Утверждаю Заместитель Министра путей сообщения Н.ГУНДОБИН 24 мая 1973 г. N ЦЮ/3115 ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕТЕНЗИОННОЙ РАБОТЫ ЮРИДИЧЕСКИМИ СЕКТОРАМИ ОТДЕЛЕНИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗАНИЕМ МПС ОТ 25 СЕНТЯБРЯ 1972 Г. N Г-27140 1. На юридический сектор отделения
железной дороги возлагается предъявление и рассмотрение претензий, поступающих
в отделение железной дороги и подчиненные ему не находящиеся на самостоятельном
балансе линейные предприятия и организации. К указанным
претензиям относятся претензии о штрафах за невыполнение плана перевозок, о
взыскании с клиентуры сборов за хранение грузов, штрафов и убытков, связанных с
повреждением подвижного состава и съемных перевозочных приспособлений, утратой
или несвоевременным возвратом металлических стяжек, убытков от крушений и
аварий (за исключением претензий по убыткам за потери грузов от крушений и
аварий), штрафа за неочистку вагонов, а также претензии, вытекающие из договоров поставки, аренды, подряда на
капитальное строительство, на ремонт подвижного состава и др. Рассмотрение претензий, связанных с
утратой, порчей, недостачей и повреждением груза, осуществляется грузовыми
службами и их подразделениями в соответствии с действующими правилами. 2. Порядок и сроки
предъявления и рассмотрения претензий определяются соответствующими статьями
Устава железных дорог СССР, Правилами перевозок грузов, Положениями о поставках
продукции производственно-технического назначения и товаров народного
потребления, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 9 апреля
1969 г. N 269, Особыми условиями поставки отдельных видов продукции и товаров,
инструкциями Госарбитража СССР о порядке приемки продукции по количеству и
качеству, Правилами о порядке рассмотрения
хозяйственных споров, основными условиями аренды и эксплуатации вокзальных и
станционных помещений ресторанами, буфетами, Правилами о подрядных договорах на
строительство и другими нормативными актами, а также в соответствующих случаях
приказами, инструкциями и указаниями МПС и управления железной дороги. 3. Юридический сектор участвует в
комиссиях по рассмотрению заявлений граждан, получивших увечье либо иное
поврежденье здоровья, связанное с их работой, а также консультирует и проверяет
правильность принятого решения о возмещении причиненного ущерба по заявлениям,
рассматриваемым в хозрасчетных предприятиях и организациях отделения дороги. 4. В своей работе юридический сектор
отделения железной дороги руководствуется Положением о юридическом отделе (бюро),
старшем юрисконсульте, юрисконсульте управления МПС, предприятия, организации,
учреждения Министерства путей сообщения, утвержденным МПС 12 октября 1972 г. N
ЦЮ/3065. Претензии о
взыскании штрафа за невыполнение плана перевозок 5. В случае неуплаты в
установленный срок (ст. 147 Устава ж.д. СССР) штрафа за невыполнение плана перевозок по учетным карточкам,
по которым сальдо выведено в пользу железной дороги, начальник станции высылает
в юридический сектор в 5-дневный срок учетную карточку с приложением
необходимых документов. Юридический сектор проверяет правильность
начисления штрафа, после чего к грузоотправителю предъявляется претензия. В тех
случаях, когда учетная карточка составлена с нарушением установленного порядка,
юридический сектор возвращает ее на станцию для пересоставления.
При необходимости материал передается в грузовой отдел для производства сверки
расчетов. При отказе грузоотправителя от удовлетворения претензии или при
неполучении ответа в установленный срок предъявляется иск. Перед предъявлением иска в финансовом
отделе проверяется поступление денег в добровольном порядке. 6. Учетную карточку, по
которой штраф начислен в пользу грузоотправителя, начальник станции (кроме
хозрасчетной) направляет не позднее 10-го числа следующего месяца в юридический
сектор. Юридический сектор совместно с грузовым
отделом проверяет правильность составления учетной карточки и начисления
штрафа. При подтверждении ответственности
железной дороги юридический сектор докладывает руководству отделения о
необходимости перечисления суммы штрафа грузоотправителю. Выплата суммы штрафа
производится финансовым отделом отделения с уведомлением грузоотправителя. В тех случаях, когда оснований для
ответственности железной дороги по имеющимся в отделении материалам не имеется,
вопрос об уплате штрафа разрешается после предъявления претензии
грузоотправителем. Предъявленная претензия должна быть тщательно рассмотрена и
проанализирована в 10-дневный срок. В случае признания претензии обоснованной,
по докладу юридического сектора руководством отделения дается указание об
уплате штрафных сумм. Отказ от удовлетворения претензии должен быть мотивирован
и обоснован. Претензии,
связанные со взысканием сбора за хранение груза, штрафа за несвоевременный возврат и утрату металлических стяжек, штрафа за неочистку вагонов 7. Начальник станции обязан принять меры
к непосредственному взысканию с грузоотправителей и грузополучателей всех
причитающихся железнодорожному транспорту платежей (сбора за хранение груза,
штрафа за несвоевременный возврат и утрату металлических стяжек, штрафа за неочистку вагонов и др. платежей). При отказе клиентуры от уплаты сбора
(штрафа) начальник станции высылает в юридический сектор отделения все
материалы, необходимые для взыскания сбора (штрафа) в принудительном порядке. Юридический сектор в 5-дневный срок со
дня получения материала отправляет его, при необходимости, в грузовой отдел для
выверки расчетов, после чего предъявляет претензию. При отказе в удовлетворении
претензии или при неполучении ответа в установленный срок предъявляется иск. Претензии о
взыскании штрафа и убытков за повреждение подвижного состава и съемных перевозочных приспособлений и убытков, вызванных крушениями и
авариями 8. При повреждении
подвижного состава и съемных перевозочных приспособлений начальник вагонного
депо, в случае отказа грузоотправителя или грузополучателя от уплаты сумм,
предусмотренных статьей 162 Устава железных дорог Союза СССР, направляет в
юридический сектор в 5-дневный срок подлинный технический акт формы ВУ-25 и акт
общей формы - с двумя копиями, а также 2 копии счета и др. материалы. Юридический сектор анализирует полученные
материалы и предъявляет претензию. При отказе от удовлетворения претензии в
добровольном порядке или неполучении ответа на претензию предъявляется иск. Предъявление претензий и исков в
возмещение убытков, причиненных вследствие крушения или аварии (если это не
делается управлением дороги), производится юридическим сектором по материалам,
представляемым соответствующим отделом. Претензии,
вытекающие из договоров поставки, аренды, подряда на капитальное строительство, ремонта подвижного состава и др. 9. Спорные вопросы, возникающие в
процессе заключения хозяйственных договоров отделениями, линейными
предприятиями и хозрасчетными станциями отделения, разрешаются с участием
юридического сектора, равно как и оформление преддоговорных споров. 10. Отделы отделения обязаны направлять
юридическому сектору все необходимые материалы в случае ненадлежащего или
несвоевременного выполнения обязательств для
предъявления претензий и исков о взыскании имущественных санкций или убытков. Юридический сектор систематически
проверяет в отделах отделения и линейных предприятиях своевременность
выполнения обязательств, вытекающих из хозяйственных договоров. 11. Линейные предприятия и отделы
отделения железной дороги обязаны по требованию юридического сектора
предоставлять необходимые материалы и давать заключения. * * * 12. Начальник железной дороги, при
необходимости, издает с учетом конкретных особенностей дополнительно
инструктивные указания по вопросам организации работы
юридических секторов отделений железных дорог. Начальник Юридического отдела МПС В.ВАСИЛЬЕВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |