Утверждаю Заместитель Главного санитарного врача СССР А.ПАВЛОВ 14 апреля 1970 г. N 845-70 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТОВ И СХЕМ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ <*> -------------------------------- <*> Проект Методических указаний
разработан Киевским научно-исследовательским институтом общей и коммунальной
гигиены им. А.Н. Марзеева. I. Общие положения 1. В соответствии с директивами Партии и
Правительства в нашей стране осуществляется дальнейшее развитие
производительных сил, высокопродуктивного сельского хозяйства, расширение
строительства курортно-оздоровительных учреждений и т.д. Это предопределяет
необходимость ведения всего строительства на основе принципов и методов
районной планировки. По указанию Госстроя СССР в настоящее
время широко развернута разработка проектов и схем районной планировки
промышленных, сельскохозяйственных и курортных районов страны. В связи с этим перед органами
санитарно-эпидемиологической службы ставятся важные задачи, предусматривающие
необходимость правильного решения гигиенических вопросов. 2. Настоящие Методические указания имеют
целью оказать органам санитарно-эпидемиологической службы помощь в решении
санитарных вопросов при рассмотрении проектов и схем районной планировки
промышленных, сельскохозяйственных, санаторно-курортных районов, а также
пригородных зон крупнейших и больших городов. 3. Осуществляя
предупредительный и текущий санитарный надзор при рассмотрении проектов и схем
районной планировки, а также при их реализации, органы
санитарно-эпидемиологической службы должны руководствоваться постановлениями
Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик, строительными нормами
и правилами, утвержденными Госстроем СССР, санитарными нормами и правилами,
решениями Исполнительных комитетов областных, краевых, районных Советов
депутатов трудящихся с учетом конкретных местных условий. 4. Основная цель разработки проектов и
схем районной планировки заключается в рациональном и взаимоувязанном
размещении всех видов и объектов строительства на данной территории в интересах
комплексного развития производительных сил района, наиболее эффективного
использования его ресурсов, улучшения и оздоровления условий труда, быта и
отдыха населения, внешней среды. 5. При осуществлении санитарного надзора
в области районной планировки промышленных районов и узлов основными вопросами,
подлежащими оценке санитарными органами, являются: а) выбор территорий, санитарное
обоснование условий для нового промышленного строительства и упорядочения
существующего; б) расселение населения, выбор территорий
и санитарное обоснование условий для развития существующих и новых городов и
поселков; в) организация массового отдыха
населения, выбор территорий и санитарное обоснование условий для развития
существующих и новых баз кратковременного и длительного отдыха населения; г) санитарное оздоровление, охрана и
обогащение природы, обводнение, озеленение и т.п.; д) санитарное благоустройство:
организация систем водоснабжения, канализования, теплофикации и санитарной
очистки от жидких и твердых отбросов; е) организация междугороднего
транспортного обслуживания. 6. В районах обрабатывающей
промышленности нужно избегать чрезмерной концентрации промышленности и
населения в городах, нарушающей гигиенические условия жизни населения
(рассредоточение промышленности, ограничение роста крупнейших и крупных городов
и т.д.). 7. В районах добывающей промышленности,
кроме рекомендаций, перечисленных в п. 5, целесообразно укрупнение мелких
промышленных предприятий, развитие малых и средних городов, пгт. 8. В районах влияния крупных
гидротехнических сооружений наряду с вопросами, изложенными в п. 5, следует
оценить такие специфические факторы, как перемещение населенных мест,
предприятий, транспортных, водопроводных и других сооружений из зоны затопления
и подтопления водохранилищ, развитие сельского хозяйства на оросительных
системах. 9. При рассмотрении проектов и схем
районной планировки сельскохозяйственных районов гигиенической оценке подлежат: а) условия размещения производственных и
хозяйственных центров сельского хозяйства, предприятий межрайонного, районного
и межколхозного значения; б) расселение населения, размещение сети
перспективных населенных мест, культурно-бытового обслуживания; районного и
межрайонного значения; в) организация массового отдыха сельского
населения; г) санитарное оздоровление района,
мелиорация, обводнение и озеленение; д) рекомендации к районным и межселенным
системам водоснабжения, удаления сточных вод и нечистот, теплоснабжения. 10. При рассмотрении проектов планировки
и застройки курортных районов необходимо гигиенически оценить: а) размещение санитарно-курортных
учреждений и баз массового отдыха населения, установление границ округов и зон
санитарной охраны курортов; б) размещение существующих и новых
промышленных и энергетических предприятий, предназначенных для обслуживания
отдыхающих и населения района; в) расселение населения, рекомендации к
развитию существующих и организации новых населенных мест; г) санитарное оздоровление и мелиорацию
района, охрану и обогащение природных факторов, обводнение и озеленение; д) санитарное благоустройство района -
организацию районной или межселенных систем водоснабжения, канализации,
теплофикации и очистки от твердых отбросов; е) организацию транспортных связей, в
особенности между населенными пунктами, с одной стороны, и местами лечения и
отдыха населения, с другой стороны. 11. При рассмотрении проектов планировки
пригородных зон крупных и крупнейших городов основными гигиеническими
вопросами, подлежащими оценке, являются: а) целесообразное с санитарной точки
зрения размещение объектов, связанных с городом и обслуживающих его
потребности; б) организация с учетом гигиенических
требований внегородского расселения, сети населенных мест - спутников основного
города и перспективных сел; в) организация мест массового отдыха
населения и баз лечебно-оздоровительного назначения; г) создание лесопаркового пояса,
обводнение и мелиорация; д) развитие современных транспортных
связей город - пригородная зона, сооружений водопровода, теплосети,
канализации, очистки, утилизации и обезвреживания твердых отбросов и другие. 12. На современном
этапе работы по составлению схем районной планировки характеризуются двумя
особенностями: во-первых, все более широкий охват различными видами районной
планировки одной и той же территории; во-вторых, несмотря на решение при этом
некоторых специфических задач, своеобразных для каждого вида планировки, во
многих своих разделах они содержат указания, общие для всех видов районной
планировки. В связи с указанным
гигиеническую оценку этих работ необходимо производить с точки зрения единой
комплексной районной планировки территории. 13. Проекты и схемы районной планировки
разрабатываются на основе Государственных перспективных планов развития
народного хозяйства. Перспективный срок для строительства городов и поселков в
соответствии со СНиП II-К.2-62, п. 1.7, следует принимать 25 - 30 лет, а для
сельских населенных мест - 15 - 20 лет. Срок первой очереди строительства 5
лет. 14. Стадиями проектных работ по районной
планировке являются: а) технико-экономические основы районной
планировки; б) схема районной планировки. II. Санитарно-гигиеническая
оценка природно-климатических условий, охрана и
улучшение природы 15. Выбор территории для размещения
промышленности, селитебных зон, а также мест отдыха населения включает
гигиеническую оценку природных условий. К природным
условиям, которые необходимо оценить с гигиенической точки зрения, относятся:
климат, рельеф, почвы, растительность, подземные воды, открытые водоемы, болота
и заболоченности, сейсмичность. 16. При гигиеническом анализе
природно-климатических условий следует обращать внимание на следующие
положения: а) климат; к
какому строительно-климатическому району относится планировочный район (по
карте СНиП II-К.2-62); многолетние данные (по месяцам и сезонам года)
температуры и влажности воздуха, осадков, облачности, солнечной радиации,
барометрического давления и ветрового режима; б) рельеф района и микрорельеф отдельных
площадок; равнинный, горный, высота над уровнем моря, указание уклонов
местности, увязка микрорельефа отдельных площадок с особенностями микроклимата
(ветровой и температурный режим, осадки и т.д.); в) почвы, их виды и свойства в отношении
смещаемости (пески), выветриваемости (лесс), приживаемости зеленых насаждений,
участки с вечной мерзлотой, с высоким стоянием грунтовых вод; - возможность использования почв для обезвреживания
естественным способом сточных вод и нечистот (поля орошения, фильтрации,
ассенизации, запахивания и т.д.); - эпидемиологическая оценка почв (наличие
кладбищ, свалок, скотомогильников, стоянок больного скота и т.д.); г) растительность, характер и виды
древесных и кустарниковых пород, площадь и дислокация лесных массивов по
отношению к населенным пунктам, а также возможность использования лесов для
организации мест отдыха населения; д) подземные воды, глубина залегания,
мощность, качество, использование; территории с минеральными источниками, их
использование (бальнеологическое значение); е) открытые водоемы
(реки, озера, пруды, искусственные водохранилища), их дислокация, площадь
зеркала воды, глубина, расход и качество воды, виды использования (питьевое,
хозяйственно-бытовое, производственное водоснабжение, рыбное хозяйство),
качество воды по данным лабораторных исследований, загрязненность вод и ее
причины, зоны санитарной охраны и т.п.; ж) болота и заболоченности, их
дислокация, величина и близость к населенным пунктам; з) сейсмичность, участки с особо неблагоприятной микросейсмичностью. 17. При гигиенической оценке территории,
отведенной для развития существующих и размещения новых населенных мест
(города, поселки городского и сельского типа, курорты), необходимо
руководствоваться действующими "Строительными нормами и правилами"
(СНиП II-К.2-62). 18. В результате рассмотрения
природно-климатических условий района определяется пригодность территорий для
строительства: а) благоприятные в естественно-природном
отношении для размещения лечебно-оздоровительных учреждений и мест массового
отдыха населения; б) пригодные для
строительства новых и развития существующих населенных мест; в) условно пригодные, которые могут
использоваться для застройки после проведения на них оздоровительных
мероприятий: санитарной мелиорации, обводнения, укрепления сыпучих песков и
берегов, засыпка оврагов и т.п.; г) непригодные для развития существующих
и строительства новых населенных мест (затопляемость чаще
чем 1 раз в 25 лет, наличие торфяников мощностью 2 м и более, сложный рельеф,
действующие овраги, отсутствие возможности обеспечения водоснабжения и т.д.). 19. В схеме районной планировки должны
быть разработаны мероприятия по охране и улучшению природных условий. Особое внимание должно быть уделено
пригородным зонам, местам массового отдыха населения, местностям
лечебно-оздоровительного назначения и территориям, прилегающим к населенным
пунктам или часто посещаемым местам, и местностям, располагающимся в 1 - 2 км
от туристических маршрутов. Рекомендуется обеспечить мероприятия по
восстановлению восполнимых природных ресурсов, рекультивации территорий,
поврежденных в процессе строительства, разработке полезных ископаемых и
размещению участков, использованных для вывоза отходов промышленности и т.п. 20. К важным мероприятиям по озеленению
территории района и охране зеленых насаждений относятся: а) создание системы парков, лесо-, луго-, гидропарков межселенного, районного, областного
значения; б) создание ветро- и пылезащитных полос
вокруг городов и поселков; в) закрепление песков, оврагов, берегов
водоемов; г) охрана зеленых насаждений от
промышленных выбросов; д) сохранение или восстановление ранее
уничтоженных лесов (или иной растительности) и при необходимости их расширение
до нормы оптимальной лесистости и т.д. 21. По обводнению района должны быть
предусмотрены следующие основные мероприятия: а) санитарная охрана водных ресурсов,
предотвращение загрязнения водоемов и водотоков, рациональное использование
подземных вод без нарушения природного комплекса и т.п.; б) регулирование стока и расчистка рек и
крупных водотоков в целях предотвращения затопления и обмеления их; в) создание системы благоустроенных
прудов и водохранилищ. III. Размещение
промышленных и энергетических предприятий 22. Санитарную оценку существующих и
размещения проектируемых предприятий и их комплексов на территории района
следует проводить, как правило, на основе изучения и сопоставления нескольких
вариантов, отдавая предпочтение тому, который обеспечивает выполнение
гигиенических норм и требований. 23. При оценке основных принципов
размещения промышленных предприятий на территории района следует учитывать: а) равномерное и рациональное размещение
промышленных предприятий на территории района, развитие градостроительной базы
малых и средних городов, пгт; б) наличие резервных площадей,
необходимых для развития промышленности; в) возможности обеспечения промышленных
предприятий водой необходимого качества и количества без ущерба водопользования
населения; г) наличие мероприятий, направленных на
устранение или снижение загрязнения внешней среды населенных мест выбросами,
стоками, отходами промышленных или энергетических предприятий; д) мероприятия, направленные на снижение
до допустимых норм шума и вибрации на территории населенных мест от сверхмощных
и мощных источников (аэропорты, моторо-испытательные стенды и т.д.). 24. В схеме районной планировки должны
быть предусмотрены мероприятия по санитарной охране открытых водоемов и
подземных вод, в частности от интенсивного загрязнения в результате
нерациональной концентрации промышленных предприятий на ограниченных
территориях ("Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными
водами" N 372-61). 25. Важным условием санитарной охраны
атмосферного воздуха крупных городов или городских агломераций является
недопущение чрезмерной концентрации промышленных предприятий на одной площадке. 26. При решении вопроса о месте
размещения промышленности необходимо учитывать возможность организации
санитарно-защитных зон между промышленными и энергетическими предприятиями, с
одной стороны, и жилыми районами, а также местами массового отдыха населения, с
другой стороны. При определении возможности
загазованности атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий
необходимо учитывать эффективность газоочистных и пылеулавливающих установок,
сооружаемых на них. 27. Развитие промышленности в крупнейших
и больших городах, приводящее к ухудшению санитарно-гигиенических условий жизни
населения и сокращению территориальных резервов этих городов, следует
ограничивать. 28. В существующих крупнейших и больших
городах с развитой промышленностью, а также в городах-курортах должны
размещаться только предприятия легкой, пищевой и местной строительной
промышленности, непосредственно обслуживающей город. 29. При рассмотрении схем районной
планировки при соответствующих гигиенических обоснованиях следует предъявлять
требования о выводе из жилой застройки городов предприятий, вредные выбросы
которых не могут быть ликвидированы, или сами предприятия не могут быть
перепрофилированы. 30. Предприятия с большим
водопотреблением должны, как правило, размещаться вблизи крупных, лучше всего
естественных водоемов со строгим соблюдением санитарных требований по отводу и
спуску производственных сточных вод. 31. При санитарной оценке схемы районной
планировки следует обращать внимание на размещение источников электромагнитных
колебаний (радиостанции, телецентры, радиолокаторы и т.д.) В соответствии со СНиП II-Е.2-62, п. 21,
напряженность поля, создаваемая средневолновыми и длинноволновыми передающими
радиоцентрами, на территории населенных пунктов с числом жителей более 100 тыс.
чел. не должна превышать 0,2 В/м. Границы технической
территории коротковолновых передающих радиоцентров должны быть удалены от
границ населенных пунктов с числом жителей более 100 тыс. чел. не менее: при
мощности одного коротковолнового передатчика 0,1 - 5 кВт - 2 км, при 5 - 25 кВт
- 7 км, при 25 - 120 кВт - 10 км и при 120 и более кВт - 15 км. 32. Особого внимания заслуживают
нефтехимические, нефтеперерабатывающие и энергетические предприятия, так как на
нефтеэнергетических предприятиях, как правило, отсутствуют надежные системы по
улавливанию вредных выбросов и отходов в атмосферу и водоемы. Кроме того,
санитарные условия эксплуатации их еще недостаточно изучены. При выборе территории для размещения этих
предприятий необходимо учитывать, что они являются большими потребителями воды
и должны быть приближены к естественным источникам водоснабжения. При
организации водоснабжения мощных ГРЭС (2,4 - 5 млн. кВт), работающих по
оборотной системе водоснабжения с прудом-охладителем, следует предусматривать
мероприятия по переселению населения из зоны затопления водохранилищ, площадь
которых может достигать 15 - 20 кв. км. При выборе территорий для предприятий со
значительными объемами водоотведения (нефтехимические комбинаты до 90%,
лакокрасочные - 80%, нефтеперегонные - 70%, азотно-туковые - 60% и др.) следует
оценивать условия очистки и сброса сточных вод в водоемы. Нефтеэнергетические предприятия должны
размещаться на участках более низких по отметкам, чем селитебная территория
города с тем, чтобы исключить возможность загрязнения ее ливневыми водами. При размещении комплексов
нефтехимических, нефтеперерабатывающих и энергетических предприятий следует
предусматривать не только комбинированное использование сырья, удаление отходов
и т.п., но также создание единых районных систем водоснабжения, канализации и
очистных сооружений. По отношению к селитебной территории
рекомендуется дифференцированное размещение нефтеэнергетических производств в зависимости от вредности выбросов: ближе к
населенному пункту размещаются наименее вредные в санитарном отношении
(предприятия по переработке синтетических продуктов в готовые изделия), затем
по производству пластмассовых продуктов и изделий, далее -
нефтеперерабатывающие, энергетические предприятия. 33. Крупные
металлургические производства (с количеством выпускаемой продукции в год: стали
и чугуна - по 3 - 5 млн. т, агломерата - 5 - 8 млн. т и т.д.) с комплексом тяготеющих
к ним промышленных предприятий (коксохимические заводы, строительные комбинаты
и др.), являющиеся мощными источниками загрязнения внешней среды, должны
размещаться не менее чем в 8 - 10 км от границ жилых районов городов. 34. При рассмотрении схем планировки
сельскохозяйственных районов необходимо оценивать перспективные планы развития
производственных комплексов, предприятий по переработке сельскохозяйственной
продукции и производству строительных материалов и др. При размещении этих предприятий, а также
откормочных животноводческих пунктов, животноводческих и птицеводческих ферм
должны строго соблюдаться требования по недопущению неблагоприятного
воздействия их на условия жизни населения (загрязнение воздуха, воды и почвы,
распространение шума). Откормочные и убойные пункты скота и
птицы, животноводческие фермы и другие объекты, имеющие загрязненные сточные
воды, а также пристани и причалы необходимо располагать ниже по течению реки и
с подветренной стороны относительно населенных пунктов. IV. Санитарная
оценка расселения населения 35. В разделе по расселению населения на
территории района необходимо: а) оценить основные рекомендуемые в
проекте принципы расселения населения в пределах района; б) рассмотреть с гигиенических позиций
размеры вновь проектируемых и перспективных (подлежащих развитию) населенных
мест; в) дать оценку населенным пунктам или их
отдельным районам, которые по санитарным соображениям не следует развивать или
которые нуждаются в переносе на другие территории. 36. В районах размещения предприятий
обрабатывающей промышленности рекомендуется централизованное расселение
(размещение преобладающей части населения в одном или нескольких больших
городах); в районах размещения предприятий добывающей промышленности -
групповое с преимущественным расселением в малых и средних городах и поселках
городского типа; в районах размещения крупных энергетических и гидротехнических
сооружений - смешанное расселение. В сельскохозяйственных районах целесообразно
создавать группы взаимосвязанных населенных пунктов (районный центр,
центральные поселки, поселки производственных комплексов в колхозах и совхозах,
постоянные полевые станы). 37. Гигиеническая оценка принципа
расселения должна проводиться с учетом подразделения населенных мест на группы
в зависимости от возможных темпов и перспектив их развития: а) перспективные города и поселки с
темпами роста населения выше уровня естественного прироста; б) ограниченно развиваемые города и
поселки, рост населения которых намечается на уровне естественного прироста; в) неразвиваемые населенные пункты,
население которых будет либо ниже уровня естественного прироста, либо будет
сокращаться. 38. Ограничение роста больших и
крупнейших городов, развитие малых и средних городов, а также укрупнение
поселков и сел, являющиеся принципом современной градостроительной политики,
направлены на улучшение гигиенических условий труда, быта и отдыха населения. 39. Новые города и поселки должны
размещаться, по возможности, рассредоточенно с соблюдением необходимых разрывов
между селитебными и промышленными территориями и с учетом создания вокруг
городов зеленых зон. Определение населенных мест или их
частей, не подлежащих развитию по санитарным соображениям, можно производить на
основании: а) чрезмерных неустраняемых выбросов предприятий,
оказывающих неблагоприятное влияние на внешнюю среду и условия жизни населения; б) концентрации большого количества
населения и промышленности, необратимо ухудшающей санитарно-гигиенические
условия жизни; в) неудовлетворительного в санитарном отношении
месторасположения существующих населенных мест (непригодные территории,
отсутствие резервов для развития города, невозможность обеспечения населения
водой и т.п.). 40. Населенные пункты не допускается
размещать: а) в зонах санитарной охраны источников
водоснабжения, в первом поясе зон санитарной охраны курортов, в районах
размещения лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений и местах
массового отдыха населения; б) на территории санитарно-защитных и
специальных зон промышленных предприятий; в) над местами обрушения горных
выработок, залежей полезных ископаемых, оползней, эрозий и т.п. 41. Основными видами населенных мест,
позволяющих обеспечить санитарно-гигиенические условия и удовлетворить
культурно-бытовые запросы населения, являются: а) средние города с населением 100 тыс.
чел. в районах развития легкой и пищевой промышленности; б) малые города с населением в 50 тыс.
человек и большие поселки на 30 тыс. человек в районах горнодобывающей
промышленности при концентрированном залегании руд (медь, никель, свинец, цинк
и др.); д) города и поселки с населением в 20 -
80 тыс. чел. в районах угле- и нефтедобывающей промышленности; е) поселки с числом населения 5 - 20 тыс.
чел. при разбросанном расположении карьеров, рудников; ж) укрупненные сельские населенные места
до 3 - 5 тыс. чел. (перспективные в своем развитии, опорные). 42. При оценке основных принципов
расселения населения и пределах района следует обратить внимание на основные
демографические показатели за ряд последних лет: а) распределение населения по половому и
возрастному составу, отдельно городского и сельского населения, а также по
количеству членов в семье; б) естественное движение населения -
отдельно городского и сельского - в абсолютных и относительных показателях:
рождаемость, общая и детская смертность, естественный прирост; в) механическая миграция населения,
отдельно городского и сельского. Демографические показатели в их динамике
должны быть проанализированы для выявления влияния градостроительных
особенностей на такие неблагоприятные явления, как понижение рождаемости,
повышение общей и особенно детской смертности и др. по сравнению со средними
республиканскими или общесоюзными показателями. 43. Данные заболеваемости населения
должны касаться форм болезней, возникновение которых прямо или косвенно связано
с местными природными условиями (природная очаговость инфекционных заболеваний,
приуроченность района к определенным биогеохимическим провинциям), с условиями
санитарного благоустройства населенных мест (водоснабжение, канализация,
очистка), а также с санитарным состоянием внешней среды (загрязнение воздуха,
водоемов и почвы). К таким формам
болезней должны быть отнесены, в первую очередь: брюшной тиф, паратифы,
дизентерия, эпидемический гепатит, полиомиелит, трансмиссивные (клещевой
энцефалит, клещевой возвратный и сыпной тиф, пендинская язва, лейшманиоз,
туляремия и малярия), туберкулез, зоонозы (лептоспироз, бруцеллез),
эндемический флюороз, зоб и другие. Анализ заболеваемости населения должен
увязываться с профилактическими мероприятиями градостроительного характера
применительно, в первую очередь, к населенным пунктам с наиболее высокими ее
показателями. 44. Населенные места по размеру должны
быть такими, которые смогли бы обеспечить максимальный уровень
культурно-бытового обслуживания населения и благоустройства территорий. Однако в перспективе укрупнение
населенных мест может достигнуть таких размеров, при которых они могли бы иметь
полноценное культурно-бытовое обслуживание на месте. Поэтому необходима такая
организация межселенной системы обслуживания, которая бы соответствовала
характеру расселения. 45. Группу близлежащих городов и поселков
следует рассматривать как единый градостроительный организм, состоящий из
обособленных планировочных районов, или крупный город с сильно расчлененной
планировочной структурой. Организация повседневного и
периодического обслуживания, как это предусмотрено для планировочных районов,
должна проводиться во всех городах и поселках. Учреждения эпизодического
обслуживания концентрируются только в городе - центре группы. В зависимости от времени на поездку в город-центр в группе
близлежащих городов и поселков рекомендуется следующее построение межселенной
системы обслуживания: 20 - 30 мин. (8 - 10 км) - малый город или поселок
рассматривается как обособленный микрорайон или жилой район; 30 - 40 мин. (20 -
30 км) - как обособленный планировочный район; 40 - 60 мин. (30 - 40 км) - как
город-спутник. 46. Состав учреждений общегруппового
общественного центра (специализированные больницы, магазины, предприятия
общественного питания, театры, цирк, музей, вузы и т.п.) должен определяться по
СНиПу II-К.2-62, исходя из общей численности населения всех городов группы, а
их вместимость - из предполагаемой посещаемости этих учреждений. 47. Выбор конкретного города-центра в
группе городов рекомендуется проводить в зависимости от величины города (самый
большой в группе населенных мест), взаимного расположения городов и наличия
удобной транспортной связи. Сумма времени, затрачиваемого на поездку из любого
города в группе до города-центра, должна быть наименьшей и не более 60 минут. 48. Доступность различных учреждений
эпизодического обслуживания целесообразно принимать дифференцированно (в
зависимости от реальных потребностей населения в тех или иных видах обслуживания)
и определяется как часть общей продолжительности данного мероприятия в жизни
населения (частота пользования) с учетом его физиологических особенностей и
природно-климатических условий местности. Для суровых условий Урала и Сибири
они будут меньше, чем для европейской части СССР. 49. Особой проблемой является будущее
ряда существующих перспективных населенных пунктов, возникших на малопригодных
территориях и находящихся в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях,
без современного инженерного оборудования, вдали от районных путей сообщения.
Такие населенные места до решения их перспективы (перенос, ликвидация и т.п.)
должны на месте обеспечиваться необходимым культурно-бытовым и прочим
обслуживанием. 50. Нормы обеспеченности жилой площадью
населения принимаются 9 кв. м для первой очереди и 12 кв. м на человека для
второй очереди (СНиП II-К.2-62), исходя из количества населения всей группы
городов и поселков. Кроме того, квартирный состав жилого фонда должен
соответствовать демографии населения (состав семей). V. Организация мест
массового отдыха населения и лечебно-оздоровительных учреждений 51. Санитарный надзор осуществляется в
отношении мест кратковременного и длительного отдыха, а также учреждений
лечебно-оздоровительного назначения. Организация мест массового отдыха
производится с учетом природных условий, размещения промышленности и
расселения. 52. Территории для организации мест
массового отдыха населения должны иметь благоприятные природные и
санитарно-гигиенические условия: располагаться в лучших и наиболее живописных
местах; лесах, рощах, у открытых водоемов; вдали от источников загрязнения
воздуха, водоемов и почвы; иметь удобные транспортные связи с населенными
пунктами. 53. Для мест длительного отдыха (дома
отдыха, пансионаты, летние городки отдыха, мотели, кемпинги, туристские базы и
пионерские лагеря) необходимы наиболее благоприятные природные условия и
большие площадки. Поэтому учреждения длительного отдыха, как правило,
размещаются за пределами промышленного района и обслуживают всю систему
расселения промышленного района. При этом время на поездку к местам длительного
отдыха не лимитируется (2 часа и более). 54. Места кратковременного отдыха
(лесопарки, спортивные и загородные базы, пляжи и водные станции, рыболовные и
охотничьи базы) в промышленных районах добывающей промышленности при групповых
формах расселения целесообразно размещать на окраине каждой группы городов и
поселков. В районах с преобладанием обрабатывающей промышленности с
централизованной формой расселения места кратковременного отдыха должны
равномерно располагаться за пределами селитебных территорий городов.
Транспортная доступность мест кратковременного отдыха населения не должна
превышать 30 - 40 мин. 55. Расчет необходимой территории и
вместимости учреждений и мест массового отдыха следует проводить в соответствии
со "Строительными нормами и правилами" (СНиП II-К.2-62, п. п. 2.30 и
6.13), учитывая расчетную численность населения города и пригородной зоны,
демографический состав населения, климатические и санитарно-гигиенические
условия. ┌───┬───────────────────────┬─────────────────────────────┬───────────────┐ │ N │ Наименование │Количество мест на 1000 чел. │Площадь участка│ │п/п│ учреждения ├─────────────────┬───────────┤ на 1 место в │ │ │ │при 9 кв. м жилой│ на │ кв. м │ │ │ │площади на 1 чел.│перспективу│ │ ├───┴───────────────────────┴─────────────────┴───────────┴───────────────┤ │ Учреждения длительного отдыха │ │ │ │1. │Дома отдыха │2 │6 │200 │ │2. │Пансионаты │5 │10 │200 │ │3. │Летние городки отдыха │4 │15 │125 │ │4. │Мотели ┐│1,3 │3,1 │150 │ │5. │Кемпинги ┘│ │ │175 │ │6. │Туристские базы │1,1 │3 │100 │ │7. │Пионерские лагеря │20 │40 │250 │ │ │ │ Учреждения кратковременного отдыха │ │ │ │1. │Лесопарки: │ │ │ │ │ │- для крупных и │ │ │200 ┐ │ │ │крупнейших городов; │ │ │ │ на │ │ │- для больших городов; │ │ │100 │ жителя │ │ │- для других городов │ │ │50 ┘ │ │2. │Спортивные базы ┐│ │ │ │ │3. │Загородные базы ││ │ │ │ │4. │Пляжи и водные станции││20 │50 │100 │ │5. │Рыболовные и охотничьи││ │ │ │ │ │базы ┘│ │ │ │ └───┴───────────────────────┴─────────────────┴───────────┴───────────────┘ Примечание: При
размещении учреждений отдыха на курортах или группами в других населенных
местах при наличии курортных парков и садов или лесопарков, примыкающих к
участку учреждений отдыха, допускается уменьшать нормы площадей участков домов
отдыха до 150 кв. м на одно место; пансионатов и туристских баз - до 75 кв. м и
летних городков отдыха - до 100 кв. м. 56. Прибрежные участки вдоль рек и
крупных водоемов в пределах 200 м от уреза воды в местах массового отдыха
населения не допускается занимать зданиями и сооружениями (за исключением
пристаней, пляжей и водных спортивных станций) или использовать для каких-либо
хозяйственных целей, препятствующих свободному доступу населения к водоему. 57. Вокруг крупнейших и крупных городов
следует предусматривать лесопарковый пояс шириной 5 - 10 км в зависимости от
местных условий. При отсутствии на территории пригородной
зоны лесов, водоемов, необходимых для организации лесопаркового пояса, следует
предусматривать создание лесных массивов и водоемов на землях, не используемых
в сельском хозяйстве. В пределах лесопаркового пояса не
допускаются все виды строительства, за исключением отдельных зданий и
сооружений, предназначенных для массового отдыха, занятий физкультурой и
спортом, зданий и сооружений, обслуживающих пригородное лесное и сельское
хозяйство, железнодорожных и автомобильных подъездов к городу, подстанций и
линий электропередачи. (СНиП II-К.2-62, п. 2.29.) 58. Дома отдыха, пионерские лагеря и
санатории не следует размещать в непосредственной близости к местам массового
кратковременного отдыха. Между местами массового отдыха и санаториями
необходимо предусматривать озелененные полосы шириной не менее 500 м. 59. Учреждения отдыха следует располагать
группами с объединением их единой системой обслуживания, инженерного
оборудования и транспорта. 60. На территориях при наличии природно-климатических,
гидроминеральных и других лечебных факторов осуществляется санаторно-курортное
строительство, которое организационно подразделяется на курортные комплексы,
зоны и районы. 61. Курортный комплекс - это
самостоятельное градостроительное образование группы санаторных учреждений
(санаториев, санаторных пансионатов), объединенное единой системой обслуживания
в радиусе пешеходной доступности учреждений повседневного пользования. - Предельная вместимость курортного
комплекса определяется на основании величины лечебных факторов, наличия
пригодных для застройки территорий с учетом возможности транспортировки
лечебных продуктов на более благоприятные участки. - Площадь земельного участка курортного
комплекса на одно место определяется в зависимости от природных условий
состояния застройки и других особенностей согласно СНиП II-Л.10-62. При этом
застраиваемая территория не должна превышать 25 - 30%, а территория зеленых
насаждений общего пользования и спортивных сооружений 60 - 65% общей площади. - Суммарная единовременная вместимость
санаторных учреждений курортного комплекса определяется на основе рационального
укрупнения обслуживающих учреждений, приемлемых радиусов пешеходной доступности
к ним, профиля санаториев, природных условий, этажности застройки и т.п. Границы округов и зон санитарной охраны
лечебных ресурсов определяются в соответствии с действующими строительными и
санитарными нормами и правилами. - Организация округов и зон санитарной
охраны лечебных источников и местностей при создании курортных районов
позволяет наиболее целесообразно решить вопросы размещения отдельных комплексов
на территории района с учетом перспектив развития, определить правильное
функциональное зонирование и в целом повысить уровень санитарного состояния
внешней среды курорта. - Состав и характер курортных учреждений
и сооружений определяется согласно рекомендациям СНиП II-Л.10-62. Территория
курортного комплекса должна делиться на основные функциональные зоны, которые
образуются: спальными корпусами и столовыми, лечебными и культурно-бытовыми
учреждениями, административно-служебными (в т.ч. хозяйственными) зданиями,
зелеными насаждениями общего пользования, спортивными сооружениями и
устройствами, жильем "аварийного" персонала. - В целях более полного обслуживания
больных и выздоравливающих курортный комплекс следует членить на группы
первичного обслуживания, представляющие собой несколько сблокированных спальных
корпусов, столовую и лечебно-диагностическую части (санаторий) или спальный
корпус и столовую (санаторный пансионат). В группе первичного обслуживания
рекомендуется устройство площадок тихого отдыха (20%), спортивных площадок
(50%), площадок для климатолечения (15%), мест для чтения (50%) и площадок для
утренней гигиенической гимнастики (100%). 61а. В городах различного
народнохозяйственного профиля могут быть созданы курортные зоны, состоящие из
нескольких курортных комплексов. 62. Агломерации курортных комплексов и населенных
мест, в которых градообразующей основой являются санаторно-оздоровительные
учреждения, могут образовывать курортные районы. В них объекты санаторно-курортного
строительства должны быть размещены по принципу профильного зонирования
(общесоматические, туберкулезные, психоневрологические, с заболеванием органов
кровообращения, органов дыхания нетуберкулезного характера, кожи, движения и
опоры, гинекологические, желудочно-кишечные, обмена веществ и др.). При этом рекомендуется избегать
чересполосного размещения санаторных и жилых зданий; необходимо осуществление
мероприятий по охране и улучшению природных факторов, санитарного состояния
населенных мест. VI. Гигиенические
требования к водоснабжению района 63. В разделе по организации
водоснабжения района должны быть даны: а) требования к развитию и размещению
основных сетей водоснабжения общерайонного значения; б) рекомендации к использованию водных
ресурсов района. 64. Требования к развитию и размещению
основных сетей водоснабжения общерайонного значения касаются: а) организации систем водоснабжения для
групп промышленных предприятий, для групп населенных мест, а также комплексных
для групп промпредприятий и населенных мест; б) создания крупных гидротехнических
сооружений общерайонного значения (каналы, плотины, водохранилища, строительная
и осушительная системы и др.). 65. Рекомендации к использованию водных
ресурсов района должны разрабатываться в направлении: а) определения норм водопотребления
населения и производств с учетом степени благоустройства населенных мест и вида
промышленности; б) определения перспективного роста
водопотребления, размещения водопотребителей для хозяйственно-питьевых и
производственных нужд по этапам развития промышленности, населенных мест; в) выявления возможных источников
водоснабжения для хозяйственно-питьевых, производственных и
сельскохозяйственных целей (подземные воды, поверхностные водостоки и водоемы)
с учетом их количественной и качественной характеристики, возможности улучшения
качества воды современными методами очистки, организации необходимых зон
санитарной охраны; использования для хозяйственно-питьевого водоснабжения, в
первую очередь, подземных вод; г) определения условий использования
очищенных промышленных и шахтных сточных вод для промышленных и сельскохозяйственных
целей; д) указания о целесообразности в
гигиеническом отношении применения для производственных целей оборотной,
повторной или замкнутой систем водоснабжения, позволяющих уменьшить расходы
воды, избежать сброса загрязненных сточных вод в водоемы и т.д. 66. В случаях, когда водные ресурсы
района не обеспечивают водопотребления населенных мест и промышленных
предприятий, необходимо: а) рассмотреть схемы водоснабжения
действующих предприятий с учетом возможного сокращения потребления питьевой
воды для производственных нужд; б) согласовать гигиенически
целесообразные меры по регулированию водного стока района; в) установить возможность использования
водоисточников межрайонного значения (находящихся за
пределами планируемого района). 67. Для районов с ограниченными водными
ресурсами определяются потребности в воде для нужд сельского хозяйства, а также
разрабатываются предложения по водному балансу района в целом. 68. При невозможности обеспечения
водоснабжения района в соответствии с гигиеническими требованиями следует
добиваться пересмотра экономического развития района в направлении сокращения
количества водоемких предприятий или замены их маловодоемкими, или проведения
специальных гидротехнических мероприятий. VII. Санитарная
оценка канализации района 69. В разделе по организации
канализования населенных мест района должны быть изложены: а) мероприятия по организации систем
канализации для групп промышленных предприятий, животноводческих ферм и
населенных мест района; б) гигиенические рекомендации к сбору,
удалению, обезвреживанию и сбросу промышленных и хозяйственно-бытовых сточных
вод, а также сточных вод от животноводческих ферм; в) предложения по созданию крупных
коллекторов сточных вод. 70. В рекомендациях по сбору, удалению,
обезвреживанию и сбросу промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод должны
быть: а) указаны возможные источники сточных
вод с учетом их качественной и количественной характеристики, определены места
сброса очищенных сточных вод; б) дана характеристика очистных
сооружений, их мощности и проектируемого качества очистки сточных вод; в) предъявлены требования к реконструкции
существующих и проектируемых систем канализации; г) изложены условия утилизации, очистки и
сброса попутных вод с предприятий добывающей промышленности. При устройстве
очистных сооружений малой производительности должна быть учтена возможность
расширения их на перспективу. 71. Очистка хозяйственно-бытовых сточных
вод, особенно в сельских условиях на полях орошения, земледельческих полях
орошения, должна быть рекомендована как основной метод обезвреживания их. Если
это невозможно по климатическим и почвенным условиям или вследствие отсутствия соответствующей
территории, необходимо предусматривать полную очистку и обезвреживание сточных
вод на искусственных биологических очистных сооружениях. Последние должны быть
использованы при условии совместного спуска хозяйственно-фекальных и
промышленных сточных вод. 72. Спуск сточных вод в водоемы
общественного пользования и степень их очистки следует намечать в соответствии
с "Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами"
N 372-61, учитывая необходимость охраны открытых водоемов и особенно мест
водозабора за пределами района. VIII. Санитарная
очистка района 73. В разделе по организации санитарной
очистки в районе должны быть: а) определены методы очистки для групп
промышленных предприятий и населенных мест; б) даны требования по выбору систем
очистки, ее технической оснащенности, а также мест обезвреживания отбросов для
отдельных населенных пунктов района. 74. При выборе методов очистки населенных
мест следует рекомендовать: а) для крупных городов - целесообразность
организации планово-подворной или планово-поквартирной очистки домовладений от
бытового мусора, обезвреживание мусора путем компостирования в штабелях, во
рвах или в биостабилизаторе после предварительного отбора утиля на
мусоросортировочных станциях, на усовершенствованных свалках; строительство
сливных станций для приема жидких отбросов из неканализованных домовладений; б) для средних городов, райцентров и
поселков - то же, что и для крупных городов, за исключением мусоросортировочных
станций в райцентрах и поселках. Для обезвреживания жидких отбросов из
неканализованных домовладений могут применяться поля ассенизации; в) для сельских населенных мест:
внедрение компостирования отбросов на индивидуальных усадьбах, участках
больниц, школ, клубов, на хоздворах и пр. с последующим использованием перегноя
в качестве удобрения. IX. Транспортные
связи в районе 75. Санитарная оценка междугороднего
транспортного сообщения в районе должна касаться, в первую очередь: а) условий и длительности пассажироперевозок
к местам приложения труда, быта и отдыха; б) условий размещения железнодорожного,
морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта относительно жилых
районов. 76. В целях профилактики усталости, а
также обеспечения культурно-бытовых запросов населения суммарные затраты
времени на передвижение от мест проживания до мест приложения труда и массового
посещения, как правило, не должны превышать в один конец: 40 мин. - в крупных и больших городах, а
также в других населенных пунктах, где места приложения труда размещены на
значительном расстоянии от жилых районов; 30 мин. - в остальных населенных местах
(СНиП II-К.2-62). 77. Остановочные пункты на
железнодорожных линиях должны устраиваться вблизи крупных предприятий, больших
жилых массивов, мест массового отдыха, спортивных центров или в пунктах
массовой пересадки пассажиров на городской транспорт. Расширение существующих сортировочных
станций в селитебной части городов не допускается. Новые сортировочные станции
следует размещать за пределами городов. В городах с населением 250 тыс. чел и
более, расположенных на главных железнодорожных магистралях, следует
предусматривать обходные железнодорожные линии для пропуска товарных поездов
без захода в город. Размещение в жилых районах, местах
массового отдыха и лечебно-оздоровительного назначения железнодорожных линий
для грузовых перевозок и подъездных путей, не обслуживающих указанные места, не
допускается. Жилая застройка городов должна иметь
санитарно-защитную зону вдоль железнодорожных линий и станций шириной не менее
100 м от оси крайнего пути. Находящиеся на территории существующих
грузовых станций склады и навалочные площадки долгосрочного хранения грузов,
расположенные в пределах селитебной зоны города, подлежат выносу в
коммунально-складские районы. Устройство новых складских помещений для
долгосрочного хранения грузов на территории грузовых станций, расположенных в
пределах селитебной территории, как правило, не допускается (СНиП II-К.2-62, п.
п. 4.3 - 4.10). 78. Новые морские и речные порты, судоремонтные
предприятия должны располагаться за пределами селитебной территории города и
зон санитарной охраны основных водозаборов с учетом удобного их обслуживания
железнодорожным и автомобильным транспортом. Между границами
территорий морских портов и жилыми и общественными зданиями необходимо
предусматривать разрывы: от границ рыбного района - 1000 м, от границ района
перегрузки и хранения пылящих грузов - 300 м, от резервуаров и сливоналивных
устройств в районах перегрузки и хранения легковоспламеняющихся и горючих
жидкостей на складах I категории - 200 м, то же на складах II и III категории,
от границ территории порта - 100 м. Районы речного
порта, предназначенные для размещения складов легковоспламеняющихся и горючих
жидкостей, должны быть размещены ниже по течению реки на расстоянии 300 м от
участков, предназначенных для использования реки населением, или выше по
течению реки на расстоянии 5000 м для складов I категории и не менее 3000 м для
складов II и III категории (СНиП II-К.2-62, п. п. 4.13 - 4.21). 79. Пассажирские автовокзалы
междугородних автомобильных линий в больших городах рекомендуется
предусматривать вне центра, но в удобной связи с ним и вокзалами других видов
внешнего транспорта. Автомобильные станции обслуживания с
ремонтными мастерскими, дорожные гостиницы следует располагать на выходах из
города к автомобильным дорогам I и II категории. В пригородных зонах городов рекомендуется
предусматривать устройство кольцевых или полукольцевых автомобильных дорог,
обеспечивающих возможность обхода города и въезд с внегородских автодорог в
город, минуя его центральную часть. Автомобильные дороги I и II категории не
должны пересекать территории населенных мест. Населенные пункты должны
располагаться лишь по одну сторону автодорог I и II категорий с удалением
городской застройки на 200 м, а сельской застройки на 100 м от края проезжей
части дороги. Санитарно-защитную зону между дорогой и населенным местом следует
озеленять с учетом требований шумо-, пыле- и газозащиты
(СНиП II-К.2-62, п. п. 2.36; 2.37; 4.22 и 4.23). 80. Аэропорты с их подсобными
сооружениями и постройками должны размещаться за пределами города, а именно:
аэропорты I категории - на удалении 30 км, аэропорты II категории - 20 км и
аэропорты III и IV категорий - 10 и 5 км (СНиП II-К.2-62). Площадь участка для летного поля
(аэродрома) следует принимать с учетом типов эксплуатируемых самолетов. Вокруг аэродрома (за границами летного
поля) следует предусматривать специальные зоны воздушных подходов, границы
которых устанавливаются в зависимости от местных условий и типов
эксплуатируемых самолетов (СНиП II-К.2-62, п. п. 4.24 - 4.28). X. Санитарный
надзор за реализацией проектов схем районной планировки 81. Предупредительный санитарный надзор
за разработкой проектов и схем районной планировки органами
санитарно-эпидемиологической службы осуществляется на стадиях: а) технико-экономических основ районной
планировки (ТЭО); б) проектов или схем районной планировки. 82. Контроль за
реализацией проектов или схем районной планировки органами
санитарно-эпидемиологической службы осуществляется в порядке текущего
санитарного надзора. 83. Органы санитарно-эпидемиологической
службы на стадии ТЭО путем ознакомления с местностью в натуре и материалами,
собранными проектной организацией, должны дать санитарную оценку
природно-климатических условий, характера существующего и перспективного
размещения промышленности, населенных мест, баз отдыха и благоустройства. 84. При рассмотрении ТЭО районной
планировки (пояснительная записка, графические материалы) органы
санитарно-эпидемиологической службы составляют заключение с краткой
характеристикой существующего санитарного состояния и перспектив развития с
указанием отрицательных и положительных моментов. Если ТЭО районной планировки
не вызывают возражений, органы санитарно-эпидемиологической службы
согласовывают их, если в ТЭО имеются существенные недостатки, невыполнение
требований действующих норм и правил, необходимо указать, какие мероприятия
следует осуществить перед началом или в процессе застройки района. 85. Рассмотрение проекта или схемы
районной планировки должно начинаться с решения в них следующих задач: а) изучения естественно-природных условий
и ресурсов района, выявления площадок, пригодных и условно пригодных для размещения
промышленных предприятий, населенных мест, баз отдыха и т.д.; б) характеристики современного и
перспективного размещения промышленных и энергетических предприятий, а также
влияния их выбросов на санитарное состояние воздуха, водоемов и почвы и установление
профилактических мероприятий; в) оценки санитарного состояния
населенных мест, расположенных на территории района, особенностей их
планировки, застройки, благоустройства, возможности дальнейшего развития;
особое внимание обращается на выбор рациональной системы расселения; г) определения санитарно-гигиенических
условий и принципов организации массового отдыха населения; д) изучения местных водных ресурсов, их
современного и перспективного использования, предложений по строительству
районных водопроводов, обводнения района и т.д.; е) правильной гигиенической оценки
источников накопления твердых и жидких отбросов, удаления и обезвреживания их,
предложений по строительству районных или групповых канализаций, систем
санитарной очистки и т.д.; ж) характеристики существующего и
перспективного транспортного обслуживания, размещения аэропортов, автостанций,
железнодорожных вокзалов, речных и морских портов, устройства и расположения
путей и автодорог, длительности и условий пассажироперевозок и т.д. Кроме того, необходимо проверить
выполнение санитарных предложений (заданий), разработанных для ТЭО районной
планировки. 86. Особое внимание следует обратить на
оценку перспектив первой очереди развития предусмотренных мероприятий, имеющих
неотложное санитарно-гигиеническое значение. На далекую перспективу возможна общая
оценка планов развития, основанная на перспективе развития района и на учете
гигиенических преимуществ и предельных возможностей различных вариантов
развития промышленности, энергетики, расселения. 87. Согласование схемы районной
планировки должно оформляться санитарным заключением, в котором рекомендуется
излагать следующие разделы: констатационная часть, замечания, предложения и
заключение. 88. В случае несогласия проектной
организации или утверждающей схему районной планировки инстанции с
предложениями в санитарном заключении окончательное решение принимается
вышестоящими органами санитарно-эпидемиологической службы Министерства
здравоохранения союзной республики и Министерства здравоохранения СССР в
установленном порядке. 89. Задачей Государственного санитарного
надзора за реализацией схемы районной планировки является контроль
за тем, чтобы все строительство первой, а затем и второй очереди
проводилось в полном соответствии с утвержденной схемой районной планировки. 90. Все изменения, вносимые в схему
районной планировки по ходу ее реализации, должны предварительно
согласовываться с органами санитарно-эпидемиологической службы в установленном
порядке. 91. Все случаи строительства, независимо
от его характера, с нарушением утвержденной схемы районной планировки, если
соответствующие изменения предварительно не были согласованы с органами
санитарно-эпидемиологической службы, подлежат строгому рассмотрению и при
необходимости пресечению вплоть до прекращения строительства. 92. Периодически (примерно один раз в 5
лет) схема районной планировки подлежит пересмотру, во время которого в нее
вносятся итоги застройки, дополнения и изменения, имеющие существенное
гигиеническое значение. Приложение ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РУКОВОДЯЩИХ МАТЕРИАЛОВ 1. ГОСТ 2874-54. Вода питьевая. 2. Инструктивно-методические указания по
составлению санитарной характеристики района и рекомендации к схеме районной
планировки сельских административных районов Украинской ССР. Киев, 1962 г. 3. Инструкция по составлению схем
районной планировки (И 116-56); гос. изд. лит. по стр. и архитектуре. М., 1956. 4. Примерная инструкция по составлению
проектов схем районной планировки сельскохозяйственных районов (одобрена
решением Госгражданстроя от 26.09.68, протокол N 23). 5. Примерная инструкция по разработке
проектов планировки и застройки сельских населенных мест (одобрена решением
Госгражданстроя от 26.09.68, протокол N 23). 6. Инструкция по установлению зон
санитарной охраны хозяйственно-питьевых водопроводов с подземными источниками
водоснабжения N 219-56, утв. зам. Гл. гос. сан. инспектора СССР 7 июля 1956 г. 7. Инструкция по применению
"Положения о санитарной охране курортов и местностей лечебного
значения", утв. Минздравом СССР 19 января 1948 г. 8. Источники централизованного
хозяйственно-питьевого водоснабжения. Правила выбора и оценки качества. ГОСТ
2761-57. 9. Методика комплексной районной
планировки территории (второе, переработанное издание). Киев, 1965. 10. Методические указания по составлению
схем планировки сельскохозяйственных районов. Гос. изд. лит.
по стр., арх. и стр. материалам. М., 1962. 11. Положение о проектировании зон
санитарной охраны центрального водоснабжения и водных источников. Утв. ВГСИ 7
мая 1938 г. 12. Районная планировка экономических
административных районов, промышленных районов и узлов. Руководство по
проектированию. Госстройиздат. М., 1962. 13. Рекомендации по планировке, застройке
и благоустройству курортов. ЦНТИ Госкомитета по гражданскому строительству и
архитектуре при Госстрое СССР. М., 1967. 14. Руководство по коммунальной гигиене.
Медгиз, т. I, 1961; т. II, 1962. 15. Санитарные нормы проектирования
промышленных предприятий. СН 245-63. Госстройиздат. М., 1963. 16. Санитарные правила проектирования,
строительства и эксплуатации хозяйственно-питьевых водопроводов. N 290-59. М.,
1959. 17. Строительные нормы и правила. Часть
II, раздел М, Глава I. Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы
проектирования. СНиП II-М.1-62. М., 1962. 18. Строительные нормы и правила. Часть
II, раздел Е, Глава 2. Передающие и приемные
радиоцентры. Нормы проектирования. СНиП II-Е.2-62. М., 1964. 19. Строительные нормы и правила. Часть
II, раздел Л, Глава 10. Санатории. Нормы проектирования. СНиП II-Л.10-62. М.,
1964. 20. Строительные нормы и правила. Часть
II, раздел Л, Гл. 19. Учреждения отдыха. Нормы проектирования. СНиП II-Л.19-62.
М., 1966. 21. Строительные нормы и правила. Часть
II, раздел К, Глава 2. Планировка и застройка
населенных мест. Нормы проектирования. СНиП II-К.2-62. М., 1967. |
|
© Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU" , 2010. Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы. При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка Внимание! Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием. |