СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 1971 г. N 105

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ СССР

 

Совет Министров Союза ССР постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве финансов СССР.

2. Признать утратившими силу:

Постановление Совета Министров СССР от 21 февраля 1950 г. N 710 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов СССР";

пункт 39 Изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства СССР в связи с расширением прав министров, руководителей ведомств, директоров предприятий и изменением порядка государственного планирования и финансирования хозяйства союзных республик, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 18 мая 1956 г. N 660;

пункт 2 Изменений, которые вносятся в решения Правительства СССР в связи с Постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1962 г. N 1061 "О передаче в ведение Госбанка СССР государственных трудовых сберегательных касс и о расширении их функций", утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 19 марта 1964 г. N 223 (СП СССР, 1964, N 4, ст. 31).

 

 

 

 

 

Утверждено

Постановлением

Совета Министров СССР

от 16 февраля 1971 г. N 105

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ СССР

 

1. Министерство финансов СССР в соответствии с Конституцией СССР является союзно-республиканским министерством.

Министерство финансов СССР обеспечивает проведение в жизнь финансовой политики Советского государства и осуществляет общее руководство организацией государственных финансов в стране.

Министерство финансов СССР составляет проект Государственного бюджета СССР и несет ответственность за исполнение Государственного бюджета СССР как по доходам, так и по расходам, а также за организацию работ по мобилизации финансовых ресурсов на общегосударственные нужды и обеспечению необходимыми денежными средствами мероприятий, предусматриваемых в Государственном плане экономического и социального развития СССР, и других мероприятий, финансируемых по Государственному бюджету СССР.

2. Главными задачами Министерства финансов СССР являются:

обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности общественного производства, увеличения социалистического накопления в народном хозяйстве СССР и роста национального дохода страны;

совершенствование форм финансовых взаимоотношений предприятий, учреждений и организаций с государством, а также разработка мер по обеспечению перспективного роста финансовых ресурсов страны;

мобилизация денежных средств и направление их в соответствии с утвержденными планами на финансирование мероприятий по развитию народного хозяйства СССР, дальнейшему повышению материального и культурного уровня жизни народа, обеспечению обороноспособности страны и созданию необходимых государственных резервов;

экономически обоснованное планирование доходов и расходов Государственного бюджета СССР, планомерное распределение финансовых ресурсов государства, проведение мероприятий по обеспечению своевременного и полного поступления всех доходов, предусмотренных в Государственном бюджете СССР, и экономного и целевого расходования средств, выделяемых из Государственного бюджета СССР;

контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины, за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями финансовых обязательств перед государством.

3. Министерство финансов СССР, министерства финансов союзных республик, подчиненные им органы государственного страхования и другие учреждения, предприятия и организации, министерства финансов автономных республик, а также финансовые отделы (управления) исполнительных комитетов Советов народных депутатов составляют единую систему Министерства финансов СССР.

4. Министерство финансов СССР руководит работой входящих в его систему учреждений, предприятий и организаций, как правило, через министерства финансов союзных республик и управляет учреждениями, предприятиями и организациями союзного подчинения непосредственно или через создаваемые им органы.

Руководство работой органов государственного страхования союзных республик Министерство финансов СССР осуществляет как через министерства финансов союзных республик, так и через Главное управление государственного страхования СССР (Госстрах СССР), возглавляющее систему органов государственного страхования.

5. Министерство финансов СССР в своей деятельности руководствуется законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР, постановлениями и распоряжениями Правительства СССР и другими нормативными актами, Общим положением о министерствах СССР, а также настоящим Положением и обеспечивает правильное применение действующего законодательства в учреждениях, на предприятиях и в организациях системы Министерства.

Министерство финансов СССР обобщает практику применения законодательства по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает предложения по совершенствованию этого законодательства и вносит их на рассмотрение Совета Министров СССР.

6. Министерство финансов СССР наряду с осуществлением функций, предусмотренных Общим положением о министерствах СССР:

а) осуществляет методическое руководство в области финансово-бюджетного планирования и финансирования народного хозяйства, изучает экономику и финансы отраслей народного хозяйства СССР в целях выявления и мобилизации материальных и денежных резервов, обеспечения режима экономии и укрепления хозяйственного расчета;

б) организует работу по составлению проекта Государственного бюджета СССР на предстоящий год в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР, принимает участие в работе Госплана СССР по составлению баланса финансовых ресурсов страны, составляет проект Государственного бюджета СССР и представляет его в Совет Министров СССР, устанавливает правила составления и исполнения Государственного бюджета СССР, утверждает совместно с Госпланом СССР формы плановых балансов доходов и расходов (финансовых планов) и инструкции по их составлению;

в) обеспечивает исполнение Государственного бюджета СССР, составляет роспись доходов и расходов союзного бюджета, утвержденного Верховным Советом СССР, и исполняет союзный бюджет, проводит мероприятия по обеспечению поступления всех предусмотренных в Государственном бюджете СССР доходов, по экономному расходованию бюджетных средств строго по целевому назначению и в меру выполнения производственных и финансовых планов, в установленном порядке осуществляет взаимные расчеты союзного бюджета с государственными бюджетами союзных республик и вносит изменения в отдельные статьи балансов доходов и расходов (финансовых планов) и смет министерств и ведомств СССР;

г) осуществляет контроль за точным и неуклонным исполнением Государственного бюджета СССР министерствами и ведомствами СССР, союзных и автономных республик, другими бюджетными учреждениями и хозяйственными организациями и предприятиями, за соблюдением учреждениями Госбанка СССР установленных правил кассового исполнения Государственного бюджета СССР, а также за финансированием Стройбанком СССР и Госбанком СССР в соответствии с утвержденными планами капитальных вложений <*> и других мероприятий, осуществляемых за счет ассигнований из бюджета и собственных средств учреждений, предприятий и организаций;

--------------------------------

<*> В настоящее время - планы капитального строительства.

 

д) составляет отчет об исполнении Государственного бюджета СССР за истекший год и представляет его в Совет Министров СССР;

е) определяет на основе действующего законодательства порядок исчисления и уплаты государственных и местных налогов и сборов, взимаемых с учреждений, предприятий, организаций и населения, платежей из прибыли государственных предприятий и организаций, налога с оборота и других платежей в бюджет, организует работу по взиманию платежей в бюджет и руководит ею;

ж) принимает в установленном порядке участие в разработке Государственным комитетом СССР по ценам оптовых, розничных, закупочных и расчетных цен, тарифов, размеров торговых, заготовительных, сбытовых и снабженческих скидок и наценок, а также предложений по определению уровня цен и тарифов;

з) осуществляет контроль за правильным и экономным расходованием средств на содержание аппарата управления и за недопущением перерасхода предельных ассигнований, устанавливаемых на эту цель, разрабатывает предложения по удешевлению аппарата управления учреждений, предприятий и организаций, осуществляет контроль за соблюдением установленных действующим законодательством порядка утверждения штатов и смет расходов на содержание аппарата управления, а также размеров окладов и ставок заработной платы, участвует в разработке систем оплаты труда и премирования в народном хозяйстве;

и) рассматривает бухгалтерские отчеты и балансы министерств и ведомств СССР, проверяет выполнение финансовых обязательств перед государством учреждениями, предприятиями и организациями, предъявляет министерствам и ведомствам СССР требования по устранению недостатков, выявленных в их финансовой деятельности, в необходимых случаях докладывает Совету Министров СССР о финансово-хозяйственной деятельности министерств и ведомств СССР и вносит предложения об увеличении доходов Государственного бюджета СССР на основе проведения мероприятий по устранению непроизводительных расходов, повышению рентабельности и осуществления других мероприятий по укреплению финансовой дисциплины и хозяйственного расчета;

к) осуществляет контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины учреждениями, предприятиями и организациями, за правильным и экономным расходованием ими бюджетных и собственных средств, проверяет правильность и своевременность доведения министерствами и ведомствами СССР до подведомственных им предприятий, учреждений и организаций планов платежей в бюджет и финансирования из бюджета;

л) рассматривает представляемые министерствами и ведомствами СССР на согласование инструкции о порядке проведения ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности подведомственных им предприятий, учреждений и организаций с учетом особенностей их работы, проводит периодические проверки состояния контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах и дает им необходимые рекомендации по совершенствованию финансового контроля;

м) изучает валютно-финансовые проблемы, связанные с международным экономическим сотрудничеством, вносит предложения по совершенствованию валютно-финансовых отношений с иностранными государствами, по увеличению валютных ресурсов страны и экономному расходованию валюты, принимает участие в разработке финансовых условий международных договоров СССР;

н) определяет совместно с Госпланом СССР методологию составления валютных планов и отчетов об их исполнении, составляет проект валютного плана по неторговым операциям и представляет его в Госплан СССР, совместно с Госпланом СССР рассматривает проекты валютных планов министерств и ведомств, составляет на их основе и исходя из необходимости максимального выявления валютных резервов проект сводного годового валютного плана (платежного баланса СССР) по всем валютным операциям с иностранными государствами и представляет указанный проект в Совет Министров СССР на утверждение;

о) осуществляет исполнение валютного плана по неторговым операциям, составляет отчет об исполнении этого плана, осуществляет контроль за исполнением министерствами и ведомствами валютных планов, составляет и представляет в Совет Министров СССР: заключения по отчетам министерств и ведомств об исполнении валютных планов, совместно с Госпланом СССР отчет об исполнении сводного годового валютного плана (платежного баланса СССР) и совместно с Госпланом СССР и Госбанком СССР расчетный баланс СССР;

п) осуществляет наблюдение за состоянием денежного обращения, разрабатывает предложения по улучшению денежного обращения, по выпуску и размещению государственных внутренних займов и денежно-вещевых лотерей, организует проведение тиражей выигрышей и погашения государственных внутренних займов, принимает участие в разработке годовых и перспективных балансов денежных доходов и расходов населения и осуществляет наблюдение за их исполнением;

р) представляет в Совет Министров СССР заключения по кассовым планам Госбанка СССР, кредитным планам Госбанка СССР и Стройбанка СССР, а также по их годовым отчетам, изучает совместно с кредитными учреждениями состояние расчетных и кредитных связей в народном хозяйстве и разрабатывает предложения по их совершенствованию;

с) разрабатывает и представляет совместно с Госпланом СССР на утверждение в Совет Министров СССР проекты планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней и планов сдачи в государственный фонд министерствами и ведомствами драгоценных металлов и драгоценных камней в виде лома и отходов, организует прием, хранение и отпуск драгоценных металлов, драгоценных камней и других ценностей, составляющих государственный фонд, производит сортировку и предварительную обработку поступающих в государственный фонд алмазов с целью рационального и эффективного использования их в народном хозяйстве, ведет учет ценностей государственного фонда и производит расчеты за ценности, поступающие в этот фонд, составляет отчет о движении и запасах этого фонда и представляет этот отчет в установленном порядке в Совет Министров СССР, осуществляет контроль за извлечением, переработкой, рациональным использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляет пробирный надзор на территории СССР;

т) осуществляет общее руководство проведением государственного страхования в стране, определяет виды добровольного личного страхования, утверждает правила и инструкции по всем вопросам государственного страхования и по согласованию с Министерством сельского хозяйства СССР инструкции о порядке обязательного страхования имущества колхозов, представляет в Совет Министров СССР проекты сводных планов доходов и расходов по государственному страхованию, осуществляет руководство операциями по иностранному страхованию;

у) устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по исполнению Государственного бюджета СССР и утверждает формы учета и отчетности, устанавливает совместно с ВЦСПС порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по государственному социальному страхованию, совместно с Госбанком СССР устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению Государственного бюджета СССР, осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, утверждает по согласованию с ЦСУ СССР типовые планы счетов и типовые формы бухгалтерского учета для предприятий и организаций (кроме колхозов) и инструкции по их применению, а также утверждает совместно с ЦСУ СССР формы бухгалтерской отчетности предприятий и организаций (кроме колхозов);

ф) устанавливает по согласованию с ВЦСПС, Министерством связи СССР и Советами Министров союзных республик порядок выплаты государственных пенсий и по согласованию с Министерством связи СССР и Советами Министров союзных республик порядок выплаты государственных пособий одиноким и многодетным матерям, организует работу финансовых органов по взиманию отчислений колхозов в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, дает разъяснения о порядке применения Положения о централизованном союзном фонде социального обеспечения колхозников и по согласованию с Госбанком СССР определяет порядок учета средств этого фонда, устанавливает порядок возмещения колхозам расходов по выплате пособий по беременности и родам женщинам - членам колхозов;

х) обеспечивает изготовление Гознаком денежных билетов, металлических монет, орденов, медалей и других знаков отличия, ценных бумаг, знаков почтовой оплаты и бланков строгой отчетности по образцам, утвержденным в установленном порядке, а также изготовление специальных видов бумаги, обеспечивает выполнение Гознаком других заданий, относящихся к его производственной деятельности;

ц) в установленном порядке награждает лучших работников учреждений, предприятий и организаций системы Министерства почетными грамотами и значками "Отличник финансовой работы", а передовые коллективы системы Министерства почетными грамотами и применяет другие меры поощрения.

7. Министерство финансов СССР имеет право:

а) получать от учреждений, предприятий и организаций материалы, необходимые для составления проекта Государственного бюджета СССР и исполнения Государственного бюджета СССР, бухгалтерские отчеты и балансы, а также другие материалы и отчетные данные, необходимые для финансово-бюджетного планирования, финансирования, осуществления контроля за выполнением учреждениями, предприятиями и организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины, а также для выполнения других функций, возложенных на Министерство; получать от кредитных учреждений в соответствии с их уставами сведения об операциях и счетах учреждений, предприятий и организаций;

б) ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование из Государственного бюджета СССР учреждений, предприятий и организаций при наличии фактов незаконного расходования ими средств, а также при непредставлении отчетов об израсходовании ранее отпущенных средств и другой установленной отчетности, с уведомлением об этом руководителей соответствующих министерств и ведомств;

в) производить в установленном порядке взыскание с плательщиков не уплаченных ими в срок налогов и неналоговых платежей в Государственный бюджет СССР, а с колхозов также отчислений в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников;

г) производить ревизии и проверки финансовой деятельности учреждений, состоящих на бюджете, и в установленном порядке ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, состоящих на хозяйственном расчете, производить по первичным документам учреждений, предприятий и организаций проверку правильности платежей в бюджет и расчетов на получение средств из бюджета, требовать при ревизиях и проверках предъявления наличных денежных сумм, ценных бумаг, регистров бухгалтерского учета, отчетов, смет и планов, получать от других учреждений, предприятий и организаций необходимые сведения и копии документов, связанные с операциями проверяемых учреждений, предприятий и организаций, давать руководителям проверяемых учреждений, предприятий и организаций обязательные для них указания об устранении выявленных нарушений финансовой дисциплины;

д) устанавливать для учреждений, предприятий и организаций порядок получения и использования драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с действующим законодательством и осуществлять контроль за их извлечением, переработкой, использованием, учетом и хранением;

е) осуществлять контроль за своевременным и правильным рассмотрением в министерствах и ведомствах СССР бухгалтерских отчетов и балансов учреждений, предприятий и организаций, вносить предложения о необходимых исправлениях в отчетах и балансах, а также проверять, какие приняты меры для осуществления этих предложений.

Министерство финансов СССР наряду с правами, указанными в настоящем пункте Положения и предусмотренными Общим положением о министерствах СССР, имеет также другие права, предоставленные Министерству (Министру) финансов СССР действующим законодательством.

8. Министерство финансов СССР возглавляет Министр, назначаемый в соответствии с Конституцией СССР Верховным Советом СССР, а в период между сессиями - Президиумом Верховного Совета СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР.

Министр финансов СССР имеет заместителей, назначаемых Советом Министров СССР. Распределение обязанностей между заместителями Министра производится Министром финансов СССР.

9. В Министерстве финансов СССР образуется коллегия в составе Министра (председатель) и заместителей Министра по должности, а также других руководящих работников Министерства.

Члены коллегии Министерства утверждаются Советом Министров СССР.

10. Министр финансов СССР несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и обязанностей, устанавливает степень ответственности заместителей Министра, начальников главных управлений, управлений, отделов и других подразделений Министерства за руководство отдельными областями деятельности Министерства и за работу учреждений, предприятий и организаций системы Министерства.

11. Министр финансов СССР в пределах компетенции Министерства издает на основании и во исполнение действующих законов, а также постановлений и распоряжений Совета Министров СССР приказы и инструкции и дает указания, обязательные для исполнения министерствами финансов союзных и автономных республик, местными финансовыми органами и другими учреждениями, предприятиями и организациями системы Министерства, и проверяет их исполнение.

Приказы, инструкции и указания Министра финансов СССР по вопросам методики финансово-бюджетного планирования и финансирования народного хозяйства, порядка исчисления и взимания платежей в бюджет, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по исполнению Государственного бюджета СССР и по другим вопросам, входящим в компетенцию Министерства, являются обязательными для исполнения всеми министерствами и ведомствами, а также предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной подчиненности.

Министр финансов СССР в необходимых случаях издает с руководителями других министерств и ведомств СССР совместные приказы и инструкции.

12. Коллегия Министерства финансов СССР на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает основные вопросы организации работы по составлению проекта и исполнению Государственного бюджета СССР и другие вопросы деятельности Министерства, обсуждает вопросы практического руководства учреждениями, предприятиями и организациями системы Министерства, проверки исполнения, подбора и использования кадров, проекты важнейших приказов, правил и инструкций, заслушивает доклады министров финансов союзных республик, отчеты главных управлений, управлений и отделов Министерства, учреждений, предприятий и организаций системы Министерства.

Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и коллегией Министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Совету Министров СССР, а члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое мнение в Совет Министров СССР.

13. Для рассмотрения предложений о совершенствовании методики финансово-бюджетного планирования и финансирования народного хозяйства, методологии бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях (кроме колхозов) в Министерстве финансов СССР в случае необходимости создаются методические (методологические) советы по соответствующим вопросам из высококвалифицированных специалистов, видных ученых, представителей научных обществ и других организаций.

Состав методических (методологических) советов и положения о них утверждаются Министром.

14. Структура и численность работников центрального аппарата Министерства финансов СССР утверждаются Советом Министров СССР.

Штатное расписание центрального аппарата Министерства, а также положения о главных управлениях, управлениях и отделах Министерства утверждаются Министром финансов СССР.

15. Министерство финансов СССР имеет печать с изображением Государственного герба СССР и со своим наименованием.

 

 

 


 
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010.
Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.


Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием.
 
Яндекс цитирования