебным заведениям предоставлено
право утверждать и перераспределять общую сумму
"Прочих расходов" по отдельным статьям (статьи 3, 5, 9, 14, 16 и 18)
в пределах лимита, установленного вышестоящей организацией по каждому виду
специальных (внебюджетных) средств. Планирование расходов
научно-исследовательских отделов и секторов, отнесенных к категории по оплате
труда работников, производится в порядке, установленном для
научно-исследовательских институтов. II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ В расчет при определении расходов из
бюджета на содержание высшего учебного заведения включается численность: - студентов, обучающихся по дневной,
вечерней и заочной формам обучения; - аспирантов, обучающихся с отрывом и без
отрыва от производства (а в медицинских вузах ординаторов); - слушателей подготовительных отделений и
факультетов усовершенствования врачей, курсов и факультетов повышения
квалификации при вузе, для которых решениями Правительства СССР установлена
штатно-окладная система оплаты труда преподавательского состава, а его
численность включается в общее число работников кафедр. Для определения отдельных видов расходов
исчисляется среднегодовой контингент раздельно по каждому из перечисленных
видов подготовки с учетом наличия на начало планируемого периода, а также
изменения контингента в течение года в связи с приемом и выпуском, выбытием
отдельных учащихся до окончания учебного заведения (отсевом). Эти показатели определяются в физических
лицах. В зависимости от сроков изменения контингента студентов в течение года
он переводится в среднегодовую величину. Расчет контингента студентов
приводится в специальной таблице типовой сметы. Переходящий контингент студентов на
начало планируемого года определяется следующим образом. Если смета составляется после 1 января
планируемого года, то этот контингент студентов принимается по его фактическому
наличию на эту дату. Однако в расчет может быть принят прием студентов на
первый курс не более предусмотренного планом и дополнительного приема,
установленного Советом Министров союзной республики в соответствии с правами,
предоставленными ему Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4
октября 1965 г. N 730 <*>. -------------------------------- <*> Постановление приведено в
Приказе Минфина СССР от 22 октября 1965 г. N 401. При определении переходящего контингента
по медицинским вузам следует учитывать, что студенты, обучающиеся на вечернем
факультете (отделении) по специальности "лечебное дело" и на заочном
факультете (отделении) стоматологического института, после трех лет обучения
переводятся с вечернего и заочного обучения на
дневное. При составлении сметы до 1 января
планируемого года следует определить ожидаемый контингент
на начало планируемого года исходя из фактического числа учащихся на последнюю
отчетную дату с учетом приема, определенного в указанном выше порядке,
ожидаемого выпуска и отсева студентов до конца года, предшествующего
планируемому. В случае необходимости следует также учитывать восстановление
студентов, возвратившихся из Советской Армии и Военно-Морского Флота, и перевод
студентов из одного учебного заведения в другое, осуществляемый в установленном
порядке. Прием и выпуск студентов на планируемый
год устанавливается учебному заведению вышестоящей организацией исходя из
показателей народнохозяйственного плана, утвержденных для министерства
(ведомства) в целом. Не может предусматриваться на планируемый
год дополнительный прием, устанавливаемый Советами Министров союзных республик
в количестве до 5% от приема, утвержденного народнохозяйственным планом СССР. Возможное выбытие (отсев) студентов из
учебного заведения в планируемом году определяется на основании данных об
отсеве, имевшем место за прошлые годы. Особенно тщательно следует определять
контингент студентов-заочников, необходимо проверить - не числятся ли в списках
лица, фактически прекратившие обучение. После учета всех факторов, влияющих в
течение года на движение контингента студентов, определяется контингент
студентов на конец планируемого года. Исчисление его производится в следующем
порядке. К переходящему контингенту на начало года
прибавляется плановый прием студентов и исключается выпуск и отсев. Пример N 1 (по дневному отделению вуза) Переходящий контингент на начало года 1015 чел. План приема +300 -"- План выпуска -200 -"- Отсев -40 -"- Контингент на конец планируемого года 1075 -"-. Таким же образом определяется контингент
студентов по другим видам подготовки. Исчисление среднегодового контингента
студентов осуществляется следующим образом. Переходящий контингент студентов на
начало планируемого года в физических лицах принимается равным среднегодовому,
поскольку все дальнейшие изменения в течение года как
в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения сопоставляются именно с ним. Таким образом, если контингент студентов
в физических лицах в приведенном выше примере определен на начало года в
количестве 1015 чел., то в среднегодовом выражении он также составит 1015 чел.
Определение среднегодового контингента приема зависит от того, с какого месяца
начинается учебный год. Сроки начала учебного года устанавливаются
Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Если учебный год начинается с 1 сентября,
студенты будут обучаться в данном году 4 месяца, а среднегодовой контингент при
физическом контингенте приема в 300 чел. составит 100 чел. 300 чел. x 4 месяца ------------------- = 100 чел. 12 месяцев При начале учебного года с 1 апреля и
контингенте нового приема 300 чел. (студенты будут обучаться до конца года 9
мес.) среднегодовой контингент составит: 300 чел. x 9 месяцев -------------------- = 225 чел. 12 месяцев Определение среднегодового контингента
выпуска студентов производится исходя из продолжительности времени в году, в
течение которого они не учатся. Если срок выпуска студентов установлен по
учебному плану 1 апреля, то среднегодовой контингент выпуска исчисляется на то
количество месяцев, которое остается в данном году после выпуска студентов,
т.е. на 9 мес. 200 чел. x 9 мес. ----------------- = 150 чел. 12 мес. При сроке выпуска 1 октября среднегодовое
выражение его составит: 200 чел. x 3 мес. ----------------- = 50 чел. 12 мес. Среднегодовой контингент отсева, как
правило, принимается в расчете в размере 60% от физического отсева. Его можно
также исчислять на основании отчетных данных за предшествующие 2 - 3 года. Для определения среднегодового
контингента обучающихся фактический контингент студентов на начало года
увеличивается на среднегодовой прием и после этого исключается среднегодовой
выпуск и отсев. Таким образом в
примере N 1 среднегодовой контингент студентов составит: Число студентов на начало года 1015 чел. Прием с 1 сентября +100 -"- Выпуск с 1 апреля -150 -"- Отсев (60% от физического) -24 -"- Среднегодовой контингент студентов 941 -"-. Пример N 2 ┌────────────────────────────────────────────────┬───────┬───────┐ │ │В физи-│Средне-│ │ │ческих │годовое│ │ │лицах │число │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Число студентов на начало года │ 2500 │ 2500 │ │Прием: 1 апреля на 1-й курс │ +300 │ +225 │ │ 1 сентября на 1-й курс │ +300 │ +100 │ │Прием на старший курс (с 1 сентября) │ +50 │ +17 │ │Выпуск: 1 июля │ -200 │ -100 │ │ 1 декабря │ -200 │ -17 │ │Отсев (60%) │ -100 │ -60 │ │Число студентов на конец года │ 2650 │ - │ │Среднегодовой контингент студентов │ - │ 2665 │ └────────────────────────────────────────────────┴───────┴───────┘ Среднегодовое число студентов
определяется отдельно по дневному, вечернему и заочному видам обучения. Среднегодовое число слушателей
факультетов усовершенствования врачей, повышения квалификации преподавателей,
руководящих кадров колхозов и совхозов и специалистов сельского хозяйства,
подготовительных отделений по поступлению работающей молодежи в вуз, где сроки
обучения менее одного года, определяется исходя из человеко-месяцев обучения
отдельных потоков и деления их на 12. Пример N 1. Срок обучения на подготовительном
отделении с отрывом от работы 8 месяцев. Если 15 декабря предшествующего планируемому года на это отделение принято 500 чел., а с 15
декабря планируемого года намечается принять 660 чел., то среднегодовое число
студентов на планируемый год составит 340 чел. исходя из следующего расчета: 500 чел. x 7,5 месяца (с 1 января по 15 августа) = 3750 чел./месяцев 660 чел. x 0,5 месяца (с 15 декабря) = 330 -"- ---------------------------------------------------- Итого 4080 чел./месяцев 4080 чел./месяцев : 12 = 340 чел. Пример N 2. Срок обучения на факультете повышения
квалификации преподавателей высших учебных заведений - 4 месяца. С 1 октября
предшествующего планируемому года принято 200 чел., а в планируемом году
намечается принять 300 чел. с 1 мая и 250 чел. с 1 ноября. В этом случае среднегодовой контингент на
планируемый год составит 160 чел., исходя из следующего расчета: 200 чел. x 1 месяц (январь) = 200 чел./месяцев 300 чел. x 4 месяца (май, июнь, июль, август) = 1200 -"- 260 чел. x 2 месяца (ноябрь, декабрь) = 520 -"- -------------------------------------------------- Итого 1920 чел./месяцев 1920 чел./месяцев : 12 = 160 чел. III. ПЛАНИРОВАНИЕ
РАСХОДОВ ПО СМЕТЕ Статья 1. Заработная плата По этой статье планируются расходы на
заработную плату штатного профессорско-преподавательского состава (включая
преподавателей-совместителей) дневных, вечерних и заочных учебных заведений,
отделений, факультетов, филиалов и учебно-консультационных пунктов, очной и
заочной аспирантуры, лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях
почасовой оплаты, а также на заработную плату административно-обслуживающего,
учебно-вспомогательного и прочего персонала. Штаты профессорско-преподавательского
состава по должностям разрабатываются и утверждаются ректором вуза в пределах
численности и фонда заработной платы, установленных министерством (ведомством)
для этой категории работников. Штаты
административно-обслуживающего, учебно-вспомогательного и прочего персонала
разрабатываются и утверждаются ректором вуза в соответствии с типовыми штатами и
номенклатурой должностей, утвержденными в установленном порядке для данного
высшего учебного заведения, в пределах общей расчетной численности работников и
фонда заработной платы, утвержденных вышестоящей организацией по указанным
категориям работников, а численность работников, относящихся к аппарату
управления, в пределах ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на его содержание и общего фонда заработной платы. В тех случаях, когда высшие учебные
заведения не применяют типовые штаты, штаты указанных работников утверждаются
ректором с соблюдением номенклатуры должностей, схемы должностных окладов,
численности и фонда заработной платы, утвержденных в установленном порядке для
данного вуза. Ректоры вузов при утверждении штатных
расписаний профессорско-преподавательского состава должны определять количество
должностей профессоров, доцентов и старших преподавателей исходя из количества
часов по видам учебных занятий (лекции, семинары и т.д.), не допуская
необоснованного увеличения этих должностей, а также не
допуская излишней численности руководящих работников и старших специалистов в
составе административно-обслуживающего, учебно-вспомогательного и прочего
персонала. При утверждении окладов по должностям,
для которых в схемах должностные оклады установлены минимальные и максимальные
или несколько твердых окладов, должностные оклады по этим должностям
определяются ректором вуза в пределах фонда заработной платы, исчисленного по
средним окладам схемы должностных окладов в целом по штатному расписанию
данного вуза. Перевод высших учебных заведений из одной группы в другую по типовым штатам в зависимости от
контингента студентов и аспирантов производится в установленном порядке
вышестоящей организацией. Ректоры высших учебных заведений, в
которых штаты устанавливаются в индивидуальном порядке, могут утверждать и
вносить изменения в штатные расписания только по утвержденной в установленном
порядке номенклатуре должностей. При утверждении штатов и установлении
должностных окладов высшие учебные заведения руководствуются утвержденной
министерством (ведомством) структурой. Введение новых структурных подразделений
вуза может производиться только с разрешения министерства (ведомства), в
подчинении которого находится высшее учебное заведение. Фонд заработной платы профессорско-преподавательского состава Фонд заработной платы
профессорско-преподавательского состава исчисляется с учетом количества
должностей и средней ставки заработной платы этого персонала. Расчет общей численности
профессорско-преподавательского состава осуществляется исходя из числа
студентов и аспирантов на одного преподавателя. Нормы расчета численности
профессорско-преподавательского состава устанавливаются вышестоящей
организацией отдельно по дневным, вечерним и заочным отделениям, по очной и
заочной аспирантуре. Средние нормы
расчета численности профессорско-преподавательского состава по дневным
факультетам (отделениям) высших учебных заведений для министерств и ведомств на
основании Постановления Совета Министров СССР от 12 апреля 1956 г. N 456
<*> установлены Министерством высшего и среднего специального образования
СССР по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР на уровне
сложившегося соотношения числа студентов на одного преподавателя по отчетным
данным на 1 января 1955 г. -------------------------------- <*> Содержание Постановления
приведено в письме Минфина СССР от 5 мая 1956 г. N 164. По дневным факультетам (отделениям)
отдельных высших учебных заведений средние нормы расчета
профессорско-преподавательского состава могут быть дифференцированы
министерствами (ведомствами) в зависимости от объема учебной и научной работы и
профиля высшего учебного заведения. Средние нормы расчета численности
профессорско-преподавательского состава вечерних и заочных вузов (факультетов)
в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 4 августа 1959 г. N
907 <*> установлены Министерством высшего и среднего специального
образования СССР по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР
в следующих размерах: -------------------------------- <*> Содержание Постановления
приведено в письме Минфина СССР от 22 августа 1959 г. N 257. ┌───────────────────────────────────────┬────────────────────────┐ │ Наименование вузов и факультетов │ Количество студентов │ │ │на одного преподавателя │ │ ├────────────┬───────────┤ │ │по вечернему│по заочному│ │ │ обучению │ обучению │ ├───────────────────────────────────────┼────────────┼───────────┤ │Инженерные │ 20 │ 50 │ │Инженерно-экономические, экономические │ 21 │ 53 │ │Университеты │ 20 │ 53 │ │Сельскохозяйственные │ 20 │ 53 │ │Педагогические │ 20 │ 58 │ │Медицинские │ 16 │ 30 │ │Искусства │ 6 │ 18 │ │Физкультуры и спорта │ 14 │ 40 │ └───────────────────────────────────────┴────────────┴───────────┘ Министерствам и
ведомствам СССР и союзных республик разрешено устанавливать нормы расчета
численности профессорско-преподавательского состава по подведомственным вузам с
отклонением от вышеустановленных средних норм по
вечернему обучению +/- 2 и по заочному +/- 3 с условием соблюдения норм расчета
в целом по министерству (ведомству). Норма расчета численности
профессорско-преподавательского состава для специальных подготовительных
отделений, созданных при отдельных вузах для подготовки к поступлению в вуз
иностранных граждан, в связи с недостаточным знанием ими русского языка,
установлена решением Правительства СССР - четыре студента на одного
преподавателя. Исчисление среднегодовой численности
профессорско-преподавательского состава дневных, вечерних и заочных отделений
осуществляется исходя из средней нормы числа студентов на одного преподавателя,
определяемой в указанном порядке, и расчетного числа студентов. Расчетное число студентов по каждой форме
обучения определяется путем умножения числа студентов на начало планируемого
года на 8,5 месяца, а планового числа студентов на конец года на 3,5 месяца.
Полученное число человеко-месяцев суммируется и делится на 12. Например, при контингенте студентов
дневного обучения на начало планируемого года - 2500 чел., на конец года - 2650
чел., расчетное число студентов составит: 2500 чел. x 8,5 мес. + 2650 чел. x 3,5 мес. ------------------------------------------- = 2544 чел. 12 В аналогичном порядке исчисляется
расчетное число студентов по вечерней и заочной формам обучения,
студентов-иностранцев подготовительных отделений. Численность
профессорско-преподавательского состава для очной и заочной аспирантуры в
соответствии с инструктивным письмом Министерства высшего и среднего
специального образования СССР от 24 августа 1962 г. N И-46 устанавливается не
на расчетный контингент, а на разницу между определенным по смете среднегодовым
числом аспирантов и числом аспирантов, обучавшихся в высшем учебном заведении
по отчету на 1 января 1955 г. Пример. На планируемый год в смете по расчетам
производственных показателей определен среднегодовой контингент аспирантов
очного отделения в количестве 380 чел. и заочного - 130 чел. По отчету на 1
января 1955 г. число аспирантов очного отделения составляло 90 чел., заочного -
30 чел., среднегодовое число аспирантов, принимаемое для определения штата
профессорско-преподавательского состава, составит: очного отделения - 380 чел. - 90 чел. =
290 чел; заочного отделения - 130 чел. - 30 чел. =
100 чел. Расчетная норма численности
профессорско-преподавательского состава для аспирантов, обучающихся с отрывом
от производства, принимается из расчета 12 аспирантов на одного преподавателя,
по заочной аспирантуре - 15 аспирантов. Численность профессорско-преподавательского
состава факультетов усовершенствования врачей, повышения квалификации
преподавателей высших учебных заведений и повышения квалификации специалистов
сельского хозяйства, подготовительных отделений по поступлению работающей
молодежи в вуз устанавливается исходя из среднегодового контингента слушателей
и установленной для вуза, в котором создан соответствующий факультет, нормы
соотношения между числом преподавателей и студентов. Кроме численности
профессорско-преподавательского состава, определяемой в указанном порядке в
соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июня 1961
г. N 536 <*> , для вузов предусматривается дополнительная численность
научных работников для замещения преподавателями, работающими над докторскими
диссертациями. Эта численность распределяется Министерством высшего и среднего
специального образования СССР по союзным республикам, министерствам и
ведомствам, имеющим высшие учебные заведения, в пределах общего лимита,
установленного Правительством СССР. -------------------------------- <*> Содержание Постановления
приведено в письме Минфина СССР от 5 июля 1961 г. N 236. Пример определения общей численности
профессорско-преподавательского состава. Для высшего учебного заведения утверждены
следующие расчетные нормы (коэффициенты) численности
профессорско-преподавательского состава и определены расчетный контингент
студентов по формам обучения, а также среднегодовое число аспирантов,
слушателей повышения квалификации соответствующих факультетов при вузах и слушателей
подготовительных отделений. ┌─────────────────────────────────────┬──────────┬──────┬────────┐ │ │Расчетный │Рас- │Средне- │ │ │(или сред-│четная│годовая │ │ │негодовой)│норма │числен- │ │ │контингент│(коэф-│ность │ │ │студентов,│фици- │профес- │ │ │слушателей│ент) │сорско- │ │ │и аспиран-│ │препода-│ │ │тов │ │ватель- │ │ │ │ │ского │ │ │ │ │состава │ │ │ │ │<*> │ ├─────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼────────┤ │1. По дневному обучению │ 2544 │ 10 │ 254 │ │2. По вечернему обучению │ 2500 │ 20 │ 125 │ │3. По заочному обучению │ 2000 │ 50 │ 40 │ │4. По подготовительному отделению - │ │ │ │ │для студентов из зарубежных стран │ 100 │ 4 │ 25 │ │5. По очной аспирантуре │ 290 │ 12 │ 24 │ │6. По заочной аспирантуре │ 100 │ 15 │ 7 │ │7. По факультету повышения квалифика-│ │ │ │ │ции преподавателей вузов │ 400 │ 10 │ 40 │ │8. По факультету повышения квалифика-│ │ │ │ │ции руководящих работников колхозов и│ │ │ │ │совхозов и специалистов сельского хо-│ │ │ │ │зяйства │ 100 │ 10 │ 10 │ │9. По подготовительным отделениям по │ │ │ │ │подготовке к поступлению в вуз рабо- │ │ │ │ │тающей молодежи: │ │ │ │ │а) по дневному обучению │ 200 │ 10 │ 20 │ │б) по вечернему обучению │ 50 │ 20 │ 2 │ │в) по заочному обучению │ 50 │ 50 │ 1 │ ├─────────────────────────────────────┼──────────┼──────┼────────┤ │Итого │ - │ - │ 548 │ └─────────────────────────────────────┴──────────┴──────┴────────┘ -------------------------------- <*> Штат
профессорско-преподавательского состава вуза на начало учебного года
утверждается с таким расчетом, чтобы независимо от сроков выпуска и приема
студентов обеспечить соблюдение установленных расчетных норм на 31 декабря
планируемого года. На установленную таким образом общую
среднегодовую численность профессорско-преподавательского состава исчисляется
фонд заработной платы путем умножения этой численности на среднюю ставку. Должностные оклады
заведующим кафедрами, профессорам кафедр, доцентам, а также старшим
преподавателям, ассистентам и преподавателям, имеющим ученую степень,
установлены Постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1957 г. N 660, а
ассистентам, преподавателям и старшим преподавателям, не имеющим ученой
степени, - Постановлением Совета Министров СССР от 13 июля 1972 г. N 523
<*>. Размер должностных окладов указанным работникам устанавливается по
занимаемой должности в зависимости от
ученой степени и звания, а также стажа научно-педагогической работы. -------------------------------- <*> Содержание Постановления
приведено в письме Минфина СССР от 16 августа 1972 г. N 154. Средняя ставка заработной платы
принимается исходя из средней тарифной ставки профессорско-преподавательского
состава, сложившейся по штатному расписанию. Эта ставка, исходя из данных
штатного формуляра высшего учебного заведения, может быть скорректирована на
планируемый год с учетом изменения числа лиц, имеющих ученые степени и звания,
и стажа их научно-педагогической работы. Фонд заработной платы, полученный
умножением месячной ставки на 12 и на принятую в смете среднегодовую
численность работников, подлежит сокращению не менее чем на 2% в связи с
оплатой работников по временной нетрудоспособности за счет средств
государственного социального страхования и по другим причинам, связанным с
экономией фонда зарплаты. В отдельных крупных учебных заведениях
средняя ставка заработной платы указанных категорий работников на планируемый
год может быть определена исходя из фактически сложившейся ставки за предыдущие
отчетные периоды с учетом динамики ее изменения. При этом сокращение не менее
чем на 2% фонда заработной платы не производится. В медицинских вузах в фонд заработной
платы преподавательского состава включается также дополнительная оплата за
непосредственное обслуживание больных в клиниках и клинических больницах,
установленная Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля
1964 г. N 620. Эта доплата установлена доцентам в размере половины, а
ассистентам в размере полного должностного оклада врача с соответствующим
стажем работы. Госкомтруд письмом от 14 сентября 1972 г. N 126-АВ разъяснил, что Постановлением
ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 июля 1972 г. N 522 <*>
увеличение размеров дополнительной оплаты доцентам и ассистентам клинических
кафедр за проведение лечебной работы не предусмотрено. -------------------------------- <*> Содержание Постановления
приведено в письме Минфина СССР от 6 августа 1972 г. N 153. Для проведения учебной работы в высших
учебных заведениях, кроме штатного профессорско-преподавательского состава,
могут привлекаться высококвалифицированные специалисты на условиях почасовой
оплаты. Средства почасового фонда могут
предусматриваться для оплаты в установленном порядке: - приглашаемых высококвалифицированных
специалистов - руководителей дипломных проектов, председателей и членов
государственных экзаменационных комиссий; - преподавателей за прием вступительных
экзаменов, за рецензирование дипломных, курсовых и контрольных работ
(преимущественно в филиалах и учебно-консультационных пунктах); - учителей и других работников
общеобразовательных школ за руководство педагогической практикой студентов; - работников за проведение других видов
учебных занятий, которые не могут быть выполнены штатным профессорско-преподавательским
составом. Почасовой фонд
заработной платы не может расходоваться на дополнительные выплаты штатному
профессорско-преподавательскому составу за проведение учебных занятий, за
временное замещение отсутствующих преподавателей (болезнь, командировки и
т.п.), за работу в качестве председателя или члена государственной
экзаменационной комиссии высшего учебного заведения, в котором они ведут
работу, а также за руководство техническими кружками и кружками художественной
самодеятельности, проведение секционной физкультурной работы и другие мероприятия, не относящиеся к учебному процессу. В связи с улучшением использования
штатного профессорско-преподавательского состава фонд почасовой заработной
платы работников не должен, как правило, увеличиваться по сравнению с планом на
предшествующий год. В почасовом фонде заработной платы не
должна планироваться сумма почасового фонда, фактически расходуемая в
соответствии с положением о высших учебных заведениях СССР на выполнение
учебной работы за счет неполного укомплектования штата
профессорско-преподавательского состава. Фонд заработной платы административно-обслуживающего, учебно-вспомогательного и прочего персонала Для определения фонда заработной платы
этого персонала в первую очередь на основе штатного расписания необходимо
проверить, не включается ли в смету и не отражена ли в отчете численность
штатного персонала, заработная плата которому не должна выплачиваться за счет
ассигнований из бюджета по смете высшего учебного заведения. В частности, за счет бюджета по смете
вуза не могут содержаться штаты подведомственных ему бюджетных организаций
(детсадов, клубов, пионерлагерей, клиник, научных учреждений), финансируемых по
другим параграфам бюджетной классификации. Не должны также предусматриваться по
смете вуза затраты по содержанию штатов тех структурных подразделений, которые
находятся на хозрасчете или финансируются по смете специальных средств (отделы,
сектора научно-исследовательских работ, жилые дома, подсобные хозяйства,
прачечные, факультеты повышения квалификации преподавателей средних специальных
учебных заведений, повышения квалификации специалистов промышленности,
строительства, транспорта, связи и торговли). Не предусматриваются по смете
вуза и штаты медпунктов, медчастей и т.п., поскольку
медицинское обслуживание учебных заведений возложено на органы здравоохранения. Вместе с тем следует иметь в виду, что за
счет сметы вуза (по ст. 1) содержится штатный персонал студенческих общежитий,
а в учебных заведениях закрытого типа штат столовой и медицинской части. С учетом изложенного и исходя
из данных годового отчета следует уточнить, какую фактическую
численность работников учебного заведения необходимо принять на начало
планируемого периода, а если утверждение сметы осуществляется до начала года,
установить ожидаемую численность работников на начало года. Численность на
начало планируемого года не должна превышать численность, утвержденную учебному
заведению на конец года, предшествующего планируемому. При определении численности указанной
категории работников на конец планируемого года следует сделать оценку
возможного прироста численности по сравнению с началом года. Если установленная
численность работников на начало года оказалась менее утвержденной штатным
расписанием, то к концу планируемого года она может быть доведена до
утвержденной, т.е. предусматривается полное укомплектование штата вуза, а в
отдельных случаях, когда в течение планируемого года ожидаются изменения
учебно-материальной базы вуза или расширение контингента студентов, в штат вуза
смогут быть введены дополнительные должности. Пример. Штат вуза утвержден на момент
рассмотрения сметы в количестве 150 чел., фактически на начало года имеется 120
чел. Если в течение года расширение деятельности вуза не предполагается, то на
конец года может быть запланировано 150 чел. Среднегодовая численность
определяется в зависимости от срока доукомплектования. Если считать, что в течение года будет
производиться равномерное доукомплектование штата, то среднегодовая численность
работников составит: 120 + 150 --------- = 135 чел., 2 или 120 чел. x 12 мес. = 1440 чел./месяцев + 30 чел. x 6 мес. = 180 -"- ---------------------------------------- Итого 1620 чел./месяцев : 12 = 135 чел. Если же деятельность учебного заведения
расширяется - вводится лабораторный корпус, для которого требуется 20
работников, то доукомплектование составит уже не 30 чел., а 50, а среднегодовое
количество штатных единиц - 145 исходя из следующего расчета (при равномерном
комплектовании): 120 + 150 + 20 -------------- = 145 чел. 2 После установления среднегодовой
численности определяется средняя плановая ставка заработной платы. Она
определяется главным образом на основании данных о фонде заработной платы по
соответствующим должностям (содержащимся за счет бюджета) в штатном расписании
учебного заведения. Номенклатура должностей и схема
должностных окладов для административно-обслуживающего и
учебно-вспомогательного персонала высших учебных заведений установлены
Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 г. N 620. Средняя ставка заработной платы
определяется по смете при полном укомплектовании штата на уровне
предусмотренной в штатном расписании, при неполном укомплектовании штата для
имеющегося состава - на основе отчетных данных, а по вакантным должностям - по
штатному расписанию. Если по смете принимается плановая
ставка, то фонд заработной платы, полученный в результате умножения месячной
ставки на 12 мес. и на принятую в смете среднегодовую численность работников,
подлежит сокращению не менее чем на 2% в связи с оплатой работников по
временной нетрудоспособности за счет средств государственного социального
страхования. Если в основу определения фонда заработной платы принимается
отчетная ставка, то указанное сокращение не производится. В определенный до двухпроцентного
сокращения фонд заработной платы необходимо внести корректив в связи с тем, что
истопники и гардеробщики должны содержаться не в течение всего года. Истопники
работают в течение отопительного сезона, а количество гардеробщиков сокращается
в весенне-летний период. Методика, по
которой производится сокращение в связи с этим фонда заработной платы,
следующая: если в вузе имеется 12 истопников, из которых каждый получает 70
руб. в месяц, то общий фонд заработной платы при условной продолжительности
отопительного сезона 7 мес. уменьшается на сумму 4200 руб. (12 чел. x 5 мес. x
70 руб. = 4200 руб.). Аналогичное уменьшение фонда
предусматривается и в связи с сезонной работой гардеробщиков. Ассигнования на выплату выходного пособия
и компенсации за неиспользованный отпуск профессорско-преподавательскому,
учебно-вспомогательному и административно-обслуживающему персоналу по смете
учебного заведения не предусматриваются. Эти расходы, в необходимых случаях,
производятся за счет экономии по фонду заработной платы. Кроме указанных расходов, в фонд
заработной платы по ст. 1 сметы вузов искусств включаются
расходы на оплату натурщиков. Фонд заработной платы штатных работников
и нештатного персонала должен соответствовать лимиту фонда заработной платы,
утвержденному вышестоящей организацией на планируемый год в плане по труду. Статья 2. Начисления на заработную плату Размер страховых взносов определяется по
тарифам, установленным Советом Министров СССР для каждого профессионального
союза. Для высшего учебного заведения размер
начислений на государственное социальное страхование с заработной платы
работников определяется в проценте, установленном для профсоюза, которым обслуживаются
работники данного учебного заведения. По ст. 2 сметы "Начисления на
заработную плату" отражаются расходы по начислениям на государственное
социальное страхование только с заработной платы работников, учитываемой по ст.
1 сметы, включая фонд почасовой оплаты работников высших учебных заведений. Начисления на заработную плату нештатного
(несписочного) состава, которая выплачивается по
другим статьям сметы (кроме ст. 1), относятся соответственно на
те же статьи расходов сметы, по которым отражается заработная плата
указанных работников. Начисления на государственное социальное
страхование не производятся с сумм заработной платы, выплачиваемой учебным
заведением офицерскому составу, направленному для проведения военной подготовки
студентов, с оставлением в кадрах Советской Армии и Военно-Морского Флота. Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы Подробная номенклатура затрат, которые
предусматриваются по этой статье, приведена в классификации расходов бюджета. С
целью упрощения расчетов в смете эти расходы сгруппированы в зависимости от тех
показателей, которые по своему характеру могут быть положены в основу
определения объема отдельных видов расходов. Значительная часть хозяйственных
расходов, в частности затраты на отопление и освещение, определяется в
зависимости от кубатуры или площади здания, занимаемого учебным заведением. Поэтому необходимо тщательно определить
кубатуру и площадь тех помещений, содержание которых должно относиться за счет
бюджетных ассигнований по смете данного высшего учебного заведения. Кубатура и площадь
помещений, занимаемых фактически не высшим учебным заведением, а подведомственными
ему хозяйственными организациями или структурными подразделениями,
содержащимися за счет специальных средств (мастерские, научно-исследовательские
сектора, жилые дома и факультеты повышения квалификации преподавателей средних
специальных учебных заведений, факультеты и курсы повышения квалификации
специалистов промышленности, транспорта и связи и т.д.), не принимаются в
расчет при определении хозяйственных расходов по бюджету. Из общей кубатуры и площади помещений вуза исключаются кубатура и площадь
общежитий высшего учебного заведения. Кубатура общежитий учитывается только при
определении расходов на текущий ремонт. Не следует учитывать также кубатуру и
площадь помещений тех учреждений, которые находятся в ведении высшего учебного
заведения и финансирование которых осуществляется по другим параграфам
бюджетной классификации (детсады, пионерлагеря, клиники, научные учреждения и
т.п.), за исключением проблемных лабораторий, не имеющих обособленных
помещений. В соответствии с
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 марта 1967 г. N 198
<*> высшие учебные заведения предоставляют бесплатно государственным и
кооперативным предприятиям общественного питания III категории, обслуживающим
их студентов и работников, помещения (с освещением и отоплением), горячую и
холодную воду, а также производят за свой счет капитальный и текущий ремонт
этих помещений в пределах сметных ассигнований, предусматриваемых им. Поэтому кубатура и площадь помещений, занятых
студенческими столовыми, учитываются при определении хозяйственных расходов
высшего учебного заведения. Топливо для варки пищи и транспорт столовым
предоставляются высшим учебным заведением за плату по фактической стоимости, но
не выше цен и тарифов, утвержденных для данной местности. По смете вуза затраты
на эти цели не предусматриваются. -------------------------------- <*> Содержание Постановления
приведено в письме Минфина СССР от 8 апреля 1967 г. N 107. В тех случаях,
когда высшее учебное заведение решением Правительства СССР отнесено к учебным
заведениям закрытого типа или если при вузе создан (по решению Правительства
СССР) интернат, где студенты проживают в общежитии интерната бесплатно и
обеспечиваются питанием за счет государства, все хозяйственные расходы по
общежитиям и столовым, в изъятие из общего положения, предусматриваются по ст.
3 сметы высшего учебного заведения, в этих
случаях предусматриваются также затраты на приготовление пищи. Кубатура зданий, занятых высшим учебным
заведением, определяется с учетом изложенных выше требований по внешнему
обмеру. Если в течение планируемого периода ожидается изменение кубатуры
зданий, то определяется среднегодовая кубатура, в зависимости от того, с какого
времени ожидается прирост кубатуры. Например, кубатура зданий по внешнему
обмеру, не включая кубатуру помещений, занятых общежитием,
научно-исследовательским сектором, детским садом, включая помещение
студенческой столовой, составляет 50000 куб. м. С 1 сентября ожидается ввод в
действие нового лабораторного корпуса на 10000 куб. м. Среднегодовая кубатура
составит: 10000 x 4 50000 + (---------) = 53333 куб. м. 12 В таком же порядке определяется
среднегодовая площадь зданий. Расходы на отопление исчисляются на 1
куб. м уточненной, как указано выше, кубатуры зданий исходя из фактических
затрат за предыдущие отчетные периоды. В тех высших учебных заведениях, где
студентам предоставляется бесплатное питание, приготовляемое в столовой данного
учебного заведения (а не в столовой органов общественного питания), в состав расходов
на отопление включаются также затраты на приобретение топлива для приготовления
пищи по специальному расчету. Если помещение вуза отапливается через
теплоцентраль, то в смете учитывается сумма, указанная в договоре, заключенном
вузом с теплоцентралью, в части, падающей на ту кубатуру помещений, которая
принимается в смете вуза. Не включаются в ст. 3 затраты на топливо
и газ, расходуемые для приведения в движение учебных установок и на научные
работы. Эти затраты отражаются по ст. 5 сметы расходов. Расходы на освещение исчисляются на общую
площадь учебных зданий, занимаемых вузом. Эта площадь определяется в квадратных
метрах с соблюдением указанных выше условий. Расходы планируются исходя из
фактических затрат на 1 кв. м площади. При этом необходимо учитывать, что
затраты на электроэнергию, расходуемую для выполнения научных и лабораторных
работ, по расходам на освещение не предусматриваются, а планируются по ст. 5
сметы. Расходы на текущий ремонт зданий
предусматриваются в зависимости от кубатуры не только учебных зданий, но и
общежитий. При определении расходов на текущий ремонт зданий следует учитывать
наличие в штатах вузов ремонтных рабочих - слесарей-сантехников, столяров,
плотников, маляров и т.п. Канцелярские расходы (включая расходы на
связь и на приобретение справочной, официальной и периодической литературы)
планируются, как правило, на уровне плана прошлого года. Некоторый прирост затрат на эту цель
может иметь место лишь при условии существенного роста контингента учащихся,
главным образом, студентов-заочников, наличие которых в связи со спецификой
организации учебного процесса вызывает повышенные почтовые расходы. Расходы на содержание и наем легкового
автотранспорта планируются исходя из распределения вышестоящей организацией
установленного для нее лимита расходов на эту цель по подведомственным ей
учреждениям. Расходы на ремонт
оборудования и инвентаря, включая ремонт мягкого инвентаря, вначале
определяются в целом по высшему учебному заведению, включая стоимость инвентаря
и постельного белья в общежитиях, в детском саду, научно-исследовательских
институтах и других учреждениях, деятельность которых учитывается на балансе
вуза, в размере до 2% от балансовой стоимости основных средств, а затем
распределяются между бюджетной сметой вуза, сметой спецсредств и сметами подведомственных вузу бюджетных организаций. При этом затраты на
ремонт инвентаря, оборудования и постельного белья общежитий предусматриваются
в основной смете высшего учебного заведения. Расходы на аренду помещений
предусматриваются по сметам высших учебных заведений на основании арендных
договоров. По ст. 3 сметы планируются только расходы
на аренду учебных и канцелярских помещений. По смете вуза за счет бюджета не
предусматриваются расходы на аренду помещений для структурных подразделений
вуза, содержащихся по смете специальных средств, помещений для подведомственных
вузу бюджетных организаций, финансируемых по другим параграфам (детсады,
проблемные лаборатории и т.п.). Не относятся на ст. 3 сметы расходы по
аренде общежитий, а также спортивных сооружений для массовой спортивной работы
(стадионы, тиры, катки, бассейны, гимнастические залы и т.п.). Если по условиям договора аренды высшему
учебному заведению предоставляется помещение с отоплением, освещением,
водоснабжением, текущим ремонтом, то кубатура таких зданий не учитывается при
определении расходов на эти цели по соответствующим подразделениям ст. 3 сметы
вуза, а все расходы по арендному договору предусматриваются в ст. 3 сметы по
строке "Аренда". Если же по условиям договора такие расходы будет
производить непосредственно вуз-арендатор, то кубатура и площадь арендованных
зданий и помещений учитываются при определении расходов по соответствующим
подразделениям сметы (отопление, освещение, текущий ремонт, прочие расходы). Все остальные расходы, связанные с
хозяйственным обслуживанием (водоснабжение, содержание помещений в чистоте и
т.д.), планируются по разделу "Прочие хозяйственные расходы". Если
такие расходы по отдельным мероприятиям составляют значительные суммы, то от
высшего учебного заведения могут быть затребованы расчеты на эти мероприятия,
которые прилагаются к смете (например, расходы на содержание сторожевой охраны
и т.п.). Статья 4. Командировки и служебные разъезды Ассигнования на указанную цель
определяются, как правило, не выше сумм, запланированных высшим учебным
заведением на предшествующий год. При определении средств на оплату расходов по
служебным командировкам и разъездам необходимо учитывать возможность
дальнейшего их сокращения в связи с более рациональной организацией
командировок, сокращением их числа и продолжительности, снижением объема затрат
на оплату расходов по служебным разъездам. При планировании
расходов на указанную цель следует руководствоваться Инструкцией о составе
расходов на служебные командировки работников, их учете и порядке контроля за
правильностью использования средств на эти цели, утвержденной Минфином СССР,
Госбанком СССР и ЦСУ СССР 15 июня 1973 г. N 125/82/13-03 в соответствии с
Постановлением Совета Министров СССР от 1 марта 1973 г. N 131. По ст. 4 сметы предусматриваются
ассигнования на выплату в установленном порядке подъемных при перемещении и
других выплат, связанных с переменой места жительства. При этом необходимо
учитывать план распределения на работу молодых специалистов, а также то, что
расходы по направлению на работу в другие города молодых специалистов,
окончивших данный вуз, оплачиваются организациями и предприятиями, в которые
они направлены. Расходы, связанные с перемещением к месту назначения на работу
молодых специалистов - учителей и библиотечных работников, планируются по смете
высшего учебного заведения, выпускниками которого они являются, и учитываются
по ст. 18 сметы "Прочие расходы". Статья 5. Расходы учебные, на производственную практику учащихся, научно-исследовательские
работы и приобретение книг для библиотек Номенклатура расходов на указанную цель
имеется в классификации расходов бюджета. Расходы по ст. 5 сметы так же, как
канцелярские и хозяйственные расходы, сгруппированы в смете по отдельным видам
затрат в зависимости от их назначения. Учебные расходы включают затраты,
связанные с непосредственным обучением студентов, учащихся подготовительных
отделений и слушателей соответствующих факультетов. Эти расходы определяются на
основе норм, разработанных вышестоящей организацией с учетом профиля высшего
учебного заведения и сложившегося размера затрат. Нормы устанавливаются отдельно
на одного студента (слушателя факультета, учащегося подготовительного
отделения) дневного, вечернего и заочного обучения, при этом они могут быть
дифференцированы по отдельным факультетам. В этом же разделе планируются
расходы по командированию преподавателей для проведения занятий в УКП и
филиалах института. Общая сумма расходов на учебные цели
определяется путем умножения установленных норм на среднегодовое число
студентов (учащихся, слушателей) отдельно по каждому виду обучения. Следует учитывать, что при увеличении
контингента студентов некоторые учебные расходы остаются без изменения или
увеличиваются незначительно. В этом случае нормы затрат могут иметь тенденцию к
снижению. Расходы на
научно-исследовательскую работу кафедр институтов включают ассигнования на:
изготовление опытных образцов и моделей машин, лабораторных стендов; материалы
и предметы для научно-исследовательской работы (реактивы, металлы, отдельные
детали, семена, медикаменты и т.п.), проводимой кафедрами института; содержание
подопытных животных для научной деятельности; научные экспедиции; проведение
научных сессий, съездов и конференций; научные командировки; на защиту диссертаций. Не предусматриваются расходы на материалы
и предметы для хоздоговорных работ и работ проблемных лабораторий. (Расходы по
приобретению оборудования и приборов для научных целей предусматриваются по ст.
12.) Эти расходы планируются по 3 группам: а)
непосредственно расходы кафедр; б) расходы на научные командировки; в) расходы
по защите диссертаций. Для определения расходов кафедр следует
учитывать типы и состав кафедр, планы их научной работы по бюджету и средний
сложившийся расход на одну кафедру или на одного работника. Расходы, связанные с проведением научных
экспедиций, определяются отдельно, и расчет на эту цель прилагается к смете. Расходы на научные командировки
определяются исходя из утвержденного вышестоящей организацией плана
научно-исследовательских работ по бюджетной тематике, а также расходов на
участие профессорско-преподавательского состава в научных конференциях,
симпозиумах и т.д. При этом следует учитывать, что полностью оплата расходов по
научной командировке на конференции и симпозиумы производится, как правило,
только официальным докладчикам и лицам, командируемым в соответствии с указанием
руководства министерства (ведомства). По этому же разделу выделяются ассигнования на научные командировки
аспирантов, если они предусмотрены индивидуальными планами работы. Расходы по защите диссертаций, включаемые
в смету, планируются исходя из следующих примерных норм расходов: 102 руб. на
одну защиту диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и 140 руб. -
доктора наук. Расходы на приобретение книг для
библиотек определяются исходя из нормативов на одного студента, установленных
вышестоящей организацией. При определении норм расходов на
приобретение книг для библиотек следует иметь в виду, что в городах и в тех
местностях, где имеются районные и сельские библиотеки, библиотека учебного
заведения комплектуется, как правило, только учебной, учебно-методической и
научной литературой. Кроме того, следует учитывать, что при
проведении подписки на газеты и журналы за счет сметы вуза могут выписываться,
как правило, общественно-политические и специальные издания, соответствующие
профилю учебного заведения, и в строго ограниченном числе экземпляров. При определении общих ассигнований на эту
цель следует учитывать наличие книжных фондов. Расходы на производственную практику
предусматриваются в соответствии с Положением "О производственной практике
студентов высших учебных заведений СССР", утвержденным Приказом Министра
высшего и среднего специального образования СССР от 30 мая 1968 г. N 444. В состав ассигнований на проведение
производственной практики включаются также расходы на учебную практику, если
эта практика проводится вне места нахождения учебного заведения. При исчислении расходов
прежде всего необходимо определить общее число студентов, проходящих
производственную и учебную практику, в том числе вне места нахождения вуза, а
также продолжительность практики исходя из учебных планов по соответствующим
специальностям. По этим показателям определяется общее число дней практики на
всех студентов, выезжающих на практику. Общая сумма расходов на выплату суточных
определяется путем умножения числа человеко-дней практики на размер суточных
(50 коп. на одного студента в
день). При этом следует иметь в виду, что студентам, находящимся на учебной
практике, суточные выплачиваются только в тех случаях, когда эта практика
проводится в полевых условиях. К полученной сумме добавляются расходы по
проезду студентов до баз практики и обратно. При определении
ассигнований на производственную практику следует иметь в виду, что в
соответствии с Приказом Министерства высшего и среднего специального
образования СССР от 6 августа 1973 г. N 651 в целях сокращения расходов на
проезды студентов и преподавателей к месту практики, высшие учебные заведения
должны подбирать в качестве баз практики, как правило, ближайшие к вузу
производственные объединения (комбинаты), учреждения и организации. Направление на практику на значительные расстояния может
быть только в исключительных случаях. По расходам на производственную практику
также планируются затраты, связанные с руководством
профессорско-преподавательским составом практикой. В частности,
предусматриваются расходы на проезд педагога на практику в оба конца, выплату
суточных педагогу за время в пути и пребывания на месте практики, а также
квартирные. В соответствии с вышеуказанным Приказом Министерства высшего и
среднего специального образования СССР направление студентов младших курсов на
производственную практику осуществляется, как правило, учебными группами по 15
- 30 человек, студенты выпускных курсов могут направляться по 3 - 10 человек. При планировании расходов на производственную
практику студентов педагогических вузов следует руководствоваться Типовой
инструкцией по организации и проведению педагогической практики студентов
педагогических институтов, утвержденной Министерством просвещения СССР 13
ноября 1972 года. В соответствующие виды расходов статьи 5
включается фонд заработной платы нештатных работников, привлекаемых к сезонным
работам на опытных участках, доставке и разгрузке материалов для учебных и
научных целей и др. Расходы на заработную плату нештатного
состава показываются после итога по ст. 5 отдельной строкой "в том числе
заработная плата нештатного (несписочного)
состава". В необходимых случаях расходы, имеющие
большое значение для отдельных учебных заведений, могут быть включены в смету
на основании специальных расчетов (например, оплата проезда для лагерных сборов
в физкультурных институтах и т.п.). Статья 8. Стипендии Расходы по этой
статье предусматриваются по смете высшего учебного заведения отдельно на
выплату стипендий советским студентам, обучающимся с отрывом от работы,
студентам-иностранцам, студентам последних курсов вечернего и заочного обучения
в период месячного отпуска, предоставляемого им в соответствии с действующим
законодательством для ознакомления непосредственно на производстве с работой по
избранной специальности, аспирантам, ординаторам и слушателям курсов
преподавателей иностранного языка, подготовительных отделений, факультетов повышения квалификации преподавателей и других
работников, которым в соответствии с отдельными решениями Правительства СССР
выплачивается стипендия за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных по
смете высшего учебного заведения. Ассигнования по стипендиальному фонду
определяются исходя из среднегодового количества студентов (учащихся,
слушателей), получающих стипендии, и установленных размеров стипендий. Размеры и порядок назначения стипендий
установлены: 1. Студентам - Постановлением ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 18 октября 1971 г. N 755 <*>, а также Приказами
Министра высшего и среднего специального образования СССР от 18 апреля 1972 г.
N 303 и от 15 мая 1972 г. N 376. -------------------------------- <*> Содержание Постановления
приведено в письме Минфина СССР от 17 ноября 1971 г. N 230. 2. Аспирантам - указанным Постановлением
ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также Постановлением ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 20 августа 1956 г. N 1174. 3. Врачам, обучающимся в клинической
ординатуре, - Постановлением Совета Министров СССР от 29 октября 1966 г. N 849
<*>. -------------------------------- <*> Содержание Постановления
приведено в письме Минфина СССР от 12 ноября 1966 г. N 363. С 1 сентября 1972
г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1966 г.
N 849 и письмом Минздрава СССР, согласованным с Министерством финансов СССР от
13 сентября 1972 г. N 02-14/46, размер стипендий клиническим ординаторам
определяется по пункту "е" приложения N 1 к Постановлению ЦК КПСС,
Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 июля 1972 г. N 522 <*>. -------------------------------- <*> Содержание этого Постановления
приведено в письме Минфина СССР от 16 августа 1972 г. N 153. 4. Слушателям подготовительных отделений -
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1969 г. N 681
<*> и распоряжением Совета Министров СССР от 17 декабря 1970 г. N 2599р и
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 октября 1971 г. N 755. При
этом следует иметь в виду, что стипендии учащимся этих отделений по всем видам
специальностей выплачиваются в размере 40 руб. в месяц. -------------------------------- <*> Содержание этого Постановления
приведено в письме Минфина СССР от 22 сентября 1969 г. N 246. 5. Слушателям факультетов повышения
квалификации преподавателей вузов - Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 3 сентября 1966 г. N 729 <*>. -------------------------------- <*> Содержание этого Постановления
приведено в письме Минфина СССР от 17 октября 1966 г. N 338. 6. Слушателям факультетов
повышения квалификации руководящих работников колхозов и совхозов и
специалистов сельского хозяйства - Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 15 января 1966 г. N 38 <*>. -------------------------------- <*> Содержание этого Постановления
приведено в письме Минфина СССР от 10 февраля 1966 г. N 61. 7. Слушателям факультетов
усовершенствования врачей - Постановлением Совета Министров СССР от 4 марта
1965 г. N 131 <*>. -------------------------------- <*> Содержание этого Постановления
приведено в письме Минфина СССР от 31 марта 1965 г. N 109. 8. Материальное обеспечение студентов и
аспирантов из зарубежных стран определяется специальными решениями. Расходы высшего учебного заведения на
выплату стипендий исчисляются, как правило, исходя из среднегодового числа
стипендиатов и среднего расхода по стипендии на одного стипендиата в год. Среднегодовое число
студентов-стипендиатов дневного обучения исчисляется по проценту обеспечения
стипендиями, который по каждому вузу устанавливается ежегодно руководством
министерства (ведомства) с учетом числа стипендиатов по отчету за период,
предшествующий планируемому году, числа студентов, командированных в вузы в
соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18 сентября 1959 г. N
1099 <*> промышленными предприятиями, совхозами, колхозами и другими
организациями, на которые было распространено это Постановление. -------------------------------- <*> Содержание этого Постановления
приведено в письме Минфина СССР от 14 октября 1959 г. N 300. При этом среднегодовое число стипендиатов
из числа лиц, командированных промышленными предприятиями, совхозами и
колхозами, определяется исходя из отчетных данных за последний год и
предполагаемого приема студентов, командируемых на учебу. После установления процента обеспечения
стипендиями студентов определяется общее среднегодовое число стипендиатов. Так,
если общее число студентов определено по вузу 1000 чел., а общий процент
обеспеченности установлен в 72%, то общее число стипендиатов составит 720
человек. Для определения численности стипендиатов,
получающих стипендии за счет бюджета, из общего среднегодового числа
стипендиатов вычитается среднегодовое число стипендиатов, получающих стипендии
за счет предприятий и организаций. Среднегодовой расход по стипендии,
выплачиваемой студентам за счет бюджета, определяется следующим образом. Из общей суммы фактически
израсходованного за счет бюджетных ассигнований стипендиального фонда за
предшествующий год вычитаются затраты на выплату стипендий студентам,
обучающимся на вечерних и заочных факультетах, студентам-иностранцам,
аспирантам (советским и иностранным) и ординаторам, учащимся подготовительных
отделений и затраты на другие виды стипендий. Также исключается из указанной общей
суммы фактического стипендиального фонда сумма пятнадцатипроцентной надбавки к
стипендии студентам, установленной ректором вуза за отличные и хорошие оценки,
поскольку эта надбавка может выплачиваться в пределах утвержденного учебному
заведению стипендиального фонда. Полученная таким образом сумма
фактических расходов стипендиального фонда советских студентов (включая выплату
именных стипендий и установленных действующим положением надбавок
студентам-отличникам и другие) делится на фактическое среднегодовое число
советских студентов-стипендиатов за счет бюджета. Бюджетные ассигнования на выплату
советским студентам стипендий на планируемый год исчисляются исходя из
определенного выше среднегодового числа студентов-стипендиатов на планируемый
год за счет бюджета и фактического среднего расхода по стипендии советских
студентов. Отдельно в разделах
"б", "в", "г" и т.д. расчетов к смете по ст. 8
определяются ассигнования на выплату стипендий студентам вечерних и заочных
факультетов (отделений), аспирантам, ординаторам, слушателям курсов
преподавателей иностранного языка вузов, учащимся подготовительных отделений,
слушателям институтов усовершенствования врачей, факультетов повышения
квалификации преподавателей и других факультетов при вузах, слушателям которых
в соответствии с действующим законодательством установлена выплата стипендий за счет бюджета. Статья 9. Питание Расходы на питание в высших учебных
заведениях предусматриваются при наличии специальных решений Правительства
СССР. Предоставление бесплатного питания за счет государства разрешено, в
частности, в некоторых высших мореходных училищах, являющихся учебными
заведениями закрытого типа, в отдельных учебных заведениях, осуществляющих
подготовку студентов (курсантов) из числа народностей Крайнего Севера,
нуждающимся учащимся отдельных учебных заведений Средней Азии, где
осуществляется подготовка женских национальных кадров. Если для
предоставления бесплатного питания учащимся в учебном заведении организована
собственная столовая, то на статью 9 относятся только расходы по приобретению
продуктов питания, так как в этом случае затраты на содержание штата столовой,
ее помещений, расходы, связанные с приготовлением пищи, ремонтом помещений,
приобретением инвентаря и оборудования, предусматриваются по соответствующим
статьям сметы. Если же учебное заведение заключило
договор на организацию питания студентов (курсантов) со столовой,
подведомственной торгующей организации, то на статью 9 относятся затраты на
оплату всей стоимости рациона питания, включая наценку на стоимость сырьевого
набора, установленную для покрытия расходов, связанных с приготовлением пищи и
содержанием столовой. На эту статью относятся также затраты по
выдаче студентам денег взамен питания в тех случаях, когда это установлено
решениями Правительства СССР. Сюда же относятся расходы на предоставление работникам
учебного заведения спецпитания и молока (за вредные условия работы), расходы на
питание в физкультурных вузах в период лагерных сборов, если это разрешено в
установленном порядке. Расходы на предоставление студентам
(курсантам) бесплатного питания определяются исходя из установленного решением
Правительства СССР набора продуктов питания и утвержденной для высшего учебного
заведения денежной нормы расхода на питание на 1 студента в день. Для определения ассигнований на питание
уточняется среднегодовой контингент студентов (курсантов), получающих питание в
планируемом году, а также среднее число дней питания на одного студента
(курсанта) в год. Общее число человеко-дней питания умножается на стоимость
рациона одного студента (курсанта) в день. Расходы на выдачу бесплатного спецпитания
(жиров, молока и т.д.) работникам учебных заведений определяются по особому
расчету исходя из числа работников, имеющих право на получение указанных видов
питания, и установленных ВЦСПС норм предоставления дополнительного питания за
вредные условия. По ст. 9 сметы высшего учебного заведения
не могут планироваться расходы на спецпитание работников подсобных хозрасчетных
предприятий высшего учебного заведения, а также лиц, получающих заработную
плату за счет поступлений по смете специальных средств или за счет ассигнований
по другим параграфам классификации расходов бюджета. Статья 12. Приобретение оборудования и инвентаря По этой статье за счет бюджета
планируются расходы на приобретение в действующих учебных заведениях инвентаря
и оборудования, используемого для учебных и хозяйственных целей, на
приобретение мебели для учебных зданий и общежитий, машин и механизмов,
используемых для учебного процесса и т.п. Затраты на перевозку этих предметов
предусматриваются также по этой статье расходов. Первоначальное оборудование учебных
заведений, организуемых во вновь отстроенных зданиях, и оборудование вновь
выстроенных зданий для действующих учебных заведений производится за счет сметы
по капитальному строительству соответствующих зданий. Объем затрат на приобретение инвентаря и
оборудования устанавливается по смете учебного заведения вышестоящей
организацией в пределах ассигнований, предусмотренных по смете министерства
(ведомства) на эту цель, с учетом наличия имеющегося инвентаря и оборудования и
перечня основных предметов этого оборудования, намеченного к приобретению в
планируемом году. Статья 14. Приобретение мягкого инвентаря и обмундирования По этой статье
предусматриваются расходы в установленном порядке по обеспечению
обмундированием курсантов учебных заведений закрытого типа, на приобретение
спецодежды для профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного и
прочего персонала кафедр медицинских вузов, на приобретение спортивной формы
для студентов физкультурных вузов и физкультурных факультетов педагогических
высших учебных заведений, защитной одежды, на постельные принадлежности для
общежитий вузов. При планировании расходов на приобретение
мягкого инвентаря по сметам физкультурных институтов и факультетов следует
иметь в виду, что стоимость полного комплекта спортивной формы, которой
снабжаются студенты первых курсов обучения, определена раздельно для
студентов-мужчин и студентов-женщин. Курсантам училищ закрытого типа выдается
бесплатно комплект форменной одежды. Исходя из установленного перечня
предметов, входящих в комплект, определяется стоимость полного комплекта
обмундирования, выдаваемого курсанту первого года обучения. Стоимость комплекта обмундирования для
учащихся второго и последующих курсов обучения определяется в зависимости от
установленных сроков носки отдельных предметов комплекта форменной одежды. Расходы на указанную цель по смете училищ
планируются исходя из установленной в вышеприведенном порядке стоимости комплекта
обмундирования и контингента курсантов, обучающихся на соответствующих курсах. Планирование расходов на приобретение
мягкого инвентаря для профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного
персонала кафедр медицинских вузов осуществляется исходя из среднегодового
количества работников и средней стоимости комплекта мягкого инвентаря,
предоставляемого каждому работнику. В физкультурных вузах и на физкультурных
факультетах педагогических высших учебных заведений на каждого вновь принятого
студента в смете предусматриваются ассигнования на приобретение полного
комплекта спортивной формы. Для студентов второго и последующих годов
обучения в сметах предусматриваются ассигнования в зависимости от установленных
сроков носки отдельных предметов спортивной формы. Планирование
расходов на мягкий инвентарь для общежитий осуществляется исходя из стоимости
одного комплекта постельного белья, установленной по утвержденной в
соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 3 октября 1966 г. N 801
<*>, Госпланом СССР, Госстроем СССР и Министерством финансов СССР по
согласованию с ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ типовой норме снабжения общежитий постельным
инвентарем, а также норме износа инвентаря (письмо Министерства финансов СССР от 1 июля 1967 г. N 215). -------------------------------- <*> Содержание Постановления
приведено в письме Министерства финансов СССР от 3 ноября 1966 г. N 358. Исходя из указанных норм, полная
стоимость комплекта постельных принадлежностей при планировании расходов на
новые места общежитий установлена в размере 66 руб. 29 коп.
на одно место, а стоимость ежегодного пополнения
действующих мест - 18 руб. 08 коп. на одно место. Ассигнования на приобретение мягкого
инвентаря определяются исходя из количества действующих и вновь вводимых мест
общежитий и указанных денежных норм обеспечения их инвентарем. Например, на начало планируемого года в
общежитиях имеется 400 мест. В планируемом году проектируется ввести в
эксплуатацию еще 100 новых мест. 400 мест x 18 руб. 08 коп. = 7,2 тыс. руб. 100 мест x 66 руб. 29 коп. = 6,6 тыс. руб. ------------------------------------------ Итого 13,8 тыс. руб. При определении ассигнований по сметам
высших учебных заведений на приобретение мягкого инвентаря следует вносить
коррективы с учетом наличия этого инвентаря. Приобретение белья для организации
спортивно-оздоровительных лагерей, ночных профилакториев и т.д.
предусматриваться не должно. Статья 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений Ассигнования на капитальный ремонт зданий
и сооружений предусматриваются вышестоящей организацией данному учебному
заведению на основании перечня работ, которые требуют первоочередного
выполнения в соответствии с имеющимися дефектными ведомостями. В смету учебного
заведения по ст. 16 включаются ассигнования на капитальный ремонт общежитий и
столовых, находящихся на балансе вуза. Однако средства на капитальный ремонт
зданий подсобных, опытных и других организаций, содержащихся за счет бюджетных
ассигнований (детский сад, пионерлагерь, проблемные лаборатории, имеющие
обособленные помещения), предусматриваемых по другим параграфам классификации
расходов или содержащихся за счет специальных средств, по смете вуза за счет
бюджета не планируются. В соответствии с письмом Министерства
финансов СССР от 13 апреля 1951 г. N 665 на производство капитального ремонта
по основной смете вуза в качестве источника финансирования направляется часть
средств, поступающих от выполнения научно-исследовательских работ по договорам
с заказчиками. Поэтому по смете высшего учебного
заведения ассигнования на капитальный ремонт предусматриваются за вычетом
стоимости капитального ремонта, включенной в смету специальных средств на
выполнение научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками. Необходимо также иметь в виду, что если
часть здания высшего учебного заведения передана какой-либо организации на
правах аренды, то в поступающую от арендаторов или субарендаторов арендую плату включаются расходы, необходимые для осуществления
капитального ремонта переданного в аренду здания. Эти расходы также должны
учитываться в качестве источника покрытия общих затрат по смете вуза на
капитальный ремонт. Капитальный ремонт зданий, арендуемых
учебным заведением, может производиться за счет вуза в тех случаях, когда это
предусматривается арендными договорами. Статья 18. Прочие расходы По этой статье планируются расходы на
культурно-просветительную и физкультурную работу, которые определяются по
нормам на одного студента только дневного отделения (среднегодового).
Практически существуют общие нормативы на этот вид затрат, составляющие 5 - 6
руб. в год на одного учащегося вуза, включая аренду спортсооружений и тиров.
При этом следует иметь в виду, что при проведении спортивных соревнований по
календарю Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР
(или республиканских комитетов) за счет ассигнований на массово-спортивную
работу могут быть отнесены расходы только по проезду участников на место
соревнования и обратно. Остальные расходы, связанные с проведением соревнований
(питание, оплата судей, наем жилья), относятся за счет средств указанных
комитетов. По этой статье планируются расходы на
аренду общежитий и затраты на покрытие разрыва между суммой поступлений и
расходов на содержание общежитий по смете специальных средств, но не выше
установленной нормы дотации. Начальник Управления финансирования культуры и здравоохранения В.КИСЕЛЕВА |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |