МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ПРИКАЗ от 15 июля 1970 г. N 480 О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТРАВМАТОЛОГО-ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ СТРАНЫ Среди различных групп больных
хирургического профиля большой удельный вес составляют больные с повреждениями
и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Постоянное и систематическое
улучшение медицинской помощи этому контингенту больных существенно сказывается
на качестве и исходах лечения, снижении сроков временной нетрудоспособности и
первичной инвалидности вследствие травм и болезней опорно-двигательного
аппарата, что имеет большое социальное и народнохозяйственное значение. Органы здравоохранения, используя на
практике данные научных исследований и разработок основ травматологии и
ортопедии, провели большую работу по выполнению Приказа Министра
здравоохранения СССР N 125-м от 12 августа 1957 г. "О профилактике
травматизма, улучшении травматологической и ортопедической помощи
населению". В настоящее время во всех
республиканских, краевых, областных центрах и крупных городах страны
организованы травматологические отделения, как это было предусмотрено Приказом
Министра здравоохранения СССР N 125-м, а количество травматолого-ортопедических
коек в системе здравоохранения за период с 1957 по 1969 год увеличилось более
чем в пять раз. Одновременно с ростом коечной сети более чем в три раза
увеличилось число врачей-травматологов-ортопедов. Создание кафедр
травматологии и ортопедии в медицинских институтах и институтах
усовершенствования положительно сказалось на уровне подготовки врачей по
травматологии и ортопедии, а разработка и внедрение в практику лечебных
учреждений новых современных и более совершенных методов лечения поражений
опорно-двигательного аппарата, таких как компрессия и дистракция,
различные виды остеосинтеза костей, пластики и пр., повысило уровень лечебной
помощи больным в условиях специализированных травматолого-ортопедических отделений и клиник. Улучшилось качество медицинской помощи
больным с травмами и заболеваниями костной системы в поликлинических условиях,
чему способствовала организация специализированных травматолого-ортопедических
кабинетов в поликлиниках и круглосуточных травматологических пунктов по
оказанию экстренной травматологической помощи как
взрослым, так и детям. В ряде республик и областей органы
здравоохранения, решая вопросы приближения и улучшения травматологической
помощи сельскому населению, практикуют организацию стационарной
травматологической помощи для населения ряда близлежащих районов путем
организации травматологического отделения в одной из центральных районных
больниц. При наличии двух и более хирургов в
центральной районной и районной больницах проводится обязательная подготовка
одного из хирургов по травматологии и ортопедии. Такая практика является
правильной и заслуживает одобрения. Дальнейшее развитие получила
лечебно-профилактическая помощь детям с заболеваниями и деформациями
опорно-двигательного аппарата. В лечебных учреждениях организовано раннее
выявление и раннее лечение детей с врожденными деформациями, улучшилось
применение диспансерного метода и преемственность в лечении. В соответствии с Приказом Министра
здравоохранения СССР N 400 от 11 июля 1964 г. во многих городах созданы
межведомственные комиссии по борьбе с детским травматизмом, способствовавшие
снижению травматизма среди детей. За период 1957 - 1966 гг. почти в три с
половиной раза увеличилось число специализированных санаторных коек для детей.
В детских поликлиниках организовано свыше 300 специализированных травматолого-ортопедических кабинетов. В стране развивается
сеть школ-интернатов для детей, страдающих сколиозом и другими заболеваниями
опорно-двигательного аппарата. Большую помощь оказывают органам
здравоохранения в деле повышения квалификации травматологов-ортопедов, а также
общих хирургов республиканские, краевые, областные, городские научные
медицинские общества травматологов-ортопедов, на заседаниях, конференциях,
съездах которых обсуждаются вопросы организации травматолого-ортопедической
помощи, новые методы лечения и пр. Однако, несмотря на значительные успехи,
в организации и оказании медицинской помощи больным с травмами и заболеваниями
опорно-двигательного аппарата еще имеются серьезные недостатки. В ряде республик (Армянской, Грузинской,
Туркменской, Киргизской ССР), краев и областей РСФСР и УССР (Красноярский край,
Иркутская, Курганская, Винницкая, Житомирская и др. области) коечный фонд для травматолого-ортопедических больных значительно меньше
существующего расчетного показателя 0,6 койки на 1000 населения. Из общего числа травматолого-ортопедических
коек в стране только около 60% их находятся в составе специализированных
отделений. Имеется большое количество больниц, в
которых в хирургических отделениях выделены 3 - 5 - 10 коек для госпитализации
травматологических больных (РСФСР, Киргизская, Туркменская, Белорусская,
Армянская ССР). Выделение этих коек носит формальный характер и не обеспечивает
оказание квалифицированной травматологической помощи. Одним из таких примеров
раздробленности фонда травматологических коек может служить Калужская область,
в которой из общего числа 262 травматологических коек 117 находятся в 18
районных больницах. В ряде городов при наличии в них 2-х и более
хирургических отделений, в которых больные с травмами составляют иногда до 40 -
50% от общего числа хирургических больных, органы здравоохранения еще слишком
медленно решают вопросы концентрации больных в одном из отделений и
перепрофилирования его в травматологическое отделение. Не уделяется должного
внимания укрупнению маломощных травматологических отделений. Слабо развивается сеть детских травматолого-ортопедических отделений, что сказывается на
качестве и исходах лечения детей с повреждением и заболеванием
опорно-двигательного аппарата. Во многих союзных республиках
(Туркменская, Армянская, Литовская ССР и др.) и в большинстве областей РСФСР и
УССР слабо организовано лечение ортопедических больных. В то же время
количество инвалидов в связи с заболеваниями костей и органов движения велико и
продолжает увеличиваться за счет людей пожилого возраста, нуждающихся в
ортопедическом лечении. Такое положение явилось результатом недооценки органами
здравоохранения необходимости развития ортопедической помощи населению и
организации отделений ортопедии. Еще недостаточна в городах сеть
травматологических пунктов для оказания круглосуточной квалифицированной
экстренной травматологической помощи. Имеющееся число специализированных травматолого-ортопедических кабинетов в поликлиниках не
может полностью обеспечить потребность как взрослого,
так и детского населения в этом виде поликлинической помощи. В работе лечебно-профилактических
учреждений, оказывающих травматолого-ортопедическую
помощь, недостаточно используется диспансерный метод. Не везде организовано раннее выявление и
раннее лечение детей с врожденными деформациями (Киргизская, Грузинская,
Армянская, Узбекская, Туркменская, Казахская ССР), в результате дети с
врожденным вывихом бедра и другими деформациями опорно-двигательного аппарата в
ряде случаев поступают для оперативного лечения в 10 - 12-летнем возрасте. В ряде союзных республик не во всех
поликлиниках имеются кабинеты лечебной гимнастики, массажа, гипсовой техники,
физиотерапии. Слабо организована подготовка среднего медицинского персонала для
работы в этих кабинетах. В некоторых областях (Ростовская,
Калужская, Пермская, Костромская, Воронежская, Житомирская и др.) не созданы
межведомственные комиссии по борьбе с детским травматизмом и не проводится
активная работа по борьбе с травматизмом среди детей. Не обеспечены специализированным
санаторным лечением дети в ряде республик (Литовской, Молдавской, Таджикской,
Туркменской, Эстонской) и в значительном числе краев и областей РСФСР и УССР. Крайне недостаточна сеть специализированных школ-интернатов
и детских садов для детей с деформациями опорно-двигательного аппарата. В ряде случаев имеет место неправильное
лечение травматологических больных. Особенно крупные дефекты
имеются в хирургических отделениях (Харьковский научно-исследовательский
институт общей и неотложной хирургии Министерства здравоохранения УССР,
хирургические клиники Иркутского, Витебского и Минского медицинских институтов,
хирургические отделения больниц Калужской области, г. Темир-Тау Карагандинской
области, г. г. Чугуева, Ивалки Харьковской области,
г. Усолье Иркутской области и др.). К числу ошибок, наблюдаемых во многих
хирургических отделениях, относятся: недостаточная иммобилизация поврежденных
конечностей, неправильное применение скелетного вытяжения, непоказанное
оперативное лечение. Допускаются грубые нарушения принципов производства
первичной хирургической обработки ран при открытых повреждениях костей и
суставов. Необоснованно расширяются показания для металлоостеосинтеза,
особенно костей предплечья, голени, что ведет к развитию тяжелых осложнений и
инвалидности. Производство ампутаций и реампутации нередко осуществляют врачи-хирурги и
врачи-травматологи-ортопеды, недостаточно знакомые с новыми рациональными
методами ампутаций. Вследствие этого имеются инвалиды с порочными культями
конечностей, своевременное и качественное протезирование которых затруднено. Анализ исходов лечения показывает, что
среди больных с травмами, лечившихся в хирургических отделениях, первичная
инвалидность в связи с ошибками в лечении в 3 раза выше, чем среди подобных
больных травматологических отделений (хирургические отделения Иркутской,
Карагандинской, Львовской и др. областей). Во многих больницах и поликлиниках
недостаточно организована преемственность в лечении травматологических больных.
Основными причинами этого являются отсутствие связей между стационарами и
поликлиниками, недостаточно развитая сеть травматолого-ортопедических
кабинетов. В результате значительное число больных, лечившихся в травматолого-ортопедических отделениях больниц, завершают
лечение в хирургических кабинетах, которые не всегда обеспечивают качественное
квалифицированное долечивание больных. Слабо развито оказание помощи на дому
травматологическим больным. Имеются недостатки и в подготовке врачей
по травматологии и ортопедии. Во многих медицинских институтах не организованы
кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии (РСФСР, Туркменская,
Эстонская, Армянская ССР). Некоторые кафедры этого профиля в
медицинских институтах РСФСР возглавляют не специалисты травматологи-ортопеды
(Смоленский, Казанский, Краснодарский, Львовский медицинские институты и др.),
что не может не сказаться на уровне подготовки будущих врачей. Недостаточно
проводится циклов специализации хирургов и усовершенствования
врачей-травматологов-ортопедов в институтах усовершенствования врачей. Мало
привлекаются для этих целей институты травматологии и ортопедии. Недостаточно
проводится подготовка и усовершенствование врачей по травматологии и ортопедии
детского возраста. В ряде республик (БССР, Казахская,
Украинская, Армянская ССР, некоторые области и края РСФСР) экспертиза
отдаленных результатов лечения травматологических больных проводится формально
и не способствует повышению качества лечения. Положительный опыт
Центрального института травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения
СССР в организации специализированных врачебно-трудовых травматолого-ортопедических
экспертных комиссий, имеющих важное значение в снижении инвалидности от
последствий травм и ортопедических заболеваний, крайне медленно внедряется в
практику (в УССР специализированная экспертная комиссия имеется только в г.
Донецке, в БССР, в Латвийской, Литовской, Казахской ССР таких комиссий нет). На качестве оказания лечебной помощи
сказывается недостаточное обеспечение лечебных учреждений травматологической и
специальной ортопедической аппаратурой. Из года в год не выполняются заявки
местных органов здравоохранения, вследствие чего ощущается острый недостаток в
балканских рамах, спицах, винтах, в ортопедических столах, шинах Беллера, инструментарии для остеосинтеза и др. Крайне
медленно осваиваются новые, технически более
усовершенствованные аппараты, инструменты, специальное оборудование.
Имеется значительное число жалоб на плохое качество выпускаемого
травматологического оборудования, инструментария и др. Неудовлетворительно снабжаются травматолого-ортопедические отделения специальным
оборудованием и инструментарием, необходимым для оказания лечебной помощи
детям. В целях дальнейшего развития и
совершенствования травматолого-ортопедической помощи
населению страны приказываю: I. Министрам здравоохранения союзных и
автономных республик, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения: 1) До 1 марта 1971 г. разработать
конкретные планы мероприятий по дальнейшему развитию травматолого-ортопедической
помощи для взрослого и детского населения на период 1971 - 1975 гг.,
предусмотрев: а) организацию травматолого-ортопедических
отделений с числом коек не менее 60 во вновь открываемых больницах; б) организацию новых и укрупнение существующих
маломощных отделений травматологии-ортопедии, в целях доведения количества коек
в них до 60 и более, за счет перепрофилирования имеющегося коечного фонда и
концентрации травматологических коек хирургических отделений; в) в целях приближения и улучшения
травматологической помощи сельскому населению организацию стационарной
травматологической помощи для населения ряда районов путем организации
отделения травматологии в одной из центральных районных больниц; г) организацию в течение 1971 - 1975 гг.
отделений ортопедии с числом коек не менее 60 в республиканских, краевых,
областных центрах, а также в крупных промышленных городах; д) открытие травматолого-ортопедических
кабинетов (односменных, двухсменных) для взрослого и детского населения в
соответствии с имеющейся потребностью и с учетом, в необходимых случаях,
централизации оказания медицинской помощи травматолого-ортопедическим
больным по группе поликлиник (поликлинических отделений); е) дальнейшую организацию круглосуточной
экстренной амбулаторной травматологической помощи при больницах или
поликлиниках (поликлинических отделениях), в зависимости от наличия
соответствующих условий для оказания этого вида помощи; ж) подготовку необходимого количества
травматологов-ортопедов путем специализации, усовершенствования, а также через
клиническую ординатуру, обратив особое внимание на подготовку
травматологов-ортопедов, хирургов и детских хирургов по травматологии и
ортопедии детского возраста; з) широкое использование институтов
травматологии и ортопедии как баз для специализации и усовершенствования кадров
травматологов-ортопедов, в том числе по травматологии и ортопедии детского
возраста; и) организацию в течение 1971 - 1975 гг.
кафедр травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии во всех медицинских
институтах, укомплектовывая эти кафедры специалистами
травматологами-ортопедами. Обеспечить замещение должностей заведующих
существующих кафедр травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии
специалистами травматологами-ортопедами; к) подготовку в достаточном количестве
среднего медицинского персонала по гипсовой технике, массажу, лечебной
гимнастике с учетом потребности в этих кадрах; л) широкое применение диспансерного
метода, обратив особое внимание на больных с заболеваниями суставов и
позвоночника; м) внедрение в практику работы
лечебно-профилактических учреждений, оказывающих травматологическую и
ортопедическую помощь детям, рациональных методов своевременного выявления и
лечения в раннем детском возрасте врожденного вывиха бедра и других деформаций
опорно-двигательного аппарата; н) в родильных домах и родильных
отделениях больниц усиление контроля за соблюдением
обязательной регистрации всех врожденных деформаций у новорожденных, с последующим
извещением главных врачей больниц (заведующих детскими поликлиниками,
консультациями) по месту жительства новорожденного, по установленной форме
учета N 113 (обменная карта, пункт N 13); о) организацию хирургической помощи
больным, нуждающимся в ампутациях и реампутациях
конечностей в плановом порядке в одном из отделений травматологии (ортопедии)
республики, края, области, где должны быть созданы необходимые условия для экспресс-протезирования. Создание таких условий для лечения
больных с ампутационными культями, чтобы ко дню выписки из стационара больные
были снабжены протезами и обучены пользованию ими; и) обеспечение постоянного контроля за работой медицинских советов по экспертизе
отдаленных результатов лечения и широкое использование материалов этих советов
для разработки мероприятий по улучшению постановки травматологии-ортопедии в
районе, городе, области, крае, республике; р) повышение роли и ответственности
главных травматологов-ортопедов за организацию травматолого-ортопедической
помощи в республике, крае, области, обратив особое внимание на: - проведение ими систематической работы
по выявлению и расследованию причин запущенности и неправильного лечения
повреждений, заболеваний опорно-двигательного аппарата и ортопедических
деформаций. В этих целях ввести обязательное заполнение и направление выписки
из амбулаторной, стационарной карты больного (форма N 27) по месту прежнего
лечения больного на каждый выявленный случай запущенности и неправильного
лечения повреждений, заболеваний и деформаций опорно-двигательного аппарата; - систематическое обсуждение на врачебных
конференциях лечебно-профилактических учреждений случаев позднего или
неправильного лечения больных, обеспечив при этом присутствие на конференции
врачей (хирургов, детских хирургов, травматологов-ортопедов,
акушеров-гинекологов), допустивших ошибки. 2) При организации
амбулаторно-поликлинических травматолого-ортопедических
структурных подразделений, в том числе круглосуточной экстренной
травматологической помощи при больницах и поликлиниках (поликлинических
отделениях), устанавливать необходимое число врачебных и других должностей,
исходя из имеющейся потребности, в пределах действующих штатных нормативов
соответствующих учреждений с учетом прав, предоставленных руководителям органов
и учреждений здравоохранения. 3) При планировании сети больничных
учреждений исходить из среднесоюзных нормативов
обеспеченности: - травматологическими койками - 0,5 койки
на 1000 городских и 0,3 койки на 1000 сельских жителей; - ортопедическими койками - 0,15 койки на
1000 городских и сельских жителей. Конкретное число коек в
травматологических и ортопедических отделениях определять дифференцированно, в
зависимости от численности и структуры населения, предусматривая, в частности: а) на 1000
работающих в отраслях промышленности: - угольной и горнорудной - 2,0 койки для
травматологических больных; - металлургической - 1,4 койки для
травматологических больных; - машиностроительной - 1,2 койки для
травматологических больных; б) на 1000 детей (до 14 лет включительно): - 0,4 койки в детских отделениях
травматологии-ортопедии; - 0,25 койки в специализированных
санаториях для детей с заболеваниями и деформациями опорно-двигательного
аппарата. II. Министрам здравоохранения союзных
республик обязать директоров институтов травматологии и ортопедии: 1) Улучшить работу
организационно-методических отделов институтов травматологии-ортопедии,
организовав их работу в строгом соответствии с Положением о них (Приложение N
3). 2) Обеспечить систематическое внедрение в
практику работы учреждений здравоохранения, оказывающих травматолого-ортопедическую
помощь населению, рациональных методов диагностики и лечения травм, их
последствий и ортопедических заболеваний. III. Ученым медицинским советам
Министерства здравоохранения СССР и союзных республик при рассмотрении планов
научных исследований институтов и кафедр травматологии и ортопедии обращать
внимание на обеспечение глубокой научной разработки вопросов травматологии и
ортопедии, в том числе совершенствования травматолого-ортопедической
помощи населению, изучение травматизма, распространенности ортопедических
заболеваний, разработку новых методов лечения и пр. IV. Главному управлению учебных заведений
(тов. Исаков Ю.Ф.) к 1 февраля 1971 г. разработать и направить всем медицинским
институтам единые учебные планы и программы преподавания травматологии,
ортопедии и военно-полевой хирургии. V. Центральному научно-исследовательскому
институту травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения СССР (тов.
Волков М.В.) до 1 января 1972 г. совместно с Министерством просвещения СССР
разработать проект положения о школах-интернатах и детских садах для детей с
заболеваниями и деформациями опорно-двигательного аппарата; проект штатных
нормативов медицинского персонала для указанных учреждений. VI. Главному управлению
лечебно-профилактической помощи, Главному управлению лечебно-профилактической
помощи детям и матерям с привлечением Центрального научно-исследовательского
института травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения СССР (тов.
Волков М.В.) до 1 января 1971 г. разработать и представить на утверждение
проекты перечня заболеваний и деформаций опорно-двигательного аппарата, по
поводу которых больные подлежат диспансерному наблюдению у
врачей-травматологов-ортопедов, и инструктивно-методических указаний по
диспансеризации лиц, страдающих заболеваниями и деформациями
опорно-двигательного аппарата. VII. Министрам здравоохранения союзных
республик ежегодно к 31 марта представлять Министерству здравоохранения СССР
отчеты о ходе выполнения настоящего Приказа, используя материалы утвержденных
статистических отчетов. VIII. Контроль за
выполнением настоящего Приказа возложить на Главное управление
лечебно-профилактической помощи (тов. Сафонов А.Г.) и Главное управление
лечебно-профилактической помощи детям и матерям (тов. Никитина М.Н.). IX. Считать утратившими силу: 1. Приказ Министра здравоохранения СССР
от 12 августа 1957 г. N 125-м "О профилактике травматизма, улучшении
травматологической и ортопедической помощи населению". 2. Приказ Министра здравоохранения СССР
от 7 апреля 1970 г. N 207 "О профилизации
институтов травматологии и ортопедии". 3. Временные расчетные нормы нагрузки
врачей на 1 час работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях, утвержденные
Приказом Министра здравоохранения СССР от 20 июля 1960 г. N 321, в части норм
нагрузки врачей по специальности травматологии и ортопедии". X. Утверждаю: 1. Дополнения к штатным нормативам
медицинского персонала городских поликлиник (поликлинических отделений),
расположенных в городах с населением свыше 25000 человек, утвержденным Приказом
Министра здравоохранения СССР N 340 от 30 апреля 1968 г. (Приложение N 1). 2. Изменения временных (расчетных) норм
нагрузки врачей-травматологов-ортопедов на 1 час работы в поликлинических
учреждениях (Приложение N 2). 3. Положение об
организационно-методическом отделе Института травматологии и ортопедии
(Приложение N 3). 4. Положение о Медицинском совете по
экспертизе отдаленных результатов лечения травматолого-ортопедических
больных (Приложение N 4). 5. Профилизацию
научной тематики институтов травматологии и ортопедии (Приложение N 5). Министр здравоохранения СССР Б.ПЕТРОВСКИЙ Приложение N 1 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 15 июля 1970 г. N 480 ДОПОЛНЕНИЯ К ШТАТНЫМ НОРМАТИВАМ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ГОРОДСКИХ ПОЛИКЛИНИК, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ГОРОДАХ С
НАСЕЛЕНИЕМ СВЫШЕ 25 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК, УТВЕРЖДЕННЫМ ПРИКАЗОМ
МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ОТ 30 АПРЕЛЯ 1968 Г. N 340 Пункт 3 подраздела "I. Врачебный
персонал" раздела "А" приложения N 1 к Приказу Министра
здравоохранения СССР от 30 апреля 1968 г. N 340 дополнить следующим абзацем: "В городах с
населением от 100 до 200 тысяч человек, не являющихся областными, краевыми и
республиканскими центрами, должности врачей-травматологов-ортопедов для
оказания круглосуточной амбулаторной травматологической помощи взрослым и детям
могут устанавливаться в штате одной из поликлиник города по усмотрению
Министров здравоохранения союзных республик в количестве, определяемом в
зависимости от объема оказываемой помощи, но не более одного круглосуточного
поста". Начальник Планово-финансового управления В.ГОЛОВТЕЕВ Приложение N 2 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 15 июля 1970 г. N 480 ВРЕМЕННЫЕ (РАСЧЕТНЫЕ) НОРМЫ НАГРУЗКИ ВРАЧЕЙ-ТРАВМАТОЛОГОВ-ОРТОПЕДОВ НА 1 ЧАС РАБОТЫ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ┌────────────────────────────────┬───────────────────────┬───────┐ │ Наименование специальности │В поликлинике на приеме│ По │ │ ├────────────┬──────────┤помощи │ │ │ взрослые и │ дети │на дому│ │ │ подростки │ │ │ ├────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────┤ │Травматология │7 │6 │1,25 │ │Ортопедия │6 │5 │1,25 │ └────────────────────────────────┴────────────┴──────────┴───────┘ Начальник Планово-финансового управления В.ГОЛОВТЕЕВ Приложение N 3 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 15 июля 1970 г. N 480 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ ИНСТИТУТА ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Для научной разработки вопросов
профилактики травматизма и ортопедических исследований, организации травматолого-ортопедической помощи взрослому и детскому
населению, методического руководства сетью травматолого-ортопедических
отделений, специализированных санаториев, школ-интернатов и детских садов и
оказания им научно-практической помощи при всех институтах травматологии и
ортопедии создаются организационно-методические отделы. Организационно-методическая работа
является обязательным разделом в деятельности всех научно-исследовательских
институтов травматологии и ортопедии. В организационно-методической работе
обязан участвовать весь коллектив института. Основная задача институтов травматологии
и ортопедии в области организационно-методической деятельности - обеспечить
единство науки и практики. В этих целях они должны широко внедрять достижения
науки в практику здравоохранения. Для достижения этого институты
осуществляют повседневную связь: а) с органами и учреждениями
здравоохранения, а также просвещения (народного образования) и оказывают им
научно-практическую помощь в организации и улучшении качества травматолого-ортопедической помощи взрослому и детскому
населению; б) со смежными научно-исследовательскими
институтами, кафедрами медицинских институтов и институтами усовершенствования
врачей, в целях комплексной разработки важнейших вопросов профилактики всех
видов травматизма, ортопедических заболеваний и организации травматолого-ортопедической
помощи; в) с предприятиями различных министерств
и ведомств по вопросам конструирования и внедрения в производство нового
оснащения, аппаратуры, инструментария и т.д.; г) с советскими, общественными,
профсоюзными, хозяйственными организациями, участвуя в разработке вопросов
организации и улучшения качества травматологической и ортопедической помощи
населению и проведении мероприятий по борьбе с травматизмом. II. СТРУКТУРА И
ШТАТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОТДЕЛОВ 1. Организационно-методические отделы
существуют на правах самостоятельных отделов институтов и подчиняются
непосредственно директору института. 2. Заведующий организационно-методическим
отделом осуществляет руководство организационно-методической деятельностью,
проводимой как работниками организационно-методического отдела, так и всеми
другими сотрудниками института, планирует, инструктирует и контролирует
выполнение сотрудниками института заданий по организационно-методической
работе. 3. Штаты организационно-методических
отделов состоят из заведующего отделом (доктора или кандидата мед. наук), 2-х старших научных
сотрудников (канд. мед. наук), 2-х научных сотрудников и технических
сотрудников (машинистка, статистик, секретарь, техник-оформитель). Штаты научных работников
организационно-методических отделов укомплектовываются в установленном порядке
из лиц, имеющих квалификацию организаторов здравоохранения и опыт практической
работы по травматологии и ортопедии. Один из сотрудников оргметодотдела
является специалистом по травматологии и ортопедии детского возраста. III. СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ Научно-исследовательская
и научно-практическая работа Организационно-методические отделы ведут
научно-исследовательскую работу и оказывают научно-практическую помощь по
следующим вопросам: 1. Организация
травматологической и ортопедической помощи взрослому и детскому населению, для чего: а) изучают формы и методы работы травматолого-ортопедической сети учреждений; б) разрабатывают рациональные формы и
методы лечебно-профилактической помощи населению; и) изучают потребность населения в
травматологической и ортопедической помощи и разрабатывают нормативы этого вида
медицинской помощи; г) разрабатывают научно обоснованные
качественные показатели работы травматологических и ортопедических учреждений; д) разрабатывают вопросы экспертизы
трудоспособности и профориентации при повреждениях и ортопедических
заболеваниях; е) разрабатывают рациональные формы
организации труда врачей-травматологов-ортопедов и среднего медперсонала. 2. Борьба с
травматизмом В этих целях изучают состояние, причины и
характер травматизма: а) среди рабочих промышленных предприятий
ведущих отраслей промышленности в районе деятельности института; б) среди взрослого населения -
травматизма, происшедшего вне связи с производством; в) среди детского населения; г) при спортивных состязаниях,
физкультурных занятиях и упражнениях на стадионах, в спортклубах, в школах,
детских садах, а также травм, происшедших при физкультурных занятиях в
неорганизованном порядке; д) разрабатывают формы организации и
методы профилактики всех видов травматизма. 3.
Лечебно-профилактическая помощь инвалидам Отечественной войны В этих целях организационно-методические
отделы изучают: а) деятельность госпиталей для инвалидов
Отечественной войны, оказывают научно-практическую помощь; б) организацию лечебно-профилактической
помощи инвалидам Отечественной войны в лечебно-профилактических учреждениях и
оказывают им повседневную методическую и научно-практическую помощь в целях
быстрейшего восстановления трудоспособности инвалидов Отечественной войны. 4. Подготовка и
усовершенствование кадров Организационно-методические отделы
институтов принимают участие в организации усовершенствования и специализации
врачей и средних медицинских работников по травматологии и ортопедии (в том
числе по ортопедии и травматологии детского возраста). В этих целях: а) изучают потребность
лечебно-профилактических учреждений в районе деятельности института в
медицинском персонале, в подготовке, повышении квалификации врачей и среднего
медицинского персонала (включая инструкторов лечебной физкультуры, гипсовых
техников, массажистов); б) изучают использование медицинских
кадров травматолого-ортопедической сети и на этой
основе подготавливают предложения по специализации и усовершенствованию врачей
и среднего медицинского персонала, а также других форм повышения квалификации
(организации краткосрочных курсов, декадников, семинаров, рабочих мест и др.); в) устанавливают тесную связь с
соответствующими медицинскими институтами и институтами усовершенствования
врачей для разрешения организационных вопросов по усовершенствованию и
специализации медицинских работников в области травматологии и ортопедии. 5. Учет и
инструктивные материалы Организационно-методические отделы
разрабатывают материалы по вопросам организации и качества
лечебно-профилактической помощи взрослому и детскому населению по травматологии
и ортопедии, для чего: а) анализируют деятельность
лечебно-профилактических учреждений по официальным отчетам; б) подготавливают для органов
здравоохранения инструктивно-методические материалы по вопросам организации
травматологической и ортопедической помощи взрослому и детскому населению,
снижения травматизма, внедрения в практику здравоохранения результатов научных
исследований, улучшения медицинской помощи инвалидам Отечественной войны и др. 6. Санитарное
просвещение Организационно-методические отделы
участвуют в планировании и организации санитарно-просветительной работы в
области травматологии и ортопедии. В этих целях: а) устанавливают тесную связь с домами
санитарного просвещения, Обществом Красного Креста и Красного Полумесяца,
Обществом по распространению политических и научных знаний, телевизионными и
радиоцентрами и другими организациями, осуществляющими санитарную и научную
пропаганду; б) участвуют в проведении всех видов
научной пропаганды как в институте, так и среди
учреждений здравоохранения в области травматологии и ортопедии. Начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи А.САФОНОВ Начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи детям и матерям М.НИКИТИНА Приложение N 4 к Приказу Министра здравоохранение СССР от 15 июля 1970 г. N 480 ПОЛОЖЕНИЕ О МЕДИЦИНСКОМ СОВЕТЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ОТДАЛЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛЕЧЕНИЯ ТРАВМАТОЛОГО-ОРТОПЕДИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ 1. Медицинский совет по экспертизе
отдаленных результатов лечения организуется при республиканских, краевых,
областных, городских больницах, утверждается соответствующими органами
здравоохранения и является их контрольным и консультативным органом в вопросах травматолого-ортопедической помощи. 2. В состав Медицинского совета входят: - заведующий травматолого-ортопедическим
отделением (председатель); - врач-травматолог-ортопед отделения
травматологии-ортопедии для взрослых; - врач-травматолог-ортопед отделения
травматологии-ортопедии для детей; - инспектор отдела (сектора)
лечебно-профилактической помощи; - инспектор отдела (сектора)
лечебно-профилактической помощи детям и матерям. В период работы комиссии в
лечебно-профилактических учреждениях в ее работе обязательно участвуют
представители этих учреждений, заведующий отделением травматологии-ортопедии,
врачи отделения. 3. Работа Медицинского совета проводится
по плану, ежегодно утверждаемому соответствующим отделом здравоохранения. 4. Основные задачи Медицинского совета: а) изучение исходов лечения больных с
травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата; б) выявление недостатков в организации
медицинской помощи травматолого-ортопедическим
больным; в) анализ врачебных ошибок, допущенных в
лечении больных с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата,
выработка рекомендаций по устранению этих ошибок и повышению качества лечения травматолого-ортопедических больных; г) оказание практической помощи врачам
путем квалифицированного анализа процесса лечения больных с травмами и заболеваниями
опорно-двигательного аппарата. 5. Экспертизе подлежат лица (взрослые и
дети), лечившиеся в обследуемом лечебно-профилактическом учреждении по поводу
повреждения, заболевания или деформации опорно-двигательного аппарата, не ранее
чем через год после окончания лечения. Во время экспертизы на основании
тщательного обследования лиц, проходящих экспертизу, изучения их медицинской
документации определяются: а) исходы лечения; б) ошибки и осложнения, возникшие в
процессе лечения, и их причины; в) причины временной или стойкой
инвалидности; г) потребность в дополнительном лечении и
его характер, а также лечебно-профилактическое учреждение, в котором такое
лечение может быть проведено; д) изменение профессиональной
деятельности в связи с исходом лечения. 6. Во время экспертизы должно быть
обращено внимание на организацию лечебного процесса травматолого-ортопедических
больных в данном лечебно-профилактическом учреждении, полноту и своевременность
обследования больных, применение современных методов лечения, полноценность
ведения медицинской документации и т.д. 7. Результаты работы Совета в каждом
лечебно-профилактическом учреждении оформляются в виде протокола, в котором
должны быть описательная часть, выводы и мероприятия по улучшению травматолого-ортопедической помощи и выявленных
недостатков. Копии протокола в течение 10 дней после
заседания Совета должны быть направлены: а) главному травматологу-ортопеду
соответствующего республиканского, краевого, областного, городского органа
здравоохранения; б) в соответствующий территориально
прикрепленный институт травматологии и ортопедии; в) лечебно-профилактическому учреждению,
в котором проводилась экспертиза. Один экземпляр остается в делах Совета. 8. Медицинский совет не реже 1 раза в год
отчитывается о своей деятельности перед
соответствующим органом здравоохранения. Начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи А.САФОНОВ Начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи детям и матерям М.НИКИТИНА Приложение N 5 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 15 июля 1970 г. N 480 ПРОФИЛИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ТЕМАТИКИ ИНСТИТУТОВ ТРАВМАТОЛОГИИ И
ОРТОПЕДИИ I. Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии МЗ СССР 1) Научные основы организации травматолого-ортопедической помощи. 2) Травматизм как социально-гигиеническая
проблема и его профилактика. 3) Патофизиология, клиника и лечение
травм. 4) Профилактика, патофизиология, клиника
и лечение ортопедических заболеваний и деформаций. 5) Консервация и трансплантация органов и
тканей. 6) Костная патология. II. Ленинградский научно-исследовательский
институт травматологии и ортопедии им. Р.Р. Вредена МЗ РСФСР 1) Научные основы организации травматолого-ортопедической помощи. 2) Социально-гигиенические факторы
травматизма в различных отраслях промышленности. 3) Теоретический аспект в лечении
переломов и их последствий. 4) Дистрофические и диспластические
процессы в костной ткани. 5) Гомотрансплантация тканей. Филиал института в г. Кургане -
компрессия и дистракция в травматологии и ортопедии. III. Ленинградский научно-исследовательский
детский ортопедический институт им. Г.И. Турнера МЗ РСФСР 1) Научные основы организации
травматологической и ортопедической помощи детям. 2) Профилактика травматизма среди
детского населения. Медицинская реабилитация и профориентация детей с
заболеваниями и деформациями опорно-двигательного аппарата. 3) Дисплазия тазобедренного сустава и
проблема диспластических артрозов. 4) Сколиоз (этиология, патогенез, клиника
и лечение). 5) Церебральные параличи. IV. Горьковский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии МЗ РСФСР 1) Профилактика травматизма в
машиностроительной промышленности и непроизводственного травматизма. 2) Комбинированные повреждения (ожоги и
травмы). 3) Кожная пластика. 4) Врожденные деформации
опорно-двигательного аппарата у детей. 5) Поздние осложнения боевых травм у
инвалидов Отечественной войны (патогенез, клиника, лечение). V. Новосибирский научно-исследовательский
институт травматологии и ортопедии МЗ РСФСР 1) Травматизм в сельскохозяйственном
производстве. Научные основы организации травматолого-ортопедической
помощи в сельскохозяйственных районах. 2) Заболевания и повреждения позвоночника
(этиология, клиника, лечение). 3) Костная пластика. 4) Разработка новых методов лечения
огнестрельного остеомиелита у инвалидов Отечественной войны. Филиал института в г. Прокопьевске 1) Профилактика травматизма в угольной
промышленности. 2) Множественные и сочетанные
повреждения. 3) Инвалидность и летальность от травм у
шахтеров. 4) Организация первой помощи в шахтах и
медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации. VI. Свердловский научно-исследовательский
институт травматологии и ортопедии МЗ РСФСР 1) Профилактика травматизма в
металлургической промышленности. 2) Инвалидность в результате травм и
ортопедических заболеваний. 3) Дистракция и
компрессия в клинике травматологии и ортопедии. 4) Заболевания и повреждения суставов. VII. Саратовский научно-исследовательский
институт травматологии и ортопедии МЗ РСФСР 1) Профилактика травматизма в
сельскохозяйственном производстве. 2) Консервация и трансплантация тканей. 3) Патофизиология травм. 4) Деформация опорно-двигательного
аппарата у детей (этиология, патогенез, разработка методов лечения). VIII. Иркутский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии МЗ РСФСР 1) Научные основы организации
травматологической помощи в лесной промышленности и профилактика травматизма в
лесной промышленности. 2) Заболевания и повреждения суставов. 3) Разработка методов лечения поздних
осложнений боевых травм у инвалидов Отечественной войны. 4) Разработка методов лечения
посттравматических ложных суставов и дефектов костей. IX. Казанский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии МЗ РСФСР 1) Профилактика травматизма в нефтяной и
химической промышленности. 2) Инвалидность в результате травм и
ортопедических заболеваний. 3) Реактивность организма при травмах. 4) Теоретические основы репаративной регенерации. 5) Врожденные деформации
опорно-двигательного аппарата у детей. X. Киевский научно-исследовательский институт ортопедии МЗ Украинской ССР 1) Профилактика травматизма в
сельскохозяйственном производстве и организация травматологической помощи в
сельскохозяйственных районах. Непроизводственный травматизм и его профилактика. 2) Заболевания и повреждения суставов. 3) Генез врожденных ортопедических
заболеваний и деформаций. 4) Консервация и трансплантация тканей. 5) Рациональные методы лечения
огнестрельного остеомиелита и порочных культей у инвалидов Отечественной войны. XI. Харьковский научно-исследовательский институт протезирования, ортопедии и травматологии МЗ Украинской ССР 1) Профилактика травматизма в машиностроительной
и горнорудной промышленности. Автодорожный травматизм. 2) Болезни культи (этиология, разработка
методов лечения). 3) Патология позвоночника и таза. 4) Репаративный
остеосинтез. 5) Конструирование новых функциональных
протезов. XII. Донецкий научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии МЗ Украинской ССР 1) Научные основы организации
травматологической помощи в районах угольной промышленности и профилактика
травматизма в угольной промышленности. 2) Травматизм среди детского населения
(профилактика и лечение). 3) Тяжелые, множественные и сочетанные
повреждения. 4) Восстановительное лечение последствий
травм и заболеваний крупных суставов. 5) Инвалидность и летальность от травм. ХIII.
Узбекский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии 1) Научные основы организации
травматологической и ортопедической помощи населению среднеазиатских республик. 2) Травматизм в сельскохозяйственном
производстве хлопка и его профилактика. 3) Диафизарные
переломы и их лечение. 4) Врожденные ортопедические деформации и
заболевания у детей. XIV. Рижский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии МЗ Латвийской ССР 1) Профилактика травматизма на
предприятиях Прибалтийских республик. 2) Травматизм среди детского населения. 3) Ранняя диагностика и лечение
ортопедических и посттравматических деформаций и заболеваний. 4) Артрозы (диагностика, клиника,
лечение). 5) Реабилитация инвалидов Отечественной
войны по поводу огнестрельного остеомиелита. XV. Ереванский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии МЗ Армянской ССР 1) Непроизводственный травматизм и его
профилактика. 2) Разработка методов функционального
лечения. 3) Заболевания и повреждения суставов. 4) Анестезиология и реанимация в клинике
травматологии и ортопедии. 5) Лечение заболеваний конечностей
методами регионарной перфузии и длительной инфузии. XVI. Бакинский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии МЗ Азербайджанской ССР 1) Травматизм в нефтяной и химической
промышленности и его профилактика. 2) Заболевания и повреждения
позвоночника. 3) Комбинированные повреждения (ожоги-травма). 4) Системные заболевания костей. 5) Консервация и трансплантация тканей. 6) Применение полимеров в клинике
травматологии и ортопедии. XVII. Тбилисский научно-исследовательский
институт травматологии и ортопедии МЗ Грузинской ССР 1) Профилактика травматизма в
сельскохозяйственном производстве чая, винограда. Автодорожный травматизм. 2) Разработка методов лечения поздних
осложнений боевых травм у инвалидов Отечественной войны (этиология, патогенез,
профилактика). 3) Лечение переломов костей и репаративная регенерация тканей. 4) Обмен веществ при
заболеваниях опорно-двигательного аппарата. 5) Ранняя диагностика и раннее лечение
врожденного вывиха бедра. XVIII. Минский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии МЗ Белорусской ССР 1) Травматизм в сельскохозяйственных
районах (производственный, непроизводственный среди взрослых и детей). 2) Разработка методов лечения
околосуставных и диафизарных переломов. 3) Ранняя диагностика и разработка
функционально-восстановительных методов лечения сколиоза у детей. 4) Обменные процессы в костной ране. * * * Инициативные работы, выдвинутые учеными
советами и отдельными специалистами институтов, а также поисковые исследования
по принципиальным направлениям травматологии и ортопедии должны проводиться в
объеме, составляющем до 30% бюджетных ассигнований и материальных ресурсов от
общего объема всех затрат на научно-исследовательские работы института. При анализе
деятельности субординированных институтов травматологии и ортопедии учитывать,
в первую очередь, их участие в выполнении заданий народнохозяйственного плана,
тематики, вытекающей из постановлений Центрального Комитета КПСС и Совета
Министров СССР, установленной приказами по Министерству здравоохранения СССР и
решениями Коллегий Министерства здравоохранения СССР и союзных республик, а
также Ученого медицинского совета Министерства здравоохранения СССР. Председатель Ученого медицинского совета Д.ЖДАНОВ |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |