ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 декабря 1972 г. N 898 ОБ УСИЛЕНИИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И УЛУЧШЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ (с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 05.07.1985 N 610 - СП СССР, 1985, N 23, ст.
118; Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР от 26.10.1987 N 1202; от 03.08.1988 N 953) ЦК КПСС и Совет
Министров СССР отмечают, что в стране осуществляются мероприятия по охране
природы и по рациональному использованию природных ресурсов: получила широкое
развитие мелиорация земель, ведется борьба с эрозией почв, построены крупные
гидроэлектростанции, проводится регулирование и перераспределение стока рек,
принимаются меры к улучшению ведения рыбного и охотничьего хозяйства,
возобновлению леса на больших площадях, широко внедряются теплофикация в
городах и промышленных центрах
и газификация, что существенно уменьшает загрязнение воздушного бассейна,
осуществляется строительство на предприятиях и в городах сооружений для очистки
сточных вод и промышленных выбросов в атмосферу. Принятые Верховным
Советом СССР Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик,
Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы
законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, а также
принятые Партией и Правительством решения по вопросам, связанным с рациональным
использованием природных ресурсов и защитой природной среды от загрязнения,
создают условия для наиболее эффективного, научно обоснованного использования
этих ресурсов и усиления охраны
природы. Вместе с тем ЦК КПСС и Совет Министров
СССР отмечают, что многие министерства, ведомства, предприятия и организации не
занимаются еще должным образом вопросами охраны окружающей природной среды от
загрязнения и обеспечения рационального использования природных ресурсов. Министерства, ведомства и научные
учреждения не уделяют должного внимания разработке технологических процессов,
исключающих или существенно снижающих степень загрязнения почвы, атмосферы и
сточных вод, не проводят необходимых исследований по совершенствованию методов
и технологии очистки сточных вод, газоочистки и по другим актуальным проблемам
охраны природы и воспроизводства естественных богатств. Министерствами, ведомствами,
предприятиями и организациями не осуществляется в полной мере рациональное,
комплексное использование недр земли, допускаются большие потери полезных
ископаемых при их добыче и переработке. Из руд извлекаются зачастую только
основные металлы, а значительная часть ценных попутных компонентов сбрасывается
в отвалы, чем наносится серьезный ущерб государству. На многих предприятиях, в городах и
других населенных пунктах отсутствуют необходимые сооружения по очистке сточных
вод, а там, где такие сооружения имеются, они часто эксплуатируются
неудовлетворительно. Проектирование и строительство водоохранных
и водоочистных сооружений отстают от темпов промышленного и жилищного
строительства. Машиностроительные министерства мало
внимания уделяют производству современных типов оборудования и аппаратуры для
очистных сооружений. Имеют место факты нерационального
использования водохранилищ, сельскохозяйственных и лесных угодий. При сооружении водохранилищ в ряде
случаев не учитываются в полной мере масштабы возможных механических и
биологических процессов в водохранилищах (разрушение берегов, зарастание
мелководий, развитие водорослей, ухудшение условий воспроизводства рыбы и другие
процессы) и не проводятся необходимые мероприятия по предупреждению их вредного
воздействия, что наносит ущерб народному хозяйству. Министерство рыбного хозяйства СССР,
Министерство энергетики и электрификации СССР и Министерство мелиорации и
водного хозяйства СССР не уделяют должного внимания разработке методов
биологической мелиорации водоемов, и в частности использованию для этих целей
растительноядных рыб. Местные партийные и советские органы
недостаточно уделяют внимания вопросам охраны природы, мало проявляют заботы о
сохранении сельскохозяйственных и лесных угодий, чистоты водоемов и воздушного
бассейна, о сохранении и обогащении флоры и фауны. Имеются недостатки и в области пропаганды
охраны природы. В школах, техникумах и высших учебных заведениях не уделяется
должного внимания этому вопросу. В целях усиления охраны природы и
улучшения использования природных ресурсов Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров Союза ССР постановляют: 1. ЦК компартий и
Советам Министров союзных республик, крайкомам и обкомам партии, Советам
Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам, министерствам и
ведомствам СССР усилить внимание к вопросам охраны природы и обеспечения
рационального использования природных ресурсов, установив систематический контроль
за проведением работ по борьбе с эрозией почв, за правильным использованием
колхозами, предприятиями и организациями земель, вод, лесов, недр и других
природных богатств, за соблюдением ими действующих
правил и норм по рекультивации земель, по предотвращению загрязнения и
засоления почв, поверхностных и подземных вод, по сохранению водоохранных и защитных функций лесов, водорегулирующей
роли торфяных массивов, по сохранению и воспроизводству животного и
растительного мира, по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха, по
усилению борьбы с производственным и бытовым шумом. Потребовать от министерств, ведомств,
предприятий и организаций комплексного и более полного использования при добыче
и переработке не только основных, но и попутных полезных ископаемых. 2. Установить, что: а) Министерство сельского хозяйства СССР: осуществляет государственный контроль за соблюдением министерствами, ведомствами,
государственными, кооперативными, общественными организациями и учреждениями, а
также гражданами земельного законодательства и порядка пользования землей; несет
ответственность за организацию охраны и рационального использования земель,
находящихся в пользовании колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных
предприятий и организаций, входящих в систему Министерства, правильного
применения в сельском хозяйстве ядохимикатов, за развитие и широкое применение
биологических средств борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных
культур и насаждений, за организацию экономного использования воды при орошении
земель и осуществляет контроль за рекультивацией земель; организует выполнение комплекса
противоэрозионных мероприятий, включая работы по полезащитному лесоразведению; осуществляет государственный контроль за
проведением министерствами, ведомствами и гражданами мероприятий по борьбе с
вредителями и болезнями растений и за соблюдением установленных правил
применения ядохимикатов, с тем чтобы не допускать
попадания вредных веществ в сельскохозяйственную продукцию и накопления их в
почве и водоемах; осуществляет контроль
за правильным ведением охотничьего хозяйства и за соблюдением
действующего законодательства по сохранению и обогащению полезной флоры и фауны
и по заповедному делу; б) Министерство мелиорации и водного
хозяйства СССР: несет ответственность за организацию
рационального использования вод в народном хозяйстве и за охрану их от
загрязнения, засорения и истощения, за технический уровень и повышение
эффективности мелиоративных систем, за проведение работ по расселению
засоленных земель; осуществляет в установленном порядке
государственный контроль за рациональным
использованием вод, за проведением мероприятий по охране водоемов от
загрязнения, засорения и истощения, а также за работой очистных сооружений и
сбросом сточных вод (промышленных, дренажных, коммунально - бытовых,
сельскохозяйственных, в частности от крупных животноводческих комплексов, и
других); организует эксплуатацию крупных
межотраслевых водохозяйственных объектов и систем; разрабатывает и представляет в Госплан
СССР проекты перспективных и годовых планов развития водного хозяйства СССР,
схем комплексного использования и охраны вод, проекты водохозяйственных
балансов, имеющих общесоюзное значение, а также планов распределения вод между
водопользователями по бассейнам рек, имеющих межреспубликанское значение; организует разработку схем охраны вод
малых рек и верховьев горных рек; в) Государственный комитет лесного
хозяйства Совета Министров СССР: осуществляет
государственный надзор за состоянием лесов и обеспечением рационального использования
лесных ресурсов в стране, несет ответственность за воспроизводство и повышение
продуктивности лесов, организацию охраны лесов от пожаров и своевременную их
ликвидацию, за защиту лесов от вредных насекомых и болезней, за организацию
охраны лесов от самовольных порубок и других действий, причиняющих ущерб лесу; осуществляет контроль
за охраной земель государственного лесного фонда и использованием их
лесохозяйственными предприятиями и организациями и лесопользователями
в соответствии с целевым назначением этих земель и за соблюдением правил
лесопользования на территории государственного лесного фонда; г) Министерство рыбного хозяйства СССР
обеспечивает охрану и воспроизводство рыбных запасов, регулирование
рыболовства, а также охрану естественных богатств континентального шельфа
страны; д) Главное управление
гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР несет ответственность
за организацию службы наблюдений и контроля за уровнем
загрязнения внешней природной среды и экстренной информации о резких изменениях
уровня загрязнения вод и атмосферы; е) Министерство энергетики и
электрификации СССР, а также другие министерства, имеющие в своем ведении
электростанции, несут ответственность за соблюдение подчиненными им
электростанциями правил эксплуатации водоемов, а также сброса в водоемы вод и
выброса в атмосферу дымовых газов тепловыми электростанциями; ж) Министерство здравоохранения СССР
осуществляет государственный контроль за проведением
мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения внешней
природной среды, в том числе мероприятий по ликвидации и предупреждению
загрязнения поверхностных и подземных вод, используемых для удовлетворения
питьевых, бытовых, оздоровительных и иных нужд населения; з) Министерство внутренних дел СССР: осуществляет совместно с Министерством
здравоохранения СССР надзор за соблюдением санитарных правил содержания улиц,
дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха
трудящихся и пляжей; оказывает соответствующим органам
содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных
богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства; и) Министерство геологии СССР
осуществляет контроль за охраной подземных вод от
истощения и загрязнения; к) Государственный комитет по надзору за
безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете
Министров СССР осуществляет контроль за охраной недр,
правильностью эксплуатации месторождений полезных ископаемых и гидроминеральных
ресурсов. Ответственность за обеспечение проведения
мероприятий по охране атмосферного воздуха в городах и других населенных
пунктах от загрязнения несут Советы Министров союзных и автономных республик,
облисполкомы, крайисполкомы и горисполкомы. Советам Министров союзных и автономных
республик и исполкомам местных Советов депутатов трудящихся усилить контроль за проведением всеми предприятиями и организациями,
независимо от их ведомственной подчиненности, мероприятий по охране природы и
улучшению использования природных ресурсов, а также за строгим соблюдением
всеми гражданами установленных правил охраны окружающей природной среды. Последний абзац пункта 2 не приводится,
как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 3. Обязать министерства и ведомства СССР
и Советы Министров союзных республик: обеспечить начиная с 1974 года разработку проектов перспективных и годовых
планов проведения мероприятий по охране природы и рациональному использованию
природных ресурсов и представление их в Госплан СССР одновременно с проектами
планов развития народного хозяйства. В указанных проектах планов
предусматривать мероприятия по охране природы, подлежащие проведению
предприятиями и организациями. Советам Министров союзных республик
обеспечить также начиная с 1974 года разработку проектов сводных перспективных
и годовых планов охраны природы на территории автономных республик, краев,
областей, крупных промышленных центров и в целом на территории союзной
республики, предусматривающих мероприятия по охране природы, подлежащие
выполнению как предприятиями и организациями общесоюзных и союзно
- республиканских министерств и ведомств СССР, так и предприятиями и
организациями, подведомственными министерствам и ведомствам союзной республики; выделять в проектах на строительство
предприятий специальным разделом мероприятия по охране водоемов, почвы и
атмосферного воздуха от загрязнения сточными водами и промышленными выбросами; принять необходимые меры по ускорению и
улучшению работ, связанных с рекультивацией земель, обеспечив своевременную
передачу восстановленных земель колхозам, совхозам и другим землепользователям; обеспечить строгий контроль
за проектированием, строительством и эксплуатацией на подведомственных
предприятиях сооружений для очистки сточных вод и сооружений по газоочистке и
пылеулавливанию; предусматривать вывод в установленном
порядке из городов отдельных предприятий или изменение профиля их производства
в случаях, когда невозможно существенно уменьшить наиболее вредные выбросы этих
предприятий; Абзацы девятый - одиннадцатый пункта 3,
пункты 4, 5 не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод
законов СССР. 6. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС,
Совмина СССР от 03.08.1988 N 953. 7. Возложить на Государственный комитет
Совета Министров СССР по науке и технике: разработку совместно с соответствующими
министерствами и ведомствами и утверждение планов исследований по научным
основам рационального использования природных ресурсов и охраны природы. При
разработке этих планов особое внимание уделять обеспечению перехода на
качественно новые технологические процессы, дающие возможность более
рационально использовать природные ресурсы и уменьшить отрицательное
воздействие на окружающую среду; координацию деятельности научных
учреждений по разработке важнейших проблем рационального использования
природных ресурсов и охраны природы; обеспечение финансирования
предусмотренных в планах важнейших научно - исследовательских работ по
рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной
среды, а также контроль за их выполнением; разработку прогнозов по вопросам рационального
использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. 8. В целях улучшения организации и
координации научно - исследовательских и проектно - конструкторских работ по
решению важнейших научно - технических проблем в области рационального
использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды: Абзац первый подпункта "а"
пункта 8 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод
законов СССР. а) (Абзац второй) Академии наук СССР
совместно с научно - исследовательскими организациями заинтересованных
министерств и ведомств разработать в 1973 году методику экономической оценки
использования важнейших видов природных ресурсов; б) установить, что: задания по решению
важнейших научно - технических проблем в области охраны окружающей природной
среды, рационального использования и охраны природных ресурсов выделяются в
Государственном пятилетнем плане научно - исследовательских работ и
использования достижений науки и техники в народном хозяйстве в специальный раздел
(программу) "Комплексные проблемы охраны окружающей природной среды и
рационального использования природных ресурсов"; ассигнования, выделяемые на проведение
научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по решению
важнейших научно - технических проблем в области рационального использования
природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, не могут быть
использованы на другие работы без согласия Государственного комитета Совета
Министров СССР по науке и технике; в) Государственному комитету Совета
Министров СССР по науке и технике совместно с Академией наук СССР организовать
при Комитете Междуведомственный научно - технический совет по комплексным
проблемам охраны окружающей природной среды и рациональному использованию
природных ресурсов. Возложить на указанный междуведомственный
научно - технический совет: анализ современного состояния охраны
окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов в СССР и за рубежом; разработку с участием министерств и
ведомств СССР и Советов Министров союзных республик предложений, направленных
на улучшение использования природных ресурсов, сохранение и воспроизводство
возобновляемых природных ресурсов и защиту окружающей
природной среды; рассмотрение вопросов контроля и надзора
в области охраны окружающей природной среды и рационального использования
природных ресурсов и разработку предложений по их улучшению; рассмотрение предложений по установлению
норм и правил по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов,
охране окружающей природной среды и по контролю за
уровнем ее загрязнения; определение основных научно - технических
проблем в области охраны окружающей природной среды и рационального
использования природных ресурсов, разработку с участием министерств, ведомств и
других заинтересованных организаций координационных планов работ по их решению,
а также рассмотрение годовых планов исследований и объемов финансирования этих
работ; методическое руководство работами,
проводимыми министерствами и ведомствами СССР в области создания новых
технологических процессов, позволяющих исключить или резко снизить вредные
выбросы в водоемы, атмосферу и почву. Государственному комитету Совета
Министров СССР по науке и технике и Академии наук СССР утвердить в 3-месячный
срок положение об указанном междуведомственном научно - техническом совете и по
согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами персональный
состав его; г) министерствам и ведомствам СССР
обеспечить: выделение
материальных и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения работ,
предусмотренных координационными планами, по решению основных научно -
технических проблем в области рационального использования и охраны земель,
водных и лесных ресурсов, улучшения защиты атмосферного воздуха от загрязнения
вредными промышленными выбросами и выхлопными газами автомобильных двигателей,
почв от эрозии и засоления, повышения рыбопродуктивности
внутренних водоемов, создания и освоения производства новых безопасных для
человека и животных организмов химических препаратов,
создания технологии, предотвращающей загрязнение внешней среды, недопущения
загрязнения моря в результате судоходства, ликвидации последствий значительных
аварийных разливов нефти на море и по решению других основных научно -
технических проблем в области охраны окружающей природной среды и рационального
использования природных ресурсов; систематический контроль
за выполнением этих работ. 9. Установить, что функции органов по
регулированию использования и охране вод, предусмотренные Основами водного
законодательства Союза ССР и союзных республик, выполняются соответственно
Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР, одноименными министерствами
и другими союзно - республиканскими органами
мелиорации и водного хозяйства союзных республик, подчиненными им бассейновыми
(территориальными) управлениями и инспекциями по регулированию использования и
охране вод, а также другими местными органами системы Министерства мелиорации и
водного хозяйства СССР. Госплану СССР и
Госснабу СССР при разработке народнохозяйственных планов предусматривать
выделение Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР и Советам Министров
союзных республик для бассейновых (территориальных) управлений и инспекций по
регулированию использования и охране вод, Главному управлению
гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР для службы наблюдений
за уровнем загрязнения окружающей природной среды, Министерству здравоохранения
СССР для санитарно - эпидемиологической службы и Министерству сельского хозяйства СССР для организаций и учреждений государственной
ветеринарной службы необходимого автотранспорта, передвижных лабораторий, плавсредств, оборудования и инвентаря. 10. Главному управлению
гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР: организовать общегосударственную службу
наблюдений и контроля за уровнем загрязнения
атмосферы, почвы и водных объектов по физическим, химическим и
гидробиологическим (для водных объектов) показателям и экстренной информации о
резких изменениях уровня загрязнения атмосферы, почвы и вод; обеспечивать заинтересованные организации
и учреждения систематической информацией и прогнозами об уровнях загрязнения
атмосферы, почвы, водных объектов и о возможности их изменения под влиянием
хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий. Абзац четвертый пункта 10 не приводится,
как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 11. Ввести с 1 июля 1973 г.
государственный учет вод и их использования по единой для Союза ССР системе. Возложить учет вод и ведение
государственного водного кадастра на Главное управление гидрометеорологической
службы при Совете Министров СССР совместно с Министерством геологии СССР (по
разделу подземных вод) и Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР (в
части учета потребления и распределения воды). 12. Обязать министерства и ведомства СССР
и Советы Министров союзных республик при составлении заданий на проектирование
предприятий и сооружений предусматривать в них требования на разработку
мероприятий, исключающих возможность отрицательного воздействия проектируемого
предприятия или сооружения на окружающую природную среду; при составлении
заданий на проектирование новых технологических процессов предусматривать
требования на резкое сокращение или полное исключение загрязнения атмосферы,
водоемов и почвы вредными выбросами и стоками; при утверждении технических
(техно - рабочих) проектов на строительство новых и реконструкцию действующих
предприятий и сооружений обеспечивать соблюдение этих требований. Госстрою СССР, министерствам и ведомствам
СССР, Советам Министров союзных республик при экспертизе проектов на
строительство новых и реконструкцию действующих предприятий и сооружений
обеспечивать проверку соблюдения в них требований по охране окружающей
природной среды. 13. Советам Министров союзных республик: Абзацы второй и третий пункта 13 не
приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. (абзац четвертый) строго ограничить отвод
земельных участков в лесах зеленых зон городов, в лесных защитных полосах и в
других лесах первой группы для целей, не связанных с развитием лесного хозяйства; Абзац пятый пункта 13 не приводится, как
не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. (абзац шестой) возложить охрану
полезащитных полос и других древесных насаждений, не входящих в состав
государственного лесного фонда, на те предприятия,
организации и учреждения, на землях которых они расположены; принимать необходимые меры по
предотвращению пожаров в лесах и на торфяных месторождениях. Пункт 14 не приводится, как не содержащий
норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 15. В целях уменьшения потерь полезных
ископаемых при их добыче и переработке, а также предупреждения загрязнения
окружающей среды отходами производства: Подпункт "а" пункта 15 не
приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. б) обязать Министерство химической
промышленности, Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической
промышленности СССР, Министерство целлюлозно - бумажной
промышленности обеспечить изготовление и своевременную поставку горнодобывающим
предприятиям в необходимом ассортименте высококачественных флотационных
реагентов, сорбентов и экстрагентов, позволяющих
осуществить наиболее полное извлечение ценных компонентов при обогащении
минерального сырья. 16. Возложить на Министерство химического
и нефтяного машиностроения: производство и комплектную поставку
министерствам и ведомствам газоочистного и пылеулавливающего оборудования и
аппаратуры; обеспечение организации производства
нового, более совершенного оборудования и аппаратуры для очистки промышленных
выбросов в атмосферу от вредных газов, пыли, сажи и других веществ; проведение соответствующих научных
исследований и опытно - конструкторских работ по созданию более совершенного
оборудования и аппаратуры для защиты атмосферного воздуха от загрязнения
промышленными выбросами; осуществление на предприятиях, в
организациях и учреждениях шефмонтажа и наладки газоочистного и
пылеулавливающего оборудования и аппаратуры; абзац шестой утратил силу. - Постановление
Совмина СССР от 05.07.1985 N 610. Абзацы седьмой и восьмой пункта 16 не
приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. (Абзац девятый) Установить, что
организация в составе Министерства химического и нефтяного машиностроения Главгазоочистки не снижает ответственности министерств и
ведомств СССР и Советов Министров союзных республик за проведение необходимых
мероприятии по защите атмосферного воздуха от загрязнения вредными веществами. Абзац десятый пункта 16, пункты 17 - 19
не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов
СССР. 20. Запретить министерствам и ведомствам
СССР изменять без согласования с Министерством химического и нефтяного
машиностроения на подведомственных предприятиях номенклатуру и объем
производства оборудования, изделий, материалов и запасных частей для
газоочистных и пылеулавливающих установок. 21. В целях улучшения организации научно
- исследовательских и проектно - конструкторских работ по газоочистке и
пылеулавливанию и усиления координации этих работ возложить функции головной
организации: по разработке проектов газоочистных
сооружений на Государственный институт по проектированию газоочистных
сооружений Министерства химического и нефтяного машиностроения; по разработке проблем газоочистки и
пылеулавливания, а также проблем улавливания ценных продуктов из промышленных
выбросов на Государственный научно - исследовательский институт по промышленной
и санитарной очистке газов Министерства химического и нефтяного машиностроения; по снижению токсичности выхлопных газов
автомобильных и других двигателей внутреннего сгорания на Центральную научно -
исследовательскую и конструкторско - технологическую лабораторию токсичности
двигателей Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения; по созданию малотоксичных двигателей для
автомобилей на Центральный научно - исследовательский автомобильный и
автомоторный институт Министерства автомобильной промышленности. 22. Главмосстрою при Мосгорисполкоме
обеспечить в 1974 году окончание строительства в г. Москве на заводе "Моссельмаш" Министерства тракторного и
сельскохозяйственного машиностроения лабораторно - экспериментального и
производственного корпуса общей площадью 15 тыс. кв. метров для Центральной
научно - исследовательской и конструкторско - технологической лаборатории
токсичности двигателей этого Министерства. Министерству тракторного и
сельскохозяйственного машиностроения организовать
начиная с 1975 года в указанном корпусе серийный выпуск аппаратов для
нейтрализации вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобильных
двигателей. Абзац первый пункта 23 не приводится, как
не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 23. (Абзац второй) Главному управлению
гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР и Министерству
здравоохранения СССР разработать порядок предупреждения местных органов власти
и руководителей промышленных предприятий о возможном повышении концентрации
загрязнения в атмосфере в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими
условиями. Пункты 24 - 26 не приводятся, как не
содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 27. Министерству приборостроения, средств
автоматизации и систем управления разработать конструкции измерительной
аппаратуры для контроля содержания окиси углерода и других вредных веществ в
выхлопных газах автомобильных двигателей и организовать
начиная с 1974 года серийное производство аппаратуры для контроля содержания в
этих газах окиси углерода в количестве в соответствии с заявками Советов
Министров союзных республик и министерств и ведомств СССР. Абзац второй пункта 27 не приводится, как
не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 28. В целях обеспечения широкого
разведения в водоемах растительноядных рыб, дающих возможность улучшить
биологическую очистку водоемов от наносящих вред водным ресурсам водорослей и
другой растительности и одновременно использовать большое количество биогенных
веществ, накапливающихся в водохранилищах: а) Министерству рыбного хозяйства СССР,
Совету Министров РСФСР, Совету Министров Украинской ССР, Совету Министров
Узбекской ССР и Совету Министров Азербайджанской ССР: принять меры к разведению
растительноядных рыб, и в первую очередь в водохранилищах днепровского каскада
гидроэлектростанций, в Волгоградском, Куйбышевском и Цимлянском водохранилищах,
и к увеличению выращивания молоди толстолобика в действующих рыбопитомниках, а
также предусматривать разведение толстолобика при проектировании и
строительстве зональных рыбопитомников и нерестово - вырастных
хозяйств; Абзац третий подпункта "а",
подпункт "б" пункта 28 не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих
включению в Свод законов СССР. в) Министерству энергетики и
электрификации СССР, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР и другим
министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик при
реконструкции и строительстве водохранилищ осуществлять необходимые мероприятия
по обеспечению биологической мелиорации водоемов; Подпункты "г" - "е"
пункта 28 не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод
законов СССР. 29. В целях предупреждения загрязнения
почвы, водоемов и других объектов внешней среды ядохимикатами, применяемыми для
борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками, а также вредными
насекомыми и грызунами: а) Министерству сельского хозяйства СССР,
Государственному комитету лесного хозяйства Совета Министров СССР, Министерству
рыбного хозяйства СССР, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР,
Министерству здравоохранения СССР и Советам Министров союзных республик
обеспечить строгое соблюдение колхозами, совхозами и другими предприятиями, организациями
и учреждениями, а также гражданами установленных правил применения
ядохимикатов. Главному управлению
гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР обеспечить организацию
наблюдения за изменениями в окружающей природной среде, вызываемыми применением
ядохимикатов; б) Министерству сельского хозяйства СССР
разработать совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами и
утвердить в 1973 году рекомендации по борьбе с развитием основных вредителей и
болезней растений; в) установить, что продажа ядохимикатов
колхозам, совхозам, лесхозам и другим предприятиям и организациям должна производиться начиная с 1973 года только на основании
заключения местных органов служб защиты растений Министерства сельского
хозяйства СССР или Государственного комитета лесного хозяйства Совета Министров
СССР о целесообразности проведения химической обработки посевов, насаждений,
водоемов и лесов; г) установить, что при разработке новых
ядохимикатов научно - исследовательские организации соответствующих министерств
и ведомств должны разрабатывать методику определения остаточных количеств этих
средств в воде, атмосферном воздухе, почве, а также в
сельскохозяйственной продукции; д) Министерству сельского хозяйства СССР,
Министерству рыбного хозяйства СССР, Министерству здравоохранения СССР,
Главному управлению гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР,
Советам Министров союзных республик организовать
начиная с 1973 года силами подведомственных научно - исследовательских
учреждений систематическое изучение влияния ядохимикатов на водные организмы и
определить предельно допустимые концентрации их в рыбохозяйственных
водоемах. 30. В целях улучшения санитарного
состояния городов, пригородных зон, рабочих поселков и сельских населенных
пунктов Советам Министров союзных республик: рассмотреть состояние строительства
водопроводов, канализационных и очистных сооружений в городах и рабочих
поселках и принять необходимые меры к безусловному их вводу в действие в
установленные сроки. Установить, что очистные сооружения
водопроводов и канализаций должны проектироваться с учетом перспективы развития
городов и рабочих поселков. Строительство и ввод в эксплуатацию этих сооружений
должны осуществляться поэтапно с обеспечением необходимого технологического
комплекса очистки; Абзац четвертый пункта 30 не приводится,
как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. (абзац пятый) организовать разработку
проектной документации на строительство мусороперерабатывающих и
мусоросжигательных заводов и обеспечить начиная с 1974
года строительство таких заводов в крупных городах и курортных зонах. Абзацы шестой - восьмой пункта 30, пункт
31 не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов
СССР. 32. Обязать
министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик при
экспертизе и утверждении технических проектов строительства предприятий и
сооружений и проектов планировки и застройки городов и других населенных
пунктов обеспечивать соблюдение нормативных требований по очистке воды и
сбрасываемых промышленных и бытовых стоков, по защите атмосферы от вредных
промышленных выбросов, по утилизации, нейтрализации и сжиганию хозяйственно -
бытовых и промышленных отходов, по рациональной разработке полезных
ископаемых и по рекультивации земель. Госстрою СССР установить регулярный контроль за выполнением указанных требований. 33. Установить, что при
разрешении споров по вопросам водопользования, связанного со сбросом сточных
вод в водные объекты, а также по вопросам выбросов вредных веществ в атмосферу
Советы Министров союзных республик, Советы Министров автономных республик,
исполнительные комитеты местных Советов депутатов трудящихся, органы по
регулированию использования и охране вод и другие уполномоченные на разрешение
этих споров органы учитывают экспертные заключения Госстроя СССР и госстроев союзных республик, а также соответствующих
органов Министерства здравоохранения СССР, Министерства рыбного хозяйства СССР,
Министерства геологии СССР, Главного управления гидрометеорологической службы
при Совете Министров СССР и других компетентных органов. 34. Обязать Госстрой
СССР совместно с Министерством химического и нефтяного машиностроения и другими
заинтересованными министерствами и ведомствами разработать в 1973 году силами подведомственных
научно - исследовательских и проектно - конструкторских организаций
номенклатуру оборудования, приборов и средств автоматизации, соответствующих
лучшим зарубежным образцам и подлежащих изготовлению для строительства объектов
по очистке воды для водоснабжения населения, сточных вод, промышленных выбросов
в атмосферу, по утилизации и сжиганию хозяйственно - бытовых и
промышленных отходов, а также технические задания на проектирование и
изготовление указанных оборудования, приборов и средств автоматизации. Государственному комитету Совета
Министров СССР по науке и технике предусматривать в планах проектирование и
изготовление головных образцов указанных оборудования, приборов и средств
автоматизации, а также проведение их испытаний. 35. Установить, что проведение научно -
исследовательских и опытно - конструкторских работ по созданию совершенного
оборудования и арматуры для очистных сооружений, а также их производство
возлагаются: на Министерство химического и нефтяного
машиностроения, Министерство строительного, дорожного и коммунального
машиностроения и Министерство тяжелого, энергетического и транспортного
машиностроения (в соответствии с их специализацией) - для водопроводных и
канализационных сооружений населенных мест и промышленных предприятий; на Министерство судостроительной
промышленности и Министерство речного флота РСФСР (в соответствии с их
специализацией) - для установок на судах по очистке воды для питьевых и бытовых
нужд, для очистки сточных вод на судах и для сбора сточных вод на судах для
последующей перекачки их в береговые емкости. Разработка по
техническим требованиям заинтересованных министерств и ведомств и создание
приборов и средств автоматизации для контроля сточных вод, природных вод и
промышленных выбросов в атмосферу и качества их очистки, а также организация
серийного производства этих приборов и средств автоматизации для очистных
сооружений и наблюдательных пунктов возлагаются на Министерство
приборостроения, средств автоматизации и систем управления. Изготовление рукавных фильтров высотой до
10 метров из специальных тканей возлагается на Министерство строительного,
дорожного и коммунального машиностроения, разработка и изготовление
синтетических материалов для фильтровальных тканей возлагаются на Министерство
химической промышленности, а разработка и изготовление фильтровальных тканей
для рукавных фильтров - на Министерство легкой промышленности СССР. Абзац шестой пункта 35, пункты 36 - 42 не
приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 43. Государственному комитету стандартов
Совета Министров СССР: предусматривать начиная с 1973 года в планах государственной стандартизации
разработку комплекса общетехнических государственных стандартов по охране
природы и рациональному использованию природных ресурсов; Абзац третий пункта 43, пункт 44 не
приводятся, как не содержащие норм, подлежащих
включению в Свод законов СССР. 45. Утратил силу. - Постановление ЦК
КПСС, Совмина СССР от 26.10.1987 N 1202. 46. Считать необходимым
усилить среди населения распространение знаний по охране природы и
разъяснение важности рационального использования ее богатств. В этих целях
Государственному комитету Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию,
Государственному комитету Совета Министров СССР по делам издательств,
полиграфии и книжной торговли, Государственному комитету Совета Министров СССР
по кинематографии, Министерству культуры СССР, Министерству здравоохранения
СССР, Всесоюзному обществу "Знание", республиканским государственным
комитетам по охране природы и обществам охраны природы расширить выпуск
информационной, научно - популярной, просветительной, художественной литературы
и кинофильмов по вопросам охраны
природы, усилить лекционную пропаганду, полнее освещать эти вопросы по радио и
телевидению. Редакциям газет "Правда",
"Известия", "Сельская жизнь", "Советская Россия",
"Социалистическая индустрия", "Экономическая газета",
"Комсомольская правда", "Труд", а
также республиканских, краевых и областных газет шире освещать вопросы,
связанные с усилением охраны природы и улучшением использования природных
ресурсов. Министерству
просвещения СССР, Министерству высшего и среднего специального образования
СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально -
техническому образованию и другим министерствам и ведомствам, в ведении которых
находятся высшие учебные заведения, техникумы и профессионально - технические
училища, усилить внимание к преподаванию основ природоведения, рационального использования
и защиты окружающей природной среды во всех учебных заведениях. Абзац пятый пункта 46 не приводится, как
не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. (Абзац шестой) ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ
обеспечить активное участие трудящихся и молодежи в работе по охране природы. 47. Поручить Государственному комитету
Совета Министров СССР по науке и технике, министерствам и ведомствам СССР
обеспечить активное участие соответствующих советских организаций в разработке
и осуществлении программ международного сотрудничества в области изучения
окружающей природной среды и защиты ее от неблагоприятных воздействий. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |