Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 6 января 1972 г. N 19 Дата введения - 1 января 1973 года МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ БЕНЗИНЫ АВИАЦИОННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ AVIATION PETROLS. SPECIFICATIONS ГОСТ 1012-72 (с Изменениями N 4, утв. в ноябре 1976 г. (ИУС 1-77), N 5, утв. в апреле 1982 г. (ИУС 7-82), N 6, утв. в феврале 1984 г. (ИУС 5-84), N 7, утв. в декабре 1986 г. (ИУС 3-87), N 8, утв. в сентябре 1989 г. (ИУС 1-90), N 9, утв. в декабре 1990 г. (ИУС 4-91), N 10, утв. в июне 1991 г. (ИУС 10-91), N 11, утв. в июне 1997 г. (ИУС 9-97), N 12, утв. в июне 2000 г. (ИУС 12-2000)) ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ДАННЫЕ 1. Разработан и внесен Министерством
нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. 2. Утвержден и введен в действие
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 06.01.72 N 19. Изменение N 12 принято Межгосударственным
советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 17 от
22.06.2000). За принятие изменения проголосовали: ┌──────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐ │ Наименование государства │ Наименование национального органа │ │ │ по стандартизации │ ├──────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤ │Азербайджанская Республика│Азгосстандарт │ │Республика Армения │Армгосстандарт │ │Республика Беларусь │Госстандарт Республики Беларусь │ │Кыргызская Республика │Кыргызстандарт │ │Республика Молдова │Молдовастандарт │ │Российская Федерация │Госстандарт России │ │Республика Таджикистан │Таджикстандарт │ │Туркменистан │Главгосслужба "Туркменстандартлары" │ │Республика Узбекистан │Узгосстандарт │ │Украина │Госстандарт Украины │ └──────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘ 3. Взамен ГОСТ 1012-54. 4. Ссылочные нормативно-технические
документы ┌───────────────────────────────────────┬────────────────────────┐ │Обозначение НТД, на который дана ссылка│ Номер пункта │ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────────┤ │ГОСТ 433-73 │2.7.1 │ │ГОСТ 511-82 │1.2 │ │ГОСТ 1381-73 │2.7.1 │ │ГОСТ 1510-84 │3.1 │ │ГОСТ 1567-97 │1.2; 2.5 │ │ГОСТ 1756-2000 │1.2 │ │ГОСТ 1770-74 │2.7.1 │ │ГОСТ 2070-82 │1.2 │ │ГОСТ 2177-99 │1.2 │ │ГОСТ 2517-85 │1б.2 │ │ГОСТ 3118-77 │2.7.1 │ │ГОСТ 3338-68 │1.2 │ │ГОСТ 3900-85 │1.2 │ │ГОСТ 4236-77 │2.7.1 │ │ГОСТ 5066-91 │1.2 │ │ГОСТ 5985-79 │1.2 │ │ГОСТ 6307-75 │1.2 │ │ГОСТ 6321-92 │1.2 │ │ГОСТ 6667-75 │1.2 │ │ГОСТ 6994-74 │1.2 │ │ГОСТ 7423-55 │1.2 │ │ГОСТ 8489-85 │1.2 │ │ГОСТ 8505-80 │2.7.1 │ │ГОСТ 10652-73 │2.7.1 │ │ГОСТ 11362-96 │1.2 │ │ГОСТ 13210-72 │1.2 │ │ГОСТ 14261-77 │2.7.1 │ │ГОСТ 14710-78 │1.3 │ │ГОСТ 18481-81 │2.7.1 │ │ГОСТ 19121-73 │1.2 │ │ГОСТ 20924-75 │1.4 │ │ГОСТ 24104-88 │2.7.1 │ │ГОСТ 25336-82 │2.7.1 │ │ГОСТ 28498-90 │2.7.1 │ │ГОСТ 28781-90 │1.2 │ │ГОСТ 28828-90 │1.2; 2.4 │ └───────────────────────────────────────┴────────────────────────┘ 5. Ограничение срока действия снято
Постановлением Госстандарта от 18.07.91 N 1271. 6. Издание (сентябрь
2001 г.) с Изменениями N 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, утвержденными в ноябре
1976 г., апреле 1982 г., феврале 1984 г., декабре 1986 г., сентябре 1989 г.,
декабре 1990 г., июне 1991 г., июне 1997 г. и июне 2000 г. (ИУС 1-77, 7-82,
5-84, 3-87, 1-90, 4-91, 10-91, 9-97, 12-2000). Настоящий стандарт распространяется на
авиационные бензины прямой перегонки, каталитического крекинга и реформинга с добавкой высококачественных компонентов,
этиловой жидкости и антиокислителя. Авиационные бензины должны изготовляться
по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении
образцов бензинов, прошедших на авиационных двигателях государственные
испытания с положительными результатами и допущенных к применению в
установленном порядке. Добавляемые в авиационные бензины
высококачественные компоненты должны соответствовать действующей
нормативно-технической документации. Обязательные требования к качеству
продукции изложены в п. 1.2 и разд. 1б, 2. (Измененная
редакция, Изм. N
8, 12) 1. МАРКИ И
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 1.1. Авиационные бензины должны
выпускаться следующих марок: авиационный бензин Б-95/130; авиационный бензин Б-91/115. 1.2. По физико-химическим показателям
авиационные бензины должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в
табл. 1. Таблица 1 ┌──────────────────────┬───────────────────────┬─────────────────┐ │ Наименование │ Норма для марки │ Метод испытания │ │ показателя ├───────────┬───────────┤ │ │ │ Б-95/130 │ Б-91/115 │ │ │ ├───────────┼───────────┤ │ │ │ ОКП 02 │ ОКП 02 │ │ │ │ 5111 0201 │ 5111 0301 │ │ ├──────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┤ │1. Содержание тетра- │3,1 │2,5 │По ГОСТ 13210 или│ │этилсвинца в г на 1 кг│ │ │ГОСТ 28828 и по │ │бензина, не более │ │ │п. 2.4 или п. 2.7│ │ │ │ │настоящего стан- │ │ │ │ │дарта │ │ │ │ │ │ │2. Детонационная стой-│ │ │ │ │кость: │ │ │ │ │ октановое число по │95 │91 │По ГОСТ 511 │ │ моторному методу, не│ │ │ │ │ менее │ │ │ │ │ сортность на богатой│130 │115 │По ГОСТ 3338 │ │ смеси, не менее │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 3 │ │ │3. Удельная теплота │42947 x 10 (10250) │По НТД │ │сгорания низшая, Дж/кг│ │ │ │(ккал/кг), не менее │ │ │ │ │ │ │ │4. Фракционный состав:│ │По ГОСТ 2177 │ │ температура начала │40 │ │ │ перегонки, °C, не │ │ │ │ ниже │ │ │ │ 10% перегоняется при│82 │ │ │ температуре, °C, не │ │ │ │ выше │ │ │ │ 50% перегоняется при│105 │ │ │ температуре, °C, не │ │ │ │ выше │ │ │ │ 90% перегоняется при│145 │ │ │ температуре, °C, не │ │ │ │ выше │ │ │ │ 97,5% перегоняется │180 │ │ │ при температуре, °C,│ │ │ │ не выше │ │ │ │ остаток, %, не более│1,5 │ │ │ │ │ │ │5. Давление насыщенных│ │ │ │ │паров, Па (мм рт. │ │ │ │ │ст.), не менее │33325 (250)│29326 (220)│По ГОСТ 1756 или │ │ не более │45422 (340)│47988 (360)│по ГОСТ 28781 │ │ │ │ │ │6. Кислотность в │0,3 │По ГОСТ 5985 или │ │мг/КОН на 100 куб. см │ │ГОСТ 11362 │ │бензина, не более │ │ │ │ │ │ │ │7. Температура начала │-60 │По ГОСТ 5066 │ │кристаллизации, °C, │ │(1 метод - без │ │не выше │ │обезвоживания │ │ │ │бензина) │ │ │ │ │ │8. Йодное число в г │6,0 │2,0 │По ГОСТ 2070 │ │йода на 100 г бензина,│ │ │ │ │не более │ │ │ │ │ │ │ │ │9. Массовая доля аро- │35 │По ГОСТ 6994 │ │матических углеводоро-│ │ │ │дов, %, не более │ │ │ │ │ │ │ │10. Массовая концент- │4 │3 │По ГОСТ 1567 или │ │рация фактических смол│ │ │ГОСТ 8489 и │ │в мг на 100 куб. см │ │ │п. 2.5 настоящего│ │бензина, не более │ │ │стандарта │ │ │ │ │ │11. Массовая доля │0,03 │По ГОСТ 19121 │ │серы, %, не более │ │ │ │ │ │ │ │12. Испытание на мед- │Выдерживает │По ГОСТ 6321 │ │ной пластинке │ │ │ │ │ │ │ │13. Содержание водо- │Отсутствие │По ГОСТ 6307 │ │растворимых кислот и │ │ │ │щелочей │ │ │ │ │ │ │ │14. Содержание механи-│Отсутствие │По п. 2.6 │ │ческих примесей и воды│ │ │ │ │ │ │ │15. Прозрачность │Прозрачный │По п. 2.6 │ │ │ │ │ │16. Цвет │Желтый │Зеленый │По п. 2.6 │ │ │ │ │ │17. Массовая доля па- │0,002 - 0,005 │По ГОСТ 7423 │ │раоксидифениламина, % │ │ │ │ │ │ │ │18. Период стабильнос-│12 │По ГОСТ 6667 │ │ти, ч, не менее │ │ │ │ │ │ │ │19. Плотность при 20 │Определение обязательно│По ГОСТ 3900 │ │°C, кг/куб. м │ │ │ └──────────────────────┴───────────────────────┴─────────────────┘ Примечания: 1. Исключено, Изм. N 6. 2. Для авиационного бензина марки
Б-91/115, получаемого на основе компонента каталитического крекинга,
устанавливаются: а) йодное число не более 10 г йода на 100
г бензина; б) содержание фактических смол не более 4
мг на 100 куб. см бензина. 3. Исключено, Изм. N 8. 4. Для авиационных бензинов марок
Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефтей,
допускается содержание параоксидифениламина 0,004 -
0,010%, а на базе бензинов каталитического крекинга - не менее 0,004%. 5. С 1 мая по 1 октября нижний предел
давления насыщенных паров авиационных бензинов не служит браковочным признаком,
за исключением отгружаемых на длительное хранение. 6. Для авиационных бензинов, сдаваемых
после длительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при
определении фракционного состава по ГОСТ 2177 для температуры перегонки 10 и
50% на 2 °C и 90% на 1 °C. Этилированные авиационные бензины после длительного
хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее 2 ч. 7. Примечания 1 - 6 не распространяются
на бензин, предназначенный для экспорта. 8. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением 3 базового компонента крекинга должна быть не менее 43157 x 10 (10300) Дж/кг (ккал/кг). 9. Исключено, Изм. N 7. 10. По согласованию с потребителями
допускается изготовлять авиационные бензины по показателю "Период
стабильности" с нормой "не менее 8 ч". 11. Норма по показателю "Массовая
доля ароматических углеводородов" для ПО "Омскнефтеоргсинтез",
ПО "Куйбышевнефтеоргсинтез", Бакинского НПЗ введена с 01.01.95. Определение обязательно. 12. До 01.07.95 при разногласиях в оценке
качества авиационных бензинов по показателю "содержание
тетраэтилсвинца" определение проводилось по ГОСТ 13210, по показателю
"давление насыщенных паров" - по ГОСТ 1756. (Измененная
редакция, Изм. N
4, 5, 6, 7, 8, 10, 11) 1.3. К авиационным бензинам прямой
перегонки допускается добавлять не более 20% толуола по ГОСТ 14710 и 10%
пиробензола. К авиационному бензину марки Б-95/130
каталитического крекинга разрешается добавлять не более 6% толуола или алкилбензол N 1, 2 и 3 в общей сумме не более 6%. (Измененная
редакция, Изм. N 4, 5, 6) 1.4. Для окрашивания этилированных
бензинов добавляются красители, указанные в табл. 2. Таблица 2 ┌────────┬────────┬───────────────────────────┬──────────────────┐ │ Марка │ Цвет │ Наименование красителей │ Масса красителя, │ │бензинов│ │ │мг на 1 кг бензина│ ├────────┼────────┼───────────────────────────┼──────────────────┤ │Б-95/130│Желтый │Жирорастворимый желтый К │6 +/- 0,1 │ │Б-91/115│Зеленый │Жирорастворимый зеленый 6Ж │6 +/- 0,1 │ │ │ │или жирорастворимый │ │ │ │ │зеленый антрахиноновый │ │ └────────┴────────┴───────────────────────────┴──────────────────┘ Примечания: 1. Интенсивность окраски (концентрация
растворителя) изготовитель определяет по ГОСТ 20924. 2. При применении жирорастворимого
зеленого антрахинонового красителя допускается
зеленый цвет бензина с синеватым оттенком. (Измененная
редакция, Изм. N 4, 6, 7, 8) 1а. ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ 1а.1. Авиационный бензин до этилирования
и окрашивания представляет собой бесцветную легковоспламеняющуюся горючую
жидкость, взрывоопасная концентрация его паров в смеси с воздухом составляет
6%, предельно допустимая концентрация его паров в воздухе 100 мг/куб. м
(определяется на аппарате УГ-2, в пересчете на углерод). 1а.2. Температура самовоспламенения
авиационных бензинов всех марок от 380 до 475 °C, температура вспышки от минус
34 до минус 38 °C, область воспламенения 0,98 - 5,48% (по объему); температурные
пределы воспламенения: нижний - от минус 34 до минус
38 °C, верхний - от минус 10 до плюс 5 °C. 1а.3. В помещениях для хранения и
эксплуатации авиационных бензинов запрещается обращение с открытым огнем,
искусственное освещение должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении. 1а.4. При разливе бензина необходимо
собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при
разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его
удалением. При работе с бензином не допускается
использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие
средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении -
углекислый газ, составы СЖБ, 3, 5 и перегретый пар. 1а.5. Авиационные бензины раздражают
слизистую оболочку и кожу человека. При работе с авиационными бензинами
применимы индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным
Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом
ВЦСПС. Оборудование и аппараты, процессы слива и
налива с целью исключения попадания паров бензина в воздушную среду и рабочего
помещения должны быть герметизированы. Помещения, в которых проводятся работы с
авиационными бензинами, должны быть оборудованы надежной вентиляцией. 1а.6. При отборе проб, проведении анализа
и обращения в процессе товарно-транспортных и производственных операций с
авиационными бензинами необходимо соблюдать общие правила техники безопасности,
утвержденные Госгортехнадзором и Президиумом ЦК профсоюза нефтяной, химической
и газовой промышленности. Бензиновые емкости должны быть защищены
от статического электричества. 1б. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ 1б.1. Авиационные бензины принимают
партиями. Партией считается любое количество бензина, изготовленного в ходе
непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и
показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве. (Измененная
редакция, Изм. N 7) 1б.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517. 1б.3. При получении неудовлетворительных
результатов испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные
испытания вновь отобранной пробы той же выборки. Результаты повторных испытаний
распространяются на всю партию. (Измененная
редакция, Изм. N 8) (Разд. 1а, 1б. Введены дополнительно, Изм. N 5) 2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ 2.1. Отбор проб - по ГОСТ 2517. Объем
объединенной пробы - 10 куб. дм. (Измененная
редакция, Изм. N 8) 2.2. Содержание параоксидифениламина
определяют на месте производства бензина. Теплоту сгорания определяют на месте
производства бензина не реже одного раза в месяц. (Измененная
редакция, Изм. N 4) 2.3. При разногласиях в оценке качества
бензина показатель "кислотность" определяют по ГОСТ 5985. (Введен
дополнительно, Изм. N 5) 2.4. Содержание свинца в бензине, полученное по ГОСТ 28828, пересчитывают на содержание тетраэтилсвинца (C ) в г на 1 кг 1 бензина по формуле: C x 1,561 x 1000 C = ----------------, 1 ро где: C - содержание свинца в бензине по ГОСТ
28828, г/куб. дм; ро - плотность бензина, кг/куб. м; 1,561 - коэффициент пересчета содержания
свинца на тетраэтилсвинец. (Измененная редакция,
Изм. N 8, 10) 2.5. При разногласиях в оценке качества
авиационных бензинов по показателю "Массовая концентрация фактических
смол" определение проводят по ГОСТ 1567. 2.6. Прозрачность, цвет, содержание
механических примесей и воды в бензине определяют визуально. Бензин, помещенный в стеклянный цилиндр
диаметром 40 - 55 мм, должен быть прозрачным, не содержать взвешенных и осевших
на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды. (2.5, 2.6. Введены дополнительно, Изм. N 8) 2.7. Определение содержания свинца и
тетраэтилсвинца Метод предназначен для определения
содержания свинца при концентрации от 0,7 до 1,7 г/куб. дм
и тетраэтилсвинца от 1,5 до 3,5 г/кг. Сущность метода заключается в разложении
алкильных соединений свинца насыщенным раствором йода с последующим комплексонометрическим титрованием раствором динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты (ди-Na-ЭДТА)
в присутствии индикатора ксиленолового оранжевого. 2.7.1. Аппаратура, реактивы, материалы Весы лабораторные общего назначения с
наибольшим пределом взвешивания 200 г, 2-го класса точности по ГОСТ 24104. Ареометры для нефти по ГОСТ 18481. Термометры ртутные стеклянные ТЛ-44-Б2 по
ГОСТ 28498. Цилиндры по ГОСТ 1770, исполнения 1,
вместимостью 10, 25, 50, 100 куб. см. Колбы по ГОСТ 1770, исполнения 2,
вместимостью 100, 1000 куб. см. Колбы по ГОСТ 25336, типа КН, исполнения
1, вместимостью 250 куб. см ТС. Бюретки исполнения 1, класса 2,
вместимостью 5, 10, 25 куб. см по НТД. Пипетки по НТД, исполнения 1 - 2, класса
2, вместимостью 5, 10, 25 куб. см. Холодильник прямой воздушный. Дефлегматор 250-19/26-29/32. Автотрансформатор лабораторный типа
ЛАТР-2. Электроплитка с закрытой спиралью. Палочка стеклянная. Склянка из темного стекла. Йод, ч.д.а. Соль динатриевая
этилендиаминтетрауксусной кислоты (ди-Na-ЭДТА) по ГОСТ 10652, раствор
концентрации 0,01 моль/куб. дм. Свинец II азотнокислый, х.ч., по ГОСТ 4236 или по НТД или ос.ч. по НТД. Индикатор ксиленоловый
оранжевый. Уротропин технический по ГОСТ 1381 или
другой марки по физико-химическим показателям не ниже технического. Кислота соляная, х.ч.,
по ГОСТ 3118 или ос.ч. по
ГОСТ 14261, раствор 0,1 моль/куб. дм. Бензин марки Нефрас С-50/170 по ГОСТ 8505 или C = 80/120, 3 C = 80/120 по ГОСТ 443. 2 Вода дистиллированная pH
5,4 - 6,6. Допускается применять реактивы
квалификации не ниже указанной в методе. 2.7.2. Подготовка к испытанию 2.7.2.1. Приготовление насыщенного
раствора йода В склянку с притертой пробкой из темного
стекла помещают 100 куб. см бензина и добавляют (6,0 +/- 0,5) г
кристаллического йода, взвешенного с погрешностью не более 0,1 г. Содержимое в
склянке перемешивают и ставят в темное место не менее чем за 24 ч до насыщения
бензина йодом при температуре окружающей среды. Хранят не более 3 сут. 2.7.2.2. Приготовление раствора
уротропина Навеску уротропина массой (50,0 +/- 0,5)
г растворяют в 70 - 80 куб. см дистиллированной воды в мерной колбе
вместимостью 100 куб. см и доводят объем до метки. (Измененная
редакция, Изм. N
11) 2.7.2.3. Приготовление 0,01 моль/куб. дм раствора азотнокислого свинца В мерную колбу вместимостью 1000 куб. см
помещают (3,3 +/- 0,1) г азотнокислого свинца,
добавляют 500 куб. см дистиллированной воды, тщательно перемешивают и доводят
объем до метки. 2.7.2.4. Приготовление 0,01 моль/куб. дм раствора ди-Na-ЭДТА Навеску ди-Na-ЭДТА массой (3,7 +/- 0,1) г
растворяют в мерной колбе вместимостью 1000 куб. см в 400 - 500 куб. см
дистиллированной воды, перемешивают и доводят объем до метки. 2.7.2.5. Приготовление индикатора Навеску индикатора ксиленолового
оранжевого массой (91,0 +/- 0,1) г тщательно растирают не менее 10 мин. в
ступке с навеской азотнокислого калия массой (100,0 +/- 0,5) г до получения однородного
цвета смеси и переносят в склянку из темного стекла. 2.7.2.6. Приготовление 0,1 моль/куб. дм раствора соляной кислоты 8 куб. см концентрированной соляной
кислоты растворяют в ~ 500 куб. см дистиллированной воды в мерной колбе
вместимостью 1000 куб. см и доводят объем до метки. 2.7.2.7. Установление фактора (f)
раствора ди-Na-ЭДТА К 20 куб. см 0,01 моль/куб. дм раствора азотнокислого свинца добавляют 5 куб. см 0,1
моль/куб. дм раствора соляной кислоты, 2 куб. см
раствора уротропина и 0,08 - 0,10 г сухого смешанного индикатора до получения
сиреневой окраски и титруют раствором ди-Na-ЭДТА до перехода окраски в
устойчивый желтый цвет. Фактор раствора вычисляют по формуле: 20 f = --, V где: 20 - объем раствора 0,01 моль/куб. дм азотнокислого свинца, куб. см; V - объем раствора ди-Na-ЭДТА, израсходованный на
титрование, куб. см. Фактор раствора f вычисляют как среднее
арифметическое результатов трех определений величины V. При температуре (20 +/- 0,5) °C
определяют плотность испытуемого бензина в соответствии с ГОСТ 3900. 2.7.3. Проведение испытания В коническую колбу вместимостью 250 куб.
см помещают 100 куб. см дистиллированной воды и подогревают до температуры 80 -
90 °C. Затем в горячую воду вносят пипеткой 10 куб. см испытуемого бензина и 10
куб. см раствора йода. Присоединяют к колбе обратный холодильник
или дефлегматор и устанавливают на электроплитку с закрытой спиралью на
асбестовую прокладку. Содержимое колбы кипятят до обесцвечивания раствора, не
допуская бурного кипения, постоянно перемешивая. После обесцвечивания анализируемого
раствора выключают обогрев и через 1 - 2 мин. снимают холодильник с колбы. Если
в течение 30 - 40 мин. содержимое колбы не обесцвечивается полностью,
допускается выдерживать на плитке колбу (без холодильника), постоянно
перемешивая, до полного удаления избытка йода. В колбу с содержимым добавляют 5 куб. см
0,1 моль/куб. дм раствора соляной кислоты, 2 куб. см
раствора уротропина и 0,08 - 0,10 г сухого смешанного индикатора до получения
сиреневой окраски, после чего титруют раствором ди-Na-ЭДТА до перехода окраски в
устойчивый желтый цвет. Параллельно проводят контрольный опыт с
дистиллированной водой. 2.7.4. Обработка результатов Концентрацию свинца, г/куб. дм, вычисляют по формуле: (V - V ) x 2,072 x f 1 2 C = ---------------------, V где: V - объем 0,01 моль/куб. дм раствора ди-Na-ЭДТА, 1 израсходованного на титрование испытуемой пробы, куб. см; V - объем 0,01 моль/куб. дм раствора ди-Na-ЭДТА, 2 израсходованного на титрование контрольного опыта, куб. см; V - объем испытуемой пробы бензина, куб. см; 2,072 - масса свинца, эквивалентная 1 куб. см 0,01 моль/куб. дм раствора ди-Na-ЭДТА, мг; f - фактор раствора ди-Na-ЭДТА. За результат измерения принимают среднее
арифметическое двух последовательных определений. Содержимое тетраэтилсвинца (ТЭС), г/кг, вычисляют по формуле: C x 1,561 X = ---------, ро где: C - концентрация свинца в бензине, г/куб. дм; ро - плотность бензина при 20 °C, г/куб. см; 1,561 - коэффициент пересчета содержания
свинца на тетраэтилсвинец. 2.7.5. Точность метода Сходимость Два результата определения, полученные
одним исполнителем в одной лаборатории, признаются достоверными (с
95-процентной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не
превышает значение 0,03 г/куб. дм (свинца). Воспроизводимость Два результата испытаний, полученные в
двух разных лабораториях, признаются достоверными (с 95-процентной
доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значения
0,05 г/куб. дм (свинца). (2.7 - 2.7.5. Введены дополнительно, Изм. N 10) 3. УПАКОВКА,
МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ 3.1. Упаковку, маркировку,
транспортирование и хранение авиационных бензинов производят по ГОСТ 1510. При хранении, транспортировании и
обращении с этилированными бензинами должны соблюдаться санитарные правила и
инструкции, утвержденные Министерством здравоохранения СССР. 3.2. Исключен, Изм. N 7 4. ГАРАНТИИ
ИЗГОТОВИТЕЛЯ 4.1. Изготовитель гарантирует
соответствие качества авиационных бензинов требованиям настоящего стандарта при
соблюдении условий транспортирования и хранения. 4.2. Гарантийный срок хранения бензинов -
5 лет со дня изготовления. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |