МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ПРИКАЗ от 27 июля 1973 г. N 566 О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИХ ПУНКТОВ СТРАНЫ Программой КПСС, решениями XXIII и XXIV
съездов КПСС, постановлениями пленумов ЦК КПСС по сельскому хозяйству намечена
широкая программа дальнейшей интенсификации сельскохозяйственного производства. В соответствии с
директивами партии и правительства в стране проведена работа по повышению
качества медицинской помощи сельскому населению, укреплению
материально-технической базы учреждений здравоохранения, укомплектованию их
квалифицированными кадрами, оснащению современным медицинским оборудованием,
развитию и приближению специализированной медицинской помощи к сельскому
населению, осуществлены меры по улучшению охраны здоровья женщин и детей в
сельской местности. Вследствие специфики условий жизни и
труда жителей сельской местности значительную роль в обеспечении сельского
населения медицинской помощью выполняют фельдшерско-акушерские пункты. В 1972
году в сельской местности страны насчитывалось 89718 фельдшерско-акушерских
пунктов, в них было сделано 229733,0 тыс. амбулаторных посещений жителей и
91660,8 тыс. посещений среднего медицинского персонала фельдшерско-акушерских
пунктов к жителям на дому. Осуществляемые в последние годы
мероприятия по приближению к сельскому населению врачебной помощи
способствовали изменению содержания работы фельдшерско-акушерских пунктов, в
деятельности которых усилилась профилактическая направленность. Изучение работы
значительного числа фельдшерско-акушерских пунктов показало, что в большинстве
из них более половины всех посещений составляют посещения по поводу выполнения
врачебных назначений, 1/3 - по поводу профилактических осмотров, наименьшее
количество составляют посещения по поводу заболеваний. В большинстве республик, в связи с
развитием сети врачебных родовспомогательных стационаров, наличием хороших
путей сообщения, транспорта и средств связи,
происходит сокращение сети колхозных родильных домов. В целом по стране с 1965
года по 1973 г. число колхозных роддомов уменьшилось на 3403 и коек в них - на
10678. В результате
повышения материального и культурного уровня жизни сельского населения, а также
правильной организации работы по проведению профилактических, лечебных и
оздоровительных мероприятий медицинские работники многих фельдшерско-акушерских
пунктов добились на своих участках резкого снижения детской смертности, инфекционной
заболеваемости, ликвидации дифтерии, полного охвата рожениц стационарным
родовспоможением и активного участия населения в работе по санитарному
благоустройству сел и деревень: Славянский фельдшерско-акушерский пункт Курчумского
района Восточно-Казахстанской области, зав. т. Рыбалко Н.Я.; Калининский - Тульчинского района Винницкой области, зав. т. Каракой Т.К.; Малиновский - Даугавпилского
района Латвийской ССР, зав. т. Петроченко Н.К.; Ангорский - Термезского
района Сурхандарьинской области Узбекской ССР, зав. т. Хузайкулова;
Даниловский - Калининской области, зав. т. Богачева
Н.М.; Барановский - Гродненской области БССР, зав. т. Цихун О.Н.; Куйконак - Вахшского массива Таджикской ССР и др. Медицинские работники перечисленных и
многих других фельдшерско-акушерских пунктов пользуются заслуженным авторитетом
у населения, партийных и советских органов, руководителей колхозов и совхозов,
удостоены правительственных наград. В числе медицинских работников страны,
удостоенных высокого звания Героя Социалистического Труда, заведующие
фельдшерско-акушерскими пунктами: Каракой Тихон
Кириллович (Винницкая область), Кетова Анастасия
Степановна (Смоленская область), Федореева Надежда
Георгиевна (Приморский край). За прошедшие годы органами
здравоохранения союзных республик при активной помощи партийных и советских
органов, колхозов, совхозов и общественных организаций были осуществлены
мероприятия по улучшению материально-технического состояния
фельдшерско-акушерских пунктов, оснащению их медицинским оборудованием,
инструментарием и хозяйственным инвентарем, телефонизации, укомплектованию
медицинскими работниками, повышению качества работы фельдшерско-акушерских
пунктов. В ряде республик по этим вопросам были приняты специальные
постановления и изданы приказы органов здравоохранения. Большую помощь в улучшении
материально-технической базы и строительстве фельдшерско-акушерских пунктов
оказали колхозы и совхозы. Так, в течение 8-й пятилетки в РСФСР было построено
более 4 тысяч новых фельдшерско-акушерских пунктов и для 3,5 тыс. пунктов
совхозы и колхозы предоставили хорошие помещения. В Украинской ССР за этот период на
средства колхозов и совхозов построено более 3 тысяч пунктов. Во всех республиках проведена работа по
обеспечению фельдшерско-акушерских пунктов транспортом колхозов и совхозов.
Так, министерствами здравоохранения и сельского хозяйства Казахской ССР издано
и направлено в области письмо "О порядке предоставления транспорта
медицинским работникам сельской местности". В РСФСР по этому вопросу разработано специальное
положение. За прошедшие годы в стране улучшилась
укомплектованность фельдшерско-акушерских пунктов медицинскими работниками. В
1972 году в целом по СССР этот показатель составил 97,8%; в Узбекской ССР -
98,5%; в Грузинской ССР - 99,1%; Молдавской ССР - 98,5%. Число фельдшерско-акушерских пунктов, не
имеющих ни одного среднего медицинского работника за период с 1965 г. по 1971
г., уменьшилось в целом по стране более чем в 2 раза (с 3635 до 1384). Такое положение достигнуто в результате
большой работы органов здравоохранения, успешно решающих совместно с
партийными, советскими и хозяйственными организациями сельских районов вопросы
создания надлежащих условий труда и быта для медицинских работников
фельдшерско-акушерских пунктов. Большое внимание уделяется работе по
повышению квалификации медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов. Основной формой повышения квалификации
являются республиканские, краевые, областные курсы специализации и
усовершенствования средних медицинских работников. Кроме того при областных
(краевых, республиканских) и центральных районных больницах проводится
повышение квалификации на прерывистых семинарах, декадниках, межрайонных и
районных тематических совещаниях; на базах лучших фельдшерско-акушерских
пунктов практикуется проведение "Дня фельдшера", "Дня
акушерки" и "Дня патронажной медсестры". Повысился уровень
организационно-методического руководства работой фельдшерско-акушерских пунктов
со стороны органов здравоохранения республик (краев, областей),
республиканских, краевых, областных и центральных районных больниц. Вопросы
деятельности фельдшерско-акушерских пунктов систематически заслушиваются на
коллегиях, медсоветах, издаются соответствующие
приказы, письма по обмену опытом работы, проводятся совещания и съезды средних
медицинских работников (РСФСР, Украинская, Латвийская, Молдавская, Казахская и
др. республики). Большая работа по улучшению деятельности
фельдшерско-акушерских пунктов была проведена Калининским
облздравотделом. С этой целью специалисты оргметодотдела Калининской областной больницы и центральных
районных больниц провели детальное изучение состояния работы
фельдшерско-акушерских пунктов. На основе полученных сведений совместно с
партийными и советскими органами, руководителями колхозов и совхозов,
общественностью районов были разработаны и осуществлены мероприятия по
улучшению материальной базы фельдшерско-акушерских пунктов, укомплектованию их
кадрами, повышению качества медицинской помощи, оказываемой
фельдшерско-акушерскими пунктами. В Молдавской ССР большинство
фельдшерско-акушерских пунктов переведены в новые помещения, которые, с целью
более рационального использования медицинских работников, строятся в комплексе
с аптечным пунктом и детской молочной кухней. Наряду с этим в некоторых республиках,
краях, областях руководители органов и учреждений здравоохранения не уделяют
должного внимания организации работы фельдшерско-акушерских пунктов,
укомплектованию медицинскими кадрами и повышению их квалификации, созданию
надлежащих условий работы. Материально-техническое состояние еще
многих фельдшерско-акушерских пунктов продолжает оставаться неудовлетворительным,
в ряде мест они занимают малоприспособленные помещения, располагаются в
арендуемых зданиях (Казахская, Узбекская, Таджикская Республики и др., ряд
областей Украинской ССР, РСФСР). Значительное число фельдшерско-акушерских
пунктов все еще неудовлетворительно оснащено медицинским и хозяйственным
оборудованием; особенно плохо они обеспечиваются весами, ростомерами,
гинекологическими креслами. На многих фельдшерско-акушерских пунктах не созданы
надлежащие условия для хранения термолабильных медикаментов и препаратов,
содержащих ядовитые, наркотические и сильнодействующие вещества. В отдельных районах не организован
регулярный завоз медикаментов на фельдшерско-акушерские пункты, выполняющие
одновременно функции аптечных пунктов, в результате чего ассортимент
медицинских товаров в них крайне недостаточен. Органы здравоохранения не принимают
должных мер для обеспечения своевременного и полного выделения сельсоветами
средств, ассигнований фельдшерско-акушерским пунктам на приобретение
медицинского оборудования, инвентаря, медикаментов. В ряде республик (РСФСР, Казахской,
Украинской ССР, Таджикской, Литовской) имеются фельдшерско-акушерские пункты,
не укомплектованные средними медицинскими работниками, например в Украинской
ССР и года в год остаются неукомплектованными более 100 фельдшерско-акушерских
пунктов. Одной из причин недостаточной
укомплектованности фельдшерско-акушерских пунктов является текучесть
медицинских кадров из сельской местности, обусловленная, в основном,
неудовлетворительными жилищно-бытовыми и производственными условиями работников
пунктов. В большинстве областей, краев, республик
недостаточно проводится работа по аттестации заведующих фельдшерско-акушерскими
пунктами. Во многих случаях ограничено проводится повышение квалификации
медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов, мало используются такие
хорошо зарекомендовавшие себя формы работы, как повышение квалификации на
курсах в районных и областных (краевых, республиканских) лечебных учреждениях,
очно-заочное обучение, прерывистые семинары. Уровень организационно-методической
работы и руководства областных (краевых, республиканских) и центральных
районных больниц фельдшерско-акушерскими пунктами во многих случаях еще
недостаточный. Выезды врачей часто носят формальный характер, не даются
конкретные предложения по улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов, нет
проверки выполнения предложений, данных ранее. Имеют место случаи, когда
вследствие отсутствия должного врачебного контроля за
работой фельдшерско-акушерских пунктов фельдшера и акушерки ведут в широком
объеме самостоятельный прием больных, взрослых и детей, и их лечение,
недостаточно выполняют врачебные назначения и профилактические мероприятия. В ряде мест выявлена слабая
преемственность в работе фельдшерско-акушерских пунктов и соответствующих
лечебно-профилактических учреждений по охране здоровья детей и женщин,
следствием чего является недостаточная ориентация медицинских работников
фельдшерско-акушерских пунктов в воспитании здорового ребенка, позднее
выявление заболевших детей в возрасте до 1 года и неумение оказать им первую
доврачебную помощь; позднее взятие на учет беременных, недостаточное их
обследование и несвоевременное направление к врачу. В некоторых местах слабо осуществляется
врачебный контроль за работой фельдшеров, которым
разрешена выдача больничных листков, вследствие чего выявлены случаи небрежного
хранения и необоснованной выдачи больничных листков. Обеспечение фельдшерско-акушерских
пунктов утвержденной медицинской документацией во многих районах осуществляется
с перебоями, в связи с чем ведется произвольная
документация. В отдельных республиках (Молдавская,
Казахская) создается сеть акушерских пунктов вместо закрываемых колхозных
родильных домов. Самостоятельные акушерские пункты не входят в номенклатуру
учреждений здравоохранения и существование их неправомерно. Имеет место в ряде республик, областей
необоснованное развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов. В целях дальнейшего улучшения работы
фельдшерско-акушерских пунктов: I. Утверждаю: 1) Положение о фельдшерско-акушерском
пункте (Приложение N 1). 2) Положение о заведующем
фельдшерско-акушерским пунктом (Приложение N 2). 3) Положение об акушерке
фельдшерско-акушерского пункта (Приложение N 3). 4) Положение о патронажной медицинской
сестре фельдшерско-акушерского пункта (Приложение N 4). 5) Положение о санитарке
фельдшерско-акушерского пункта (Приложение N 5). II. Приказываю: 1. Министрам здравоохранения союзных,
автономных республик, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения: 1) осуществить
мероприятия по совершенствованию работы фельдшерско-акушерских пунктов, имея в
виду усиление профилактической и оздоровительной работы; строго ограничить
лечебную деятельность медицинских работников пунктов их компетенцией; 2) повысить уровень организационно-методического
руководства и помощи в работе фельдшерско-акушерских пунктов со стороны
учреждений здравоохранения районов; обеспечить четкую преемственность в работе
фельдшерско-акушерских пунктов с другими учреждениями здравоохранения района; 3) обеспечить наиболее рациональное
использование сети имеющихся фельдшерско-акушерских пунктов, развертывание
новых учреждений осуществлять лишь в крайних случаях, при невозможности
обеспечения максимального приближения врачебной помощи. Рассмотреть вопрос о реорганизации
отдельных фельдшерско-акушерских пунктов во врачебные амбулатории, с учетом
местных условий; 4) обязать местные органы здравоохранения
с учетом конкретных условий и объема работы не вводить должности акушерок в
колхозные родильные дома, расположенные на территории деятельности
фельдшерско-акушерских пунктов, а их функции возлагать на акушерок этих
пунктов. Предусмотреть сокращение колхозных
родильных домов исходя из того, что главным направлением в обеспечении
акушерской помощи на селе является приближение врачебного стационара
родовспоможения; 5) до конца 1973 года реорганизовать в
фельдшерско-акушерские пункты или ликвидировать, в зависимости от местных
условий, существующие акушерские пункты; 6) в течение 1973 года проверить
состояние материально-технической базы и организацию работы
фельдшерско-акушерских пунктов и разработать мероприятия по дальнейшему
улучшению их деятельности, имея в виду: - обеспечить в
ближайшие 2 - 3 года улучшение материально-технической базы
фельдшерско-акушерских пунктов, оснащение их медицинским оборудованием,
инструментарием, мягким и твердым инвентарем. Внести, при необходимости, на рассмотрение Совета
Министров союзных республик предложения по строительству фельдшерско-акушерских
пунктов за счет нецентрализованных источников финансирования, улучшению условий
размещения фельдшерско-акушерских пунктов за счет предоставления местными
советами, колхозами, совхозами и другими хозяйственными организациями
соответствующих санитарным требованиям помещений, по обеспечению
фельдшерско-акушерских пунктов телефонной связью, транспортом и улучшению
жилищно-бытовых условий медицинских работников пунктов; - организовать бесперебойное снабжение
фельдшерско-акушерских пунктов необходимым ассортиментом медикаментов,
перевязочных средств, бакпрепаратов, дезсредств и др. и обеспечить постоянный контроль со
стороны районных аптек за работой аптечных пунктов в сельской местности; - обеспечить дальнейшее расширение сети
молочных кухонь в сельской местности, создавая в них необходимые санитарно-гигиенические
условия; - обеспечить создание передвижных
фельдшерско-акушерских пунктов в районах отгонного животноводства; - принять меры по укомплектованию
фельдшерско-акушерских пунктов медицинскими кадрами; шире проводить аттестацию
заведующих фельдшерско-акушерскими пунктами; - улучшить работу
по повышению квалификации фельдшеров, акушерок, патронажных медицинских сестер
фельдшерско-акушерских пунктов, обеспечить усовершенствование знаний каждого из
средних медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов не реже 1 раза в
5 лет, используя для этого постоянно действующие курсы по усовершенствованию и
специализации средних медицинских (фармацевтических) кадров, а также путем
проведения семинаров, декадников, заочно-очных и прерывистых курсов; - шире проводить
мероприятия по изучению и распространению передового опыта работы
фельдшерско-акушерских пунктов путем организации на базе лучших из них
постоянно действующих республиканских, областных и районных школ передового
опыта, издания методических писем, освещающих передовые формы и методы работы
фельдшерско-акушерских пунктов, а также проведения по данному вопросу
конференций и совещаний фельдшеров, акушерок и патронажных медицинских сестер; 7) довести до сведения работников
фельдшерско-акушерских пунктов должностные права и обязанности, утвержденные
настоящим Приказом. 2. Директору Всесоюзного
научно-исследовательского института социальной гигиены и организации
здравоохранения им. Н.А. Семашко тов. Богатыреву И.Д. в течение 1973 - 1975
гг.: - изучить лучшие формы и методы
лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической деятельности
фельдшерско-акушерских пунктов и подготовить информационно-методическое письмо,
обобщающее передовой опыт их работы; - разработать
проект методических указаний о работе заведующего фельдшерско-акушерских
пунктом, фельдшера, акушерки и патронажной медицинской сестры
фельдшерско-акушерского пункта, определяющих формы и методы их работы, в том
числе формы их участия в работе по диспансерному обслуживанию больных и
отдельных групп здорового взрослого населения и детей, в пределах прав и
обязанностей, предусмотренных Положениями, утвержденными настоящим Приказом. 3. Директору Центрального
научно-исследовательского института санитарного просвещения тов. Лоранскому Д.Н. разработать и издать в 1974 - 1975 гг.
наглядные пособия, плакаты, материалы для печати, радио и телевидения по
вопросам охраны здоровья женщин и детей в сельской местности. 4. Начальнику Отдела медицинской
статистики тов. Церковному Г.Ф. совместно с отраслевыми управлениями в течение
1973 - 1974 гг. пересмотреть учетно-отчетную документацию
фельдшерско-акушерских пунктов. 5. Начальнику Главного управления учебных
заведений тов. Исакову Ю.Ф. совместно с отраслевыми управлениями разработать
мероприятия по улучшению работы по повышению квалификации медицинских
работников фельдшерско-акушерских пунктов. 6. Директору ГИПРОНИИЗДРАВа
тов. Рощину А.В. осуществить в плане работ на 1973 год изучение и обобщение
опыта проектирования и строительства фельдшерско-акушерских пунктов и дать
рекомендации по использованию наилучших проектных решений
фельдшерско-акушерских пунктов. 7. Считать утратившим силу
"Положение о сельском фельдшерско-акушерском пункте", утвержденное
31.12.1954. Министр здравоохранения СССР Б.В.ПЕТРОВСКИЙ Приложение N 1 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 г. N 566 ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОМ ПУНКТЕ I. Фельдшерско-акушерский пункт является
амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на
объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого
производится органом здравоохранения в установленном порядке. II. Фельдшерско-акушерский пункт
находится в ведении сельского Совета депутатов трудящихся. Руководство деятельностью
фельдшерско-акушерского пункта осуществляет больничное или
амбулаторно-поликлиническое учреждение, которому он подчинен. III. Персонал фельдшерско-акушерского
пункта руководствуется в своей работе действующим законодательством, настоящим
Положением, приказами, инструкциями, методическими и другими указаниями органов
здравоохранения. IV. На фельдшерско-акушерский пункт
возлагается: 1. Проведение мероприятий, направленных на: а) профилактику и снижение
заболеваемости, в том числе инфекционной; профилактику и снижение паразитарных
и профессиональных заболеваний, травматизма и отравлений среди колхозников,
работников совхозов и других предприятий; б) снижение смертности, в том числе
детской и материнской; в) повышение санитарно-гигиенической
культуры населения. 2. Оказание населению доврачебной
медицинской помощи. 3. Участие в текущем санитарном надзоре
за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными
и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест. 4. Проведение подворных обходов по
эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с
ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания. 5. Извещение территориальной
санитарно-эпидемиологической станции в установленном порядке об инфекционных,
паразитарных и профессиональных заболеваниях, отравлениях населения и
выявленных нарушениях санитарно-гигиенических требований. V. Фельдшерско-акушерский пункт должен
иметь набор помещений, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям и задачам
работы данного учреждения, а также оснащение в соответствии с табелем
оборудования и средства связи. Обеспечение работников фельдшерско-акушерских
пунктов транспортными средствами для выполнения возложенных на них задач
производится бесплатно, в соответствии с "Основами законодательства Союза
ССР и союзных республик о здравоохранении", в порядке, устанавливаемом
Исполкомами местных Советов депутатов трудящихся. VI. На фельдшерско-акушерский пункт могут
возлагаться функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных
форм и других аптекарских товаров. VII. Штаты фельдшерско-акушерского пункта
устанавливаются в соответствии с действующими штатными нормативами. Работу
фельдшерско-акушерского пункта возглавляет заведующий. VIII. Фельдшерско-акушерский пункт имеет
свою смету, круглую печать и штамп с указанием своего наименования. IX. Фельдшерско-акушерский пункт в
установленном порядке составляет и представляет планы и отчеты о своей
деятельности, ведет учетно-отчетную документацию. Заместитель начальника Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР С.СЯГАЕВ Приложение N 2 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 г. N 566 ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАВЕДУЮЩЕМ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИМ ПУНКТОМ - ФЕЛЬДШЕРЕ I. На должность заведующего
фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается специалист, окончивший
среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или
фельдшера-акушерки. Утверждение и освобождение от должности
заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера производится сельским
Советом депутатов трудящихся по согласованию с соответствующим органом
здравоохранения. II. Заведующий фельдшерско-акушерским
пунктом - фельдшер: 1) Несет ответственность за организацию и
уровень лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы,
осуществляемой персоналом в соответствии с Положениями о фельдшерско-акушерском
пункте и его должностных лицах. При возложении на фельдшерско-акушерский пункт
функций аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и
других аптекарских товаров - несет ответственность за обеспечение населения
лекарственными средствами и другими изделиями медицинского назначения в соответствии
с Положением об аптечном пункте. 2) Составляет и представляет на
утверждение план работы фельдшерско-акушерского пункта в установленном порядке. 3) Руководит работой персонала
фельдшерско-акушерского пункта, контролируя его деятельность и оказывая ему
необходимую помощь. 4) Оказывает доврачебную медицинскую
помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. В этих целях заведующий
фельдшерско-акушерским пунктом: - ведет амбулаторный прием на
фельдшерско-акушерском пункте; - ведет больных на дому; - оказывает первую неотложную медицинскую
помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения,
отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному или направлением
его в соответствующее ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, независимо
от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях
лично. 5) Своевременно направляет больных,
нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие
лечебно-профилактические учреждения. 6) Выполняет врачебные назначения. 7) Подготавливает больных к приему врачом
на фельдшерско-акушерском пункте. 8) Участвует в диспансеризации населения. 9) Проводит: а) простейшие лабораторные исследования; б) лечебный массаж и физиотерапевтические
процедуры, для отпуска которых имеется необходимая аппаратура; в) профилактические прививки и
диагностические пробы взрослому населению; г) противоэпидемические и
противопаразитарные мероприятия; д) подворные обходы по эпидемическим
показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и
подозрительных на инфекционные заболевания; е) санитарно-просветительную работу среди
населения. 10) Обеспечивает медицинскую помощь детям
в детских яслях, садах, яслях-садах, детских домах, школах, расположенных на
территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта и не имеющих в своих
штатах соответствующих средних медицинских работников. 11) Участвует в текущем санитарном
надзоре за объектами санитарного надзора. 12) Сообщает в установленном порядке
соответствующим учреждениям здравоохранения района о выявленных санитарных
нарушениях, инфекционной, паразитарной и профессиональной заболеваемости и
отравлениях на территории деятельности ФАПа. III. Заведующий фельдшерско-акушерским
пунктом - фельдшер имеет право: 1) В пределах своей компетенции и
профессиональных прав обследовать население, устанавливать диагноз, назначать и
проводить лечение, выполнять медицинские манипуляции и профилактическую работу. 2) Выписывать рецепты в дозах, не
превышающих высших приемов, установленных фармакопеей. Право на прописывание
лекарств, содержащих ядовитые и сильнодействующие вещества, может быть
предоставлено заведующему фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшеру
министерством здравоохранения союзной или автономной республики, краевым или
областным отделом здравоохранения по территориальной принадлежности. 3) Выдавать больничные листы, справки и
другие документы медицинского характера в порядке, установленном Министерством
здравоохранения СССР. 4) Давать указания и распоряжения
подчиненному ему среднему и младшему медицинскому персоналу. 5) Вносить предложения о назначении,
поощрении и наложении административных взысканий на подчиненных ему работников. 6) Представлять учреждение в государственных
и других учреждениях, предприятиях и организациях. IV. Заведующий фельдшерско-акушерским
пунктом - фельдшер в своей работе руководствуется настоящим Положением,
Положением о фельдшерско-акушерском пункте, приказами, инструкциями,
методическими и другими указаниями органов здравоохранения, а также указаниями
и распоряжениями соответствующих должностных лиц. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом
- фельдшер непосредственно подчиняется сельскому Совету депутатов трудящихся.
Методическое руководство его работой осуществляется главным врачом
лечебно-профилактического учреждения, которому подчинен фельдшерско-акушерский
пункт. V. Заведующий фельдшерско-акушерским
пунктом - фельдшер обязан систематически повышать свои профессиональные знания
и идейно-политический уровень. VI. Заведующий фельдшерско-акушерским
пунктом - фельдшер в установленном порядке составляет и представляет планы и
отчеты о своей деятельности, ведет учетно-отчетную документацию. VII. При выполнении
фельдшерско-акушерским пунктом функции аптечного пункта заведующий пунктом -
фельдшер осуществляет продажу населению готовых лекарств, предметов санитарии и
гигиены и предметов ухода за больными. VIII. При отсутствии в штате
фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки
и патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и
пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных
лицах. Заместитель начальника Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР С.СЯГАЕВ Приложение N 3 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 г. N 566 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АКУШЕРКЕ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА I. На должность акушерки
фельдшерско-акушерского пункта назначается специалист, окончивший среднее
медицинское учебное заведение с присвоением квалификации акушерки,
фельдшера-акушерки или фельдшера. Утверждение и освобождение от должности
акушерки производится сельским Советом депутатов трудящихся по согласованию с
соответствующим органом здравоохранения. II. Акушерка фельдшерско-акушерского
пункта: 1) Несет ответственность за обеспечение и
уровень оказания медицинской помощи беременным и гинекологическим больным, а
также за санитарно-просветительную работу по вопросам охраны материнства и
детства. 2) Выявляет беременных и гинекологических
больных и оказывает им соответствующую лечебно-профилактическую помощь. В этих
целях акушерка фельдшерско-акушерского пункта: - ведет амбулаторный прием на
фельдшерско-акушерском пункте; - оказывает патронаж беременных и
родильниц на дому; - оказывает экстренную акушерскую и
гинекологическую помощь с последующим вызовом врача или направлением женщин в
соответствующие лечебно-профилактические учреждения, сопровождая их в
необходимых случаях лично; - ведет гинекологических больных на дому. 3) Оказывает первую неотложную
медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения,
кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к такому больному
или направлением его в соответствующее ближайшее лечебно-профилактическое
учреждение, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в
необходимых случаях лично. 4) Своевременно направляет беременных к
врачам и в соответствующие стационары лечебно-профилактических учреждений. 5) Проводит профилактические осмотры
женщин в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения СССР. 6) Выполняет врачебные назначения. 7) Подготавливает беременных и гинекологических
больных к приему врачом на фельдшерско-акушерском пункте. 8) Проводит простейшие лабораторные
исследования, связанные с оказанием лечебно-профилактической помощи беременным
и гинекологическим больным. 9) Проводит физиотерапевтические процедуры,
для отпуска которых имеется необходимая аппаратура. 10) Проводит санитарно-просветительную
работу среди населения по вопросам охраны материнства и детства. III. Акушерка фельдшерско-акушерского
пункта имеет право: 1) В пределах компетенции и
профессиональных прав проводить обследование, устанавливать диагноз,
устанавливать сроки беременности, назначать и проводить лечение, выполнять
медицинские манипуляции и проводить профилактическую работу. 2) Выписывать за своей подписью лекарства
для оказания экстренной помощи в соответствии с правилами, установленными
Министерством здравоохранения СССР. 3) Выдавать справки и другие документы
медицинского характера в порядке, установленном Министерством здравоохранения
СССР. IV. Акушерка фельдшерско-акушерского
пункта в своей работе руководствуется настоящим Положением, Положением о
фельдшерско-акушерском пункте, приказами, инструкциями, методическими и другими
указаниями органов здравоохранения, а также распоряжениями и указаниями
соответствующих должностных лиц. Акушерка непосредственно подчиняется
заведующему фельдшерско-акушерским пунктом. Методическое руководство ее работой
осуществляет врач лечебно-профилактического учреждения, на которого возложена
ответственность за оказание акушерско-гинекологической помощи населению на
территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. V. Заведующий фельдшерско-акушерским
пунктом - фельдшер вправе привлекать акушерку в пределах ее компетенции и
профессиональных прав для выполнения функций, возложенных на пункт, не
предусмотренных Положением об акушерке. VI. Акушерка фельдшерско-акушерского
пункта обязана систематически повышать свои профессиональные знания и
идейно-политический уровень. VII. Акушерка фельдшерско-акушерского
пункта ведет установленную документацию по своему разделу работы. Представляет заведующему
фельдшерско-акушерским пунктом предложения к плану работы пункта и данные к
отчету по вопросам акушерско-гинекологической помощи. VIII. При отсутствии в штате
фельдшерско-акушерского пункта должности патронажной медицинской сестры
акушерка помимо своих обязанностей ведет наблюдение за состоянием здоровья и
развитием детей первого года жизни. Начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи детям и матерям Министерства здравоохранения СССР М.Н.НИКИТИНА Приложение N 4 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 г. N 566 ПОЛОЖЕНИЕ О ПАТРОНАЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА I. На должность патронажной медицинской
сестры фельдшерско-акушерского пункта назначается специалист, окончивший
среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера,
фельдшера-акушерки, акушерки или медицинской сестры. Утверждение и освобождение от должности
патронажной медицинской сестры производится сельским Советом депутатов
трудящихся по согласованию с соответствующим органом здравоохранения. II. Патронажная медицинская сестра: 1) Проводит профилактические мероприятия
по оздоровлению детского населения, предусмотренные планом работы
фельдшерско-акушерского пункта. В этих целях патронажная медицинская сестра: - проводит патронаж здоровых детей в
возрасте до 1 года, в том числе новорожденных, на дому; осуществляет контроль за рациональным вскармливанием ребенка; - принимает участие в диспансеризации
здоровых детей; - осуществляет мероприятия по
профилактике рахита и гипотрофии; - проводит профилактические прививки и
диагностические пробы; - проводит профилактическую работу в
детских яслях, садах, яслях-садах, детских домах, школах, расположенных на
территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта и не имеющих в своих
штатах соответствующих средних медицинских работников; - проводит санитарно-просветительную
работу среди населения по вопросам охраны здоровья детей. 2) Оказывает медицинскую помощь больным
детям на фельдшерско-акушерском пункте и на дому по назначению врача или
заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера. 3) Оказывает первую неотложную
медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения,
кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к такому больному
или направлением его в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение,
независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в необходимых
случаях лично. 4) Сообщает о каждом случае выявленного
заболевания среди детей заведующему фельдшерско-акушерским пунктом. 5) Наблюдает за больными детьми,
состоящими на диспансерном учете. 6) Подготавливает больных детей к приему
врачом на фельдшерско-акушерском пункте. 7) Уточняет данные о возрастном составе
детских контингентов. 8) Проводит подворные обходы по
эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с
ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания. 9) Проводит простейшие лабораторные
исследования. 10) Проводит массаж и
физиотерапевтические процедуры, для отпуска которых имеется необходимая
аппаратура. 11) Проводит противоэпидемические и
противопаразитарные мероприятия. III. Патронажная медицинская сестра имеет
право в пределах своей компетенции и профессиональных прав проводить лечение
больных детей, по назначению врача или заведующего фельдшерско-акушерским
пунктом выполнять медицинские манипуляции и проводить профилактическую работу. IV. Патронажная медицинская сестра в
своей работе руководствуется настоящим Положением, Положением о фельдшерско-акушерском
пункте, приказами, инструкциями, методическими и другими указаниями органов
здравоохранения, а также распоряжениями и указаниями соответствующих
должностных лиц. Патронажная медицинская сестра
подчиняется заведующему фельдшерско-акушерским пунктом. V. Заведующий фельдшерско-акушерским
пунктом - фельдшер вправе привлекать патронажную медицинскую сестру в пределах
ее компетенции и профессиональных прав для выполнения функций, возложенных на
пункт, не предусмотренных Положением о патронажной медицинской сестре. VI. Патронажная медицинская сестра
фельдшерско-акушерского пункта обязана систематически повышать свои
профессиональные знания и идейно-политический уровень. VII. Патронажная медицинская сестра
фельдшерско-акушерского пункта ведет установленную документацию по своему
разделу работы. Представляет заведующему
фельдшерско-акушерским пунктом предложения к плану работы пункта и данные к
отчету по вопросам лечебно-профилактической помощи детскому населению. Начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи детям и матерям Министерства здравоохранения СССР М.Н.НИКИТИНА Приложение N 5 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 г. N 566 ПОЛОЖЕНИЕ О САНИТАРКЕ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА I. На должность санитарки
фельдшерско-акушерского пункта назначаются лица не моложе 16 лет. Прием на работу и увольнение санитарки
оформляется учреждением, на бюджете которого состоит фельдшерско-акушерский
пункт, по представлению заведующего фельдшерско-акушерским пунктом. II. Санитарка фельдшерско-акушерского
пункта выполняет: 1) Вспомогательную работу при приеме
населения на фельдшерско-акушерском пункте, при оказании медицинской помощи
больным на дому и при проведении персоналом ФАПа
профилактических мероприятий. 2) Все работы по содержанию в чистоте
помещения, оборудования, оснащения пункта и прилегающей к нему территории. 3) Топку печей. 4) Прочие работы, не требующие
специального образования. III. Санитарка непосредственно
подчиняется заведующему фельдшерско-акушерским пунктом. Заместитель начальника Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР С.СЯГАЕВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |