МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

 

ПРИКАЗ

от 15 июня 1972 г. N 492

 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ПЕРВИЧНОЙ ДВУХГОДИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

 

В соответствии с Постановлениями Совета Министров СССР от 10 февраля 1967 г. N 130 "Об организации, в виде опыта, одногодичной специализации (интернатуры) выпускников ряда медицинских институтов" и ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" была введена система первичной специализации (интернатуры) врачей - выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов на базах практического здравоохранения.

Указанной специализации предшествует профилизация студентов в течение 6-го курса обучения по основным клиническим дисциплинам.

В настоящее время 50 медицинских вузов направляют своих выпускников в интернатуру. В подавляющем большинстве областей и районов страны врачи-интерны проходят стажировку. Перевод всех медицинских вузов на систему первичной специализации будет завершен в 1973 году.

Опыт проведения специализации свидетельствует об эффективности данной системы подготовки кадров врачей-специалистов, способствующей повышению качества оказания медицинской помощи населению.

Специализация врачей-интернов проводится по основным медицинским специальностям в соответствии с типовыми планами подготовки, утвержденными Министерством здравоохранения СССР, с предоставлением интернам полной самостоятельности в работе, при систематическом контроле за их практической и теоретической подготовкой со стороны заведующих отделениями, имеющих большой стаж практической работы по специальности.

Большую организационную и методическую помощь в проведении интернатуры работникам практического здравоохранения оказывают медицинские институты.

В течение нескольких лет ряд медицинских институтов регулярно проводит методические конференции по подготовке врачей-интернов, семинары и декадники для руководителей интернов во многих областях (Крымский, 1-й Ленинградский, Ростовский, Свердловский, Ташкентский, Харьковский и другие медицинские институты).

Совместная работа медицинских вузов и органов здравоохранения приводит к сближению медицинской науки и практического здравоохранения, значительно повышает уровень профессиональной квалификации врачей краевых, областных, городских, районных лечебных учреждений.

Министерства здравоохранения союзных и автономных республик, краевые, областные и городские отделы здравоохранения проводят большую работу по организации первичной специализации в подведомственных лечебных учреждениях, проявляют внимание к нуждам врачей-интернов, к обеспечению их жильем и созданию условий, необходимых для работы.

Положительную роль в становлении системы последипломной специализации сыграло проведенное министерствами здравоохранения РСФСР и Украинской ССР закрепление областей за медицинскими вузами с целью постоянного оказания методической и консультативной помощи базовым лечебным учреждениям в подготовке интернов.

Постановлением Совета Министров СССР от 31 марта 1972 г. N 223 "Об изменении пункта 4 Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1967 г. N 130" установлена выплата заработной платы врачам-интернам за счет базовых лечебных учреждений, в которых они проходят интернатуру. В настоящее время Министерством здравоохранения СССР готовится ряд документов, регламентирующих правовой статус врача-интерна, в связи с изменением порядка оплаты.

Новая система первичной специализации прочно вошла в практику советского здравоохранения. На Всесоюзном совещании актива работников здравоохранения (г. Москва, 1971 г.) она заслуженно получила высокую оценку.

Однако в работе по организации интернатуры в ряде автономных республик и областей еще имеют место недостатки.

Недопустимым является отношение к организации и проведению первичной специализации заведующих отделами здравоохранения Кокчетавской (тов. А.П. Задорожный), Новосибирской (тов. К.И. Поназдырь) и Павлодарской (тов. Т.К. Каирбеков) областей, где врачи-интерны без стажировки направлялись на практическую работу. Подобные случаи имели место в Якутской АССР, Владимирской и Целиноградской областях.

Некоторые руководители практического здравоохранения не проявляют необходимой требовательности к подбору базовых лечебных учреждений, не решают вопросы жилищного обеспечения интернов (Туркменская ССР, Башкирская и Кара-Калпакская АССР, Иркутская и Курская обл.).

Своевременно не подготовились к проведению интернатуры органы и учреждения здравоохранения Грузинской ССР, Алтайского и Красноярского краев, Оренбургской, Пермской и Томской областей.

Допускались случаи невыплаты дополнительной оплаты заведующим отделениями за руководство врачами-интернами (Курская область).

В ряде базовых лечебных учреждений в нарушение типовых планов интернатуры не уделяется достаточного внимания поликлинической подготовке врачей-интернов.

До сих пор многие министерства здравоохранения автономных республик, краевые, областные и городские отделы здравоохранения не имеют перспективного плана потребности во врачах-специалистах, что значительно затрудняет распределение студентов в субординатуре, нарушает организацию двухгодичной специализации и приводит к неправильному использованию молодых специалистов.

Имеются недостатки и в деятельности высших медицинских учебных заведений.

На страницах многотиражных газет допускается неправильная информация о задачах и целях двухгодичной специализации (Донецкий, Ереванский, Минский, 1-й Московский, Читинский медицинские институты).

Недостаточную методическую помощь некоторым базовым лечебным учреждениям (больницам, медико-санитарным частям) оказывают Алма-Атинский, Горьковский, Днепропетровский, Челябинский медицинские институты.

В целях улучшения работы по проведению первичной двухгодичной специализации в системе субординатура-интернатура приказываю:

I. Министрам здравоохранения союзных республик:

а) провести до 1 августа с.г. закрепление за каждым медицинским институтом, включая медицинские институты союзного подчинения (по согласованию с Министерством здравоохранения СССР), и медицинским факультетом университета (по согласованию с Министерствами высшего и среднего специального образования союзных республик) соответствующих автономных республик, краев и областей для постоянного преимущественного направления в данные республики, края, области на работу и в интернатуру врачей - выпускников этих вузов;

б) в течение октября - ноября 1972 г. провести республиканские совещания, посвященные вопросам организации и проведения первичной двухгодичной специализации;

обеспечить участие в работе совещаний начальников управлений (отделов) кадров и учебных заведений министерств здравоохранения союзных республик, министров здравоохранения автономных республик и заведующих крайоблздравотделами, главных врачей базовых лечебных учреждений, проректоров по учебной работе и общевузовских руководителей интернатуры.

На совещаниях обсудить:

- перспективное планирование подготовки кадров врачей-специалистов в системе субординатура-интернатура и соблюдение принципа непрерывности специализации;

- подбор постоянных баз интернатуры, роль руководителей интернов и главных специалистов республики, края, области в подготовке врачей;

- жилищно-бытовое обеспечение интернов;

- координация совместной работы органов здравоохранения и медицинских высших учебных заведений по подготовке врачей-специалистов;

- практическая подготовка врачей-интернов;

- совершенствование методического руководства и прием заключительных экзаменов;

- формы и методы контроля за качеством специализации;

- повышение профессиональной квалификации заведующих отделениями баз интернатуры - руководителей интернов.

Сообщить до 15 сентября 1972 года сроки проведения совещаний и программу в Министерство здравоохранения СССР.

II. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим крайоблздравотделами:

а) принять меры по устранению недостатков в проведении специализации врачей-интернов;

б) запретить направление врачей в интернатуру по специальностям, не соответствующим профилю субординатуры и утвержденному перечню специальностей одногодичной стажировки;

в) ежегодно определять перспективную потребность подведомственных учреждений во врачебных кадрах по специальностям, прохождение которых предусмотрено в интернатуре.

III. Ректорам высших медицинских учебных заведений:

а) принять меры к улучшению методической и консультативной помощи вузов работникам практического здравоохранения в проведении одногодичной специализации врачей-интернов;

б) осуществлять комплектование групп субординаторов по клиническим профилям на 6 курсе в соответствии с заявками министерств здравоохранения союзных республик на требуемое количество врачей-специалистов в закрепленных за вузами автономных республиках, краях, областях.

IV. В целях координации работы соответствующих управлений Министерства здравоохранения СССР, министерств здравоохранения союзных и автономных республик, крайоблздравотделов и медицинских институтов при решении вопросов, связанных с организацией и проведением первичной двухгодичной специализации, установить следующий порядок рассмотрения и решения данных вопросов:

1. Управление кадров Министерства здравоохранения СССР:

а) на основании изучения состава выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов и заявок на молодых специалистов от министерств здравоохранения союзных республик, министерств и ведомств СССР, АМН СССР и учреждений составляет план межведомственного распределения выпускников этих факультетов и представляет проект плана на рассмотрение коллегии МЗ СССР для последующего утверждения в Госплане СССР;

б) совместно с министерствами здравоохранения союзных республик организует, в пределах плана межведомственного распределения, персональное распределение выпускников медицинских институтов союзного подчинения главным образом в закрепленные за каждым вузом автономные республики, края и области, в соответствии с профилем субординатуры и потребностью этих республик, краев, областей во врачах-специалистах.

2. Главное управление учебных заведений Министерства здравоохранения СССР:

а) разрабатывает типовые планы подготовки врачей-интернов и другие методические документы, касающиеся проведения двухгодичной специализации, и вносит на основе изучения опыта специализации необходимые изменения в указанные документы;

б) осуществляет систематический контроль за работой соответствующих управлений министерств здравоохранения союзных республик, высших учебных заведений, министерств здравоохранения автономных республик, крайоблздравотделов по проведению интернатуры;

в) представляет руководству Министерства здравоохранения СССР на утверждение перечень базовых лечебных учреждений автономных республик, краев, областей, закрепленных за медицинскими институтами союзного подчинения, и списки заведующих отделениями базовых больниц - руководителей интернов;

г) по представлению ректоров медицинских институтов союзного подчинения формирует и представляет на утверждение руководству Министерства здравоохранения СССР состав комиссий по приему заключительных экзаменов врачей, оканчивающих интернатуру;

д) по представлению министерств здравоохранения союзных республик, в порядке исключения, в каждом конкретном случае рассматривает вопрос о возможности специализации интерна по специальности, не предусмотренной соответствующими приказами Министра здравоохранения СССР.

3. Управления (отделы) кадров министерств здравоохранения союзных республик:

а) определяют потребность в специалистах прикрепленных за медицинскими вузами автономных республик, краев, областей и направляют в вузы, за год до персонального распределения молодых специалистов, разнарядку по терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, педиатрии и детской хирургии для своевременного комплектования контингентов студентов по основным клиническим профилям субординатуры;

б) организуют распределение выпускников медицинских институтов в прикрепленные автономные республики, края, области по требуемым специальностям в строгом соответствии с профилем субординатуры.

4. Министерства здравоохранения автономных республик, краевые, областные отделы здравоохранения:

а) отвечают за организацию приведения интернатуры, качество подготовки интернов и организацию их быта;

б) определяют перспективную потребность подведомственных учреждений во врачебных кадрах по специальностям и ежегодно представляют заявки в Министерство здравоохранения союзной республики;

в) осуществляют, совместно с прикрепленным медицинским вузом, подбор базовых лечебных учреждений и руководителей интернов, в соответствии с требованиями, предъявляемыми Положением об интернатуре;

г) проводят распределение интернов по базовым учреждениям;

д) обеспечивают своевременную выплату заработной платы врачам-интернам и дополнительной оплаты заведующим отделениями - руководителям интернов;

е) организуют работу экзаменационных комиссий по приему заключительных экзаменов у врачей, заканчивающих интернатуру;

ж) обеспечивают доезд окончивших интернатуру к месту их работы;

з) организуют, по согласованию с прикрепленным медицинским вузом, повышение квалификации врачей, осуществляющих непосредственное обучение интернов (лекции, семинары, конференции, декадники).

5. Медицинские высшие учебные заведения:

а) проводят распределение студентов по профилям субординатуры в соответствии с разнарядкой соответствующего Министерства здравоохранения;

б) систематически проводят разъяснительную работу среди студентов о задачах и требованиях субординатуры и интернатуры;

в) проводят распределение выпускников, направляемых в интернатуру и на работу в прикрепленные за вузом автономные республики, края, области, по требуемым специальностям в соответствии с профилем субординатуры и планом межведомственного распределения молодых специалистов;

г) осуществляют методическое руководство подготовкой врачей-интернов в прикрепленных за институтом автономных республиках, краях и областях;

д) совместно с прикрепленными за вузом органами здравоохранения определяют базы для подготовки интернов, кандидатуры руководителей интернов и представляют их на утверждение в Министерство здравоохранения по подчиненности института;

е) представляют в Министерство здравоохранения по подчиненности предложения по составу экзаменационных комиссий по приему заключительных экзаменов у врачей-интернов и сроки проведения этих экзаменов. Обеспечивают участие научно-педагогических работников института в приеме экзаменов у врачей-интернов и выдачу им удостоверений о присвоении специальности.

V. Приказ Министра здравоохранения СССР от 12 февраля 1968 г. N 115 "Об опыте работы по проведению специализации выпускников медицинских институтов в системе интернатуры" считать утратившим силу.

VI. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения СССР тов. Д.Д. Венедиктова.

 

Б.В.ПЕТРОВСКИЙ

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования