МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ПРИКАЗ от 26 июня 1973 г. N 484 О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ АПТЕК ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ За последние годы лекарственное
обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений значительно
улучшилось, увеличилось число аптек, укрепилась их материальная база,
значительно возрос объем продукции, выпускаемой медицинской промышленностью, в
том числе выпуск медикаментов в виде готовых лекарственных форм. В связи с расширением сети больниц, их
укрупнением, организацией многочисленных специализированных отделений,
развитием центров реанимации и палат интенсивной терапии, широким внедрением в
практику высокоэффективных лекарственных средств неизмеримо возросла роль аптек
в работе больниц, в постановке и уровне лечебно-диагностического процесса. В настоящее время число аптек в составе
больничных учреждений составляет 4084. Министерством здравоохранения СССР в 1971
- 1972 гг. была проверена работа аптек лечебно-профилактических учреждений ряда
областей РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Казахской ССР, а также
Литовской, Латвийской, Молдавской, Киргизской союзных республик. Проверкой установлено, что в работе аптек
лечебно-профилактических учреждений за последние годы произошли некоторые
качественные сдвиги, несколько улучшилось оснащение их мебелью, оборудованием. Во всех республиканских и областных аптекоуправлениях соблюдается принцип первоочередного
обеспечения лечебно-профилактических учреждений медикаментами и другими
товарами аптечного ассортимента, независимо от наличия аптек в этих
учреждениях. Значительная работа по совершенствованию
деятельности аптек лечебно-профилактических учреждений и улучшению качества
лекарственного обеспечения стационарных больных проводится Министерством
здравоохранения Украинской ССР, его Главным аптечным управлением и местными
органами здравоохранения. Областные отделы здравоохранения и
аптечные управления Украинской ССР проводят большую работу по оснащению
указанных аптек мебелью и оборудованием; значительно выросла сеть межбольничных
аптек. Развитию сети аптек
лечебно-профилактических учреждений и улучшению их работы уделяют внимание
органы здравоохранения и аптечные управления отдельных краев и областей других
союзных республик. Вместе с тем в работе аптек
лечебно-профилактических учреждений ряда союзных и автономных республик, краев
и областей имеется еще много существенных недостатков, аптечные управления и главные
врачи ряда лечебно-профилактических учреждений мало вникают в деятельность этих
аптек и не уделяют должного внимания их работе. Площади большинства аптек не
соответствуют утвержденным нормативам и объему выполняемых работ. В Молдавской,
Казахской, Киргизской союзных республиках, Сумской области УССР при проверке
установлено, что нет ни одной аптеки лечебно-профилактического учреждения,
площади которой соответствовали бы действующим нормативам. В Белорусской ССР соответствовали
нормативам площади лишь 3 аптек из 172; в Латвийской ССР 3 из 39; в Литовской
ССР 5 из 53. В Азербайджанской ССР большинство аптек также размещено в
помещениях, не отвечающих нормативам. При увеличении мощности
лечебно-профилактических учреждений за счет строительства новых корпусов объем
работы аптек значительно увеличивается, однако площади, занимаемые аптеками, в
большинстве случаев остаются неизменными. Зачастую аптеки расположены в непригодных
для эксплуатации помещениях. В то же время в таких аптеках нерегулярно
проводится капитальный и текущий ремонт помещений. Во многих аптеках
лечебно-профилактических учреждений проверкой выявлены грубые нарушения
инструкций по изготовлению и контролю лекарств, о порядке хранения, учета,
прописывания, отпуска и применения ядовитых, наркотических и сильнодействующих
веществ, о порядке изготовления и контроля качества инъекционных растворов и
дистиллированной воды и др. инструкций, утвержденных приказами Министерства
здравоохранения СССР. Это является следствием отсутствия должного контроля за работой больничных аптек со стороны аптечных
управлений. В большинстве проверенных аптек
отсутствовали надлежащие условия для правильного хранения медикаментов. Плохо
поставлен контроль за своевременным использованием
препаратов с ограниченным сроком годности. Еще не во всех аптеках созданы
необходимые условия для сохранности ядовитых, наркотических и сильнодействующих
лекарственных средств. Оформление результатов инвентаризации
товарно-материальных ценностей в ряде проверенных аптек Латвийской ССР
проводилось некачественно, с нарушением "Основных положений по инвентаризации
основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и
расчетов" Министерства финансов СССР. Органы здравоохранения и руководители
аптечных управлений мало внимания уделяют вопросам повышения квалификации и
усовершенствованию знаний фармацевтических работников больничных аптек. В работе больничных аптек слабо
используются достижения передовых коллективов, аптек-школ передового опыта. Наличие серьезных недостатков в работе
аптек лечебно-профилактических учреждений объясняется тем, что главные врачи
отдельных лечебно-профилактических учреждений не придают должного значения
работе этих аптек и их роли в организации лечебного процесса, а руководители
органов здравоохранения не принимают должных мер по ликвидации грубейших
недостатков, имеющих место в работе аптек. Санитарно-эпидемиологические станции
недостаточно осуществляют контроль за санитарным
состоянием и размещением больничных аптек, нерегулярно проводят выборочный
бактериологический контроль дистиллированной воды для инъекций; инъекционных
растворов и других лекарств, подлежащих такому контролю в соответствии с
Приказом по Министерству здравоохранения СССР N 573 от 30.11.1962. Республиканские, краевые, областные
аптечные управления также ослабили контроль за работой
аптек лечебно-профилактических учреждений и качеством приготовляемых в них
лекарств; явно недостаточно принимают меры, направленные на ликвидацию
имеющихся серьезных недостатков, слабо оказывают этим аптекам методическую
помощь по наведению должного фармацевтического порядка, улучшению их
деятельности и повышению культуры производства. Министерства здравоохранения Молдавской,
Латвийской, Белорусской и некоторых других союзных республик не рассматривали
на заседаниях коллегии вопросы, касающиеся состояния и деятельности аптек
лечебно-профилактических учреждений, перспектив улучшения лекарственного
обеспечения стационарных больных. Улучшению лекарственного обеспечения
стационарных больных способствовала организация межбольничных аптек. Однако
развитие сети этих аптек идет медленно. В Узбекской,
Белорусской, Казахской, Киргизской, Азербайджанской, Эстонской, Молдавской,
Латвийской, Армянской союзных республиках открыто лишь по 1 - 2 межбольничной
аптеки, а в Грузинской, Литовской, Туркменской союзных республиках до
настоящего времени эти аптеки не организованы. В целях улучшения деятельности аптек
лечебно-профилактических учреждений приказываю: I. Министрам здравоохранения союзных
республик: 1. В течение 1973 - 1974 гг. привести все
аптеки лечебно-профилактических учреждений в надлежащее состояние, для чего
выделить под эти аптеки помещения в соответствии с действующими нормативами и
создать нормальные условия для приготовления, хранения и отпуска лекарств,
оснастив необходимым оборудованием, мебелью, аппаратами, приборами, средствами
малой механизации. В лечебно-профилактических учреждениях,
где отсутствуют возможности расширения производственных площадей и создания
нормальных условий для работы по приготовлению, хранению и отпуску лекарств,
аптеки закрыть, прикрепив эти лечебно-профилактические учреждения к близлежащим
аптекам лечебно-профилактических учреждений или хозрасчетным аптекам. 2. Повысить ответственность руководителей
органов, учреждений здравоохранения и аптечных управлений за создание
надлежащих условий для приготовления лекарств в аптеках
лечебно-профилактических учреждений и усилить контроль за
их деятельностью. Обязать главных специалистов и
инспекторов министерств здравоохранения союзных и
автономных республик, краевых, областных (городских) отделов здравоохранения
при проверке деятельности лечебно-профилактических учреждений обращать внимание
на полноту лекарственного обеспечения стационарных больных и состояние аптек
лечебно-профилактических учреждений. 3. В течение 1973 - 1974 гг. расширить
сеть межбольничных аптек и одновременно рассмотреть вопрос о целесообразности,
в зависимости от местных условий, существования маломощных аптек
лечебно-профилактических учреждений, имеющих 200 и менее коек. 4. В целях повышения качества
лекарственных форм для инъекций в течение 1973 - 1974 гг. организовать на
фармацевтических фабриках аптечных управлений участки по изготовлению
инъекционных растворов, широко применяемых в медицинской практике (натрия
хлорида, новокаина хлористоводородного, глюкозы и других) в расфасовке по 100 -
500 мл для централизованного обеспечения ими лечебно-профилактических
учреждений. 5. Обязать руководителей органов и
учреждений здравоохранения: а) принять строгие меры к устранению
имеющихся недостатков в работе аптек лечебно-профилактических учреждений и
обеспечить постоянный контроль за санитарным состоянием аптек и их
производственной деятельностью; б) усилить контроль за сохранностью и
правильностью использования лекарственных средств в лечебном
процессе. Учет, отпуск из аптек лечебно-профилактических учреждений в отделения
больниц и поликлиник медикаментов, перевязочных средств и других медицинских
изделий, а также проведение инвентаризаций осуществлять в строгом соответствии
с действующими инструкциями; в) обеспечить своевременное выполнение
предложений аптечных управлений и санитарно-эпидемиологических станций по
устранению недостатков в работе аптек лечебно-профилактических учреждений; г) запретить открытие новых аптек
лечебно-профилактических учреждений в помещениях, не отвечающих строительным нормам
и правилам (СНиП II-Л.9-70). Открытие новых аптек лечебно-профилактических
учреждений согласовывать с аптечными управлениями; д) при проектировании и строительстве
лечебно-профилактических учреждений предусматривать помещения под хозрасчетные
аптеки для лекарственного обеспечения амбулаторных и стационарных больных; е) в заданиях на разработку всех индивидуальных проектов лечебно-профилактических учреждений
предусматривать помещения для аптек в соответствии с требованиями СНиПа; ж) обеспечить строгое соблюдение в
отделениях и кабинетах лечебно-профилактических учреждений правил хранения
лекарств, обратив особое внимание на препараты, содержащие ядовитые,
наркотические и сильнодействующие вещества, инъекционные растворы, глазные
капли, а также своевременное использование препаратов в пределах установленных
сроков их годности; з) запретить в отделениях
лечебно-профилактических учреждений всякое приготовление лекарств, а также их
расфасовку, замену этикеток, перекладывание лекарств из одной упаковки в другую;
хранение лекарств осуществлять только в оригинальной (заводской, фабричной или
аптечной) упаковке; и) в целях повышения квалификации
регулярно проводить аттестацию провизоров, работающих в аптеках
лечебно-профилактических учреждений. 6. Обязать заведующих аптеками
лечебно-профилактических учреждений и хозрасчетными аптеками, на снабжении
которых находятся лечебно-профилактические учреждения, не реже одного раза в
квартал проверять в отделениях и кабинетах лечебно-профилактических учреждений
правильность хранения, отпуска и учета лекарств, в том числе ядовитых,
наркотических и сильнодействующих препаратов. II. Начальникам главных аптечных
управлений министерств здравоохранения союзных
республик, руководителям областных (краевых, АССР, городских) аптечных
управлений: 1. Усилить контроль за
фармацевтической деятельностью аптек лечебно-профилактических учреждений, для
чего систематически, не реже 2 раз в год, проводить обследования работы аптек
лечебно-профилактических учреждений и хранения медикаментов в их отделениях;
шире практиковать проведение целевых проверок различных сторон деятельности
аптек. Обратить особое внимание на качество
приготовляемых лекарств, для чего контрольно-аналитическим лабораториям
ежемесячно проводить изъятие лекарств на анализ. Материалы по результатам проверок аптек
лечебно-профилактических учреждений ежегодно докладывать на заседаниях
медицинских Советов областных (краевых, городских) отделов здравоохранения или
коллегии министерства здравоохранения союзной, автономной республики. 2. Улучшить организационно-методическое
руководство аптеками лечебно-профилактических учреждений. Совместно с органами
здравоохранения регулярно направлять в сеть методические письма по дальнейшему
улучшению их деятельности, повышению культуры производства. 3. Совместно с органами здравоохранения
ежегодно разрабатывать и проводить мероприятия по повышению деловой
квалификации и усовершенствованию знаний фармацевтов аптек
лечебно-профилактических учреждений, в том числе тематические семинары по всем
вопросам деятельности этих аптек. 4. Шире распространять и внедрять в
работу аптек лечебно-профилактических учреждений передовой опыт лучших
коллективов; на базе лучших аптек организовать школы передового опыта. III. Министрам здравоохранения союзных и
автономных республик, заведующим областными (краевыми, городскими) отделами
здравоохранения, руководителям аптечных управлений и лечебно-профилактических
учреждений в 1973 - 1974 гг.: провести работу по максимальному сокращению
номенклатуры лекарств, изготовляемых в аптеках, за счет широкого применения в
медицинской практике готовых лекарственных средств. IV. Планово-финансовому управлению (т. Головтеев В.В.), Главному аптечному управлению (т. Клюев
М.А.) и Центральному аптечному научно-исследовательскому институту (доктор
фарм. наук Тенцова А.И.) в течение 1973 года
разработать инструктивно-методические указания о порядке передачи больничных
аптек в ведение аптечных управлений с переводом их на хозяйственный расчет. V. Контроль за
выполнением настоящего Приказа возложить на Главное управление
лечебно-профилактической помощи (т. Сафонов А.Г.) и Главное аптечное управление
Министерства здравоохранения СССР (т. Клюев М.А.). VI. Считать утратившими силу: 1. Приказ Министра здравоохранения СССР
от 17 июня 1952 г. N 513 "О серьезных нарушениях правил хранения,
изготовления, отпуска и применения лекарств". 2. Приказ по Министерству здравоохранения
СССР от 3 января 1951 г. N 11. Министр здравоохранения СССР Б.ПЕТРОВСКИЙ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |