ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР УКАЗ от 21 августа 1972 года ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИССИЯХ ПО БОРЬБЕ С ПЬЯНСТВОМ (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от
01.10.1985 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1399) Президиум Верховного Совета РСФСР
постановляет: Утвердить Положение о комиссиях по борьбе
с пьянством. ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИЯХ ПО БОРЬБЕ С ПЬЯНСТВОМ (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от
01.10.1985 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1399) I. ЗАДАЧИ КОМИССИЙ
ПО БОРЬБЕ С ПЬЯНСТВОМ И ПОРЯДОК ИХ ОРГАНИЗАЦИИ Статья 1. Основными задачами комиссий по
борьбе с пьянством являются координация деятельности государственных органов и
общественных организаций, направленной на борьбу с пьянством, а также
разработка и проведение мероприятий по предупреждению и пресечению проявлений
пьянства. Статья 2. Комиссии по борьбе с пьянством
образуются при Совете Министров РСФСР и Советах Министров автономных республик,
при исполнительных комитетах краевых, областных, окружных, районных, городских
и районных в городах Советов народных депутатов. Комиссии по борьбе с пьянством
могут также образовываться при исполнительных комитетах поселковых, сельских
Советов народных депутатов. Комиссии по борьбе с пьянством при исполнительных
комитетах поселковых, сельских Советов народных депутатов имеют права и
обязанности районных, городских (в городах без районного деления), районных в
городах комиссий по борьбе с пьянством, за исключением права рассматривать дела
об административных правонарушениях и налагать административные взыскания. Статья 3. Краевые, областные, окружные,
районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские комиссии по
борьбе с пьянством образуются соответствующими Советами народных депутатов на срок
полномочий Советов данного созыва. Комиссии по борьбе с пьянством при
Советах Министров автономных республик образуются Советами Министров этих
республик, и их состав утверждается Президиумами Верховных Советов автономных
республик на срок их полномочий. Комиссия по борьбе с пьянством при Совете
Министров РСФСР образуется Советом Министров РСФСР, и ее состав утверждается
Президиумом Верховного Совета РСФСР на срок его полномочий. Статья 4. Комиссии по борьбе с пьянством
ответственны перед соответствующими Советами народных депутатов и их
исполнительными комитетами, Президиумами Верховных Советов и Советами Министров
автономных республик, Президиумом Верховного Совета РСФСР и Советом Министров
РСФСР и им подотчетны. Исполнительные комитеты местных Советов народных
депутатов, Советы Министров автономных республик, Совет Министров РСФСР могут
производить изменения в составе соответствующих комиссий по борьбе с пьянством
с последующим внесением на утверждение Совета народных депутатов или Президиума
Верховного Совета автономной республики, Президиума Верховного Совета РСФСР. Комиссии систематически информируют о
своей работе общественные организации и трудовые коллективы. Статья 5. Комиссии по борьбе с пьянством
действуют в составе председателя (заместителя председателя или секретаря
исполкома, заместителя Председателя Совета Министров), заместителя
председателя, секретаря и 6 - 10 членов комиссии. Число членов комиссии устанавливается в
зависимости от объема работы исполнительным комитетом соответствующего Совета
народных депутатов, Советом Министров, при котором образуется комиссия. В состав комиссии
входят депутаты Советов народных депутатов, представители профсоюзных,
комсомольских и других общественных организаций, трудовых коллективов,
руководители предприятий, учреждений, организаций, а также работники
здравоохранения, просвещения, торговли, органов внутренних дел, культурно -
просветительных и других учреждений. Статья 6. Деятельность комиссий по борьбе
с пьянством осуществляется при широком участии общественности. Комиссии из числа актива, привлеченного к
работе, выделяют общественных инспекторов по воспитательной работе среди лиц,
злоупотребляющих спиртными напитками, допускающих нарушения трудовой
дисциплины, правил поведения в общественных местах, отрицательно влияющих на
воспитание детей в семье. Комиссии по борьбе с пьянством по всем
вопросам, отнесенным к их компетенции, взаимодействуют с постоянными комиссиями
Советов народных депутатов, с комиссиями по делам несовершеннолетних и
административными комиссиями при исполнительных комитетах соответствующих
Советов народных депутатов, а также обществом борьбы за трезвость и органами
общественной самодеятельности. Статья 7. Комиссии по борьбе с пьянством
по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимают постановления, которые
обязательны для исполнения государственными и общественными органами,
предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Государственные и общественные органы,
предприятия, учреждения, организации, должностные лица и органы общественной
самодеятельности обязаны в течение десяти дней сообщить комиссии по борьбе с
пьянством о мерах, принятых во исполнение постановления. II. ОБЯЗАННОСТИ И
ПРАВА КОМИССИЙ ПО БОРЬБЕ С ПЬЯНСТВОМ Статья 8. Районные, городские, районные в
городах комиссии по борьбе с пьянством: а) обеспечивают координацию деятельности
государственных органов, общественных организаций по вопросам борьбы с пьянством
и алкоголизмом; б) разрабатывают и
осуществляют как непосредственно, так и через соответствующие государственные
органы, общественные организации, трудовые коллективы мероприятия по
предупреждению пьянства, алкоголизма и правонарушений, совершаемых под
воздействием алкоголя, по усилению антиалкогольной пропаганды в трудовых
коллективах и среди населения по месту жительства, активному вовлечению граждан
и особенно молодежи в общественно - политическую жизнь, научно - техническое
творчество, пробуждению глубокого интереса к художественной самодеятельности,
искусству, физкультуре и спорту; в) участвуют в
организации необходимой воспитательной работы на предприятиях, в учреждениях,
организациях с лицами, злоупотребляющими алкоголем, широко привлекая к работе с
ними трудовые коллективы, представителей общественных организаций и органов
общественной самодеятельности; оказывают помощь общественным организациям,
трудовым коллективам в перевоспитании лиц, злоупотребляющих алкоголем,
проверяют эффективность общественного и административного воздействия на лиц,
злоупотребляющих алкоголем; г) контролируют работу органов внутренних
дел и здравоохранения по выявлению и учету лиц, к которым ранее применялись
меры административного взыскания или общественного воздействия за пьянство,
злоупотребляющих алкоголем, неоднократно помещавшихся в медицинские
вытрезвители, организуют постоянное общественное наблюдение за поведением этих
лиц в быту и на производстве; принимают необходимые меры для
направления на лечение больных хроническим алкоголизмом в соответствующие
медицинские учреждения, лечебно - трудовые профилактории, специальные
наркологические отделения, а также иные предупредительные меры, направленные на
пресечение пьянства и алкоголизма; д) проверяют работу медицинских
вытрезвителей и лечебно - трудовых профилакториев для хронических алкоголиков,
а также оказывают помощь администрации профилакториев в работе по
перевоспитанию и исправлению лиц, содержащихся в них; е) организуют контроль общественных
организаций и трудовых коллективов за поведением лиц, освобождаемых из лечебно
- трудового профилактория, и в необходимых случаях оказывают им содействие в
трудоустройстве; ж) осуществляют контроль
за соблюдением работниками предприятий торговли и общественного питания
установленных правил торговли водкой и другими спиртными напитками; з) организуют и осуществляют
антиалкогольную пропаганду по разъяснению вреда, наносимого пьянством здоровью
людей, воспитанию детей и подростков, советскому обществу, активно используя
для этих целей печать, радио, телевидение и лекционную пропаганду. Лекционная
антиалкогольная пропаганда проводится в тесном контакте с районными
(городскими) организациями общества "Знание", обществами борьбы за
трезвость; и) совместно с
государственными органами и общественными организациями принимают меры к
выявлению лиц, занимающихся самогоноварением и незаконной продажей водки и
других спиртных напитков, привлечению их к ответственности в установленном
порядке; к) оказывают методическую помощь
комиссиям по борьбе с пьянством, образованным на предприятиях, в учреждениях,
организациях и их структурных подразделениях; обобщают и распространяют
положительный опыт их работы. Статья 9. Районные, городские, районные в
городах комиссии по борьбе с пьянством имеют право: а) проводить
проверку на предприятиях, в учреждениях, организациях состояния работы по
борьбе с пьянством и алкоголизмом, по антиалкогольной пропаганде и организации
культурного досуга членов трудовых коллективов; б) заслушивать на заседаниях комиссии
сообщения руководителей предприятий, учреждений, организаций о мерах борьбы с
пьянством и алкоголизмом и нарушениями трудовой дисциплины, о воспитательной
работе и организации культурного досуга членов трудовых коллективов; в) заслушивать сообщения руководителей
предприятий торговли и общественного питания о выполнении установленных правил
торговли водкой и другими спиртными напитками; г) привлекать общественность к участию в
перевоспитании лиц, злоупотребляющих алкоголем, и назначать общественных
инспекторов по воспитательной работе среди этих лиц; д) входить с представлением в
соответствующие органы и ведомства об усилении требовательности к руководителям
предприятий, учреждений и организаций, которые не ведут необходимой борьбы с
пьянством и алкоголизмом, не принимают надлежащих мер по предупреждению и
пресечению пьянства, по воспитанию членов трудовых коллективов и организации их
отдыха. О результатах рассмотрения представления указанные органы и ведомства
обязаны сообщить в комиссию в месячный срок; е) вносить на рассмотрение исполнительных
комитетов районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов
вопросы: об организации борьбы с пьянством и
алкоголизмом; об ограничении или запрещении в
определенных местностях торговли водкой и другими спиртными напитками; об улучшении воспитательной работы на
предприятиях, в учреждениях, организациях; ж) входить с ходатайством в суд о
направлении хронических алкоголиков, уклоняющихся от добровольного лечения или
продолжающих пьянствовать после лечения, в лечебно - трудовые профилактории и
специальные наркологические отделения для принудительного лечения и трудового
перевоспитания; з) входить с ходатайством в суд о
признании гражданина ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления
спиртными напитками; и) рассматривать дела об административных
правонарушениях и налагать административные взыскания в соответствии с Кодексом
РСФСР об административных правонарушениях: за распитие спиртных напитков на
производстве (на рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий,
учреждений, организаций) или пребывание на работе в нетрезвом состоянии - штраф в размере от тридцати до пятидесяти
рублей; на мастеров, начальников участков, смен,
цехов и других руководителей, участвовавших в распитии с подчиненными им
работниками спиртных напитков на производстве или не принявших мер к
отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо скрывших
случаи распития спиртных напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии
подчиненных им работников, - штраф в размере от пятидесяти до ста
рублей; на работников торговых предприятий и
предприятий общественного питания за нарушение правил торговли водкой и другими
спиртными напитками - штраф в размере от пятидесяти до ста
рублей; к) освобождать от
административной ответственности лицо, совершившее предусмотренное в пункте
"и" настоящей статьи административное правонарушение, и передавать
материалы на рассмотрение товарищеского суда, комиссии по борьбе с пьянством,
образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных
подразделениях, общественной организации или трудового коллектива, если с
учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему
целесообразно применить меру общественного воздействия. Статья 10. Комиссии по борьбе с пьянством
при Советах Министров автономных республик, краевые, областные, окружные,
городские (в городах с районным делением) комиссии по борьбе с пьянством: разрабатывают и
проводят в жизнь через соответствующие государственные органы, общественные
организации и трудовые коллективы мероприятия по предупреждению пьянства и
алкоголизма и правонарушений, совершаемых под воздействием алкоголя, а также
мероприятия по устранению причин, порождающих эти явления; контролируют, направляют и координируют
деятельность нижестоящих комиссий по борьбе с пьянством, оказывают им
методическую помощь, обобщают и распространяют положительный опыт их работы. При выполнении указанных обязанностей
комиссии по борьбе с пьянством при Советах Министров автономных республик,
краевые, областные, окружные, городские (в городах с районным делением)
комиссии по борьбе с пьянством пользуются правами, предусмотренными статьей 9
настоящего Положения, за исключением права рассматривать дела об
административных правонарушениях и налагать административные взыскания. Статья 11. Комиссия по борьбе с пьянством
при Совете Министров РСФСР: объединяет и направляет работу по
предупреждению пьянства, алкоголизма и правонарушений, совершаемых под воздействием
алкоголя, и по устранению причин, порождающих эти явления; контролирует, направляет и координирует
деятельность комиссий по борьбе с пьянством при Советах Министров автономных
республик, краевых, областных, окружных, городских (в городах с районным
делением) комиссий по борьбе с пьянством, оказывает им методическую помощь,
обобщает и распространяет положительный опыт их работы. III. ОРГАНИЗАЦИЯ
РАБОТЫ КОМИССИЙ ПО БОРЬБЕ С ПЬЯНСТВОМ Статья 12. Председатель комиссии по
борьбе с пьянством обеспечивает регулярный созыв заседаний комиссии, определяет
круг вопросов, подлежащих рассмотрению на очередном заседании, готовит для
рассмотрения на заседаниях планы работы комиссии и отчеты о
ее деятельности. В период между заседаниями дает поручения членам
комиссии и проверяет их исполнение. Статья 13. На заседание комиссии по
борьбе с пьянством приглашаются в зависимости от характера рассматриваемых
вопросов представители органов внутренних дел, здравоохранения, просвещения,
культуры, транспорта, торговли и общественного питания и иных государственных
органов, общественных организаций и трудовых коллективов, а также вызываются
должностные лица и граждане для получения от них объяснений по рассматриваемым
вопросам. На заседании комиссии ведется протокол, в
котором указывается характер рассматриваемых вопросов. По делам об административных
правонарушениях в протоколе указываются дата и место заседания, содержание
рассматриваемого дела, сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, их
объяснения, ходатайства и результаты рассмотрения ходатайств, документы и
вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении дела, а также
сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков
его обжалования. Протокол подписывается
председательствующим в заседании и секретарем. Статья 14. Заседание комиссии по борьбе с
пьянством считается правомочным при участии в нем не менее половины ее состава. Постановление комиссии принимается
большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, и подписывается
председательствующим и секретарем. Постановление по делу об административном
правонарушении должно содержать наименование комиссии, дату рассмотрения дела,
сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело, изложение
обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, указание на нормативный
акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, и принятое по
делу решение. Статья 15. Постановление комиссии по
борьбе с пьянством может быть обжаловано в исполнительный комитет
соответствующего Совета народных депутатов или в Совет Министров, при котором
состоит эта комиссия. Решение этих органов по жалобе является окончательным. Постановление о наложении
административного взыскания в виде штрафа может быть обжаловано в
исполнительный комитет районного, городского, районного в городе Совета народных
депутатов или в районный (городской) народный суд, решение которого является
окончательным. Штраф должен быть уплачен нарушителем не
позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а
в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее
пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без
удовлетворения. В случае неуплаты штрафа нарушителем в
установленный срок постановление о наложении штрафа направляется для удержания
суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иного
заработка, пенсии или стипендии. Статья 16. В составе комиссий по борьбе с
пьянством могут создаваться секции: воспитательной работы и антиалкогольной
пропаганды; учета и общественного наблюдения за
лицами, злоупотребляющими алкоголем и страдающими хроническим алкоголизмом; лечебно - профилактическая; организации контроля за
соблюдением предприятиями торговли и общественного питания установленных правил
торговли водкой и другими спиртными напитками; оказания методической помощи комиссиям по
борьбе с пьянством, образованным на предприятиях, в учреждениях, организациях и
их структурных подразделениях. Комиссии могут создавать и другие секции. Статья 17. Члены комиссии по борьбе с
пьянством выполняют свои обязанности, как правило, в свободное от основной
работы время. Во время выполнения поручений, связанных с отвлечением от своей
основной деятельности, за членами комиссий сохраняется заработок по их месту работы и они имеют право на возмещение понесенных расходов. Статья 18. Материально - техническое
обеспечение комиссий по борьбе с пьянством возлагается соответственно на Совет
Министров РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты
Советов народных депутатов. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |